Статья «Психофизические и эмоциональные техники эмоциональной разгрузки педагога»
Психофизические и эмоциональные техники эмоциональной разгрузки педагога.
Если ты будешь улыбаться, буду улыбаться и я.
И совсем не важно, увидишь ли ты мою улыбку, или увижу ли я твою.
Ведь важнее не то, что мы видим. Куда важнее то, что мы чувствуем.
Одним из главных направлений сохранения здоровья педагога является эмоциональная разгрузка.
Осознанный подход к отдыху и рациональному распределению собственных ресурсов, это залог сохранения психического и физического здоровья.
Использование в своей практике техник эмоциональной и психофизической разгрузки это уже не роскошь, а повседневная необходимость.
С целью сохранения здоровья педагогического состава, профилактики эмоционального выгорания, и сохранения коммуникативного баланса, в учреждениях образования созданы службы психологического сопровождения.
Службы психологического сопровождения, в первую очередь, нацелены не только на мониторинг кризисных ситуаций, выявление проблемных зон, решение возникающих сложностей, а так же, и на создание условий гармонизации жизнедеятельности педагогической среды.
Применение техник эмоциональной и психофизической разгрузки способствует:
Снятию эмоционального и физического напряжения;
Улучшению психического здоровья;
Повышению работоспособности;
Управлению психическими состояниями.
В ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» в направлении работы по сохранению психического и физического здоровья педагогического состава, была разработана программа эмоциональной разгрузки «Luxury».
Программа предусматривает использование в работе следующих техник эмоциональной и психофизической разгрузки:
Аудиальные техники. Техники эмоциональной разгрузки, направленные на работу со звуковым выплеском эмоционального напряжения через проговаривание, выкрикивание, пение.
Примерами такой формы загрузки могут служить: медитативное пение, разговор на незнакомом (вымышленном) языке, проговаривание с различной интонацией и эмоциональным окрасом.
Визуальные техники. Визуализация психического состояния. Примерами данной техники могут быть: работа с воображением, песочная и арт терапии, отвлечение внимания.
Психофизический тренинг. Механизм разгрузки направленный на снятие физического напряжения. Примеры техники: двигательные и тактильные упражнения, театрализация, йога, медитация, yoga-dance, танцевальная терапия.
Дыхательные техники. Снятие эмоционального и физического напряжения, через дыхательные упражнения. Примеры техники: медленное дыхание, дыхание с паузами, глубокое дыхание, звуковое дыхание, двигательное дыхание.
Мотивационно-волевые техники. Улучшении психической устойчивости личности педагога.
Важно помнить о том, что владение техниками эмоциональной и физической разгрузки дает возможность педагогу управлять своими ресурсами и резервами, регулировать психофизические и эмоциональные состояния, и сохранить собственное здоровье.
Вспомогательная литература:
1. Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. СПБ.: — Питер, 2011.,
2. Адлер Гарри. Природа человеческого интеллекта. М.: — - Фаир-пресс, 2014г.,
3. Дженнингс С., Минде А. "Сны, маски и образы". Практикум по арт-терапии. М.: — "Академия" 2013.
4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. СПБ.: — Питер, 2000 г.,
5. Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. Ростов н\Дону.: — Феникс, 2013 г.,
6. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: — Питер, 2000 г.,
7. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. — Феникс, 2018.
8. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство Пирожкова, 2012 г.
Куликова Ирина Геннадьевна
Daniel Mukhabovich Kapov
Кияйкина Наталья Федоровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Daniel Mukhabovich Kapov
Кияйкина Наталья Федоровна
Daniel Mukhabovich Kapov