12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Владимировна86
Россия, Тамбовская обл., Моршанск
2

Урок по обществознанию «Защита прав потребителя», 9 класс



 

Название этапа

Действия

Время

слайда

1

Тема

Слова учителя

Беседа с классом

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с законами, которые защищают наши права в сфере покупки товаров.

Тема нашего урока «Защита прав потребителя».

Наверное, каждый из нас, когда-то сталкивался с проблемой некачественных товаров (просроченные продукты питания, брак в одежде и др.). Кто-то может привести свой личный опыт?

Высказывания учеников (2-3)

Как вы выходили из сложных ситуаций? Хорошо, если вы доказали свои права, но могло быть и по другому, каждый из нас не зная своих прав может пострадать.

3 мин мин

1 слайд

2 слайд с эпиграфом

2

Цели

Слова учителя

Беседа с классом

Озвучить эпиграф: «У каждого из нас есть три пути, чтобы поступать мудро и правильно: Первый самый благородный – это размышление,

Второй самый легкий – это подражание,

Третий самый горький – это опыт.

Как это высказывание Конфуция связано с тем, о чем мы с вами говорим?

Чтобы не иметь горького опыта в потреблении некачественных товаров, нужно сначала подумать. Как вы думаете, каковы будут цели нашего урока.

Итак

Сегодня на уроке мы должны:

Сформировать представление о правовом статусе потребителя в РФ.

Усвоить навыки самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и научиться применять их при решении практических задач.

5 мин

3 слайд целями

3.

Учитель

Учитель

Давайте запишем план нашего урока

- Сначала выясним, что означают понятия «потребитель»

Для этого обратимся к Преамбуле Закона о защите прав потребителя.

Скажите, будет ли потребителем человек, который купил вещи или продукты для продажи? Нет, потому что потребитель использует их для собственного потребления.

Запишем это определение в тетрадь.

Кто является противоположной стороной отношений?

Продавец и изготовитель. Запишем и это определение.

Закрепим сказанное интерактивным заданием у доски. (Схема права потребителя)

Почему в Законе говорится о потребителе, как об отдельном лице, гражданине и ничего не сказано об организации?

Потому что интересы организации защищает юрист, а потребитель сам защищает свои интересы. Поэтому государство предоставляет нам дополнительные способы защиты.

3 мин

4 слайд

План урока

5 слайд

С определениями

6 слайд

4.

 

Гарантии соблюдения прав потребителей зафиксированы в ряде нормативно-правовых актов:

Гражданском кодексе РФ, Законе о защите прав потребителей.

Также в нашем государстве созданы специальные организации, призванные осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее региональные управления (в нашем городе Торговый отдел)

Если вы столкнулись с мошенничеством, обращайтесь в УБЭП, Управление по борьбе с экономическими преступлениями.

Если вы не можете узнать адрес и реквизиты предприятия, работа которого вызвала нарекания – обращайтесь в налоговую инспекцию.

Некачественные продукты питания необходимо отправить на экспертизу в СЭС – Санитарно-эпидемиологическую станцию. Туда же нужно обращаться, если в магазине, ресторане и прочих общественных местах вы обнаружили антисанитарную обстановку – грязь, мусор, продукты гниения, следы пребывания грызунов.

3 мин мин

7 слайд

8 слайд

5

Учитель

Давайте попробуем разобраться с текстом закона «О защите прав потребителя»

Практическая работа №1 Выполняется у доски детьми, которые по желанию подходят к доске и отвечают на вопросы, используя гиперс. Другие ребята могут помогать отвечать с места.

Ответы:

товар, работа, услуга, при обычных условиях их использования, должны быть безопасны для жизни потребителя и окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу потребителя)(СТ 7)

(потребитель имеет право на информацию (СТ 8) об изготовителе и продавце реализуемых товаров, о самих товарах, о месте изготовления, о режиме работы продавца. Информация должна быть переведена на русский язык
3) договор может быть расторгнут по требованию потребителя ст. 14 ЗПП и 502 ГК РФ)
4) (минимальные требования - стандарты, которым должен соответствовать товар, что подтверждается сертификатом качества. Потребитель, которому продан некачественный товар вправе по своему выбору потребовать от продавца согласно ст.18 ЗПП замены товара, соразмерного уменьшения цены и тд.)
5) (СТ. 18) покупатель вправе в теч. 14 дней с момента ему непродовольственного товара обменять в месте покупки на аналогичный товар…при отсутствии товара для обмена он вправе получить за него денежную сумму

6) ( ст.15, 17 ЗПП-судебная защита, штраф в размере цены иска, компенсация морального вреда)
 

8 мин

мин

9, 10 слайд

   

После обсуждения пок слайды «Права потребителя», «Обязанности потребителя», можно записать (по времени)

 

11, 12 слайд

6

 

Практическая работа №2.

Вижу, вы хорошо справляетесь с этой работой. Теперь задание сложнее Научимся применять свои знания на практике. Решить вместе 2 задачи, отображенные на слайдах. Потом уч-ки решают самостоятельно. (2 зад)

В это время индивидуальное задание: «Экспертная комиссия»

чтение этикеток, выяснение наличия в них консервантов.(2 ученика) Выбор учеников, выполнение задания.

Обсуждение результатов работы.

Сначала на местах, потом с этикетками.

Закрепить презентацией.

Про вредные добавки в конце (самое последнее). Обозначить на слайде, какие заболевания вызывают консерванты.

 

13 мин

13 слайд

14 слайд

15 слайд

7

Закрепление полученных знаний

Молодцы, вы хорошо справились со всеми заданиями.

Давайте выясним, справились ли мы с целями, поставленными перед нами в начале урока.

Мы выяснили, кто такой «потребитель» и «продавец».

Познакомились с правовым статусом потребителя.

Научились «читать» Закон о правах потребителя и применять его на практике.

Оцените, пожалуйста, сегодняшнее занятие в листах рефлексии у вас на столах. Нужно ответить на поставленные там вопросы, это не займет много времени.

5 мин

Возвратиться к целям

8

Дом. зад.

Одна группа (Даньшина и др.) – Узнать как обстоят дела в магазинах города с реализацией хлебобулочных изделий: свежий ли хлеб, есть ли информация о дате выпечки, кто изготовитель?

Вторая группа - проверить наличие в магазинах города « Уголков потребителя». Выяснить указаны ли там телефоны и адреса служб защиты прав потребителей, дадут ли Вам книгу жалоб.

Сформулировать отчет.

Всем спасибо за внимание. Не забывайте, если законами не пользоваться, они перестают действовать.

5 мин

16, 17 слайд

18 слайд

Рабочий лист №1.

Задача №1

10 апреля Васильев, ремонтировавший свой автомобиль, приобрел в магазине «Автозапчасти» две шаровые опоры, механизм рулевого управления, а также чехлы для сидений. Разобрав автомобиль и попытавшись установить приобретенные узлы, он выяснил, что шаровые опоры имеют нестандартный размер, а потому не могут быть установлены даже с помощью кувалды. Рулевой механизм также не подошел, поскольку был рассчитан на автомобиль более позднего года выпуска. Также Васильеву не понравились и чехлы для сидений, поскольку выяснилось, что их материал и расцветка не соответствует отделке салона.

24 апреля Васильев принес шаровую опору и рулевой механизм обратно и попросил их обменять. Однако продавец отказался произвести обмен, поскольку на шаровой опоре были видны следы от кувалды, а значит, опора уже была в употреблении. Рулевой механизм, по мнению продавца, был исправным, а потому оснований для его обмена не было. 25 апреля Васильев также попросил обменять ему чехлы для сидений на другие, однако вновь получил отказ.

Васильев предъявил соответствующие требования с суд.

Имеет ли право Васильев на обмен указанных товаров? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатка товара? Какая ответственность может быть возложена на магазин в случае неудовлетворения требований Васильева.

( Подсказка: см. ст. 25 ЗПП и 502 ГК РФ)


 


 

Рефлексия.

Урок мне понравился, потому что…

Мне показалось важным…

Сегодня я научился…

Я узнал, что…

Самым интересным было…

 Рабочий лист №2.

Универмаг продал Елисееву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь, и было испорчено. Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить деньги или доставить другой, исправный инструмент. На свое заявление Елисеев получил от администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель, выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин. В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, т.к. свои обязательства по договору магазин мог считать выполненным лишь с момента надлежащей доставки вещи в квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное пианино.

В какой момент у покупателя по договору купли – продажи возникает право собственности на товар? Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю? Какие требования может предъявить Елисеев к универмагу? Какие меры ответственности могут быть приняты к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя?
(Подсказка: ст.493 ГК РФ, ст13, ЗПП)


 


 

Рефлексия.

Урок мне понравился, потому что…

Мне показалось важным…

Сегодня я научился…

Я узнал, что…

Самым интересным было…


презентация к уроку "Защита прав потребителя"
PPTX / 853.78 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Andrew, 05.04.18 в 10:15 0Ответить Пожаловаться
презентация и сам урок очень хороший ,интересно и все по полочкам разложено ,так же вы указали цели и задачи ,с мотивировали учеников ,и подобрали актуальность темы

Отредактировано 05-04-2018 10:16

Елена Владимировна, 14.06.18 в 15:46 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, я старалась.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.