Исследовательская работа по литературоведению «Донская природа в поэзии и иллюстрации»
Автор публикации: А. Львов, ученик 4 класса
Исследовательская работа
Тема: «Донская природа в поэзии и иллюстрации»
Подготовил:
Львов Артём Александрович,
ученик 4 класса МБОУ СОШ №22
п. Горный Красносулинского района
Ростовской области
Руководитель:
Ковтун Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов, МБОУСОШ№22
Красносулинского района Ростовской области
р.п. Горный
2018 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Чтение - лучшее учение. 4
2.2. Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана
с книгой. 4
2.3. Мои фотографии для иллюстрирования произведений
донских поэтов. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
ПРИЛОЖЕНИЯ 18
ВВЕДЕНИЕ Тема моей исследовательской работы «Донская природа в поэзии иллюстрации». Чтение всегда было лучшим учением. Но, к сожалению, в современном мире, дети младшего школьного возраста стали мало читать, несмотря на то, что на полках магазинов и библиотек можно увидеть большой выбор книг. Книга – неисчерпаемый источник знаний и преданный друг, сопровождающий нас с самого раннего детства. Она учит нас понимать красоту окружающего мира, видеть её через иллюстрации художника, воспитывает в нас любовь к Родине при помощи художественного слова или образа, созданного писателем. Не каждая книга имеет иллюстрации, а ведь именно с нее начинается процесс выбора книги для чтения. Актуальность моей работы заключается в том, что иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знание об окружающем мире, способствует пониманию литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. В своей исследовательской работе я хотел бы обратиться к творчеству своих земляков – поэтов земли донской и создать иллюстрации к их произведениям. Цель проекта: подобрать в качестве иллюстраций фотографии, которые помогут нам лучше представить те или иные картины природы, соотнести их с образами художественных произведений.
Задачи проекта:
1. Найти литературный материал.
2.Соотнести произведения художественной литературы, устного народного творчества с фотографиями в качестве иллюстраций.
3. Подготовить презентацию.
Гипотеза – читать книги очень полезно, создавать иллюстрации к художественным произведениям важно и интересно.
Методы исследования.
1. Проблемный.
2. Поисковый.
3. Наглядно – иллюстративный.
4. Репродуктивный.
Этапы исследования.
1.Провести анкетирование одноклассников.
2. Посмотреть книги по теме исследования.
3. Обратиться к Интернет – ресурсам.
4. Подобрать в качестве иллюстраций фотографии с изображением природы.
5. Создание презентации.
6. Создание книги со своими иллюстрациями.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Чтение - лучшее учение.
Как прекрасна Донская земля! Как просторны её поля и степи! Как плодородны её сады и широки реки! Как богата история и культура! Как уникальна и самобытна природа Донского края! О ней мы узнаем, в том числе и из художественных произведений.
В раннем детстве меня привлекали красочные, с яркими иллюстрациями книги. Вначале я с интересом перелистывал странички книг, с удовольствием слушал чтение мамы. Мне нравилось рассматривать картинки и очень хотелось быстрее научиться читать самому. Я начал читать еще в четыре года, и с той поры часто хожу в библиотеку. Порой берёшь одну книгу в руки и уже по обложке понимаешь, что очень хочешь её прочитать, а другую стороной обходишь.
Когда я пошёл в первый класс, то самым любимым для меня уроком стало литературное чтение. С самого начала обучения в школе, я обратил внимание на то, что не для всех моих одноклассников этот урок является интересным. Задумавшись, почему так происходит, решил разобраться в этом. В результате исследования пришёл к выводу, что это во многом зависит от картинок, которыми оформлена книжка или учебник. К сожалению, комплект по литературному чтению меня немного разочаровал, в том смысле, что в нем очень мало содержится иллюстраций, или же они выполнены в черно-белом формате. Я хочу повысить интерес ребят к чтению книг, обратить их внимание к пониманию того, что необходимо беречь просторы родной земли, дорожить тем, что ты родился в таком замечательном уголке нашей громадной страны.
В настоящее время в нашем государстве поднимаются вопросы возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности патриота своего Отечества, своей малой родины. Именно с родного дома и начинается любовь к Родине, гордость, чувство патриотизма. Невозможно не любить свой родной уголок, место, где ты родился, впервые взглянул на мир, сделал первый шаг и произнес первое слово. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Мое село, мой край любимый!
К себе ты манишь неспроста.
С неодолимой нежной силой
Влекут родимые места. Т. Пименова.
2.2. Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой.
Совсем недавно я увлёкся фотографией. Мне нравится наблюдать за природой. Первый снег, первые цветы, закат солнца, спелая рожь – мне интересно всё. Природа первозданна. Она всегда удивляет. Не зря поэты посвящали ей свои стихотворения, художники умели разглядеть в ней что-то неуловимое и изобразить на своих полотнах, а композиторы заставляли прислушаться к её звукам.
Фотография – очень увлекательное и захватывающее занятие. Снимок способен уловить какой-то невероятный, неповторимый миг, который происходит рядом. Я заинтересовался, как создают иллюстрации к произведениям. В работе мне стало известно, что обычно под иллюстрацией подразумевают изображение, которое поясняет текстовую информацию. Иллюстрациями к книгам являются рисунки, фотографии, диаграммы, схемы и другие графические изображения, которые должны быть понятны ребёнку, а изображения должны быть похожи на реальные предметы. Об иллюстрировании детской книги как сложном процессе не раз говорил известный художник В. Конашевич. Исходя из знания законов развития ребёнка, он определяет требования к иллюстрациям в произведениях для малышей: «Ясность, простота и выразительность». Но тут же художник замечает: «Однако под простотой не следует разуметь какое-то нарочитое изображение предмета, а упрощение приёмов его графического воспроизведения. Ребёнок требует, чтобы предмет был изображён точно и со всеми признаками, но изображён просто и ясно».
Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Иллюстрации помогают читателю визуализировать текстовую информацию, лучше понять смысл книги или конкретного отрывка текста. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия у детей. Графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. В связи с этим, следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как образы, созданные хорошим художником - иллюстратором, - это и прекрасные образцы самобытного творчества, и толчок для познания окружающего мира. Вглядываясь в них, дети могут получать удовольствие от творческих открытий художника, вместе с ним следовать в новый мир живых образов, вымысла, что даёт простор воображению и собственному творчеству.
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета вечер,
Какого цвета ветер?
Ответь, какого цвета
Земля моя, планета?
С целью изучения отношения ребят к чтению я провел анкетирование своих одноклассников. Мною была составлена анкета с вопросами:
1. Любишь ли ты читать книги?
2. Сколько времени обычно проводишь за книгой?
3. Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения?
4. На что ты обращаешь внимание, когда берешь в руки книгу?
5. Какие книги ты предпочитаешь?
6. Какие журналы тебе нравятся?
7. Кто советует тебе в выборе книги?
В анкетировании приняли участие 22 человека моего класса, были обработаны данные и сделаны следующие выводы:
любят читать книги – 9 человек, не любят читать – 13 человек;
читают 40 минут в день -6 человек, 30 минут -3 человека, 20 минут – 4 человека, 10 минут - 9 человек;
читают сами -15 человек, по принуждению -7 человек;
читают сказки-7 человек, рассказы о животных – 3 человека, комиксы – 5 человек, никакие дополнительные книги не читают – 7 человек;
журналы практически не читают;
советует читать книги мама-9 человек, учитель -11 человек, друзья – 2 человека;
занимает книга с иллюстрациями - 16 человек, без иллюстрации -6 человек. (Приложение 1)
2.3. Мои фотографии для иллюстрирования произведений донских поэтов.
Я решил создать небольшой сборник стихотворений донских поэтов, в котором иллюстрациями послужат собственные фотографии.
Природа Донской земли разнообразна. Её степи волнуют серебристые стебли цветущего ковыля. Они плавно колышутся от дуновения слабого ветерка. Тут и там алеют дикие тюльпаны. Островками виднеются высокие стебли шалфея, белые шапочки степного лука.
Сладковато цветёт подорожник, горечью отдаёт полынь, слышится запах чабреца:
Широко, привольно раскинулась степь-
Не видно начала и края!
Дрожащего марева дивная цепь
Бежит над землёй, замирая…
П. Атаманцев «Широко привольно раскинулась степь» (Приложение 2)
А сколько песен и лирических произведений посвящено Дону-батюшке! Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим.
Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли московской,
С Ивана-озера течет.
Века идут... Но не мелеет
Донское русло на пути;
И все мужает, все смелеет
Казачье воинство в степи.
Верно Кремлю и башням дивным,
Московской улочке любой,
В беде — словам земли призывным,
Зовущим за Россию в бой.
Зовущим в бой! Летят над степью
Конногвардейские полки.
И пыль вздымается, как пепел,
И кони рыжие легки...
Анатолий Софронов «Откуда Дон берет начало» (Приложение 3)
Когда от первого разлива
Не остается и следа,
С верховьев Дона торопливо
Приходит теплая вода.
Дыханьем легким согревая
Донские степи и поля,
Она несется горновая,
В зеленых займищах бурля.
И, затопляя побережье,
Вздымая тёмную волну.
Верховной бурною и свежей
Приносит позднюю весну.
По затуманенным низинам
Гуляют цапли на песке,
И черноталовой лозиной
Их ноги кажутся в реке.
У прибережья желтый чакан
Среди клокочущих ключей
Стоит, покрытый нежным лаком
Весенних солнечных лучей.
Непросыхающею краской
Сверкают отблески реки...
Под парусами на баркасах
Уходят в гирла рыбаки.
И, развернувшись по теченью,
За борт бросают невода...
Бурливым праздником весенним
Приходит теплая вода.
Анатолий Софронов «Тёплая вода» (Приложение 4)
Природа в поэзии донских поэтов всегда занимала важное место.
Через тонкую поэтическую нить они делились чувственным восприятием любви к родной природе, в своих произведениях описывали сюжеты, оттеняли характер действия с помощью описания природы.
Времена года плавно чередуются: мягкая зима уступает место разудалой красавице-весне, которая сменяет жаркое и засушливое лето, а вслед за ним украдкой приходит разноцветная осень. Каждое время года прекрасно. Оно бесценно, потому что это моя родная земля! Мне нравится замечать удивительную красоту в природе родного края. Невозможно представить землю осенью без яркой листвы, без птиц весной, без звёздного неба летом, без пушистого снежного покрывала зимой, без первых снежинок, без лёгкого морозца…
На волшебной свирели
отыграл снегопад.
Как снегурочки, ели
в белых шубках стоят.
На берёзовых ветках
хороша бахрома!
Вся в сосульках-конфетках
молодая зима...
Где-то вьюга затихла
на границе тайги.
На тропинке - зайчиха,
на рябинке - снегирь.
Пусть речные затоны
лёд сковал до весны,
но на мир изумлённый
льётся свет новизны...
Ирина Яворовская «На волшебной свирели» (Приложение 5)
Налетела зима белым снегом с капелями,
Вереницами туч, перламутром лучей.
Где-то прячет коней,
запряжённых метелями,
Что ворвутся ещё в темень долгих ночей.
Чуть прошлась ветерком
полюбившимся, северным -
И кусты оголил первый робкий мороз.
За кулисы ушла,
словно выход был временным,
Будто случай её на подмостки занёс.
А потом разошлась! Затрещала морозами,
Белым инеем всё, покрывая подряд,
Льдом мосты навела и сосульками слёзными
Серым крышам домов подарила наряд.
Так и будет теперь -
то сверкать, а то хмуриться,
Иль снежинками мягко дорожки стелить,
Одарять чудесами простывшие улицы,
На балу новогоднем хозяйкою быть...
Владимир Макарченко «Налетела зима» (Приложение 6)
Русская зима самое спокойное и тихое время года, когда вся природа спит, укрывшись белым одеялом мягкого снега. Деревья слегка похрустывают своими тонкими ветками на морозе.
Степь укрылась покрывалом,
В белой шубе лес стоит.
Под пуховым одеялом
Пашня-труженица спит...
Запрягу я тройку в сани -
Пой, тальянка, веселей! -
Полечу по снежной рани
К милой любушке своей!
Разбужу её в постели,
Соболями оберну,
И помчимся по метели
Сквозь морозную страну.
Веселимся с бубенцами
Под игривую гармонь,
И поют метели с нами,
Только клавиши затронь!
Встретит нас Зима в избушке
И снежками угостит,
Что засолены в кадушке...
Леденцами одарит!
А потом достанет месяц
Из хрустального ведра
И над ёлками подвесит
До святого Рождества...
Виктор Шевченко «Зима» (Приложение 7)
Особое место среди времен года в творчестве донских поэтов занимает весна. Ведь она ассоциируется с пробуждением, чистотой, рождением чего-то нового и невинного. Природа, словно, юная девица преображается, примеряя то одно, то другое платьице. Душистым ароматом благоухает черемуха, тут же зацвела сирень, яблоня раскрывает свои первые бутончики. Все деревья покрываются крупными белыми цветами, а потом лепестки падают на землю, будто снег.
Весной черемухи душистой рай,
Садов вишневых белое кипенье,
Любой по сердцу уголок ты выбирай
И в такт ему твое сердцебиенье.
Донскую землю не любить нельзя
И песни жаворонка в поднебесье.
Родной земле я в пояс поклонюсь
И станет мир добрее и чудесней.
Раиса Верич «Весной черемухи душистый рай» (Приложение 8)
Спешит природа, до лета совсем немного времени осталось, надобно все успеть. Не узнать недавний лес, не узнать прихорошившиеся березки, чопорно одетые в зелень осины, приукрашенные модно рябины. Пока только дуб не спешит одеваться в новый костюм, но и его время недалеко, когда ветви обзаведутся листьями. А вот и тополя украсились душистыми бантиками, скоро и им цвести. Фестивалем лепестков развернулась яблоня, сияют молодыми красками цветы, а на полянках желтеют одуванчики.
На Дону царит весна, -
Светляки сверкают, -
Ароматами полна,
Пеньем привлекает.
Улыбается Восток,
Ветки зацветают,
По зеркалью тихих вод –
Рыбицы играют…
Соловьи с утра в кустах, -
Трели рассыпают…
Жеребята на лугах, -
В беготне брыкают…
Пусть торжественней весна
Свой приход отметит, -
Ой, Донская сторона, -
Краше нет на свете!
Ароматами полна,
Пеньем привлекает.
На Дону царит весна, -
С ней душа взыграет!
Александр Сигачёв «Весна на Дону» (Приложение 9)
Лето! Одно из самых удивительных, красивых и ярких времен года. Летняя природа особенная, впечатляющая. У каждого лето ассоциируется с чем-то своим: звуками, запахами ощущениями. Это сочные луговые травы, аромат полевых цветов и даже сумрак, прохлада елового леса. Все природное великолепие лета нашло отражение в творчестве знаменитых русских поэтов. Они посвятили прекрасной поре огромное количество романтических, волнующих строк.
В Ростовской области выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу. Земля даёт богатый урожай. В 2017 юбилейном году было собрано рекордное количество зерна – более 12 миллионов тонн. Таким образом, регион вышел на первое место в России.
Горжусь, что родом из Донского края,
Где Шолохов родился и творил.
Сейчас я это четко понимаю,
Как Землю наших предков он любил.
А землю нашу не любить нельзя,
Она нас кормит, поит и лелеет,
Здесь солнце нежно всходит, а заря
Жар-птицей розовой с небес алеет.
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Попов И.Н. «Горжусь, что родом из донского края» (Приложение 10)
Опять на лугу зазвучали
Кузнечиков голоса.
К тропинке ромашки сбежали
И смотрят во все глаза.
А солнышко жжётся нещадно.
По летнему день хорош.
И хочется выслушать жадно
Берёзку, родник или рожь.
Река перекатом играет,
И падает...
«Край отчий» (Приложение 11)
Украшает донскую землю желтоликий подсолнечник.
В краю донском запомнил я одну
Красивую и добрую примету:
Взойдёт подсолнух на вершину лета
заре по плечи – значит, быть зерну!
Подсолнуху до осени стоять,
влюблённым взглядом провожая Солнце…
А с каждым утром жаворонок звонче
жемчужную перебирает прядь…
Весомые пшеничные страницы листает ветер
– жарок и духмян,
великий солнцеликий окен
потоками прозрачными струится…
Как хорошо!
Какая благодать!
Шагает лето ладно и крылато…
И долго на Дону горят закаты…
И долго птицы не ложатся спать!..
Анатолий Кравченко «Донское лето» (Приложение 12)
Лето донское на Дону в разгаре…
Пшеница в степи у нас золотая!
Колос на солнце играет, поёт…
Родное зерно наливает и прёт!
Знать зиму с хлебом встретим…
Новый год с караваем отметим!!!
Вспомним хлебную страду…
Как убирали урожай на Дону.
Хлеборобы донские трудились…
Сутками здесь… они не ленились,
Чтоб Родину хлебом кормить…
Да! Русь Матушку… душою любить!
«Край отчий» (Приложение 13)
Догорает летний день. Большое оранжевое солнце прощально пылает, медленно скрываясь из вида. Земля погружается в сумерки. А в небе еще некоторое время блеклое зарево в том месте, где спряталось солнце.
Засыпают в тиши хутора,
Светят ласково девичьи очи.
Хороши на Дону вечера,
Темно-синие ночи.
В белом мареве стынут сады
Над серебряной гладью донскою.
В этот вечер мне встретилась ты
Над уснувшей рекою.
Хорошо вечерами спешить
К ненаглядной своей на свиданье,
Хорошо до рассвета бродить,
Целовать на прощанье.
Хорошо помечтать до утра,
Глядя в карие девичьи очи...
Хороши на Дону вечера,
Тёмно-синие ночи.
Владимир Калмыков «Хороши на Дону вечера» (Приложение 14)
Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.
Золотой листопад, золотой листопад,
Что - капризной изменницы царский наряд.
По тропинкам шуршащим иду невпопад,
А вокруг золотой, золотой листопад!
Между прошлым и будущим солнечный свет
Тем прекрасней, что стужа ступает во след.
И кружат над землёй свой прощальный балет,
Листья-бабочки - золотом прожитых лет.
Марина Фатеева «Золотой листопад» (Приложение 15)
А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды шиповника и бездонное осеннее небо удивляет обилие и яркостью рассыпанных по нему звезд.
У нас на солнечном Дону
По-своему прекрасна Осень.
Уже окрасило волну
В густую прозелень
И в просинь.
Плывут по глади лепестки
И листья вербы,
Ветром сбитые.
И стали белыми пески,
Волной за лето перемытые.
А выйдешь поутру на луг –
Роса со стебельков сочится.
Откуда-то поднявшись вдруг,
Взлетает над тобою птица.
Покинутые шалаши
Грустят на голых огородах.
Шумят тревожно камыши,
В рассветных отражаясь водах.
И жадно, и легко дыша,
Идешь, рожденья дня встречая.
Осенней свежестью душа
Опять наполнена до края.
Гарнакерьян А.Г. «У нас на солнечном Дону…» (Приложение 16)
Осень придёт - превратит зелень в золото.
Осень придёт - ты мне станешь нужней.
Сердце сожмется, как будто проколото
долгими иглами серых дождей.
Осень придет ... Да чего там! Пришла уже!
И никуда от нее не сбежишь.
И невпопад скачет ветер по клавишам
мокрых, озябших октябрьских крыш.
Леонид Дьяков «Осень придёт» (Приложение 17)
В роще осенней светло и торжественно.
Слышно, как медленно падает лист.
Крона берёзы печальна
И женственна.
Где-то доверчивый лепет синиц...
Каждое дерево грустью отмечено,
Тихой тоскою, -
Что бренностью звать...
Рядом со мною любимая женщина -
Девочка милая, строгая мать...
В роще осенней светло и торжественно!
Каждое дерево светит свечой
Рядом со мною красивая женщина,
Голову клонит ко мне на плечо ...
Каждое дерево с вечностью венчано.
Всё уготовано. Всё надлежит...
Рядом со мною весёлая женщина,
Гляну в глаза её - Хочется жить!
Светлана Новикова «В роще осенней» (Приложение 18)
Родной край для каждого из нас дорог сердцу. Я считаю, что родной край должен быть самым красивым и любимым, но для этого мы должны беречь и приумножать его богатства!
Мой край родной, земля святынь донских,
Как дорог всем нам, как любим ты нами!
Дозволь воспеть, найдя зачина стих,
Тебя звенящими, как песнь, словами
Мой край донской, ты ширь и даль степей,
Курганы, где в сраженьях кровь пролита;
И родники, из коих, сколь ни пей,
Всё бьёт струя, легендами овита…
Ты – реки, что привольно здесь текут,
И вешний цвет лазоревый, что нежен.
Орлы, парящие покой твой стерегут, –
И неба свод лазурен, чист, безбрежен…
Мой край родной, гляжусь и вдаль веков.
Тобой, любуясь, предков вспоминаю,
Сюда пришедших с крымских берегов…
Ты кров им дал, радушно принимая.
Цвети, мой край, цвети и расцветай
И, песней звонкою воспетый, славься!
Мой край донской, родимый отчий край,
Оплотом дружбы на века останься!!
Кнарик Хартавакян «Мой край родной» (Приложение 19)
Ростовский край, родной мой Дон,
Тебя люблю я всей душой!
Твои поля, твои луга -
Без них мне жизнь моя пуста.
Не променяю я тебя ни на какие города,
Лишь только ты всегда со мной,
Мой милый край, мой дом родной.
Твои закаты и рассветы
В груди моей теперь навеки.
Максим Куделин «Ростовский край» (Приложение 20)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования я пришёл к выводу, что иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Иллюстрации помогают читателю визуализировать текстовую информацию, лучше понять смысл книги или конкретного отрывка текста. С иллюстрации начинается процесс выбора ребёнком книги для чтения. Она способствует пониманию литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, увидеть красоту родного края. Ребенку сложно воссоздать в своём воображении то, о чём повествует писатель. Здесь в книгу вступает художник. Он со своими иллюстрациями приходит к ребёнку, когда тот ещё не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем.
В результате работы над проектом я подготовил презентацию и проиллюстрировал стихотворения донских поэтов своими фотографиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Литература Дона. Хрестоматия для чтения. - Ростов
н/Д: ЗАО» Книга», 2005.
2. Иллюстрация. Советы начинающим. Издательство: Южный художник, 2001 г
3. Трифонова Н. Учусь читать: Десять простых шагов, которые помогут малышу научиться читать. – М., 2004.
Интернет ресурсы:
1. https://www.sunhome.ru/poetry/1115684.
2. https://www.sunhome.ru/poetry/1135155.
3. http://fb.ru/article/224971/zima-opisanie-prirodyi-zimoy.
4. http://rslovar.com/content.
5. http://geografiadona.ucoz.ru/index/stikhi_o_prirode_donskogo_kraja/0-44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Анкетирование одноклассников.
Приложение 2.
Фото №1 «Донская степь».
Автор: Львов Артем
Приложение 3.
Фото №2 «Дон-батюшка».
Автор: Львов Артем
Приложение 4.
Фото №3 «Тихий Дон».
Автор: Львов Артем
Приложение 5.
Фото №4 «Белые шубки».
Автор: Львов Артем
Приложение 6.
Фото №5 Зима - хозяйка».
Автор: Львов Артем
Фото №6 «Зимушка-зима».
Автор: Львов Артем
Фото №7 «Все белым, бело…».
Автор: Львов Артем
Приложение 7.
Фото №8 «Зимнее покрывало».
Автор: Львов Артем
Приложение 8.
Фото №9 «Яблони в цвету».
Автор: Львов Артем
Фото №10 «Цветы как снег».
Автор: Львов Артем
Приложение 9.
Фото №11 « Золотой луг».
Автор: Львов Артем
Фото №12 «Берёза-символ России».
Автор: Львов Артем
Фото №13 «На Дону царит весна».
Автор: Львов Артем
Приложение 10.
Фото №14 «Хлебное поле».
Автор: Львов Артем
Приложение 11.
Фото №15 «Ромашки-сестрички».
Автор: Львов Артем
Приложение 12.
Фото №16 «Желтоликий подсолнечник».
Автор: Львов Артем
Фото №17 «Цветок солнца».
Автор: Львов Артем
Приложение 13.
Фото №18 «Золотая нива».
Автор: Львов Артем
Приложение 14.
Фото №19 «Закат».
Автор: Львов Артем
Фото №20 «Хороши на Дону вечера».
Автор: Львов Артем
Приложение 15.
Фото №21 «Разноцветные краска осени».
Автор: Львов Артем
Приложение 16.
Фото №22 «Золотой наряд».
Автор: Львов Артем
Фото №23 «Богатый урожай».
Автор: Львов Артем
Приложение 17.
Фото №24 «Новый осенний наряд».
Автор: Львов Артем
Приложение 18.
Фото №25 «В роще осенней».
Автор: Львов Артем
Приложение 19.
Фото №26 «Люблю тебя, мой край родной!».
Автор: Львова Елена Владимировна
Приложение 20.
Фото №27 «Я родом из донского края».
Автор: Львова Елена Владимировна
Фото №28 «Мой милый край, мой дом родной».
Автор: Львова Елена Владимировна