Эмоциональное поведение старшеклассников в критической ситуации

2
0
Материал опубликован 17 March 2022

Автор публикации: В. Русинов, ученик 10А класса

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова»

Тарского муниципального района Омской области







Тема индивидуального итогового проекта

«Эмоциональное поведение старшеклассников в критической ситуации»














Выполнил:

ученик 10А класса

Русинов Владислав

Руководитель:

Лабикова М. Н.




Тара – 2022

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..


Теоретическая часть …………………………………………………………………….


1.1.

Психологическая характеристика старшеклассников ……………………


1.2.

Критические ситуации и их влияние на эмоциональное состояние старшеклассников …………………………………………………………..


1.3.

Управление эмоциональным состоянием в критических ситуациях ……





Практическая часть ……………………………………………………………………..


2.1.

Логика проведенного исследования ……………………………………….


2.2.

Анализ результатов проведенного исследования …………………………


2.3.

Продукт проектной деятельности ………………………………………….





Заключение ……………………………………………………………………………….


Список литературы ………………………………………………………………………


Приложения ………………………………………………………………………………



Введение


На протяжении многих лет эмоции определяли человеческие поступки. Согласно Аристотелю, эмоции, выполняя побудительную функцию, являются мотивационной основой, связующим звеном в процессе познания все более сложных объектов. Спиноза в своем учении об аффектах говорил о динамическом единстве эмоций с другими психическими явлениями, полагая, что они оказывают не только регулирующее, но и дезорганизующее воздействие на деятельность. [17]

Эмоции очень важны для человеческого самосознания и социальных отношений. Однако существует много разногласий. Даффи (Duffy, 1962), как, впрочем, и многие другие исследователи (напр., Lindsley, 1957) считает, что можно вообще обойтись без понятия "эмоция". Другие, как например Я.Рейковский, утверждают, что люди постоянно находятся под эмоциональным влиянием. Существует и такое мнение, что эмоции оказывают отрицательное влияние на поведение, даже способствуют развитию заболеваний. Некоторые ученые (Arnold, 1960а, б; Lazarus, 1968; Young, 1961) считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний.

Проблема эмоционального развития старшеклассников на сегодняшний день является сложной и сравнительно малоизученной. Несмотря на то, что старший школьный возраст традиционно считается одним из самых эмоциогенных и эмоциональные изменения рассматриваются в качестве главных новообразований этого периода, не существует единой, общепризнанной концепции эмоционального развития старшеклассников.[1]

В мире существует огромное количество разнообразных стрессов, которые снижают активность человека и обостряют взаимоотношения с окружающими. Очень важно научиться противостоять стрессу. Изучение проблем стресса и стрессоустойчивости личности является актуальным уже на протяжении многих лет. Среди исследователей, занимающихся изучением вопросов в данной области такие ученые, как Л.И. Анциферова, Н.Б. Витт, Г. Селье, Б.Х. Варданян, Л.В. Куликов, Е.Л. Щербаков и другие. [15]

Старшеклассники очень часто испытывают негативное влияние стресса. Период обучения в старших классах связан с множеством испытаний: экзамены, выбор профессии, новые социальные отношения. На данном этапе жизни у школьников формируется становление устойчивого образа «Я». Всё это открывает новый внутренний мир. Они стараются развивать свои ресурсы, используют и оперируют ими во время преодоления стресса. Важным ресурсом считается характер человека. У старшеклассников его развитие происходит гармонично, несмотря, на то, что со временем особенности характера не исчезают, а сохраняются на протяжении всей жизни. Однако при переходе к новому возрасту у юношей и девушек появляются самостоятельность, самоконтроль, уравновешенность. Если школьник психологически не готов к преодолению сложных ситуаций, то это отрицательно сказывается на личности и усложняет социальный переход старшеклассника в общество. Всё это сказывается на эмоциях и поведении. Поэтому важно оказывать поддержку старшеклассникам, что в свою очередь способствует предотвращению разрушения личности.

Цель исследования: раскрыть понятия «критической ситуации», проанализировать теоретико-методические подходы к исследованиям способов преодоления критических ситуаций.

Гипотеза исследования существует взаимосвязь причин и характера критических ситуаций, личностных характеристик и наиболее подходящих способов преодоления критических ситуаций.

Объект исследования – эмоциональное поведение старшеклассников.

Предмет исследования – особенности различных способов преодоления критических ситуаций старшеклассниками.



Задачи проекта:

Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме эмоционального поведения старшеклассников в критических ситуациях.

Раскрыть содержание понятий «эмоциональное поведение», «старшеклассник»

Изучить способы преодоления критических ситуаций старшеклассниками.

Обработать и проанализировать собранный в результате исследования материал, обобщить и сделать выводы.

Разработать продукт проектной деятельности.

Практическая значимость исследования:

Для реализации поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовалась следующая совокупность методов: изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, беседа, опрос, тестирование.

Базой исследования являлось БОУ «Тарская гимназия №1». Исследованием было охвачено 18 старшеклассников – учащихся 9 «В» класса.

Структура работы представлена введением, двумя частями (теоретической и практической), включающими 3 параграфа, заключением, списком литературы (включает 19 источников) и 7 приложениями.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Психологическая характеристика старшеклассников


Юность – период жизни после отрочества до взрослости. [4, с 234]. Это ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь уподобления другим людям, перенял от них способность к сопереживанию, к нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению норм, правил поведения в обществе.

В.С. Мухина так пишет о юности: Юность – чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка. [4., с 236]

Возраст старшеклассника 15-17 лет. Этот период жизни принято называть ранней юностью. Совершенствование нервной системы ведёт к более точным реакциям на различные воздействия. Хорошо развита моторика, ловкость, координация движений. Серьёзные изменения происходят в умственном развитии: мышлении, памяти, чувствах и эмоциях. Мышление юношей и девушек становится критическим. Они требуют обоснования и доказательства утверждений, которые слышат от взрослых. Старшеклассники любят употреблять в своей речи остроумные выражении, красивые фразы, очень любят поспорить, доказывая свою точку зрения. В этот период жизни у школьников увеличивается объём памяти, что в свою очередь способствует улучшению памяти и совершенствованию способов запоминания, применения наиболее рациональных приёмов произвольного запоминания материала.

Эмоциональное состояние становится более ровным, отсутствуют резкие аффективные всплески, нет поспешных суждений о людях, их качествах и чертах, характерных для подростков, многие поступки людей, на которые раньше старшеклассники не обращали внимания, находят эмоциональный отклик.

К 15-16 годам общие умственные способности уже сформированы и начинают улучшаться. Развивается более устойчивая и эффективная умственная деятельность. В этом возрасте молодые люди приобретают основу для развития оперативного мышления, способность делать выводы, выдвигать гипотезы и предположения, основанные не только на наблюдениях, но также на предположениях.

Юноши и девушки начинают подвергать сомнению ценности родителей, сравнивать их с другими родителями, которые лучше понимают своих детей. [13] Они постоянно сравнивают действительность с возможным, обнаруживая, что она далека от желаемого. Данная черта характерна и для подростков, но, в отличие от них, старшеклассники могут строить свои выводы на гораздо более высоком интеллектуальном уровне, приходить к более глубоким обобщениям.

Возникает проблема при выборе жизненных ценностей, стремлении сформировать внутреннюю позицию по отношению к другим людям, а также моральным ценностям. Всё это очень сложная духовная работа. Школьников волнуют серьёзные вопросы: как найти своё место в жизни, выбрать дело, которые придётся по душе, в чём смысл жизни, как стать настоящим человеком и многое другое.

Л.И. Божович и другие исследователи данного возраста (И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Е.А. Шумилин) связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что стремление в будущее становится основной направленностью и проблема выбора дальнейшего жизненного пути становится главной. [2], [3, с 187] Юноши и девушки стоят на пороге самостоятельной жизни. Для них очень важно выйти на правильный путь и найти своё место. Соответственно меняются требования и условия. Школьники должны быть подготовлены к выполнению гражданских обязанностей, к труду.

Характерная черта юношества – профессиональное и личностное самоопределение. Ведущая деятельность – учебно-образовательная. Проявляется большая избирательность к предметам. Главный мотив – желание получить любимую профессию. На данном периоде жизни наступает решающий этап в формировании мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Е.Е. Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством истинности, правильности. Поэтому мировоззрение взаимосвязано с решением жизненных проблем. Встают глобальные вопросы «В чём смысл жизни?», «Как жить?» [7, с 349]

Главным приобретением юности становится открытие своего внутреннего мира. Появляется способность к анализу и систематике своих действий, обобщению знаний о себе, необходимость разобраться в своих чувствах, поступках. Очень важно на данном этапе жизни общение со сверстниками. Благодаря общению юноши и девушки узнают то новое, что по каким-то причинам взрослые им не сообщили. Такое общение представляет своеобразный канал информации. Кроме того, оно способствует формированию коллективной дисциплины, даёт возможность противопоставлять личные интересы общественным. Товарищеская взаимопомощь, солидарность, формируют у старшеклассников чувство эмоционального благополучия. Главное правило здесь – заслужить уважение товарищей. С течением времени влияние товарищей растёт, старшеклассники проводят очень много времени со сверстниками.

Именно в юности каждый человек наиболее близко знакомится с миром культуры. Так как в этот период жизни он может позволить себе много читать, путешествовать, посещать театры, музеи, кинотеатры, концерты. В это время проявляется направленность личности. Одни – ставят конкретные цели, всё планируют. Другие – фантазируют, мечтают. Зачастую их мечты плохо сочетаются с реальностью. Существует и такая категория людей, которая удовлетворяет свои однодневные потребности. Их не волнует будущее, им не интересно, что будет с ними завтра. Они просто пассивно плывут по течению жизни. Есть категория старшеклассников, увлекающихся всем понемногу.

Для учеников старших классов свойственно громадное расширение кругозора, проявление теоретических интересов, самоанализ, а так же повышенная эмоциональная возбудимость: неуравновешенность, тревожность, смена настроения. Чем взрослее школьник, тем сильнее выражено улучшение эмоционального состояния. Эмоциональность в юности тесно связана с самооценкой личности. Происходит формирование представления о себе, независимо, истинно или нет, всё это влияет на поведение школьника, приводит к переживаниям.



1.2. Критические ситуации и их влияние на эмоциональное состояние старшеклассников.

Критические ситуации – это эмоционально значимые ситуации вызывающие особое состояние, имеющее свои субъективные и объективные характеристики, переживания. [2 , с 5]

Критическая ситуация определяется как ситуация невозможности реализации человеком внутренних необходимостей своей жизни: мотивов, стремлений, ценностей (Ф.Е. Василюк).[10]

В современной психологии описываются четыре ключевых понятия, которыми описывают критические ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса (Рис.1)



t1647515441aa.gif


t1647515441ab.gift1647515441ac.gift1647515441ad.gift1647515441ae.gif

t1647515441af.gift1647515441ag.gif


t1647515441ah.gift1647515441ai.gif




Рис.1 Виды критических ситуаций


Рассмотрим подробно виды критической ситуации.

Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у ребенка в деятельности и повседневной жизни. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г.Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное влияние, так и отрицательное. Это ответ организма на любое предъявление ему требований. Не всегда сложившаяся ситуация приятна для человека. Очень важно суметь быстро перестроиться и приспособиться к возникшей ситуации. Если матери сообщили о гибели в бою ее единственного сына, она испытывает сильное потрясение. Но если вдруг, через много лет окажется, что это известие оказалось ложным, мама почувствует сильнейшую радость. Стресс может быть связан с приятными и неприятными переживаниями. Если человек испытывает равнодушие, то уровень стресса очень низкий. Неприятный стресс носит название «дистресс».

Фрустрация – состояние, которое возникает в результате реальной или воображаемой помехи, что мешает достижению цели. [6, c 139] Школьник, находясь в подобном состоянии, испытывает беспокойство и напряжение, чувство безразличия, апатии, вину, тревогу, ярость, враждебность. Всё это приводит к нарушению внутреннего равновесия, вызывает напряжение. Возникает желание восстановить дисбаланс с помощью, какого-либо действия. Примером служит басня И. Крылова «Лиса и виноград», в которой главная героиня пытается достать виноград и не может этого сделать.

Слово конфликт происходит от латинского conflictus, то есть, столкновение. Столкновение не всегда связано с другим человеком. Бывает, что конфликт случается внутри самой личности, когда в сознании борются противоречивые факты и человек не может с ними справиться. Тогда необходима дополнительная мотивация для решения проблемы. Иногда не обойтись без хорошего психолога.

Слово кризис происходит от латинского слова krisis, что в переводе означает – решение. [19] Под кризисом подразумевается состояние, при котором перед человеком встает проблема, от которой либо совсем невозможно избавиться, либо невозможно избавиться в короткие сроки. Существует два типа кризиса. При возникновении первого типа серьезное потрясение сохраняется на протяжении длительного периода времени, но выход из сложившейся ситуации существует. Во втором случае безвозвратно теряются все жизненные замыслы, человек переосмысливает все свои жизненные ценности. В данном случае ему необходимо обладать большой силой воли и уметь приспосабливаться к новым условиям жизни.

Психологи считают, что возникновение критических ситуаций становится обязательным результатом взаимодействия между людьми. Доктор психологических наук Ф.Е. Василюк пишет: «С момента возникновения критической ситуации человек вступает в динамические отношения с ней, что представляется как процесс переживания» [9]. Соответственно, переживание критических ситуаций это работа личности, направленная на их преодоление.

Как ответная реакция на реальную действительность у человека возникают эмоции и чувства. Через эмоции и чувства человек выражает своё отношение к ситуации. Эмоции помогают людям ориентироваться в происходящих событиях, а также увидеть, насколько ценны многие предметы и явления. У каждого человека разный уровень выражения эмоционального состояния. Одинаковые события одного оставляют равнодушным, а у другого вызывают сильнейшее переживание. Если человек занимает активную жизненную позицию, то он всегда находится под эмоциями. Либо это грусть, либо радость, желание деятельности или жажда покоя, ожидание приятного или волнение.

Эмоциональное состояние человека, которое говорит о его психическом состоянии – это настроение. Если тебя преследует успех, большая удача, то соответственно и настроение поднимается. Негатив, неудача, все эти факторы отрицательно сказываются на настроении человека. Эмоциональный мир личности – это не просто красивый образ. Человеческая психика едина и целостна. Она пронизана эмоциями и переживаниями. Всё это обеспечивают гармонию и единство личности, а также противоречивость и конфликтность.

Для юношеского возраста характерно проявление повышенной эмоциональной возбудимости, проявляющейся в неуравновешенности, резкой смене настроения, тревожности. В то же время, чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развивается самосознание, самооценка, происходит формирование образа «Я», складывается система представлений о самом себе, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. Эмоциональное благополучие обеспечивается ситуацией успеха, условия формирования эмоционального поведения во многом зависят от самого школьника, его умения найти правильное решение.

Проблема эмоционального развития старшеклассников является сложной. Существует два основных подхода изучения данной темы. Первый – описательный. Представляет собой объяснение, описание эмоциональной жизни старшеклассника. При этом описание эмоции носит больше житейский характер. Второй подход – выделение аффективных изменений в данном возрасте. Старшеклассник, в отличие от ребенка младшего возраста, может развивать себя сам, он более гибкий и чувствительный, более восприимчив.[1]

Социальная ситуация юношеского возраста была проанализирована в работе К. Левина, согласно которой, старшеклассник находится в переходе из группы детей в группу взрослых. Всё это способствует тому, что эмоциональная сфера напряженна, неустойчива, чувствительна. П.М. Якобсон в своих работах, посвященных развитию эмоциональной сферы детей, уделяет значительное внимание изучению эмоционального развития старшеклассников. В частности, он отмечает, что общий рост личности старшеклассника, расширение круга его интересов, новый опыт общения со сверстниками ведет к «интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, связанных с кругом явлений нравственного порядка.[1]. Якобсон утверждал, что в этот период жизни закладываются основы эмоциональной жизни человека. Развиваются эстетические, патриотические и другие высшие чувства.[14,c18]

Рассматривая особенности эмоциональной сферы старшеклассников, А.Е. Ольшанникова отмечает, что «эмоциональное благополучие старшеклассника все больше начинает зависеть от следующих факторов: займет ли ребенок достойное место в коллективе, будет ли чувствовать себя равным, иметь авторитет среди сверстников» [4]. Для старшеклассников характерно появление идеалов и эмоций, связанных с ними, увеличение количества объектов, вызывающих эмоциональный отклик, способность контролировать свои эмоции. Мы приходим к выводу, что эмоциональные изменения выявляются практически во всех сферах эмоциональной жизни старшеклассников и имеют сложный характер.







Эмоциональную сферу, старшеклассников характеризует следующее:

t1647515441aj.gift1647515441ak.gift1647515441al.gift1647515441am.gift1647515441an.gift1647515441am.gift1647515441ao.gift1647515441ap.gif



t1647515441aq.gift1647515441ar.gif





Рис.2 Эмоциональная сфера старшеклассников


Очень важно оказывать психологическую поддержку школьникам, особенно в старших классах. Если старший подросток, находится в состоянии душевного равновесия, то ему намного легче противостоять всем трудностям. Это психически здоровый человек, у него не нарушены мышление, память, внимание, восприятие, эмоции. Технический прогресс и уровень развития общества определяют границы сложности программы. Избыток содержания ведет к трудностям усвоения учебного материала, а в итоге – к перегрузкам детей, являющимся главной причиной ухудшения здоровья школьников. Причиной перегрузок во многом является острая нехватка времени, которая связана во многом с неэффективными методами учебной работы школьников, когда успешность обучения связывается не с качественными, а с количественными показателями усвоения знаний.

Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха. Существенное увеличение учебной нагрузки в учебных заведениях не проходит бесследно: у этих детей достоверно чаще отмечаются распространенные и резко выраженные нервно-психические нарушения, частая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, снижается сопротивляемость организма, наблюдаются другие нарушения. Частыми проблемами, возникающими среди школьников старшего возраста, являются тревога и страх, связанные с учёбой, с выбором профессии. Тревога возникает из-за внутреннего напряжения. В результате возникают нарушения нервной системы. Что в свою очередь приводит к неуверенности, неопределенности. Школьник не понимает, чего от него хотят, так как нет однозначных требований. Появляется опасение, беспокойство, гнев, раздражение, отчаяние. Старшеклассник должен найти правильное решение в сложившейся ситуации. Сама критическая ситуация не зависит от каких-то посторонних сил. Обычно школьники с высоким уровнем тревожности занижают оценку своих достигнутых результатов. Из-за неуверенности они сталкиваются с трудностями в общении, особенно когда происходит смена коллектива. Для старшеклассников с низким уровнем тревожности характерна мотивация достижения успехов, которая перевешивает опасение возможной неудачи. Для высокотревожных старшеклассников важным стимулом является сообщение об успехе, для низкотревожных – сообщение о неудаче может стимулировать к деятельности.

Поведение старшеклассников с повышенной эмоциональной возбудимостью имеет свои особенности. Они эмоционально острее, чем их сверстники, реагируют на сообщения о неудаче, у них снижается работоспособность в стрессовых ситуациях. Таким образом, боязнь неудачи — характерная черта старшеклассников, обладающих повышенной эмоциональностью. Она доминирует над стремлением к достижению успеха.

Девушки и юноши имеют высокий показатель эмоциональных расстройств в ситуациях, связанных со школой, успеваемостью, общением с учителями. Повышенная эмоциональная возбудимость в старшем школьном возрасте способствуют развитию астении, порождает психосоматические заболевания.



1.3.Управление эмоциональным состоянием в критических ситуациях


В нашем современном мире человек подвергается огромному количеству разнообразных стрессов. Это природные изменения, перемены в социальной жизни. Всё это снижает активность человека и обостряет взаимоотношения с окружающими. Некоторые виды деятельности человека требуют большого расхода ресурсов, поэтому важно суметь противостоять стрессу. Для старшеклассников характерно повышение самоконтроля, более сдержанное выражение своего эмоционального состояния. Статус старшеклассников определяет и особенности их психики. Перед учениками встаёт вопрос о самоопределении, что подразумевает не независимость от взрослых, а ориентир на определение своего места в современном мире.

Самоопределение является основным психологическим новообразованием старшеклассников. И.В. Дубровина отмечает, что интерес к учению, развитие интеллекта у старшеклассников тесно связан с процессом самосовершенствования – стремлением повысить свой культурный уровень, желанием стать интересным, «многозначащим» человеком. [8] Г.С. Абрамова пишет, что период вступления в раннюю юность, в целом, связан с подъемом интеллектуальной активности на качественно новый уровень. Возрастает интерес к обобщению, осмыслению действительности. Если старшеклассник уже определился с выбором профессии, он может выбрать необходимые учебные предметы, повышается интерес к учебной деятельности. [8]. Повышается умственное развитие, интеллект, корректируется стиль мышления, способы восприятия, запоминания и мышления. Старшеклассник постоянно оценивает свои способности и ситуацию, которая способствует, либо препятствует удовлетворению потребностей старшеклассника. Для каждого человека характерна своя стратегия преодоления жизненных трудностей.


Согласно теории стрессоустойчивости все люди делятся

t1647515441as.gift1647515441at.gift1647515441au.gift1647515441av.gif

t1647515441aw.gift1647515441ax.gif



t1647515441ay.gif

t1647515441az.gif




Рис. 3 Виды стрессоустойчивости


Стрессонеустойчивые: Такие люди не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс. [14]

Стрессотренируемые: люди, готовые к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. [14]

Стрессотормозные: отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Если же стрессы следуют один за другим, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями. [14]

Стрессоустойчивые. Люди, готовые относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер они ни носили. Все стабильное и заранее предопределенное является чуждым и вызывает. Это умение эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохая приспособленность для работы в организациях с устоявшимися традициями. [14] Мы приходим к выводу о неблагоприятном влиянии стресса на организм человека. Он нарушает деятельность человека, нормальный ход его поведения. Для старшеклассников характерна повышенная эмоциональная возбудимость. В то же время, чем они старше, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Очень важно найти эффективные способы преодоления стрессовой ситуации.

Старшеклассники достаточно часто испытывают стресс, нервно-психическое напряжение. Учёные подтверждают, что стресс – это спутник старшеклассников. Неуклонно повышается интенсивность учебного процесса, постоянная нехватка времени, нарушение сна, различные конфликты, остается очень мало сил. Стресс нарушает привычный уклад жизни человека, нормальный ход его поведения; оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека. Необходимо уже при подготовке к ЕГЭ научиться снижать уровень тревоги. Очень важно проводить психологическую подготовку к итоговым экзаменам, предварительно ознакомить с процедурой экзамена. Актуально проведение дискуссий, обсуждений с учащимися их позиций и мнений. Это поможет поделиться страхами и переживаниями, соображениями с другими, скорректировать поведение на экзамене.

У каждого человека при возникновении напряженного эмоционального состояния изменяется мимика, темп речи, цвет лица. Человек становится суетливым, совершает много ошибок. Учащается дыхание, пульс. Можно снять напряжение, если переключить внимание от причины гнева, печали на их внешние проявления — выражение лица, слезы или смех и т.д. Это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны, а потому обладают способностью взаимовлияния.

Немецкий врач-психиатр Шульц в 1932 году предложил способ саморегуляции, который получил название аутогенная тренировка. Он полагал, что базисом всех трансовых состояний являются такие факторы, как мышечное расслабление, психологический покой, самовнушение и внушение, высокоразвитое воображение.

1. Мускулатура

Самый простой и эффективный способ эмоциональной саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры. Если научиться расслаблять лицевые мышцы и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Не сжаты ли зубы?», «Как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинают расслабляться. (Приложение 1)

2. Дыхание

Важным моментом в стабилизации своего эмоционального состояния является дыхание. Если человек научится влиять на свое дыхание, то сможет приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции. Необходимо контролировать ритм, частоту, глубину дыхания. (Приложение 2)

3. Визуализация

Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций. С помощью визуализации человек активизирует эмоциональную память, воспроизводит ощущения, которые он испытал раньше. Важно вжиться в представляемую картину, прочувствовать её и зафиксировать в сознании. (Приложение 3) Постепенно возникнет состояние расслабленности и покоя или, наоборот, активности, мобилизованности. [16]

Когда возникают чрезвычайные ситуации, они вызывают напряжение задолго до столкновения с ними. Поэтому необходимо подготовиться к ним. Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее само собой разумеющейся, привычной.

Устранение нежелательных эмоциональных состояний

Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить.

Второй способ – переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания.

Третий способ предполагает использование физической активности в качестве разрядки эмоционального напряжения.

Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. (Приложение 4)

З. Фрейд выделил несколько таких защит:

Уход — это физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитный механизм.

Идентификация. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция — «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности на другого человека.

Смещение — вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции.

Отрицание — это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-то события имеют место. Этот вид защиты более характерен для маленьких детей.

Вытеснение — крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.

Регрессия — возвращение к более примитивным формам реагирования на ситуацию.

Реактивное образование — поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. [18]



t1647515441ba.gif









Рис. 4 Методы психологической защиты З.Фрейда.


Проблемы, связанные с формированием поведения в кризисных ситуациях, являются ключевыми для школьников и особенно школьников старшего возраста. Поэтому разрабатываются различные поведенческие тренинги, связанные с подготовкой старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь, предупреждению в их жизни кризисных ситуаций и выводу из них. Человек, знакомый со сложной, критической ситуацией, правильнее реагирует на нее и находит целесообразное решение.[11]

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


2.1. Логика проведенного исследования

Целью настоящего исследования является изучение особенностей проявления эмоционального поведения старшеклассников в критических ситуациях.

Объект исследования: эмоциональное поведение старшеклассников.

Предмет исследования: особенности различных способов преодоления критических ситуаций старшеклассниками.

Гипотеза исследования предполагает, что эмоциональное поведение старшеклассников в критических ситуациях зависит от характера, причин и способов преодоления критической ситуации.

Задачи эмпирического исследования:

подобрать методики исследования влияния критических ситуаций на эмоциональное поведение учащихся старших классов.

исследовать эмоциональное поведение старшеклассников.

провести анализ полученных результатов, сделать выводы.

Исследование проходило на базе БОУ «Тарская гимназия №1». Исследуемая группа состояла из 18 старшеклассников – обучающихся 9 «В» класса.

Исследование проходило в три этапа в логике поставленных исследовательских задач:

1 этап – подбор методик, необходимых для проведения исследования и позволяющих выявить особенности влияния критических ситуаций на эмоциональное поведение старшеклассников;

2 этап – тестирование испытуемых;

3 этап – анализ результатов тестирования.

В соответствии с целью и предметом исследования, с учетом особенностей объекта нами были выбраны следующие методы:

Наблюдение, которое является неотъемлемой частью исследования и способствует получению необходимого аналитического материала и сведений.

Беседа, которая проводилась с обучающимися 9 «В» класса – участниками исследования с целью разъяснительной работы о целях психологической диагностики и формах её проведения.

Тестирование. В проводимом исследовании применялись: тестирование на тему «Уровень тревожности при проверке знаний», разработанное психологом Курганского Центра образования Джура Е.А. на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Ромицына (Приложение 5), методика самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона (Приложение 6), проведен анонимный опрос на тему «Фактор экзаменационной тревожности». Автор – О.Берестнева, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Искитима Новосибирской области.(Приложение 7).

С целью определения уровня эмоционального состояния старшеклассников при проверке знаний был проведен тест «Уровень тревожности при проверке знаний», который состоял их 10 вопросов. Учащимся было предложено ответить на вопросы однозначно «да», либо «нет». Каждый ответ приравнивался к одному баллу. Затем подсчитываем количество положительных ответов.

0 баллов – низкий уровень тревожности;

от 1 до 4 – средний уровень;

от 5 до 6 баллов – повышенный;

от 7 до 10 – крайне высокий.


Целью экспресс-диагностики С.Коухена и Г.Виллиансона явилось определение типов подверженности к стрессам. Тест состоял из 10 вопросов, для ответа на которые необходимо было выбрать подходящий ответ. Обработка результатов осуществлялась путем подсчета суммы баллов, набранных испытуемым по всем вопросам теста. Стрессоустойчивость определялась на основании количества баллов набранных испытуемым.

Таблица №1

Оценка стрессоустойчисости

(по методике самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона )


Оценка стрессоустойчивости

Количество баллов

Отлично

0,5

Хорошо

6,8

Удовлетворительно

14,2

Плохо

24,2

Очень плохо

34,2


С целью определения показателя эмоциональных расстройств у девушек и юношей в ситуациях, связанных с подготовкой к экзаменам, среди учащихся 9 «В» класса проведён анонимный опрос на тему «Фактор экзаменационной тревожности» В исследовании приняли участие 18 человек. Учащимся были предложены 10 утверждений и на каждое из них необходимо было ответить следующим образом: «верно» - а, «неверно» - б, «сомневаюсь»- в.

С помощью описанных выше методик было проведено исследование, результаты которого представлены в следующем параграфе проектной работы.



2.2. Анализ результатов проведенного исследования


В ходе работы над проектом мною было проведено практическое занятие в 9 «В» классе.

Цель исследования изучить влияния критических ситуаций на эмоциональное поведение учащихся старших классов.

Для получения данных об эмоциональной тревожности старшеклассников мною проведена диагностика определения уровня тревожности в ситуациях проверки знаний («Уровень тревожности при проверке знаний» Джура Е.А )

Получены следующие результаты исследования:

1 человек (6%) имеют низкий уровень тревожности. Состояние тревоги не свойственно, учащийся ожидает бурной реакции со стороны в ответ на свои высказывания, действия. Любит быть на виду, учёба и отношение к ней стоят не на первом месте. Высокая самооценка, уверенность в себе, независимость.

10 человек (56%) имеют средний уровень тревожности. Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний. Эмоциональные переживания носят адекватный характер. Ответственное отношение к учёбе, объективная оценка своих возможностей, уравновешенное поведение. Демонстрируя знания у доски, учащийся чувствует себя совершенно спокойно.

5 человек (27%) имеют повышенный уровень тревожности. Переживание тревоги, волнение перед незнакомой аудиторией слушателей, страх перед публичной демонстрацией своих знаний. Успешное выполнение письменных заданий.

2 человека (11%) имеют крайне высокий уровень. Уровень тревожности проявляется в ситуациях публичной оценки и при выполнении письменных заданий. Может проявляться слабость, дрожь в коленях, руках, несвязная речь. Заниженная самооценка собственных знаний.

Для наглядности уровни тревожности старшеклассников на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Ромицына представлены на рисунке 5.

t1647515441bb.gif

Рис. 5 . Уровни тревожности по методике многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Ромицына.

Вывод. Фактор тревожности является характерным свойством личности. Проявляются беспокойство, чувство страха, мнительность, напряжение, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности. Происходит психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска.


Целью экспресс-диагностики С.Коухена и Г.Виллиансона является определение типов подверженности к стрессам

Получены следующие результаты исследования:

3 человека (17%) обладают очень высоким уровнем стрессоустойчивости. Спокойны, уравновешенны.

7 человек (39%) обладают высоким уровнем стрессоустойчивости. Нервно-психические срывы маловероятны.

5 человек (28%) имеют средний уровень стрессоустойчивости. Однако существует вероятность нервно-психических срывов в экстремальных ситуациях.

2 человека (11%) имеют низкий уровень стрессоустойчивости. Неустойчивы в стрессе. Отличается повышенной склонностью к снижению качества деятельности в напряженных ситуациях.

1 человек (5%) обладает очень низким уровнем стрессоустойчивости. Высокая вероятность нервно – психических срывов. Склонен к конфликтности.

Для наглядности уровни самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона представлены на рисунке 6







Уровни самооценки стрессоустойчивости.

t1647515441bc.gif

Рис.6. Уровни самооценки стрессоустойчивости.


Проанализировав полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что существует достаточно широкий диапазон показателей, от низких до высоких. Данные, представленные на рисунке 6, показывают, что у учащихся доминирует высокая оценка показателя самооценки стрессоустойчивости. Это говорит о том, что учащиеся адекватно воспринимают свою стрессоустойчивость.

Среди учащихся 9 «В» класса также было проведено анкетирование экзаменационной тревожности. По результатам опроса были получены следующие данные:

Волнение по поводу учебных неудач создает накопление негативных эмоций, которые мешают идти к поставленной цели. В классе 13 девочек и 5 мальчиков. По результатам исследования из 13 девочек – 7 (54%) девушек и 3 (60%) юноши из 5 уверены в своих учебных способностях. Для остальных 46% девушек и 40% юношей характерна повышенная тревожность и эмоциональный дискомфорт, вызванные учебным процессом, которые отражаются на эмоциональном состоянии школьников.

Другой причиной тревожности является неорганизованность – неумение выполнить намеченное, нехватка времени, порождающая неуверенность в своих силах, создающие атмосферу эмоционального дискомфорта, на что указали 5 (38%) из 13 девушек и 2 (40%) из 5 обучающихся юношей.

Сложные контрольные работы, итоговые зачеты и экзамены также относятся к учебным стрессовым факторам, вызывающим у 10 из 13 девушек, что составляет 77% и у 4 из 5 юношей – 80% выраженные эмоциональные реакции, которые могут отрицательно отражаться на их здоровье. Плохие оценки, конфликтные отношения с учителями, недостаточное знание предмета, угрожающая возможность потерпеть неудачу, дефицит времени и т.п. являются причиной хронического эмоционально стресса у каждого второго старшеклассника.

Для наглядности фактор проявления экзаменационной тревожности изображён на рисунках 7а,7б, 7в.







Фактор экзаменационной тревожности.

Уверенность в своих знаниях.

t1647515441bd.gif


Рис.7а Уверенность в учебных способностях.


Уровень организованности

t1647515441be.png


Рис.7б Уровень организованности








Стресс, вызванный контрольными работами.


t1647515441bf.gif

Рис 7в Стрессовый фактор, вызванный контрольными работами.


В ходе исследования выявлены закономерности:

Все представленные формы проявления экзаменационной тревожности выражены примерно одинаково как у юношей, так и у девушек. Проблемы, связанные с учёбой беспокоят школьников больше, чем личные. Важно принять меры первичной профилактики, направленные на предупреждения невротических расстройств у старшеклассников, с этой целью необходимо создавать благоприятный психологический климат в классе для хорошего настроения школьников, ориентировать их на положительный результат.

Анализируя результаты диагностики старшеклассников, принявших участие в исследовании можно сделать следующие выводы:

Фактор тревожности является характерным свойством личности.

Наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска.

Среди учащихся доминирует высокая оценка показателя самооценки стрессоустойчивости

Все формы проявления экзаменационной тревожности выражены примерно одинаково как у юношей, так и у девушек

Таким образом, поставленная нами гипотеза подтверждена.




2.3. Продукт проектной деятельности

В ходе работы над проектом в качестве продукта проектной деятельности мною был разработан буклет на тему «Эмоциональное поведение старшеклассников в критической ситуации», который создан в Microsoft Word.

В буклете представлено описание эмоционального развития старшеклассников, понятие критической ситуации, виды критических ситуаций, понятие стрессоустойчивости. Приведены общие рекомендации по выходу из критической ситуации.

Заключение


Проведенное мною исследование позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время стремительно возрастает интерес к проблеме преодоления критической ситуации. Любая жизненная ситуация может стать критической, если подавляются следующие базовые потребности возраста: самоутверждение, независимость, самореализация, социальная компетентность, самоопределение. Возникающие стрессовые ситуации для старшеклассников могут быть связаны с личностными особенностями, с отсутствием жизненного опыта и навыков преодоления проблем. Критические ситуации оказывают значительное влияние на эмоциональное и физическое состояние школьника. Степень влияния зависит от тяжести ситуации. В условиях стресса необходимо контролировать эмоциональное поведение. Одним из способов «обезопасить» себя является способность развития эмоциональной устойчивости. Проблемы, связанные с формированием поведения в кризисных ситуациях, являются ключевыми для школьного возраста. Поэтому разрабатываются различные поведенческие тренинги, связанные с подготовкой старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь, предупреждению в их жизни кризисных ситуаций и выводу из них. Человек, знакомый со сложной, критической ситуацией, правильнее реагирует на нее и находит целесообразное решение. В данной работе представлены методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, которые способствуют регулированию эмоциональности.

Любая жизненная ситуация может стать для человека критической.

Столкновение школьника с критической жизненной ситуацией становится источником нервно-психического напряжения, что приводит к нарушению здоровья.

Высокий уровень психической устойчивости к критическим ситуациям и эффективные способы их преодоления являются залогом сохранения, развития и укрепления здоровья личности.

Преодоление критических ситуаций с помощью индивидуально подобранных методов является наиболее эффективным и простым способом преодоления критической ситуации.

Важно познавать особенности своей психики, научится понимать, что необходимо в данный конкретный момент для психологического комфорта человеку.

Таким образом, в ходе выполнения исследовательской работы были получены следующие результаты:

Уточнены и определены содержательные характеристики основных понятий исследования: критическая ситуация, виды стрессоустойчивости, фактор экзаменационной тревожности, уровни самооценки стрессоустойчивости, методы психологической защиты

Выделены эффективные и простые способы преодоления критической ситуации.

Определены тесты, позволяющие дать оценку эмоциональному поведению старшеклассников в критической ситуации.

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы провели исследование, в котором принимали участие 18 старшеклассников – обучающихся 9 «В» класса из БОУ «Тарская гимназия №1».

Мы подтвердили предположение о том, что существует взаимосвязь причин и характера критических ситуаций, личностных характеристик и наиболее подходящих способов преодоления критических ситуаций.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал может быть в дальнейшем развит и уточнён.

Список использованной литературы и Интернет-источников


Андрюшина Е.С. Понятие критической жизненной ситуации и её признаки //Е.С. Андрюшина// Вологдинские чтения – 2006- № 59 – с. 5.

Валеева Ж.С. Психология и педагогика // Вестник Томского государственного университета – 2007 - № 303 – с. 187.

Мухина В.С., Хвостов А.А: Возрастная психология: Детство, отрочество, юность (хрестоматия) / В.С. Мухина, А.А. Хвостов - Академия. Страниц, 2007 – 624 с

Ольшанникова А.Е.: Эмоции и воспитание – М.: Знание, 1983-80 с

Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций. – М.: «Прометей» МПГУ, 1998. — 252 с.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – Аспект Пресс, 2005 – 460 с

Якобсон К.М. Воспитание чувств– М: знание, 1976 – 64с

Валеева Ж.С.Психолого-педагогические особенности развития социально-неадаптированной личности подростка в условиях досуга. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-razvitiya-sotsialno-neadaptirovannoy-lichnosti-podrostka-v-usloviyah-dosuga (дата обращения 07.12.21)

Василюк Ф.Е Переживание-преодоление критических ситуаций. Режим доступа:https://studopedia.ru/18_7385_IV-perezhivanie-preodolenie-kriticheskih-situatsiy.html (дата обращения 12.12.21)

Василюк Ф.Е Понятие критической ситуации. Виды критической ситуаций и их возможные последствии. Режим доступа: https://studopedia.ru/5_45815_ponyatie-kriticheskoy-situatsii-vidi-kriticheskih-situatsiy-i-ih-vozmozhnie-posledstviya.html (дата обращения 12.12.21)

Гришина Н.В. Анализ работы школы по формированию навыков жизнестойкости у обучающихся. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/analiz-raboty-shkoly-po-formirovaniiu-navykov-zhizniestoikosti-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz.html (дата обращения 07.12.21)

Гришина Н.В. Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой. Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/54683 (дата обращения 03.12.21)

Дубровина И.В Особенности психического развития. Режим доступа:.https://studme.org/250236/pedagogika/obschaya_harakteristika_vozrasta#google_vignette (дата обращения 10.12.21)

Жмурова Л.С. Проблема стрессоустойчивости в психологии. Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/Oza0fUoba-U/all.html (дата обращения 03.12.21) Кочетова Н.В. Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников/Н.В. Кочетова Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10884/2/2019kochetovanv.pdf (режим обращения 02.12.21) Луньков А.И. Упражнения для саморегуляции эмоционального состояния. Режим доступа: https://studwood.ru/684312/psihologiya/vizualizatsiya (дата обращения 15.12.21) Печеневская Е.И. Формирование эмоциональной устойчивости подростков. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-emotsionalnoy-ustoychivosti-podrostkov (дата обращения 02.12.21) Радивоник Е.В.Способы саморегуляции эмоционального состояния. Устранение нежелательных эмоциональных состояний. Режим доступа: https://ckroir-volkovysk.schools.by/m/pages/sposoby-samoregulja (дата обращения 03.12.21) Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/844082 (дата обращения 03.12.21)


Приложение 1


Расслабление мимической мускулатуры




t1647515441bg.jpg























Приложение 2

Методика выполнения дыхательных упражнений

Сядьте на стул (боком к спинке), выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи.

Руки свободно положите на колени и закройте глаза, чтобы никакая визуальная информация не мешала вам сосредоточиться

Сосредоточьтесь только на своем дыхании. При выполнении дыхательного упражнения дышите через нос, губы слегка сомкнуты (но не сжаты). В течение нескольких минут просто контролируйте свое дыхание. Обратите внимание на то, что оно легкое и свободное. Следите лишь за тем, чтобы дыхание было ритмичным.

Глубокий вдох и последующий продолжительный выдох повторите несколько раз.

Контролируйте ритм дыхания. Ведь именно ритмичное дыхание успокаивает нервы, оказывает противострессовое действие.


t1647515441bh.jpg















Приложение 3

Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека



t1647515441bi.jpg

























Приложение 4



t1647515441bj.png



t1647515441bk.jpg

Приложение 5

Уровень тревожности при проверке знаний

(Джура Е.А , психолог Курганского Центра образования.)


Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?

Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?

Выполнив задания, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова?

Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена?

Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошая зная материал, только из-за того, что волнуешься при ответе?

Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий?

Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу?

Приложение 6



Тест самооценки стрессоустойчивости

(С.Коухена и Г.Виллиансона)

1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-

под вашего контроля?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

3. Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими

личными проблемами?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите? Никогда - 4.

Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас

требуют?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно

преодолеть?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.



Приложение 7

Анкета экзаменационной тревожности

(О.Берестнева . Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Искитима Новосибирской области)


Инструкция: Внимательно прочтите 10 утверждений и каждое из них оцените следующим образом: «верно» - а, «неверно» - б, «сомневаюсь» - в.


1. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.

2. Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.

3. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед зачетом или экзаменом, даже если неуверен в своих силах.

4. Я захожу в аудиторию, где принимают зачет или экзамен, в числе первых и не задумываюсь над тем, какие задания мне предстоит выполнить.

5. Во время подготовки к экзаменам я сплю спокойно, во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы.

6. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.

7. Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету недостаточны для успешной сдачи экзамена.

8. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.

9. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом или экзаменом.

10.Во время устного или письменного ответа от волнения я забываю то, что знаю.

28

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации