Методическая разработка
урока-исследования по физике в 8 классе
Малушко Л.И.
учитель физики и математики высшей категории
ГУ ЛНР "ЛОУСОШ №49 ИМЕНИ Ю.А.ГАГАРИНА",
г. Луганск
Тема урока:
«Виды теплопередачи и их применение»
Ожидаемые результаты:
- учащиеся познакомятся с видами теплопередачи и особенностями каждого вида;
- научатся объяснять причины каждого вида теплопередачи, узнают о применении знаний в быту, технике, живой и неживой природе, строительстве;
- получат навыки работы в группах, работы с научной литературой, умение отбирать наиболее важный материал, оформлять и представлять результаты своей работы;
- получат навыки проведения эксперимента, анализа полученных результатов, оформления и представления итогов своей работы.
Вид урока: усвоения новых знаний, умений и навыков.
Тип урока: урок-исследование
Методы: проблемно-поисковый, мозговой штурм, работа в группах, «телеграмма».
Оборудование: приборы для проведения экспериментов; бытовые приборы с использованием теплопередачи: конвективные светильники жидкостные и воздушные; обогреватели конвекторные и инфракрасные; термос, керосиновая лампа, модель тяги, модель центрального отопления; модели строения твёрдых тел, жидкостей и газов; наборы тел на каждую группу (металл, пластмасса, стекло, дерево, ткань, вата); таблицы, иллюстрирующие отчёты групп; проекционная аппаратура
Подготовка к уроку.
За неделю до проведения урока учащиеся делятся на 5 групп по 5 человек, в каждой группе есть специалисты: биологи, строители и дизайнеры, географы. Каждая, группа получает задание.
Группа изучения теплопроводности
Задание 1. Используя термометр или руки как термодатчик исследовать теплопроводность: веществ, окружающих нас; различных видов строительных материалов (бетон, кирпич, дерево, песчаник, мергель…)
Задание 2. Узнать и объяснить, в каком случае лед растает быстрее: под струёй вентилятора; лежащий на столе; завёрнутый в фольгу; завёрнутый в «шубу»; завёрнутый в несколько слоёв бумаги; помещённый в термос.
Теоретическое задание: найти в справочной литературе или Интернете как проводят тепло различные вещества; предложите, где это можно использовать или используется у вас дома.
Группа изучения конвекции
Задание 1. Исследовать, одинаковы ли температуры воздуха в комнате на различной высоте. Смешайте в ванне или глубоком сосуде горячую и холодную воду и исследуйте, одинаковы ли температуры на различной глубине.
Задание 2. Исследовать в какой посуде чай дольше остаётся горячим?
Задание 3. Исследовать, как зависит скорость нагревания воды от глубины погружения кипятильника.
Задание 4. Выяснить, как быстрее можно остудить горячую воду в сосуде.
Теоретическое задание: найти в справочной литературе или Интернете примеры, когда тепло передаётся при перемещении и перемешивании вещества; предложите, где это можно использовать или используется у вас дома.
Группа изучения излучения
Задание 1. Исследовать, одинаково ли быстро нагреваются на солнце и остывают: тела различных цветов; тела разных масс; тела, изготовленные из различных материалов.
Задание 2. Проверить экспериментально, одинаково ли пропускают тепловые лучи солнца воздух, стекло, вода, вата, дерево и т. д.
Теоретическое задание: найти в справочной литературе или Интернете как отражают свет различные вещества; предложите, где это можно использовать или используется у вас дома.
Экологи
Задание 1. Соорудите мини теплицу, поместите на солнце и проследите за изменением температуры в теплице и за её пределами.
Теоретическое задание:
Выясните, в чём заключается парниковый эффект, каковы его причины?
Выясните, что такое «Глобальное потепление» и каковы его причины?
Какова экологическая обстановка в современном мире? в нашем городе?
Лаборатория экспериментальной физики
Ознакомьтесь с правилами техники безопасности для проведения экспериментов. Подготовьте и проведите эксперименты для иллюстрации явлений теплопроводности, конвекции, излучения. Подберите оборудование, изготовьте необходимые приборы.
В каждой группе есть специалисты: биологи, строители и дизайнеры, географы.
Задание: найти и проиллюстрировать примеры использования изучаемого группой вида теплопередачи в своей области (специалистам можно выдать материалы для изучения, потом они расходятся по домашним группам, знакомят всех с полученными знаниями и самостоятельно составляют рассказ и подбирают иллюстрации).
В результате проведенной работы каждая группа должна представить на урок следующие материалы:
отчёт о проведении исследования;
таблицы, приборы, модели, презентации, опыты, иллюстрирующие представляемые на уроке материалы;
сообщение на уроке о результатах работы (не более 6 мин.); выводы по теме исследования.
План проведения урока.
I. Представление темы и ожидаемых результатов (2 мин.).
II. Актуализация опорных знаний (3 мин.)
III. Изучение нового материала (35 мин.).
IV. Закрепление изученного (6 мин.)
V. Рефлексия (2 мин.)
VI. Подведение итогов и сообщение домашнего задания (2 мин.).
Проведение урока.
I. Представление темы урока и ожидаемых результатов (2 мин).
Эпиграф: «В русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Если за чаем собрались друзья, то неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течет мирно и степенно и что вообще есть такая возможность — вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю — именно она и является самой важной частью русского чаепития».
В результате урока мы должны решить практические задачи:
1. Какую посуду выбрать для чаепития и сохранить чай горячим?
2. Как сохранить мороженое летом, если очень хочется угостить друзей на даче?
3. Как правильно одеться зимой, чтобы не замёрзнуть, и летом, чтобы не страдать от жары?
Задача урока: изучить способы теплопередачи, установить общее и отличие между ними и показать, где применяются эти знания.
При подготовке вы разделились на группы (представить каждую группу), в каждой группе есть специалисты (представить)
Внимательно следите за ходом урока, и включайтесь в общее обсуждение.
В процессе изучения мы совместно должны заполнить технологическую карту явления теплопередачи (см. приложение 1).
Технологическая карта
DOCX / 11.58 Кб
Технологическая карта явления теплопередачи.
Вид |
Теплопроводность |
Конвекция |
Излучение |
Это теплопередача |
|||
Опыты |
Зарисовать схему опытов |
||
Роль вещества |
|||
Может осуществляться |
|||
Не может осуществляться |
|||
Сравнение скорости теплопередачи |
П. Актуализация опорных знаний (3 мин).
Фронтальный опрос.
1. Каковы особенности строения твёрдых тел, жидкостей и газов? (модели агрегатных состояний вещества)
2. Что такое внутренняя энергия?
3. Какими способами её можно изменить?
4. Какие виды теплопередачи вам известны?
III. Изучение нового материала (35 мин).
Теплопроводность.
Обратимся к эксперименту. Группа экспериментаторов демонстрирует с помощью прибора для изучения теплопроводности твёрдых тел различную теплопроводность металлов.
Обсуждение результатов опыта (участвуют все группы)
№ |
Вопрос |
Метод |
Возможные ответы |
1. |
Что происходит внутри вещества, каков механизм теплопередачи? |
Эвристическая беседа, обсуждение в группах, мозговой штурм, выслушать гипотезы, выбрать верную |
Частицы движутся быстрее, столкновением передают энергию колебаний |
2. |
В жидкостях и газах может ли таким способом передаваться энергия? |
Да. Есть частицы, они движутся и сталкиваются. |
|
3. |
Перемешивается ли вещество? |
Нет. |
|
4. |
Что передаётся от одной части тела к другой? |
Энергия колебаний частиц. |
|
5. |
Одинаково ли быстро передаётся энергия в разных веществах? |
Подтвердить результатами домашних исследований. |
Презентация результатов исследований группы изучения теплопроводности (см. приложение 2).
Исследование различной теплопроводности твёрдых веществ (образцы материалов на каждой парте, убедиться в правильности выводов группы).
Исследование различной теплопроводности строительных материалов.
3. Таблица теплопроводности различных веществ.
4. Исследование таяния льда.
Группа изучения теплопроводности
DOCX / 12.81 Кб
Выводы: самой большой теплопроводностью обладают металлы, а среди них серебро, медь; меньше теплопроводность жидкостей, а самая малая у газов, поэтому мала теплопроводность у веществ с воздушными пустотами.
Объясним результаты исследований.
Мозговой штурм. Работа в группах.
Возможные ответы:
- В разных агрегатных состояниях вещества имеют разное строение, поэтому расстояние между частицами и их взаимное расположение неодинаково.
- Легче всего энергия колебаний передаётся там, где частицы ближе друг к другу – твёрдых телах; труднее всего там, где частицы далеко и нет порядка в расположении частиц – газах.
В каких условиях вообще невозможна теплопроводность?
Возможные ответы: если нет частиц и ли очень мало – вакуум.
Заполнение технологической карты явления
Где используется различная теплопроводность веществ?
Слово специалистам.
Представляют результаты исследований, иллюстрируя их фотографиями или презентациями (см. приложение 2)
Теплопроводность в технике и природе
DOCX / 16.8 Кб
Дом.
PPT / 431.5 Кб
Теплопроводность в природе
PPT / 1001 Кб
Биологи: о выживании теплокровных животных в условиях низких и высоких температур.
Строители и дизайнеры: о теплопроводности строительных материалов, способах теплоизоляции здания.
Географы: о роли снега
Конвекция.
Проблема: «В твёрдом теле частицы не могут свободно двигаться, а в жидкостях и газах могут. Не происходит ли движение частиц? Проверим экспериментально».
Опыты демонстрирует группа экспериментаторов.
Конвекция в жидкости и газах. Происходит движение частиц вещества вверх.
Объясните почему?
Работа в группах. Мозговой штурм. Выслушать гипотезы, выбрать решение.
Возможный ответ: «Тёплый воздух или жидкость имеют меньшую плотность и поэтому всплывают вверх, а его место занимает холодный. Так происходит движение струй.
Как передаётся тепло от нагретой части к не нагретой? (струями, дать определение конвекции)
Вывод: конвекция это способ теплопередачи струями жидкости или газа. Бывает естественная и искусственная.
Презентация результатов исследований группы изучения конвекции
(см. приложение 3)
Изучение конвекции
DOCX / 12.1 Кб
1. Исследование температуры воздуха в комнате на различной высоте и температуры в глубоком сосуде с водой.
2. Исследование остывания чая:
- в открытой кружке остывает быстрее, чем в закрытой;
- если чай помешивать ложечкой остынет быстрее, т. к. к естественной конвекции добавляется искусственная.
Эвристическая беседа:
1. Может ли осуществляться конвекция в твёрдых телах? Вакууме?
2. Отменяет ли конвекция жидкостей и газов теплопроводность?
3. Каким способом быстрее передаётся тепло в жидкостях и газах теплопроводностью или конвекцией?
Презентация результатов исследований группы изучения конвекции.
Исследование нагревания жидкости сверху и снизу.
Исследование охлаждения жидкости сверху и снизу.
Заполнение технологической карты явления
Где используется конвекция? Слово специалистам.
(Представляют результаты исследований, иллюстрируя их фотографиями или презентациями.)
Строители и дизайнеры: центральное отопление и использование обогревателей.
Географы: ветры
Биологи. парения птиц и планеров.
Применение конвекции
DOCX / 11.84 Кб
конвекция и обогрев жилья
PPT / 473 Кб
Излучение.
Проблема: «Сидя возле костра, камина мы ощущаем тепло. А может ли оно передаться к нам теплопроводностью или конвекцией?
Солнце – источник энергии и жизни на Земле. А каким способом передаётся энергия от Солнца к Земле? Возможно ли это изученными способами?»
Проведём опыты с помощью группы экспериментаторов. Объясните.
Работа в группах. Мозговой штурм. Выслушать гипотезы, выбрать решение.
Возможный ответ: «Все тела испускают тепловые лучи (инфракрасные).
Чем выше температура, тем больше излучение тела. Для распространения не нужно вещество, лучше всего распространяются в вакууме. А вещества могут пропускать тепловые лучи? Это проверяла экспериментально третья группа.
Презентация результатов исследований группы изучения излучения.
(см приложение 4)
Изучение излучения
DOCX / 11.37 Кб
Одинаково ли пропускают тепловые лучи различные вещества?
Дополнение учителя. Слой воды толщиной в несколько сантиметров непрозрачен для инфракрасного излучения. У большинства металлов отражательная способность для инфракрасного излучения значительно больше, чем для видимого света. Через воздух тепловые лучи проходят почти беспрепятственно.
2. Одинаково ли быстро нагреваются на солнце и остывают:
- тела различных цветов (чёрные нагрелись быстрее, чем белые и зеркальные)
- тела разных масс (вода в стакане нагрелась быстрее, чем в банке)
Выводы:
- все тела испускают тепловые лучи;
- для распространения не нужно вещество;
- тёмные – поглощают; светлые – отражают;
- чем быстрее нагреваются, тем быстрее остывают.
Заполнение технологической карты явления
Где используется излучение? Слово специалистам.
(см. приложение 4)
Теплопередача и ветры
DOCX / 15.92 Кб
Излучение и ветры
PPT / 1.72 Мб
(Представляют результаты исследований, иллюстрируя их фотографиями или презентациями.)
Географы: отражение солнечного света различными поверхностями Земли+ветры, бризы, горно-долинные ветры.
Строители и дизайнеры: инфракрасные обогреватели, выбор краски
Биологи: термолокатор змеи, приборы ночного видения, окраска и приспособления холоднокровных животных.
Презентация результатов работы экологов.
(см. приложение 5)
Парниковый эффект
DOCX / 13.7 Кб
Парниковый эффект
Задание: «Соорудить мини теплицу, поместить на солнце и проследить за изменением температуры в теплице и за её пределами.»
Рассказ о парниковом эффекте, его причинах и последствиях.
Парниковый эффект
PPT / 544.5 Кб
IV. Закрепление изученного (6 мин.)
1. Вернёмся к практическим задачам, сформулированным вначале урока:
1. Какую посуду выбрать для чаепития и как сохранить чай горячим?
2. Как довезти мороженое к друзьям на дачу в жару?
3. Как правильно одеться зимой, чтобы не замёрзнуть, и летом, чтобы не страдать от жары?
Выслушать предложенные решения.
2. Экспериментаторы подготовили интересные опыты. Посмотрите и подумайте над их объяснением.
деревянный цилиндр с кнопками, оборачивают в бумагу и нагревают на пламени спиртовки;
на стеклянную и металлическую палочки наматывают нить и нагревают в пламени спиртовки;
на пластилиновом круге находится горящая свеча, её накрывают ламповым стеклом, плотно прижимая края к пластилину, свеча почти гаснет; приподнимают стекло, свеча ярко горит;
в пробирку с водой бросить кусочек льда (с вмороженной в него дробинкой), нагревать воду в верхней части. Почему вода кипит, а лёд при этом не тает?
пустую пробирку закрывают пальцем и нагревают верхнюю часть. Почему воздух не обжигает палец?
Объясните эти опыты на следующем уроке.
V. Рефлексия (1 мин.).
Приём «телеграмма»: написать на листочке самое важное, что уяснили на уроке и пожелание учителю и себе.
VI. Подведение итогов и сообщение домашнего задания (3 мин.).
Полезен ли был урок?
Что больше всего понравилось?
Проанализировать работу групп и выставить оценки.
Выучить § 51, вопросы, упр. 30 (устно), объяснения опытов.
Найти дома приборы, в которых используются различные виды теплопередачи и объяснить их действие.
Творческое задание
Провести исследования и представить проекты и презентации:
Теплый дом.
Комфорт нашей школы.
Глобальное потепление и Луганск.
Всемирный потоп: мифы и реальность!
Сюрприз:
Наградить самого активного участника мороженым.
Чтобы видели к чему стремиться, посмотрите презентацию учеников школы.
Литература:
1. Белага В.В. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев. – 4-е изд. – М .: Просвещение, 2016. – 159 с.
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 28-е изд.. – М.: Просвещение, 2014. – 240 с.
3. Бездененжных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине. – К.: Радянська школа, 1976. – 200 с.
Старшов Михаил Александрович
Малушко Лариса Ивановна