Эссе «Искусство быть человеком или прогулки с Тургеневым… (к 200-летию со дня рождения посвящается)»

1
0
Материал опубликован 13 October 2018

Автор публикации: Ч. Чимитдоржиева, ученица 11 класса

Тематическое направление: «Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность» (Квинт Гораций Флакк): юбилеи российский писателей, поэтов, драматургов в 2018 году

Тема сочинения: Искусство быть человеком или прогулки с Тургеневым… (к 200-летию со дня рождения посвящается)

Жанр: эссе

Автор: Чимитдоржиева Чимита, 11 класс

Руководитель: Чимитдоржиева М.З.

В своем предисловии к сборнику «Стихотворения в прозе. Senilia» И.С. Тургенев подчеркнул: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое…». Вот так не торопясь и следуя совету Ивана Сергеевича, отправимся и мы в неторопливую прогулку по страницам стихотворений в прозе.

Как ни удивительно, но многие и многие писатели до и после открывали в себе глубокую и интуитивную связь между ходьбой, размышлениями и письмом. «Как бесполезно писать сидя, если ты не жил стоя», - отмечал как-то в своем журнале Генри Торо. Не являются исключением и лирические миниатюры Тургенева. Вслед за автором мы невольно втягиваемся в его своеобразный маршрут, проложенный писателем, вслед за автором создаем свою ментальную картину мира: нас волнуют и трогают различные запахи, звуки, представления, видения, которые заставляют биться наше сердце то учащенно, то размеренно, в то время, как наше сознание заворожено противоположными чувствами и мыслями о жизни и смерти, о любви и красоте, о добре и зле.

Вот мы медленно проходим окрест деревни – «на тысячу верст кругом Россия – родной край». В каждую твою клеточку проникает до самой сути простые, но очень дорогие детали родной земли: и «ровная синева неба», и «воздух – молоко парное», и жаворонки, и голуби, и небольшой ручей, где «мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь»! Неосознанно, интуитивно, как получается только у Тургенева, мы чувствуем самую глубокую и чистую любовь к России, к своему народу. Именно эта трепетная светлая любовь красной нитью невольно проходит через всю первую часть сборника стихотворений в прозе, заканчиваясь определенным гимном, знакомым каждому из нас «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…». Именно это благоговейное чувство любви дает нам «поддержку и опору», чтобы выстоять и не впасть «в уныние».

И вот мы уже на вершинах Альп, любуемся Юнгфрау и Финстерааргорн. И целая тысячелетняя история величественно поднимается к нам из глубины веков, словно подчеркивая суетность и бренность человеческой жизни.

А вот мы на пути «из Гамбурга в Лондон на небольшом пароходе». Единственный наш спутник – небольшая обезьянка. Вместе с героями мы осознаем родственность человека и животного, полнее и трепетнее ощущаем единство мира. Вспомним стихотворение «Собака»: «Нас двое в комнате». Непробиваемое одиночество, потому что эти двое – «собака моя и я». Человек и собака, одинаково зажатые страхом смерти: «одна и та же жизнь жмется пугливо к другой».

Но вот «Я встал ночью…» - одно из стихотворений, написанное в июне 1879 года. Это – лирика, это стихи, слово движется здесь так плавно, слова вырастают одно из другого. Это проза, которую можно располагать как стихи. Среди ночного мрака и тишины слышится голос: «Прощай! Прощай! Прощай! Ах! Это все прошедшее, всё мое счастье, всё, всё, что я лелеял и любил, - навсегда и безвозвратно прощалось со мною! Я поклонился моей улетевшей жизни – и лег в постель, как в могилу. Ах, кабы в могилу!» Так и самое взлелеянное, любимое автором одето в траур, всюду слышится «слабый и непрерывный шелест утекающей жизни» («Песочные часы»). «Стихотворения в прозе» - часто принимают форму дневниковых записей. «Дрозд I», «Дрозд II» - произведения, в которых личное горе сочетается с горем народа: русский солдат, погибающий далеко от Родины по вине бездарного полководца. Эти дневники – записи иногда – крик одиночества и тоски («Без гнезда»).

И вот в темный строй «Стихотворений в прозе» врываются светлые лучи: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Так заканчивается остросюжетная новелла «Воробей». Крохотный воробей, воодушевленный великим чувством любви, храбро защищает своего птенца, одерживает победу над собакой, которая, конечно, в его глазах – огромное чудовище. Светла победоносная сила любви!

И дальнейший маршрут – вслед за поисками автором нравственного совершенства, вспомним «я видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви…» В обыкновенном крестьянине, стоявшем рядом с ним, юноша почувствовал Христа. И как бы он хотел всегда чувствовать кого-то совершенного, светлого рядом с собой! Чувство, идущее из детства, роднящее людей между собой. Это родственное, светлое начало, что может быть в каждом человеке, связывает и героев в короткой миниатюре «Нищий»: «Я понял, что и я получил подаяние от моего брата».

Поражает, как чуток и деликатен Тургенев в своих зарисовках. Сила писательского духа в обрисовке характеров, порой даже сатирических. Нет напыщенных нравоучений в стихотворениях «Довольный человек», «Дурак», «Эгоист» (Иван Сергеевич предостерегал «я боюсь, я избегаю фразы…»). Право выбора всегда за читателем. И в этом весь Тургенев «Мне жаль самого себя, других, всех людей, зверей, птиц…всего живущего» («Мне жаль…»).

Когда-то Уильям Стайрон заметил, что «читая, мы проживаем несколько жизней». «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева даруют нам такую уникальную возможность прожить зримо и явственно, легко и ненавязчиво. И добрый совет писателя: «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать» («Житейское правило») – возможно, станет основным принципом жизни, чтобы научиться быть Человеком.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.