Автор публикации: Н. Астахов, студент 2 курса
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кизеловский политехнический техникум»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ШАХМАТЫ КАК СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЖИЗНИ
Выполнил:
Астахов Никита Андреевич,
обучающийся
группы ЭЭПП-18/9
Руководитель:
Зуева Нина Александровна,
преподаватель ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
Кизел
2020 г
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1 История создания и развития шахмат……………………………………....6
2 Шахматы в кино и литературе……………………………………………...14
3 Шахматы и психология……………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………….38
ВВЕДЕНИЕ
Почему нами была выбрана столь необычная тема? Потому что именно сейчас, в то время когда ведутся ожесточённые споры о целесообразности введения шахмат в качестве обязательного предмета в школе, её актуальность не вызывает никаких сомнений – ведь для того чтобы ответить на вопрос о степени необходимости присутствия шахмат в системе образования – нужно сначала понять какое место занимает данная игра в нашей повседневной жизни.
С момента начала своего существования у человека возникла потребность к самовыражению своих внутренних ощущений и переживаний во внешнюю среду. Для этого удовлетворения этой потребности существовало много способов – это и рисунки на скалах, это и музыка, и письменность, и, наконец, игры. Одной из наиболее загадочных и таинственных из них, дошедших до нас из далёкого прошлого, являются шахматы.
Рассмотрим внимательно, что собой представляют шахматы. Вроде ничего особенного. Обычная доска с чёрно-белыми клетками и комплектом белых и чёрных фигур. Но чередование чёрных и белых клеток так похоже на нашу с вами жизнь в виде зебры с чередованием чёрных и белых полос. Расставим на шахматной доскефигуры и мы увидим, что они имеют строгую социальную иерархию.
Король – самая главная и в то же время самая слабая фигура, которую вынуждена защищать вся остальная шахматная армия, так как с угрозой его неизбежной гибели наступает поражение для всех остальных – при наличии армии король велик – без неё он слаб и беспомощен. Разве не такими в нашей жизни являются взаимоотношения правителя и народа!?
Ферзь - самая сильная фигура – ближайший помощник и опора короля.
Ладья – тяжёлая дальнобойная фигура;
Слон и конь – лёгкие фигуры;
Пешки – простые солдаты-пехотинцы, но именно они зачастую ввиду своей многочисленности определяют исход партии. Недаром Франсуа-Андре-Даникан-Филидор – величайший мастер шахматной игры XVIIIвека писал: «Пешки – душа шахмат» Эта фраза полностью соответствует и реальной жизни – только народ может определить судьбу своего государства.
В шахматах существует ещё одно интересное правило – пешка достигшая последней горизонтали – по желанию игрока – может превратиться в любую из шахматных фигур – за исключением короля. Разве не сходно это правило с тем как обычный человек строит свою карьеру на протяжении всей жизни!? Итак, присмотревшись внимательно к шахматам – мы видим, что многие элементы этой игры по смыслу сходны с эпизодами из повседневной жизни.
Много раз нам приходилось слышать сравнение шахмат с жизнью. «Мы только пешки, тогда как судьба - игрок» писал в одной из своих рубайят Омар Хаям. «Жизнь – это шахматная партия» - утверждал Мигель Сервантес в своём бессмертном произведении «Дон Кихот» «Жизнь подобна шахматной игре» - уточнял Бенджамин Франклин в своём знаменитом эссе «Моральные ценности шахмат»
Все эти изречения безусловно талантливых и достойных людей своего времени наталкивают нас на мысль: А не являются ли шахматы моделью социальной жизни, отдельным маленьким миром – на котором люди оттачивают своё умение жить, приобретают необходимый житейский опыт, ищут в нём забвения и спасения от невзгод иногда растворяясь полностью в его просторах и теряя самих себя!? А может быть, и мы сами являемся фигурами в большой шахматной игре, которой руководят некие высшие силы – ведь кто-то же решает за нас – сколько нам жить и когда умереть, определяет наше будущее, воспроизводя на свет одних из нас в богатстве и роскоши, а других в бедности и нищете!? Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы решили провести исследование на тему истории и развития шахмат, а также их влияния на нашу жизнь – попутно поставив себе задачу доказать следующие тезисы:
Шахматы являются плодом создания общих усилий крупнейших мировых культур
Шахматы способствуют объединению людей и укреплению семейных уз.
Шахматы являются универсальным инструментом отображения различных явлений в нашей жизни.
Шахматы представляют собой отдельный мир, оказывающий влияние на каждого кто с ним соприкоснётся, причём это влияние может носить как созидательный, так и разрушительный характер в зависимости от силы духа человека и степени его погружения в мир шахмат.
Подтверждение данных тезисов – автоматически послужит подтверждением соответствия формулировки темы нашего исследования истине.
Предлагаемая работа состоит из 3-ёх разделов:
1 История создания и развития шахмат
2 Шахматы в кино, литературе и живописи
3 Шахматы и психология.
В работе в качестве источников были использованы отрывки из произведений классической литературы таких писателей как А.С. Пушкин, А. И. Куприн, В.В. Набоков, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев и др. Научные работы и статьи учёных специализирующихся по истории шахмат И. М. Линдера и В. Л. Хенкина, М.С. Когана, а также статьи других авторов опубликованных в периодических изданиях «64 Шахматное обозрение» и «Шахматы в СССР».
1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ШАХМАТ
Согласно официально принятой исторической версии родиной шахмат считается Индия. Сохранились эпические сказания об изобретении шахмат индийскими мудрецами, содержащиеся в поэме «Шахнамэ» персидского и таджикского поэта ФирдоусиX-ого века. Там повествуется о междоусобной войне между царевичами Гава и Талхандом. Во время битвы царевич Талханд, восседая на слоне, запутался в упряжи и задохнулся и Гава, чтобы утешить мать и доказать, что его брат погиб не от его руки – воспроизвёл сражение на деревянной доске так возник самый древний прообраз современных шахмат – игра чатуранга, игра в которую на одной доске играли 4 игрока, видимо двое на двое – поскольку древний летописец Аль-Бируни, давший впервыееё описание в своём труде «Индия» в XI-ом веке окрасил фигуры 4-ёх лагерей в 2 цвета, право хода определялось бросанием костей.
Впоследствии, согласно, сказаниям той же поэмы в 6-ом веке нашей эры чатуранга была передана в качестве подарка индийским царём могущественному правителю Персии (современного Ирана) ХосровуIАнуширвану для разгадки её сущности. Именно в Персии чатуранга была преобразована в шатрандж – игру где уже было только 2 игрока. Именно персам шахматы обязаны появлением на доске новой фигуры того времени – ферзя (визиря – ближайшего помощника и сподвижника шаха.)
Следующим этапом эволюции шахмат стало завоевание Ирана арабами в VIII-ом – IX-ом веках – в связи с запретом ислама изображения всего живого – шахматныефигуры, изображающие животных, были усечены и приобрели современный вид.
В Древнюю Русь и Европу шахматная игра проникла с Востока, примерно в одно и то же время, не позднее VIII—IX века, но разными путями, если в Древнюю Русь шахматы попалипредположительно, каспийско-волжским путём, в результате торговых и дипломатических сообщений, то в Европе шахматы появились благодаря завоеванию Испании арабами. Наряду с индийской, персидской и арабской культурой, славянская и европейская культура также оставили свой след в современных шахматах.
Именно с подачи славян шахматная фигура птица «рух» в виде боевой колесницы получает современное шахматное название «ладья» - название древнерусского корабля, бороздившего просторы рек, закрепилось за данной фигурой недаром – как известно ладья по доске ходит только строго прямо – движение кораблей тоже ограничено руслом рек – они также не могли никуда свернуть. У средневековых королей не было гарема, как у правителей Древнего Востока, а была единственная жена и опора – королева – гораздо более близкий человек чем придворный министр – так шах и ферзь в шахматах получили вторые названия – король и королева, кроме того вершина современных ладей выполнена по окружности в виде зубцов стен крепостей средневековья.
Таким образом на основе приведённых выше фактов – мы можем сделать вывод, что современные шахматы – являются плодом совместных усилий древних мировых культур.
Археологические находки, датируемые XI-XV веками, говорят о том, что на Руси знали и любили шахматы издавна и повсеместно. Раскопки в Новгороде показывают, что в шахматы играли бояре и холопы, купцы, ремесленники и даже служители культа.
В романе Дмитрия Балашова «Господин Великий Новгород» игра в шахматы новгородских купцов XIII-ого века описывается следующим образом:
«Шахматы у Олексы были завидные, щегольские, боярским под стать.Не чета тем, деревянным, что у всякого подмастерья в коробьи. Тавлея, доска шахматная, расписана в клетку золотом и серебром, шашки (то есть фигуры) тонко точенные, слоновой кости, с ладными, ступенчатыми ободками, маковки то черненые, то золоченые, чтобы видать в игре, какие чьи. Коней и ладьи Олекса резал сам. Крохотные кони, как живые: под седлами, гривы в насечку, шеи дугой, а вершковые ладьи того лучше: выгнутые, на граненых ножках, с четырьмя воинами на носу, корме и по краям. Давно как-то видел такие же в Полоцке, загорелось и самому сделать. Первые ходы пешцами ступили одновременно. Олекса разом вывел слонов и коней, устремился вперед. … Раздумывая о сказанном, не заметил Олекса новой угрозы. Взял вторую ладью у Радька, ферзя взял и тут-то и попался.
— Шах и мат кесарю! — рассмеялся Радько, довольный. — Это тебе не с немцами торговать!».
О том что шахматы были почитаемы на Руси свидетельствуют и многочисленные эпизоды из народных былин:
Герои былины «Добрыня и Василий Казимирович» должны выиграть у короля БутеянаБутеяновича 3 партии в шахматы. В шахматы играет с князем Владимиром Василиса Микулична жена гусляра СтавраГодиновича, Садко играет с морским царем. А чаще всего в «тавлеи» приходилось играть богатырю Михайло Потыку, который таким образом заставлял «царей» и «королей» платить дань князю Владимиру.
Начиная с серединыXVIвека и до середины XIX-ого векав России и в Западной Европеза шахматами прочно утверждается статус игры для высшего сословия. В этот период шахматами увлекалось большинство правителей государств – а поскольку именно они являлись законодателями моды, то же самое приходилось делать и приближённым к ним знатным лицам. Нередко имела место и обратная ситуация – когда приближённые правителя приобщали его к шахматному искусству.
В России придворная мода на шахматы восходит к временам правления Ивана Васильевича Грозного. По свидетельствам очевидцев грозный царь не только пировал и веселился, вёл войны, казнил бояр и замаливал грехи, но в перерывах между делом, случалось развлекался игрой в шахматы. Согласно официальной версии царь даже умер за шахматной доской.
В основе данной версии о смерти Иоанна Грозного лежит рассказ английского дипломата Джерома Горсея, пребывавшего на тот момент в Москве в качестве английского посла. Эта версия берётся за основу всеми историками, включая Н. Карамзина, С. Соловьёва и В. О. Ключевского.
Большой знаток русской старины Алексей Константинович Толстой использовал данную версию в заключительном действии трагедии «Смерть Иоанна Грозного». Пользуясь правом на художественный вымысел, он свёл вместе всех вероятных свидетелей кончины грозного царя, драматизировав заключительную сцену острым конфликтом. Приведём отрывок из данной пьесы, касающийся только описания шахматной партии:
Ш у т: Царь-солнышко! Да посмотри ж сюда, На куколки!
И о а н н:Что это у него?
Б е л ь с к и й: То шахматная, государь, игра, которую прислал тебе в подарок Персидский царь.
Ш у т (разглядывая фигуры): Нарядные какие!
Б е л ь с к и й (берет со стола доску): Вот и доска к ним!
И о а н н: Покажи сюда!(Осматривает шахматы.) Давно в игру я эту не играл. Садись, Богдан, посмотрим, кто сильнее!
Слуги вносят свечи. Иоанн расставляет игру. Бельский садится против него на стольце и также расставляет.
Ш у т (к Иоанну, указывая на шахматы): Точь-в-точь твои бояре! Знаешь что? Живых-то ты всех побоку, а этих Всех в Думу посади. Дела не хуже У них пойдут, а есть они не просят!
И о а н н: Ха-ха! Дурак не слишком глуп сегодня!
Подвигает пешку. Игра начинается. Все становятся полукругом за царскими креслами
Б е л ь с к и й(подвигая ферязь): Шах, государь.
И о а н н (заслоняется слоном): Шах ферязи твоей!
Ш у й с к и й(к Бельскому, смеясь): Что, взял, боярин? Ферязь-то пропала!
И о а н н: Да, кажется!
Б е л ь с к и й: Как есть пропала ферязь!
И о а н н: Сдается нам, мы не совсем еще Играть забыли! Наш недуг у нас Еще не вовсе отнял разуменье! Кириллин день! Вишь, выдумали что! Проклятые! Куда пропал Борис? Что он нейдет с ответом?
Бельский берет царского слона. Иоанн хочет взять его ферязь царем и роняет его на пол.
Ш у т (бросаясь подымать): Ай-ай-ай! Царь шлепнулся!
И о а н н(вспыхнув): Шут! Ври, да меру знай!(К Бельскому.) Тебе ходить!
Игра продолжается. Появляется Борис Годунов. Он сообщает, что волхвы, преданные пыткам, по-прежнему предсказывают Иоанну скорую гибель. Царь в гневе встаёт, обвиняет Годунова в измене, но замертво падает в кресло.
Композиция художника К. Е. Маковского живописно передаёт эту сцену. Царские хоромы. В центре картины умирающий Иван. Над нимсклонилась царица Мария Фёдоровна Нагая — седьмая жена Ивана Грозного.
Она молода и красива, что контрастирует с престарелым царём.
Богдан Бельский, игравший с царём в шахматы, привстаёт со своего места.
Царевич Фёдор Иванович изображён в объятиях своей испуганной жены Ирины Годуновой.
Василий Шуйский (за фигурой царицы) крестится, обративший лицо к небесам.
Старая нянька царя (в правой части картины) направляется к умирающему царю, опираясь на клюку.
Две коленопреклоненные фигуры у кресла Грозного - Врач Якоби пытается оказать помощь царю - в спешке отброшена шляпа, приготовлен тазик для кровопускания, распахнут ящик с лекарствами. Шут же с перекошенным от страха лицом прижался к шахматному столику.
И только Годунов сохраняет невозмутимость, возвышаясь над всеми. Он ждал смерти тирана – намерения его известны.
На переднем плане шахматная доска с неоконченной партией. Последней партией грозного царя…
Любил в шахматы играть и ПётрI, по свидетельствам очевидцев император постоянно развлекался шахматами во время военных походов, чаще всего его партнёром по игреАлександр Данилович Меншиков, и насаждал эту игру среди придворных.
Популярны были шахматы и при дворе императрицы ЕкатериныII, причём во многом, благодаря её фавориту светлейшему князю Григорию Потёмкину большому поклоннику шахмат. Согласно одной из исторических версий именно Потёмкин научил императрицу игре в шахматы:
Душачужая – сущие потёмки
Императрица знала, но она
Ждала, что он – светлейший князь Потёмкин –
Изволит задержаться дотемна
Но он уже спешил на дебаркадер
Вот женщины стареющей удел!
Он думал – «Лучше град турецких ядер» -
И оставаться вовсе не хотел
Потёмкин убегал от своей царственной возлюбленной не только «на дебаркадер» как образно выразился неизвестный поэт. Страстный шахматист он нередко проводил за игрой дни и ночи напролёт с придворными. И императрица чтобы удержать возлюбленного возле себя также по свидетельствам очевидцев научилась играть в шахматы. Об это сохранились воспоминания екатерининского пажа А. Башилова: «Государыня, нагулявшись всегда садилась играть в шахматы вчетвером» Об увлечении шахматами императрицей были прекрасно осведомлены вельможи и всячески старались ей угодить. В 1782-ом году тульские оружейники, рассчитывая на благосклонность императрицы при решении вопроса о строительстве тульского завода преподнесли ей шкатулку с шахматами, отделанными серебром и золотом, а в 1796-ом году, по случаю приезда в Петербург шведского короля Густава IV, граф Александр Сергеевич Строганов устроил в саду живую шахматную партию. На большой зелёной лужайке, покрытой зелёным и жёлтым дёрном правильными квадратами в 64 клетки, были расставлены слуги графа, одетые в средневековые костюмы жёлтого и зелёного цветов. Живые фигуры были расставлены на соответствующие игре места. Самою игрою руководили Лев Нарышкин и граф Остерман. Зрелище было очень оригинальным и чрезвычайно понравилось царственным гостям Строганова.» В России эта была 1-ая партия в «живые шахматы».
Любил играть в шахматы и французский императорНаполеон Бонапарт. По сохранившимся свидетельствам император брал шахматы в походы и любил сравнивать реальные сражения с шахматной партией. Эта привычка нашла отражение в литературных источниках. Например, перед битвой при Аустерлице Л.Н. Толстой приписывает Наполеону фразу: «Шахматы расставлены, игра начнётся завтра» Другой подобный пример упоминания Наполеона о шахматах во время Бородинского сражения, мы находим в книге С. Н. Голубова «Багратион»: «На шахматной доске пока не ясно. Мой ход ещё не наступил»
Начиная со середины XIX-ого века, игра в шахматы начинает приобретать массовый характер. В 1851-ом году в Лондоне был проведён 1-ый международный шахматный турнир. С тех пор количество ценителей шахматной игры неуклонно возрастает. И шахматы проникли даже в самые отдалённые и забытые уголки нашей планеты.
На сегодняшний день шахматы являются самым демократичным видом спорта доступным даже простому обывателю – для них не нужна дорогая экипировка, как в футболе, теннисе или хоккее – всё что нужно это деревянная доска и шахматные фигуры. В последней шахматной олимпиаде, проведённой в городе Батуми, приняли участие представители 190 стран мира. Ни один вид спорта не может похвастать такой массовостью. Недаром девизмеждународной шахматной организации ФИДEзвучит как «Gеnsunasamus» - в переводе с латинского «Мы все одна семья». Таким образом, мы можем сделать вывод, что шахматы способствуют объединению людей.
2 ШАХМАТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ЖИВОПИСИ
Социальная модель жизни непременно должна быть многогранной и отображать все её стороны. В данном разделе мы попытаемся доказать, что шахматы являются тем самым универсальным средством отображения окружающих нас явлений на примерах произведений литературы, кино и живописи. Более того – существует обособленный мир шахмат, красоту которого способны понять лишь только те кто проникся данной игрой.
Тема классического любовного треугольника «Он, Она и Шахматы» не случайно ещё с древних времён привлекала внимание авторов пера и кисти. В нём заложено всё – и тайна, и трагедия и счастье. Сегодня можно лишь только удивляться богатству и разнообразию произведений литературы, живописи и кино в которых лейтмотивом стали шахматы любви.
Ещё в знаменитой книге арабских сказок «Тысяча и одна ночь» мы встречаем рассказ об игре молодой красавицы с влюблённым в неё сыном халифа Шарр-Каном (ночь 49-ая). Любовь мешала ему сосредоточиться: Всякий раз когда он хотел посмотреть, как она ходит, смотрел на её лицо и ставил коня на место слона, а слона на место коня. И она обыграла рассеянного юношу много раз, объявив ему, что тот совсем не умеет играть.
О, госпожа, - отвечал Шарр-Кан – тому кто играет с тобой, как не быть побеждённым?»
Почётное место заняли шахматы в произведениях, изображавших счастливую гармонию между человеком и природой в виде Сада Любви. Такой рай на земле можно увидеть в куртуазном эпосеXIIIвека «Роман о розе» Гийома деЛорриса и Жана де Мена. В духе «Романа о розе» в 1370-ом году была написана в 1370-ом году неизвестным автором пространная поэма «Шахматы любви» Её герой, странствуя по свету, встречается с античными богами и попадает по протекции Венеры в волшебный сад, где влюбляется в прекрасную девушку и с помощью шахматной любви добивается взаимности.
Тридцать лет спустя один из приближённых ко двору короля Карла VЭврар деКонти написал к этой поэме обширный трактат – комментарий в прозе, названный «Книга «Шахматы любви»», где он уподобляет любовь рыцаря реальной шахматной партии, где каждый ход означает тот или иной поворот в любовной интриге, а фигуры и поля шахматной доски символизируют различные человеческие достоинства.Тут были и поля «доброты», «красоты», «стыдливости», «благородства», «простоты», «откровенности», «приветливости» и.т.п., что в полной мере соответствовало представлениям эпохи Возрождения, когда шахматы воспринимались как изобретение богов, как сосредоточие человеческой мудрости и благородства.
В 1763-ем году английский поэт Уильям Джонс написал свою романтическую поэму «Каисса», кульминационным моментом своего повествования поэт сделал встречу созданной им, по аналогии с 9-ю древнегреческими музами искусства, 10-ой музы шахмат с римским богом войны Марсом за шахматной доской – благодаря которой он добился от очаровательной музы взаимности.
Однако большей частью поэты и писатели в Новое и Новейшее время предпочитали изображать «шахматы любви» в обыденной жизни. У влюблённых шахматная игра становилась лишним поводом для счастливой встречи, приятной беседы и для выражения пылких чувств – такой естественный и довольно частый лейтмотив в произведениях мировой художественной литературы. Приведём несколько примеров:
Пятый акт драмы «Буря» Уильяма Шекспира открывается внутренним видом пещеры, в которой молодые герои Фердинанд и Миранда, играя в шахматы, шутливо комментируют сложившуюся ситуацию на доске:
Миранда: Мой нежный друг, вы сплутовали.
Фердинанд: Что вы!
Любовь моя, я плутовать не стал бы
За целый мир!
Миранда:За двадцать царств бы стали,
А я б сказала: «Честная игра!»
Далее следует появление родителей героев и сцена любовного объяснения.
Аналогичный финал в едва начавшейся шахматной партии мы находим в повести И.С. Тургенева «Нечастная» где рассказ ведётся от имени героини Суссанны, навестившее влюблённого в неё Мишеля во время болезни. Он попросил придвинуть к нему шахматный столик и расставить фигуры.
« Я ничего не ответила, и, не спросив, кому ходить, ступила пешкой. Мишель не отвечал на мой ход. Я посмотрела на него. Слегка вытянув голову, весь бледный, он умоляющим взором указывал мне на мою руку.
Поняла ли я его не помню. Но что-то мгновенно закружилось у меня в голове… В замешательстве, едва дыша, я взяла ферзя и двинула его куда-то через всю шашечницу. Мишель быстро наклонился и, поймав губами и прижав мои пальцы к доске начал целовать их безмолвно и жадно...»
И как вечны законы Любви, вечны её проявления за шахматной игрой
Разве не об этом говорит следующая строфа из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», где Владимир Ленский и Ольга Ларина проводят счастливые часы Любви за шахматной доской:
Уединясь от всех далёко.
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь порой,
Сидят, задумавшись глубоко.
И Ленский пешкою ладью
Берёт в рассеянье свою.
Шахматы в жизни Пушкина занимают хоть и небольшое, но почетное место.Любовь к шахматам, которую привил будущему «солнцу русской поэзии» ещё в юности царскосельский лицей, поэт сохранил на всю жизнь.
Свидетельством, что знакомство А.С.Пушкина с шахматами не было поверхностным является и то, что в его библиотеке находился учебник по шахматам Ф-А. Филидора, изданный в Париже в 1820 году. Также в библиотеке Пушкина имелось и руководство А.Д.Петрова «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игорФилидора и примечание на оные» (Санкт-Петербург, 1824 г.) с дарственной надписью автора Александру Сергеевичу: «Милостивому Государю Александру Сергеевичу Пушкину в знак истинного уважения».
В современной шахматной литературе упоминание о Пушкине-шахматисте встречается в книге М.С.Когана «История шахматной игры в России»: «Пушкин любил и умел играть в шахматы и, как передают современники, очень горячился в ходе игры и сильно огорчался при проигрыше. Играл довольно часто, в особенности с П.И. Вульфом, в имение которого в селе Павловском Тверской губернии иногда наезжал Пушкин».
Также Александр Сергеевич обучил игре в шахматы свою супругу. В переписке с Натальей Николаевной можно найти немало соответствующих упоминаний. Вот одно из них: «Благодарю, душа моя, что в шахматы учишься, – писал Пушкин жене из Москвы в 1832 году. – Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе. Докажу после».
Пушкин знал, о чём писал –уже в то время шахматы считались не просто увлекательной игрой, а средством укрепляющим семью, поднимающим уровень её духовной жизни. Недаром в знаменитых салонах у Елагиной – в Москве, а у Карамзиной в Петербурге - карты были запрещены – зато процветали шахматы.
Не менее ярко шахматы способны отображать сатирические и комедийные сюжеты:
Широко известна знаменитая сцена шахматной партии из кинофильма «Джентельмены удачи», где герой Георгия Вицина – Хмырь обыгрывает на деньги в шахматы постояльца гостиницы. Последнюю партию Хмырь проигрывает из-за неудачного совета Косого (Савелий Крамаров). Всё заканчивается весёлой потасовкой, а фраза Косого: «Лошадью ходи – век воли не видать» после этого выхода этого фильма на советские киноэкраны стала крылатой.
Во второй части экранизации авантюрно-романтической трилогии Сидни Шелдон «Если наступит завтра» очаровательная мошенница на борту круизного теплохода, выигрывает пари на крупную денежную сумму у двух элитных шахматистов, претендентов на мировую шахматную корону, используя банальную известную уловку, она даёт им сеанс одновременной игры и сводит его вничью, причём гроссмейстеры по сюжету фильма в отличии от телезрителя даже и не подозревают, что на самом деле играют друг против друга.
В романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» есть глава «Междупланетный шахматный турнир», посвященная шахматному буму, охватившему в 1920-е годы СССР от Москвы до самых маленьких «Васюков». В 1920 году прошел первый чемпионат СССР по шахматам, после которого клубы как грибы стали расти по всей стране. В 1924 году состоялся Всесоюзный шахматный съезд. Его лозунги «Шахматы — орудие интеллектуальной культуры», «Дорогу шахматам в рабочую среду» перекочевали в текст Ильфа и Петрова: «Шахматы! — говорил Остап. — Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что ваш «Шахклуб четырех коней» при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?»
Разумеется, эта глава была пародией на шахматный бум: в то время каждый небольшой кружок чувствовал себя причастным к великим шахматным событиям. Вдохновленный красотой шахматных идей и подгоняемый голодом, Остап Бендер рисовал совсем уж фантастические перспективы: «Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!»
Этот эпизод часто цитируют и сами профессиональные шахматисты. Цитата «Позвольте, товарищи, у меня все ходы записаны!» стала знаменитой, а название Нью-Васюки — нарицательным. Кстати, фантазия главного героя Остапа Бендера отчасти осуществилась: в 1998 году в Элисте построили шахматный городок Сити-Чесс, создатели которого напрямую связывали его проект с грандиозным замыслом Нью-Васюков.
По словам гроссмейстера Юрия Львовича Авербаха, в детстве прочитав «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна, он проникся творчеством писателя – однако когда он начал читать собраниеего сочинений и дошёл до рассказа «Марабу» оно оказалось недочитанным и было отправлено в отставку пылиться на полке долгие году.
Предоставим слово старейшему гроссмейстеру в мире: «Сказать в то время, что Куприн меня разочаровал было бы недостаточно. Он меня глубоко обидел, даже оскорбил. Любимый писатель, казалось, откровенно издевается над шахматами и шахматистами. Герой-выскочка, абсолютно не умеющий играть в шахматы, сравнивал игроков шахматного кафе с унылыми длинноносыми птицами, мешал им играть и насмехался над ними без видимых причин. У меня сложилось впечатление, что Куприн не жалует шахматы. Однако много позже я узнал, что Куприн поддерживал дружеские отношения с Ф. М. Дуз-Хотимирским и А.А Алехиным. Когда Алехин выиграл в 1927-ом году матч у Капабланки, Куприн написал восторженную статью, где превозносил и шахматы и нового чемпиона мира. Уже в зрелом возрасте я снова вернулся к творчеству Куприна и перечитал «Марабу» Пришлось признать: по молодости я просто не понял, что хотел сказать писатель. Нет, над шахматами Куприн не издевался. Наоборот, скорее воспевал, называя великой, хитроумной, благородной, истинно королевской игрой. И восставал – словами своего героя – не против самой игры, а против косности и тупости, против затхлой, убивающей всё живое, провинциальной атмосферы дореволюционной России. Шахматы оказались всего лишь средством изображения этого протеста.
Сам шахматный антураж, деление шахматных фигур на два лагеря белых и чёрных, (сторон сил Света и сил Тьмы), а также магии чёрных и белых полей способствовал статусу шахмат, как идеальному средству изображения мистицизма и колдовства.
В романе М. И. Булгакова «Мастер и Маргарита» в шахматы играли Воланд и Кот Бегемот. Бегемот паясничал, чтобы оттянуть момент поражения, оживлял шахматные фигуры и даже превратил коня в лягушку: «На доске тем временем происходило смятение. Совершенно растерянный король в белой мантии топтался на клетке, в отчаянии вздымая руки. Три белых пешки — ландскнехты с алебардами растерянно глядели на офицера, размахивающего шпагой и указывающего вперед где в смежных клетках, белой и черной, виднелись черные всадники Воланда на двух горячих роющих копытами клетки конях».
Вероятно, Булгакова вдохновили популярные в Советском Союзе театрализованные представления «живые шахматы». Для таких «сражений» специально размечались наподобие шахматной доски большие площадки, а актеры надевали костюмы фигур. Одну из таких партий разыграли в Колонном зале Дома Союзов в Москве в 1936 году — как раз в тот период, когда Михаил Булгаков дописывал «Мастера и Маргариту».
В «Белой гвардии» Булгаков сравнивал немецких солдат в касках с пешками, а большевиков называл «нежданно-негаданно появившейся третьей силой на громадной шахматной доске». Литературовед Ярослав Тинченко рассматривал «Белую гвардию» Булгакова как шахматный роман. Идея романа о том, что простой человек во время масштабных исторических перемен может быть легко принесен в жертву, перекликалась с практикой размена пешек в шахматах. Тинченко писал: «Пешками «Белой гвардии» в прямом и переносном смысле стали главные герои романа: братья Турбины, Шервинский, Мышлаевский, Карась и даже Най-Турс с Тальбергом».
Весьма примечательно, что в данных произведениях М. И. Булгакова красной нитью прослеживается мысль, созвучная крылатой фразе Уильяма Шекспира: «Вся наша жизнь игра – и люди в ней фигуры», а также утверждений Омар Хайяма, Мигеля Сервантаса и Бенджамина Франклина, смысл, которой заключается в том, что наша жизнь также является большой шахматной доской, а мы, люди, на ней фигурами и только некие высшие силы управляют нашей судьбой и принимают решения, когда нам покинуть эту доску, то есть умереть.
И, конечно же, шахматы, как, в первую очередь –интеллектуальная игра, не могли быть просто не использованы и в качестве средств изображения и в качестве основной сюжетной линии мастерами, пожалуй, самого интеллектуального литературного жанра – детектива.
Сложный анализ преступлений чем-то напоминает аналитический процесс шахматной игры. Эту идею провел в одном из своих детективно-психологических романов о полицейском комиссаре Мегрэ известный французский писатель Жорж Сименон (1903-1989). В его произведении «Мегрэ и почтенные люди» (1961) игра в шахматы оказалась таинственно связана с нераскрытыми обстоятельствами преступления — убийства г-на Жосселена, совладельца картонажной фабрики.
А по другую сторону пролива Ла-Манш в те же годы творила великолепная Агата Кристи. Один из ее рассказов называется «Шахматная загадка».
Во время шахматной партии внезапно умирает талантливый молодой американский мастер Гилмор Уилсон. Врачи предполагают, что произошел сердечный приступ. Его противник, доктор Саваронов жил в Вестминстере со своей племянницей. Он тяжело болел и никого не хотел видеть. Но его шахматная слава, добытая благодаря победе над самим Акибой Рубинштейном, не давала покоя молодым игрокам. Один из них, американец Уилсон, которого называли вторым Капабланкой, непременно хотел доказать свое преимущество и вызвал Саваронова на матч. Тот долго отказывался, ссылаясь на болезнь, да и деньги его уже не интересовали — свалилось огромное наследство, но общественное мнение и американская настырность заставили его принять вызов. И вот, сделав свой третий ход в испанской партии СЬ5, игравший белыми Уилсон рухнул как подкошенный на столик с фигурами. Смерть была мгновенной.
Узнав эту историю, за дело взялся опытный сыщик Пуаро, лично осмотревший тело несчастного в морге и обнаруживший небольшой шрам на его левой руке, а среди вещей — белого слона, которого вынули уже в больнице из руки шахматиста, зажатой в кулак. Положив фигуру в карман, Пуаро отправился к доктору Саваронову. На протяжении всей истории шахматы играют первую скрипку и именно за счёт понимания шахмат, Пуаро удаётся за короткий срок распутать загадочное преступление.
Загадочный мир шахматной доски своей таинственностью всегда привлекал к себе писателей, драматургов, художников - одной из наиболее удачных и известных попыток изобразить жизнь на шахматной доске является сказка английского писателя Льюиса Кэролла «Алиса в Зазеркалье»Согласно сюжету сказки маленькая девочка Алиса – сквозь зеркало попадает в шахматный мир, в котором каждая фигура и пешка имеет своё имя. Алиса начинает свою шахматную карьеру с поля д2 и всего за 11 ходов достигает поля превращения, становится королевой и выигрывает партию. В реальной шахматной партии с начального положения такая головокружительная карьера за столь короткий срок практически невозможно, но требовать достоверного шахматного содержания от сказки наверно всё-таки уже перебор.
По мнению переводчицы, писательницы Н. Демуровой, «не случайно символом Зазеркалья служит Кэроллу расположение шахматных фигур на поле. Ведь шахматная доска тоже своеобразное зеркало: в ней верхняя половина зеркально повторяет нижнюю. Многие образы Зеркальной страны построены по тому же принципу».
Ряд замечательных картин передающих зрителю драматургию жизни на шахматной доске написала советский художник Галина Сатонина. Особую ценность её картинам придаёт то, что автор сама являлась шахматисткой высокой квалификации – многократной чемпионки республики Татарстан. Бесспорно без наличия данного фактора ей бы вряд ли удалось передать зрителю всю красоту шахматного мира. В данном же случае художница выразила нам свои внутренние впечатления профессионального игрока.
Глубоко погружался в шахматный мир и русский писатель Владимир Набоков – о самом его известном произведении «Защита Лужина» мы поговорим в третьей главе нашего исследования – поскольку сюжет данного романа полностью соответствует рассматриваемой в ней тематике. Сейчас же хотелось бы сказать несколько слов о его другом менее известном шахматном произведении — «Подлинная жизнь Себастьяна Найта». Его сюжет построен как шахматная задача. «Персонажи романа соотнесены с шахматными фигурами, а топонимы — с различными шахматными реалиями, понимание которых требует знания по меньшей мере четырех языков: английского, русского, французского и немецкого», — писал литературовед Александр Люксембург. Главный персонаж романа Себастьян Найт — это, несомненно, конь (по-английски «knight»). Его возлюбленная Клэр Бишоп — белый слон (bishop – слон по-английски). Мать Себастьяна была похоронена в местечке Рокебрюн (от французского глагола «рокироваться»), а сам Себастьян — в Сен-Дамье («damier» по-французски — «шахматная доска»). Эти сведения были исходными данными шахматно-литературной задачи, разгадкой которой оказывалось имя роковой красавицы, сгубившей жизнь Себастьяна.
Шахматы так много значили для Набокова, что в 1970 году он даже издал необычный сборник «Стихи и задачи», который состоял из 49 стихотворений и 18 шахматных задач. Как говорил сам писатель, он объединил их потому, что «задачи — это поэзия шахмат».
Другой не менее привлекательной целью для представителей различных сфер искусства является раскрытие личности шахматного профессионала, в том числе даже процесса его мышления. И ведущая роль в этом направлении вне всяких сомнений принадлежит СССР. С момента его основания, руководство страны стало уделять развитию шахмат самое пристальное внимание. В стране возник шахматный бум. Начиная с 1940-ых годов до момента распада, советская шахматная школа полностью доминировала в мире. Неудивительно, что за этот период было снято несколько качественных фильмов на шахматную тематику, в этот перечень входят и комедийный короткометражный фильм режиссёра Всеволода Пудовкина «Шахматная горячка» (1925), автобиографические фильмы «Капабланка» (1986) советско-кубинского производства – режиссёр МануэльЭррераи «Белый снег России» - режиссёр Юрий Вышинский, посвящённые реальным эпизодам из жизни 3-его и 4-ого чемпионов мира по шахматам, соответственно, но особняком среди них стоит фильм советского писателя и драматурга, Леонида Зорина. «Гроссмейстер» (1972), в котором впервые была затронута проблема поиска шахматного профессионала гармонии междуспортивной и творческой составляющей шахмат. На протяжении всего фильма главный герой талантливый шахматист Хлебников под влиянием жизненных неурядиц бросается из крайности в крайность – но в конце фильма, играя решающую партию в матче претендентов на первенство мира, ему удаётся найти заветный баланс – одновременно давая простор творческой фантазии, он не переступает грань допустимого риска и в драматичной борьбе одерживает красивую победу.Характерной чертой данного фильма является отображение на доске мыслительного процесса шахматного профессионала, а также параллельное озвучиваниеего внутренних переживаний и сомнений. В съёмках данного фильма приняли участие несколько элитных шахматистов СССР. В основном они сыграли эпизодические роли, но недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всём, в эпизоде на борту самолёта, обсуждая сделанную Хлебниковым без борьбы ничью, обеспечившую ему звание гроссмейстера, экс-чемпионы мира Таль и Петросян так мастерски обыгрывают диалог, что профессиональный актёр Андрей Мягков, играющий главную роль кажется на их фоне бледной тенью.
К сожалению, судьба фильма «Гроссмейстер» оказалась непростой – дело в том, что одну из ключевых ролей в данном фильме – секунданта Хлебникова сыграл гроссмейстер Виктор Корчной. Всего лишь год с небольшим спустя после окончания съёмок, он, находясь на турнире за рубежом, попросит политического убежища в Швейцарии и перейдёт в разряд политических врагов страны. Фильм пролежит на полке 20 лет и только после распада СССР выйдет в прокат.
Конечно, шахматная тема привлекала не только советских кинематографистов. За рубежом было снято также немало интересных фильмов про шахматы. В их числе экранизация романа Набокова «Защита Лужина» (2000) – режиссёр МарлинГорлис, «Ход Королевой» (1992) - режиссёр Карл Шинкель, «В поисках Бобби Фишера» (1993) - режиссёр Стивен Зеллиан, «Шахматистка» (2009) режиссёр – Каролин Ботаро. Однако между советской и зарубежной постановкой есть одно существенное отличие. Советские кинорежиссёры, как правило, скрупулёзно подходили к содержанию демонстрируемых шахматных партий, беря за основу реальные партии сыгранные когда-то раннее ведущими шахматистами. Зарубежные кинематографисты мало обращают внимание на шахматное содержание фильма – делая как правило упор на психологические аспекты и спецэффекты для них шахматы являются всего лишь вспомогательным инструментом для отображения нужной ауры и не более. Как следствие неизбежные при этом шахматные ляпы в партиях или искажения шахматных терминов в диалогах героев фильма – искушённому квалифицированному в области шахмат зрителю сразу бросаются в глаза, что резко снижает достоверность и художественную ценность фильма.
Вообще достоверность экранизируемых событий никогда не входила в число приоритетных требований зарубежного кинематографа и это касается не только шахмат, но и сюжета картин в целом. Та жеМарлинГоррис, по собственному признанию, прочла роман уже после того, как ей понравился сценарий, который написал англичанин Питер Берри. Свою экранизацию она называет "вольной".
Подводя итоги проведённого исследования можно сделать вывод, что шахматы одинаково наглядно способны отображать комедию, трагедию, любовь, мистику, драму и внутренние переживания человека в любом жанре искусства, что позволяет с их помощью моделировать любую ситуацию из реальной жизни.
В заключении данного раздела хотелось бы привести известное высказывание немецкого гроссмейстера претендента на мировую шахматную корону ЗигбертаТарраша (1862-1934): «Шахматы – как музыка, как любовь могут делать человека счастливым» И вдвойне счастливы сегодня те кто познал радость соединения всех этих замечательных явлений человеческого бытия.
3 ШАХМАТЫ И ПСИХОЛОГИЯ
Психология шахматного творчества уже давно влечёт к себе исследователей. Первым кто обратил внимание на необходимость учёта психологических особенностей противника был 2-ой чемпион мира Эммануил Ласкер. Он рассматривал шахматы не только как противоборство идей, но и как борьбу личностей: На шахматной доске борются люди, а не деревянные фигуры». Он изучал сильные и слабые стороны в игре соперников и в дальнейшем использовал их индивидуальные недостатки.
Доходило до того, что соперники обвиняли Ласкера в колдовстве – на самом же деле он просто опередил своё время на несколько десятилетий.
Михаил Таль стремительно ворвался в шахматную элиту. Его блестящие комбинации, которые повергали за доской соперников в шок, а после них находилось опровержение, а также демоническая внешность стали поводом для обвинений со стороны соперников в гипнозе. Доходило до смешного. В 1959-ом году в турнире претендентов, проходившем в Югославии, американский гроссмейстер Пал Бенко, чтобы избежать гипноза со стороны Таля, пришёл на игру с ним в солнцезащитных очках. Рижский гроссмейстер, славившийся отменным чувством юмора мгновенно отреагировал, надев такие же, только в 2 раза больше. Смеялся весь зал, а Бенко больше всех. Партию он правда все равно проиграл.
Начиная со середины 70-ых годов отношение шахматистов к психологии становится гораздо более серьёзным, а вхождение психологов в команду шахматистов, оспаривающих мировую шахматную корону приобретает стандартный характер. Так, чемпиону мира Анатолию Карпову в матче против Виктора Корчного в 1978-ом году помогал доктор по психологии Зухарь, а в матчах против Гарри Каспарова на разных этапах экстрасенс Григорий Рожковский и психолог Рудольф Загайнов. В свою очередь Гарри Каспаров привлекал в свою команду экстрасенса Тофика Дадашева.
«Чтобы стать чемпионом мира нужно иметь душу убийцы» - это фраза 10-ого чемпиона мира по шахматам Бориса Васильевича Спасского, в свои лучшие годы, умевшего сохранять абсолютно непроницаемое выражение лица за доской вне зависимости от того насколько удачно для него складывалась шахматная партия. Умению сохранять абсолютное спокойствие вне зависимости от ситуации на доске удивлялись дажеего соперники. В частности Роберт Джеймс Фишер, характеризуя своего будущего соперника по матчу на первенству мира писал: «По лицу Спасского во время партии, никогда невозможно понять – то ли он матует, то ли его матуют.» Только один Спасский знал чего ему стоило подобное олимпийское спокойствие, своим секундантам он однажды сказал: «Я улыбаюсь, сохраняю невозмутимый вид, а внутри меня всё кипит.»
Владимир Семёнович Высоцкий интересовался шахматами весьма поверхностно и потому в своём творчестве не имел возможности отразить интеллектуальную составляющую шахмат, но психологические особенности шахматной борьбы, выраженные в противоборстве 2-х личностей, моральном превосходстве характера одного партнёра над другим сумел выразить весьма точно:
Вот я его фигурку смерил оком,
И когда он объявил мне шах —
Обнажил я бицепс ненароком,
Даже снял для верности пиджак.
И мгновенно в зале стало тише,
Он заметил, что я привстаю…
Видно, ему стало не до фишек —
И хвалёный пресловутый Фишер
Тут же согласился на ничью.
Его шуточная песня «Честь шахматной короны», написанная под влиянием поражения чемпиона мира Бориса Спасского в матче против Роберта Джеймса Фишера в 1972-ом году в Рейкьявике стала одним из самых удачных его произведений и до сих пор сохраняет свою популярность.
Таким образом, мы видим, что влияние психологии на результат шахматной партии весьма велико. Умение сохранять непроницаемое выражение, скрыть от соперника свои чувства, вне зависимости от ситуации на доске, сохранять самообладание в случае неожиданного хода соперника, не поддаваться психологическому давлению с его стороны, проявлять силу духа в нужный момент в большинстве случаев оказывает решающее влияние на результат шахматной партии. Всё это позволяет нам сделать вывод, что психология оказывает существенное влияние на результат шахматной партии. Возникает вопрос: А какое же влияние оказывают шахматы на психологию человека? Увы, ответить на этот вопрос однозначно в положительном ключе не представляется возможным.
Крылатое выражение «От гениальности до безумия – один шаг» не получившее однозначного одобрения в научной среде, систематически находит своё подтверждение в мире шахмат.
Несколько видных шахматистов былых времен действительно имели проблемы с психикой в период активных выступлений или после завершения карьеры.
Широко известна фраза Вильгельма Стейница 1-ый чемпион мира по шахматам: «Шахматы не для слабых духом, они поглощают человека целиком...» По иронии судьбы именно Стейниц закончит свои дни в психиатрической лечебнице. Такая же участь постигнет и польского маэстро Акибу Рубинштейна. В 1924-ом году, выбросившись из окна, покончит жизнь самоубийством Курт Барделебен (именно он станет прототипом главного героя романа В.В. Набокова «Защита Лужина»). Преждевременно уйдут из жизни путём суицида советский мастер Григорий Иливицкий и эстонский гроссмейстер ЛембитОлль. Американский гроссмейстер Гарри Нельсон Пильсбери великий мастер игры вслепую, проводивший незрячиесеансы одновременно на 22-х досках от чрезмерного психологического и физиологического напряжения заболел раком головного мозга и умер не достигнув 34-ёх летнего возраста. От внезапного кровоизлияния в мозг в возрасте 53-ёх лет уйдёт из жизни 3-ий чемпион мира Хосе Рауль Капабланка. Психические отклонения станут причин ухода из шахмат на пике своей карьеры 11-ого чемпиона мира по шахматам Роберта Джеймса Фишера. Типичными для профессиональных шахматистов являются случаи острой сердечной недостаточности, инфаркта и инсульта, поэтому данный список легко при желании можно продолжить.
Наиболее известной попыткой ответить на вопрос о причинах негативного влияния в некоторых случаях шахмат на психику игрока является роман В.В. Набокова «Защита Лужина»
Главный герой, нелюдимый и неуклюжий гроссмейстер, выглядит почти изгоем общества, если не принимать вовнимание его признанный шахматный талант.Не замечая окружающего мира, он готовится к самому важному турниру в своей жизни. И тут судьба неожиданно сводит его с очаровательной женщиной, знакомство с которой перерастает в любовь,Лужин начинает разрываться между реальным и шахматным миром, но повседневная реальность чужда человеку, живущему только за шахматной доской, и вскоре столкновение двух миров приводит к трагической развязке.
Проблема столкновения в душе человека реального и шахматногомиров волновала писателей ещё задолго до появления романа В.В. Набокова «Защита Лужина». В русской литературе широко известны 2 более ранних произведения на эту тему: это повесть Николая Ахшарумова «Игрок» 1895 г. рассказ Леонида Леонова «Деревянная королева» 1922 г. Основная линия сюжета в обоих произведениях по существу идентична. Главныегерои будучи шахматистами, под влиянием различных факторов, семейных жизненных неурядиц, одиночества, ищут успокоения в шахматах и, погружаясь в них слишком глубоко, оказываются вдруг во власти галлюцинаций, представляют себя попавшими на шахматную доску и влюбляются….. в деревянную королеву.
Так что же получается, шахматы вредны для душевного и психологического состояния человека и знакомство с шахматным миром может стать для него губительным? Такая однозначная трактовка вопроса является абсолютно неверной. Приём одной таблетки аспирина является отличным целительным средством для снижения температуры, в то время как употребление целой горсти может привести к летальному исходу. Тот же принцип применим для любого вида спорта, в том числе и для шахмат. Прекрасно известно, что умеренная физическая культура является полезной для организма обычного человека, в то время как нагрузки характерные для спорта высших достижений для неподготовленного организма дадут отрицательный результат. Также и здесь чрезмерное погружение в шахматный мир для человека с психическими отклонениями может привести к душевному помешательству – в то время как умеренное знакомство с шахматами без фанатизма может способствовать выходу из психологического кризиса. Ниже мы рассмотрим несколько примеров позитивного влияния шахмат на психику человека в реальной жизни и в литературных произведениях.
В 1961-ом году в солидном медицинском журнале «Невропатология и психиатрия» была опубликована статья врача-психиатра шахматного мастера Аллы Рубинчик «О способностях больных шизофренией к шахматной игре» Рубинчик провела исследование 27 больных у которых в анамнезе было указано, что они имели шахматную квалификацию от 4-ого до 2-ого разряда.
Не затратив каких-либо значительных усилий Рубинчик вовлекла пациентов в игру. Расставленная на столе врача доска с шахматами вызвала интерес у больных. Важнейшим итогом эксперимента стало то, что ни один из больных, многие годы не игравших в шахматы, не забыл правил игры и неутратил интереса к ней, что доказало сохранность памяти у больных шизофренией.
Лечебный эффект шахмат был очевиден: у больных исчезали или становились менее выраженными многие тяжёлые симптомы – галлюцинации, бредовые идеи, стереотипность поведения, потеря интереса к окружающим, включая собственную семью. У многих больныхво время игры поведение становилось болееестественным, они разумно комментировали партии, легче вступали в общение, правильно отвечали на вопросы и беседовали друг с другом на различные темы.
В другом психологическом шахматном эксперименте принимал участие 8-ой чемпион мира по шахматам Михаил Таль, суть которого сводилась к следующему. Таль должен был сыграть с испытуемым любителем 2 партии - одну в его обычном состоянии, другую после того, как испытуемому при помощи гипноза внушали, что он играет в силу чемпиона мира. Как рассказывал сам Таль – эксперимент не принёс какого-либо ожидаемого прорыва – и до и после гипноза испытуемый играл примерно в силу 2-ого разряда. Этот рассказ услышал поэт из Калмыкии – Давид Кугультинов – так появилась на свет поэма «Шахматист», согласно сюжету которой Таль по просьбе своего друга врача-психиатра с трудом обыграл юношу, больного шизофренией, но игравшего действительно гениально. Поражение больного помогло его исцелению, но вместе с болезнью исчезла и его гениальность.
В минуту тяжёлых испытаний и невзгод шахматы являются отличным, а зачастую и единственным помощником – достойно перенести их тяготы не сломаться и не погибнуть. В литературе и реальной жизни сохранилось множество тому подтверждений.
В романе«Жизнь взаймы» (1959),немецкого писателя-романиста Эрих Мария Ремарка, весьма неравнодушного к шахматам, один из персонажей, 80-летний Рихтер, страдающий тяжелейшей формой туберкулеза, уже почти при смерти попадает в санаторий. Дни идут, а он, несмотря ни на что, продолжает жить. Эликсиром, продлевающим его жизнь, оказываются шахматы. Узнав, что безнадежно больной человек страстно увлекается этой игрой, врачи находят ему подходящего партнера. И они играют, сообщая друг другу свои ходы по телефону.
Шахматы — мир в себе, не знающий ни суеты, ни тоски», — говорит Рихтер дежурной медсестре Лилиан.
Свою последнюю партию в шахматы А.С. Пушкин сыграл накануне дуэли с Дантесом. Об этом сохранилась запись в дневнике А.О.Смирновой-Россет: «Накануне провели вечер у Мещерских. Пушкин играл в шахматы с Михаилом Виельгорским… Он шутил, жена его была тут же с Екатериной Дантес».
Дантес приехал очень поздно за женою – он был дежурным по полку в этот день.
Как только Пушкин взглянул на Дантеса рассыпавшегося в комплиментах перед дамами – он прошептал: «Этот господин заслуживает урока». Потом прибавил: «Этот офицер даёт мне мат и я его беру». И он отнял офицера у Виельгорского, который думал, что вся фраза относится к офицеру шахматному. Особого внимания заслуживает тот факт, что Пушкин накануне дуэли, стремясь скрыть своё душевное волнение и хотя бы внешне показать спокойствие, избрал как это не парадоксально для его горячей натуры игру в шахматы.
В «Шахматной новелле» Стефана Цвейга, главный герой доктор Б., исключительно, благодаря шахматам сумел пережить ужасы, застенков гестапо, а впоследствии, чудом вырвавшись из его стен, уже, будучи на большом океанском теплоходе смог, используя развитые в этих страшных условиях способности и победить чемпиона мира МиркоЧентовича. К сожалению, полноценного возвращения к шахматам у героя новеллы не получилось. Они служили ему напоминанием о пережитых ужасах и сводили с ума. Поэтому в финале произведения герой вынужден навсегда отказаться от шахмат.
Удивительно, но 30 лет спустя после выхода произведения в свет сюжет новеллы практически полностью повторился в реальной жизни. Правозащитник Натан Щаранский в 1970-ых годах активно пытался применить на территории СССР Хельсинкские соглашения, в частности право граждан на эмиграцию. За это он получил 9 лет лагерей и выдержать все выпавшие на его долю испытания ему помогли именно шахматы.
В своей книге «Не убоюсь зла» Щаранский так описывает 1-ый день своего ареста. Оказавшегося в одиночной камере в Лефортово узника в первый день посещает заместитель начальника тюрьмы и интересуется – нет ли у подследственного бытовых просьб. Что же просит узник? Шахматы! Тюремщик-политрук удивлён:
- Зачем вам шахматы? Вы же один?
- В правилах указано, что шахматы должны быть в каждой камере, а число людей не оговорено.
Подследственный Щаранский успел изучить висящую на двери инструкцию и про шахматы запомнил. Как только комплект фигур получен, он принимается за анализ: «Я немедленно расставляю фигуры: уход в мир шахматных баталий – моё давнее и испытанное средство – отвлечься от забот. Кроме того это отличная интеллектуальная зарядка, которая мне сейчас необходима. Начинаю анализировать вариант французской защиты, которую я люблю ещё со школьных лет».
Залезая в дебри французской защиты, Натан знал, что ему предъявлено обвинение по статье 64-а «Измена Родине», предусматривающее наказание вплоть до смертной казни с конфискацией имущества. Следователи постоянно напоминали об ожидающей каре. Угроза расстрела сохранялась до суда. Оставалось лишь только ждать, готовить себя к предстоящему и развлекаться игрой в шахматы.
Но что делать в карцере, в полном одиночестве, при многодневной пытке голодом и холодом? «Постепенно всё большее место в моих размышлениях стали занимать шахматы» - пишет Щаранский и продолжает: Когда-то на студенческих соревнованиях я проиграл партию одному профессионалу, мастеру спорта, выступавшему за МГУ. Соперник применил против меня новый вариант, который показался мне некорректным, но найти правильное решение тогда за доской я не смог. И вот, лёжа в карцере на холодном полу и вспоминая эту партию, я пытался найти правильное решение. В конце концов, я нашёл правильный вариант. Но главным было, конечно, не это: шахматы помогли мне выдержать моральную пытку, пытку монотонным, бесконечным, мучительно тянущимся карцерным временем, сохранить способность мыслить и на сотые сутки».
В 1996-ом году, уже, будучи министром промышленности и торговли Израиля, Натан Щаранский выиграет свою партию в сеансе одновременной игры у действующего чемпиона мира Гарри Каспарова.
В рассказе «Шахматы доктора Кузьменко» Варлам Шаламов рассказывал о скульпторе, который мастерил фигурки тончайшей резьбы из черного и белого хлеба с помощью специфического метода: «Все арестанты, сидевшие в кулагинской камере, жевали часами хлеб. Тут важно было уловить момент, когда слюна и разжеванный хлеб вступят в какое-то уникальное соединение, об этом судил сам мастер, его удача — вынуть изо рта тесто, готовое принять любую форму под пальцами Кулагина и затвердеть навеки, как цемент египетских пирамид». Увы, сам скульптор умер от голода, перед этим сжевав в приступах голодной деменции одну из фигур своего набора.
В автобиографическом рассказе Шаламова «Шахматы и стихи» герой проявил необычную смелость — решил выиграть в шахматы у жены начальника лагеря, которой все традиционно поддавались. «Я ведь в шахматы играю. Шахматисты подхалимов не любят», — неожиданно отреагировала начальница. Так любовь к игре оказалась выше типичных лагерных отношений, а партия дала автору возможность показать высокое значение истинной смелости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы провели полноценное исследование относительно роли шахмат в нашей жизни и их влияния на человека как личность в целом, сумели доказать тезисы выдвинутые нами в самом начале данной работы, что даёт нам право с полным основанием утверждать, что шахматы являются социальной моделью нашей жизни так как способны не только наглядно отображать всееё стороны, но и процессы, которые протекают вмире шахматной доски, в ходе шахматной партии полностью совпадают с процессами в реальной жизни. Осталось только ответить на самый важный вопрос: Что могут дать шахматы человеку желающему научиться в них играть?
Играя в шахматную партию, мы постоянно выбираем из множества ходов один единственный – в жизни нам также каждый день приходится неоднократно делать выбор. Таким образом шахматы могут научить нас:
1) Предвидению, умению немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, которые может иметь то или иное действие.
2) Осторожности, умению всесторонне изучить ситуацию и взаимоотношения её отдельных участников
3) Осмотрительности, умению принимать решения не слишком поспешно – поскольку как в шахматной партии нельзя брать ходы назад, так и в жизни, как правило, нельзя исправить то, что сделал. Поэтому шахматы нас помимо всего прочего приучают к ответственности за свои решения и поступки. С той лишь разницей, что в шахматной партии на кону будет стоять лишь её результат – в то время как в жизни цена неверного решения может оказаться значительно дороже.
4) Вырабатывать навыки решения одной из основных проблем нашей жизни - разумного и гармоничного распределения между деньгами и временем.
Каждый, кто знаком с почасовой оплатой труда, хорошознает, что время имеет цену в самом прямом смысле. Материал, то есть деньги, обменивается на труд, измеряемый вчасах и минутах. Это обычное «время на часах», измеряемоевезде одинаково. Но в шахматах есть еще и «время на доске»,измеряемое количеством ходов.Шахматисты привыкли думать о времени и в том, и вдругом смысле. Они играют под тиканье часов, имея ограниченное время на определенное число ходов. А время в самойшахматной партии измеряется количеством ходов. Сколькоходов нужно сделать, чтобы попасть из точки А в точку Б? Скакой скоростью может развернуться моя атака? Сумею ли ядостичь своей цели раньше, чем соперник осуществит свойзамысел?
5) Не падать духом при неблагоприятном состоянии наших дел, а упорно изыскивать возможности для изменения событий и надеяться на благоприятное изменение обстоятельств. Шахматы так разнообразны, полны событий и настолько подчинены неожиданным превратностям, что вырабатывается умение находить средства, чтобы преодолеть, казалось бы непреодолимые затруднения.
6) Принимать интуитивно правильные решения в условиях жёсткого недостатка времени (цейтнота).
Завершить данную работу мне бы хотелось оптимистической цитатой 5-ого чемпиона мираМаксаЭйве:«Шахматы не исчерпались и продолжают оставаться живой, динамичной и вечно развивающейся игрой. Они настолько богаты, что просуществуют еще тысячи лет!» Играйте в шахматы!
Список литературы
Научная и художественная литература.
1 Ахшарумов Н. Д. - «Игрок» - Спб.: Изд. М.К. Ремизовой – 1895 – 207 с
2 Балашов Д. М. – «Господин Великий Новгород. Марфа-посадница.» -
Изд-во «Вече» - 2019 –704 с
3Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман / М.А. Булгаков. ─ М.:ООО "Изд-во "Олимп": ООО "Изд-во АСТ",2002. ─ 368с.
4 Каспаров Г.К. –«Шахматы как модель жизни» / Каспаров. Г. К. — М.: Эксмо, 2007. - 352 с.
5 Коган М.С – «История шахматной игры в России» - Ленинград, Изд-во «Прибой» - 1927 – 263 с.
6 КэроллЛьюис – «Алиса в Зазеркалье» - М.: Эксмо – 2010 - 120 с
7Леонов Л. М. – «Деревянная королева» - [Электронный ресурс -https://www.litmir.me/bd/?b=552951] – 1922 – 4 c.
8Линдер И. М. - «Пушкин, любовь и шахматы» М.: Антидор, 1999 –296 с
9Линдер И. М. - Шахматы на Руси /И. М. Линдер. – М.: Наука, 1975. – 207 с
10Набоков В. В. - «Защита Лужина» - М.: Центрполиграф– 2003 – 254 с
11Пушкин А. С. –Евгений Онегин; М.:Изд-во Художественная литература , 2015. - 256 c.
12Толстой А.К. – «Смерть Иоанна Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Царь Борис. Стихотворения» -М. : Изд-во Художественная литература – 1988 –
528 с.
13Толстой Л.Н . - «Война и мир» Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3,4. М., "Лексика", 1996.
14Тургенев И. С. –«Несчастная» - М.: Изд-во Госполитиздат – 1961
15Шахматная новелла (сборник) – М.: Изд-во: ФиС – 1989 - 544 с.
16 Шекспир Уильям – «Буря» - М.: Изд-во «Рипол-Классик» - 2012 . – 32 с
Периодические издания
17Гродзенский С.Я.–«С шахматами не убоялся зла» - 64 Шахматное обозрение № 11 – 1996 - с. 28-29
18Дамский Я.В. – «Два автора одной поэмы» - 64 Шахматное обозрение
№ 11 – 1996 - с. 29-31
19Куприн А. И. «Марабу» - Шахматы в СССР - №8 -1988 г. – с. 26-28
20Линдер И. М. «Благодарю душа моя…» - 64 Шахматное обозрение № 6 – 1999 - с. 29-31
21Линдер И. М. «Благодарю душа моя…» - 64 Шахматное обозрение № 7 – 1999 - с. 52-54
22Линдер И. М. «Играл ли Адам в шахматы?» - 64 Шахматное обозрение
№ 21 – 1991 - с.16 - 19
23Линдер И. М. «Шахматы и любовь» - 64 Шахматное обозрение - №12 – 1996 - с 37 - 40
24Малкин В. Б. «Шахматы и психика» - 64 Шахматное обозрение №8 – 1999 – с 50-52
25Франклин Бенджамин «Моральные ценности шахмат» - 64 Шахматное обозрение - №11 – 1996 - с 44 - 45
26 Хенкин В. Л. «Последняя партия грозного царя» - 64 Шахматное обозрение №8 – 1989 - с 28-30
27 Хенкин В. Л. «В лучах екатерининской славы» - 64 Шахматное обозрение №17 – 1989 –с. 24-25
28 Хенкин В.Л. «В лучах екатерининской славы» - 64 Шахматное обозрение №18 – 1989 – с. 24-25
40