12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45129
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Островлянчик Павел

г. Брянск, МБОУ «Гимназия №5»

Еще раз о подвиге

Колеса автомобиля несут меня по направлению к Калуге. За окном обычный пейзаж средней полосы России. Бескрайние поля и леса и синее-синее небо. Пейзаж, залитый золотым светом заходящего солнца, пронизан спокойствием и умиротворением. Внезапно на обочине дороги, на 153-ем километре автодороги Калуга-Вязьма я замечаю небольшой памятник. Позже, покопавшись в интернете, я узнал об удивительной истории его создания.

Все началось с того, что местный житель Лев Марченков, работая в поле, наткнулся на куски дюралюминия. Это легкий и прочный металл, из которого во времена войны изготавливали самолеты. Он написал письмо в Калужский краеведческий музей. Эту информацию решили проверить, и 13 марта 2014 группа поисковиков «Военный историк» выехала на место предполагаемой гибели самолета. Из рассказов местных жителей, в том числе многочисленных ныне живущих там свидетелей событий осени 1941 года, о пикирующем на колонну фашистов бомбардировщике поисковикам стало ясно, что информация верная. Приступили к раскопкам. Проведение их осложнялось не только тем, что буквально в паре метров проходит оживленная трасса Калуга — Вязьма, но и самими обстоятельствами гибели самолета, в результате которых его фрагменты и останки тел экипажа были разбросаны на многие десятки метров. Обстоятельства эти, как рассказывает поисковик, заключались в том, что в своем боекомплекте Пе-2 нес почти тонну взрывчатки, кроме того, в топливных баках находилось немалое количество горючего. При падении бомбардировщика на колонну фашистов произошел сильнейший взрыв, перемешавший и разбросавший на местности как советскую авиатехнику и летчиков, так и солдат противника. Впрочем, уже первый осмотр дал результаты: на глубине штыка лопаты поисковики обнаружили большое количество частей агрегатов и фюзеляжа советского самолета, что подтверждает факт его падения именно в этом месте, в семи метрах от дороги на 153-м километре трассы Калуга — Вязьма. Дальше – больше. Экскаватором начали снимать грунт. Показалась голубая, необычная для тех мест, глина, что только прибавило уверенности поисковикам, знавшим, что в такой цвет, сохраняющийся десятилетиями неизменным, она окрашивается только при попадании в нее большого количества керосина и других горюче-смазочных материалов. В результате вырыли яму почти в четыре метра глубиной. Нашли три единицы вооружения — крупнокалиберный и два скорострельных пулемета, части приборной панели и топливной системы самолета. Однако главного результата экспедиции, того артефакта, по которому можно было бы выяснить, что это был за самолет, и установить имена его героического экипажа, все еще не было. Вся надежда оставалась только на установление данных о самолете по серийному номеру одного из моторов крылатой машины. Всего их было два. Однако один из них, как рассказали поисковикам местные жители, при реконструкции дороги в 1962 году был уже найден и перевезен на Калужский турбинный завод, где хранился некоторое время, а потом был отправлен в Москву, там его следы и затерялись. Но все же в результате почти дня непрерывного поиска такой важный остаток крылатой машины все-таки удалось найти. И началась работа в архивах — вторая, но не менее важная, нужная и ответственная часть работы всех военных археологов. По ее итогам через несколько дней после завершения экспедиции удалось установить, что это был за самолет. Как оказалось, подбитый противником и спикировавший на их пешую колонну, направляющуюся в сторону Калуги, советский Пе-2 с номерами моторов 1356 и 1528 был приписан к 46-му скорострельному бомбардировочному полку 77-й смешанной авиационной дивизии. Базировался он в нескольких километрах от места своего падения, на аэродроме Степыгино. Интересно, что выпущен он был на 22-м авиазаводе всего более чем за сорок дней до своей гибели, 30 сентября 1941 года. Выяснили калужские любители военной истории и имена всех трех членов экипажа самолета. Ими оказались командир экипажа младший лейтенант Виктор Михайлович Денисов, второй пилот (штурман) младший лейтенант Иосиф Петрович Кравцов и стрелок-радист сержант Николай Степанович Гришин…

Выхожу из машины и читаю надпись на плите: «Памятный знак установлен на месте гибели экипажа самолета Пе-2, скоростного бомбардировочного авиационного полка, совершившего 10 октября 1941 года огненный таран фашисткой колонны при обороне города Калуги».

Рассматривая памятник, я мысленно переношусь в то далекое, тревожное время. Осень 1941 г. Немецкие войска стремительно продвигаются вглубь страны. Под серым небом, местами полностью скрытым черным дымом пожарищ идет немецкая колонна. Но вдруг среди монотонного гула моторов слышится гул самолетов. Это звено пикирующих бомбардировщиков Пе-2 заходит для бомбардировки на медленно идущую, растянувшуюся на много километров фашистскую колонну. Сея смерть и панику в ряды немецких солдат, падают бомбы. Но вдруг огонь вспыхивает и в воздухе. Это от попадания зенитки загорелся самолет. Что чувствовал экипаж самолета, объятого пламенем? О чем думали трое отважных парней? Они могли спасти себе жизнь.… Но верному плену они предпочли смерть. И экипаж направил свою горящую машину на вражескую колонну. Три героя погибли, унеся с собой многие жизни врагов, вселив в сердца выживших ужас. Три героя погибли, чтобы мы сегодня жили под мирным небом и помнили, какой ценой наши великие прадеды победили фашизм!

Вокруг меня снова поля, леса и бескрайнее синее небо, мирное небо. И только одинокий памятник у дороги напоминает мне о страшных событиях прошлого…

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.