12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гоцуляк Наталья Васильевна29
Творческий человек,люблю петь,разводить цветы,читать психологическую литературу. Замужем,воспитываю дочь
Россия, Ростовская обл., Азов

 

Содержание
Введение 2

I. Возникновение, этническое и социокультурное

становление армянской диаспоры на Дону. 4
1.1. История поселения армян на Донской земле.
1 2. Основание армянского города Нахичеван . 13
1.3.Традиции и обычаи донских армян 24

II. Вклад донских армян в российскую культуру 28
Ш .Заключение 30

Список используемых источников и литературы 31

 

Введение.
Актуальность темы исследования состоит в том, что процессы,
происходящие в обществе в последние годы, способствуют пересмотру отечественными историками многих явлений и событий в истории России. Новое осмысление опыта межнациональных отношений, образования и функционирования различных диаспор в России, в том числе и армянской, очень важно для формирования современного исторического сознания, требует создания научной, свободной от субъективно – догматических наслоений и мнений концепции. История и культура многонационального государства, как известно, складывается из взаимодействия, взаимопроникновения, а порой и взаимоотторжения элементов культур различных этносов. В этой связи интерес представляет изучение тех этнических групп и народов, которые, не будучи русскими и даже российскими по происхождению, однако, в результате многовековых исторических процессов ощущают себя частью общества российских народов. Актуальность исследования во многом определяется комплексным подходом в изучении армянской диаспоры России, недостаточной изученностью её истории, усилением в настоящее время внимания к культуре различных народов России, как многонационального государства, необходимостью определения характера и объяснения новых стереотипов поведения армянского этноса, ставшего частью российского общества.

Я заинтересовалась данной темой , так как сама родилась в армянской семье, поэтому главной задачей моего исследования является попытка проследить исторический процесс складывания сообщества российских армян - диаспоры и её вклад в развитие Российского государства и нашего региона.

В исследовательской работе исследуется возникновение, этническое и социокультурное становление армянской диаспоры Донской области и Степного Предкавказья с момента переселения армян на Дон до настоящего времени.

Диаспора (от греч. - рассеяние) - пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения. Диаспоры образовались в результате насильственного выселения, угрозы геноцида, воздействия определенных социально-исторических факторов. В армянском языке диаспора - " utfijnjixd- (от слова" uobn.Jbi "-стлаться, расстилаться, рассеиваться)1.

В историографии исследуемой проблемы являются работы, посвященные истории и культуре армянского народа.

В контексте данного исследования интерес представляют работы С.Н.Глинки, М.Нейман, Н.В.Саакяна, русского поэта В.А.Брюсова, Ф.Г.Погосян; и других авторов. Эти исследования затрагивают широкий аспект проблем истории и культуры армянского народа: этнопсихологические черты, нравственно исторические традиции и обычаи, сформировавшиеся в процессе исторической развития; показаны исторические реалии, тысячелетиями сопровождавшие жизни народа (будь то ландшафтные символы Армянского народа или народные ремесла); большое внимание отводится культуре армян; на протяжении веков подчеркивается роль армянского народа в ходе развития мировой истории, культуры и литературы.


 

I. Возникновение, этническое и социокультурное становление армянской диаспоры на Дону.
1.1. История поселения армян на нашей Донской земле.
На протяжении многих столетий рядом с греческой диаспорой всегда развивалась армянская, являясь одной из самых ярких диаспор Приазовья.
 А что мы знаем об армянской диаспоре Приазовья?
Армения – очень древнее государство.
Вековая мудрость армянского народа, основа его национальной идеи заключается во фразе: «Человек не в силах унести что-либо из мира сего. Он может только оставить на земле плоды своего умственного и физического труда». Так и живет древний народ, сверстник доблестных ассирийцев и египтян, радуясь редким и кратким промежуткам мира и спокойствия, когда можно заняться строительством, образованием, наукой, созидательным трудом. Наверняка каждый из нас даже не задумывался о том, насколько трудно было армянскому народу.
Находившаяся на стыке различных цивилизаций, где сталкивались интересы сильнейших держав, Армения стала ареной беспрерывных войн и нашествий, которые в конечном итоге привели к частичной потере государственности, гибели населения, разорению городов и селений, насильственным переселениям. 
Трагическая судьба народа привела к возникновению многочисленных диаспор. В настоящее время, кроме России, армянские диаспоры существуют в США (около 700 тысяч человек), Франции (около 300 тысяч человек), Иране (около 200 тысяч человек), Турции (около 150 тысяч человек), Аргентине (около 90 тысяч человека) и других странах.
Когда же появились на территории России армянские поселения? Они формировались на всем протяжении существования Российского государства. Первые сведения об Армении на территории Древней Руси относятся еще к Х веку. Общность политических интересов, единая вера – христианство объективно способствовали тому, что в лице России Армения видела не только гарантию своего физического спасения, но и надежду на восстановление своего национального очага на исторической родине.
В связи с непрерывными войнами, начиная с арабских завоеваний (VII в.) и нашествий сельджуков (ХI в.), начинаются переселения армян с исторической родины. В ХI в. появляются первые поселения армян в Крыму. В ХIV–ХVIII вв. армяне по численности здесь занимают второе место после крымских татар, а юго-восточная часть полуострова называется Морской Арменией.
Многовековая история пребывания армян в Крыму и Приазовья изобилует как светлыми, так и трагическими страницами. Со дня основания первой крымской колонии армянская община несколько раз подвергалась почти полному уничтожению, но каждый раз, спустя некоторое время, возрождалась. «Побеждает тот, кто не устает строить», - эту истину армяне выстрадали всей своей нелегкой
историей, вновь и вновь доказывая ее на Приазовской земле.
Когда поселились армяне на нашей Донской земле? Выгодное географическое и геополитическое положение, мягкий и тёплый климат, плодородные Приазовские и донские земли дающее неограниченные возможности в торговле и развитии ремёсел, привлекали сюда армян ещё задолго до их компактно организованного переселения из Крыма в последней четверти 18 века. Есть свидетельства о пребывании армян в татарском Азаке и Тане в 14-15 в.в.Донским историком и краеведом Б.В.Чеботаревым установлены факты проживания армян в середине XVII в. в турецком Азове, где у них была своя церковь Иоанна Предтечи. По подсчетам П. Буткова к середине 17 в. при взятии Азова донскими казаками в 1636 году в нем насчитывалось 63 семьи армянских и греческих купцов. Известны так же и факты единичного включения армян в состав сообщества и сословия донских казаков в 16 - 19в.в. Армяне были радушно приняты генуэзцами, они пользовались всеми правами, которые были у тех, и даже имели особые привилегии. Армяне и генуэзцы жили довольно дружно и при необходимости рука об руку защищались от внешних врагов. По инициативе и на средства армян строились оборонительные сооружения, покупалось оружие. Такая в общем-то безмятежная жизнь у армян продолжалась до 1475 года, когда турецкий султан Магамет II снарядил флот и повелел дотла разорить и уничтожить Кафу. Началась осада города. Генуэзцы и армяне стойко и мужественно защищались, но турецкая артиллерия разбила толстые стены крепости. Часть жителей была уничтожена, другая часть бежала в горы, многие нашли спасение в татарских аулах. Большинство генуэзцев спаслось бегством и покинуло Крым. Имущая часть армян и других христиан также покинула полуостров. Они нашли себе убежище в Польше, Молдавии, Валахии и других странах. Крым стал подвластной территорией оттоманской империи. Управлялся ханом, который назначался турецким султаном. Те из армян кто смог уцелеть, в скорое времени смогли восстановить свое экономическое влияние на полуострове. Они составляли вместе с греками к тому времени значительную часть городского населения в Крыму. Греки также были одним из аборигенных народов Крыма.

Уже в VI веке до Рождества Христова берега Азовского и Черного морей были усеяны греческими колониями, из которых особенно были замечательны Пантикапея, столица Босфора Киммерийского, нынешняя Керчь, на берегу Керченского пролива, и Танаис, основанный милетскими греками в устьях реки Дон. Еще со школьной скамьи мы помним слова Петра Великого о том, что российскому флоту быть. Петр I постоянно думал о расширенна границ России на юг, о выходе к морю. В 1637 году казаки взяли Азов, но в 1643 г. по требованию российского правительства город-крепость был возвращен туркам. В 1696 г. Петр I овладел Азовом, а в 1698 г. начал строить город Таганрог.

В 1711 году Россия была вынуждена отказаться от своих завоеваний в Приазовье и возвратить туркам Азов вместе с Таганрогом. Но в 1739 г. утраченные земли были вновь возвращены России. По условиям Белградского мирного договора, заключенного с Турцией в 1739 году, Россия не могла иметь в Азове и Таганроге укреплений. Поэтому русское правительство, чтобы надежнее защитить свою южную границу, добилось права на постройку новой крепости в низовьях Дона, между Черкасском и Азовом. Как мы видим, Россия с большим трудом и ценой невероятных усилий пробивала выход к Черному морю.

В 1774 году в результате войны с Турцией русским правительством был заключен Кучук - Кайнарджийский мир, по которому татарское ханство в Крыму признано было независимым от Турции. Россия усиливает свое влияние в Крыму и серьезно начинает претендовать на то, чтобы стать могучей морской державой. В частности, контролировать Черное море. Для того, чтобы упрочить свое влияние в Крыму, русское правительство возвело на ханский престол своего ставленника Шагин-Гирея, человека для того времени образованного и эрудированного. Чтобы поставить хана, его чиновников и мурз в еще более зависимое положение от России, правительство Екатерины II задумало экономически ослабить ханство, выселив из Крыма греков и армян, так как уплачиваемые ими подати составляли главную статью доходов хана, они держали в своих руках почти всю торговлю, земледелие и ремесленное дело полуострова. Другой немаловажной причиной, побудившей российское правительство организовать переселение армяни греков, было стремление поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. Агенты царского правительства начали вести тайные переговоры с армянским и греческим духовенством, а также с авторитетными представителями этих народов. Многие армянские купцы по своим торговым делам имели деловую связь с населенными пунктами Южной России и, конечно, не прочь были переехать в новые края и здесь широко развернуть свою коммерческую деятельность, тем более в христианском окружении. Ведь армяне страшно боялись, что турецкий султан вытеснит русских из Крыма. Слухи о переселении христианского населения Крыма дошли до хана и его мурз. Хан был в бешенстве. Он требовал разъяснений от российского правительства, лично от А. В. Суворова. Официальные ответы гласили о том, что эта акция проводится по просьбе христианского населения Крыма, по человеколюбию и долгу, и, конечно, Россия готова принять своих единоверцев. Татары были очень взволнованы. По их признанию они теряли христиан «как душу из тела».

Отношение к христианам настолько ухудшилось, что греческий митрополит выехал из Бахчисарая в русский лагерь, а армянский архимандрит счел за благо скрыться в Кафе у своей паствы. Но щедрые подарки и заманчивые обещания русского правительства подействовали на хана и его мурз. Они пошли на уступки. Дело принимало большой размах и сдвинулось с мертвой точки. Командующего русскими войсками в Крыму князя Прозоровского, не согласного с политикой переселения, как и фельдфмаршал Румянцев, сменяет в апреле 1778 года решительный и энергичный генерал А. В. Суворов. Екатериной II Суворову приказано дело ускорить. Суворов организовывает и командует переселением христианского населения Крыма.

Переселение армян осуществлялось в несколько партий. Первая партия переселенцев, под командованием донских казаков, пустилась в путь 18 августа 1778 года, вторая — 22 августа, третья — 18 сентября. В Крыму христианского заселения, преимущественно состоящего из армян и греков, не осталось. Достоверно не зная о месте своего поселения, о привилегиях, обещанных царским правительством от имени Екатерины II, армяне столкнулись с большими трудностями, к которым они не были готовы. Суровая природа, холодная зима, необжитые, безжизненные степи, холодные пронизывающие ветры и долгая дорога, а также крайний недостаток в топливе, продовольствии, лекарствах. Можно представить себе страдания и лишения, которые пришлось пережить и преодолеть несчастным переселенцам. Голод, холод, различные заболевания унесли многие жизни армян, в основном стариков и детей. Умер также и предводитель крымских армян архимандрит Петрос Маркосян.

Но нельзя сказать, что организаторы переселения были вообще глухи к страданиям людей. Трогательную заботу о крымских армянах проявлял лично генерал А. В. Суворов. Он неоднократно обращался к Потемкину по поводу бедственного положения переселенцев. Им оказывалась помощь: выдавались продукты, одежда, выделялся транспорт, деньги. Хотя, к сожалению, этого было недостаточно. К концу 1779 года переселенцы дошли до низовий Дона. К тому времени подоспела и грамота (Указ) императрицы Екатерины II от 14/25 ноября 1779 года. По этому указу армянам отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского, разрешалось основать один город (Нахнчеван) и пять селений (Чалтырь, Крым, Большие Салы, Малые Салы, Несвитай). Так завершилось это драматическое переселение. Из Крыма выехало 31 386 человек. Из них греков — 18407, армян — 12598, грузин—219, валахов — 162. Греки большей частью селились между реками Бердой и Калмиусом, где были основаны города Мариуполь и Мелитополь. С Крыма выехало 12598 армян, 1/3 из которых не дошла до места.

Вышеупомянутый указ Екатерины II был зачитан на центральной площади будущего города (ныне пл. Карла Маркса). Царская грамота ныне хранится в Историческом музее Армении. Она состоит из пяти пунктов, написана на русском и армянском языках. Согласно этому документу, переселенцам предоставлялись определенные льготы-привилегии. В числе привилегий надо отметить освобождение армян от государственных податей и служб на десять лет, от воинской повинности на сто лет, разрешалось строительство церквей с проведением в них обрядов по своим законам и обычаям, разрешалась свободная торговля внутри и вне государства, а также армяне получили право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда. Генерал А. В. Суворов еще долгое время проявлял заботу об армянах-переселенцах. В крепости Св. Дмитрия Ростовского Суворов прожил вместе со своей семьей зиму 1783—1784 гг. Здесь же он получил извещение о том, что Турция официальным актом 1784 г. признала Крым и Ку­банский край входящими в 'состав Российской империи.

Трагически сложилась и судьба крымского хана Шагнн-Гирея. Он был вынужден отречься от престола в пользу императрицы Екатерины II. Бывший хап попытался организовать мятеж, но он был быстро подавлен. После чего бывшего властителя Крыма простили и отправили в почетную ссылку в Воронеж. Тоскуя в плену, он попросил позволения поехать в Константинополь. Его отпустили, но вскоре он был там умерщвлен турками.

Надо немного сказать и об истории тех мест, куда армяне прибыли. Ведь эти степи имели тоже свою историю и историю также увлекательную и интересную. Ведь еще древние греки знали о существовании реки Дон. А было это до Рождества Христова. В Донских степях жили полудикие люди — скифы, сарматы. О скифах и стране Скифии можно прочитать у Геродота. Он лично посетил эту таинственную страну, там же он пишет и о дельте реки Тинаиса (древнее название Дона). О других народах, живших здесь отчасти одновременно со скифами, отчасти позже, упоминаний не так много. Но известно, что здесь также проживали сарматы, роксолане, россы, герулы, готы, гунны я другие. После хазар в XI веке господствующее положение занимают половцы. Древние славяне в IX веке впервые появляются в донских степях и достигают Азовского моря. На восточном берегу Азовского моря сложилось Тмутораканское, княжество. В XIII веке в южнорусские земли вторгаются монголо-татарские завоеватели и надолго опустошают Подонье. В XIV веке пизанцы основали на берегу Азовского моря городок Порто-Пизано, а венецианские купцы еще ранее основали колонию Тану, утвердившуюся на месте нынешнего Азова. С течением времени господство над венецианской Таной переходит к генуэзцам, постоянным соперникам веницианцев по торговле.Тана становится воротами торговых отношений Европы и Азии. В 1395 г. ее разрушил грозный Тамерлан. С течением времени Тана возрождается. Но в XV веке Приазовье захватывают турки и Тана попадает под их власть. Турки-то и переименовывают Тану в Азов. 5 декабря 1749 г. императрица Елизавета Петровна издала указ о постройке пограничной таможни для взимания пошлины с товаров, привезенных из Турции или выводимых за границу. В 1761 году началась постройка крепости Святого Дмитрия Ростовского. Строил крепость видный военный инженер, генерал русской армии Александр Иванович Рнгельман. В войне с Турцией 1768 года крепость сыграла важную роль как опорный пункт и база. Так что армяне-переселенцы пришли на Дон, который уже к тому 'времени имел довольно интересную историю. Но и армяне, оказывается, и до переселения время от времени обживали Дон. Армянские купцы обосновались одно время в Золотоордынском Азате (Азове)в XIV—XV вв. Еще раньше армянские фактории существовали в рамках Хазарского Коганата IX—Х вв. Но массовое переселение армян на Дон осуществилось только в XVIII веке. После полутора лет переселения, связанного с большими трудностями, армяне получили право на постоянное жительство.

Вывод 1. В XVII–XVIII  вв. местами компактного проживания армян на Дону и в Северо-Восточном Приазовье являлись крупные центры международной и региональной торговли: турецкий и российский Азак/Азов, казачий Черкасский городок, позже – крепость Святого Дмитрия Ростовского. При этом существовавшие в данных населенных пунктах армянские общины не были столь крупными, как, например, в Астрахани и Кизляре.

2. Армяне, проживавшие в турецком Азове и посещавшие его в XVII– XVIII вв., являлись поданными Османской империи и занимались преимущественно торговлей.

3. Несмотря на то что эти армяне были достаточно прочно интегрированы в османское общество, некоторые из них оставались жить в Азове после его повторного включения в состав России в 1736 г., а также переселялись в Черкасск – как в период реставрации Азакского санджака (1712–1736 гг.), так и после его окончательной ликвидации (1736 г.).

4. Армянские подданные Крымского ханства и Османской империи, проживавшие на территории Крыма и Кубани, продолжали поддерживать устойчивые торговые связи с российским Азовом в 1696–1711 гг.

5. Многие из армян, переехавших в XVIII в. на жительство в Черкасск, крестились по православному обряду и вступали в ряды Войска Донского. Став донскими казаками, «новокрещенные» армяне, несомненно, во многом утрачивали свою национальную идентичность, так как в реалиях того времени она отходила на второй план по сравнению с принадлежностью к войсковому братству.

1 2. Основание армянского города Нахичеван .

В устье Дона, на имперской территории, а не на казачьей, с востока крепости Дмитрия Ростовского, где располагался его форштадт Полуденка, был основан армянский город Нахичеван со своими селениями, названный по аналогии с Нахичеванью в Закавказье и существовавшим некогда одноименным армянским городом в Крыму. Название Нахичеван следует понимать не как первый привал (что получается при дословном переводе), а как первенствующий (главенствующий) среди окружающих его населенных пунктов. Оно отвечало функциональной роли города как населенного пункта армянской колонии на Дону, включавшей также пять селений, расположенных под защитой русских крепостей и оборонительных сооружений.

Надо отметить, что в XVIII веке существовало три города одного и того же названия Нахичеван (в том числе два—на новоприобретенных территориях), армянские поселенцы стали называть свой город Новый Нахичеван (по-армянски Нор-Нахичевая). Со временем в связи с тем, что к России присоединился Нахичеван-на-Араксе, Нор-Нахичеван стал именоваться Нахичеван - на-Дону. Выехавшие из шести городов Крыма армяне поселилась в Нахичеване (это города Бахчисарай, Кафа, Карасубазара, Солхата, Гезлева — ныне Евпатория, Ак-Мечети — ныне Симферополь), а крестьяне из сел Топлу, Мелик, Камышли, Сала (ныне с. Грушевка), Чурук-Су, Султан-Сала, Орталанк (ныне с. Земляничное), Сарыбуз, Солдая (ныне Судак), Алушта, Алупка, Бурундур-Отар, Тапчак и др. Как мы видим, армяне оставили значительный след в истории Крыма. Когда армяне собирались переселяться на Дон, они собрались все возле русской крепости в Перекопе. Это как раз там, где сейчас в Крыму находится Армянск. Так что можно сказать, что память об армянах в Крыму находится повсюду. Как уже было сказано выше, армянское городское население Крыма поселилось в Нахичеване, а переселенцы из крымских селений — на расположенной к северо-западу от крепости Дмитрия Ростовского территории, где основали пять армянских поселений. Ближайшим к Нахичевану стало названное по наименованию речки с. Чалтырь, в котором обосновались жители крымского села Орталанк. Севернее него появилось село Крым, или Топты. построенное переселенцами из г. Солхата и с. Топлу, в связи с чем в нем образовалось сразу два прихода со своими церквами, а северо-восточнее села Султан Сала, или Малые Салы (Покр Сала) и в верховьях речки Темерник Большие Салы (Мец Сала).

Самым северным оказалось село Несвитай около речки Тузлов. Эти села входят теперь в состав Мясниковского района Ростовской области с районным центром в селе Чалтырь. Несколько позднее часть жителей Нахичевана, именовавшихся сабанчи, основала на реке Самбек шестое армянское село под названием Катеринаван (Екатериновка), ныне именуемое Самбек.

Выбор места для Нахичевана определялся рядом условий. Отведенная территория ограничивалась с востока балкой Кизитеринкой, с юга — рекой Доном, а с запада — границей крепости Дмитрия Ростовского. Археологическими исследованиями установлено, что благодаря выгодному для обороны рельефу местности, плодородию края и наличию источников с хорошей ключевой водой здесь, начиная с бронзового века, продолжительное время существовали различные поселения. На высоком откосе балки Кизитеринки, в месте ее выхода к Дону, обнаружены следы древнего Кизитеринского городища с крепостными стенами и рвом. Здесь найдены различные изделия местного и греческого производства, боспорские и римские золотые, серебряные и медные монеты, датируемые от 71 до 341 гг. Прерванная гуннами в IV веке жизнь на городище возобновилась вновь во времена половцев. Во времена монголо-татарских нашествий городище было покинуто. В XV веке территория Приазовья попала под власть крымского ханства, от которого отошла к России временно в 1698—1711 гг. и окончательно после войны 1735—1739 гг. В состав города Нахичевани вошел и Полуденский форштадт. Он был расположен к востоку от крепости Дмитрия Ростовского. Обитатели Полуденского форштадта частью удалились в крепость Святого Дмитрия и увеличили тем самым ее население, а частью же переселились за реку Дон и основали селение Койсуг на речке того же имени. Полуденка органически слилась с городом Нахичеваном, в котором она составляла его юго-западную часть. Улицы Полуденки образовали линии, позднее названные: Нижняя нольная, 1-я, 3-я, 5-я, 7-я, 9-я, 11-я, 13-я, идущие от берегового обрыва местами до улиц Листопадова, Пролетарской, Мясникова. Нахичеван со дня своего основания получил четко выраженную планировку в виде сетки из пересекающихся под прямым углом улиц, полностью сохранившуюся до наших дней. Такая планировка характерна для русской градостроительной практики XVIII века. Для примера можно взять Василеостровский район Санкт-Петербурга. Хотя существующая застройка проспектов и линий Васильевского острова Петербурга в основных чертах сформировалась в конце XIX—начале XX вв. Надо отметить, что такая планировка городов характерна и для древнейших государств Востока, в частности, и для Армении.

К сожалению, документально точно не установлено, кто является автором генерального плана города. Можно предполагать, что им был исполнитель задания Екатерины II и Г. А. Потемкина, известный русский зодчий И. Е. Старое, по проектам которого на Юге России были распланированы Николаев и Екатеринослав (Днепропетровск), в одноименную губернию 'которого входил в то время и Нахичеван. Однако некоторые краеведы, в частности, известный ростовский краевед И. С. Чардаров, предполагали участие в планировке города А. И. Ригельмана, коменданта и строителя крепости Дмитрия Ростовского, уделявшего много внимания благоустройству округа, в котором располагалась эта крепость.

Надо сказать, что особую роль в жизни армянской колонии на Дону сыграл Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Лазарян) — крупный российский государственный деятель (1735—1801 гг.), который приложил немало усилий для развития и укрепления дружественных отношений между армянским и русским народами. Он был один из семи крупных предпринимателе» и миллионеров России, приложил немало усилий для создания института -восточных языков (Лазаревского института).

В ноябре 1780 года к переселенцам приехал из Петербурга их новый духовный глава — архиепископ князь Иосиф Аргутинский, официальный преемник архимандрита крымских армян Петроса Маркосяна, умершего во время переселения. У донских армян появился свой новый духовный глава. 'Вслед за основанием города и окружающих сел в Нахичеване был учрежден армянский магистрат, то есть судебно-административное учреждение, в котором было сосредоточено внутреннее управление городом и селениями;

Магистрат управлял всеми делами в колонии. В магистрате была должность городского головы. Нахичеванский магистрат распадался на два отдела — армянский и общий. Армянский отдел заведовал всеми делами, за исключением дел уголовных, которые передавались в общий отдел и рассматривались в соответствии с действовавшими тогда общегосударственными законами. Интересно, что судебные дела разбирались и рассматривались на основании обычного права, с одной стороны, а с другой — на основании сборника писаных законов Мхитара Гоша, ученого монаха, умершего в 1213 году. Этот армянский судебник был приспособлен к законам императора Юстиниана.

В селах власть принадлежала духовенству и выборным старостам, которые подчинялись магистрату. Колония имела свой герб, утвержденный в 1811 году, печать. Герб изображал щит, разделенный на две половины наискось. В верхней половине, в серебряном поле, изображены; золотые пчелы, а в нижней половине, в зеленом поле, — золотой улей. Основание Нахичевана как первого торгового и ремесленного города Российской империи конца XVIII века на юге страны продиктовало характер главных занятий его жителей. По-видимому, по своему режиму город был приписан к крепостям и форштадтам, населению которых в соответствии со специальным сенатским указом конца XVIII—начала XIX в. заниматься сельским хозяйством не только не рекомендовалось, но даже запрещалось. Вот поэтому это входило в обязанность армянских крестьян окрестных селений, в чем они значительно преуспевали. Выращиваемое ими зерно вывозилось как на внутренний рынок, так и в зарубежные страны, в частности, парижский хлеб выпекался уже не из крымской, а из нахичеванской муки. Уже позднее, в середине XIX века, в связи с переездом в Нахичеван жителей армянских сел изменился состав городского населения. Многие из горожан стали содержать домашний скот и птицу, а зажиточные — лошадей для личных экипажей, что повлияло на состав строений и планировку городских усадеб.

Коренные горожане — интеллигенция, торговцы и ремесленники скот не держали. Обязательным занятием горожан была торговля и различные ремесла. Выгодно используя предоставленные Екатериной II льготы и местные условия, купцы Нахичевана организовывали торговлю не только в своем городе, но и в Ростове-на-Дону, в Центральной России, на Кубани и Тереке, в Екатеринодаре (ныне Краснодар), Ставрополе, Таганроге и Азове, Ейске и других местах, где были построены здания торговых пунктов по закупке местных товаров и продаже зерна, шелка, шерсти, кожи, сала и иных продуктов. Городские ремесленники занимались производством шелковых, шерстяных, кожевенных и прочих товаров. В 1825 г. по «Статистическому описанию городов и посадов Российской империи» в Нахичеване число фабрик — водочных, рыбных, салотопенных, кожевенных, хлопчатобумажных и других достигало 33. В Таганроге же их было 26, а в Ростове-на-Дону только 12. С 1860-х годов пошел рост ремесленных предприятий. Особенно предприятий, связанных со строительством — кирпичных, черепичных, известковых, кафельных и других. Благодаря развитию торговли и ремесел, а также городского благоустройства Нахичеван вскоре после своего основания стал привлекать внимание видных русских и европейских путешественников и ученых XVIII и XIX веков. Таких, как К. де Барта, С. Палласа, Н. Раевского, И. Безбородко, М. Бжишкяна, А. Демидова, Гомера де Гелля и других. Они отмечали не только многолюдность, оригинальность образа жизни и быта населения, его большую, чем у жителей южнорусских городов способность к торговой деятельности, хорошую планировку города и армянских селений, но и высокий художественный уровень их сооружений.

Выдающиеся российские архитекторы проектировали и строили в Нахичеване общественные здания, дома, церкви. И Нахичеван представал перед путешественниками как город очень необычный, с непередаваемым колоритом. Город, в котором сошлись Европа и Азия, древняя история и новая творческая мысль. Таким он и предстал перед А. С. Пушкиным, когда он вместе с генералом П. Н. Раевским в 1820 году был проездом на Кавказ. Об этом путешествии генерал. Раевский оставил свои воспоминания: «На другой стороне крепости (св. Дмитрия) есть другой форштадт, или город по имени Нахичеван, населенный армянами. Город этот многолюдный и в торговом отношении очень богатый. Здесь и жизнь, и строения, черты лица и одеяние населения — все своеобразно».

А вот как писал о Нахичеване Анатолий Демидов в своей книге «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию: «...город замечательный по своей странной наружности, свидетельствующий, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности... Хотя Нахичеван находится 'не в таком счастливом географическом положении, как Ростов, зато жители его несравненно способнее к торговым делам, нежели ростовские. Из глубины этой пустыни, почти никем не посещаемой, они содержат постоянные сношения со своими соотечественниками, живущими в Астрахани, Лейпциге, Малой Азии... Они овладели почти всею торговлею Донского бассейна. По причине своих многочисленных базаров Нахичеван обратился в богатое складочное место, способное 'наводнить товарами все окрестные ярмарки... Многочисленные магазины этого небольшого города наполнены прекрасными шелковыми тканями и разными восточными, преимущественно персидскими товарами. Здесь нам не понравилась только чрезвы­чайная дикость женщин, простирающаяся даже до того, что мы едва имели случай увидеть, и то вскользь, огромные косы здешних красавиц, расположенные на голове венцом, и их шелковые платья».

В первые годы основания Нахичевана и окрестных армянских сел магистрат очень зорко следил за нравственностью населения и подвергал за прелюбодеяния тяжелым телесным наказаниям как мужчин, так и женщин. Эта позорная кара проводилась в исполнение либо перед зданием магистрата, либо на площади базара. Однако уже приблизительно с 1800 года подобные истязания в протоколах магистрата не упоминаются. Для «охраны порядка» имелся штат в 30 будочных Сторожей. Но преступность в Нахичеване в то время была редкостью. В статистическом отчете, предоставленном таганрогскому градоначальнику от 23 июня 1823 г., можно прочитать: «В течение последних 10 лет в округе Нахичевана никем из жителей ни одного убийства не учинено».

Отцы города прекрасно понимали, что одними полицейскими методами и мерами ничего не решить. И стали придавать большое значение образованию, культурно-просветительной работе. И результаты не заставили себя долго ждать. Не прошло и ста лет с тех пор, как армяне поселились на Дону, как Нахичеван, состоящий изначально из неграмотного и малообразованного населения, превратился в город европейской культуры. Это без преувеличения. Армяне посылали своих детей учиться в Петербург, Москву, Париж, Лондон, Берлин. Они возвращались, принося с собой культуру и знания. О том, сколько видных деятелей культуры и науки мирового значения вышло из Нахичевана, будет сказано чуть далее особо.

А прежде хочется еще раз подчеркнуть, что не прошло и ста лет с момента переселения армян на Дон, как резко изменился культурный уровень населения. Нахичеван из города, где люди ходили в восточных одеждах, превратился в европейский город, в котором сохранился аромат Востока, национальная неповторимая самобытность. А светские нахичеванские салоны ничем не отличались от таковых в Петербурге, Москве или Ростове-на-Дону. Уже ничем не отличались эти города друг от друга и в одежде людей, их населяющих, и в архитектуре. Переселение крымских армян на территорию Российской империи отразилось на многих сторонах их жизни. С первых же дней своего переезда они не только вынуждены были осваивать русский язык, вводить его в повседневный обиход, менять национальные привычки и обычаи, но и переделывать транскрипцию личных имен, фамилий и даже прозвищ на русское звучание. Окончание «ян» заменялось на «ов» и «ев». Берберяны становились Берберовыми, Костанаяны — Кастанаевыми, Алавердяны — Алавердовыми, Багдыкьянцы — Багдыковыми и т. д. Существуют многочисленные примеры перевода армянских имен и названий на русские. Например, Ованеса на Ивана, Мкртыча на Никиту, Гукаса на Лукьяна. Появились очень известные нахичеванские фамилии в русской транскрипции. Такие, как - Генч-Оглуевы, Шапошниковы, Черновы, Хаэизовы, Берберовы, Эзековы, Эскидаровы и т. д. Отсутствие подобных изменений в фамилиях затрудняло получение права на открытие торговых и промышленных, а также ремесленных заведений. В частности, отсутствие подобных изменений в фамилиях затрудняло поступление на государственную службу. Очень многое изменилось в жизни армянской колонии на Дону за какие-то сто лет (с конца XVIII до конца XIX веков).

Можно посмотреть на то, как изменились свадьбы донских армян. Раньше выбор невесты проводился родственниками парня или специальными посредниками. В этом деле большую роль играли деньги, ее приданое. В большинстве случаев браки, заключенные в Нахичеване, — результат расчетов и практических соображений. Выгодной женитьбой бедные интеллигентные люди создавали себе обеспеченную жизнь, купцы же выгодной женитьбой увеличивали свой оборотный капитал, расширяли свои торговые дела, приказчики выходили из-под опеки своих хозяев и начинали свое собственное дело. Браки по расчету заключались довольно часто. От традиционных свадеб к началу двадцатого века сохранились только элементы. Так, уже выбор невесты проходил двояко. Первый вариант — традиционный, когда родные или близкие родственники выбирают невесту для юноши. А вот второй вариант получил распространение в первой половине двадцатого века. Он характеризуется тем, что молодые люди сами знакомятся и принимают решение о вступлении в брак. В наши дни, к счастью, чаще встречается второй вариант. Хотя и в этом случае молодые люди ставят в известность своих родителей, мнение которых и здесь играет важную роль. Так что, как мы видим, обычаи, нравы, традиции донских армян претерпели за более чем двести лет определенные изменения.

С момента своего основания город Нахичеван непрерывно рос и развивался. Росла и численность города. Так, население Нахичевана в 1811 году составляло 4 тысячи человек, а в 1914 г. уже 49523 человека. Улучшалось и благоустройства города. Улицы до 1850 г. имели древесное и кирпичное покрытие. Кстати, из-за того, что в Нахичеване в то время многие дома и постройки были деревянные, довольно часто случались пожары. После 1850 г. появляются улицы, мощенные камнем, в 1887 году прокладывают рельсовые пути в городе, по которым ходят запряженные лошадьми конки –вагонки. Улучшается освещение улиц. Если в середине XIX в. улицы освещались спиртовыми и керосиновыми лампами, то к концу XIX века в городе появилось электрическое освещение, а также очень хороший .водопровод. В Нахнчеване самыми лучшими архитекторами России строились церкви: кафедральный собор им. Григория-Просветителя, св. Никогоса, св. Успения, св. Георгия, св. Теодороса, св. Вознесения, св. Ионна Предтечи. Эти все церкви были уничтожены за годы советской власти. Это были храмы, неповторимые по своей красоте, в которых хранились уникальные книги, утварь, иконы, «Хачкары», (армянские камни-кресты), привезенные из Ани (Армения) и Крыма. Эти камни-кресты люди несли на себе, спасаясь от варваров и завоевателей. Лишь чудом сохранилась армянская кладбищенская церковь св. Карапета. Ценой огромных усилий была восстановлена часть церкви-монастыря «Сурб-Хач» без колокольни, как музей. Сейчас периодически проходят службы в этом уникальном музее-монастыре. В Нахичеване существовала прекрасная русская православная Александро-Невокая церковь, которая также была варварски уничтожена большевиками.

Вообще можно сказать, что Нахичеван был городом интернациональным, в котором совершенно спокойно уживались люди различных национальностей: армяне, русские, украинцы, евреи, татары, осетины, грузины и немцы. Если в 1897 году в Нахичевани армянское население составляло 72%, то в 1914 уже 40%. Нахнчеван рос и развивался, все больше появлялось смешанных браков, все больше армяне роднились с Россией. Донские армяне жили всегда жизнью государства Российского, всегда занимали активную жизненную позицию. Так, в Нахичеване были созданы: церковное попечительство о бедных армянах Нахичевана, Союз армянских учителей, Нахичевано-Ростовский н/Д Армянский комитет, Армянское благотворительное общество, Общество попечения, о детях-армянах в Нахичеване, Армянское женское благотворительное общество, Общество содействия воспитанию детей дошкольного возраста, Армянское общество любителей драматического искусства. После Октябрьской революции 1917 года все эти общественные организадии были закрыты. В Нахичеване до революции был духовный семинарий, который готовил священников и учителей для армянских церковно-приходских школ. Существовали свои школы, гимназии и училища: армянская женская гимназия (7 «л.) им. Гогояна, школа Сармакешевой, школа Чубарова, женское училище Сандухтян, женское училище Рипсимяна, мужское училище Амбарцума,мужское училище Торосян, ремесленное училище при церкви св. Успения, армянский педагогический техникум для подготовки учителей в армянских школах. Так что, как мы видим, к началу двадцатого века нахичеванские армяне были неплохо образованны. Для небольшого города такое количество учебных заведений говорит само за себя. Но под различными предлогами все армянские школы к 1940 году были закрыты.

В Нахичеване издавалось множество газет и журналов, в том числе и на армянском языке, которые впоследствии после 1917 года были также все закрыты. В Нахичеване, в Сурб-Хаче была создана первая типография на Юге России. Много доброго и светлого оставили после себя предки донских армян. Армяне всегда помнили то добро, которое они видели от русских, казаков. И 18 сентября 1894 года в знак глубокой благодарности армянским населением сов­местно с казачеством был установлен памятник императрице Екатерине II. Этот памятник был символом единения всех народов, проживающих на Дону. Но, к несчастью, это великолепное произведение искусства, изготовленное гениальными русскими скульпторами А. М. и М. М. Чижовыми, было снесено большевиками. И на месте, где стояла Екатерина II, был установлен памятник Карлу Марксу. И главная площадь Нахичевана стала называться площадью Карла Маркса. При всем уважении к таланту этого немецкого ученого остается непонятным, какое отношение он имеет к Нахичевану. В отличие от Екатерины II у истоков города не стоял, да, думается, что, живя на этом свете, он даже и не подозревал о существовании такового.

Довольно трудно пришлось армянскому народу, но это не сломило его.

И, несмотря на какие-либо изменения, армяне сохранили исторические традиции и свою самобытную культуру. Некоторые армянские просветители, в т.ч. Е. Шахазиз, были убеждены в том, что без хорошо поставленной системы образования сохранения армянской культуры невозможно. В Нахичевани-на-Дону на средства купца М. Гогоева была открыта в 1882 г. женская гимназия, возникает также церковно-приходская школа. В 1790 г. при монастыре Сурб - Хач (Святой крест) была открыта первая на юге России типография.
В 1895 г. в Нахичевани-на-Дону было завершено строительство городского театра, хотя спектакли и пьесы ставили еще с 1830 г. и играли в помещении городского училища. С 1913 г. начал функционировать первый кинотеатр «Эльдорадо».
До сих пор армяне сохранили многие исторические традиции, которые характерны для всего армянского народа, некоторые проявляются, в частности, в местном фольклоре, ряде обычаев и обрядов.

1.3.Традиции и обычаи донских армян .

А есть ли у нас общие традиции и праздники? 
Конечно, ведь армяне – христиане. Они широко празднуют Рождество, Крещение, Пасху по канонам Армянской Апостольской церкви, Харлоу и Вортевор. К основным праздникам так же относятся Новый год, Крещение, Сретение, Масленица, Преображение и т.д. 
На праздниках сохраняется обычай общинной трапезы – матах и состязание борцов – гураш, в которых наградой является Бычья голова.
Как армяне стоят свои жилища?
В первое время в селах сохранились традиционные дома из тесаного камня и глины из двух комнат с низкими лежанками. Главным сооружением городской усадьбы стал полутороэтажный дом, который пришел на смену небольшим деревянным и тузлучным сооружениям. Подавляющее число усадеб имело фруктовый сад, а на окраинах и огород. С южной стороны пристраивался балкон или открытая терраса.
Сейчас народные традиции проявляются и в содержании дома – использование ковров, деревянных ящиков (амбаров) для хранения кухонной утвари, зерна, муки. Еще недавно можно было встретить в домах деревянные резные люльки «бешик», старинные прялки с горизонтальным веретеном. Продолжают широко использовать в быту медную посуду для приготовления пищи. В некоторых домах сохраняются пури – печи для выпечки хлеба.
Каковы традиции семейных отношений армян?
Семейные отношения армян отличались строгостью и патриархальностью, во главе всегда стоит мужчина. Неограниченная власть в семье принадлежала «тантеру» - старшему мужчине в семье. В городах мужчины проводили вечера в клубах, в то время как женщины, сидя дома, посвящали себя воспитанию детей, разведению цветов, рукоделию.
Свадьбы обычно играли с осени и продолжались они до Великого поста. Выбор невесты зависел не только от внешности девушки, но и от приданного, то есть большинство браков было результатом определенных расчетов. Свадьбы продолжались обычно 2 – 3 дня.
Говоря об облике донских армян, В. Богачев отмечал в 1918 г.: «В селах своих женщины носят  национальную одежду, с ситцевыми или иной материи шароварами, серебреными браслетами и монистами, мужчины же приближаются по одежде к русским. Носили брюки с туфлями, иногда особый полукафтан, на голове – черный картуз».
Мужчины надевали верхнюю одежду (копа) зимой на вате, меховые шапки, нарядные носки и кожаные лапти (чарох).
К началу ХХ века традиционный женский костюм практически исчез и состоял из кофты (вари - ков) и передника. Носили и верхнее платье (вери -ков). Украшениям служили ожерелье из жемчуга и золотых бляшек и красивые пояса, расшитые жемчугом с серебряными застежками (хула).
В то же время традиции русского населения оказывали влияние на народно-культурное развитие армян Приазовья, что проявилось в широком распространении русского языка, в материальной культуре – жилище, одежде, пище, в более быстрой утрате строгих отношений в семейно – бытовой среде.
До сих пор сохраняется народная особенность в пище. По праздникам готовят толму (род голубцов), люля-кебаб, вяленую колбасу из баранины (суджук), слоеные пирожки с мясом (пури, самса), сладкое печенье гата и хурабиа.
Пища армян Приазовья отличается особой разнообразностью и остротой. В качестве приправы применяют перец, чеснок, пряную зелень: тархун, эстрагон, мяту, базилик.
Одним из основных продуктов питания армян является хлеб – лаваш, выпекаемый в круглом глиняном очаге. Важное место в пище занимают супы, из которых наиболее популярен хаш – бульон из сваренных говяжьих ножек, приправленных селью, чесноком. Из мяса в ровной степени употребляют баранину, и свинину, и говядину.

Как армяне сохраняют свою культуру?
Надо отметить, что стремление армян к возрождению национальной культуры и привело к образованию различных обществ и организаций.
С конца 80-х гг. начинается процесс возрождения культурных традиций армянской диаспоры Приазовья. Наиболее ярко этот процесс проявляется в создании и деятельности армянских культурно – просветительских обществ: «Нор - Нахичевань» (Ростов-на-Дону), «Ани» (Новочеркасск), Крымское армянское общество культуры «Луйс» (Свет). 
Основными направлениями деятельности культурно–просветительских обществ являются создание и деятельность фольклорных ансамблей, издание газет и журналов. Так, с 1995 года начал выходить историко-культурный журнал «hамайнк» (главный редактор В.З. Акопян), публикующий материалы по истории и культуре армян Приазовья. Еще одним направлением деятельности обществ армянской диаспоры является создание воскресных школ, где желающие изучают армянский язык. 
В новую фазу вступает процесс возрождения армянской духовности и культуры на всей территории Приазовья. На всех мероприятиях, проводимых армянскими общинами, обязательно присутствуют армянские священники.
 

II. Вклад донских армян в российскую культуру.

Какой вклад внесли армяне в русскую культуру?
Определенный вклад в культуру и искусство Приазовья внесли армянские поэты, художники, ученые и общественные деятели – уроженцы Нахичевани и других армянских селений Приазовья.
 Не стоит забывать, что сегодня мы должны быть благодарны армянскому народу.
Из среды армянской диаспоры Приазовья вышли выдающиеся деятели культуры и науки. За более чем два столетия, что армяне находятся на Дону, сделано очень много. Донские армяне подарили миру гениального художника Мартироса Сарьяна, классика армянской литературы, поэта, прозаика Рафаэла Паткаияна, революционера-демократа, писателя, публициста, соратника Герцена, Огарева, Чернышевского, Бакунина — Микаэяа Налбандяна, патриарха, католикоса всех армян Геворга VI Чорекчяна, заслуженного архитектора, лауреата Государственной премии СССР Марка Григоряна, лауреата Государственной премии СССР, доктора архитектуры Оганеса Халпахчяна, писательницу Мариэтту Шагинян, заслуженного деятеля науки, профессора Амбарцума Кечека, заслуженного тренера СССР, заслуженного мастера спорта Арменака Ялтыряна, выдающегося педагога-просветителя, ученого, поэта, драматурга, врача, общественного деятеля Арутюна Аламдаряна, видных государственных деятелей СССР Александра Мясникяна и Саркиса Лукашина (Срабионяна), видных военачальников — генерала - лейтенанта Галаджева (Геладжян), генерала - лейтенанта Владимира Тамручи, генерала-майора, профессора Христофора Михайловича Джелаухяна, героя гражданской войны, комбрига Михаила Назаретянца, члена подпольной организации «Молодая гвардия» Майю Пегливанову, известного художника Григория Ивановича Шилгтяна, художника, наставника и друга М. Сарьяна Амаяка Арцатпаняиа, талантливого скрипача, народного артиста Армянской ССР, лауреата Государственной премии СССР и Армянской ССР Аветика Карповича Габриэляна, композитора, музыковеда, профессора, заслуженного деятеля искусств Армянской ССР Гаянэ Моисеевну Чеботарян, известного дирижера, профессора, заслуженного артиста Армянской ССР Аристакеса Григорьевича Каспарова, одного из основателей армянского театра оперетты, народного артиста Армянской ССР Гайка Хрпстофоровича Данзаса (Бионяна), известного литературоведа, члена-корреспондента Академии наук Армянской ССР Алексея Карповича Дживелегова, председателя общества любителей драматического профессионального театра в Нахичеване Григория Чубарова, народного художника Армянской ССР Чубара Гукаса, поэта, писателя, педагога, музыканта Федора Сергеевича Готьяна, известного художника Акима Карповича Ованесова, талантливого актера Московского театра сатиры Георгия Бароновича Тусузова, известного народного скрипача Мирона Георгиевича Хачумова, поэтов Людвига Дуряна, Леонида Григорьяна, Аршака Тер-Маркаряна, Ашота Гарнакерьяна и многих, многих других видных и знаменитых людей: актеров, писателей, ученых, врачей, поэтов и т. д.

На Дону жили и продолжают жить видные сыны армянского народа и России. Повторюсь, что всех перечислить просто невозможно. Для нынешнего поколения донских армян Россия стала их родиной и их судьба неразрывно связана с матушкой Русью. В 1988 году было создано культурно – просветительское общество «Нор -Нахичеван», которое занимается возрождением культуры, духовности, национальных традиций донских армян. И на этой основе способствует укреплению взаимопонимания и дружбы между всеми народами, проживающими на Дону. Общество было создано по инициативе заслуженного деятеля искусств России, профессора Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова, руководителя ансамбля донских армян «Ани» Крикора Дзероновича Хурдаяна, который с момента основания общества являлся его постоянным председателем.

Сама идея создания армянского культурно-просветительского общества была поддержана русской интеллигенцией. «Нор-Нахичеван» широко взаимодействует со всеми национальными культурно просветительскими обществами, которые существуют на Дону, и, конечно, особенно с казачеством. Уникальность донских армян заключается в том, что они уже почти тысячу лет с момента падения Ани живут за пределами своей исторической родины Армении. Постоянно скитаясь по свету, вбирая в себя культуры других народов и стран, донские армяне, несмотря ни на что, остались армянами, сохранили свою национальную веру, традиции. Конечно, за столько столетий многое изменилось. Много появилось различий в языке, в культуре Армении » донских армян. Армянский нахичеванский диалект во многом отличается от литературного языка, он вобрал в себя много татарских, русских, украинских слов. Да и язык армянский за эти тысячу лет изменился, как, впрочем, и любой язык мира. Донские армяне смогли сохранить свою самобытность, при этом взяв многое из других культур. Последние двести лет особенно сроднили донских армян с Россией, без которой они уже не видят своего будущего.

Заключение

Все достижения донских армян стали возможны в атмосфере дружбы и братства, которая окружала и окружает армянских переселенцев от их первого приюта на Донской земле до наших дней со стороны русского населения, представителей других народов этого края, благодаря всесторонней поддержке администрации Ростовской области, городов, руководителей районных администраций. Армяне на Дону обрели вторую родину, благодарно вносят свой вклад в атмосферу созидания, дружбы и братства многонационального Донского края.

Я горжусь своими армянскими корнями, историей моей семьи, моего народа!

 

Список использованных источников и литературы :


1. Геворгян, Гаяне Аршалуйсовна. История экономического и социокультурного становления армянской диаспоры Донской области и Степного Предкавказья, последняя четверть XVIII в.-1917 г. Армавир, 2000.- 334 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/188-0

 

 

2.Панорама культурной жизни регионов России в сети Интернет, Ростовская область (Российская государственная библиотека НИЦ Информкультура), М., 2003, http://orel3.rsl.ru/regions/47.pdf .

3. Ростов н/Д, 2014, Смирнова В. В., Донская Армения.
4.Ростов н/Д, 2007; «От первого приюта до наших дней. Из истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону»
5. Ростов н/Д, 2011, соч. В. Б. Бархударяна, Г. Патканяна, Е. Шах-Азиза и др. 2 Тикиджьян Р. Г.

6. История и культура народов Донского края и казачества, Ростов н/Д, 2010;

7.Кислицын С.А., Кислицына И.Г., История Ростовской области (от Земли Войска Донского до наших дней), Ростов н/Д, 2007;

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.