Исследовательская работа «Оценка запыленности воздуха в школе и пришкольном дворе»

5
3
Материал опубликован 25 September 2016 в группе

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

№5 им. А.М.Дубинного.

Исследовательская работа:

«Оценка запыленности воздуха в школе и пришкольном дворе».

Автор работы: ученица 11 В класса

МБОУ СОШ №5

Нгуен Тхао.

Руководитель: учитель биологии

МБОУ СОШ №5

Вартанова А.А

Пятигорск, 2016

Содержание. стр.

Введение……………………………………………………………3

Строение атмосферы Земли……………………………...……… 5

Функции кислорода………….............………………………….... 6

4. Загрязнение атмосферы.....................................................................8

5. Состояние загрязнение атмосферного воздуха в Ставропольском крае...................................................................................……………...….10

6. Загрязнение пылью, как негативный экологический фактор..................................................……………………………….…....11

7. Практическая часть.......................…………………………………13

7.1. Изучение степени запыленности воздуха пришкольной территории.............................................................................................13

7.2. Определение относительной запыленность воздуха в школьных помещениях......................................……………………………….... 14

7.3. Изучение зеленой защитной полосы пришкольной территории………………………………………………..………...…15

7.4.Определение видового состава древесно-кустарниковых насаждений на пришкольной территории..........................................................................16

7.5. Практические рекомендации.......................................................19

8. Заключение.......................................................................................21

9. Список литературы..........................................................................22

10. Приложения....................................................................................23


 

Введение.

Сегодня проблемы экологии важны не только для отдельных территорий и стран – это проблема всего населения Земли. Экологическую ситуацию можно улучшить, но это требует знаний и средств, причем часто – очень больших (именно потому самые большие успехи в охране природы у богатых стран). Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост качества жизни. Чем богаче и экологически грамотнее будет общество, тем скорее излечит природу от экологических болезней.

Изучение проблем экологии помогает людям научиться экологически мыслить, обрести экологическое самосознание, чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки и принимать меры для исправления экологических ошибок, а также тяжелых экологических болезней.

Одна из острых глобальных экологических проблем - проблема загрязнения окружающей среды, и, в частности, атмосферы. Поэтому я решила более подробно познакомиться с этой проблемой.

Цель исследования: изучение экологического состояния пришкольной территории и классных комнат.

Задачи исследования:

Провести качественную оценку состояния воздуха пришкольной территории.

Изучить степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории и школьного помещения.

Изучить экологическое состояние пришкольной территории (зеленую защитную полосу вокруг школы; видовой состав древесно-кустарниковых насаждений).

Изучить уровень озеленения школьного помещения.

Разработать рекомендации по улучшению состояния воздуха на территории школы и школьного здания.

Привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды.

Объекты исследования:

Воздух в районе школы и в школьном помещении.

Древесно-кустарниковые насаждения на территории школы.

Комнатные растения.

Актуальность исследования: Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития людей. Одним из важнейших экологических факторов среды является воздух. Для нас, учащихся МБОУ СОШ №5, важно знать, каким воздухом мы дышим. Здоровье - самое ценное достояние человека. В нем важнейший залог радости жизни, трудоспособности, успеха. Зная степень загрязнения воздуха на территории школы и в школьном помещении, можно разработать рекомендации по уменьшению загрязнения воздуха. Данная работа предусматривает изучение этой проблемы, способствует созданию оптимального воздушного режима школьного пространства.

Практическая значимость заключается в том, что полученные данные позволили проанализировать состояние атмосферного воздуха территории школы и школьного помещения и на основании этого разработать рекомендации по улучшению экологической обстановки в школе.

В ходе работы мною была изучена литература по обозначенной теме, список которой представлен в работе.

Полученные результаты исследования представлены в моей работе.


Как устроена атмосфера Земли.

Атмосферой Земли называют газовую оболочку нашей планеты, играющую важнейшую роль в создании необходимых условий для существования живых организмов.

Жизнь на Земле возможна до тех пор, пока существует земная атмосфера – газовая оболочка, защищающая живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры.

Масса атмосферы оценивается приблизительно в 5 тысяч триллионов тонн, что составляет лишь миллионную часть от всей массы планеты.

В атмосфере выделяется несколько слоев, различающихся по физико-химическим характеристикам.

Чрезвычайно важную роль играет тончайший озоновый слой, находящийся в стратосфере на высоте 20-25 километров. Этот слой, называется озоновым экраном, защищает живые организмы от части ультрафиолетового излучения, обладающего высокой биологической активностью.

Современная атмосфера Земли сформировалась в результате длительного исторического развития. Она представляет собой газовую смесь следующего состава:

Азот – 78, 03%,

Кислород – 21%,

Углекислый газ – 0,03%,

Аргон – 0,93% от объема сухого воздуха. Имеется также небольшое количество других инертных газов.

В атмосфере находятся пары воды, которые составляют 3-4% от всего объема воздуха. Кроме газов, в атмосфере содержатся твердые частицы, поступающие как с поверхности Земли, так и из космоса.

Наибольшее значение для биосферы имеют три атмосферных газа: кислород, углекислый газ и азот, участвующие в биогеохимических циклах.

Атмосферным воздухом дышат все аэробные организмы. Когда хотят подчеркнуть важное значение чего-либо, говорят: «Необходим как воздух». Если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, то смерть от удушья наступает через 4-5 минут.

Баланс газов в атмосфере поддерживается главным образом за счет постоянно идущих процессов их использования живыми организмами. В последние годы изменяется баланс газов в атмосфере за счет хозяйственной деятельности людей, в результате которой происходит загрязнение воздуха [9].

Для чего нужен кислород?

Кислород – самый распространенный на нашей планете химический элемент, составляющий около половины массы земной коры и примерно две трети от массы в живых организмах. Он обладает высокой химической активностью и соединяется практически со всеми другими элементами.

В зависимости от условий взаимодействие с другими элементами может идти с различной скоростью, при этом образуются оксиды, а сам процесс называется реакцией окисления. При комнатной температуре кислород взаимодействует с другими элементами очень медленно. Примером может служить ржавление железа. При быстром окислении происходит горение.

Окисление – один из наиболее распространенных процессов, происходящих в живых организмах. В клетках живого организма составные части пищи окисляются с участием особых ферментов. При окислении органических веществ высвобождается энергия и образуются продукты окисления: углекислый газ, вода и некоторые другие вещества. Энергия необходима для роста, двигательной, нервной активности и других процессов жизнедеятельности.

Несмотря на то, что кислород постоянно забирается из воздуха для технологических процессов и дыхания живых существ, его запасы в атмосфере Земли значительно не меняются. Это обусловлено деятельностью растений, выделяющих кислород в атмосферу.

 

Углекислый газ, наряду с кислородом играет очень важную роль в процессах, происходящих в биосфере. Большая часть углекислого газа поступает в воздух в результате жизнедеятельности различных организмов, населяющих нашу планету.

Некоторая часть углекислоты поступает в атмосферу в результате таких естественных процессов, происходящих на планете, как вулканическая деятельность. Значительная часть углекислоты в настоящее время появляется в воздухе вследствие сжигания органического топлива, содержащего углерод (древесина, каменный уголь, нефтепродукты, природный газ).

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо незначительное количество углекислого газа. Он имеет важное значение в регуляции важнейших процессов: дыхании, кровообращении и некоторых других функций организма. Но превышение концентрации углекислого газа в воздухе, а затем в крови человека может причинить вред и даже стать причиной смерти.

Мы получаем кислород из воздуха, которым дышим. Кислород поступает в кровь. Там он соединяется с питательными веществами и в результате химических реакций превращается в углекислый газ, который возвращается в легкие и выдыхается. Точно так же процесс образования углекислоты происходит в организме животных.

Растения тоже испытывают жизненную необходимость в углекислом газе. Они поглощают углекислый газ из воздуха через поры в листьях. В клетках растений он соединяется с водой, а затем с помощью энергии солнечного света эти вещества превращаются в углеводы и другие вещества, необходимые растениям для нормальной жизнедеятельности. Растение при этом выделяет кислород.

Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Люди и животные, наоборот, вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ. Таким образом, поддерживается относительно постоянный состав воздуха.

В последнее время вследствие сжигания большого количества топлива в промышленности и на транспорте происходит нарушение теплового баланса на планете, так как углекислый газ относится к парниковым газам. [9]

 

Чем загрязняется атмосфера

Существует два основных источника загрязнения атмосферы: естественный и антропогенный. Естественный – это вулканы, лесные пожары, пыльные бури, выветривание, процессы разложения растений и животных. Источником антропогенного загрязнения атмосферы различными веществами являются теплоэнергетика, нефтегазопереработка, промышленность, транспорт. По мнению специалистов, в результате деятельности человека в атмосферу Земли ежегодно поступает 25,5 миллиарда тонн оксидов серы, 65 миллионов тонн оксидов азота, 1,4 миллиона тонн хлорфторуглеродов. Половина всех выбросов в атмосферу приходится на предприятия таких отраслей промышленности, как энергетика (24,8%) и металлургия (26,2%).

Бурное развитие промышленности и транспорта, рост городов вызывают ряд острых проблем, без успешного разрешения которых невозможно эффективно бороться за здоровье людей. Существенное место среди этих проблем занимает борьба за чистоту атмосферного воздуха. Поговорка «Это нужно как воздух» отражает жизненно важную потребность в нём человеческого организма.

В городах и населённых пунктах воздух засоряется пылью, загрязняется дымом, сажей и выбросами вредных газов, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье людей. Загрязнение атмосферы ведет к понижению сопротивляемости организма и, как следствие, к повышенной заболеваемости населения.

В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей, причем их доля постоянно возрастает. В нашей стране она составляет более 30%, а в США – более 60% от общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

Особую тревогу вызывает состояние воздуха в крупных городах.

Так, в Москве выбросы вредных веществ от автотранспорта превысили 800 тысяч тонн в год, что составляет 70% от общего количества загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу города за год.

Различные негативные изменения атмосферы земли связаны главным образом с изменением концентрации второстепенных компонентов атмосферного воздуха. Так установлено, что основными причинами парникового эффекта являются углекислый газ, метан, оксид азота, озон, фреоны. Возникшая проблема истощения озонового слоя, в том числе появление озоновой дыры в Антарктиде и Арктике, связана с чрезмерным применением фреонов в производстве и быту.

Сжигая на костре опавшие листья, мы загрязняем воздух, возвращая в атмосферу те вредные вещества, которые растения усваивали из городской почвы и воздуха на протяжении вегетационного периода весной, летом и осенью. По мнению специалистов, в составе дыма находится масса токсических веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и другими неприятными для здоровья человека последствиями. Кроме того, на поверхности листьев накапливаются и радиоактивные изотопы. Эти вещества вместе с дымом переносятся на большие расстояния, попадают в легкие, на кожу людей, продукты питания, одежду и т.д. [9].

Во всем мире загрязнение воздуха, вызванное сжиганием ископаемого топлива, наносит невосполнимый ущерб хвойным лесам. Сильно пострадали, так как менее устойчивы по сравнению с лиственными, хвойные массивы в России и Скандинавии, Германии и Соединенных Штатах. Гибнут ранее высокопродуктивные леса, и в этом не виноваты ни болезни, ни вредители. Главная причина гибели деревьев – загрязнение воздуха и связанные с ним кислотные дожди и накопление озона в приземных слоях атмосферы.

Ученые установили, что кислотные дожди и озон оказывают неблагоприятное влияние на деревья двояким способом. Во-первых, они непосредственно разрушают хлорофилл в клетках хвои и, нарушая фотосинтез, ослабляют деревья. Во-вторых, эти загрязнители способствуют вымыванию из почвы важных для растений питательных составляющих: магния, калия и кальция. Это еще больше ухудшает положение ослабленного дерева.

Признаки ухудшения питания можно обнаружить, если внимательно присмотреться к городским соснам. Пожелтение хвои и усыхание вершин – верный признак тяжелого недуга, вызванного загрязнением.

Ослабленные деревья не могут сопротивляться другим неблагоприятным факторам, с которыми успешно справлялись до этого. Нашествие вредителей, распространение паразитических грибов, засуха и сильные морозы приводят к гибели деревьев.

Смерть доминирующих видов отражается на всех остальных элементах экосистемы. Страдают и гибнут многие связанные с хвойными деревьями животные и растения. Экосистема леса в целом теряет устойчивость и погибает. [11]

 

Состояние загрязнения атмосферного воздуха в Ставропольском крае.

Ставропольский край по своему экономическому развитию является индустриально-аграрной территорией, площадью 66160 кв. км.

Города Ставропольского края находятся в зоне действия таких загрязняющих веществ, как диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, летучие органические соединения, сажа.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от станционных и передвижных источников загрязнения за 2014 год составили 420,7 тыс. тонн загрязняющих веществ, в том числе:

Твердые вещества                      - 34,822 тыс. тонн

Диоксид серы                             - 59,131 тыс. тонн

Оксид углерода                          - 122,085 тыс. тонн

Диоксид азота                            - 127,008 тыс. тонн

Углеводороды                            - 76,638 тыс. тонн

Прочие                                        - 1,016 тыс. тонн

Стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу имеют более 4000 предприятий и организаций. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят объекты 1-2 категории опасности по уровню загрязнения атмосферного воздуха – предприятия теплоэнергетического, нефтехимического производства, а также объекты транспортной инфраструктуры и сельскохозяйственные холдинги.

По сравнению с предыдущим годом объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу уменьшился на 71,705 тыс. тонн, в том числе на 61, 655 тыс. тонн от передвижных источников (автотранспорта) и на 10, 040 тыс. тонн – от стационарных источников.

Наибольшее количество загрязняющих веществ от стационарных источников поступает в атмосферный воздух следующих городов: Ставрополь – 3,656 тыс. тонн, Буденновск – 4,561 тыс. тонн, Невинномысск – 10,306 тыс. тонн, Пятигорск – 1,329 тыс. тонн, Мин-воды – 1,264 тыс. тонн.

По данным наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, проводимых Ставропольским областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Севкавгидромета, в некоторых городах области уровень загрязнения атмосферного воздуха значителен и по многим веществам превышает предельно допустимые концентрации.

В 2014 году практически во всех городах Ставропольского края характерно превышение над средним по стране уровня загрязнения взвешенными веществами (пылью) и оксидом углерода.

Загрязнение пылью, как негативный экологический фактор

Запыленность воздуха – важнейший экологический фактор, сопровождающий нас повсюду.  Пыль — мелкие твёрдые тела органического или минерального происхождения. Пыль — это частички среднего диаметра 0,005 мм и максимального — 0,1 мм. Более крупные частицы переводят материал в разряд песка, который имеет размеры от 0,1 до 1 мм. Под действием влаги пыль обычно превращается в грязь. [14]

Безвредных пылей не существует. Экологическая опасность пылей для человека определяется их природой и концентрацией в воздухе. Краткие сообщения о пылевых болезнях легких впервые встречаются в литературе древних и средних веков. В древнегреческой и римской литературе (VI-IV вв. до н.э.) имеются указания на болезнь горнорабочих серебряных и золотых рудников, сопровождающуюся давлением в груди и тяжелой одышкой. В своих трудах Гиппократ указывал на болезнь горнорабочих, протекающую с тяжелой одышкой, болями в груди, бледностью. По-видимому, речь шла о пневмокониозе.

В 1565 г. Парацельс опубликовал работу, где подробно описал «чахотку рудокопов». В русской литературе указания на заболевания легких от вдыхания пыли у рудокопов имеются в произведении М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763 г.). Впервые патолого-анатомические изменения в легких у каменотесов описал в 1761 г. Дж. Морганьи, обратив внимание на вредные последствия вдыхания пыли. Однако отождествление туберкулеза легких с пневмокониозом сохранялось еще много лет. Термин «пневмокониоз» является собирательным в отношении легочных фиброзов, развивающихся вследствие вдыхания различных видов пыли. Действие пыли зависит от ее физико-химических свойств: химического состава, концентрации в воздухе, дисперсности (размеров частиц), формы пылинок, их твердости и т.д.

Пыли можно подразделить на две большие группы:

1) Мелкодисперсная пыль, состоящая из легких  и подвижных частиц размером от 2 до 5 мкм. Такая пыль может находиться в воздухе длительное время – «витать». Она попадает с воздухом в легкие при дыхании, проникает в глубокие отделы дыхательных путей, может накапливаться в организме.

Такая пыль вызывает заболевания легких, в первую очередь пневмокониозы (от греч. pneumon - легкое, konia - пыль) в различных модификациях.

2) Крупнодисперсная пыль, состоящая из тяжелых и малоподвижных частиц. Такая пыль быстро выпадает из воздуха при отсутствии ветра, образуя пылевые отложения. Они являются источниками вторичного загрязнения воздуха. В 1 см3 воздуха в закрытом помещении может содержаться до 10 000 000 пылинок различного размера, природы и степени опасности. Пыль может содержать органические вещества (частицы биогенного происхождения – растительного, животного и антропогенного) и неорганические вещества (частицы почвы, строительных материалов, синтетических моющих средств, различных химических веществ и др.). На пылевых частицах могут поселяться вредные микроорганизмы, являющиеся сапрофитами. Поднявшись в воздух, эти частицы подолгу не оседают, а при вдыхании попадают в дыхательные пути человека, что наиболее опасно для астматиков и аллергиков.  На пылевых частицах могут адсорбироваться еще более мелкие частицы вредных веществ (например, тяжелых металлов, органических соединений). [5]

Очень важно уметь оценивать качество воздуха по содержанию в нем пыли и представлять ее экологическую опасность. Поэтому мы решили изучить запыленность воздуха на пришкольной территории и в помещениях нашей школы.

 

Практическая часть.

7.1. Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории.

Для выполнения работы мне потребовалась прозрачная клейкая пленка.

Мною были собраны листья в разных участках пришкольной территории и на разной высоте:

№ образца

Где собран

На какой высоте

1

в школьном дворе в глубине зеленой зоны

30 см

2

в школьном дворе в глубине зеленой зоны

2 м

3

вблизи автомобильной дороги

по ул. Широкая

30 см

4

вблизи автомобильной дороги

по ул. Широкая

2 м

К поверхности листьев была приложена клеящаяся прозрачная пленка.

Затем пленку сняли с листьев вместе со слоем пыли и приклеили её на лист белой бумаги (Приложение 5). Отпечатки сравнили между собой. Образцы расположили по степени загрязненности, начиная с наибольшей. Были получены следующие результаты:

Степень загрязненности

№ образца

Где собран

На какой высоте

1

3

вблизи улицы Широкая

30 см

2

4

вблизи улицы Широкая

2 м

3

1

в школьном дворе в глубине зеленой зоны

30 см

4

2

в школьном дворе в глубине зеленой зоны

2 м

Таким образом, количество пыли на образцах, собранных около автомагистрали значительно больше, чем на образцах, собранных в школьном дворе. А количество пыли на образцах, собранных на высоте 30 см, значительно превышает количество пыли на образцах, взятых на высоте 2 м. По результатам исследования можно сделать вывод о важной роли зеленых насаждений в очистке атмосферного воздуха от пыли.

7.2. Определение относительной запыленности воздуха в школьных помещениях.

Для выполнения работы мне потребовалась: вода, микроскоп с объективом «Х8» (восьмикратное увеличение), пипетка, покровные и предметные стекла для микроскопа.

На четыре предметных стекла мною были нанесены по 1 капле воды.

Предметные стекла на 15 минут установила на высоте 1 м от пола:
предметное стекло № 1 в классе во время перемены,
предметное стекло №2 в коридоре во время перемены,
предметное стекло №3 в классе во время урока,
предметное стекло №4 в коридоре во время урока.

Затем накрыли каплю с осевшими на неё пылинками покровным стеклом, приготовив, таким образом, микропрепарат. Микропрепарат поместила на предметный столик микроскопа. Добилась такого увеличения, чтобы в поле зрения микроскопа была как можно большая площадь капли.

Посчитала количество пылинок в капле и описала их состав:

№ микро

препарата

Место отбора образца

Кол-во пылинок в поле зрения

Расположение пылинок

Размеры

Форма

1

в классе во время перемены

49

По одной

мелкие

продолговатая

2

в коридоре во время перемены

60

По одной

мелкие

круглая

3

в классе во время урока

21

По одной

крупные

Сферическая, неправильная

4

в коридоре во время урока

11

По одной, небольшими скоплениями

Крупные, средних размеров

Сферическая, неправильная.

Таким образом, относительная запыленность школьных помещений во время перемены значительно больше, чем во время урока. Во время перемены пыли больше в коридорах школы, а во время урока – в классе. Это объясняется местонахождением основного количества учеников.

Степень запыленности воздуха в классе зависит от времени суток: утром она минимальная, к обеду максимальная.

Наиболее запыленными классами оказались кабинеты математики, русского языка, химии. Наиболее запылённым местом в этих кабинетах, оказалось пространство возле доски, так как постоянно приходится писать мелом, а он сильно крошится. В этих кабинетах запыленность оказалась самой высокой. Воздух в остальных частях класса достаточно чист. По результатам работы мы можем увидеть, что самые запыленные участки – это коридор у раздевалки и главный школьный коридор, а в классах, где все ходят в сменной обуви, показатели намного лучше. Степень запыленности воздуха в школьном коридоре также зависит от времени суток. Это объясняется местонахождением основного количества учеников.

Все эти отклонения от санитарно - гигиенических норм не велики, но оказывают негативное влияние на здоровье и работоспособность учащихся. Так почему же самим не позаботиться о своём здоровье и не создать благоприятные условия труда и отдыха. По нашим наблюдениям при постоянном использовании учащимися школы сменной обуви запыленность воздуха – минимальная.

Конечно, очень важно, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым. Необходимо соблюдать несколько правил:

Каждую перемену делать сквозное проветривание, так как температура в классе достаточно высокая и обыкновенного проветривания не достаточно.

Каждую перемену тщательно вымывать доску, что бы как можно меньше в воздухе и на полу было частичек мела и пыли.

На большой перемене проводить влажную уборку класса.

Использовать сменную обувь.

При соблюдении на первый взгляд элементарных правил качество воздушной среды будет намного выше.

7.3. Изучение зеленой защитной полосы пришкольной территории.

Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития людей. Непременным экологическим требованием является расположение детских учреждений на достаточном удалении от предприятий, шоссейных дорог, рынков, гаражей и т.п., однако оно не всегда выполняется. Поэтому, исключительно важное значение при этом приобретает озеленение пришкольной территории.

Для проведения этого исследования были проведены необходимые измерения на пришкольной территории с помощью рулетки, результаты занесены в таблицу и полученные данные я сравнила с санитарно-гигиеническими нормами.

Таблица 4. Соответствие зеленой защитной полосы пришкольной территории санитарно-гигиеническим нормам.

Измерения

Полученные результаты

Санитарно-гигиенические

нормы (не менее), м

Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников:

на границе территории

со стороны автомагистрали -

1,5

24

1,5

6

Расстояние от школы

до деревьев

10

10

Расстояние от школы до кустарников

10

5

Расстояние между деревьями (узколистными)

5

5-6

Расстояние между деревьями (широколиственными)

8

8-10

Количество деревьев на 1 га

(100 × 100 м)

43

90-150

Из таблицы видно, полученные результаты измерений соответствуют санитарным нормам по всем показателям.

Вывод: Зеленая зона пришкольной территории МБОУ СОШ №5 по основным показателям соответствует санитарно-гигиеническим нормам. За исключением количества насаждений деревьями.

7.4. Определение видового состава древесно-кустарниковых насаждений на пришкольной территории.

Для того чтобы сделать вывод о правильном подборе зеленых насаждений по видовому составу я определила видовой состав древесно-кустарниковых насаждений на пришкольной территории.

Таблица 5. Видовой состав древесно-кустарниковых насаждений на территории школы.

 

№ п/п

Русские названия

Латинские названия

Кол-

во

2

Тополь обыкновенный

Populus

20

4

Вяз мелколистный

Ulmus parvifolia

18

5

Ясень

Fraxinus

7

7

Каштан конский

Aesculus hippocastanum

15

9

Береза бородавчатая

Betula verrucosa

5

10

Липа сердцевидная

Tilia cordata 

1

11

Сосна обыкновенная

Pínus silvestris

7

12

Жасмин садовый (Чубушник)

Euonymus

5

13

Сирень

Siringa

6

17

Туя западная

Thuja occidentalis

9

19

Рябина

Sorbus

4

Видовой состав древесно-кустарниковых насаждений, произрастающих на территории МБОУ СОШ №5 довольно разнообразен. Среди этих насаждений присутствуют такие виды, которые за летний период поглощают большое количество пыли, например, вяз, тополь, ясень, сирень, (Приложение 3).

Учитывая, что зеленые насаждения за счет задерживающей и поглощающей способности способствуют оздоровлению окружающей среды, при подборе ассортимента растений для озеленения в техногенных регионах необходимо отдавать предпочтение растениям, обладающим максимальной емкостью поглощения и устойчивым к выбросам в данных природоклиматических условиях.

Для создания насаждений, устойчивых к воздействию факторам антропогенной среды необходимо использовать местные или хорошо акклиматизированные виды деревьев и кустарников. Рекомендуемый ассортимент древесно-кустарниковых пород для южной части РФ

(Приложение 2).

При реконструкции насаждений, особенно на объектах ограниченного пользования, большое внимание следует уделять группам древесных растении. Группа - основной растительный элемент садово-парковой композиции. Рекомендуются группы с различным силуэтом и архитектоникой крон (группы берез, рябин, клена, ивы или тополя пирамидального) с чередованием с крупными одиночными экземплярами на более широких газонных участках (клен, тополь), небольшие группы из 3-5 деревьев и до 20 в сочетании с группами из декоративных кустарников и без них.

Группы могут различаться по ряду признаков: по дендрологическому признаку - состоять из одного или нескольких видов; по форме - высокие, низкие, в несколько ярусов, симметричные, асимметричные; по окраске и тональности - тёмные, светлые, контрастные, гармоничные; по структуре - ажурные, плотные; по величине - крупные, средние, малые. Группы могут формироваться из растений первого класса (от 20 м высоты и более) - береза, тополь, вяз, липа; второго класса (до 10-15 м высоты) - рябина, черемуха, ива; третьего класса (до 5-10 м высоты) - яблоня, груша, боярышник, клен татарский и др..

Видовой состав деревьев подбирается с учётом размера их крон. Видами растений с широкими кронами являются конский каштан, тополь, вяз, с более компактными кронами - ива, боярышник, рябина и узкими кронами - тополь пирамидальный, можжевельник, ели.

Группы кустарников также подбираются по высоте и ширине надземной части куста и подразделяются на высокие (до 2,5-3 м) - сирени, чубушники; средние (до 2 м) - жимолости, спиреи; низкие (до 1 м) - роза морщинистая.

Большую роль в оздоровлении городской среды играет ионизация воздуха, происходящая под влиянием деревьев и кустарников хвойных и многих лиственных (береза, клен, липа, сирень) видов. Повышение степени ионизации воздуха в жилой среде (до 2-3 тыс. легких ионов на 1 м3 воздуха) благотворно влияет на организм человека, стимулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и кроветворной систем, усиливает биотоки мозга, снижает уровень сахара и фосфора в крови, улучшает самочувствие, снижает головную боль и усталость.

При реконструкции насаждений на объектах, особенно на территории детских учреждений, следует учитывать, что многие виды древесных растений выделяют фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии различного рода, и имеют немаловажное значение в снижении концентрации токсичных веществ в воздухе. Свойство многих древесных - способность адсорбировать пыль, токсичные газообразные вещества от автотранспорта. Большинство рекомендуемых растений обладает бактерицидным действием (из них - вяз, клен татарский, боярышники, береза, тополь, ясень, рябина, яблоня, снежноягодник, различные виды хвойных).

Вывод:

Несмотря на то, что видовой состав древесно-кустарниковых насаждений, произрастающих на территории школы разнообразен, количество нескольких видов растений, представлены в недостаточных экземплярах. Необходимо расширить видовой состав, прежде всего за счет таких видов как клен, ива, которые не только являются прекрасными поглотителями пыли, но и очень декоративны.

Я предлагаю широко использовать фитонцидные растения для озеленения нашей школы: береза, дуб, тополь, черемуха, можжевельник. На территории школы произрастают такие фитонцидные растения, как береза, дуб, тополь, но количество их так же недостаточное.

При озеленении спортивных площадок, школ главная задача – создать из деревьев и кустарников плотный заслон от уличного шума и пыли.

Для лучшей шумоизоляции со стороны школьного стадиона высадить шумопоглощающие и пылезадерживающие породы деревьев – береза, вяз или высокие густые кустарники - чубушник, бирючина, спирея.

Предлагаю так же увеличить количество зеленых насаждений на пришкольной территории, особенно той ее части, которая граничит с автомагистралью.

7.5. Практические рекомендации

Я предлагаю проведение следующих мероприятий, для улучшения состояния атмосферного воздуха в районе школы и в школьном помещении:

На территории школы:

Увеличить количество деревьев в дендропарке школы, т.к. многие деревья достаточно старые и нуждаются в реконструкции.

Площадь зеленых насаждений должна быть увеличена как минимум в несколько раз (при применении экологического стандарта, где на одного человека должно приходится 18-20 м2 зелёных насаждений или больше 20 деревьев).

Для оформления пришкольной территории расширить видовой состав древесно-кустарниковых насаждений, которые обладают:
не только наибольшей газопоглотительной способностью, но и являются фитонцидными: береза, дуб, тополь, черемуха, можжевельник.

Расширить видовой состав школьного дендрария за счет таких видов, как клен, ива, барбарис которые не только являются прекрасными поглотителями пыли, но очень декоративны. Дендрарий находится перед школой и вокруг нее, поэтому он выполняет еще и декоративную функцию.

Для лучшей шумоизоляции со стороны школьного стадиона высадить шумопоглощающие и пылезадерживающие породы деревьев – береза, вяз или высокие густые кустарники - чубушник, бирючина, спирея.

Внутри школьного помещения:

Озеленение классов: увеличить количество и расширить видовой состав комнатных растений, уход за которыми доступен детям. Это сансевьера, традесканция, хлорофитум, циперус, драцена, аспарагус, туя.

Озеленить не только классы, но и рекреацию (зону отдыха), а также школьные коридоры.

2. Соблюдение режима влажной уборки школьных помещений.

3. Использование сменной обуви в помещении школы.

4. Регулярное (каждую перемену) проветривание классных комнат.

Заключение.

Я считаю, что тема чистоты воздуха является одной из самых актуальных в настоящее время. Проблемы экологии городов и населенных пунктов – это в первую очередь проблемы уменьшения выбросов в окружающую среду различных загрязнителей. С помощью растений – индикаторов можно безболезненно для окружающей среды узнать состояние воздуха своей местности. В процессе моей работы была выявлена степень чистоты воздуха в районе школы и школьного помещения.

Большую роль в смягчении влияния антропогенных факторов на человека играют растения. Необходимо самое широкое использование возможностей биологической очистки атмосферного воздуха, т.е. озеленение городов и других населённых пунктов. Зелёные насаждения улучшают микроклимат, улавливают пыль и газы, благотворно влияют на психическое состояние людей. Даже самые совершенные кондиционеры не могут создавать в помещениях воздушную среду, благоприятную для здоровья человека. Но положение можно изменить, призвав на помощь растения. Они способны очистить воздух жилищ и городов от пыли и ядовитых веществ, увлажнить его и обогатить кислородом.

Загрязнение атмосферного воздуха вызывает у людей большую озабоченность, чем любой другой вид разрушения окружающей среды. Воздух на территории МБОУ СОШ №5 загрязнен незначительно. МБОУ СОШ №5 расположена на достаточном удалении от предприятий, основных автомагистралей, гаражей и т.п., что соответствует санитарно-гигиеническим нормам;

Чтобы уменьшить запыленность воздуха в помещениях моей школы и на пришкольной территории, то основными мерами по ее снижению могут стать:

1. уменьшение общей загрязненности атмосферы в городе и в нашем районе;

2. увеличение количества зеленых насаждений на пришкольной территории, особенно той ее части, которая граничит с автомагистралью (подсчитано, что один гектар газона связывает 60 тонн пыли);

3. для уменьшения количества пыли в помещении школы проводить регулярные влажные уборки классов и коридоров;

всем обучающимся обязательно иметь сменную обувь в течение всего учебного года.

требуется реконструкция зеленых насаждений на пришкольной территории (дендропарк) и расширение видового состава древесно-кустарниковых насаждений;

Список литературы.

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: учебное пособие - М.: АО МДС, 1996

Ботанические экскурсии. Пособие для учителей. 3-изд. испр., доп. Под ред. проф. П. И. Боровицкого. - М., Просвещение, 1968

Методы описаний лишайниковых сообществ: М.В.Кравченко, А.С. Боголюбов. – М.: Экосистема, 1996

Методическое руководство и технические условия по реконструкции городских зеленых насаждений. Московский государственный университет леса. ГУП Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова ЗАО «ПРИМА-М»; М. 2001

Пчелкин А.В., Боголюбов А.С. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды: Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1997 

Растения – индикаторы / В.Н. Маженский. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004

Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. — М.: Кладезь, 1996.

«Экологический вестник Северного Кавказа» / под общей редак. Трубилин А.И., Белюченко И.С. – Краснодар: 2012

Я познаю мир: Экология: Дет. энцикл./ Авт.-сост. Чижевский А.Е. – М.: ООО «издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004

http://www.stroyplan.ru/docs.php?showitem=41805

http://www.vashsad.ua/plants/interesting_plants/show/8511/

http://biologymoscow.ucoz.ru/index/kak_pravilno_ozelenit_kabinet/0-558


 

Приложения

Приложение 1

Количество улавливаемой пыли за летний период (в кг) в зависимости от видового состава растений.

Видовой состав

древесно-кустарниковых насаждений

Количество улавливаемой

пыли за летний период, кг

Вяз шершавый

до 23

Вяз перистоветвистый

до 18

Ива

38

Клен

33

Тополь канадский

34

Ясень

27

Белая акация

0,2

Лох узколистный

2

 

Приложение 2

Рекомендуемый ассортимент древесно-кустарниковых пород

для юга европейской части РФ

Основной ассортимент

Деревья. Береза: плакучая, пушистая; вяз: граболистный, берест (или карагач), гладкий; дуб: северный, черешчатый; ель: канадская, колючая; клен: остролистный, серебристый; конский каштан обыкновенный; липа: крупнолистная, мелколистная (или сердцевидная); лиственница европейская; можжевельник виргинский; тополь: бальзамический, белый (или серебристый), берлинский, советский пирамидальный; рябина: ария, обыкновенная; сосна обыкновенная; туя западная; черемуха: виргинская, Маака, обыкновенная (или кистевая), поздняя; ясень: высокий (или обыкновенный), ланцетный.

Кустарники. Барбарис: обыкновенный, Тунберга; биота восточная; бирючина обыкновенная; боярышник: колючий (или обыкновенный), крупноколючковый; гордовина; дерен белый; жимолость: Альборта, татарская; калина обыкновенная; магония падуболистная; можжевельник казацкий; роза: морщинистая, собачья; сирень: обыкновенная, персидская; таволга: Бумольда, Вангутта; чубушник: венечный, Лемуана, непахучий крупноцветковый.

Дополнительный ассортимент

Деревья. Абрикос маньчжурский; айлант высочайший; вяз голый (или ильм горный); груша уссурийская; ель: канадская, Шренка, Энгельмана; клен: гиннала, ложноплатановый (явор); ольха пушистая; орех серый; робиния лжеакация (белая акация); рябина домашняя; тополь: Болле, дельтавидный; яблоня Недзведского; ясень пенсильванский.

Кустарники. Арония черноплодная; бобовник анагиролистный (или золотой дождь); гортензия метельчатая; ирга яйцевидная; карагана древовидная (или желтая акация); кизильник многоцветковый; лох узколистный; рябинник рябинолистный; хеномелес японский (или японская айва).

 

Приложение 3

Растения, не рекомендованные для использования

в детских учреждениях.

Растения, раздражающие кожу

Растения,имеющие ядовитые органы

Растения, вызывающие аллергию

Пуансеттия

Брунфельсия

Примула

Молочай Миля

Перец стручковый

Цикламен

Кодиеум пёстрый

Олеандр

Пеларгония сильно пахнущая

Диффенбахия

Пахиподиум

Нефролепис

Аглаонема

Барвинок розовый

 

Филодендрон

Паслён перечный

 

Кала

Кодиеум

 

Гиппеаструм

Плющ (семена)

 

 

Гемантус

 

 

Кливия

 

 

Монстера

 

 

Краткое описание растений, широко используемых для озеленения классов в школах.

1. Абутилон, (Аbutilоn striatum Тоurn). Сем. мальвовые. Родина - Центральная Америка. Кустарник. Декоративны цветки и листья. Листья очередные, лопастные, опушенные мягкими волосками. Цветки колокольчатые, поникшие, расположены в пазухах листьев. Окраска их различна (белые, желтые, красные). Быстро растут. Молодые растения не переносят солнце (сбрасывают листья). Нуждаются в обильном поливе и свежем воздухе. При хорошем уходе цветут круглый год. Размножают семенами и стеблевыми черенками. 
2. Алоэ древовидное, или столетник (Aloe arborescens Мill.). Сем. лилейные. Родина - Южная Африка. Назван "столетником" потому, что в комнатных условиях очень редко цветет. Это суккулент с сочными зеленовато-сизыми очередными листьями. Молодые стебли также сочные. Растения любят солнце, но молодые должны расти в тени. Можно размножать семенами, стеблевыми черенками, отпрысками. 
3. Аспарагус Шпренгера, или спаржа (Asparagus Sprengeri Regl.). Сем. лилейные. Родина - Южная Африка. У этого растения длинные, свисающие побеги с ярко-зелеными уплощенными боковыми побегами, принявшими форму листьев (кладодии). Очень нетребовательное растение. Может расти и на солнце и в затенении, но плохо переносит резкую смену условий. Летом нужен обильный полив. Зимой следует поливать редко. В утолщенных корнях накапливаются вода и питательные вещества, поэтому растение зимой не засыхает. Цветет ежегодно. Цветки мелкие, но очень пахучие. Размножают семенами и делением куста при пересадке. 
4. Аспидистра, или дружная семейка (Aspidistra elatior Вlumе). Сем. лилейные. Травянистое растение. Родина - влажные субтропические леса Гималаев, Южного Китая, Японии. Очень неприхотливое корневищное растение. Любит тень, но может расти и на солнце. Летом необходим обильный полив. Растение часто цветет в комнате (через 3-4 года), но, так как цветок серовато-коричневого цвета и находится у земли (лежит на земле), то заметить цветение бывает трудно. Размножается делением куста (разрезанием корневища). 
5. Аукуба, или золотое дерево (АuсuЬа japonica var. variegata Dom.). Сем. кизиловые. Родина - Китай, Япония. Кустарник с кожистыми листьями. Неприхотливое растение. Растет в любых условиях, но плохо переносит перестановку с места на место. Летом нужен обильный полив. Это двудомное растение. Плоды кораллово-красные. Размножается стеблевыми черенками. 
6. Хлорофитум (Сhlогорhуtum comosum Baker.). Сем. лилейные. Родина - Капская область. Неприхотливое травянистое растение с укороченным стеблем и прикорневой розеткой листьев. Корни сочные. На родине хлорофитум растет на коре деревьев (эпифит) и во время засухи использует запас воды, накопленный в корнях. Цветки некрупные, белые, на длинных свисающих цветоносах. После отцветания на них образуются многочисленные растеньица (детки) в виде розетки листьев с короткими корнями. Размножается семенами, детками, делением куста. 
7. Фикус, или каучуковое дерево (Ficus elastica Roxb.). Сем. тутовые. Родина - леса Индии. Высокое дерево, с очередными кожистыми листьями. В комнатных условиях неприхотливо. Летом необходим обильный полив. При хорошем уходе каждую неделю образует один лист. Размножается стеблевыми черенками. Млечный сок содержит около 17% каучука. 
8. Фуксия (Fuchsia magellanica Lam.). Сем. кипрейные. Родина - Центральная и Южная Америка. Растет в горных лесах как кустарник или маленькое деревце. Культивируют гибридные формы. Изящные цветки висят на тонких цветоножках. На родине опыляется мелкими птичками (колибри). К свету и почве нетребовательна, может расти и на северных окнах. Летом следует обильно поливать. Зимой листья опадают и растения ставят в темное прохладное место, как можно реже поливают. Во время цветения переставлять фуксию нельзя, иначе опадут бутоны. Размножают стеблевыми черенками. 
9. Узамбарская фиалка, или сенполия (Santpaulia ionantha Wend1.). Сем. геснериевые. Родина - Узамбарские горы Африки (Танганьика). Обычный цвет цветка - фиолетовый и синий. Цветоводам удалось вывести сорта с разнообразной окраской и формой цветков и махровые. Цветение при правильном уходе продолжается около 8 месяцев. Она хорошо растет на светлых северных, северо-восточных и северо-западных окнах. Страдает от прямых солнечных лучей. Фиалка не переносит ни пересыхания, ни заливания кома. Лучше всего их поливать с поддона. Летом подкармливают через 10-15 дней коровяком (1 : 10). Размножают листовыми черенками, семенами, делением куста. 
10. Восковой плющ, или хойя (Ноуа саrnоsа R. Вг.). Сем. ластовневые. Родина - тропическая Азия, Австралия. Лазающее растение (лиана) с темно-зелеными кожистыми листьями. Цветки очень душистые, розоватые, собраны в простые зонтики. Цветоножки после цветения не обрезают, так как на них вновь появляются цветки на будущий год. Очень неприхотливое в комнатных условиях растение. Яркого солнечного света не переносит. Размножают стеблевыми черенками. 
11. Сансевьера трехполосная, или жучий хвост (Sanseviera trifasciata Prain.). Сем. лилейные. Родом из тропических областей Африки (Гвинея). Корневищное растение. Неприхотливо в комнатных условиях к освещению, но особенно хорошо растет на солнечных окнах. Полив умеренный. Цветет невзрачными цветками, которые ночью издают ванильный запах. Размножают делением корневища, кусочками листьев. 
12. Бриофиллюм (Bryophyllum). Сем. толстянковые. Родина - Мадагаскар. На краях листьев расположены почки, служащие для размножения. В комнатах растет хорошо. Цветет зимой. Обладает необыкновенной жизнеспособностью. Упавшие на землю листья образуют выводковые почки, которые, укореняясь, дают новые растения. Культивируется несколько видов, наиболее распространены два - бриофиллюм чашечколистный (В. daigremontianum) и бриофиллюм трубчатый (В. tubiflorum), с закрученными листьями. 

Приложение 4

Растения, очищающие воздух

Полезные признаки растений

Примеры растений

Растения, выделяющие фитонцидные

и эфироносные масла

Герань (пеларгония), лимон, мирт, лаванда,

розмарин

        1. Растения, поглощающие вредные вещества из воздуха

Хлорофитум, драцена,

спатифиллюм, сансивьерия, алое, пеперомия

Растения, увеличивающие полезную ионизацию и влажность воздуха

Фатсия, циперус, спарманния

Приложение 5

Сбор листьев для исследования.

Проведение эксперимента.

Запыленность воздуха пришкольной территории.

Образец пыли Образец пыли

Вблизи дороги на высоте 2 м. Вблизи дороги на высоте 30 см.

Образец пыли Образец пыли

Школьный двор на высоте 2 м. Школьный двор на высоте 30 см.

Запыленность воздуха школьных помещений.

Образцы пыли в коридоре Образцы пыли в классе во время перемены. во время перемены.

Образцы пыли в коридоре. Образцы пыли в классе во время урока.

Видовой состав растений на территории МБОУ СОШ №5

Комментарии

Отличная, содержательная работа!

9 December 2016

Ответ #11225 был удален 10 December 2016

Работа хорошая, но нет предмета исследования, не конкретизированы выводы. Выводы должны быть ЧЕТКИМИ!

10 December 2016

Работа замечательная, но, к сожалению, это не урок-лабораторная работа.

17 December 2016