Статья на тему «О подвиге народном»
Статья «О подвиге народном»
Автор: Черная Наталья Валерьевна, учитель музыки.
Статья об опере «Война и мир» С.С.Прокофьевича, замысел оперы, связь времен.
Всем памятно, с какой уничтожающей иронией описывает Лев Толстой оперный спектакль в «Войне и мире». И вот спустя много лет герои толстовской эпопеи запели на сцене. Их привел сюда советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьевич. Нужно было проявить немалую творческую смелость, чтобы взяться за музыкальную интерпретацию столь масштабного произведения. Причем композитор стремился воплотить в музыке не только лирические страницы романа, но прежде всего передать эпическую мощь толстовского замысла, патриотический пафос бессмертного литературного первоисточника. Это стремление стало особенно явным после 22 июня 1941 года, когда Советская страна поднялась на защиту Родины от гитлеровского нашествия.
А замысел оперы возник у Прокофьевича еще до начала Великой Отечественной войны. Его соавтором в работе над либретто стала жена композитора М.А.Мендельсон - Прокофьевича. С особенным подъемом трудился выдающийся мастер впервые военные месяцы. К 1943 году сочинение было в основном завершено.
Связь времен, перекличка эпох. Отечественная война 1812 года – Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Патриотический подъем всенародной битвы против иноземных захватчиков, преданность высоким идеалам добра и справедливости, беззаветная любовь к Отчизне – вот что, прежде всего, воспевает в своей опере композитор. Дирижер С.А.Самосуд писал: «В подзаголовке нового произведения Прокофьева, правда, не стояло ни «музыкальная драма», ни «опера». Сам он характеризовал жанр «Войны и мира» как «лирико-драматические сцены», что перекликается с тем определением, какое дал Чайковский «Онегину».
Но если в либретто оперы Чайковского сюжет и ситуация пушкинской «энциклопедии русского общества» были действительно сведены к «лирическим сценам» (как и назвал свою оперу Чайковский), то замысел Прокофьева был значительно масштабнее. Недаром он называл свои сцены лирико-драматическими. Недаром отстаивал для оперы толстовское название «Война и мир». И недаром с такой категоричностью отказывался от переименования ее в «Наташу Ростову», как ему не раз предлагали, считая такое название менее обязывающим».
Выполняя свою основную задачу, Прокофьев, естественно, и не пытался перенести на оперную сцену все сюжетные линии романа. Нельзя объять необъятное. Но ему удалось рельефно очертить образы центральных героев, а главное, передать эпический размах, патриотический пафос толстовской эпопеи. Показательно в этом смысле своего рода хоровое обрамление оперы. Она открывается хоровым эпиграфом – прологом «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию», а завершается хором – апофеозом «За отечество шли мы в смертельный бой».
Грандиозные масштабы оперы в определенной степени затруднили ее сценическую судьбу. Опера «Война и мир» была показана в концертном исполнении, а в 1946 году состоялась ее премьера в Ленинградском Малом оперном театре. Дирижировал спектаклем С.А.Самосуд, страстный пропагандист творчества Прокофьева. Он сразу оценил выдающиеся достоинства «Войны и мира».
Вскоре после ленинградской постановки композитор отмечал: «Глубокое знакомство музыкального руководителя спектакля, замечательного мастера, дирижера С.А.Самосуда с партитурой оперы, длительное творческое общение во время нашей совместной работы при осуществлении постановки оперы в Москве в концертном исполнении обусловили исключительное проникновение Самосуда в мои творческие замыслы. В процессе работы над сценическим истолкованием оперы в Малом оперном театре были внесены некоторые изменения и дополнения, в частности я дописал вторую картину, мысль о которой была мне подсказана С.А.Самосудом.
С тех пор прошло много времени. За этот промежуток времени опера Прокофьева неоднократно ставилась на разных сценах, став одним из самых ярких завоеваний музыкальной классики.