Родительское собрание на тему «Конструктивное поведение в конфликтной ситуации» (1 класс)
Семинар с элементами тренинга
«Конструктивное поведение в конфликтной ситуации»
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. Зачастую конструктивной беседе мешает излишнее эмоциональное напряжение партнеров по общению. Родители и воспитатели детских садов часто оказываются в эпицентре межличностных ситуаций с мощным эмоциональным зарядом. Типичной реакцией на агрессию тогда становится защита в форме ответной агрессии, оправданий или ухода из ситуации. Современному родителю необходимы и навыки разумной конфронтации, и умение уклониться от конфронтации, не выходя из ситуации.
Проблема конфликта между родителями и педагогами, между родителями – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.
Моей задачей было дать нужную информацию с практическими заданиями, поэтому мы остановились на такой форме, как семинар с элементами тренинга «Конструктивное поведение в конфликтной ситуации».
Цели собрания:
1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в детском саду.
2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
Ход встречи
- Добрый день, уважаемые родители! Наше собрание посвящено теме: «Конструктивное поведение в конфликтной ситуации». Прежде чем начать обсуждать эту тему, я предлагаю выполнить тренировочное упражнение. Оно позволит настроится на работу.
1. Упражнение «Фруктовый салат»
Цели: снять напряжение, психологические зажимы участников тренинга; создать комфортную и творческую атмосферу для работы в группе.
Группа сидит в круге. Каждый участник получает карточку с названием фрукта. В кругу не более 6-7 названий фруктов. Из круга убирается один стул, а тот, кто сидел на нем, становится ведущим. Ведущий командует: «Делаем фруктовый салат из ананасов!», участники с карточкой ананаса меняются местами, ведущий стремится занять свободное место.
2. Упражнение «Хорошо-плохо»
Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т. д.
1. Как вы думаете, чему учит это упражнение? В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать диссонансы и недопонимания, иными словами конфликтные ситуации.
А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликты?
Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Как вы думаете, в условиях детского сада, с кем могут возникнуть конфликтные ситуации? (обсуждение)
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.
3. Упражнение «Плюсы и минусы конфликтов»
Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов.
1. Трудно ли было выполнить задание?
2. Что было сложнее выделить – плюсы или минусы?
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.
Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.
Н. В. Клюева предлагает характеристику конфликта:
Конструктивные стороны конфликта:
• Конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
• Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
• Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
• Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
• Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом
Деструктивные стороны конфликта:
• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
• Представление о победителях или побежденных как о врагах.
• Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут после конфликтных переживаний.
80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
4. Упражнение «На узеньком мосту»
Выделяют пять основных форм взаимодействия в конфликтной ситуации:
Противодействие – ориентация на собственные цели без учета целей партнера по общению;
Приспособление – предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера;
Избегание – уход от контакта, потеря собственных целей;
Компромисс – реализуется в частном достижении целей партнера ради условного равенства;
Сотрудничество – направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.
Какая существенная разница между компромиссом и сотрудничеством? Какая из стратегий наиболее благоприятна при решении конфликтных ситуаций?
Ведущий предлагает смоделировать игровую ситуацию конфликта. На узком длинном мосту встречаются два человека. Каждому нужно попасть на свой берег как можно быстрее. Внизу течет глубокая полноводная река. Выбираются два добровольца и выходят из аудитории. Они договариваются между собой о моделировании какой-то стратегии поведения в конфликтной ситуации и демонстрируют ее. Участники угадывают, какая стратегия была изображена.
1. Какие стратегии поведения позволили решить конфликтную ситуацию и почему?
2. Какие стратегии поведения Вы чаще используете в жизни.
5. Разыгрывание ситуации: «Дети с воспитателем были на прогулке, мама пришла забирать ребенка и обнаружила, что у ребенка холодные руки из чего мама сделала вывод, что ребенок сильно замерз. Мама высказывает претензию, что дети долго гуляют в холодную погоду»
Ведущий просит разыграть конфликтную ситуацию, с которой он, может быть, не смог справиться в реальной жизни и обратиться к кому-то из сидящих с претензией.
Задача его партнера — как-то взаимодействовать с оппонентом. Спустя 2 минуты диалог прерывается, даже если он еще не вполне закончен, и нападающего просят определить, снизилось его напряжение, осталось на прежнем уровне или даже повысилось.
Тренер с помощью группы анализирует результаты и называет техники, которыми пользовались участники. Часто способы взаимодействия с агрессивно настроенным партнером оказываются неконструктивными и не столько снижают напряжение, сколько, напротив, повышают его. Участникам группы предлагается разделить лист вертикальной чертой пополам и в левый столбец записывать техники, снижающие напряжение, а в правый столбец — повышающие его. После окончания игры ведущий дополняет перечень техник
Снижающие напряжение
Предоставление партнеру возможности выговориться.
Вербализация эмоционального состояния:
а) своего;
б) партнера
Проявление интереса к проблемам партнера.
Подчеркивание общности с собой и партнером,
Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
В случае вашей неправоты — немедленное признание ее.
Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
Обращение к фактам.
Спокойный уверенный темп речи.
Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз техниками, которые не были спонтанно использованы в разыгрываемых ситуациях.
Повышающие напряжение
Перебивание партнера.
Игнорирование эмоционального состояния:
а) своего;
б) партнера
Подчеркивание различий между партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)
Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.
Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
Поиск виноватых и обвинение партнера.
Переход на «личности».
Резкое убыстрение темпа речи.
Избегание пространственной близости и наклона тела.
5. Упражнение «Конфликт в транспорте» (используя техники, снижающие напряжение)
В комнате ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе, один – впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.
1. Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?
2. Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?
3. Какие чувства испытывали играющие?
4. Чей способ решения проблемы самый успешный?
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Итак, сегодня мы поговорили о конфликтах, выяснили, что конфликты имеют не только отрицательные, но и положительные стороны. Узнали о стратегиях, которые принимают люди в конфликтных ситуациях. Обсудили способы поведения в конфликтах.
1. Была ли информация новой для вас?
2. Что возьмете с собой?
3. С чем категорически не согласны?
Литература:
Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е, – М.: “ЧеРо”. – 2004.- 240с.
Лунева О.В. Общение // Знание. Понимание. Умение. – 2005. - №4 – с.157-159Г
Мириманова М.С. Конфликтология: – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. -320с.
И.Б. Дерманова Е.В. Сидоренко тренинговые упражнения: «Профессиональные навыки поведения вэмоционально напряженных ситуациях». Психологический практикум. - С-Петербург изд. «Речь» 2003г.
Памятка
«Стратегия поведения в эмоционально-напряженной ситуации»
1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
2. Вербализация эмоционального состояния:
а) своего
б) партнера (например, «Я понимаю, что вы в данный момент расстроены, обижены», «Что вы испытываете обиду, гнев»)
3. Проявление интереса к проблемам партнера.
4. Подчеркивание общности с собой и партнером
5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
6. В случае вашей неправоты — немедленное признание ее.
7. Обращение к фактам.
8. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
9. Спокойный уверенный темп речи.
10. Поддержание оптимальной дистанции.