Урок-игра «О доблести, о подвигах, о славе…»
Тема урока: «О ДОБЛЕСТИ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ…»
Дата проведения: 22.02.2019 г.
Состав учебный группы: 12 человек (5 девочек, 7 мальчиков, возраст от 11 до 15 лет).
Цель: Создать условия для формирования чувства гражданского долга и благодарности к героям Великой Отечественной войны. Формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи), воспитывать любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране.
Задачи:
Обучающие: углубить и закрепить знания по истории Великой Отечественной войны.
Развивающие: развивать память, быстроту реакции, умение работать в команде;
Воспитывающие: содействовать формированию уважения к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма; формирование активной жизненной позиции.
Коррекционные: развивать диалогическую и монологическую речь.
Форма учебного занятия: интеллектуальная игра.
Форма организации работы: индивидуально-групповая.
Форма учебного занятия: интеллектуальная игра.
Образовательные технологии: воспитательные, игровые, развивающие, обучающие.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мульти-медиа-аппаратура, презентация, карточки с заданиями.
План и ход игры. Игра рассчитана на 2 урока по 45 минут.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя и содержание урока | Деятельность учеников | УУД |
Организационно-мотивационный этап | Звучит песня «Священная война»
Ученик (читает наизусть):
Чем дальше мы уходим от войны И нас с тобою тишина объемлет, Тем все сильней и явственней слышны Ее раскаты, вздыбившие землю. Чем дальше мы уходим от войны И четче обнажаются вершины, Чем полнозвучней голос тишины, Тем все понятней, что мы совершили.
Учитель:
Память. Без нее человек не может жить. Память – это то, что связывает нас с прошлым. Помнить своих предков, знать их судьбы очень важно, потому что прошлое неотделимо от настоящего и будущего. | Слушают стихотворение.
Настраиваются на игру. | Личностные результаты приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию; • основ гражданской идентичности; • ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Коммуникативное УУД: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Регулятивное УУД: понимать цель выполняемых действий; |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока | Учитель: Ребята, я очень рад видеть вас на нашей интеллектуальной игре «О подвигах, о доблести, о славе…» Обратите внимание на слово интеллектуальная. От какого слова оно образовано? (Верно – интеллект) А что такое интеллект? Давайте заглянем в словарь (учащиеся ищут значение слова, зачитывают). Итак, интеллект – это ум, смекалка, логика, ощущение, восприятие. Сегодня вам предстоит показать свои знания по истории Великой Отечественной войны, расширить свой кругозор, проявить смекалку, порадоваться за тех, кто станет победителем игры.
|
Высказывают свои предположения.
Работают с определениями. Толковый словарь Владимира Даля:
интеллект – это ум, смекалка, логика, ощущение, восприятие.
| Регулятивные УУД: Организация рабочего места Коммуникативное УУД: -умение вступать в диалог (отвечать на вопросы) Познавательные: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме |
Планирование и постановка учебных задач
| Учитель: Ребята, сейчас я попрошу разделиться вас на команды (у вас есть название и девиз, которые вы должны будете представить жюри).
Игра будет проходить в несколько этапов (на слайде план игры) I этап Разминка. II этап Шифровальщики. III этап Города – герои. IV этап Конкурс капитанов. V этап Гонка за лидером VI этап Конструкторы. VII этап Знатоки истории Подведение итогов. Учитель: А теперь давайте познакомимся с нашими командами, пожалуйста, представьтесь, команды. Слово командам. - 1- я команда «Звезда» Девиз: «Только вперед!!» - 2-я команда «Победа» Девиз: «Ни шагу назад!?» Учитель: Так как наша игра проводится в виде состязания двух команд, давайте вспомним и зачитаем правила общения во время игры (учащиеся зачитывают) Правила общения во время игры: С уважением относиться друг к другу и к команде - сопернику. Любое мнение заслуживает внимания. Пока один говорит, все его слушают. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Учитель: Сегодня на занятии нам могут встретиться такие слова как: амбразура, дзот, таран, форсирование. Давайте вспомним значение этих слов: Амбразура – это отверстие в стене или другом военном сооружении, для ведения стрельбы с укреплённых позиций, мы знаем выражение амбразура дзота. Дзот - сокращенное слово (деревоземельная огневая точка, предназначенная для ведения огня). Таран – врезаться, тащить за собой. Форсирование - переход через реку.
Учитель: Представляем жюри: (Жюри получает судейские листы).
|
Делятся на команды, знакомятся с названием и девизом.
Знакомятся с этапами игры.
Представляют свои команды.
Зачитывают правила общения, обсуждают их.
Зачитывают значение новых слов. Обсуждают их.
Аплодируют членам жюри. | Регулятивное УУД: -определять цель деятельности на уроке; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -знакомятся с правилами действия в игре; -осуществляют действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану; - видит ошибку и исправляет ее самостоятельно. - Сравнивают результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку Познавательные УУД: -строить речевое высказывание в устной форме; -делать выводы на основе анализа объектов; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать других; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Личностные УУД: -определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; -приобретают способность и готовность к саморазвитию; • основ гражданской идентичности; |
Этап открытия новых знаний и способов действий
| Учитель: 1 этап – «Разминка» - «Своя игра»
На экране - поле с вопросами. Цена каждого обозначена в квадратиках, это зависит от трудности вопроса. Ваша задача, по очереди открыть 15 вопросов на выбор. Кто правильно ответит на вопрос, получает соответствующее количество баллов.
Жюри озвучивает количество набранных балов за 1 этап.
Учитель: II этап «Шифровальщики». «У разведчика глаз остер, ум хитер, отличный слух и охотничий нюх!» - говорит народная пословица. А сейчас командам предлагается поработать связистами, которые расшифровывают донесения разведчиков. За правильность расшифровки – 5 баллов. Кто расшифрует быстрее плюс 1 балл. Каждая команда получает карточку с шифровкой.
(нужно собрать пословицу из разрозненных слов)
Учитель: III этап – Города - герои
Ребята, Ваша задача выбрать их предложенных городов города-герои, команда получает по 1 баллу за каждый город-герой.
(Зачитать названия городов – героев по очереди). |
Отвечают на вопросы, дискутируют, помогают друг другу, называют свой ответ. (Если не знают ответ, то узнают его в ходе игры).
Работают с шифровкой в команде, дискутируют, записывают правильный ответ.
Работают в группе, высказывают свое мнение. Зачитывают то, что у них получилось.
| Познавательные УУД - извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме; - делать выводы на основе анализа объектов; - осуществлять синтез, составлять целое из частей; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Регулятивные УУД - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в паре; Личностные результаты - определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; |
Физминутка
| На экране музыкальная заставка. | Дети смотрят на экран проектора и повторяют все движения за мультипликационными героями |
|
Этап первичной проверки понимания изученного |
Учитель: IV этап Конкурс капитанов.
Учитель предлагает капитанам повторить скороговорку: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали». Успехи ребят жюри оценивает по пятибалльной системе.
Учитель: V этап Гонка за лидером.
Я зачитываю вопросы, команды отвечают, не забывая о правиле поднятой руки, кто первый поднимает руку, тот отвечает, выкрики не принимаются. За каждый правильный ответ – 1 балл. 1. Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны. (22.06.1941- 9.05.1945) 2. За что вручали самую известную медаль во время ВОВ? (За отвагу) 3. Что обозначают черный и оранжевый цвета на георгиевской ленточке? (Дым и пламя) 4. В каком городе находится знаменитый Мамаев курган и в ходе какой битвы ВОВ он стал известен всему миру? (В Волгограде, Сталинградская битва) 5. В каком сражении были задействованы более 1000 танков? (Курская дуга) 6 Назовите вид оружия, созданный М.А. Калашниковым. (Автомат). 7. В столице какой страны установлен памятник советскому солдату-освободителю? (В Германии, в Берлине) 8 . Какая пограничная крепость стала символом стойкости советского солдата? (Брестская крепость) 9. «Высота 102» на военных картах Сталинграда – это…? (Мамаев курган) 10. Какая песня Великой Отечественной войны стала своеобразным гимном защиты Отечества? («Вставай страна огромная» муз.А.В.Александрова, стихи В.И. Лебедева-Кумача). 11. Какие заводы были эвакуированы в Сарапул во время ВОВ? ( ЭГЗ, завод имени Дзержинского и радиозавод имени Орджоникидзе) 12. Кому из полководцев народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»? (Г. К. Жукову) 13 . Какая высшая воинская награда была учреждена после Победы над фашистской Германией? (Орден Победы) 14. Какое название получил парад, состоявшийся на Красной площади в Москве после окончания ВОВ, 24 июня 1945 года. (Парад Победы). 15 . Каким женским именем ласково называли советские солдаты боевую машину реактивной артиллерии? (Катюша) 16. В каком знаменитом кинофильме прозвучала песня «Смуглянка»? (К/ф «В бой идут одни старики» слова Я. Шведова, музыка А. Новикова) 17. Назовите имя героя войны, который сумел закрыть своим телом амбразуру вражеского дзота? (Александр Матросов.) 18. Какой город был взят в блокадное кольцо, сколько дней длилась блокада? (Ленинград, около 900 дней, вернее 872) 19. Как в столице нашей Родины Москве в ходе ВОВ и после её окончания отмечались победы нашей армии над фашистскими захватчиками? (артиллерийским салютом) 20 . Назовите дату начала и окончания Второй мировой войны (1.09 1939 – 2.09 1945).
Жюри подводит итоги.
|
Капитаны зачитывают скороговорку.
Ребята поддерживают своих капитанов
Отвечают на вопросы.
|
Познавательные УУД - извлекать информацию из текста; - строить речевое высказывание в устной форме;
Познавательные УУД - извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме; - делать выводы на основе анализа объектов; - осуществлять синтез, составлять целое из частей; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Регулятивные УУД - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в паре; Личностные результаты - определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;
|
Этап закрепления новых знаний и способов деятельности | Учитель: VI этап Конструкторы. Команды получают конверты. Ваша задача собрать картину и рассказать о том, что у вас получится. Командам вручаются конверты с разрезанными картинками танка Т- 34 и штурмовика ИЛ- 2) за правильный ответ – 5 баллов.
|
Ребята работают в команде, собирают картинку.
Отдают собранную картинку жюри.
|
|
Этап применения знаний и способов действий
Этап обобщения и систематизации знаний
Этап контроля знаний и способов действий.
| Конкурс № 6 «Минное поле» Учитель. Издавна в России и Беларуси профессия военного была одной из самых уважаемых и почётных. Служить Отечеству - это оберегать мирную жизнь нашего народа, это хранить честь и достоинство своей Родины. Сейчас, я каждой команде раздам набор букв, из которых вы должны составить слово, подходящее к теме нашей программы. Выигрывает та команда, которая правильно составит слово быстрее. Слово, которое получается у команд - «Защитник» VII этап Конкурс знатоков истории. Учитель: Каждая команда получает по 2 задания. За каждое задание команда получает по 5 баллов. Задание №1: Прочитать текст и выделить главное. Дать ответ на вопрос: Вопросы 1 команде: 1 Что такое «План Барбаросса»? (План войны против Советского Союза, разработанный фашистской Германией в 1940 г. Назван так в честь германского императора Фридриха I Барбароссы, возглавлявшего поход крестоносцев на Восток в XII в. План предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Фашисты рассчитывали в течение полутора-двух месяцев разбить Красную Армию, захватить Москву, Ленинград, юг страны, выйти на линию Архангельск– река Волга.
В Берлине в Трептов- парке установлен памятник советскому солдату. В одной руке у него опущенный меч, а на другой руке он держит ... Закончите описание памятника. (Девочку) Комментарии. «И в Берлине в памятную дату/ Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,/ Памятник советскому солдату/ С девочкой спасенной на руках» Вопросы 2 команде. Что предусматривал план «Ост»? Генеральный план «Ост» (Восток) (Это план уничтожения советских и славянских народов, план заселения европейской части нашей страны немецкими колонистами и включения ее в состав Германии. Согласно этому плану большинство населения Советского Союза подлежало физическому уничтожению или переселению за Урал). Вопрос №2 Есть такая песня: «Кружила в поле злая осень, /Летела поздняя листва./ Их было только .../ А за спиной была Москва». Какое числительное пропущено? (28) Пропущено числительное 28 Песня посвящена 28 героям – панфиловцам, которые в течение 4-х часов удерживали вражеское наступление, подбили 18 танков. Слова, сказанные политруком Василием Клочковым: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва! стали девизом во время битвы за Москву.
|
Организуют работу в группах, выступают в роли помощника, консультанта. Работают в команде, советуются, выполняют задание.
Организуют работу в группах, выступают в роли помощника, консультанта. Работают в команде, отвечают на вопросы, выделяют главное в тексте, выслушивают мнение друг друга. Отдают работу жюри. |
Регулятивные УУД - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; Личностные результаты - определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; - анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; -сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Познавательные УУД - строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме. сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; |
Этап подведения итогов урока и рефлексия деятельности
| Учитель. Вот и завершилась наша игра, думаю, что вы не только соревновались, но и узнали что – то новое. Пожалуйста, выскажите своё мнение о занятии (желающие высказывают своё мнение)
Учитель. А пока жюри подводит итоги, прошу вас ответить на такой вопрос: Как вы думаете, почему наша страна победила в этой страшной войне, к которой мы были подготовлены гораздо хуже, чем наш противник? (ответы учащихся).
Подведение итогов. Учитель: А сейчас слово жюри. (Жюри озвучивает результаты игры). Награждение команд. Рефлексия. «SMSка учителю». – Учащимся предлагается отправить учителю «SMSку» с использованием рисунков-смайликов. Смайлики: - улыбка - хорошо работал, доволен собой; - нейтральное лицо - хорошо работал, но умею еще лучше; - унылое лицо - работа не получилась, не доволен собой.
Учитель. Спасибо всем за урок, мне было приятно с вами работать! А сейчас, за хорошую Вашу работу мы посмотрим фильм (учитель нацеливает на просмотр фильма). | Высказывают свои мнения. Отвечают на вопрос.
Учащиеся выбирают смайлик, соответствующий его работе на уроке и приклеивают его на «мобильный телефон» который нарисован на ватмане.
Просмотр короткометражного фильма. | Личностные результаты - определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; - анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; -сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Познавательные УУД - строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме.
|
Задание обучающимся по рефлексии их деятельности. Рефлексия. «SMSка учителю». – Учащимся предлагается отправить учителю «SMSку» с использованием рисунков-смайликов.
Смайлики:
- улыбка - хорошо работал, доволен собой;
- нейтральное лицо - хорошо работал, но умею еще лучше;
- унылое лицо - работа не получилась, не доволен собой.
Учащиеся выбирают смайлик, соответствующий его работе на уроке и приклеивают его на «мобильный телефон» который нарисован на ватмане.
Приложение к этапу «Шифровальщики».
Приложение к этапу «Конструкторы».
Приложение к конкурсу «Знатоки истории».
Вопросы 1 команде:
Что такое «План Барбаросса»?
(План войны против Советского Союза, разработанный фашистской Германией в 1940 г. Назван так в честь германского императора Фридриха I Барбароссы, возглавлявшего поход крестоносцев на Восток в XII в. План предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Фашисты рассчитывали в течение полутора-двух месяцев разбить Красную Армию, захватить Москву, Ленинград, юг страны, выйти на линию Архангельск– река Волга.
В Берлине в Трептов- парке установлен памятник советскому солдату. В одной руке у него опущенный меч, а на другой руке он держит ... Закончите описание памятника.
(Девочку).
Комментарии.
«И в Берлине в памятную дату/
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,/
Памятник советскому солдату/
С девочкой спасенной на руках».
Вопросы 2 команде.
Что предусматривал план «Ост»?
Генеральный план «Ост» (Восток)
(Это план уничтожения советских и славянских народов, план заселения европейской части нашей страны немецкими колонистами и включения ее в состав Германии. Согласно этому плану большинство населения Советского Союза подлежало физическому уничтожению или переселению за Урал).
Вопрос №2. Есть такая песня:
«Кружила в поле злая осень,
Летела поздняя листва.
Их было только/……………………… .../
А за спиной была Москва».
Какое числительное пропущено?
Пропущено числительное 28
Песня посвящена 28 героям – панфиловцам, которые в течение 4-х часов удерживали вражеское наступление, подбили 18 танков. Слова, сказанные политруком Василием Клочковым: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва! стали девизом во время битвы за Москву.
Приложение «Оценочный лист для жюри».
| Название конкурса
| Максим. Кол. баллов | Команда «Звезда» | Команда «Победа» |
1 этап «Разминка» - «Своя игра» |
|
|
| |
II этап «Шифровальщики». |
5
|
|
| |
III этап «Города – герои». | 13 |
|
| |
IV этап «Конкурс капитанов». | 5 |
|
| |
V этап «Гонка за лидером» Вопросы для команд: |
|
|
| |
1 | Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны. (22.06.1941- 9.05.1945) | 1 |
|
|
2 | За что вручали самую известную медаль во время ВОВ? (За отвагу) | 1 |
|
|
3 | Что обозначают черный и оранжевый цвета на георгиевской ленточке? (Дым и пламя) | 1 |
|
|
4 | В каком городе находится знаменитый Мамаев курган и в ходе какой битвы ВОВ он стал известен всему миру? (В Волгограде, Сталинградская битва) | 1 |
|
|
5 | В каком сражении были задействованы более 1000 танков? (Курская дуга) | 1 |
|
|
6 | Назовите вид оружия, созданный М.А. Калашниковым. (Автомат). | 1 |
|
|
7 | В столице какой страны установлен памятник советскому солдату-освободителю? (В Германии, в Берлине) | 1 |
|
|
8 | Какая пограничная крепость стала символом стойкости советского солдата? (Брестская крепость) | 1 |
|
|
9 | «Высота 102» на военных картах Сталинграда – это…? (Мамаев курган) | 1 |
|
|
10 | Какая песня Великой Отечественной войны стала своеобразным гимном защиты Отечества? («Вставай страна огромная» муз.А.В.Александрова, стихи В.И. Лебедева-Кумача). | 1 |
|
|
11 | Какие заводы были эвакуированы в Сарапул во время ВОВ? ( ЭГЗ, завод имени Дзержинского и радиозавод имени Орджоникидзе) | 1 |
|
|
12 | Кому из полководцев народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»? (Г. К. Жукову) | 1 |
|
|
13 | Какая высшая воинская награда была учреждена после Победы над фашистской Германией? (Орден Победы) | 1 |
|
|
14 | Какое название получил парад, состоявшийся на Красной площади в Москве после окончания ВОВ, 24 июня 1945 года. (Парад Победы). | 1 |
|
|
15 | Каким женским именем ласково называли советские солдаты боевую машину реактивной артиллерии? (Катюша) | 1 |
|
|
16 | В каком знаменитом кинофильме прозвучала песня «Смуглянка»? (К/ф «В бой идут одни старики» слова Я. Шведова, музыка А. Новикова) | 1 |
|
|
17 | Назовите имя героя войны, который сумел закрыть своим телом амбразуру вражеского дзота? (Александр Матросов.) | 1 |
|
|
18 | Какой город был взят в блокадное кольцо, сколько дней длилась блокада? (Ленинград, около 900 дней, вернее 872) | 1 |
|
|
19 | Как в столице нашей Родины Москве в ходе ВОВ и после её окончания отмечались победы нашей армии над фашистскими захватчиками? (артиллерийским салютом) | 1 |
|
|
20 | Назовите дату начала и окончания Второй мировой войны (1.09 1939 – 2.09 1945). | 1 |
|
|
| VI этап «Конструкторы» | 5 |
|
|
Конкурс № 6 «Минное поле» | 5 |
|
| |
VII этап «Конкурс знатоков истории» | 10 |
|
| |
Общее количество баллов |
|
|
|
Список использованной литературы.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб: КАРО, 2004.
Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан. Педагогика. – 2005.
Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики. Педагогика. – 2007.
Воспитание патриотизма как педагогическая проблема. vestnik.osu.ru/2011_11/34.pdf.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Великая Отечественная война: 1941-1945: энциклопедия для школьников. – М. ОЛМА-пресс, 2000.
Петрусинский В.В.: Искусство общения в играх. - М.: Владос, 2007
Авт.-сост. С.В. Турыгина, А.Н. Кугач: Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр. - Р-на-Д: Феникс, 2004
Интернет-ресурсы:
http://urok.zodorov.ru/o-doblestyah-o-podvigah-i-slavah/index.html
https://myslide.ru/presentation/skachat-o-podvige--o-doblesti--o-slave
https://doc4web.ru/istoriya/intellektualnaya-igra-posvyaschyonnaya-istorii-velikoy-otechestv.html
http://www.tnu.in.ua/study/refs/d156/file1134560.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ustnij_zhurnal_o_doblesti_o_podvigah_o_slave_162736.html
http://shikardos.ru/text/viktorina-o-podvigah-o-doblesti-o-slave-v-3--4-klassah-2012-go/