Автор публикации: П. Фадина, ученица 8Б класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №1
имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова
Исследовательская работа
Образ вампира в искусстве
Работу выполнила ученица 8 «Б» класса Фадина Полина
Руководитель- Абих Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
Оглавление.
1.Введение.Актуальность. Цель. Задачи.
2.Теоретическая часть.
2.1. Из истории вампиризма.
2.2. Вампиры в художественной литературе.
2.2.1. Вампиры в зарубежной литературе.
2.2.2. Образ вампира в русской литературе.
2.2.3. Роман «Дракула» Брэма Стокера.
2.2.4. Сага «Сумерки» Стефани Майер.
2.2.5. Вампир - защитник человечества.Манга «Хеллсинг» Хирано Кота.
Роман Шеннон Дрейк «В полночный час
2.3. Вампиры в живописи.
2.4. Вампиры в музыке.
3.Практическая часть.
4. Вывод.
5. Список литературы.
6. Приложения.
1.Введение.Актуальность. Цель.Задачи.
Каждый из нас слышал о вампирах. Это достаточно популярная тема для многих фильмов, книг и даже мюзиклов. Буквально в этом году выходит новый английский сериал «Дракула». Но возникает вопрос: почему образ монстра-кровопийцы так привлекает людей на протяжении многих столетий? Тема вампиризма и образ вампира часто использовались в искусстве в разные эпохи, но почему же этот образ до сих пор не утратил своей актуальности, новизны и каждый раз обрастает всё новыми и новыми чертами и деталями? В чём сила притягательности ВАМПИРА?
Мне тоже интересна эта тема, я большой фанат сериала “Дневники вампира”, ”Сумерки”, читала многие произведения художественной литературы.
Цель: изучить историю вампиризма. узнать о появлении вампиров в искусстве, об изменениях, происходящих в этом образе.
Задачи:
-изучить материал по теме;
-провести анкетирование учащихся для выявления отношения подростков к данной теме;
- составить список самых популярных книг о вампирах для тех, кому эта тема интересна.
Объект исследования: учащиеся в возрасте от 12 до 14 лет.
Предмет исследования: современная художественная литература о вампирах, произведения других видов искусства.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- анкетирование;
- анализ полученных результатов.
Гипотеза исследовательской работы: я считаю ,что вампиры в искусстве появились около 3-4 веков назад, образ вампира изменяется.
Практическая значимость проекта
1.Данный материал можно использовать для бесед на классных часах, на уроках внеклассного чтения.
2. Теоретическая часть.
2.1. Изначально в низшей мифологии народов Европы, вампиры – это полумертвецы либо мертвецы, ведущие ночной образ жизни или являющиеся в облике летучих мышей, сосущие кровь у спящих людей, насылающие кошмары.
Подобные вампирам духи Лилу впервые встречаются в демонологии раннего Вавилона. В шумерской мифологии этих же существ звали Акшары. Ими были демонические дамы, которые выходили в полночь и лишали жизни младенцев.
В армянской древней мифологии упоминались Даханавар — демон с гор Ултиш Альто-тэм. Он был хотя и вампиром, но не убивал всех подряд. Он никогда, например, не трогал людей на собственной территории.
В Индии с древних времен известны создания, пьющие людскую кровь – Веталы, умеющие вселяться в покойников. Четырехрукая индийская богиня Кали везде изображена с длинными клыками, намекая на ее склонность к вампиризму. Исконные «кровососы», какими их представляют сегодня, появились впервые на просторах Восточной Европы. Они пришли из славянского фольклора, в котором упоминались демоны, выпивающие кровь из людей. Именно тогда были описаны и способы борьбы с ними — отрубание головы, вонзание осинового кола в сердце, сжигание останков.
В XVIII веке всю Восточную часть Европы захлестнула волна паники относительно нашествия вампиров. На них началась открытая охота, в которую оказались втянутыми госслужащие. Первые нападения на людей фиксировались в 1721 году на территории Пруссии, а также в монархии Габсбуров с 1725 по 1735 годы.
Всего историки насчитывают не менее 100 видов вампиров.
Некоторые примеры:
Альпы были немецкими демонами и питались только кровью младенцев.
Бруксу — вампиры из Португалии, являющиеся в образе молодой девушки или птицы.
Маара — известный славянский вампир-девушка. Она умерла, так и не пройдя обряд крещения.
Польских, русских и украинских вампиров звали Упырями. Они могли являться в образе любого пола.
Постепенно образ вампира меняется. Вампир — относительно бессмертное существо, убить его можно, но он не стареет. В различных источниках упоминаются вампиры, возраст которых составляет более 1000 лет. Также это сверхъестественное существо, которое обладает сверхъестественными способностями и физической силой и скоростью, во много раз превосходящей силу человека. Иногда считается, что вампиры могут менять форму, не ограничиваясь распространённым стереотипом летучей мыши.
Люди нашли способ защиты от них. Предметами, защищающим от вампиров, стали чеснок, солнечный свет и священные вещи (крест, святая вода, распятье, чётки, звезда Давида (в зависимости от религии вампира) и т. д
Таким образом, мы можем сделать вывод, что людей привлекает необычность образа, его загадка, таинственность. То, чего мы не можем увидеть в жизни. В этом образе отражается одна из извечных проблем для человечества — смертность. И только вампир может жить вечно (с некоторыми ограничениями).
2.2.1.Вампиры в зарубежной художественной литературе.
Тема вампиризма и образ вампира часто использовались писателями в разные эпохи, но почему же этот образ до сих пор не утратил своей актуальности, новизны и каждый раз обрастает всё новыми и новыми чертами и деталями?
Со времени своего появления и существования на страницах литературы образ вампира начинает трансформироваться из страшного кровожадного упыря, которым пугали детей и по ночам рассказывали зловещие истории, в персонажа, приобретшего не только человеческие черты, но и качества героя.
И тут уже возникает другой вопрос: почему образ вампира перевернулся с ног на голову? И стал таким привлекательным, обворожительным, что миллионы поклонниц и фанаток мечтают об Эдварде Каллене? Какая же девушка не мечтает о «рыцаре в сверкающих доспехах», о спутнике, готовом защитить в любой момент, о преданности и всепоглащающей любви, которую может дать только он...
Художественные произведения о вампирах берут корни в «вампирском безумии» 1720–1730-х годов, которое достигло своей высшей точки во время странного официального исследования эксгумированных подозреваемых в вампиризме Петара Благоевича и Арнольда Паоле в Сербии при монархии Габсбургов.
В 1748 году появилось одно из первых произведений искусств на эту тему - короткое стихотворение немецкого поэта Генриха Августа Оссенфельдера «Вампир» (1748),Мужчина, чья любовь была отвергнута уважаемой и благочестивой девушкой, грозил навестить её среди ночи, выпить её кровь, подарив ей соблазнительный поцелуй вампира и таким образом доказать ей, что его уроки лучше, чем христианство её матери.
Баллада «Ленор» Готфрида Августа Бюргера,написанная в 1773 году — наиболее заметный пример развития этой темы в XVIII веке.
Более поздним стихотворением, рассматривающим эту же тему, было «Коринфская невеста» (1797), написанное Гёте: история о молодой женщине, которая вернулась из могилы, чтобы разыскать того, с кем она была обручена. История изображала конфликт между язычеством и христианством: семья умершей девушки — христиане, тогда как молодой человек и его родственники всё ещё язычники. Как оказалось, именно мать девушки разорвала помолвку и заставила её стать монахиней, что в итоге довело её до смерти. Идея возвращения девушки в качестве призрака показывала, что «земля не может охладить любовь».
Байрон также сочинил загадочную отрывочную историю о таинственной судьбе аристократа по имени Аугустус Дарвелл, пока путешествовал по Востоку — как вклад в знаменитое соревнование историй о призраках на вилле Диодати у Женевского озера в 1816 году, между ним, Перси Биши Шелли, Мэри Шелли и Джоном Уильямом Полидори (личным доктором Байрона. Гёте называл его лучшим произведением писателя[
Эта маленькая история была примером того образа вампира, который сейчас распространён в кино и литературе. В истории Полидори, похоже, впервые появляется вампир, имеющий тот облик, который имеют вампиры из современных произведений: нежить, обладающая развитым интеллектом и сверхъестественным обаянием, так же как и внешней привлекательностью. В противоположность этому, вампир из легенд неизменно был отвратительным монстром. Сиприен Берар без разрешения Полидори написал продолжение его истории и назвал его Lord Ruthwen ou les Vampires (1820). Это продолжение было позже адаптировано Шарлем Нодье для первого спектакля о вампире, который в свою очередь был переделан в оперу немецким композитором Генрихом Маршнером. Александр Дюма позже переписал историю в пьесу, также названную Le Vampire (1851).
Роман «Сумерки» Стефани Майер, написанный в 2005 году и одноимённый фильм ,снятый в 2008 году, снова пробудили интерес к вампирам.
В XXI веке аналитический подход к вампирам интенсивно развивается. Появляются книги «Empire V» Пелевина, роман Питера Уоттса «Ложная слепота», тетралогия Киндрэт (2005–2010) — Алексей Пехов в соавторстве с Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой.
2.2.2. Образ вампира в русской литературе.
В царской России 1841 год стал годом рождения рассказа "Упырь" Алексея Константиновича Толстого. Правда, Толстой тогда опубликовал своего "Упыря" под псевдонимом Краснорогский. И практически единицы знают, что Толстой написал три таких произведения! В школе на уроках внеклассного чтения почему-то вспоминают только первую книгу "Упырь", но совершенно ничего, или очень редко, говорят об остальных двух!
"УПЫРЬ" 1841г. Этот рассказ довольно известен. Необычный для своего времени, на современного читателя он вряд ли произведёт неизгладимое впечатление. Рассказ довольно интересен. Действие происходит в России, а не в Европе, что уже любопытно. На балу дворянину Руневскому его новый знакомы показывает на нескольких гостей, которые не так давно считались усопшими, и на чьих похоронах он лично был. Это и есть упыри. Далее сюжет повествует об истории проклятия старинной венгерской семьи Островичей. Любовная линия рассказа окружена тайнами, мистикой, предсказаниями, каббалистическими гаданиями. И в конце книги девушка, в которую влюблён герой, предстаёт перед ним вроде бы и живая, но с характерным шрамиком на шее. И это далеко не весь сюжет.
«СЕМЬЯ ВУРДАЛАКА» 1839г (1884г) А. Толстой написал "Семью Вурдалака" в 1839 г. на французском языке! Обратите внимание, что впервые эта мистическая история была издана во Франции. Без малого за 60 лет до создания легендарного "Дракулы". Вполне возможно, что Брем Стокер читал нашего русского классика (или слышал о нём. почему бы и нет).В России книга увидела свет только в 1884 году уже после смерти автора!!!!Удивительный парадокс! Не правда ли? Сперва французский, а только потом перевод на родной русский...В этом произведении история перенесена в сербскую деревню (поближе к Трансильвании)))) И снова на пути любви встаёт семья девушки, превратившаяся в мертвецов...
Кстати, данный рассказ не единожды экранизировали. Последний раз совсем недавно в 2017 году.
Третья книга является предысторией "Семьи вурдалака". Первоначально написана также на французском языке где-то в конце 1830-х или начале 1840-х гг.. Опубликована она было в Париже в 1912 году. В 1913 г. произведение вышло на русском языке в переводе А.Грузинского.Здесь сюжет ещё более мистичен и интересен. Действие происходит во Франции. Молодая графиня ночью попадает в замок с призраками, которые чуть не обвенчали её со своим "главарём"-хозяином замка. Но благодаря нательному крестику ей удаётся спастись.Девушке никто не верит, пока не находят документ, в котором говорится о хозяине замка и его гостях, поклявшихся своими душами ровно через 300 лет вернуться в мир живых, как раз в тот самый день, когда и происходит страшная, необычная история.
Все эти рассказы хорошо известны в Европе и регулярно переиздаются. Очень хотелось бы, чтобы и у нас не забывали о них. Ведь в школьной программе ни разу не говорится о том, что в России фэнтези зародилось задолго до Джона Толкиена, Брэма Стокера и тем более Джоан Ролинг.
2.2.3. Самым известным произведением о вампирах является роман «Дракула» Брэма Стокера.
По словам сына Стокера Ирвинга, идея книги «Дракула» пришла писателю в голову после того, как он увидел странный сон. В этом сне был "король вампиров", который вставал из могилы. Личные заметки Стокера рассказывают о еще одном сне, явно послужившем источником вдохновения для романа: "Молодой человек заходит в комнату - видит девушек. Одна из них пытается поцеловать его, но не в губы, а в шею. Вмешивается Старый Граф - он в адском гневе. "Этот человек принадлежит мне. Я хочу его".
Читатель заметит, что это история Джонатана Харкера – главного героя книги. Именно это и случилось с ним, когда он был в замке Дракулы.
Следует отметить, что Брэм Стокер не был профессиональным писателем. После окончания математического факультета Тринити-колледжа сначала работал на государственной службе, а затем менеджером театра «Лицеум». Писательство же воспринимал как развлечение. И только после закрытия театра в 1903 году Стокер всерьез берется за литературу. Еще в детстве он увлекся фантастической литературой, «перечитал всю классику вампиризма.Желая создать нечто подобное, Стокер берется за написание романа.
Брэм Стокер очень тщательно отнёсся к созданию образа вампира. Именно в этом романе впервые дано подробное описание внешности вампира как сверхъестественного существа и детально описаны все его сильные и слабые стороны, то, что отличает его от человека и является его преимуществом, и то, что может его уничтожить.
В первых же главах романа автор дает довольно подробное описание внешности графа Дракулы: «У него было энергичное, оригинальное лицо, тонкий нос и какие-то особенные, странной формы ноздри; надменный высокий лоб, и волосы, скудно и в то же время густыми клоками росшие около висков; очень густые, почти сходившиеся на лбу брови. Рот, насколько я мог разглядеть под тяжелыми усами, был решительный, даже жестокий на вид с необыкновенно острыми белыми зубами, выступавшими между губами, яркая окраска которых поражала своей жизненностью у человека его лет. Но сильнее всего поражала необыкновенная бледность лица». Помимо лица, Стокер подробно описывает и руки Дракулы, указывая, что «они были грубы, мясисты, с короткими толстыми пальцами». Кроме того, ладони были покрыты волосами, что в то время считалось одним из отличительных признаков вампира.
Большое внимание автор уделил и сверхспособностям героя:
1. Физическая сила, превышающая человеческую в несколько раз.
2. Умение передвигаться по вертикальным поверхностям с огромной скоростью.
3. Способность контролировать волю животных.
4. Самому перевоплощаться в животных, туман.
5. Умение управлять стихиями.
Кроме сверхспособностей, вампир имеет также и слабые стороны:
1.Не отбрасывают тени.
2. Слабеют под солнечным светом.
3. Не отражаются в зеркале.
4. Самый главный минус – неспособность отходить далеко от своей могилы. Но эта проблема, как показал нам Стокер, легко решаема. Дракула просто перевозил с собой ящики с землёй.
Ну, и, конечно автор не оставил нас без знания, как погубить вампира. Его можно убить серебряной священной пулей, проткнуть сердце и отрубить голову. Последнее нужно сделать обязательно, так как прокалывание, по мнению Ван Хелсинга (героя романа) не является достаточно действенным (Вспомним о том, что Владу Дракуле тоже отрубили голову).
Дракула предстает перед нами как исключительно отрицательный герой. Его цель: покинуть Трансильванию и переехать на какое-то время в Англию, чтобы в замке его не смогли обнаружить и убить. А он тем временем будет собирать свою непобедимую армию упырей.
2.2.4. Идеальный образ вампира создан в саге «Сумерки» Стефани Майер.
«Сумерки» — популярная серия романов американской писательницы Стефани Майер. Каждая из книг описывает события, происходящие с главной героиней Беллой Свон, которая влюбилась в вампира. Все 4 части стали бестселлерами и переведены на 37 языков мира, в том числе на русский. По состоянию на 2010 год, общие продажи книг «Сумеречной серии» составляют более 116 миллионов копий.
Вампиры в произведениях серии «Сумерки» отличаются от общепринятых вампирах: им не наносит вред ни чеснок, ни святая вода, ни серебро, ни религиозные символы; солнечный свет всего лишь заставляет их кожу светиться; они отражаются в зеркалах и проявляются на фотографиях. Цвет радужки глаз вампира зависит от его рациона: у питающегося человеческой кровью они ярко красные, а у питающегося кровью животных — жёлтого цвета. Могут есть и человеческую пищу, хотя не в состоянии её переварить. Они никогда не спят, что даёт им возможность совершенствоваться: учить языки, иметь глубокие знания в науках, приобретать различные профессии. Обладают невероятной силой. Особенно сильны новообращенные вампиры в первые месяцы после «рождения», так как в их организме по-прежнему присутствует много человеческой крови. В этот же период им наиболее трудно контролировать свою жажду.
Итак, автор наделяет своих героев необычными способностями, помимо традиционных:
бессмертие;
невероятная сила и скорость;
все чувства обострены до предела: слух, обоняние, скорость восприятия информации; умение видеть и слышать всё вокруг;
развитие личных способностей: Карлайл — блестящий врач, Эсми — хозяйка, способная помочь всем, сострадательная, Розали — прекрасный музыкант, Эдвард, у которого вообще нет недостатков, может быть и врачом, и музыкантом, и просто хорошим человеком, для которого все окружающие достойны уважения, понимания, сострадания.
Иногда после перерождения вампир получает сверхъестественные способности, как Эдвард Каллен, который начал читать мысли, Элис видит будущее, её возлюбленный Джаспер может манипулировать эмоциями и настроением людей, а Белла стала обладательницей редкого дара - щитом, заслоняющим от любых воздействий извне.
В первой же книге мы знакомимся с семьёй Калленов. Обычно сообщества вампиров называют ковенами, но этот исключение. Состоит семья Калленов из Карлайла, Эсми, Элис, Эммета и Эдварда, а также Розали и Джаспера Хейлов. Позже, в 4 романе, Белла Свон и их дочь — получеловек-полувампир - Ренесми Каллен, также присоединяются к этой удивительной семье. Все её члены хорошо относятся друг к другу, они любят как в настоящей семье. Даже Джейкоб не выдерживает и говорит о них: «Да, я вижу, вы настоящая семья, я сам в такой вырос». Каллены ценят человеческую жизнь больше, чем большинство других вампиров. Добровольный отказ от человеческой крови позволяет им создать прочные семейные узы, меняет приоритеты в жизни, в них больше человечности, чем в ком-либр другом. Они верят, что прокляты и у них нет души, но их уважение к людям, к чужим потребностям, к выбору другого наделяют их человечностью. Да и Белла в разговоре с Вольтури подчёркивает, что они ничего не знают о душе Эдварда. И его поведение, поступки — всё свидетельствует о том, что в нём больше от человека, чем от вампира.
Отдельного внимания заслуживает Карлайл – глава семейства Калленов. Он всегда повторял, что хочет помогать людям, несмотря на то, что он вампир, работал доктором. О нём говорили: «Доктор Каллен — замечательный доктор, который, возможно, мог бы работать в любой больнице в мире, заработать в десять раз больше, чем он получает здесь. Нам повезло с ним. Он очень ценен для города…». До обращения Карлайл был очень сострадательным, что сказалось на его выборе. Он настолько сильно желал людям добра, что победил свою природу и научился сдерживать свой голод, даже если видит человеческую кровь, он в состоянии всё преодолеть. Когда Белла спросила Карлайла, как ему удаётся сдерживать себя, тот ответил: «Долгие годы тренировок, и я всегда хотел помогать людям...». Важно отметить, что все члены семьи были обращены исключительно из-за того, что умирали или были смертельно больны. Каждый из обращённых становился «вегетарианцем» и тоже помогал людям.
Кульминацией всей саги явилось противостояние с кланом Вольтури, которые из зависти к талантам членов семьи Калленов, хотели их уничтожить, а самых ценных вампиров переманить на свою сторону. И в этой борьбе им помогают выстоять любовь, отвага, преданность семье, вера в лучшие человеческие качества, честь, справедливость... вы ещё не забыли, что мы говорим о вампирах — монстрах. Да, говоря о семействе Калленов, забываешь о вампирах и понимаешь, что настоящая семья должна быть именно такой... Угроза, с которой они столкнулись, побуждает их объединиться со старыми друзьями со всего мира, и с вечными своими врагами – оборотнями. Идущие к одной цели волки и вампиры встали плечом к плечу, чтобы защитить девочку. Носферату (синоним слова «вампир», впервые использованный Брэмом Стокером в романе «Дракула». ) пожертвовали своими интересами, кроме того, они готовы были идти на смерть ради жизни одного ребёнка, ради своей свободы от старых пут. Всё это меняет традиционное представление о вампире, и складывается совершенно новый образ.
Итак, в романах Стефани Майер мы видим совершенно новый тип вампиров, читая о членах семьи Калленов, об истории взаимоотношений Беллы и Эдварда, их бесконечно преодолевающей все препятствия любви, напрочь забываем, что это вампиры — ничего устрашающего в них нет. Они не несут ни угрозы, ни страха, поэтому, когда Белла решила стать вампиром, мы не испытываем такого ужаса, как Джейкоб, но даже он преодолел кровную неприязнь к ним и принял их существование, увидев их потрясающие личностные качества. Поистине, любовь объединяет всех.
2.2.5.4. Появились произведения, в которых вампир является защитником человечества.
Манга «Хеллсинг» Хирано Кота. (Ма́нга (яп. 漫画, マンガ, [mã̠ŋɡa̠] ) ж., скл. — японские комиксы, иногда называемые комикку (コミック). Манга в форме, в которой она существует в настоящее время, начала развиваться после окончания Второй мировой войны, испытав сильное влияние западных традиций)
«Хеллсинг» — манга, созданная Котой Хирано, впервые была опубликована в японском журнале в 1997 году и завершена в сентябре 2008. В марте 2009 все главы манги были изданы в 10 томах. Манга приобрела мировую известность уже в середине 2010 – начале 2011 годов. Она была публикована в США, Австралии, Новой Зеландии, Сингапуре, Франции, Италии, Германии и других странах. В апреле 2010 года компания «Комикс-Арт» объявила о приобретении лицензии на российское издание манга-сериала «Хеллсинг», и 27 июня 2011 года вышел первый том.
В 2004 году вышел роман Шеннон Дрейк «В полночный час», в котором произошла трансформация вампира в супергероя. В романе раскрывается проблема борьбы добра с извечным абсолютным Злом. Что может победить это Зло из Ада? Только необычные сверхсущества, наделённые необычными силами и возможностями.
В центре романа история молодой американки Джордан Райли, приехавшей к брату в Венецию, где проходит знаменитый карнавал. По чужой воле Джордан оказывается втянута в древнюю вражду между двумя братьями-викингами: Рагнором и Хагардом. Когда-то по стечению обстоятельств они стали вампирами, но пошли разными дорогами: Хагард стал воплощением зла, а Рагнор — защитником людей и таких, как он, оказавшихся невольными жертвами вампиризма, желающих только одного — выжить, но не любой ценой, а сохраняя в себе человечность.
Перед нами новый тип вампира. Вампир-рыцарь, живущий по своему кодексу чести, спасающий невинных, спасающий человечество от самого себя.
2.3.Вампиры в живописи.
Вампиры не могли не дать благодатную почву для живописцев. Одна из известных картин- картина «Вампир» Филиппа Берн-Джонса.
| На картине «Вампир» (1897) Филиппа Бёрн-Джонса изображена вампирша, склонившаяся над мужчиной. Моделью для неё стала популярная актриса Стелла Патрик Кэмпбелл. Образ фам-фаталь вдохновил Редьярда Киплинга на создание одноимённого стихотворения 1897 года. Стихотворение стало популярным и спровоцировало появление многих немых фильмов, где вампиров представляли именно в образе роковых женщин, вместо нежити, сосущей кровь. |
2.4. Вампиры в музыке.
По фильму «Бал вампиров» был поставлен мюзикл Михаэля Кунце и Джима Стейнмана «Танец вампиров» (нем. Tanz der Vampire) (в России официально под названием «Бал вампиров. Премьера мюзикла прошла 4 октября 1997 года в Вене в театре «Раймунд». Позже мюзикл ставился во многих городах Германии, а также во многих других странах.
Российская версия мюзикла открылась 3 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге в Театре музыкальной комедии под названием «Бал вампиров». В этой постановке также использовали костюмы и декорации, созданные Кентауэром (слегка измененные)
«Бал вампиров» стал Лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» и Лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» (2013) в номинации «Лучший спектакль», а также в номинациях «Оперетта-мюзикл/женская роль» (Манана Гогитидзе) и «Оперетта-мюзикл/мужская роль» (Иван Ожогин). Постановка шла почти три года так называемыми «блоками» (серия представлений с перерывами после каждой серии) и закрылась 31 июля 2014 года.
В 2016 году «Бал вампиров» вернулся на сцену театра Музыкальной Комедии «Бал вампиров на период с 22 августа по 2 октября. Возвращение мюзикла — совместный проект театра Музыкальной Комедии и компании Stage Entertainment. 26 мая 2018 года мюзикл снова вернулся на сцену театра Музыкальной Комедии. Постановка продлилась три блока и закончилась в конце сезона 2018- 2019 года.
После второго проката в театре Музыкальной Комедии в Санкт-Петербурге, который завершился 2 октября 2016 года, постановка была перевезена в Москву, на сцену театра МДМ. Премьера состоялась 29 октября, а 31 октября, в хэллоуин, состоялся ночной показ, который начался в полночь. 12 февраля, к 20-летию мюзикла, был выпущен альбом с сокращённой записью спектакля в формате live, презентация диска была организована в театре МДМ, куда могли прийти фанаты и получить автографы актёров постановки театре. МДМ, куда могли прийти фанаты и получить автографы актёров постановки. Постановка осуществлялась российским подразделением компании Stage Entertainment.
2.5. Вампиры в кинематографе.
Фильмы о вампирах — первоначально жанр фильмов ужасов, где в качестве основной враждебной людям стороны фигурировали бессмертные существа, которые нуждаются в чужой крови. Однако со временем появились фантастические фильмы, боевики, триллеры, вестерны и даже комедии (обычно чёрные), где действующими лицами являются вампиры.
Помимо расширения жанров изменилось и восприятие самих вампиров — если раньше они считались сверхъестественными существами, то в ряде современных фильмов упор делается на то, что вампиры — это бывшие люди, которые подверглись воздействию особого вируса.
Первой кинокартиной, дошедшей до наших дней полностью, в котором непосредственное участие принимает вампир, является фильм 1922 года «Носферату. Симфония ужаса» режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау. Мурнау изменил имена, место действия и, в некоторой степени, сюжет фильма. Однако это не помогло и вдова Брэма Стокера Флоренс Стокер обвинила киностудию Prana Film GmbH в плагиате и выиграла судебный процесс. Согласно решению суда, все существующие копии кинофильма должны были быть уничтожены, но в 1930-х годах появились пиратские копии фильма, которые и позволили воспроизвести и сохранить фильм. В 1927 году вышел первый американский фильм ужасов с участием вампира. Фильм получил название «Лондон после полуночи» (London After Midnight), главную роль в нём исполнил Лон Чейни. Одним из самых значимых фильмов о вампирах явилась экранизация 1931 года Дракула с Белой Лугоши в роли Дракулы.
Вывод. На примере изученных произведений я увидела, что образ Дракулы трансформируется из отрицательного героя, для которого нет ничего святого, даже человеческой жизни, в защитника рода человеческого. А в членах семейства Калленов мы видим пример для подражания, видим тот образец идеальных отношений между людьми, к которым должен стремиться каждый.
Почему же произошла такая трансформация?
1. Первоначально образ Дракулы воплощал в себе зло, которому человек мог с трудом противостоять, всё тёмное, что есть в самом человеке. Другими словами, в мироощущении человека всегда есть какие-то тёмные необъяснимые силы, что берут верх над самим человеком и победить их иногда невозможно или очень сложно. Вполне возможно всё страшное и необъяснимое нашло воплощение в образе вампира, ведь не случайно он пьёт чужую кровь, за счёт которой сам живёт, отбирая жизнь у других, ибо кровь — это и есть источник жизни.
2. Этот персонаж стал настолько популярен, что из романа в роман приобретал всё большую силу и мощь и с каждым разом его победить становилось всё труднее и труднее. Но в это сложности рождалось и противостояние потусторонним силам, что делали человека сильнее и лучше.
3. Через образ вампира человек пытается решить для себя проблему смертности — может есть способ победить саму смерть с помощью той же смерти. Ведь то, что уже мертво, ещё раз убить невозможно. Почему бы и нет? Но чтобы противостоять Вселенскому Злу, противник всё же должен обладать привлекательными чертами, а для нас это всё та же человечность, поэтому вампиры начинают обрастать новыми чертами, более жизненными, чем у оппонентов.
5. Трансформация завершается вампиром-рыцарем, готовым отдать своё бессмертие за любовь, семью. Образ, который уже кардинально отличается от первоначального прототипа, и наделяется чертами героя, ведь только герой готов отдать всё, что у него есть ради спасения других. Из отрицательного персонажа Дракула буквально в течение века превратился в героя.
3. Практическая часть.
Для того, чтобы узнать, знают ли мои одноклассники историю вампиризма, интересна ли им эта тема, я провела анкетирование. Проанализировав ответы, получила следующий результат.
1. Увлекает ли тебя книги о вампирах?
| Большинству опрошенных(72%) тема вампиризма интересна. 12% учащихся затруднились с ответом. 16% опрошенных темой не интересуются |
2.Какие книги о вампирах ты читал?
С.Майер «Сумерки» - 12 учащихся (34%)
Пелевин «Empire V» - 0 учащихся П.Уоттс»Ложная слепота» - 0 учащихся Б.Стокер»Дракула» - 14 учащихся (43%) Ш.Дрейк»В полночный час»- 2 ученика (7%) А.К.Толстой «Упырь» - 2 ученика (7%) | Большинство опрошенных учащихся читали книги С.Майера «Сумерки» и Б.Стоккер «Дракула». |
3. Из предложенных книг отметь ту, которая вызвала у тебя больший интерес:
С.Майер «Сумерки» Пелевин «Empire V» П.Уоттс»Ложная слепота» Б.Стокер»Дракула» Ш.Дрейк»В полночный час» А.К.Толстой «Упырь» - 2 ученика (7%) | Наибольший интерес вызвали книги С.Майера «Сумерки» и Б.Стоккер «Дракула». |
4.Хотел бы ты узнать историю вампиризма?
| 83% респондентов хотят узнать историю о вампирах. Неинтересна эта тема 9% опрошенных учащихся. 8% опрошенных учащихся затруднились ответить на этот вопрос. |
5. Какие фильмы, где действующими лицами являются вампиры, ты смотрел?
Учащиеся указали фильм «Дракула»
Заключение.
Моя гипотеза о том, что вампиры в искусстве появились около 3-4 веков назад, что образ вампира изменяется, подтвердилась. Изучив материал по интересующей меня теме, я поняла, что образ вампира широко известен во всех областях искусства. Людей привлекает необычность образа, его загадка, таинственность. То, что мы не можем увидеть в жизни. Тема вампиризма и образ вампира часто использовались писателями, художниками, музыкантами в разные эпохи, но этот образ до сих пор не утратил своей актуальности, новизны и каждый раз обрастает всё новыми и новыми чертами и деталями. Со времени своего появления и существования на страницах литературы образ вампира начинает трансформироваться из отрицательного героя, для которого нет ничего святого, даже человеческой жизни, в защитника рода человеческого. Меняющаяся действительность требует всё новых и новых героев, способных не только противостоять тёмным силам, что подстерегают каждого их нас, но и победить зло в себе, что намного сложнее и ценнее. Из проведенного мною анкетирования я поняла, что тема вампиризма интересна многим.
Для тех, кому тема интересна, я составила список самых популярных книг о вампирах.
Список использованных источников:
1. Дрейк Шеннон. «В полночный час». Роман. - М.: АСТ-издательство, 2004. - 426с.
2.Майер Стефани. «Сумерки». Роман. - М.:Эксмо-Пресс, 2006. — 445с.
3. Майер Стефани. «Новолуние». Роман. - М.:Эксмо-Пресс, 2007. — 500с.
4. Майер Стефани. «Затмение». Роман. - М.:Эксмо-Пресс, 2009. — 523с.
5. Майер Стефани. «Рассвет». Роман. - М.:Эксмо-Пресс, 2006. — 557с.
6. Стокер Брэм. «Дракула». Роман. - М.: АСТ-издательство, 1997. - 368с.
7. Электронный источник:
Хирано Кота «Хеллсинг». Манга.10 томов,- https://mangalib.me/hellsing/v1/page=1
8. Интернет-сайт https://pikabu.ru/story/vampiryi_proiskhozhdenie_obraza_i_predposyilki_verovaniy_v_nikh_6248436
9. Интернет-сайт https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80
10. Интернет-сайт https://pikabu.ru/story/porfiriya__yeto_nauchno_obosnovannyiy_vampirizm_212015
11. Интернет-сайт https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4_III_%D0%A6%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%88
12. Интернет-сайт https://zen.yandex.ru/media/id/5b5ab8506a18dd00a9fa0e81/nastoiascii-graf-drakula-jizn-i-smert-vlada-cepesha-5b6328bd1813f400a936565e
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список самых популярных книг о вампирах.
17