12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тюрина Вера Владимировна1216
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Пурпе
2

Исследовательская работа «Изучение правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав потребителей, с целью определения механизма реализации этих прав»

«Изучение правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав потребителей, с целью определения механизма реализации этих прав»


Автор: Матушкина Софья


Научный руководитель: Тюрина Вера Владимировна


Место выполнения работы: МБОУ «СОШ № 1 им. Ярослава Василенко» п. Пурпе, Пуровский район, Ямало – Ненецкий автономный округ


2021 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение. Актуальность тематики, цель и задачи…………………………3 стр.

Глава 1. Информированность граждан о нарушении их потребительских

прав…………………………………………………………………….………4

Глава 2. Изучение законодательных актов по защите прав потребителей,

нарушаемых в магазине…………………………………………………..…..5

Глава 3. Порядок восстановления нарушенных потребительских прав ….7

Заключение………………………………………………………………….....8

Литература……………………………………………………………………..8

Приложение № 1………………………………………………………………9

































Введение

Актуальность тематики, цель и задачи


В условиях рыночных отношений социально-экономическая деятельность на рынке совершается вокруг товаров, работ и услуг. Практически каждый гражданин в течение своей жизни выступает в роли потребителя товаров (работ, услуг), участника отношений, складывающихся на потребительском рынке. При этом права потребителей зачастую нарушаются. В результате им причиняется существенный моральный и материальный вред.

Правовое регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами, осуществляется при помощи законодательства о защите прав потребителей.

Одно из центральных мест в данном законодательстве занимает Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»[2]. Закон «О защите прав потребителей»является комплексным нормативным правовым актом. В нем имеются все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное; представлены нормы гражданского процессуального и финансового права.

В этом законе закреплены правовые механизмы реализации фундаментальных прав потребителей, признанных во всем мире.

Закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, на безопасность их для жизни и здоровья, получения информации о товарах и их изготовителях (продавцах), просвещения потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, а также определения механизма реализации этих прав.

Его необходимо знать каждому гражданину, так как он дает возможность:

1.  Приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров и услуг.

2.  Грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем.

3.  В случае необходимости защитить свои нарушенные права.

По статистике Российского союза потребителей, в 2014 году примерно 80 процентов россиян столкнулось с нарушением своих потребительских прав; ежегодно в Российский союз потребителей обращается с жалобами порядка 400 тысяч россиян [7].

В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе в 2014 году поступило 97 обращений, 14 исков направлены в суд, который вынес положительное решение в пользу потребителя по всем искам. Возврат ущерба за причинение морального вреда составил около 600 тыс. рублей. Статистика по поселку Пурпе: всего 37 обращений, 2 отправлены в суд. Оба дела решились положительно для потребителя.

В данной исследовательской работе будут проанализированы некоторые нарушения прав потребителей в магазине и способы защиты своих потребительских прав.


Цель работы: рассмотрение некоторых вопросов, связанных с правовым регулированием защиты прав потребителей в торговом обслуживании, а также практическим применением законодательства по защите прав потребителей.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

  1. Изучить различные источники по теме исследования.
  2. Изучить законодательные акты, касающиеся защиты прав потребителей в торговом обслуживании.
  3. Изучить и проанализировать систему способов защиты прав потребителей в торговом обслуживании.
  4. Изучить доказательную базу для восстановления нарушенных прав.
  5. Систематизировать собранный материал.
  6. Оформить результаты исследования.


Объект исследования: законодательство, защищающее права и интересы потребителей.


Предмет исследования: правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав потребителей.


Методы исследования:

Теоретические: анализ и изучение источников по теме исследования; метод системного анализа; описательный метод; обобщение результатов исследования.

Эмпирические: анкетирование; интервьюирование; обработка результатов, сбор и систематизация материала; оформление результатов исследования.


Гипотеза исследования: знание правовых механизмов реализации фундаментальных прав потребителей обеспечивает покупателям:

- грамотное регулирование отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями;

- государственную и общественную защиту их интересов.


Практическое применение: результаты данной работы могут помочь гражданам в восстановлении нарушенных прав в торговом обслуживании.

Работа состоит из следующих частей: вступление, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.




Глава 1.

Информированность граждан о нарушении их потребительских прав


Для того чтобы выяснить, насколько информированы граждане о своих  потребительских правах, была разработана анкета (Приложение 1) и проведен опрос среди жителей п. Пурпе.

 По данным анкетирования (127 респондентов) выяснено:

  • 98 % респондентов знают о Законе РФ «О защите прав потребителей»;
  • 87 % анкетируемых считают, что знают основные права и обязанности потребителей, но только 14 % смогли назвать основные права;
  • 72 % опрошенных уверены, что необходимо сдавать свои сумки в камеру хранения магазина при входе в торговый зал;
  • 59 % анкетируемых думают, что охранники магазина имеют право при подозрении задержать их при выходе из торгового зала;
  • 63 % думают, что обязаны оплатить товар при его неумышленной порче;
  • с нарушением потребительских прав сталкивались 72 % опрошенных;
  •  54 % респондентов удалось восстановить свои права, предъявив устные претензии, 19 % обращались в специальные органы (в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, в отдел по защите прав потребителей при Администрации п. Пурпе);
  •  27 % анкетируемых не пытались защитить свои права, указывая следующие причины: не знают, куда обращаться; не верят, что их права будут восстановлены; отсутствие свободного времени; отсутствие опыта судебной практики; психологический барьер и т.п.; 
  • 51 % респондентов не знают об организациях, где могут помочь защитить нарушенные потребительские права.

         Анализ результатов социологического опроса позволил сделать вывод о низком уровне компетентности населения нашего поселка в области защиты своих потребительских прав.        





Глава 2.

Изучение законодательных актов по защите прав потребителей,

нарушаемых в магазине

                      

В данной исследовательской работе будут затронуты следующие вопросы:

  • Вправе ли сотрудник магазина требовать от потребителя сдать сумки в ячейку камеры хранения при входе в торговый зал?
  • Если да, то на каком основании?
  • Несет ли магазин ответственность за сданные в ячейку камеры хранения вещи покупателей?
  • Вправе ли сотрудник магазина, охранник требовать от вас при входе в торговый зал предъявить проносимый с собой товар, купленный в другом месте?
  • Вправе ли охранник магазина досматривать личные вещи покупателя?
  • Должен ли потребитель оплатить товар, находящийся в торговом зале магазина, при случайном его повреждении?


Изучив законодательные акты, касающиеся прав потребителей, автор выяснила:

  1.  Сотрудники магазина (контролеры, охранники, продавцы и т.д.) неправомочны требовать от покупателя сдавать личные вещи (сумки, пакеты) в ячейки камеры хранения. Это дело добровольное. Сдав сумку, потребитель заключает с магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. А принуждать Вас к заключению такого договора никто не может. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора. В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора [1]. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Обуславливая продажу товаров обязательным оказанием услуги по хранению вещей потребителя, магазин нарушает п.2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» [2] и п.22 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 [6].

Если вы не желаете добровольно сдавать вещи на хранение – вы имеете право этого не делать.

  1. В случае сдачи вещей в камеру хранения потребитель заключает с магазином договор хранения. Магазин несет ответственность в случае сдачи вещей в камеру хранения на основании главы 47 Гражданского кодекса РФ, поскольку администрация магазина в данном случае является хранителем оставленных вещей [1]. А основная обязанность хранителя — обеспечение сохранности имущества. Вот выдержки из Гражданского Кодекса РФ:

Cтатья 886. Договор хранения

По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Для безвозмездного договора хранения (который предполагается при сдаче вещей посетителей в “камеру хранения”) с этой целью продавец должен принять все меры для предотвращения возможности гибели имущества или повреждения.

Статья 891. Обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи

1.    Хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. При отсутствии в договоре условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором.

2.     Хранитель должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.).

3.     Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах.

Статья 902. Размер ответственности хранителя

1.      При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость [1].


  1. Работники магазинов не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предъявления товаров, приобретенных в других предприятиях торговли, а при выходе — проверять правильность чека и осматривать вещи покупателя. Покупатель может ему в этом отказать, имея на то законные основания. Согласно российским законам (ст. 13 Федерального закона РФ от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), правом на личный досмотр обладают только сотрудники полиции, которые могут производить его только в присутствии 2 посторонних свидетелей (понятых) и с составлением протокола досмотра [4]. Показания к такому досмотру должны быть достаточно веские - сигнал охранной магнитной рамки о проносе товара или наличие видеозаписи о краже товара, где Вы фигурируете в главной роли.

Если этих двух обвинительных факторов нет в наличии – охранники не имеют права предъявлять к Вам никаких претензий. Это сказано в пункте 34 письма Комитета РФ по торговле «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети» от 17.03.94г. №1-314/32-9 [6].


  1. Потребитель вправе не оплачивать товар, находящийся в торговом зале магазина, при случайном его повреждении. Неумышленная порча принадлежащего магазину товара, находящегося на его территории, до момента оплаты является риском случайной гибели имущества. В соответствии со ст. 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения несет его собственник (магазин), если иное не предусмотрено договором. До оплаты товара потребителем на кассе, собственником является магазин [1].

Кроме этого, в ст. 1064 Гражданского кодекса РФ «Общие основания ответственности за причинение вреда» указано: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине» [1].


Глава 3.

Порядок восстановления нарушенных потребительских прав


Если сотрудники магазина (контролеры, охранники, продавцы и т.д.) категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пускают в магазин; если контролеры, охранники требуют от вас предъявления товаров, приобретенных в других предприятиях торговли, а при выходе требуют для проверки правильность чека и осматривают вещи покупателя;  если сотрудники магазина требуют оплатить товар при случайном его повреждении, то вы должны действовать следующим образом:

  1. Требуйте книгу жалоб и предложений и оставляйте в ней соответствующую запись с указанием нарушения прав потребителей. Подробно опишите случившееся, укажите точное время, по возможности укажите свидетелей конфликта.

           Контролирующие органы при совершении контроля над состоянием работы магазина обязательно проверяют книгу на наличие в ней записей.

  1. Вызывайте милицию для составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.15 КоАП РФ, в которой говорится о нарушении установленных правил торговли [3].
  2. Со своей жалобой обращайтесь в Роспотребнадзор, и магазин будет оштрафован за административное правонарушение от 100 до 300 МРОТ.
  3. Если сотрудники магазина Вас насильственно удерживали или досмотр Ваших личных вещей был произведен без Вашего согласия – пишите заявление в органы внутренних дел с требованием защитить Вас от посягательств.

          Жалоба из милиции направляется в отдел лицензионно-разрешительной работы, которое регистрировало охранное предприятие, сотрудник которого превысил полномочия. По каждому обращению проводится проверка ЧОПа. Сотрудника оштрафуют и вынесут предупреждение, при повторном предупреждении его лишают прав на охранную работу до трех лет. При физическом насилии сотрудник охраны понесет уголовную ответственность по статье 203 Уголовного кодекса РФ «Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб» [5]. Очень грубый охранник может получить до пяти лет лишения свободы, т.к. он превысил полномочия служащего частного охранного предприятия.

  1. Если же Вас незаконно задержали, обыскали против воли, унизили или причинили вред здоровью, Вы вправе требовать компенсацию в судебном порядке. При этом в суд нужно подавать на работодателей охранников, то есть на магазин или ЧОП. Доказать факт причинения морального вреда или вреда здоровью помогут свидетели, медицинские справки, чеки на лекарства, запись камер слежения в магазине, милицейский протокол.

         Законодательство защищает Ваши права и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание своих основных прав поможет Вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав, с которыми нам приходится сталкиваться слишком часто.



Заключение


Построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и адекватного ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях.

Принятие законодательства о защите прав потребителей и создание системы органов, призванных обеспечить реализацию и защиту прав потребителей, являются одним из примеров необходимого государственного вмешательства в частноправовые отношения, что в совокупности обуславливает специфику деятельности юрисдикционных органов по защите прав потребителей.

Наличие обширной нормативно-правовой базы по вопросу зашиты прав потребителей представляется важным, так как при защите своих прав потребитель должен знать, что многие интересующие его вопросы имеют законодательное закрепление и разъяснение.

Предъявление иска в суде с целью восстановить свои нарушенные права должно стать обычным делом для гражданина. Законодательство о защите прав потребителей должно работать, быть востребованным. Эта цель не выполнима без активной жизненной позиции потребителей.

   В результате работы, изучив законодательную базу, различные источники по указанной теме, автор выяснила, какие нарушения прав потребителей могут быть в магазине, изучила порядок защиты своих прав; систематизировала материалы и подготовила выступление для уроков обществознания и для занятий элективного курса.

Данная работа обогатила знаниями, которые помогут в дальнейшей жизни отстаивать свои нарушенные права.







Литература


  1. Гражданский кодекс РФ. Части I, II, III. М.: Омега-Л, 2013. 416 с.
  2. Закон «О защите прав потребителей» с образцами заявлений: по сост. на 2014 год\ комментарий М.Н. Агафоновой. – М.: ООО «Рид Групп», 2011. – 96 с.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 января 2002 г. - №1. - Ст.1.
  4. Полный сборник законов Российской Федерации. Действующие редакции в 2013–2014 годах. С изменениями и дополнениями. – М.:  «Книжный мир», 2014. – 511 с.
  5. Федеральный закон от 31 октября 2002 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 4 ноября 2002 г. - №44. - Ст. 4298.
  6. URL: http://www.consultant.ru/document /
  7. URL: http://www.potrebitel.net/






















Приложение 1

АНКЕТА

Дорогой друг! В нашем поселке проводится исследование правовой грамотности населения. Ответив на предложенные   вопросы, Вы окажете неоценимую помощь в решении данного вопроса.

Анкета анонимна,  подписывать ее не нужно.

Правила заполнения анкеты

Внимательно прочитав вопрос, отметьте кружком цифру, обозначающую тот вариант ответа, который наиболее полно отражает Ваше мнение по данному вопросу или впишите вариант ответа в специально отведенном для этого месте.

Заранее благодарим за искренние и обдуманные ответы!

  1. Знаете ли Вы о Законе РФ «О защите прав потребителей»?
  • ДА_____________
  • НЕТ____________
  1. Знакомы ли Вы с основными правами и обязанностями потребителя?
  • ДА_____________
  • НЕТ____________
  1. Если ДА, назовите основные права и обязанности потребителя

_________________________________________________________


__________________________________________________________

  1. Как Вы считаете: нужно ли сдавать свои сумки в камеру хранения магазина при входе в торговый зал?
  • ДА_____________
  • НЕТ____________
  1. Как Вы считаете: имеют право охранники магазина при подозрении задержать Вас при выходе из торгового зала?
  • ДА_____________
  • НЕТ____________
  1. Как Вы считаете: обязаны ли Вы оплатить товар при его неумышленной порче?
  • ДА_____________
  • НЕТ____________
  1. Сталкивались ли Вы с нарушением своих потребительских прав?
  • ДА_____________
  • НЕТ____________
  1.   Знаете ли Вы об организациях, где могут помочь защитить нарушенные потребительские права?
  • ДА_____________
  • НЕТ____________
  1. Защищали ли Вы свои нарушенные потребительские права?
  • ДА_____________
  • НЕТ____________

Если НЕТ, то почему? __

Автор материала: С. Матушкина (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.