ИНКЛЮЗИИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ ПРОЕКТА «МОЯ СТРАНА: МОЙ ПРУД, МОЯ РЕКА, МОЕ МОРЕ, МОЙ ОКЕАН
Автор публикации: И. Иванова, воспитанница 15 группы
И. В. Иванова
ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ ПРОЕКТА «МОЯ СТРАНА: МОЙ ПРУД, МОЯ РЕКА, МОЕ МОРЕ, МОЙ ОКЕАН»
В статье представлена организация образовательной инклюзии и персонификации образовательных ситуаций междисциплинарной командой педагогов для облегчения восприятия научных и абстрактных понятий об окружающем мире (морские обитатели, дни недели, настроение, ориентация в пространстве и правила поведения) в ходе исследовательских проектов «Моя страна» и «Зеленая страна», в основе которых были коммуникативные игры. В условиях образовательной инклюзии личностно ориентированный и персонифицированный подход в реабилитации детей с особыми образовательными потребностями предполагает учет индивидуальных особенностей развития, условий жизни, сочетания ограничений в структуре дефекта, а также проектирование коррекционно-развивающего процесса для становления ребенка как подлинного субъекта событий своей жизни. В персонификации образовательных ситуаций основной целью для междисциплинарной команды педагогов (учитель-логопед, психолог, воспитатель) стало создание нестандартных игровых коммуникативных ситуаций при полифункциональном использовании биолаборатории и холлов детского сада с интерактивными панно для развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР). Особое внимание концентрировалось на введении альтернативных и дополнительных средств коммуникации, а также использовании 60 УИЦ БГПУ грамматических конструкций принадлежности в ходе проекта «Моя страна». В ходе проекта в трех зданиях детского сада активно задействовалась реабилитационная среда с использованием символики цвета как вспомогательного и дополнительного средства коммуникации (лестница в виде черно-белых клавиш, радуга, календарь недели, системы альтернативной дополнительной коммуникации (далее – АДК), содержащие символику цвета в обозначении принадлежности к частям речи). Символику цвета в теории И. Ньютон обосновал в традициях пифагорейской школы, связывая семь спектральных цветов с семью нотами октавы [1]. К XX веку символика стала характеризовать социальные и индивидуально[1]психологические процессы. Соответствие цвета и эмоционально-волевых состояний изучали философы (И. Гете, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр) и психологи (В. В. Кучеренко, М. Люшер, Ч. Осгуд, В. Ф. Петренко, Г. Роршах, Б. Шварц и др.). Разнообразие цвета и форм в обучении детей отражали М. Монтессори, Э. Сеген, Ф. Фребель. В начале проекта «Моя страна» логопедом и психологом проводилась диагностика. Создавались игровые ситуации для изучения особенностей детей с особыми образовательными потребностями с учетом показателей, зало[1]женных в Международной классификации функционирования (далее – МКФ): с 3 лет «Восприятие сообщений при невербальном способе общения» (d315), с 6 лет «Управление собственным поведением» (d 250), «Понимание значения невербальных сообщений через жесты тела, основные знаки и символы, рисунки и фотографии» (d 320). Выяснение уровня общения и разработка направлений развития коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) осуществлялись на примере знакомства с морскими обитателями и цветовыми символами. Учитывая фактор «Средства и технологии коммуникации» (с 3–5 лет) (e l25), уже на этапе диагностики (и обучающего эксперимента) детям с общим недоразвитием речи (первый уровень речевого развития) для облегчения выполнения задания и возможности представить ответ альтернативными и дополнительными способами коммуникации предлагались цветовые шкалы, картинки, пиктограммы, фотографии, цветные куклы, логопедические пособия (род). В исследовании ведущим методом являлся педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы эксперимента), а также метод экспертных оценок фокус-группы педагогов (логопеда, воспитателя, дефектолога, психолога), использующих АДК и игровые технологии в проектной деятель[1]ности в процессе совместного образования детей с ТНР и задержкой психи[1]ческого развития (далее – ЗПР) и нормотипично развивающихся детей. В проекте «Моя страна» принимали участие 35 детей дошкольного возраста (3–7 лет), посещающих комбинированные группы: 24 ребенка с ТНР, 10 – со сложным дефектом (ДЦП, синдромом Дауна, кохлеарной имплантацией), 10 детей с ЗПР, в том числе посещающих Центр сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи. Анализ выводов о низком уровне коммуникативных средств, естественнонаучных представлений, реабилитированности по показателям МКФ 61 УИЦ БГПУпозволили выстроить рекомендации по изменению предметно-простран[1]ственной среды. В образовательной организации была дополнена реабилита[1]ционная среда с использованием символики цвета внутри сада и групп (цветные стрелки маршрутов, календарь недели, времен года, шкала настроения, системы АДК, которые содержат символику цвета в обозначении принад[1]лежности слов к частям речи [2]) в течение месячника АДК. Сюжетной основой на разных площадках детского сада стали исследования в биолаборатории и около интерактивных настенных панно, а персонажами, объединяющими занятия, – Эрудит-исследователь и лягушка, Мудрая Сова и Кот ученый. Связующими элементами научного квеста стали выпуски видеороликов детского ТВ групп «Осьминожки ТВ», «Непоседы ТВ», «Эрудит ТВ», «Веснушки ТВ», каждый из которых содержал задания для повтора группой с другой площадки сада. В образовательных областях «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» создавались ситуации для общения детей у аквариума, макетов и интерактивных настенных карт океанов по теме разнообразия цветов речных и морских обитателей, обсуждался цвет и свет в водном мире при экспериментировании, зеленый цвет – на примере препаратов и методических пособий в биолаборатории «Зеленая страна». В ходе проекта стимулировались образовательные ситуации, практики и совместная деятельность, в которых дети с разным уровнем речевого и интеллектуального развития могли выбрать себе различные роли, символику цвета для самоидентификации и дифференциации, обозначения принадлежности (мой, моя, мое, мои), чувств. Реализуя задачи образовательной инклюзии детей с особыми потребностями по улучшению качества коммуникации с использованием игровых технологий [3], мы основное внимание обращали на формирование у детей с особыми образовательными потребностями коммуникативных навыков, совместной регуляции со взрослым приемов взаимопомощи в игровых, продуктивных видах деятельности. В ходе совместной работы в комбинированных группах педагог организовывал среду для выбора дифференцированных заданий (различный уровень сложности подачи естественнонаучных представлений и выполнения инструкции, различающийся по цвету и размеру инвентарь, материал для поделок, дифференцированный по сложности и объему деталей для анализа материал) и разнообразных средств АДК. Проект «Моя страна – мой пруд, моя река, мое море, мой океан» организован так, что занятия посвящены знакомству с экосистемой аквариума, реки Невы, морей (Балтийского, Черного, Белого), океанов (Атлантического). Педагоги отметили стимуляцию коммуникативной и речевой деятельности нормотипично развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями при рассматривании аквариумов и интерактивных макетов на стенах детского сада – «Карты океанов и континентов», «Карты тропических морей». Дети перемещают магнитные фигуры, трогают и рисуют водоросли, кораллы, рассматривают и определяют живое и неживое в природе, сравнивают черный морской песок Камчатки и светлый песок Финского залива. 62 УИЦ БГПУОрганизация образовательных ситуаций проекта «Моя страна» междисциплинарной командой специалистов для улучшения доступности понимания, в том числе грамматических категорий (согласование прилагательных и притяжательных местоимений с существительными в роде), была проведена параллельно с проектом «Зеленая страна» в биолаборатории. Воспитатель презентовал опыты по физическим свойствам и химическому составу пресной и морской воды. В ходе проекта стимулировались образовательные ситуации и совместная деятельность, в которых при использовании одного материала игры дети с разным уровнем развития речи могли выбрать себе разные роли: эрудит, руководитель лаборатории, диктор детского ТВ, корабельного радио, корреспондент ТВ, фотокорреспондент, пират, капитан, моряк, штурман, прокладывающий курс морских историй, аквалангист, член экипажа батискафа, лаборант, фиксирующий в журнал алгоритм на карточках и др. В комбинированных группах в ходе совместной деятельности педагоги организовывали исследовательскую среду для выбора дифференцированных заданий (различный уровень сложности подачи и выполнения инструкции, разный по размеру инвентарь (например, лупа, пинцет, сачок, пипетки), материал для поделок, дифференцированный по сложности и объему деталей для анализа материал). Так, например, в проекте «Моя страна – мой пруд, моя река, мое море, мой океан» героем, объединяющим занятия, был Эрудит исследователь, в том числе и при проведении мастерской «Зеленая страна»: исследование аквариума и «заселение» игрового «аквариума» фигурками для дыхательной гимнастики, «пруда» разноцветными лягушками. Игры на развитие импрессивного словаря способствовали раскрытию смысловой стороны слова с опорой на наглядность и через уже усвоенные слова, например: «на морском дне», «в морской воде». Расширение пассивного словаря происходило на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира (пруд, река, море, океан) и общественной жизни (аквариум в саду и зоопарке, океанариуме) по предъявляемым лексическим темам («Найди и назови «мой или моя», речных, морских обитателей, живое / неживое»). Понимание смысла сказанного (грамматические формы слов) улучшалось при совместном создании пособия «Пиктограммы в биолаборатории, на карте океанов» (знакомство с экосистемой аквариума, правилами ухода за морским аквариумом, правилами в биолаборатории). Наиболее увлечены дети были сериями игр «Свет маяка в батискафе» – игры с фонариком и кругом, внутри которого видна при наведении фонарика картинка, например, если ребенок составил короткое слово из звуков (разноцветных букв) «кит», «сом», «рак»…». Развитие экспрессивной речи происходило в различных нестандартных познавательных ситуациях общения, педагоги ставили задачи: • развивать номинативный словарь при наблюдении и рассматривании аквариума, картин, изображений на интерактивной доске со схемами «Зеленая страна: жизнь под микроскопом», таблицами, шкалами цвета: «звезда», «рыба», «креветка», «коралл», «рак», «анемона», «офиура», «животное», «строение», «тело», «щупальца», «вода», «суша», «грунт», «водоросли»; 63 УИЦ БГПУ• развивать предикативный словарь при моделировании интерактивных макетов на стенах и аквариума: «питается», «течет», «стоит», «укореняются», «прикрепляются», «окрашивается», «обитает»; • развивать навыки согласования притяжательных местоимений с существительными: «моя золотая рыбка», «мой пруд около моего дома». Дети с разным уровнем развития речи учились составлять описательные рассказы о предметах и объектах по образцу, алгоритму с использованием карточек АДК. Развитию психических процессов способствовали упражнения на соотнесение количества предметов с числом («Разложи, как в аквалаборатории»), на знакомство с понятием «симметрия» («Отражение в воде», «Зеркальное отображение картинки»). Таким образом логопедом осуществлялась профилактика оптической дисграфии. Проанализировав опыт разработки исследовательского проекта по речевому и социально-коммуникативному развитию, мы выделили методические аспекты основных этапов. При постановке целей команда педагогов стимулирует ребенка, в том числе с особыми образовательными потребностями, и помогает ему выбрать посильную задачу на определенный отрезок времени. При совместной разработке проекта происходит привлечение детей к участию в планировании деятельности по достижению цели: как начнется интрига и чем закончится, к кому обратиться за помощью (Ученый Кот, Мудрая Сова, Эрудит-исследователь); в каких источниках (схемы, алгоритмы правил, цветовые шкалы) можно найти информацию; какие представления, окружающую среду использовать; с какими предметами, технологиями АДК научиться работать (различать по цвету, по изображению действий, по роду) для достижения цели. Затем в ходе совместной игровой практики выполняется проект. Подведение итогов и представление проекта может происходить в выпуске детского ТВ, в группе на интеграционных досугах, спектаклях, квестах. В итоге повышается коммуникативный реабилитационный потенциал, показатель активности и участия детей с особыми образовательными потребностями и их родителей в досуговых и коррекционно-развивающих мероприятиях, в том числе с использованием дистанционных технологий. Список литературы 1. Базыма, Б. А. Цвет и психика : моногр. / Б. А. Базыма. – Харьков : ХГАК, 2001. – 172 с. 2. Баряева, Л. Б. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации / Л. Б. Ба[1]ряева, Л. В. Лопатина. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2019. – 36 с. 3. Баряева, Л. Б. Учим детей общаться : метод. пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Л