Моя семья - мое богатство
Цели: содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных нормах и морали;
формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
способствовать моральному развитию детей;
побуждают их к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
Форма мероприятия: час общения.
Оформление На доске написать задания для групп (незаконченные предложения): · Идеальные родители – это… · Идеальные дети – это… · Идеальная семья – это
План
1. Вступительное слово.
2. Интерактивная беседа. «Эгоизм и альтруизм»
3. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок».
4. Воспитывающие ситуации.
5. Работа в группах. Незаконченные предложения.
6. Заключительное слово
7. Подведение итогов (рефлексия)
Ход занятия.
- Вступительное слово.
- Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор. (Пауза)
- Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, где все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей.
- Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью?
(Дети отвечают: пьянство, наркомания бедность, болезни, развод родителей, плохие, непослушные дети и т.п.)
- Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это никак не связано с материальными трудностями.
2. Интерактивная беседа. «Эгоизм и альтруизм»
- Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?
Примерные ответы детей:
– Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.
– Тот, кто считает: «После меня – хоть потоп».
– Эгоист считает, что он «пуп земли», а остальные – ничто.
– Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам.
- Ваше понимание недалеко от истины. В словаре Ожегова слово эгоизм объясняется так: ЭГОИЗМ (от лат. ego – я) – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
Эгоист – это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста – «Живи для себя».
- Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?
Примерные ответы детей:
– Дружить с эгоистом – значит стать его рабом.
– Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они переступят через тебя. – Эгоистам друзья не нужны.
– Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эгоист на это не способен.
– Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.
– Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.
– Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.
- К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада – альтруисты. Альтруизм – это антоним эгоизма. Как же проявляется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?
Примерные ответы детей:
– Альтруизм – это другая крайность. Когда человек совсем не думает о себе, а думает только о других.
– Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.
– Альтруисты – равнодушные люди, им ничего не надо.
– Это люди с отклонениями, им все «по барабану».
– Это верующие люди, монахи, старцы.
– Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.
– Они все прощают, не помнят обид.
- В словаре Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование: АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter – другой) – Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Альтруизм – это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста гласит: «Живи для других». Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но, по крайней мере, одного альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это?
Примерные ответы детей:
– Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т.п.
- Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно «живет для других» - то есть для нас. Они бескорыстно любят нас, и готовы на все ради нашего блага.
3. Проблемная ситуация. «Гадкий ребенок»
- Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я назвала «Гадкий ребенок».
«Пришла ко мне на приём мама с 14-летним сыном. Мама озабоченно говорит: «Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки, да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, всё есть. Себе во многом отказывала… А у него на все один ответ: «Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!» Как жить, ума не приложу!» Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?
(Дети отвечают)
- Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан?
Примерные ответы детей:
– Конечно, обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем, недосыпала ночами, кормила, лечила.
– Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не нуждается в материнской заботе.
– Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным.
– Обязан уважать маму, беречь ее.
– По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен.
– Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.
- Вырастет ли из этого гадкого ребенка прекрасный человек?
Примерные ответы детей:
– Может быть, и вырастет, только ему придется много хлебнуть.
– Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит прощения у мамы. – Вырастет, просто у него переходный возраст.
– Вырастет, если перестанет быть эгоистом.
- А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми. Эгоизм – это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и останется «гадким ребенком».
4. Воспитывающие ситуации.
- Мы живём среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит «золотое правило общения». Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь) На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются, и позволяют себе жизнь без правил – все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка – свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и то же «золотое правило», которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи…
- Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения? Я приглашаю к доске семерку самых культурных и уверенных в себе ребят.
Семь воспитанников выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.
- Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации. Если дети одобряют ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаётесь стоять у доски. Вопросы есть? Начинаем.
- Итак, обычный зимний вечер. Ты уже сделал уроки, включил на полную громкость магнитофон и приготовился помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось… Воспитатель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.
№1. «Сынок, вынеси мусор!» – попросила мама. Первый ребёнок дает ответ («Хорошо. Сейчас вынесу») дети поднимают руки, воспитанник садится.
№2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку – совсем глаза не видят!» Второй ребёнок дает ответ («Хорошо. Давай продену!») Дети поднимают руки, воспитанник садится.
№3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть» Третий ребёнок дает ответ («Хорошо. Поеду!») Дети поднимают руки, воспитанник садится.
№4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам» Четвертый ребёнок дает ответ («Хорошо. Давай подпишу!») Дети поднимают руки, воспитанник садится.
№5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. Пятый ребёнок дает ответ («Хорошо. Уже иду!») Дети поднимают руки, воспитанник садится.
№6. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, милок!»- попросила бабушка Шестой ребёнок дает ответ («Хорошо. Иду искать!» Дети поднимают руки, воспитанник садится.
№7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. Седьмой ребёнок дает ответ («Хорошо. Уже выключил!») Дети поднимают руки, ученик садится.
- Да-а-а! Будем считать, что это был прием в школу разведиков: терпение, выдержка и железные нервы. Но все прошли испытания! (Или: Кто не прошел испытания – дополнительная ситуация: так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный ответ – «мне»)
- Ну, теперь полный порядок! Школа разведчиков укомплектована.
5. Работа в группах.
Незаконченные предложения.
- Во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.
Первая группа – составит портрет идеальных родителей.
Вторая группа – создаст образ идеального ребенка.
Третья группа – составит портрет идеальной семьи.
- Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске. Воспитатель показывает на доску, читает предложения для каждой группы: Идеальные родители – это … Идеальные дети – это … Идеальная семья – это … На выполнение задания дается 3 минуты. Включается музыка, дети обдумывают варианты ответов.
- Послушаем, что же у нас получилось. Воспитатель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.
Примерные ответы детей:
Первая группа: не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т.п.
Вторая группа: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с плохими мальчиками и девочками и т.п.
Третья группа: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т.п.
- Ну, что ж, слово «идеал» обозначает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.
6. Заключительное слово.
- Наше общение подходит к концу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители – это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.
7. Подведение итогов (рефлексия)
- Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чем задумались? Что решили?
Примерные ответы детей:
– Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой
– Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.
– Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.
– Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко. – Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни – каждый сам за себя.
– Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала