Урок по обществознанию «Защита прав потребителя» (9 класс)

2
2
Материал опубликован 10 March 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

Название этапа

Действия

Время

слайда

1

Тема

Слова учителя

Беседа с классом

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с законами, которые защищают наши права в сфере покупки товаров.

Тема нашего урока «Защита прав потребителя».

Наверное, каждый из нас, когда-то сталкивался с проблемой некачественных товаров (просроченные продукты питания, брак в одежде и др.). Кто-то может привести свой личный опыт?

Высказывания учеников (2-3)

Как вы выходили из сложных ситуаций? Хорошо, если вы доказали свои права, но могло быть и по другому, каждый из нас не зная своих прав может пострадать.

3 мин мин

1 слайд

2 слайд с эпиграфом

2

Цели

Слова учителя

Беседа с классом

Озвучить эпиграф: «У каждого из нас есть три пути, чтобы поступать мудро и правильно: Первый самый благородный – это размышление,

Второй самый легкий – это подражание,

Третий самый горький – это опыт.

Как это высказывание Конфуция связано с тем, о чем мы с вами говорим?

Чтобы не иметь горького опыта в потреблении некачественных товаров, нужно сначала подумать. Как вы думаете, каковы будут цели нашего урока.

Итак

Сегодня на уроке мы должны:

Сформировать представление о правовом статусе потребителя в РФ.

Усвоить навыки самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и научиться применять их при решении практических задач.

5 мин

3 слайд целями

3.

Учитель

Учитель

Давайте запишем план нашего урока

- Сначала выясним, что означают понятия «потребитель»

Для этого обратимся к Преамбуле Закона о защите прав потребителя.

Скажите, будет ли потребителем человек, который купил вещи или продукты для продажи? Нет, потому что потребитель использует их для собственного потребления.

Запишем это определение в тетрадь.

Кто является противоположной стороной отношений?

Продавец и изготовитель. Запишем и это определение.

Закрепим сказанное интерактивным заданием у доски. (Схема права потребителя)

Почему в Законе говорится о потребителе, как об отдельном лице, гражданине и ничего не сказано об организации?

Потому что интересы организации защищает юрист, а потребитель сам защищает свои интересы. Поэтому государство предоставляет нам дополнительные способы защиты.

3 мин

4 слайд

План урока

5 слайд

С определениями

6 слайд

4.

 

Гарантии соблюдения прав потребителей зафиксированы в ряде нормативно-правовых актов:

Гражданском кодексе РФ, Законе о защите прав потребителей.

Также в нашем государстве созданы специальные организации, призванные осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее региональные управления (в нашем городе Торговый отдел)

Если вы столкнулись с мошенничеством, обращайтесь в УБЭП, Управление по борьбе с экономическими преступлениями.

Если вы не можете узнать адрес и реквизиты предприятия, работа которого вызвала нарекания – обращайтесь в налоговую инспекцию.

Некачественные продукты питания необходимо отправить на экспертизу в СЭС – Санитарно-эпидемиологическую станцию. Туда же нужно обращаться, если в магазине, ресторане и прочих общественных местах вы обнаружили антисанитарную обстановку – грязь, мусор, продукты гниения, следы пребывания грызунов.

3 мин мин

7 слайд

8 слайд

5

Учитель

Давайте попробуем разобраться с текстом закона «О защите прав потребителя»

Практическая работа №1 Выполняется у доски детьми, которые по желанию подходят к доске и отвечают на вопросы, используя гиперс. Другие ребята могут помогать отвечать с места.

Ответы:

товар, работа, услуга, при обычных условиях их использования, должны быть безопасны для жизни потребителя и окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу потребителя)(СТ 7)

(потребитель имеет право на информацию (СТ 8) об изготовителе и продавце реализуемых товаров, о самих товарах, о месте изготовления, о режиме работы продавца. Информация должна быть переведена на русский язык
3) договор может быть расторгнут по требованию потребителя ст. 14 ЗПП и 502 ГК РФ)
4) (минимальные требования - стандарты, которым должен соответствовать товар, что подтверждается сертификатом качества. Потребитель, которому продан некачественный товар вправе по своему выбору потребовать от продавца согласно ст.18 ЗПП замены товара, соразмерного уменьшения цены и тд.)
5) (СТ. 18) покупатель вправе в теч. 14 дней с момента ему непродовольственного товара обменять в месте покупки на аналогичный товар…при отсутствии товара для обмена он вправе получить за него денежную сумму

6) ( ст.15, 17 ЗПП-судебная защита, штраф в размере цены иска, компенсация морального вреда)
 

8 мин

мин

9, 10 слайд

   

После обсуждения пок слайды «Права потребителя», «Обязанности потребителя», можно записать (по времени)

 

11, 12 слайд

6

 

Практическая работа №2.

Вижу, вы хорошо справляетесь с этой работой. Теперь задание сложнее Научимся применять свои знания на практике. Решить вместе 2 задачи, отображенные на слайдах. Потом уч-ки решают самостоятельно. (2 зад)

В это время индивидуальное задание: «Экспертная комиссия»

чтение этикеток, выяснение наличия в них консервантов.(2 ученика) Выбор учеников, выполнение задания.

Обсуждение результатов работы.

Сначала на местах, потом с этикетками.

Закрепить презентацией.

Про вредные добавки в конце (самое последнее). Обозначить на слайде, какие заболевания вызывают консерванты.

 

13 мин

13 слайд

14 слайд

15 слайд

7

Закрепление полученных знаний

Молодцы, вы хорошо справились со всеми заданиями.

Давайте выясним, справились ли мы с целями, поставленными перед нами в начале урока.

Мы выяснили, кто такой «потребитель» и «продавец».

Познакомились с правовым статусом потребителя.

Научились «читать» Закон о правах потребителя и применять его на практике.

Оцените, пожалуйста, сегодняшнее занятие в листах рефлексии у вас на столах. Нужно ответить на поставленные там вопросы, это не займет много времени.

5 мин

Возвратиться к целям

8

Дом. зад.

Одна группа (Даньшина и др.) – Узнать как обстоят дела в магазинах города с реализацией хлебобулочных изделий: свежий ли хлеб, есть ли информация о дате выпечки, кто изготовитель?

Вторая группа - проверить наличие в магазинах города « Уголков потребителя». Выяснить указаны ли там телефоны и адреса служб защиты прав потребителей, дадут ли Вам книгу жалоб.

Сформулировать отчет.

Всем спасибо за внимание. Не забывайте, если законами не пользоваться, они перестают действовать.

5 мин

16, 17 слайд

18 слайд

Рабочий лист №1.

Задача №1

10 апреля Васильев, ремонтировавший свой автомобиль, приобрел в магазине «Автозапчасти» две шаровые опоры, механизм рулевого управления, а также чехлы для сидений. Разобрав автомобиль и попытавшись установить приобретенные узлы, он выяснил, что шаровые опоры имеют нестандартный размер, а потому не могут быть установлены даже с помощью кувалды. Рулевой механизм также не подошел, поскольку был рассчитан на автомобиль более позднего года выпуска. Также Васильеву не понравились и чехлы для сидений, поскольку выяснилось, что их материал и расцветка не соответствует отделке салона.

24 апреля Васильев принес шаровую опору и рулевой механизм обратно и попросил их обменять. Однако продавец отказался произвести обмен, поскольку на шаровой опоре были видны следы от кувалды, а значит, опора уже была в употреблении. Рулевой механизм, по мнению продавца, был исправным, а потому оснований для его обмена не было. 25 апреля Васильев также попросил обменять ему чехлы для сидений на другие, однако вновь получил отказ.

Васильев предъявил соответствующие требования с суд.

Имеет ли право Васильев на обмен указанных товаров? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатка товара? Какая ответственность может быть возложена на магазин в случае неудовлетворения требований Васильева.

( Подсказка: см. ст. 25 ЗПП и 502 ГК РФ)


 


 

Рефлексия.

Урок мне понравился, потому что…

Мне показалось важным…

Сегодня я научился…

Я узнал, что…

Самым интересным было…

 Рабочий лист №2.

Универмаг продал Елисееву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь, и было испорчено. Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить деньги или доставить другой, исправный инструмент. На свое заявление Елисеев получил от администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель, выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин. В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, т.к. свои обязательства по договору магазин мог считать выполненным лишь с момента надлежащей доставки вещи в квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное пианино.

В какой момент у покупателя по договору купли – продажи возникает право собственности на товар? Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю? Какие требования может предъявить Елисеев к универмагу? Какие меры ответственности могут быть приняты к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя?
(Подсказка: ст.493 ГК РФ, ст13, ЗПП)


 


 

Рефлексия.

Урок мне понравился, потому что…

Мне показалось важным…

Сегодня я научился…

Я узнал, что…

Самым интересным было…


презентация к уроку "Защита прав потребителя"
PPTX / 853.78 Кб

Предварительный просмотр презентации

Защита прав потребителя Открытый урок по обществознанию 9 класс Учитель истории и обществознания Сущева Е.В.

У каждого человека есть три пути, У каждого человека есть три пути, Чтобы поступать мудро и правильно: Первый самый благородный – это размышление, Второй самый легкий – это подражание, Третий самый горький – это опыт. Конфуций, 5 в. до н.э.

Цели урока Сформировать представление о правовом статусе потребителя в РФ. Сформировать навыки самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и научиться применять их при решении практических задач.

План урока. Понятие «потребитель» Законодательство РФ о защите прав потребителей Основные права потребителя.

Потребитель- гражданин, который хочет приобрести товар исключительно для личных, нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Гражданский кодекс РФ Закон о ЗАЩИТЕ прав потребителя Нормативно – правовые акты

Организации, осуществляющие контроль за соблюдением закона Роспотребнадзор УБЭП, ФНС Торговый отдел СЭС

Работа над вопросами с текстом закона «О защите прав потребителей» В чем заключается суть права на безопасность товара, работы, услуги? ст.7 2) Каково содержание права на информацию? ст.8 3) Каковы последствие нарушения права потребителя на информацию? ст.12  

4) Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара, работы, услуги? (ст.18). 4) Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара, работы, услуги? (ст.18). 5)Какие меры ответственности установлены законодательством за нарушение прав потребителя? ( ст.13.)  

Права потребителя: Права потребителя: На обмен .(Не все товары) 2 ) возврат денежной суммы за уплаченный товар. 3) На безопасность товара. 4) На качество товара 5) На информацию о товаре.

Условия возврата товара надлежащего качества не был в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, товарный чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром. Срок обмена товара 14 дней, не считая дня покупки товара. (закрепить заданием)

Задача №1 1) Покупательница приобрела шампунь германского производства и не обнаружила аннотации на русском языке. Она вернулась в магазин и потребовала русский текст к шампуню. Продавец сказала, что аннотации на русском у неё нет – все раздала. Что делать?

Задача №2. Задача №2. Вы задумали купить ТВ и обратились к продавцу в фирме за консультацией по выбору модели. Но продавец не смог ответить на ваши вопросы. Отказался предоставить тех. паспорт. Как вы поступите в данной ситуации?

Работа юристов и экспертов

Вредные добавки

Домашнее задание 1) группа – Узнать как обстоят дела в магазинах города с реализацией хлебобулочных изделий: свежий ли хлеб, есть ли информация о дате выпечки, кто изготовитель?

Домашнее задание 2 группа – Проверить наличие в магазинах города « Уголков потребителя». Выяснить указаны ли там телефоны и адреса служб защиты прав потребителей, дадут ли Вам книгу жалоб.  

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

презентация и сам урок очень хороший ,интересно и все по полочкам разложено ,так же вы указали цели и задачи ,с мотивировали учеников ,и подобрали актуальность темы

5 April 2018

Спасибо, я старалась.

14 June 2018