Индивидуальный учебный проект на тему «Как накрыть праздничный стол в национальных азербайджанских традициях»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 42 с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа Самара
Индивидуальный учебный проект
Тема: «Как накрыть праздничный стол в национальных азербайджанских традициях»
Предмет: технология, культурология
Выполнила: Садыгова Айгун, ученица 9 «Б» класса
Руководитель: Пародина Ольга Александровна,
учитель технологии
Оценка (уровень/баллы): ____________________________________________
Председатель комиссии: __________________________________
Члены комиссии: ________________________________________
________________________________________________
Самара, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
-
-
-
Обоснование выбора темы. 3
Актуальность темы 3
Постановка проблемы 3
Цель проекта 3
План работы над проектом 4
-
-
-
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ 5
1.1. Кто такие азербайджанцы 5
1.2. Традиции и праздники 7
1.3. Азербайджанская кухня 10
1.4. Техническое задание на проектирование 11
-
ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 13
2.1. Как красиво накрыть стол 13
2.2. Как приготовить блюда. 14
2.3. Экономическая составляющая 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Оценка проекта 19
Выводы 19
Информационные источники 20
ВВЕДЕНИЕ.
-
-
-
Обоснование выбора темы.
-
-
Исторически так сложилось, что в Самаре, как и во всем Поволжье, живут люди разных национальностей. С одной стороны мы все имеем равные права и обязанности. В нашей школе почти 700 учеников, и, не смотря на наши национальности, все мы подчиняемся одним общим правилам, изучаем одни и те же учебные предметы. Но все же в наших семьях чтут национальные традиции, передают их от поколения к поколению. У нас азербайджанская семья, которая давно живет в этом многонациональном городе, но мои родители стараются придерживаться национальных традиций, а я стараюсь перенять их знания.
-
-
-
Актуальность темы.
-
-
Каждую осень в нашей школе проходит Атмосферный межнациональный фестиваль «Традиции и современность». Этот проект я хочу приурочить к этому фестивалю и рассказать о таком народе, как азербайджанцы.
-
-
-
Постановка проблемы.
-
-
Хотелось бы, во время проведения фестиваля накрыть стол в национальных азербайджанских традициях, но для этого надо знать рецепты блюд и уметь их приготовить.
-
-
-
Цель проекта.
-
-
Подобрать рецепты блюд национальной азербайджанской кухни и составить буклет на тему «Как накрыть праздничный стол в национальных азербайджанских традициях» для школьного фестиваля «Традиции и современность».
-
-
-
План работы над проектом.
-
-
Выяснить какие национальные праздники отмечают азербайджанские семьи.
Выяснить какие блюда национальной азербайджанской кухни принято подавать на праздничный стол.
Подобрать рецепты блюд для фестиваля.
Составить буклет на тему «Как накрыть праздничный стол в национальных азербайджанских традициях» для школьного фестиваля «Традиции и современность».
I. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ.
-
1.1. Кто такие азербайджанцы.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Азербайджа́нцы (азерб. azərbaycanlılar, آذربایجانلیلار, или азерб. azərilər, آذری لر) — тюркоязычный народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения северо-западного Ирана. Помимо Ирана и Азербайджана традиционно проживают на территории современных России (Дагестан), Грузии (Борчалы), Ирака и Турции (Карс и Ыгдыр).
Относятся к каспийскому типу европеоидной расы. Говорят на азербайджанском языке.
Верующие азербайджанцы преимущественно исповедуют ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб).
Формирование азербайджанского этноса на территории Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана представляло собой многовековой процесс, завершившийся в основном к концу XV века.
Согласно Большой Советской Энтиклопедии, в этногенезе азербайджанцев участвовало древнее коренное население Атропатены и Албании Кавказской, смешавшееся с вторгавшимися сюда в I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. ираноязычными и тюркоязычными племенами (киммерийцы, скифы, гунны, булгары, хазары, огузы, печенеги и др.) и волны тюркоязычных народов в XI—XIII вв.
Этногенез азербайджанцев — процесс формирования современного азербайджанского этноса, происходивший на территории восточного Закавказья и северо-западного Ирана на базе многочисленных и разнообразных этнических и языковых элементов. Формирование современного азербайджанского этноса представляло собой многовековой процесс, завершившийся, согласно «Истории Востока» (2002), в основном к концу XV века.
Согласно Большому энциклопедическому словарю Ларусса, «азербайджанцы являются потомками древнего ираноязычного населения, тюркизированного с XI века».
Этнограф С. Ш. Гаджиева пишет:
Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами — гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., — и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI—XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Надо полагать, что в этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджане племена каракоюнлу («чёрнобаранные») и аккоюнлу («белобаранные»), в государства которых в XV в. входили «азербайджанские земли к югу от Кубы».
Рисунок 1. Девочки-шахсеваны из богатой семьи.
Фотограф А. В. Севрюгин. Конец XIX века
Рисунок 2. Знатные азербайджанцы Эривани. 1980 год
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8735408
В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане. Они подразделяются на собственно азербайджанцев, населяющих часть Дербентского и Табасаранского районов, и терекеме, расположенных на севере Дербентского района. В Дагестане азербайджанцы официально признаны одним из коренных малочисленных народов.
Внутренние миграционные процессы советского времени и постсоветская эмиграция азербайджанцев из Азербайджана и других республик бывшего СССР привели к тому, что сегодня азербайджанцы в той или иной степени представлены в большинстве регионов России. Всего азербайджанцев в России по переписи 2010 года 603 070 человек.
-
1.2. Традиции и праздники.
Одним из самых любимых праздников в Азербайджане является Новруз. Праздник в стране длится почти неделю. Люди отмечают весеннее равноденствие, которое символизирует обновление природы. В дни праздника проводятся народные гулянья и торжества, своё искусство показывают канатоходцы, борцы состязаются в силе, на площадях разыгрываются спектакли, среди которых широко распространён комический «Кос-Коса». С наступлением вечера на улицах вспыхивают костры, очищающее пламя которых, как говорят в народе, пожирает зло и все недуги. Так, люди взявшись за руки, танцуют вокруг костра, а потом прыгают над костром и говорят: «мы все свои проблемы бросаем в этот огонь».
В последний вторник перед Новрузом дети стучатся в двери соседских домов, кладут шапки у порога и прячутся; хозяева же этих домов должны вернуть шапки с праздничными лакомствами. В дни праздника в домах готовятся различные кушанья, среди которых присутствуют плов, шекербура, пахлава, гогал и пр. В Новруз существует также обычай красить яйца и бить их друг о друга. Выращивается сямяни, для чего берётся и замачивается горсть пшеницы. На стол ставятся горящие свечи, украшается хонча. По традиции каждый по возможности должен справлять праздник дома, среди членов своей семьи. В 2009 году Новруз от ряда стран, включая Азербайджан, был включён ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества (подробнее см. статью «Новруз в Азербайджане»).
Рисунок 3. Один из атрибутов праздника Новруз — хонча.
Автор: Irada - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6655364
Подготовка к празднику.
По древнему обычаю, до наступления Новруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами.
Традиционным ритуалом в Новруз является составление хафт сина (перс. هفت سین) и хафт шин-а. Хафт син состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы С (S или Sîn (س) в персидском алфавите). Хафт шин также состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы Ш в персидском алфавите.
Рис.5. Праздничный стол.
Рисунок 4. Почтовая марка Азербайджана с изображением азербайджанской женщины за праздничным столом.
На праздничных столах складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Новруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
В Азербайджане с праздником Новруз поздравляют словами «Пусть ваш праздник Новруза будет счастливым!» (азерб. Novruz bayramınız mübarək olsun!) и отвечают на поздравление словами «И ваш тоже!» (азерб. Sizinlə bahəm!). И как только яйцо качнется — наступает Новый год. Все сидящие за столом начинают поздравлять друг друга. Раньше на столе обязательно должна была быть рыба с головой, зачастую фаршированная орехами и кишмишом. Так же на столе бывает много сладостей, таких как пахлава, шекербура, бадамбура и многое другое. Угощая гостей, желают, чтобы год был таким же сладким, как сладости, приготовленные в домашних условиях.
Новруз имеет древнейшую историю. В поэме «Шахнаме» (перс. شاهنامه) начало его празднования связывается с началом царствования Шаха Джамшида (перс. جمشید) (отсюда часто употребляемое название праздника среди заратуштрийцев — «Джамшиди Навруз» и традиция коронации Шахов в этот праздник).
Слово «Новруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры, однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 648—330 гг. до н. э. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху.
…словно Солнце небесных высот,
Сиял повелитель прославленный тот.
Сходился народ на его торжество,
Дивился величью царя своего.
Джамшида, осыпав алмазным дождем,
Назвали тот радостный день Новым днем.
То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин.
Забыв о заботах, не помня кручин,
Под говор струны, за ковшами вина,
Вся знать пировала, веселья полна.
И люди тот праздник святой сберегли,
Как память о древних владыках земли.
(Фирдоуси)
В Азербайджане есть такая традиция: нужно зажечь костёр, который называют «тонгал», и семь раз прыгнуть через него.
-
1.3. Азербайджанская кухня.
Азербайджанская национальная пища отличается большим разнообразием, насчитывая десятки видов различных блюд: молочных, мясных, мучных, овощных и т. д. Сами способы приготовления и потребления пищи различны и многообразны. В прошлом пища различалась также в зависимости от географических условий и социального положения людей.
В пищевом рационе азербайджанцев значительное место занимает хлеб. Его выпекают различными способами. В сельских местностях его пекли большей частью на железном слегка выпуклом листе садж. Широко была распространена выпечка хлеба в тендирах, которые и в наши дни бытуют в районах и даже городских центрах республики. В тендире пекли в основном чурек, нередко и лаваш. Весной и осенью готовят гутаб — род пирожков, начинённых мясом и зеленью.
Рисунок 6. Азербайджанская добавка к плову
Большим разнообразием отличаются блюда из мяса. Наиболее любимым мясом является баранина. Из свежей баранины и говядины приготавливают басдырма, из которой затем делают шашлык. Наиболее распространённым блюдом является пити и бозбаш (густые супы из баранины). Популярностью пользуются кюфте бозбаш (шарики величиной с яблоко из рубленого мяса). Рубленую баранину, заправленную рисом и специями, заворачивают в капустные (это блюдо называется келем долмасы), в соленые и свежие виноградные листья (ярпаг долмасы), начиняют баклажаны и помидоры. Из мелко нарубленной баранины, смешанной с луком и пряностями готовят люле кабаб.
Распространение в Азербайджане имеют кушанья из риса, который преимущественно используют для приготовления плова, насчитывающего до 50 видов. Наиболее распространённым блюдом из мяса птиц является чыгартма.
Из виноградного сока, тутовых ягод и арбузов приготавляют дошаб. Из кизила, алычи, сливы готовят кислую массу — туршлаваш. В качестве приправы к жаренному мясу и рыбе употребляют гранатовый сок — наршараб. Распространены сладости в виде своеобразных конфет — ногул, набат, а также гата, пахлава и шекербура. Имеется до десятков видов халвы — типа повидла, из семян кунжута, из разных орехов и т. д.
Большую роль в пищевом рационе у азербайджанцев играет чай, сопровождающий или даже предшествующий еде. Чай считается в Азербайджане лучшим средством утоления жажды в жаркую погоду. В качестве напитка служит и подслащённая мёдом вода — шербет.
-
1.4. Техническое задание на проектирование.
В соответствии с целью проектирования необходимо подобрать рецепты блюд национальной азербайджанской кухни и составить буклет на тему «Как накрыть праздничный стол в национальных азербайджанских традициях» для школьного фестиваля «Традиции и современность».
Критерии для отбора рецептов блюд:
- Блюда должны соответствовать национальным традициям азербайджанской кухни.
- Продукты должны быть доступными для приобретения.
- Технология приготовления должна быть понятной и выполнимой в домашних условиях.
Критерии для составления буклета:
- должен быть выполнен на бумаге формата А4;
- должен содержать советы о том:
-
- какие блюда можно приготовить (можно добавить некоторые секреты приготовления);
- как украсить праздничный стол в лучших азербайджанских традициях.
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
2.1. Как красиво накрыть стол.
В день праздника Навруз праздничный стол особенный. Здесь можно встретить такие сладости, как шекербура, пахлава, бадамбура, гогал и т. д. Но главным блюдом стола является праздничный плов. Раньше на столе непременно должна была быть рыба обязательно с головой, которая подавалась зачастую фаршированной орехами и кишмишем. По обычаю, на столе должна быть пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с» (сумах — приправа, сюд — молоко, сирке — уксус, сэмэни — проросшая в тарелке пшеница, сабзи — зелень и др.). Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свечи и крашеные яйца. Сэмэни — проросшая в тарелке пшеница, является непременным атрибутом празднества[2]. Для её выращивания берётся и замачивается горсть пшеницы, символизирующая изобилие и достаток, причём этот ритуал сопровождается песней «Сэмэни, храни меня, ежегодно буду растить тебя»
Каждый год хозяйки загодя начинают готовиться к встрече Навруза. Так, за две недели до самого праздника проращивается пшеница и чечевица, чтобы стать украшением и неотъемлемым атрибутом стола. За несколько дней до праздника злаки проращиваются для того, чтобы приготовить из них праздничные блюда.
2.2. Как приготовить блюда.
Вначале определим, какие блюда национальной азербайджанской кухни подойдут для оформления стола к школьному фестивалю «Традиции и современность». Главным блюдом будет Ярпаг долмасы (долма). В качестве сладкого блюда выберем такое блюдо как Шекербура.
Ярпаг долмасы.
Ингредиенты:
Фарш (баранина и говядина) - 500 г
Виноградные листья - 600 г
Кинза свежая - 1 пучок
Укроп свежий - 1 пучок
Сливочное масло - 100 г
Рис - 4 ст. ложки
Лук репчатый - 1 головка
Соль, перец - (по вкусу)
Технология приготовления.
ШАГ 1.
Зелень тщательно промываем и мелко режем.
ШАГ 2.
Когда вся зелень нарезана, добавляем ее к фаршу.
ШАГ 3.
Затем добавляем мелко нарезанный лук (1 большую или 2 маленькие луковицы) и рис. Что касается риса, то лучше, чтобы он был полу готовый. Хотя многие используют и сырой рис. Потом все тщательно перемешать.
ШАГ 4.
Дальше мы промываем виноградные листья. Я использовала засоленные листья из пачки. У кого есть свежие листья, тому повезло больше. Чтобы избавить листья от такого большого количества соли их надо замочить в кипятке на минут 15, затем тщательно промыть каждый листочек. Если этого не сделать, то блюдо получится очень соленое. Дно кастрюли прокладываем небольшим слоем виноградных листьев.
ШАГ 5.
Дальше заворачиваем получившуюся смесь из фарша, риса, лука и зелени в промытые виноградные листья. Лист кладем шершавой (матовой) стороной вверх. Кончик листика срезается. Затем выкладываем небольшое количество фарша на лист (острой стороной лист лежит от нас). Накрываем фарш стороной листа ближней к нам (той стороной, с которой мы срезали кончик). Затем заворачиваем стороны листа на начинку (справа и слева). И закатываем долму в оставшуюся часть листа (просто крутим по направлению от нас). В итоге получается небольшая трубочка.
ШАГ 6.
Тоже самое проделываем со всеми остальными листами и выкладываем их в кастрюльку, прижимая плотно друг к другу. Затем закрываем тарелкой и заливаем кипяченой водой. Залить надо не до конца, а так чтобы верхний слой хорошо
виднелся, он отлично приготовится и на пару, иначе воды будет сильно много и долма переварится. Варить ее надо до тех пор, пока вся вода не испарится из кастрюли. Чтобы проверить есть ли еще вода на дне, то можно немного наклонить кастрюльку в сторону и если видите воду, то надо еще немного поварить. Подавать долму можно с натуральным йогуртом.
Шекербура - азербайджанская национальная сладость. Обязательно печем на праздник Новруз.
Ингредиенты.
Для теста:
200 г сливочного масла
200 г молока
2 яйца
Сухие дрожжи на кончике ножа
½ чайной ложки соли
4 стакана муки
Для начинки:
200 г промолотого фундука или ореха
200 г сахарного песка
1 ч. ложка молотого кардамона
Пачка ванилина
Технология приготовления.
ШАГ 1.
Разводим дрожжи в теплом молоке, добавляем размягченное сливочное масло, яйца, соль, муку. Замешиваем тесто. Тесто должно быть крутым. Оставим тесто на полчаса.
ШАГ 2.
Молотый фундук, можно орех, перемещать с сахарным песком. Добавить кардамон, ванилин.
ШАГ 3.
Из теста делаем маленькие шарики. Раскатываем лепешки диаметром 10 см, толщиной 2-3 мм.
ШАГ 4
Начиняем, стараясь не пачкать края и защипываем.
ШАГ 5.
Дальше мы делаем узоры на шекербура приспособлением, который называется «Наггаш». Можно без узоров.
ШАГ 6.
Печем в духовке 10-15 мин. при температуре 160-180 гр. Нужно обратить внимание на то, чтобы верх шекербуры не покраснел. Она должна хорошо пропечься, но оставаться молочно-белой.
2.3. Экономическая составляющая.
Произведем примерный подсчет стоимости этих блюд. Возьмем средние цены на продукты, которые продаются в супермаркетах. Соль и перец всегда есть в доме, поэтому их стоимость не была учтена.
Ярпаг долмасы.
№ п/п |
Наименование продукта |
Цена за ед. (шт., кг, упаковка и тд.) в руб. |
Количество |
Стоимость В руб. |
|
Фарш (баранина и говядина) |
300 |
500 г. |
150 |
|
Виноградные листья |
170 за 600 г. |
600 г. |
170 |
|
Кинза свежая |
40 |
1 пучок |
40 |
|
Укроп свежий |
40 |
1 пучок |
40 |
|
Сливочное масло |
120 за 200 г. |
200 г. |
60 |
|
Рис |
70 за 1 кг. |
4 ст. ложки |
18 |
|
Лук репчатый |
20 за 1 кг |
1 головка |
3 |
|
Соль, перец |
- |
(по вкусу) |
- |
|
Итого: |
481 |
Шекербура.
№ п/п |
Наименование продукта |
Цена за ед. (шт., кг, упаковка и тд.) в руб. |
Количество |
Стоимость в руб. |
|
Сливочное масло |
120 за 200 г. |
200 г. |
120 |
|
Молоко |
60 за 1 л. |
200 г. |
12 |
|
Яйца |
64 за 10 шт. |
2 шт. |
12,80 |
|
Сухие дрожжи |
12 за 100 г. |
на кончике ножа |
0,20 |
|
Соль |
- |
½ ч. ложки |
- |
|
Мука |
38 за 1 кг |
4 стакана |
20 |
|
Молотый фундук |
200 за 200 г. |
200 г. |
200 |
|
Сахарный песок |
40 за 1 кг |
200 г. |
8 |
|
Молотый кардамон |
165 за 100 г. |
1 ч. ложка, 30 г. |
55 |
|
Ванилин |
5 за 2 г. |
2 г. |
5 |
|
Итого: |
433 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
-
-
-
Оценка проекта.
-
-
Цель проекта достигнута. Собран необходимый материал для оформления буклета на тему «Как накрыть праздничный стол в национальных азербайджанских традициях» для школьного фестиваля «Традиции и современность». Буклет содержит краткую информацию о таком народе, как азербайджанцы, о их традициях и национальной кухне.
-
-
-
Выводы.
-
-
Этот проект будет полезен тем, кто захочет принять участие в школьном атмосферном фестивале «Традиции и современность» и рассказать об азербайджанском народе.
Информационные источники:
-
-
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Азербайджанцы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_Азербайджана#Традиции_и_обычаи
https://ru.wikipedia.org/wiki/Азербайджанская_кухня
Логашова Б. -Р., Пчелинцева Н. Д. и др. АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ // Большая российская энциклопедия. Том 1. Москва, 2005, стр. 271
-
-
Сноски в тексте: