12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Усаченко Ирина Викторовна92
Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии»







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К.Жукова"



Проектно- исследовательская работа по информатике


Проект "Графы и области их применения"



 



t1712307471aa.jpg





Выполнил:
Третьяков Петр, учащийся 8б
Руководитель:

Ирина Викторовна Усаченко



Новоаганск 2024

Оглавление

Введение
Глава 1. История возникновения графов
Глава 2. Понятие и виды графов
Глава 3. Графовый анализ
Глава 4. Области применения графов
Заключение





Проект "Графы и области их применения"

Введение.

В ходе проведения индивидуального проекта по информатике на тему "Графы и области их применения", я, учащийся 8 класса приобрел необходимые знания об истории возникновения графов. Также успешно классифицировал и выявил области применения графов в повседневной жизни, изучил различные виды графов и представил их изучение в виде графового анализа. В ходе выполнения проекта, я представил ряд примеров, демонстрирующих использование графов в решении задач по информатике. Также были предоставлены примеры решения задач четвертой темы в ОГЭ с помощью графов, которые были иллюстрированы специально созданными чертежами.
Работа над индивидуальным исследовательским проектом позволила мне глубоко понять суть понятия графов и его областей применения.

Графы являются одним из основных инструментов в информатике, математике, логистике, экономике и различных научных исследованиях. Многообразие областей, в которых применяются графы, указывает на их универсальность и широкий спектр возможностей.

Информатика, безусловно, является ключевой областью, в которой графы играют огромную роль. Они используются для моделирования и анализа различных сетей, таких как компьютерные сети, социальные сети и транспортные сети. Это позволяет исследователям разрабатывать эффективные алгоритмы и строить надежные системы.

В математике графы широко применяются для решения различных задач. Они помогают в изучении свойств и взаимодействия различных объектов и структур. Также графы используются в анализе и оптимизации матриц, что является важным инструментом во многих областях науки и техники.

Логистика – еще одна сфера, в которой графы играют важную роль. Они помогают управлять сложными ресурсами и процессами, связанными с оптимальным распределением грузов и планированием транспортировки. Графы также используются для разработки эффективных алгоритмов маршрутизации и улучшения процессов снабжения.

Экономика – область, где графы широко применяются для моделирования и анализа социально-экономических систем. Они позволяют исследователям и аналитикам изучать взаимосвязи и влияние различных факторов на экономические процессы, что помогает в принятии обоснованных решений.

Нельзя забывать о значимости графов в различных научных исследованиях. Они позволяют визуализировать и анализировать сложные системы и отношения между элементами. Графовые модели помогают исследователям увидеть скрытые закономерности и предсказать результаты различных экспериментов. Задачи, решенные с помощью графов, способствуют развитию воображения и логического мышления. Они требуют абстрактного мышления и умения видеть связи между объектами и структурами. Это важные навыки, которые могут быть применены не только в науке, но и во многих сферах повседневной жизни.

В телекоммуникациях графы могут использоваться для моделирования сетей связи, оптимизации распределения трафика, а также для разработки алгоритмов маршрутизации и управления сетью. В логистике графы помогают оптимизировать маршруты доставки грузов, планировать запасы и управлять цепями поставок. В компьютерных науках графы широко применяются для решения задач сетевого программирования, анализа данных и оптимизации алгоритмов. В информационных технологиях графы используются для построения баз данных, поиска аномалий в данных, а также для разработки алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта.

В общем, понимание графов и умение работать с ними позволяют специалистам в различных областях эффективно решать сложные задачи, оптимизировать процессы и создавать инновационные решения.

Итак, графы являются мощным инструментом с широким спектром применения. Они играют важную роль в информатике, математике, логистике, экономике и научных исследованиях. Решение задач с помощью графов развивает логическое мышление и умение видеть связи, что делает их неотъемлемой частью современного интеллектуального развития.



фото Пети с выполнением решения графов


Цель – изучение понятие графа, областей их применения графов и использования на практике.

Задачи:

Изучить историю возникновения графов, понятие и виды графов.

Понять методы графового анализа.

Проанализировать области применения графов.

Объект  исследования являются графы и графовый анализ. 

Предмет: анализ областей применения графов и методов графового анализа. Новизна темы графы заключается в том, что графы представляют собой мощный инструмент для анализа сложных систем и связей между элементами этих систем, позволяют увидеть и понять структуру и динамику различных явлений и процессов, а также принимать эффективные решения на основе этого анализа. Тема работы актуальна, так как полученные знания могут использоваться при решении олимпиадных задач, а также задач, предлагаемых в конкурсах по информатике и математике.

Глава 1. История возникновения графов


Родоначальником теории графов считается выдающийся математик, член Петербургской академии наук Леонард Эйлер. В 1736 году в одном из своих писем он формулирует и предлагает решение задачи о семи кенигсбергских мостах, ставшей впоследствии одной из классических задач графов.

Издавна среди жителей Кёнигсберга была распространена такая загадка: как пройти по всем мостам (через реку Преголя), не проходя ни по одному из них дважды. Многие кёнигсбержцы пытались решить эту задачу как теоретически, так и практически, во время прогулок. Впрочем, доказать или опровергнуть возможность существования такого маршрута никто не мог.

В 1736 году задача о семи мостах заинтересовала Леонарда Эйлера, о чём он написал в письме итальянскому математику и инженеру Мариони от 13 марта 1736 года.

В этом письме Эйлер также предложил решение задачи о семи мостах с использованием абстрактного математического объекта, которого он назвал "графом". Он показал, что для определения возможности пройти по всем мостам без повторений, достаточно анализировать только свойства графа, а не конкретное расположение мостов в городе.

Эйлером было установлено, что для того, чтобы существовал путь, проходящий по всем мостам один раз, количество вершин с нечетным числом ребер должно быть либо нулевым, либо четным. То есть, граф должен иметь четное число вершин с нечетной степенью.

Также Эйлер отметил, что если все вершины графа имеют четную степень, то можно начинать и заканчивать путь в любой вершине графа, не отрывая карандаша от бумаги.

В случае графа кёнигсбергских мостов, у которого было четыре вершины с нечетной степенью, не было возможности пройти по всем мостам один раз без повторений, что доказывало невозможность решения задачи о семи мостах. Если все вершины графа чётные, то можно, не отрывая карандаша от бумаги, начертить граф, при этом можно начинать с любой вершины графа и завершить его в той же вершине. Граф с более чем двумя нечётными вершинами невозможно начертить одним росчерком. Граф кёнигсбергских мостов имел четыре нечётные вершины (то есть все), следовательно, невозможно пройти по всем мостам, не проходя ни по одному из них дважды.



t1712307471ab.jpg

Глава 2. Понятие и виды графов

Граф - математический объект, который изображает отношения между сущностями. Граф состоит из вершин (объектов) и рёбер (связей). Вершины обычно обозначаются буквами или числами, а ребра – линиями, которые соединяют вершины.

Виды графов:

Ориентированные графы- Характеризуются направленностью ребер. В таких графах каждое ребро имеет начальную и конечную вершину. Ориентированные графы применяются в задачах, где имеется направленность или зависимость между объектами. Например, они могут использоваться для моделирования сетей передачи данных, дорожной сети или в задачах планирования и оптимизации.

t1712307471ac.gif

t1712307471ad.jpg



Неориентированные графы-В неориентированных графах ребра не имеют направления. Они состоят из вершин и неориентированных ребер, которые соединяют вершины. Неориентированные графы широко применяются в задачах, связанных с моделированием связей и отношений между объектами. Например, они могут использоваться для моделирования социальных сетей, транспортных сетей или сетей взаимодействия компьютеров.

Взвешенные графы- Взвешенные графы содержат численные значения, называемые весами, для каждого ребра. Эти веса могут отражать различные характеристики или стоимости связей между вершинами. Взвешенные графы применяются в задачах оптимизации, планирования маршрутов, логистики, анализа данных и других областях, где важно учитывать вариации весов связей при принятии решений.

t1712307471ae.jpg

Графы с мультиребрами и петлями- Графы с мультиребрами содержат несколько ребер, соединяющих одну и ту же пару вершин. Такие графы используются в задачах, где возможны несколько типов связей между объектами. Графы с петлями содержат ребра, соединяющие вершины сами с собой. Они применяются в теории графов для исследования самоподобных связей или циклических процессов.

t1712307471af.jpg

Ациклические графы-Ациклические графы не содержат циклов, то есть пути, по которым можно пройти и вернуться в исходную вершину. Такие графы применяются в задачах, где важно избежать повторений или циклических зависимостей. Ациклические графы используются в программировании, базах данных, логистике и других областях.

t1712307471ag.jpg

В зависимости от задачи и требований, можно выбрать соответствующий вид графа и использовать его для эффективного решения поставленных задач. Графы обладают большим потенциалом и могут быть применены в разных областях, где необходимо моделирование и анализ связей между объектами.

Глава 3. Графовый анализ


Графовый анализГрафовый анализ является мощным инструментом для изучения сложных зависимостей и взаимосвязей между объектами. Он основан на представлении данных в виде графа, который состоит из вершин (сущностей) и ребер (связей). Графовый анализ позволяет выявлять неочевидные зависимости и структуры в данных. Методы графового анализа могут использоваться в различных областях, таких как социальные сети, биоинформатика, финансовая аналитика, транспортное планирование. Одним из основных методов графового анализа является поиск кратчайшего пути между вершинами. Этот метод позволяет определить наиболее эффективные маршруты или потоки в сети. Например, можно использовать графовый анализ для оптимизации логистических маршрутов доставки товаров или для поиска кратчайших путей в сети дорог.


Пример

Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяженность которых в (километрах) приведена в таблице.


A

B

C

D

E

F

A


3

4



15

B

3


3

4



C

4

3


1


6

D


4

1


2

6

E




2


1

F

15


6

6

1


Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F, проходящего через пункт С. Передвигаться можно только по дорогам, протяженность которых указана в таблице.

Решение вставить


Другим методом является выявление наиболее важных вершин в графе, таких как центральные вершины или группы вершин, называемых сообществами. Этот метод можно применять для анализа социальных сетей или для выявления групп товаров или их связей в торговых сетях.
Т
акже графовый анализ позволяет выявлять общие структуры в данных. Это может быть полезно при анализе графовых баз данных или при поиске аномалий в данных. Графовый анализ активно применяется в сфере машинного обучения и искусственного интеллекта. Например, графовые нейронные сети используются для анализа социальных графов, графы знаний используются для улучшения процесса обучения и понимания текста, а графы связи используются для моделирования зависимостей между объектами.
Таким образом, графовый анализ представляет собой мощный инструмент для выявления и анализа связей между сущностями и может быть полезен во множестве областей.

Преимущества графового анализа:

Понятность и наглядность: графы представляют информацию в виде узлов и ребер, что облегчает восприятие сложных взаимосвязей. Графическое представление позволяет легко увидеть и понять структуру данных.

Эффективность поиска и обработки информации: графы обладают мощными алгоритмами поиска, обхода и обработки данных. Они позволяют быстро находить пути между узлами, определять связи и отношения, а также выполнять различные операции над графами.

Масштабируемость: графы позволяют легко добавлять новые узлы и ребра, а также изменять структуру и связи между объектами без необходимости внесения глобальных изменений в систему. Это делает графы гибким инструментом для моделирования сложных и динамических систем.

Анализ и визуализация данных: графы позволяют проводить различные аналитические исследования. Визуализация графов помогает наглядно представить результаты анализа и обнаружить скрытые зависимости.

Решение задач оптимизации: графы применяются для решения различных задач оптимизации, таких как построение оптимальных маршрутов, планирование задач, распределение ресурсов и др. Оптимизация на графах позволяет экономить время, деньги и ресурсы.

Использование в сетевых и социальных анализах: графы широко применяются в сетевом и социальном анализе для изучения взаимосвязей между участниками сети или людьми. Графовый подход позволяет выявить ключевые сообщества, влиятельных пользователей и другие важные характеристики сети или социальной структуры.




Глава 4. Области применения графов

t1712307471ah.png

Анализ социальных сетей – это процесс исследования различных систем с использованием теории сетей. Он начал широко применяться именно тогда, когда стало понятно, что огромное количество существующих сетей (социальных, экономических, биологических) обладают универсальными свойствами: изучив один тип, можно понять структуру и любых других сетей и научиться делать предсказания по ним. Любые сети состоят из отдельных участников (людей или вещей в сети) и отношений между ними. Сети очень часто визуализируются с помощью графов – структур, состоящих из множества точек и линий, отображающих связи между этими точками. Участники представлены в виде узлов сети, а их отношения представлены в виде линий, их связывающих. Такая визуализация помогает получить качественную и количественную оценку сетей. С помощью анализа социальных сетей можно проанализировать самые разные взаимодействия и процессы обмена ресурсами, как материальными, так и информационными. Например, проанализировав сеть транзакций между клиентами банка (где узлами являются клиенты банка, а рёбрами – переводы между ними), можно определить круг лиц, вовлечённых в мошеннические операции, или выявить нарушения внутренних регламентов сотрудниками банка, что очень актуально в наше время.

Транспортная логистика: Транспортная логистика является важной составляющей современной экономики. Она отвечает за организацию и управление перемещением товаров и грузов от производителя к потребителю. Одной из ключевых задач в области транспортной логистики является оптимизация маршрутов и распределение грузов по транспортным средствам. Для решения этих задач часто используются графы. Графы - это абстрактная структура данных, состоящая из вершин и ребер, которые соединяют эти вершины. Вершины могут представлять различные логистические точки, такие как склады, производственные площадки или конечные пункты доставки. Ребра же могут представлять транспортные маршруты между этими точками. Использование графов в транспортной логистике позволяет эффективно решать задачи оптимизации маршрутов и распределения грузов. Например, задача коммивояжера, которая заключается в поиске самого короткого маршрута, проходящего через все заданные вершины, может быть решена с помощью алгоритмов на основе графов. Также графы могут быть использованы для определения оптимального распределения грузов по различным транспортным средствам, учитывая ограничения на вместимость и стоимость доставки. Одним из примеров применения графов в транспортной логистике является задача оптимального планирования маршрутов доставки. В этой задаче необходимо определить наиболее эффективные маршруты для доставки грузов от источника к потребителю, учитывая различные факторы, такие как расстояние, время и стоимость доставки. Графы позволяют представить все возможные маршруты и выбрать оптимальный вариант, основываясь на заданных критериях. Еще одним примером применения графов в транспортной логистике является задача оптимального распределения грузов по транспортным средствам. В этой задаче необходимо определить наиболее эффективное распределение грузов по различным транспортным средствам, учитывая ограничения на вместимость и стоимость доставки. Графы позволяют представить все возможные варианты распределения и выбрать оптимальный вариант, учитывая заданные ограничения. Таким образом, использование графов в транспортной логистике позволяет эффективно решать задачи оптимизации маршрутов и распределения грузов. Они позволяют представить все возможные варианты и выбрать оптимальный, основываясь на заданных критериях. Это позволяет сократить затраты на доставку и повысить эффективность логистических процессов.

Информационные технологии: графы являются основой для множества алгоритмов и структур данных, используемых в информационных технологиях. Они применяются для поиска кратчайших путей, определения циклов, обнажения связанных компонентов и многих других задач.

Математика: теория графов находит применение в различных областях современной математики и ее многочисленных приложениях, в особенности это относится к экономике, технике, к управлению. Решение многих математических задач упрощается, если удается использовать графы. Представление данных в виде графа придает им наглядность и простоту. Многие математические доказательства также упрощаются, приобретают убедительность, если пользоваться графами.



Примеры использования графов в решении математических задач

Задача 1.

Пятеро ученых, участвующих в научной конференции, обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?

t1712307471ai.jpg

Решение: Обозначим ученых вершинами графа и проведем от каждой вершины линии к четырем другим вершинам. Получаем 10 линий, которые и будут считаться рукопожатиями.

Задачи, решаемые с помощью ориентированных графов:

Из лагеря вышли пять туристов: Валя, Галя, Таня, Лена и Марина. Таня впереди Марины, Лена впереди Вали, но позади Марины, Галя впереди Тани. Кто идет первым, кто последним?

t1712307471aj.png

Решение: Зададим направление: «Х впереди У».

Ответ: Галя - первая, последняя – Валя.




Задачи, решаемые с помощью двудольных графов:

Беседуют трое друзей Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас блондин, другой брюнет, а третий рыжий, но ни у одного цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос имеет каждый?

Решение: по условию задачи составим двудольный граф.

t1712307471ak.png

Ответ: Чернов – блондин, Рыжов – брюнет, Белокуров – рыжий.



Директор, завуч и завхоз школы имеют фамилии Антонов, Борисов и Гриднев. Такие же фамилии и у учителей истории, физики и иностранного языка.

Учитель Гриднев живет на улице Докучаева. Завуч и учитель физики живут в новом доме на улице Победы. Учитель Борисов просил своего коллегу сделать перевод небольшой научной статьи. Однофамилец завуча – учитель иностранного языка – недавно получил квартиру в том же доме по улице Первомайской, в котором живет завхоз.

Оказалось так, что в каждом доме живут коллеги с разными сочетаниями фамилий.

Как фамилия директора школы?

Решение: составим двудольный граф.

t1712307471al.png

Ответ: Фамилия директора школы – Борисов.




Уникурсальные фигуры.

Можно ли построить одним росчерком пера следующие фигуры?

t1712307471am.png

Рис. 1. Эту фигуру нарисовать нельзя одним росчерком, так как она имеет четыре нечетных узла.

Рис. 2. Можно, если следовать по пути T-A-D-T-B-C-T.

Рис. 3. Нельзя, так как фигура имеет 4 нечетных узла.

Рис. 4. Можно. Путь B-E-T-Z-X-Y-C-K-O-M-P-H-K-D- B-A-A.

Рис. 5. Можно. Путь 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.

Эта задача как раз подтверждает решение Эйлера с мостами.

Заключение


Графы - это структуры данных, которые находят широкое применение в информатике и других областях. Они позволяют моделировать различные сущности и их взаимосвязи, делая сложные концепции более понятными и удобными для анализа. Давайте рассмотрим, зачем нужны графы в информатике и какие задачи они помогают решать.

Основные принципы графов

Графы состоят из вершин (узлов) и рёбер (связей), которые соединяют эти вершины. Они могут быть направленными и ненаправленными, взвешенными и невзвешенными, что позволяет моделировать различные типы отношений между объектами. Графы бывают ориентированными и неориентированными, а также могут иметь различные свойства, такие как петли (циклы) и кратные рёбра.

Применения графов в информатике

Графы используются для решения множества задач в информатике. Например, алгоритмы поиска в глубину и в ширину применяются для обхода графов и поиска определённых путей или компонентов связности. Графы также позволяют находить кратчайшие пути между вершинами (например, алгоритм Дейкстры), определять наличие циклов в графе, проверять его связность и многое другое.

Заключение

Графы играют важную роль в информатике, помогая решать разнообразные задачи эффективно и эффективно. Понимание основных принципов и применений графов позволяет разработчикам создавать более оптимизированные алгоритмы и программы. Благодаря графам мы можем анализировать сложные структуры данных, находить оптимальные решения и улучшать процессы в различных областях.


Литература:





Березина Л. Ю. Графы и их применение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 143 с. с ил.

Елисеев Е. М., Елисеев М. Е. Дискретная математика для информатиков. Учебное пособие. – Арзамас, АГПИ им. Гайдара, 2004 – 120 с.

Лекции по теории графов /Емеличев В. А., Мельников О. И., Сарванов В. И., Тышкевич Р. И. – М.: Наука, 1990

Мельников О. И. Занимательные задачи по теории графов – Минск: Тетрасистемс, 2001

Шевченко В. Е. Некоторые способы решения логических задач. – Киев: Вища школа, 1979. – 80 с.



13


Автор материала: П. Третьяков (8 класс)
Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.