12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коваленко Светлана Владимировна42

Возможность формирования критического мышления у старшеклассников на уроках истории.

С. В. Коваленко

1 курс магистратуры исторического факультета КГПУ им. В. П. Астафьева


 

Научный руководитель А. В. Толмачева

кандидат исторических наук, доцент

История, критическое мышление, личность, студенты, старшеклассники, становление, деятельность.

History, critical thinking, personality, students, high school students, formation, activity

В данной статье рассматривается работа учителя на уроках истории, цель которой – формирование критического мышления у учащихся. В статье описаны главные вопросы развития критического мышления у школьников. Анализируется актуальность формирования и развития данной технологии, ее цель, сущность и методы. Цель статьи – установить общее представление о критическом мышлении при формировании у старшеклассников. Рассмотреть, почему данная технология актуальна и возможна при проведении уроков истории в старших классах.

Статья подойдет для преподавателей общеобразовательных учреждений, студентов, а также для людей, которые интересуются современной педагогикой.

This article examines the work of a teacher in history lessons, the purpose of which is to form critical thinking in students. The article describes the main issues of the development of critical thinking in schoolchildren. The article analyzes the relevance of the formation and development of this technology, its purpose, essence and methods. The purpose of the article is to establish a general idea of critical thinking in the formation of high school students. Consider why this technology is relevant and possible when conducting history lessons in high school.

The article is suitable for teachers of general education institutions, students, as well as for people who are interested in modern pedagogy.


 


 


 

Мы живем в современном обществе, которое диктует новые требования к формированию личности. Проблемы, с которыми сталкивается человек, требует быстрого решения. В современном мире нужна такая личность, которая будет успешна. Воспитать такую личность должны учителя. Именно учителя учат обучающихся работать с источниками информации, организовывают работу, по ее оценке, помогают находить нужные знания, что позволяет использовать ее в будущем. Все рассмотренные моменты присутствуют при формировании критического мышления. «Главная задача учеников – научится находить знания, критически мыслить. Они должны уметь воспринимать новую информацию, критически и тщательно ее изучать и анализировать. Учитель обязан уделять особое внимание развитию критического мышления у учащихся» [1].

Исходя из требований ФГОС к образовательному процессу, педагог должен пользоваться современными технологиями. Технологии, которые использованы на уроках обязаны отвечать требованиям. Технология развития критического мышления наиболее полно отвечает современным требованиям. Ее цель – развитие критического мышление через активизацию учащихся в образовательный процесс.

Проблема современного мира заключается в нескольких моментах. Обществу необходимо воспитать человека, который способен критически мыслить, но в школе встречается очень мало процессов, которые могут сформировать эту позицию. В данной работе мы рассмотрим возможность формирования критического мышления у старшеклассников на уроках истории

Данная технология впервые была рассмотрена в конце ХХ века в США. (Темпл, Д. Стил, К. Мередит). До сих пор данной технологии ученые уделяют особое внимание. Рассматривают развитие технологии, ее методы, приемы, применение на практике. Этим вопросом занимаются С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская, Л. Л. Ткачева, Ю. Г. Понкратова, Д. Халпрн, Д. М. Шакирова и многие другие.

Изучение критического мышления в психологической, педагогической и методической литературе говорит нам о важности развития данного мышления у школьников, особенно в старших классах. Развитие критического мышления является очень важным направлением в научных исследованиях, ведь оно выражается в обновлённых требованиях к выпускникам школы.

При использовании технологии развития критического мышления предполагается возникновение проблемного (критического) характера обучения. Это проявляется в том, что учащиеся самостоятельно находят знания и понимают, зачем они им нужны, как в дальнейшем они смогут их использовать для решения важных задач [2].

«Критическое мышление – это вид деятельности человека, при котором возникает высокий уровень восприятия, понимания и объективности к информационному полю, который окружает человека. В ней соединены разные методы и идеи различных технологий, групповые и парные способы обучения, а также варианты при которых возможно развитие образования» [3].

В настоящее время обучение направлено на воспитание личности. Цель преподавателя – сделать обучение практичным, важным, но в тоже время доступным и интересным. На уроках истории часто приходится работать с сухими фактами и данными, именно поэтому очень важно технология критического мышления. Она позволяет включать в урок такие методы и приемы, которые способны сделать урок более интересным и легким в понимании у старшеклассников. Они позволяют сформировать учащимся свою собственную позицию, овладеть навыками работы с источниками, справочниками и картами.

Почему же именно в старших классах особенно необходимо включать развитие данной технологии на уроках истории?

Отличительная черта учебной деятельности старшеклассников – самостоятельность. Их мышление уже более мотивированно, творческое и они уже могут научно обосновывать свои высказывания. «Старшеклассники уже пытаются узнать различные мнения, а также высказать свое. В этом возрасте они интересуются не итогом, а самим ходом анализа, они способны создать свои различные доказательства и предположения» [4].

При формировании критического мышления у старшеклассников очень важен интерес к наукам и разным сферам жизни человека. Ученики старших классов могут сами отслеживать этапы технологии развития критического мышления (вызов, осмысление, рефлексия). Старшеклассники способны сами сформировать свои цели, выстроить пусти своего развития и предположить результат, к которому они придут.

Формирование критического мышление у учащихся, особенно в старших классах, возможно при выполнении на уроках истории при наличии следующих умений:

* Критическая оценка информации;

* Поиск логических ошибок;

* Сравнение и анализ ресурсов;

* Подбор достоверной информации.

Формирование критического мышления способствует осуществлению работы учеников, которая ориентирована на овладение способами предоставленного мышления в контексте процесса преподавания ситуации как системы - от цели к итогу [5].

Но существует и ряд трудностей, с которыми столкнулись учителя. У некоторых старшеклассников были недостаточно развиты навыки самоконтроля, что не позволяло им прийти к самостоятельному анализу. Также некоторые старшеклассники не могли найти недостатки своих работ и отнестись к работе более критично. Другие ученики не смогли самостоятельно решить задачи, были выявлены трудности.

Приемов, методов и различных средств при формировании развития критического мышления достаточно большое количество. Одним из способов удачной реализации считается устная работа. При ней на уроках истории, учащиеся могут самостоятельно выстраивать свою точку зрения и доказывать ее. Важным критерием является критическая оценка своих результатов.

Развитие критического мышления очень важно на уроках в средней школе. Ведь именно при его формировании у учащихся складываются такие умения, которые необходимы для решения различных задач. «В его основе формирования критического мышления присутствует необходимость рассмотрения причинно - следственных связей, учет разных фактов, мнений, навыков и аргументов изложения решения своей проблемы» [6].

Литература

1. Понкратова Ю. Г. Развитие критического мышления как социально и личностно значимой способности современного школьника / / Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. № 6/3. с. 52-56.

2. Гальперн Д. Психология критического мышления / Д. Гальперн. - СПб., 2000. - 224 с.

3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.

4. Шакирова Д. М. Формирование критического мышления студентов и студентов: модель и технология / / Образование. технология и общество .Окс. 9, № 4. 2006. с. 292

5. Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. – С. 120-126.

6. Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления / Р. Бустром. М.: Открытое общество, 2000.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.