Исследовательская работа на тему: «Влияние музыки на умственные способности, эмоциональную сферу и поведение младших школьников»
Автор публикации: П. Васильева, ученица 4В класса
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАDOCX / 150.2 Кб
ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 4.72 Мб
/data/files/e1736395301.pptx (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)/data/files/q1736395285.docx (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА
СЛАЙД 1.
Добрый день всем. Меня зовут Васильева Полина. Я ученица 4В класса школы № 2. Представляю вашему вниманию исследовательскую работу «Влияние музыки на умственные способности, эмоциональную сферу и поведение младших школьников»
СЛАЙД 2.
Музыка, песни сопровождают человека практически с самого рождения. И это не только музыка, которую слышим дома, в машине и на городском празднике, но и сама природа создает порой затейливые музыкальные композиции.
Изучая материал по теме исследования, я выяснила, что согласно наблюдениям и практическим исследованиям психологов, дети, посещающие музыкальную школу, лучше своих сверстников владели собой, знали, что такое дисциплина, выдержка; способны быстрее освоить компьютер; они отличаются логическим мышлением и отменной памятью. Я решила проверить данную информацию опытным путем.
СЛАЙД 3.
Первым этапом работы стало анкетирование среди учащихся четвертых классов нашей школы. Ребятам было предложено было ответить на несколько вопросов:
СЛАЙДЫ 4-8
Результаты исследования показали, что практически всем опрошенным нравится слушать музыку. Из предложенных в анкете стилей предпочтение отдают поп-музыке и классической музыке, а вот рэп или джаз любят слушать меньшая часть опрошенных. Большая часть ребят отметили, что у них меняется настроение, когда они слушают музыку. Выбор музыку, по мнению школьников, зависит от настроения. А вот на вопрос может ли музыка повлиять на организм человека, большая часть респондентов затруднилась ответить.
Следующим этапом работы стало проведение исследования по выявлению эффективности музыки в обучении младших школьников. В ходе работы я выяснила, что качественная успеваемость среди учеников 4 классов составила – 63 %. Школьники, посещающие музыкальную школу, имеют процент качественной успеваемости намного выше — 79%.
Следующим этапом работы стало проведение эксперимента с целью проверки влияния разных стилей музыки на умственную деятельность учащихся. Несколько дней проводилось тестирование по русскому языку и математике. Работы выполнялись в тишине, затем под разную музыку.
Результаты исследования показывают, что меньше всего ошибок допущено при выполнении тестов, когда одноклассники работали под классическую музыку или в тишине. А вот рок–музыка мешает и сбивает во время выполнения самостоятельных работ, поэтому результат выполнения тестов получился самый низкий.
СЛАЙД 9.
Восприятие цвета и музыки связано с переживанием человеком эмоций. Для ответа на вопрос: «Влияет ли музыка на эмоциональное состояние?» был проведен эксперимент с помощью цветового теста Люшера, Перед его проведением испытуемые получили карточки 8 цветов. Одноклассникам надо было выбрать карточку того цвета, которая будет ассоциироваться с прослушанной музыкальной композицией. Для эксперимента нами выбраны три произведения: классическая музыка, современная поп – музыка, инструментальная рок-музыка.
СЛАЙДЫ 10-12
Благодаря проведенному эксперименту можно сделать вывод, что классическая и поп-музыка вызвала у большинства одноклассников положительные эмоции, хорошее настроение. А вот прослушивание музыки в стиле тяжелый рок может вызвать тревожность, чувство страха, испортить настроение, вызвать нервное напряжение.
СЛАЙД 13.
В следующем эксперименте приняли участие 10 учеников 4В класса. Перед его проведением каждому из участников эксперимента надо было замерить пульс. Данные измерений были зафиксированы в таблице. Затем ребята прослушали классическую музыкальную композицию, снова был произведен замер пульса. На следующий день одноклассники снова замерили пульс в спокойном состоянии и после прослушивания поп-композиция. Данные зафиксированы в таблице. На третий день была проведена аналогичная работа, но одноклассникам надо было прослушать рок-музыку и зафиксировать показатели пульса.
По результатам проведенного эксперимента был сделан вывод: после прослушивания классической музыки у большинства ребят пульс не изменился, а у некоторых даже стал спокойнее. После прослушивания поп-музыки даже внешне было заметно, что у ребят поднялось настроение, что привело к незначительному учащению пульса на 3-8 ударов в минуту. А вот после прослушивания рок-музыки на третий день пульс участился уже значительно, примерно на 5-13 ударов.
В течение следующей недели на переменах и уроках ИЗО и технологии звучала классическая музыка, затем в течение недели поп-музыка и на завершающей неделе одноклассники слушали рок-музыку. По итогам наблюдений за поведением одноклассников сделала вывод: при прослушивании классической музыки ребята стали вести себя значительно спокойней, да и на уроках было меньше замечаний, связанных с поведением. Но я отметила, что активность школьников на уроках была ниже, чем обычно. Когда звучала на переменах поп-музыка, у одноклассников было хорошее настроение в течение всей недели, но им сложнее было настроиться на работу. Активность на уроках была высокая, но и количество замечаний по поводу поведения увеличилось. На последней неделе ребята слушали рок-музыку. Это негативно сказалось на настроение одноклассников, так как оно заметно ухудшилось. На уроках ребята тоже были не собраны, плохо включались в работу, участились конфликты между некоторыми одноклассниками.
Работая над темой «Влияние музыки на умственные способности, эмоциональную сферу и поведение младших школьников» я сделала вывод, что произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека и его поведение. Опытным путем было доказано, что музыка нужна в повседневной жизни и влияет на организм человека. Музыка- это прекрасно! Но надо знать, как пользоваться этим инструментом.
Спасибо за внимание! Готова ответить на Ваши вопросы.
Елена Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Лупей Виктория Владиславовна