Индивидуальный учебный проект на тему «Как выбрать путь дальнейшего обучения»
Автор публикации: Е. Кулаков, ученик 9А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 42 с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа Самара
Индивидуальный учебный проект
Тема: «Как выбрать путь дальнейшего обучения»
Предмет: Технология, обществознание
Выполнил: Кулаков Егор, ученик 9 «А» класса
Руководитель: Пародина Ольга Александровна,
учитель технологии
Оценка (уровень/баллы): ____________________________________________
Председатель комиссии: __________________________________________
Члены комиссии: ________________________________________________
______________________________________________________________
Самара, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
-
-
-
Обоснование выбора темы. 3
Актуальность темы 3
Постановка проблемы 3
Цель проекта 3
План работы над проектом 3
-
-
-
I. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ 4
1.1. Как найти свой путь в обучении 4
1.2. Проведение опроса 6
1.3. Техническое задание на проектирование 7
-
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 8
2.1. Разработка рекомендаций 8
2.2. Создание буклета 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
1. Оценка проекта 15
2. Выводы по проекту 15
Информационные источники 15
Приложения 16
ВВЕДЕНИЕ.
-
-
-
Обоснование выбора темы.
-
-
Заканчивая восьмой класс, я начал задумываться, какие буду сдавать экзамены в девятом классе. Для решения этого вопроса необходимо представлять, где я буду продолжать обучение, какую профессию хочу освоить. Необходимо разобраться в этом вопросе.
Мною была выбрана эта тема проекта, потому что с проблемой выбора учебного заведения сталкивается каждый человек, окончивший школу.
-
-
-
Актуальность темы.
-
-
В общении со сверстниками мы не раз касались темы выбора дальнейшего обучения. Многие ребята в 9 классе не знают, куда им пойти учиться и какую профессию выбрать. Нужны советы, которые могут помочь определиться, куда же все-таки пойти продолжать обучение.
-
-
-
Постановка проблемы.
-
-
Каждому выпускнику хочется правильно выбрать профессию и учебное заведение, в котором можно получить достойное образование, но очень трудно сделать правильный выбор.
-
-
-
Цель проекта.
-
-
Научиться находить верные решения и оптимальные варианты дальнейшего обучения. Разработать рекомендации для сверстников.
Проектным продуктом будет являться буклет с полезными советами по выбору профессии и учебного заведения для дальнейшего обучения.
-
-
-
План работы над проектом.
-
-
Проанализировать научно-публицистическую литературу, раскрывающую проблему выбора пути дальнейшего обучения.
Провести анкетирование среди своих сверстников для выявления вопросов, которые необходимы для составления рекомендаций.
Составить буклет с полезными советами по выбору профессии и учебного заведения для дальнейшего обучения.
I. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ
-
1.1. Как найти свой путь в обучении.
Как выбрать профессию? Это сложнейший вопрос в жизни каждого человека. Потому что, когда мы выбираем профессию, мы выбираем будущее. Причем не только свое, но и для своих близких. Хотелось бы, чтобы будущая профессия приносила и удовольствие, и финансовое благополучие, и пользу окружающим. Но, как назло, выбор профессии нужно сделать очень рано – в подростковом возрасте. Подросток мало знаком с миром профессий и еще ни разу в жизни не работал, поэтому для него выбор профессии оказывается вдвойне трудным.
Министерство просвещения опубликовало статистику, какие специальности выбирают абитуриенты. Из 5 000 абитуриентов:
✔ науки об обществе (22,3%)
✔ инженерия и технологии (15,6%)
✔ математика и естественные науки (15,5%)
✔ гуманитарные науки (11%)
✔ медицинские (10,9%)
В процессе выбора профессии необходимо учитывать многие факторы.
Во-первых, ваши общие представления о карьере и вашем будущем. Определите, кем бы вы себя хотели видеть через 10 лет. Когда вы ответите на этот вопрос, то часть профессий, которые к вашему представлению о будущем не имеют никакого отношения, можно смело исключить.
Во-вторых, необходимо учитывать свои склонности к определенным видам деятельности, свои пожелания. Например, вам нравиться часами сидеть за компьютером.
Третий немаловажный фактор - это ваши способности, о которых вы знаете или еще предстоит узнать. Например, вы прекрасно рисуете, окончили художественную школу, или у вас выдающиеся математические способности.
Важным фактором при выборе дела жизни должен быть социальный спрос на профессию. Необходимо изучить положение на существующем рынке труда, прочитать прогнозы аналитиков.
Идеальный вариант, когда все факторы совпадаю, тогда выбор профессии очевиден. А если нет? Если вы, например, не представляете какой вид деятельности предпочитаете и какие у вас способности? В такой ситуации лучше не торопиться и обратиться к специалистам.
Советы специалистов:
Задай себе вопросы: что я жду от своей будущей профессиональной деятельности? Благосостояния? Славы? Возможности заниматься любимым делом? Или чего-то другого?
Ориентируйся на существенные признаки профессии – ее содержание, условия и характер труда, возможность трудоустройства, а не на второстепенные – мода, престиж, внешние атрибуты профессии.
Различай должность, профессию и специальность. Например, главный врач - это должность, врач - профессия, стоматолог - специальность.
Воспитывай самостоятельность мышления – не иди на поводу у чужого мнения, выбирая профессию «за компанию», освобождайся от стереотипов.
Узнай как можно больше об интересующей тебя профессии.
Задай себе вопрос: почему я выбираю именно эту профессию, а не какую-то другую?
Узнай требования профессии: профессионально важные качества, уровень профессионального образования, медицинские противопоказания.
Реально оцени свои возможности: личные качества, интересы, склонности, способности, уровень знаний и подготовленности, здоровье, - и соотнеси их с требованиями выбранной профессии.
Не бойся ошибиться в выборе профессии: смена интересов и приоритетов, занятий и мест работы по мере развития человека – вещь нормальная и неизбежная. В любой деятельности есть смысл. Чтобы его найти, надо научиться любить то, чем занимаешься.
Правила выбора профессии изложены в многочисленных книгах и статьях, в том числе и на этом сайте. Ознакомься с ними. Если хочешь уточнить свои интересы и профессиональные склонности – выполни специальные тесты. Если этого недостаточно, обратись за помощью к специалисту-профконсультанту.
Для того чтобы определить дальнейший путь обучения необходимо узнать свои склонности и возможности. Для этого разработано множество психологических тестов, которые можно найти на различных сайтах в сети Интернет. Например, на сайте https://postupi.online/ можно онлайн пройти тест и получить рекомендации по выбору профессии.
-
1.2. Проведение опроса.
Для того, чтобы выяснить ситуацию с выбором дальнейшего пути обучения среди одноклассников, я составил анкету и провел опрос.
В опросе участвовали 20 человек. Они отвечали на следующие вопросы:
-
-
-
Ваш пол: м) ж)
Считаете ли вы что колледж лучшая альтернатива, чем 11 классов? Да) Нет)
Считаете ли вы, что дальнейшее обучение влияет на ваше будущее? Да) Нет)
Определились ли вы с вашим путем дальнейшего обучения? Да) Нет)
-
-
Результаты проведения опроса.
Большинство опрошенных людей были женского пола. Ответы на вопрос «Считаете ли вы что колледж лучшая альтернатива, чем 11 классов?» разделились 50/50. Большинство считает, что дальнейшее обучение влияет на наше будущее. Большинство опрошенных людей определились с путем дальнейшего обучения, но все же 35% не знают, куда они пойдут учиться после 9 класса. Результаты этого тестирования более подробно можно увидеть в Приложении 1.
Делаем вывод, что данный проект будет полезен и востребован.
-
1.3. Техническое задание на проектирование.
Проектным продуктом будет буклет с полезными советами по выбору профессии и учебного заведения для дальнейшего обучения.
Этот буклет должен соответствовать заданной теме, информация в нем должна быть понятной и наглядной. В буклет необходимо включить информацию о том, какие профессии востребованы сегодня на рынке труда, советы как выбрать будущую профессию и как определить учебное заведение для дальнейшего обучения.
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
2.1. Разработка рекомендаций.
Какие профессии востребованы сегодня на рынке труда.
Топ-10 самых востребованных профессий на сегодня.
Еще лет десять назад среди специалистов возникла обеспокоенность по поводу дисбаланса на рынках образовательных услуг и труда. Из 1,2 миллиона выпускников высших ученых заведений около 40% составляли экономисты и юристы, при этом экономика испытывала недостаток в технологах, инженерах, химиках, биологах. Такая ситуация сохраняется и на сегодняшний день. Многие выпускники, имея неверное представление о востребованности той или иной профессии на рынке труда или под давлением родителей, выбирают престижные, на их взгляд, профессии менеджера или юриста. Однако найти работу после получения диплома многие из них не могут, поскольку рынок давно уже перенасыщен специалистами такого рода. По мнению аналитиков портала «Работа@Mail.ru», на сегодняшний день в стране явный преизбыток психологов, дизайнеров, экономистов, управленцев и дефицит врачей, учителей, инженеров и агрономов.
Возможно, при выборе будущей профессии стоит более внимательно проанализировать ее перспективы на рынке. В 2018 году топ-5 профессий для специалистов с высшим образованием выглядит следующим образом:
Специалист информационных технологий. Глобальная компьютеризация, ведущая к необходимости создания качественного программного обеспечения, его тестирования и оптимизации, регулярного обслуживания серверов, разработке программ для борьбы с хищением конфиденциальной информации приводит к тому, что специалисты в сфере IT становятся чуть ли не самыми востребованными.
Инженер. Из-за санкций экономика России вынуждена развивать собственное производство в самых разных областях — от пищевой промышленности до тяжелого машиностроения. Поэтому и крупные, и небольшие производственные компании и предприятия все активнее приглашают на работу инженеров. По прогнозам аналитиков, спрос на таких специалистов в ближайшие годы будет только расти.
Маркетолог-аналитик. На востребованность этой профессии также оказали влияние антироссийские санкции. Желая получать прибыль в непростых условиях экономической нестабильности, торговые компании вынуждены все чаще разрабатывать собственную маркетинговую стратегию, основываясь на анализе текущей ситуации.
Сотрудники социальной сферы. В последние десятилетия по причине низкого уровня заработной платы происходит отток молодых специалистов из школ, детских садов, медучреждений. В связи с этим на сегодня наблюдается большое количество вакансий, которые необходимо закрыть.
Переводчик. Требования к качеству перевода с иностранных языков постоянно растут. Поэтому людей, имевших отличные оценки по иностранному в вузах, много, а места переводчиков остаются вакантными. Серьезное изучение иностранного языка — реальный шанс трудоустроиться.
Важно!
В 2020 году в России рискуют остаться без трудоустройства бухгалтеры, продавцы, кассиры. Это связано с автоматизацией труда и сокращением штатов. Поэтому лучше всего выбирать такое образование, которое не сузит возможности на рынке труда, а, наоборот, позволит вовремя перестроиться.
Какие специальности будут востребованы в будущем?
Из-за непрерывных изменений в экономике меняется рынок труда, и те профессии, которые казались востребованными еще пять лет назад, в будущем могут оказаться практически ненужными. Точно предсказать, какие именно специальности станут самыми популярными, очень сложно. Например, в 2005 году аналитики заявляли, что через 10 лет в топ востребованных войдут такие профессии, как специалист в области нанотехнологий и космический работник. Десять лет прошли, но на сайтах по поиску работы такие вакансии по-прежнему отсутствуют.
В «Сколково» выпустили очень интересное издание — «Атлас новых профессий», который поможет студентам и их родителям выбрать самую подходящую специальность и при этом быть востребованными на рынке труда. В этом проекте приняли участие почти 2500 экспертов как из России, так и из-за рубежа. Ими были спрогнозированы востребованные профессии по 19 отраслям экономики. Вот несколько профессий из этого атласа, которые появятся на рынке труда до 2020 года:
Переводчики между поколениями. Это люди, которые будут помогать создавать коммуникацию между представителями разных поколений. Проблема «отцов и детей» существовала всегда, в последние годы она обострилась, а в будущем, по мнению Тахира Базарова, станет острой настолько, что необходимы будут специальные переводчики, которые будут помогать общаться, вести переговоры по самым различным поводам. Готовить их будут на факультетах социологии, психологии и в вузах, занимающихся подготовкой специалистов для массмедиа.
Сити-фермер. Незаменимая профессия в условиях недостатка земель для выращивания овощей и фруктов. Она предполагает обустройство и обслуживание агропромышленных комплексов на стенах и крышах небоскребов. Уже и сейчас в японских и американских мегаполисах существуют сады на крышах.
Биотехнолог. По прогнозам, лет через пять биотехнологи будут востребованы практически везде. Такие специалисты будут заниматься заменой имеющихся небиотехнологических решений продуктами биотехнологии. Например, вместо дизельного топлива — биотопливо, строительные биоматериалы вместо привычных бетона и цемента. Одна из уже существующих разработок в этой сфере — биобетон, представляющий собой симбиоз бетонной смеси и семян растений. Правда, подобные предсказания можно было услышать и в 90-х годах прошлого века, но взрывного спроса на биотехнологов как не было, так и нет.
Урбанист-эколог. Специализируется в области строительства, энергетики и контроля за состоянием окружающей среды. Этот прогноз звучит разумно в связи с постоянным ужесточением экологических стандартов во всем мире.
Лидер сетевых коммуникаций. На сегодня этой профессией фактически заняты уже сотни людей. В интернете существуют тысячи форумов, сообществ, экспертных групп. Чтобы они работали эффективно, необходимы профессиональные модераторы, которых надо готовить. Заниматься этим могут факультеты PR.
Через 10–50 лет, по мнению авторов «Атласа новых профессий», востребованы будут еще более неожиданные специальности:
ГМО-агроном. Несмотря на всеобщую борьбу с генномодифицированными продуктами, рано или поздно они все же станут обычным явлением. Натуральные продукты останутся роскошью, производством которых будут заниматься только небольшие фермерские хозяйства и поклонники здорового образа жизни. Возникнет потребность в ГМО-агрономах, специалистах, которые будут заниматься генной модификацией сельскохозяйственной продукции, используя новейшие достижения биотехнологии.
Биоэтик. Специалист, обязанный следить за соблюдением этических норм при трансплантации и биомоделировании органов. Возможно, появится целая отрасль законодательства, занимающаяся проблемами в этой сфере. Оператор медицинских роботов . Уже сейчас с помощью высокоточных медицинских роботов проводятся сложнейшие хирургические операции. В будущем возникнет необходимость в специалистах, имеющих глубокие познания как в медицине, так и в IT-технологиях, способных управлять такими роботами.
Психиатр-специалист по информационному «перегреву». Поток информации, которую получает человек ежедневно, в дальнейшем будет только увеличиваться. Последствиями этого может стать эмоциональная перегрузка, ведущая к стрессу и неврозам. К тому же не все умеют отфильтровывать ненужную информацию, поэтому потребуются специалисты, которые будут помогать людям сохранить психическое здоровье в условиях непрерывного и противоречивого информационного потока.
Архитектор живых систем. Специалист по проектированию и созданию технологий замкнутого цикла с участием микроорганизмов и генетически модицифицированных организмов. Он будет востребован в городах для расчета мощности биореакторов, разработки проектов городских ферм и системы переработки мусора.
Одновременно с появлением новых специальностей, возможно, исчезнут те, которые сейчас являются на рынке труда самыми обычными и нужными. Например, такую печальную судьбу специалисты предрекают для провизоров, библиотекарей и еще целого ряда профессий. Но не стоит слишком уж доверять прогнозам.
Так или иначе, все прогнозы и рейтинги — вещь весьма относительная и при выборе будущей специальности ориентироваться только на них не стоит. Не нужно и поддаваться на уговоры родителей или знакомых, лучше всего следовать собственным интересам и предпочтениям. А еще надежнее — выбирать максимально гибкие образовательные программы, дающие возможность работать по специальности как в России, так и за рубежом.
Полезные советы по выбору профессии.
1. Узнай как можно больше о разных профессиях, чтобы было из чего выбирать.
2. Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 5-10 лет.
3. Выдели возможности и ограничения, обусловленные особенностями твоей семьи, а также возможности и ограничения, обусловленные твоими личными качествами.
4. Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну.
5. Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.
6. Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.
7. Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.
8. Выбери учебное заведение (лицей, колледж, вуз, курсы и т.п.), где бы ты мог получить выбранную профессию.
9. Подбери запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей.
2.2. Создание буклета.
На основе собранной информации можно создать буклет с полезными советами по выбору профессии и учебного заведения для дальнейшего обучения.
Содержание буклета:
Полезные советы по выбору профессии.
Топ-5 востребованных профессий:
специалист информационных технологий;
маркетолог-аналитик;
инженер;
сотрудники социальной сферы;
переводчик.
Полезные ссылки на сайты в Интернете.
Буклет можно выполнить, используя приложение MS Publisher. В этом приложении есть разнообразные шаблоны, что облегчает работу.
Необходимо выполнить следующие действия:
Открыть приложение MS Publisher.
В меню выбрать макет страницы/ Изменить шаблон.
Выбрать Домашнюю страницу.
В каталоге выбрать Буклеты/ шаблон Выноски.
Так будет выглядеть приложение на экране компьютера.
Теперь необходимо наполнить этот шаблон своим содержанием.
В результате работы получился буклет (см. Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-
-
-
Оценка проекта.
-
-
Цель проекта достигнута. Я разобрался, как находить верные решения и оптимальные варианты дальнейшего обучения. Составил рекомендации для сверстников. Изготовил буклет с полезными советами по выбору профессии и учебного заведения для дальнейшего обучения.
-
-
-
Выводы по проекту.
-
-
Созданный буклет будет полезен выпускникам школы, которые затрудняются выбрать профессию и учебное заведение, в котором можно получить эту профессию.
Информационные источники.
http://www.aif.ru/boostbook/vostrebovannye-professii.html
Приложение 1.
Результаты проведения опроса:
Приложение 2.
Проектный продукт в виде буклета.
Сноски в тексте: