Исследовательская работа "Оценка калорийности школьного завтрака"

5
0
Материал опубликован 31 March 2022 в группе

Автор публикации: Н. Крапивина, ученица 11 класса

ОБЛАСТНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»



Направление Биология



«Оценка калорийности школьного завтрака».

Исследовательская работа
















Выполнена ученицей 10 класса МБОУ «Долгощельская средняя школа Мезенского района

(филиал «Соянская средняя школа»)

Крапивиной Натальей Павловной.



Научный руководитель – учитель МБОУ «Долгощельская средняя школа Мезенского района

(филиал «Соянская средняя школа»)

Нечаева Татьяна Александровна.








гt1648735239aa.gift1648735239ab.gift1648735239ac.gif . Архангельск, 2019

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...…с. 3 – 4

Глава 1. Анализ анкет ……….……………………………………………………… с. 4

Глава 2. Средняя суточная норма калорий для учащихся 5-10 классов.………… с. 4 – 6

Глава 3. Средняя калорийность школьного завтрака для 5-10 классов……………с. 6 – 8

Глава 4. Оценка калорийности школьного завтрака в филиале Соянская средняя школа……………………………………………………………………………………с. 8 – 9

Заключение……………………………………………………………………………..с. 9 – 10

Список источников…………………………………………………………………… с. 11

«Приложение А». Анкета «Режим питания» для обучающихся 5-10 классов Соянской средней школы…………………………………………………………………………с. 12

«Приложение Б». Таблицы.

Таблица Б.1. Суточная калорийность пищевого рациона школьников 11-17 лет филиала Соянская средняя школа……………………………………………………………... с. 13

Таблица Б.2. Расход калорий школьников филиала Соянская средняя школа за учебный день………………………………………………………………………………………с. 13

Таблица Б.3. Средняя суточная калорийность для школьника филиала Соянская средняя школа……………………………………………………………….…...........................с. 14

«Приложение В». Школьное меню за неделю.

Таблица В. 1. Энергетическая ценность блюд школьного меню – меню-раскладка.с. 15

















Введение

Для сохранения здоровья необходимо, чтобы человек получал с пищей то количество калорий, которое он тратит в течение суток. То есть, в питании должен быть энергетический баланс. Большую часть дня школьники, особенно старших классов, проводят в школе. Школьное питание должно дополнять домашнее, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона.

Проблема: мне нередко приходится наблюдать, что во время школьного завтрака учащиеся нашей школы отказываются от предлагаемой полезной еды и ограничиваются чаем с печеньем или булочкой. Считаю, что это неправильно. Мы решили провести исследование по теме: «Оценка калорийности школьного завтрака» и донести до учащихся 5-10 классов, какое значение имеет питание в школе.

Цель исследования: исследовать зависимость между энергозатратами школьников во время учебных занятий и энергоемкостью пищи, которую они получают на завтраке в образовательном учреждении.

Задачи исследования:

Изучить литературу по данной проблеме.

Провести анкетирование учащихся по теме «Режим питания» с целью выявления приёмов пищи дома и в школе.

Определить суточную норму калорий для обучающихся среднего и старшего звена, для мальчиков и девочек, вывести средний показатель из полученных результатов.

Определить калорийность школьного завтрака с учетом норм СанПиН и норм физиологических потребностей.

Определить энергетическую ценность предлагаемых блюд школьного завтрака.

Проанализировать и сравнить полученные результаты, сделать выводы.

Донести полученные результаты исследования до школьников и их родителей, показать значимость приема школьного завтрака в сохранении здоровья школьника.

Методика исследования:

Работа с различными источниками информации.

Анкетирование учащихся, анализ анкет.

Собеседование с завхозом школы.

Расчёт суточной нормы калорий для школьников.

Измерение веса блюд, подсчет их калорийности.

Оценивание калорийности школьных завтраков в течение недели методом меню-раскладки.

Сравнение с нормами СанПиН и нормами физиологических потребностей.

Анализ полученных данных.

Объект исследования: школьный завтрак.

Предмет исследования: энергетическая ценность (калорийность) школьного завтрака.

Обзор использованных источников: за информационную основу были взяты документы СанПиН 2.4.5.2409-08, Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации, сайты сети Интернет: https://studfiles.net/, https://beregifiguru.ru, http://www.calorizator.ru/, http://present5.com.

Актуальность работы: от приема пищи в школе зависит, удастся ли школьникам сохранить свое здоровье.

Глава 1: Анализ анкет «Режим питания».

Для того, чтобы выяснить отношение учащихся к приёмам пищи дома и в школе, мы провели анкетирование (приложение А). В опросе приняло участие 16 учеников с 5 по 10 класс. На вопрос: завтракаете ли вы дома?- утвердительно ответило только 62%. Сытно завтракают дома 30%, 70% пьют чай с печеньем. Не стал исключением и школьный завтрак: 63% учащихся либо пьют напиток, либо съедают только то, что им нравится. Полноценно принимают завтрак 37%. По возвращению из школы обедают 62%, обедают не всегда-19%, не обедают-19%. Анализ тенденций в пищевом поведении школьников с 5 по 10 класс показал, что 4–5-разовое питание имеет место только у половины школьников. Анкета выявила, что обучающиеся нашей школы относятся к приёму пищи неправильно. Особую тревогу вызывают имеющиеся нарушения пищевого поведения детей и подростков.

Глава 2: Средняя суточная норма калорий для учащихся 5-10 классов.

Правильное отношение к питанию – важное средство для обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает устойчивость к болезням и положительно влияет на успеваемость.

Значение питания возрастает в условиях большой учебной нагрузки, каждый день по 5-6 уроков. Для их выполнения требуются значительные усилия и большая затрата времени детей не только в школе, но и дома. Снять эту нагрузку помогает правильно организованное питание.

Свое исследование мы решила посвятить оценке калорийности школьного завтрака.

В первую очередь, мы решили рассчитать суточную норму калорий для обучающихся 5-10 классов нашей школы. Точно рассчитать потребление калорий – задача очень трудная даже для профессионального диетолога. На сайтах сети Интернет, в журналах, газетах можно найти несколько формул для расчета суточной калорийности, но, как оказалось, большинство из них применимы с 18 лет, применимы для мужчин и женщин.

Чтобы рассчитать суточную норму калорий для учащихся 5-10 классов мы обратились к следующим документам: СанПиН 2.4.5.2409-08, Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. По нормам СанПиН усредненная потребность в пищевых веществах и энергии дается для обучающихся с 11 лет и старше и составляет 2713 ккал. По нормам физиологических потребностей мы нашли, сколько требуется калорий для детей и подростков, согласно возрастным группам и полу и внесли эти данные в таблицу (таблица 1).

Таблица 1 - Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков РФ согласно возрастным группам и полу.

Возрастные группы

от 11-14 лет

от 15-18 лет

мальчики

девочки

мальчики

девочки

2500 ккал

2300 ккал

2900 ккал

2500ккал

«Нормы» представляют величины потребности в энергии для лиц в каждой выделяемой (в зависимости от пола, возраста, профессии, условий быта и т.п.) группе, а также рекомендуемые величины потребления пищевых веществ, которые должны обеспечивать потребность соответствующей категории населения». [6]

Далее на сайте Педиатрия Антропометрия http://present5.com [9] мы нашли формулу, применимую для расчёта калорий детей.

Суточная норма калорий = 1000+100*n формула (1),

где 1000- суточная калорийность пищевого рациона для годовалого ребенка, n- число лет ребенку.

По формуле рассчитали суточные нормы пищевого рациона для школьников разных возрастов (приложение Б). Расчеты подтвердили показатели норм, с увеличение возраста подростку требуется больше калорий. По полученным данным рассчитали среднюю суточную норму пищевого рациона для двух возрастных групп по формуле

Средняя суточная норма пищевого рациона для возрастной группы = (х12+…+хn) : n

формула (2)

Для учащихся 11 – 14 лет она составила 2250 ккал, для 15 – 17лет – 2600 ккал.

Затем мы решили посчитать, сколько калорий расходует школьник во время учебного дня. Для этого нам потребовалось измерить вес каждого учащегося, так как расход калорий школьника зависит от его веса, количества уроков и перемен. В нашей школе шестидневная учебная неделя, первая смена, продолжительность уроков 45 минут, перемены по 10 минут. С помощью калькулятора с сайта https://beregifiguru.ru [4], и таблицы средних затрат энергии при различных видах деятельности за 1 минуту на 1 кг веса [2] мы рассчитали, сколько калорий расходует школьник за 1 урок, за 6 уроков и за перемены во время занятий. По полученным данным рассчитали усредненный показатель расхода калорий для учащихся 11-14 лет и 15-18 лет за учебный день: 340 ккал и 464 ккал соответственно (приложение Б).

Так как в школьном буфете готовится обед один для всех по заранее составленному меню, мы решили рассчитать среднюю суточную калорийную потребность для школьника 11-17 лет, чтобы использовать этот показатель для расчета необходимой калорийности школьного завтрака. Чтобы рассчитать среднюю суточную калорийность по формуле,

Средняя суточная калорийность школьника = (х12+…+хn) : n формула (2)

мы использовали нормы физиологических потребностей, среднюю суточную норму пищевого рациона для возрастной группы, которую мы рассчитали выше, и усредненную потребность в пищевых веществах по нормам СанПиНа (приложение Д). Средняя суточная калорийность по нашим расчетам составила 2440 ккал для учащихся 11-14 лет и 2678 ккал для учащихся 15-18 лет.

Глава 3: Средняя калорийность школьного завтрака для 5-10 классов.

Наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности отмечаются, когда дети школьного возраста получают пищу 4–5 раз в день. Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе и определяет время каждого приема пищи, и калорийный объем каждого приема пищи.

Согласно требованиям к организации здорового питания и формированию примерного меню пункт «6.14. В примерном меню должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. При одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15%..., ужин - 25%.»[7]. На школьный обед по нормам СанПиНа должно приходиться 35% суточной калорийности пищи.

«Большое значение для школьника имеет режим питания, который регламентирует число приемов пищи, интервал между ними, количество калорий на прием, качественную полноценность продуктов на отдельный прием, распределение рациона по приемам пищи в течение дня». [8] (таблица 2, 3)

Так как наша школа работает в 1 смену, школьный буфет предлагает нам завтрак, режим питания учащихся нашей школы должен быть следующим:

Таблица 2 - Время приема пищи

Прием пищи

Время

Время (филиал Соянская средняя школа)

Завтрак дома

7.30-8.00


Завтрак в школе

10.30-11.30

на час позже 11.35-12.05

Обед

14.00-14.30

Дома (15.00-16.00), так как уроки оканчиваются после 14.45.

Полдник

-


Ужин дома

18.30-19.30


Для учащихся 1 смены распределение калорийности суточного рациона (в процентах) следующее:

Таблица 3 - Распределение калорийности суточного рациона в %

Прием пищи

4-кратное питание

1 завтрак

25%

2 завтрак

15%

Обед

35%

Полдник

-

Ужин

25%

Согласно нормам физиологических потребностей энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи обучающихся в образовательных учреждениях [6] следующее:

Таблица 4 - Распределение калорийности суточного рациона по нормам физиологических потребностей

Прием пищи

Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии

Завтрак в школе (первая смена)

20-25%

Обед в школе

30-35%

Полдник

10%

Итого

60-70%

Чтобы исследовать зависимость между энергозатратами школьников во время учебных занятий и энергоемкостью пищи, которую они получают на завтраке в образовательном учреждении, рассчитали, сколько калорий должно приходиться на школьный завтрак. Для расчета использовали среднюю суточную калорийность для учащихся Соянской ср.школы, нормы СанПиНа и нормы физиологических потребностей.

Таблица 5 - Калорийность школьного завтрака для филиала Соянская ср.школа

Возраст

Средняя суточная калорийность для учащихся (ккал)

Калорийность школьного завтрака по нормам СанПиНа (15%) (ккал)

Калорийность школьного завтрака по нормам физиологических потребностей (20-25%) (ккал)

11-14

2440

336

448-560

15-18

2678

402

536-670

Согласно нашим расчетам, школьникам 11-14 лет требуется потреблять в день около 2440 калорий. Если учесть, что на школьный завтрак по нормам СанПиНа должно приходиться 15% съеденной пищи, а по нормам физиологических потребностей – 20-25% , то можно вычислить, что калораж школьного завтрака должен составлять 336 (448-560) калорий. Подросткам 15-18 лет нужно 2678 калорий, или 402 (536-670) калорий на завтрак по тем же подсчетам.

Глава 4. Оценка калорийности школьного завтрака в филиале Соянская средняя школа.

Познакомившись с калорийностью продуктов, мы решили подсчитать энергетическую ценность блюд, которые нам готовят в школьной столовой. Приступая к исследованию школьного завтрака, мы побеседовали с завхозом школы Зябишевой Н.М.. Она пояснила особенности организации питания в нашем филиале. Организацией питания занимается школьный буфет, поэтому предлагает школьный завтрак. Меню составляется на 10 дней с учетом необходимой пищевой ценности с использованием только привычных продуктов, которые являются традиционными для нашей местности.

Энергетическая ценность или энергоемкость, или калорийность – это количество энергии высвобождаемой в организме человека из продуктов питания в процессе пищеварения. Энергетическая ценность продукта измеряется в килокалориях (кКал) из расчета на 100 граммов продукта. Именно этот показатель отмечен на упаковках продуктов. Энергетическая ценность продукта складывается из 6 основных компонентов - эти компоненты называются пищевыми веществами. К ним относятся белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества и вода. «Калорийность питания должна соответствовать расходу энергии на различные виды деятельности, выполняемые в течение дня, а также на поддержание жизнедеятельности организма» [1]

Чтобы оценить калорийность школьного завтрака, мы использовали в своей работе методику составления меню-раскладки и расчета по ней калорийности. Для этого мы в течение недели изучали меню, измеряли вес блюд, фотографировали их, используя сайт http://www.calorizator.ru/ [5], подсчитывали калорийность каждого блюда, считали калорийность школьного завтрака. Данные вносили в таблицу (приложение В).

Чтобы сравнить полученную калорийность школьного завтрака в нашей школе с рекомендуемым калоражем по нормам СанПиНа и нормам физиологических потребностей, мы взяли средний показатель 20%, для учащихся 11-14 лет он равен 448 ккал, для 15-18 лет -536 ккал.

По нашим расчетам в понедельник, среду и четверг школьный завтрак соответствует рекомендуемому калоражу для всех исследуемых возрастных групп, в пятницу и субботу - для учащихся 11-14 лет, низкая энергетическая ценность завтрака выявлена во вторник.

Энергоемкость предлагаемой пищи в школьном буфете восполняет расход калорий школьников филиала Соянская средняя школа за учебный день, исключение составляет завтрак во вторник.

Заключение.

«В переводе с латинского языка термин «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный»- разумный, целесообразный». [1] Питание считается рациональным, если оно восполняет энергетические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро- и микро- и ультрамикроэлементы, пищевые волокна.

При расчете необходимой калорийности суточного рациона для наших школьников мы учитывали следующие факторы: нормы CанПиНа и нормы потребности, вес тела, возраст, пол, вид деятельности – урок, перемена. В ходе исследования сделали следующие выводы:

1. Не все учащиеся нашей школы завтракают дома, а те, кто завтракают дома, завтракают неполноценно. По результатам анкетирования большинство школьников отказываются от полноценного школьного завтрака.

2. Чтобы определить зависимость между энергозатратами во время уроков и энергоёмкостью пищи, мы рассчитали среднюю суточную калорийность для учащихся филиала Соянская средняя школа. Для учащихся 11-14 лет средняя суточная калорийность составила 2440 ккал, а для 15-18 лет – 2648 ккал.

3. Рекомендуемый калораж школьного завтрака в среднем составляет 20% суточного рациона, по нашим расчётам, для учащихся 11-14 лет он составил 448 ккал, а для 15-18 лет – 536 ккал.

4. Получаемый калораж в течение пяти учебных дней восполняет энергозатраты детей и даже, в отдельные дни, превосходит его. Увеличение калоража обеспеченно увеличением массы порции, которая немного больше нормы СанПиНа. Низкая энергетическая ценность завтрака выявлена во вторник.

5. В ходе исследования выявлена следующая зависимость: энергоёмкость пищи, получаемой в школе, должна восполнять энергозатраты школьника во время учебного дня. Энергоёмкость пищи должна быть больше рекомендуемого нормами калоража, так как «В среднем пищевые продукты усваиваются на 90%. Это надо учитывать при составлении пищевого рациона и всегда увеличивать его калорийность примерно на 10%»[3]. Часть энергии расходуется на поддержание жизнедеятельности организма.

6. Наши расчёты подтвердили, что предлагаемое нам школьное питание можно считать рациональным.

Для обучающихся филиала Соянская средняя школа и их родителей мы подготовили следующие рекомендации:

Большую часть дня школьники, особенно старших классов, проводят в школе, поэтому, абсолютно все должны посещать школьный буфет и принимать предлагаемый школьный завтрак, чтобы сохранить работоспособность до конца учебного дня.

Для каждого школьника индивидуально можно рассчитать среднюю суточную калорийность, учитывая его возраст, вес, нормы СанПиН и нормы физиологических потребностей.

Если школьник исключает горячий завтрак в школе, то он обязательно должен получать 25% своего суточного рациона, завтракая дома, 35%, обедая дома, получать 15% на полднике и 25% на ужине.

Организуя правильное питание ребенка в раннем возрасте, приучая его к различным видам пищи, можно формировать правильные вкусовые привычки, создавать рациональный стереотип питания ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека.





Список источников:

Литература:

Андреева, Н.Д. Малиновская, Н.В. Основы рационального питания. Нормы питания. / Н.Д.Андреева, Н.В.Малиновская //Биология в школе. - 2004 г. №7. – с. 28 - 31.

Петровский, К.С. Гигиена питания. 2-е изд, переработанное и дополненное./ К.С. Петровский- М.: Медицина, 1975.- 412с.

Пугал, Н.А, Волошилова, Е.В, и др. Биология – 9.8: человек. Практикум по гигиене/ Н.А Пугал, Е.В. Волошилова и др./-М.:АРКТИ,2002.-96с.

Интернет – источники:

Калькулятор калорий [Электронный ресурс], - режим доступа https://beregifiguru.ru, свободный

Калорийность блюд [Электронный ресурс], - режим доступа http://www.calorizator.ru/, свободный

Нормы физиологических потребностей энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации [Электронный ресурс] - режим доступа :http://fcgie.ru/, свободный.

СанПиН 2.4.5.2409-08 постановление от 23 июля 2008 г. №45 [Электронный ресурс]- режим доступа http://www.pitportal.ru/, свободный

Составление суточного меню школьника [Электронный ресурс]- режим доступа https://studfiles.net, свободный

Формула для расчета калорий [Электронный ресурс], - режим доступа http://present5.com , свободный















«Приложение А». Анкета «Режим питания» для обучающихся 5-10 классов Соянской средней школы

1. Завтракаете ли вы дома?

А) да 62% Б) нет 19% В) не всегда 19%

2. Что вы принимаете на завтрак утром (нужное подчеркнуть)

Каша, кофе, бутерброд, яичница, чай с печеньем, другое (написать, что)

30% -каша, яичница, 70% - чай с печеньем.

3. Полноценно ли вы принимаете школьный обед (завтрак)?

А) Да, съедаю практически всё 37%

Б) Нет 26%

В) Иногда, съедаю то, что нравится 37%

4. Обедаете ли вы дома? Во сколько?

А) да, сразу после школы 62%

Б) нет 19%

В) не всегда 19%

5. Сколько раз в день вы питаетесь?

А) 3 31% Б) 4 25% В) 5 25% Г) 2 19%

















«Приложение Б». Таблицы.

Таблица Б.1. Суточная калорийность пищевого рациона школьников 11-17 лет филиала Соянская средняя школа.

Возраст

Расчеты

Суточная калорийность (ккал)

Средняя суточная норма пищевого рациона для возрастной группы = (х12+…+хn):n (ккал)

11

1000+100*11

2100



2250

12

1000+100*12

2200

13

1000+100*13

2300

14

1000+100*14

2400

15

1000+100*15

2500

2600

16

1000+100*16

2600

17

1000+100*17

2700


Таблица Б.2. Расход калорий школьников филиала Соянская средняя школа за один учебный день.

Кол-во уроков


Вес школьника (кг)

Расход ккал за 1 урок

Расход ккал за 6 уроков

Расход ккал за 1 перемену на 1 кг веса

Расход ккал за 6 перемен на 1 кг веса


Усредненный показатель расхода ккал за 6 уроков и 6 перемен

6 (11-14 лет)

36 ( 2 уч)

30

180

1,6

57,6

257+82,5=340

48

40

240

76,8

54

45

270

86,4

59

49

294

94,4

47

39

234

75,2

46

38

228

73,6

50

41

246

80

60

50

300

96

64

53

318

102,4

6 (15-18 лет)

54

45

270

86,4

325+139=464

73

60

360

116,8

44

36

216

70,4

68

56

336

108,8

94

78

468

150,4

60

50

300

96


Таблица Б.3. Средняя суточная калорийность для школьника филиала Соянская средняя школа.

Возраст

По нормам физиологических потребностей (ккал)

Средняя суточная норма пищевого рациона для возрастной группы (ккал)

Усредненная потребность в пищевых веществах для обучающихся 11 лет и старше (ккал)

Средняя суточная калорийность=

12+…+хn):n

Девочки

Мальчики

11-14

2300

2500

2250

2713

2440

15-18

2500

2900

2600

2678























«Приложение В». Школьное меню за неделю.

Таблица В. 1. Энергетическая ценность блюд школьного меню – меню-раскладка

День недели

Меню (наименование продукта)

Вес, г

Калорийность на 100 г

Калорийность блюда (ккал)

(Образец расчётов :

(277*122)/100)

Калорийность завтрака (ккал)

Понедельник

Греча с тушенкой

277

122

337

642

Свежий огурец

46

15

7

Хлеб ржаной

30

250

75

Печенье «Юбилейное» (2шт)

21

466

98

Чай сладкий

313

39,8

125

Вторник

Суп рисовый с тушенкой

376

44

165

442

Чай с сахаром

313

39,8

125

Пряник «Яшкино»

22

350

77

Хлеб ржаной

30

250

75

Среда

Каша манная с сахаром

384

101

387

714

Какао

350

93,5

327

Четверг

Картофельное пюре

235

93,7

220

761

Гуляш из говядины

206

165,8

342

Морс брусничный с сахаром

337

36,8

124

Хлеб ржаной

30

250

75

Пятница

Макароны с сахаром

162

175

283,5

485,5

Чай с сахаром

313

39,8

125

Пряник «Яшкино»

22

350

77

Суббота

Оладьи

150

241

362

487

Чай с сахаром

313

39,8

125


16


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации