12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина25
Учитель высшей квалификационной категории, 25 лет проработала в школе и ни один день об этом не пожалела.Очень люблю свою профессию
Россия, Саратовская обл., Калининск
Материал размещён в группе «Современный кабинет »
1

Исследовательская работа «Фольклорные традиции в музыке современной молодежи. Постфольклор»

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области »



 

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ В МУЗЫКЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. ПОСТФОЛЬКЛОР.


 

выполнила ученица 10 класса

МБОУ «СОШ №1 им. Героя

Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области »

Петрова Валерия.

 

Руководители:

Варнакова Марина Владимировна,

учитель музыки

 

 

Калининск.

2019.

Г. Калининск Петрова Валерия

 

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ В МУЗЫКЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. ПОСТФОЛЬКЛОР.

 

Музыка — универсальный язык человечества.

Лонгфелло Г.

 

Современный мир так многогранен и скоротечен, что иногда человек не может до конца осознать все происходящее в нем. Возникает столько вопросов, на которые нет или сложно дать ответы. И всегда найдется в этом мире такие его стороны, которые ничто и никто не может изменить. Музыка  —  тот  вид  искусства,  без  которого  трудно  представить  себе  жизнь  человека  в  любое  время,  в  любой  культуре,  в  любом  сообществе. 

 Музыка обладает сильным воздействием на душу человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлениям. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами.

Нравится нам это или нет, музыка сегодня – один из главных компонентов жизни для большинства подростков. Наиболее распространенная картина – молодой человек в автобусе, метро, трамвае и в его ушах наушники. Что он делает? Он слушает музыку. Он учит уроки или даже сидит на занятии, кушает, наводит порядок и опять слушает музыку. Возникает вопрос – а что он слушает? Какая музыка нравится ему? Оказывает ли она на него влияние?

Цель моей работы - изучить какую   роль  занимает  музыка  в  жизни  современной  молодежи?  Какие  музыкальные  жанры  пользуются  популярностью  в  среде  молодого  поколения, обратив внимание на распространение в их среде фольклора.

Новизна работы состоит в том, что мы попытаемся обобщить материал и показать на примере подростков нашей школы влияние музыки на развитие личных качеств, а также проанализировать распространение фольклорного направления в современной музыке и его признания в молодежной среде.

Актуальность работы заключается в том, что она позволяет увидеть сопричастность молодежи к музыке, которая известна не одному поколению, многогранность музыкальных вкусов и интересов подрастающего поколения.

Для своей работы мы использовали материалы исследований ведущих специалистов, интервью российских музыкантов, Интернет - ресурсы.

Во всем мире исполняют и слушают музыку. Музыка является средством общения и развлечения. С древнейших времен она сопровождала ритуалы и религиозные церемонии. На протяжении столетий музыка постоянно менялась. Еще на праздниках в Древнем Египте молодые женщины развлекали гостей музыкой. Молодые люди древней Греции, читая стихи, аккомпанировали себе на кифаре. В Средние века о жизни и любви пели менестрели. Сегодня о жизни больших городов в своих песнях рассказывают современные певцы.

Музыка имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в подъеме духовной культуры, что под силу музыке именно с высоким нравственным содержанием. Однако в последние десятилетия музыка развлекательного характера начинает превалировать над другими жанрами. Она не способствует формированию здоровых вкусов и нравственных качеств личности.

Главным и определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень. С его повышением возрастает общий культурный уровень личности. Повысить уровень культуры молодежи не может только одно музыкальное направление. Необходимо разнообразие музыкальных направлений, воплощающих гуманистические ценности, которые влияют на формирование духовности личности. Что же слушает подрастающее поколение?

Я провела опрос в  МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области» среди учащихся  старшего  звена  (9—11  классы). Целью  исследования  являлось  выявление  музыкальных  предпочтений  современных  школьников  (9—11  классы).  Мною были  заданы  следующие  вопросы:

1.  Какие  жанры  музыки  вы слушаете; 

2. Каковы  причины  выбора   музыкальных  жанров;

3. Какова   степень  увлеченности  музыкой; 

4. Как часто вы слушаете музыку.

Результаты  исследования  показали,  что  музыкальная  составляющая  —  действительно  неотъемлемая  часть  жизни  школьников. Так,  на  вопрос  о  том,  как  часто  ребята  слушают  музыку,  подавляющее  большинство указали,  что  прослушивают  музыкальные  композиции  каждый  день.  На вопрос № 1 -   какую  же  музыку  слушает  современная   молодежь  в  возрасте  от  15  до  18  лет -  мы  получили  следующую ответы:  на  первом  месте  среди  рейтинга  прослушиваемых  жанров  стоит  «Rap»  (38 %  опрошенных),  второе  место  занимает  так  называемая  «клубная  музыка»  (ответили  36%).  Далее  нами  была  выявлена  довольно  интересная,  на  наш  взгляд,  тенденция  —  13 %  отдают  предпочтение  прослушиванию  классической  музыки.  Следующим  по  популярности  вариантом  ответа  явился  «Rock»  - 7 %,  пятым  по  популярности  является  вариант  «русская  народная  музыка» - 6  %.  Эти цифры показывают, что народная  музыка,  не чужда  молодому  поколению.

Указывая причины прослушивания того или иного направления, учащиеся называли свои собственные вкусы, влияние окружающих: родителей, сверстников, старших братьев и сестер, обучение в музыкальной школе, просмотр фильмов. Если учесть что слушают и кто влияет на прослушивание, то можно сделать вывод что народная музыка, хотя и оказалась на пятом месте, тем не менее, её наличие в рейтинге говорит о присутствии в жизни подростков фольклорного направления. Это отрадно. 

Я считаю, что определяющим направлением формирования общечеловеческих ценностей является народная музыка. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию нравственно-этических ценностей, отразивших представления народа о духовной красоте, культуре. Свои первые музыкальные переживания мы должны получать на родном языке. Идея добра и любви главенствует в народных произведениях. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир молодежи.

В современном мире особое значение приобретает сохранение материального и нематериального культурного наследия этносов. Главная роль в этой важной и благородной миссии возлагается на молодёжь, как продолжателей дела изучения, сохранения, возрождения и развития палитры этнокультурных традиций на новом современном уровне. 
На сегодняшний день представляется необходимым привлечь социокультурные интересы и взгляды молодых людей к традиционной культуре. Важнейшим средством в решении этой проблемы является постфольклор.  Термин «постфольклор» ввёл в оборот профессор Сергей Юрьевич Неклюдов (РГГУ) в 1995 году в статье «После фольклора», опубликованной в журнале «Живая старина»[11]. Постфольклор является современной формой развития фольклора, так как традиционная культура не может существовать не развиваясь, не приобретая новое дыхание, новые эмоциональные творческие формы, не трансформируясь вследствие современной жизни и интересов молодёжи, как было, в сущности, всегда. 

Иными словами эта культура традиционного общества, а также народная культура, которая противопоставляется тем элементам культуры, которые возникли относительно недавно или были привнесены извне.

С радостью можно констатировать тот факт, что современная молодежь слушает не только hip-hop, R'n'B, Rap, Rock, но с удовольствием участвует в праздниках, фестивалях, в которых присутствуют не только традиционные черты, но и некоторые новшества. 

Активизация этнических культур и этнического самосознания в эпоху доминирования высоких технологий — один из необычных путей развития современного общества. Тяготение молодежи к фольклорному творчеству ощущается весьма значительно. Молодежное фольклорное движение, которое уже с 1970-х годов охватило Россию, продолжает активно функционировать и сегодня. 

На современном этапе развития постфольклора в молодёжной социокультурной среде можно наблюдать процесс становления и развития как фольклорных ансамблей старающихся исполнять произведения фольклора в аутентичной первозданной форме, так и фольклорных групп, солистов вокалистов, инструменталистов и мультиинструменталистов, использующих в своём творчестве образцы традиционной культуры в обработке электро-музыкальных инструментов, наложением фонограмм и произведений собственного сочинения, написанных в фольклорном стиле. 

В настоящее время фольклорное пение представляет собой интерес не только как репертуарный ресурс или средство воспитания эстетического вкуса, но и как способ миропонимания и познания человеком самого себя. По мнению Ю. М. Лотмана, едва ли не самый важный побудительный мотив всё возрастающего интереса к фольклору – это информационный парадокс, заложенный в традиционном искусстве[7]. Молодое поколение познает свой народ через песню, музыку, становиться частью российского общества, осознает себя гражданином своей страны.

Появление в конце прошлого века в Москве фольклорного ансамбля Покровского было подобно взрыву. Он предложил совершенно новый - необычайно динамичный, свежий, неожиданный, очень современный, даже «авангардный» образ фольклора. Старинная песня становилась сферой смелого новаторства, интенсивных поисков, активного личностного проявления, современным, социально значимым явлением. 

В настоящее время молодёжные репродуцирующие фольклорные ансамбли – единая общественно-культурная сила, собственно «фольклорное движение». С деятельностью этих коллективов связаны важные находки, определившие дальнейшие пути творчества и развития. Эти ансамбли имеют ярко выраженное собственное «лицо»[4]. Оно определяется, конечно, в первую очередь своеобразием локальных фольклорных традиций, на основе которых работает коллектив.

В творчестве Казанского ансамбля "Оберег", появившегося в 90-х годах осмысленное и пережитое изнутри знание культурной традиции народа сочетается с современными ритмами, мелодиями и направлениями (рок, джаз, фанк, академическая музыка). Основным этнографическим материалом группе служит русский аутентичный фольклор: обрядовые и ритуальные, бытовые и календарные песни, традиции народного театра и танца. 

Конечно, не все так радужно. Современное состояние фольклора противоречиво, но хотелось бы ответить на выпады тех, кто считает, что народная музыка умирает, нет, нет и нет. В последнее время все чаще даже на официальном уровне, со стороны власти слышаться призывы к воплощению в жизнь идей распространения народных традиций. Когда я задавала вопрос о степени увлеченности музыкой, то большая часть ответила, что это только прослушивание скаченной музыки или просмотр концерта, но есть и те, кто ходят на концерты, праздники и стараются услышать живую музыку. Это прекрасно, ведь именно на таких мероприятиях и звучит народная музыка в различных её интерпретациях. У нас в регионе пользуется популярностью фольклорно-этнографический ансамбль «ЗАБАВА» города Саратова, созданный в 1987 году при Саратовском областном Доме работников искусств. С 1992 года коллектив входит в Российский фольклорный союз. «ЗАБАВА» занимается комплексным изучением и сохранением традиционной русской музыкальной культуры, пропагандирует её, исполняя аутентичные образцы фольклора. Сейчас коллектив, по сути, превратился в студию, в которой занимается около 30 человек – в основном, студенты и выпускники Саратовского государственного университета. Руководители студии – Анжелика Глумова и Вадим Ковальский.

Репертуар «ЗАБАВЫ» включает в себя более 600 старинных русских крестьянских и казачьих песен (плясовых, протяжных, исторических, календарно-обрядовых, свадебных), танцев, кадрилей, частушек, игр, хороводов.[12]

Наверное, можно отметить еще один коллектив, который работает в постфольклорном направлении, фольклорно-этнографический ансамбль «Собор» города Саратова идейными вдохновителями которого являются Валькова Лада, Кононенко Вадим и Елена Луконина, увлеклись народной песней они еще в 80-е годы, в студенческом фольклорном ансамбле Саратовского Государственного Университета и в ансамбле «Оберег» под руководством Елены Ярской. В ансамбле изучают основы традиционного народного пения, расшифровывают и разучивают песни, собранные в этнографических экспедициях или записанные на различных фольклорных фестивалях и форумах. В репертуаре в основном представлены несколько направлений: казачья песенная традиция различных регионов и песни юга России (Курск, Белгород), местная традиция (Саратовская область). [13]

Участники молодёжных фольклорных коллективов (уже от того, что они участники) интересны и необычны. Они приходят не «просто попеть» в коллектив. Каждый из них – личность, которой движет желание познания самого себя, национальных корней, культуры своего народа. Благодаря усилиям молодых фольклористов, певцов, не происходит забвения фольклорной песни, возобновляется интерес к «старому». У нас в городе на постоянной основе действует ансамбль «Любава» и фольклорное отделение ДМШ. Ежегодно проходят праздник «Масленица», районный фольклорный конкурс «Как у нашего двора», в которых активно принимают участие и ученики нашей школы.

Фольклорные ансамбли не замыкаются только на сценических формах, но дают, прежде всего, образцы живого существования культуры, передают свой опыт подрастающему поколению, наполняя современную жизнь наиболее жизнеспособными элементами традиционной культуры. [2].

Утрата корней, в том числе в качестве фольклорной музыки, опасна для нашего общества больше, чем это может показаться. С потерей национального колорита мы окончательно потеряем чувство ответственности за Россию. Потеряем духовный стержень - станем бесхребетными! Национальная многовековая культура - это фундамент, на котором стоит страна

Приобщение к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту в окружающем мире, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров.

Таким образом, фольклорное движение, стимулирует совершенствование существующих фольклорных коллективов и отдельных исполнителей и способствует появлению новых, что является основной ареной действия и сферой развития постфольклора в современной молодёжной социокультурной среде. 

 

 

Литература: 
1. Борисова Е.Б. Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ: автореф. дис…канд. социолог. наук:22.00.06 / Е.Б. Борисова; СПбГУ. СПб., 2005. — 30 с.

2. Дорохова, Е.А.Молодежные фольклорные ансамбли в городе // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. В 2-х частях. М., 1988. С. 45-46.

3. Еникеева А. Р. Пост-фольклор как форма социокультурных интересов современной молодежи / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств Выпуск № 2 / 2013 [Электронный ресурс]. -  http://cyberleninka.ru/article/n/post-folklor-kak-forma-sotsiokulturnyh-interesov-sovremennoy-molodyozhi#ixzz415mAdGFr

4. Жуланова Н.И. Молодёжное фольклорное движение // Фольклор и молодёжь. От истоков к современности. М., 2000.– 3-29с.

5. Ивошина С.А., Коноваленко С.П. Молодежные репродуцирующие фольклорные ансамбли как фактор возрождения народной музыкальной культуры. [Электронный ресурс]. - http://www.scienceforum.ru/2014/366/1146

6. Костина А.В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия [Электронный ресурс]. - http://www.zpu-joumal.m/e-zpu/2009/4/Kostma/  
7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. – М., 1997. 8. «Народная культура в современных условиях : Учеб.пособие / М-во культуры РФ. Рос.ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с.  9. Неклюдов С.Ю. Несколько слов о «постфольклоре» [Электронный ресурс]. - http://www.mtheшa.ru/folЫore/postfolkhtm  

10. Неклюдов С.Ю. Фольклорные традиции современного города/ С.Ю. Неклюдов//Экология культуры. -2006. - №2. - С. 1-13. 

11. Неклюдов С. Ю. После фольклора // Живая старина, 1995, № 1, с. 2—4 12. Фольклорно-этнографический ансамбль "Забава" Саратовский областной Дом работников искусств - [Электронный ресурс]. http://www.zabavafolk.ru/ 13. Фольклорно-этнографический ансамбль «Собор». [Электронный ресурс]. - http://soborfolk.ru/ 14. Фольклор и молодежь: приобщение детей и молодежи к традициям национальной культуры» сборник научных статей / науч. ред., сост. С.Р. Кулиева: Вологда: ОНМЦК и ПК, 2011. – 160с. - http://www.onmck.ru/resources/publication/index2.php?ELEMENT_ID=973

 

Автор материала: В. Петрова (10 класс)
Опубликовано в группе «Современный кабинет »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.