12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лотфуллина Лилия Рафисовна48
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
0

Статья «Фарид Яруллин. Балет «Шурале» (к 105-летию со дня рождения)»

ФАРИД ЯРУЛЛИН. БАЛЕТ «ШУРАЛЕ»

(к 105 летию со дня рождения)

 

Работа ученицы 6 класса

Валиевой Амалии, 12 лет

МАУ ДО «Детская школа искусств №7»

г.Набережные Челны, РТ

преподаватель Лотфуллина

Лилия Рафисовна

В историю музыкального искусства XX века Фарид Яруллин вошел как автор первого татарского балета. Балет «Шурале», созданный молодым талантливым композитором в 1941 году, считается одним из лучших национальных балетов в татарской музыке. Многие отечественные и зарубежные театры украсили этим спектаклем свой репертуар.

Во второй половине 1939 года студент Московской консерватории Фарид Яруллин получил от своего педагога по композиции Генриха Литинского задание написать балетные сцены на сюжет из татарских народных сказок о лешем Шурале, обработанные поэтом Габдуллой Тукаем. Композитор пишет первые инструментальные фрагменты, изучает татарские народные сказы, поверья, легенды. Работа Яруллина была так удачна, что его педагог обратился к татарскому поэту и драматургу Ахмеду Файзи с просьбой написать либретто балета. Началась напряженная работа. В течение двух лет композитор пишет большую часть музыки, в 1941 году завершает произведение в клавире, но не успевает оркестровать его. Началась Великая Отечественная война, Фарид Загидуллович был призван в ряды Советской Армии и погиб в 1943 году.

Премьера балета состоялась 12 марта 1945 года в Казани в оркестровой редакции московского композитора Фабия Витачека, сценарий написали А.Файзи и балетмейстер Л.Якобсон, спектакль поставили балетмейстеры Леонид Жуков и Гай Тагиров. Балет имел большой успех, был признан значительным художественным событием в жизни татарского искусства и надолго закрепился в репертуаре Казанского театра оперы и балета им.М.Джалиля.

В 1950 году балет был поставлен в Ленинграде балетмейстером Леонидом Якобсоном под названием «Али Батыр» в музыкальной редакции и инструментовке В.Власова и В.Фере. Основной акцент был перемещен на яркую сказочность и фантастичность. Успех балета в новой редакции был так велик, что его поставили во многих театрах страны.

В 1955 году после ленинградской удачи Якобсона пригласили поставить «Шурале» в Большом театре. Здесь главные партии танцевали Майя Плисецкая и Юрий Кондратов. Майя Плисецкая говорила, что роль Сююмбике - одна из любимых, что балет привлекает поэтичностью тукаевского сюжета, истинно национальным характером, выразительностью хореографии.

Балет «Шурале» Ф.Яруллина на либретто А.Файзи и Л.Якобсона написан по мотивам поэмы-сказки Г.Тукая, и дополнен другими татарскими народными сказками. Сюжет балета повествует о девушке-птице Сююмбике, попавшей в логово Шурале, и юноше Былтыре, спасшем ее от лесной нечисти. Шурале - это традиционный образ татарских народных сказок, своеобразный лесовик или леший, внешний вид которого напоминает причудливые лесные коряги и сучья, поэтому он воспринимается как порождение буйной народной фантазии. Идея поэмы - прославление человеческого разума, его превосходства над всевозможными кознями враждебных человеку сил. В балете выражена идея борьбы человека с темными силами природы, и воспевается всепобеждающая сила любви, преодолевающая все препятствия.

В балете три действия: первое и третье происходят в лесу, второе - в деревне.

Содержание балета раскрывается выразительной музыкой, пропитанной интонациями татарского фольклора. Взаимодействие фантастических, полуфантастических и реалистических персонажей неразрывно связано друг с другом. Хореография главных персонажей передает оригинальность и красочность образов в использовании ряда движений, свойственных татарским народным играм и танцам. Вся музыка балета делится на две контрастные сферы. Первая характеризует реальные образы народа и Былтыра, вторая - лесную нечисть во главе с Шурале. Сила эмоционального воздействия музыки Фарида Яруллина в ее поэтичности, глубоком лиризме, яркой образности, мудрой простоте, новизне и богатстве мелодике, ритмо-метрики, гармонии и народности.

Положительные герои характеризуются песенными мелодиями близкими к народным интонационным истокам с традиционными мелизматическими распевами, мягкостью звучания, простотой ритмического рисунка.

В образе простого крестьянина Былтыра воплощены лучшие душевные качества народа: благородство, храбрость, находчивость, непримиримое отношение ко злу. Музыка, характеризующая его, отличается теплотой, задушевностью и певучестью. Былтыр не просто герой-джигит, одолевший лесных чудовищ, он еще лирический герой, влюбленный человек. Лирическая сторона образа раскрывается в лейттеме, которая звучит в момент его первого выхода. Она представляет собой широко распевную лирическую мелодию, близкую жанру протяжной песни (озын көй). В дуэте с Сююмбике эта тема становится символом любви, выражением восторженного признания Былтыра. В третьем действии в характере героя открываются новые черты. В логове Шурале Былтыр появляется как грозный мститель. Лейттема приобретает богатырскую размашистость, звучит очень мощно и широко, создавая ощущение огромной силы.

Образ Сююмбике – символ красоты и молодости. Это девушка-птица, которая находится на грани двух миров - реального и фантастического. В балете происходит постепенное перевоплощение героини из сказочной девушки-птицы в реального человека, живущего думами и делами людей. В первом действии Сююмбике характеризуется Вариацией. Музыка «рисует» беспечно играющую девушку-птицу, поэтому отличается легкостью, изысканностью и даже некоторой причудливостью. Лейтмотив крыльев Сюимбике имеет народно-жанровый характер.

Но уже в Балладе первого действия в музыке появляются черты задумчивости, легкой печали - словно Сююмбике думает о любви - о том, чего у нее пока нет. Это мелодия народной песни «Тәфтиләу», преобразована композитором в трехдольный вальс. Баллада Сюимбике полна чарующей мягкости и простоты, раскрывает хрупкий, светлый образ героини. Ее тема меняется в зависимости от душевного состояния героини и от сценической ситуации. В начале балета в сцене с подругами он звучит спокойно, нежно и плавно; в сцене с Шурале приобретает напряженный, почти отчаянный характер; в конце балета, когда все хорошо закончилось, она звучит светло и радостно.

Во втором акте народно-бытовые сцены переключают действие в реальную сферу национального быта и создают яркий контраст зловещему царству Шурале. Насытив музыку этих сцен интонациями и ритмами народных песен и танцев, композитор воспроизвел живые реалистические картины народной жизни. Сцена свадьбы решается как своеобразная сюита из череды танцев. Здесь звучат две подлинные фольклорные мелодии. В «Танце девушек с платком» используется старинная мелодия «Тәфтиләу», композитор превращает печальный напев этой песни в светлый, женственный вальс. В детском танце и в юмористическом танце свата и свахи Яруллин использует ритмы, характерные для татарских народных плясовых напевов и такмаков (бию көе). Задорный танец деревенских мальчишек основан на мелодии народной песни «Тутуруш» и по своему характеру напоминает веселый такмак. С юмором, рисует композитор музыкальные портреты жителей деревни: выход старух сопровождается ворчливой темой, стариков - тяжеловесной, деревенских сплетниц - скороговоркой.

В музыкальной характеристике фантастических существ господствуют причудливо-капризные ритмы, острые диссонирующие гармонии (увеличенное трезвучие, цепочки септаккордов, хроматизмы), динамические контрасты (лейтмотив Шурале, «Пляска Огненной ведьмы и Шайтана»).

Шурале - олицетворение зла, враждебных человеку сил. Это страшное существо вредит людям. Главная тема Шурале заключается в сочетании целотонного звукоряда и пентатоники и насыщенна хроматизмами. Вначале лейттема звучит лениво, беззлобно: Шурале только что проснулся и пребывает в добром расположении духа. В разные моменты балета лейттема меняет свой характер в зависимости от настроения Шурале. Она звучит то злорадно и злобно-насмешливо, то неподвижно-застыло, то грозно-пугающе, то жалобно-притворно. Чаще всего лейттема поручается кларнетам. К концу балета в характере Шурале все больше усиливаются зловещие черты. Из этого образного тематического зерна вырастает вся многообразная обрисовка других лесных обитателей.

Красочно и образно обрисовал композитор сцены сборищ лесной нечисти, которые тоже устраивают свои празднества. Каждая группа имеет свою основную тему, яркую выразительную музыкальную характеристику. В первом действии показаны пляски лесных чудищ в сюите из четырех танцев. Празднество открывается стремительно-суетливый пляской джинов, его сменяет томно-ленивая, вкрадчивая и обольстительная пляска ведьм. Воинственный пляс Шайтана в жанре токкаты превращается лесное веселье в неудержимый разгул. Танец Огненной ведьмы отличается дикостью, необузданностью, ослепительно ярко сверкают изложенные двойными нотами с форшлагами хроматические пассажи. Завершает этот шабаш лесных духов общий танец с резко диссонирующими аккордами и ослепительно сверкающими форшлагами.

Несомненно, яркая, самобытная и талантливая музыка Фарида Яруллина отличается ярко выраженным национальным своеобразием, неповторимостью интонаций. Это, в первую очередь, проявляется в мелодиях - весь балет проникнут духом национальной музыки, интонациями татарского фольклора. Первый национальный балет, созданный молодым композитором в самом начале становления профессионального искусства, до сегодняшнего дня украшает репертуары многих театров. Музыка балета так выразительна и красива, что получила новую жизнь в звучании скрипичных ансамблей, оркестров, солистов-инструменталистов на концертной эстраде, часто исполняется в концертах в форме симфонических сюит.

Балет «Шурале» - гордость татарской музыки. Это произведение, имеющее мировую известность. Композитор Ф.Яруллин талантливо соединил в «Шурале» традиции национального искусства и классического балета. Он создал произведение, пользующееся огромной любовью, и оказавшее большое воздействие на дальнейшее развитие татарской профессиональной музыки.

 

Литература

1. Алмазова А.А. Фарид Яруллин и татарский балет. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. - 160 с.

2. Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань: Татарское кн. изд-во, 1985. – 208 с.

3. Раимова С.И. История татарской музыки: Учебная пособие- Казань: КГПИ, 1986 – 84 с.

4. Фарид Яруллин «Шурале» балет в трех действиях. Либретто А. Файзи и Л.Якобсона. Клавир. Казань Татарское кн. изд-во, 1987. – 255 с.

Автор материала: А. Валиева (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.