Урок по обществознанию «Защита прав потребителя» (9 класс)
Пояснительная записка к презентации
№ |
Название этапа |
Действия |
Время |
№ слайда |
1 |
Тема Слова учителя Беседа с классом |
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с законами, которые защищают наши права в сфере покупки товаров. Тема нашего урока «Защита прав потребителя». Наверное, каждый из нас, когда-то сталкивался с проблемой некачественных товаров (просроченные продукты питания, брак в одежде и др.). Кто-то может привести свой личный опыт? Высказывания учеников (2-3) Как вы выходили из сложных ситуаций? Хорошо, если вы доказали свои права, но могло быть и по другому, каждый из нас не зная своих прав может пострадать. |
3 мин мин |
1 слайд 2 слайд с эпиграфом |
2 |
Цели Слова учителя Беседа с классом |
Озвучить эпиграф: «У каждого из нас есть три пути, чтобы поступать мудро и правильно: Первый самый благородный – это размышление, Второй самый легкий – это подражание, Третий самый горький – это опыт. Как это высказывание Конфуция связано с тем, о чем мы с вами говорим? Чтобы не иметь горького опыта в потреблении некачественных товаров, нужно сначала подумать. Как вы думаете, каковы будут цели нашего урока. Итак Сегодня на уроке мы должны: Сформировать представление о правовом статусе потребителя в РФ. Усвоить навыки самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и научиться применять их при решении практических задач. |
5 мин |
3 слайд целями |
3. |
Учитель Учитель |
Давайте запишем план нашего урока - Сначала выясним, что означают понятия «потребитель» Для этого обратимся к Преамбуле Закона о защите прав потребителя. Скажите, будет ли потребителем человек, который купил вещи или продукты для продажи? Нет, потому что потребитель использует их для собственного потребления. Запишем это определение в тетрадь. Кто является противоположной стороной отношений? Продавец и изготовитель. Запишем и это определение. Закрепим сказанное интерактивным заданием у доски. (Схема права потребителя) Почему в Законе говорится о потребителе, как об отдельном лице, гражданине и ничего не сказано об организации? Потому что интересы организации защищает юрист, а потребитель сам защищает свои интересы. Поэтому государство предоставляет нам дополнительные способы защиты. |
3 мин |
4 слайд План урока 5 слайд С определениями 6 слайд |
4. |
Гарантии соблюдения прав потребителей зафиксированы в ряде нормативно-правовых актов: Гражданском кодексе РФ, Законе о защите прав потребителей. Также в нашем государстве созданы специальные организации, призванные осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее региональные управления (в нашем городе Торговый отдел) Если вы столкнулись с мошенничеством, обращайтесь в УБЭП, Управление по борьбе с экономическими преступлениями. Если вы не можете узнать адрес и реквизиты предприятия, работа которого вызвала нарекания – обращайтесь в налоговую инспекцию. Некачественные продукты питания необходимо отправить на экспертизу в СЭС – Санитарно-эпидемиологическую станцию. Туда же нужно обращаться, если в магазине, ресторане и прочих общественных местах вы обнаружили антисанитарную обстановку – грязь, мусор, продукты гниения, следы пребывания грызунов. |
3 мин мин |
7 слайд 8 слайд |
|
5 |
Учитель |
Давайте попробуем разобраться с текстом закона «О защите прав потребителя» Практическая работа №1 Выполняется у доски детьми, которые по желанию подходят к доске и отвечают на вопросы, используя гиперс. Другие ребята могут помогать отвечать с места. Ответы: товар, работа, услуга, при обычных условиях их использования, должны быть безопасны для жизни потребителя и окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу потребителя)(СТ 7) (потребитель имеет право на информацию (СТ 8) об изготовителе и продавце реализуемых товаров, о самих товарах, о месте изготовления, о режиме работы продавца. Информация должна быть переведена на русский язык 6) ( ст.15, 17 ЗПП-судебная защита, штраф в размере цены иска, компенсация морального вреда) |
8 мин мин |
9, 10 слайд |
После обсуждения пок слайды «Права потребителя», «Обязанности потребителя», можно записать (по времени) |
11, 12 слайд |
|||
6 |
Практическая работа №2. Вижу, вы хорошо справляетесь с этой работой. Теперь задание сложнее Научимся применять свои знания на практике. Решить вместе 2 задачи, отображенные на слайдах. Потом уч-ки решают самостоятельно. (2 зад) В это время индивидуальное задание: «Экспертная комиссия» чтение этикеток, выяснение наличия в них консервантов.(2 ученика) Выбор учеников, выполнение задания. Обсуждение результатов работы. Сначала на местах, потом с этикетками. Закрепить презентацией. Про вредные добавки в конце (самое последнее). Обозначить на слайде, какие заболевания вызывают консерванты.
|
13 мин |
13 слайд 14 слайд 15 слайд |
|
7 |
Закрепление полученных знаний |
Молодцы, вы хорошо справились со всеми заданиями. Давайте выясним, справились ли мы с целями, поставленными перед нами в начале урока. Мы выяснили, кто такой «потребитель» и «продавец». Познакомились с правовым статусом потребителя. Научились «читать» Закон о правах потребителя и применять его на практике. Оцените, пожалуйста, сегодняшнее занятие в листах рефлексии у вас на столах. Нужно ответить на поставленные там вопросы, это не займет много времени. |
5 мин |
Возвратиться к целям |
8 |
Дом. зад. |
Одна группа (Даньшина и др.) – Узнать как обстоят дела в магазинах города с реализацией хлебобулочных изделий: свежий ли хлеб, есть ли информация о дате выпечки, кто изготовитель? Вторая группа - проверить наличие в магазинах города « Уголков потребителя». Выяснить указаны ли там телефоны и адреса служб защиты прав потребителей, дадут ли Вам книгу жалоб. Сформулировать отчет. Всем спасибо за внимание. Не забывайте, если законами не пользоваться, они перестают действовать. |
5 мин |
16, 17 слайд 18 слайд |
Рабочий лист №1.
Задача №1
10 апреля Васильев, ремонтировавший свой автомобиль, приобрел в магазине «Автозапчасти» две шаровые опоры, механизм рулевого управления, а также чехлы для сидений. Разобрав автомобиль и попытавшись установить приобретенные узлы, он выяснил, что шаровые опоры имеют нестандартный размер, а потому не могут быть установлены даже с помощью кувалды. Рулевой механизм также не подошел, поскольку был рассчитан на автомобиль более позднего года выпуска. Также Васильеву не понравились и чехлы для сидений, поскольку выяснилось, что их материал и расцветка не соответствует отделке салона.
24 апреля Васильев принес шаровую опору и рулевой механизм обратно и попросил их обменять. Однако продавец отказался произвести обмен, поскольку на шаровой опоре были видны следы от кувалды, а значит, опора уже была в употреблении. Рулевой механизм, по мнению продавца, был исправным, а потому оснований для его обмена не было. 25 апреля Васильев также попросил обменять ему чехлы для сидений на другие, однако вновь получил отказ.
Васильев предъявил соответствующие требования с суд.
Имеет ли право Васильев на обмен указанных товаров? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатка товара? Какая ответственность может быть возложена на магазин в случае неудовлетворения требований Васильева.
( Подсказка: см. ст. 25 ЗПП и 502 ГК РФ)
Рефлексия.
Урок мне понравился, потому что…
Мне показалось важным…
Сегодня я научился…
Я узнал, что…
Самым интересным было…
Рабочий лист №2.
Универмаг продал Елисееву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь, и было испорчено. Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить деньги или доставить другой, исправный инструмент. На свое заявление Елисеев получил от администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель, выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин. В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, т.к. свои обязательства по договору магазин мог считать выполненным лишь с момента надлежащей доставки вещи в квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное пианино.
В какой момент у покупателя по договору купли – продажи возникает право собственности на товар? Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю? Какие требования может предъявить Елисеев к универмагу? Какие меры ответственности могут быть приняты к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя?
(Подсказка: ст.493 ГК РФ, ст13, ЗПП)
Рефлексия.
Урок мне понравился, потому что…
Мне показалось важным…
Сегодня я научился…
Я узнал, что…
Самым интересным было…
презентация к уроку "Защита прав потребителя"
PPTX / 853.78 Кб
Andrew
Елена Владимировна