Автор публикации: А. Филина, ученица 9Б класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Каргатская средняя школа №1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме: «Улица моя».
Автор: Филина Анастасия, учащаяся 9 класса МКОУ КСШ№1
города Каргата Новосибирской области.
Руководитель: Дегтярева Ольга Васильевна, учитель истории
высшей квалификационной категории.
г.Каргат, 2020
Содержание
I.Введение. | 3 |
II.Основная часть. 1.Улица на карте города | 5 |
2.История возникновения улицы | 6 |
3.Сравнение внешнего облика улицы | 9 |
4.Воспоминания жителей улицы | 10 |
III.Заключение. | 12 |
IV.Список литературы. | 13 |
V.Приложение. Презентация «Улица моя». Внешний облик улицы и ее жителей. |
I.Введение.
Я живу на улице Красноармейской дом №10. Сорок лет назад в этом же доме жила моя классная руководительница Дегтярева Ольга Васильевна. У каждой из нас с этим домом и этой улицей связаны воспоминания детства, чувства, эмоции. Каждой из нас это место по-особому дорого. Мне стало интересно, а как изменилась наша улица и дом №10 за 40 лет? Поменялся ли внешний облик домов, традиции и обычаи жителей улицы? Все вышесказанное и определило тему моего исследования.
Цель работы: проанализировать изменения, которые произошли на улице Красноармейской в течение 40 лет.
Задачи:
1.Описать историю возникновения улицы.
2.Сравнить внешний облик улицы 40 лет назад и сегодня.
3.По воспоминаниям жителей восстановить традиции улицы советского времени.
В работе использованы следующие исторические источники:
1.Фотографии улицы в 70-е годы XX века и современные фотографии.
2.Воспоминания нынешних и бывших жителей улицы - Черкасовой Валентины Николаевны, Автуховой Валентины Трофимовны, Вдовушкиной Анны Ивановны, Дегтяревой Ольга Васильевны, Польниковой Галины Васильевны.
Актуальность темы. Одно из современных направлений развития исторической науки – история повседневности. Сформировалось оно во второй половине XX века. В рамках этого направления ведутся исследования условий жизни, труда и отдыха (быта, условий проживания, рациона питания, способов лечения, социальной адаптации), а также факторов, влияющих на формирование сознания и норм поведения, социально-политические предпочтения подавляющего большинства населения («обычных людей») той или иной страны в тот или иной исторический период. История повседневности является историей тех, без кого не могло бы быть истории, но кто для историков остался преимущественно «безымянным» и «молчаливым». Моя работа имеет отношение именно к истории повседневности. На примере жителей одной улицы можно увидеть особенности советского периода истории (60-80-х гг.).
Характеристика источников. Использованы в работе два основных вида источников – фотодокументы и воспоминания жителей улицы. Существенной особенностью фотодокумента является то, что этот вид документа возникает в момент событий и на месте событий, что придает ему большую ценность. Фотодокументы наглядны, точны, благодаря чему они нашли широкое применение во многих отраслях деятельности человека, и в частности, в историографии. На основе анализа фотодокументов семейных архивов можно проследить те трансформации в быту, нравах, духовной атмосфере эпохи, которые происходили в определенные исторические периоды. В данной работе использованы фотодокументы из домашних архивов семей Чужиковых, Вдовушкиных и Автуховых. Большинство фотографий 70-х годов сделаны жителем улицы Борисовым Петром Романовичем. Современные фотографии сделаны автором данной работы.
Воспоминания относятся к устной истории, которая возникла одновременно с историей как таковой. Главной ценностью устной истории можно считать се способность воссоздать многообразие точек зрения, так как большинство существующих архивных документов отражают точку зрения властей. В основе методов устно-исторического исследования лежит технология опроса. Специалисты по устной истории выделяют в этой связи два подхода: либо непринужденная беседа, свободный разговор, либо структурированное интервью - разграфленный вопросник, жесткая схема которого настраивает на определенные ответы. Мы использовали в работе первый подход – непринужденная беседа. Источники устной истории характеризуются демократизмом (они отражают события с точки зрения рядовых участников), уникальностью (они содержат факты, которые не могут быть установлены иным путем, поскольку каждый человек обладает частицей уникального знания), субъективностью и эмоциональностью.
Историография. Автором работы были изучены методические статьи по организации краеведческих исследований. «Всероссийский исторический конкурс для старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век». Материалы в помощь участником конкурса». Это пособие содержит общие сведения о конкурсе, рекомендации по выбору темы, источников исследования. Рассказано как готовиться к интервью и проводить его, как правильно написать работу по краеведению. В статье Т.К. Щегловой «Устная история и краеведческая работа» (ПИШ №5, 1998г.) описаны возможные направления собирательской работы, даны методические рекомендации по проведения опроса, требования к систематизации и хранению материала. Р. Бражникова и М. Бражников в статье «Краеведение на карте и в реальности. Фили: дачное место-рабочий пригород - городской район» (научно-методический журнал «История» №10, 2014г.) на конкретном примере раскрывают этапы и особенности изучения определенного места жизни людей.
Основная часть
1.Улица на карте города.
Улица Красноармейская расположена в северо-восточной части города. Координатами Красноармейской улицы можно считать 55°11'48'' с.ш. и 80°17'54'' в.д. Протяженность менее двух километров. Номера домов с 1 по 127.
Улица начинается у реки Каргат, с того места, где находится городской пляж. В работе мы рассматриваем не всю улицу, а только ее начало. По четной стороне дома №2-№12,по нечетной стороне дома №1 -№25. Эта часть улицы отделена переулком и создается как- бы изолированное пространство. Люди здесь все друг друга знают. Мой дом расположен почти в центре этого места.
Название улицы связано с названием вооруженных сил СССР – Красная Армия. Это очень распространенное название в населенных пунктах нашей страны.
2.История возникновения улицы.
Этот участок улицы начал застраиваться в конце 60-х годов. Место было очень привлекательно для жителей. Рядом река, а люди во все времена предпочитали селиться на берегах водоемов, городской пляж-место для купания и отдыха. Тихое место, нет потока машин, чистый воздух. Безопасно для детей. Вся улица была покрыта травой, по ней бегали босиком. Старожилы улицы и сейчас с чувством восторга вспоминают яркую и мягкую зелень.
Вот, что рассказала нам об улице в 60-е годы Черкасова (Шниткова) Валентина Николаевна: «Мы жили в доме №5.Он был совсем новый, строила его семья Воронцовых. Дом маленький-комната и кухня, посередине печка. Воронцовы перезимовали одну зиму и продали этот дом нам. Это было в апреле 1960 года. Мне тогда было 10 лет. На этой улице было очень мало домов. По нечетной стороне дом №1, №3, наш-№5, а дальше стояли срубы. Люди активно строились. В доме №1 жила семья Андреевых. Григорий Иванович Андреев работал главным бухгалтером сельхозтехники. Его жена Екатерина Тарасовна работала заведующей детским садом «Березка». В семье было трое детей: Вера (1947 г.р.), Надя(1952 г.р.), Вася(1956 г.р.). До Андреевых в этом доме жил директор сельхозтехники - Медведенко с женой и двумя дочерьми».
Все 40 лет дом №1 принадлежал семье Андреевых. Последние годы проживал в нем сын Василий. У него не было своей семьи. В феврале 2020 года он умер. Возможно, оставшиеся родственники теперь будут дом продавать.
В доме №3 проживала семья Топильских- Федор Григорьевич, Екатерина Прокопьевна и 5 детей (Виктор, Валентина, Зина, Рая, Галина). Потом в доме много лет жила семья их дочери Зинаиды Федоровны в замужестве Кузьмина. В ее семье выросло двое сыновей - Федор и Сергей. Тетя Зина, так звали ее на улице все дети, была удивительно добрым и отзывчивым человеком. Всю жизнь отработала в районной больнице окулистом, славилась кулинарными способностями. Особенностью этого дома было наличие большого и ухоженного сада. Своих друзей и соседей Кузьмины осенью щедро угощали яблоками, ягодами из этого сада. Сейчас в доме проживает один Владимир Кузьмин, муж Зинаиды Федоровны.
По четной стороне был только один старенький домик, принадлежавший Борисовой Прасковье (бабе Паши), в котором она жила вместе с сыном Петей. Когда Петр женился на Валентине, они начали строить новый дом. Прямо перед старым. Сейчас это дом №8. Вторым по четной стороне строили дом для Богослововой Веры Александровны. Это человек- легенда нашего города. В 1942 году она отправилась добровольцем на фронт и работала военно-полевым хирургом. После войны она работала хирургом Каргатской районной больницы, а в начале 60-х ее заведующей. Зашли они в этот дом зимой 1961 года. Вера Александровна очень много работала, но никогда не отказывала в помощи своим соседям по улице. Ребенок порезался, простыл, ударился - всегда можно было рассчитывать на своего доктора. В 70-е годы Богослововы получили благоустроенную квартиру в центре города, а в их дом заселилась семья Башариных. Сейчас в этом доме №4 проживает семья единственного сына Башариных - Александра.
Милиция построила два дома для своих сотрудников, сначала дом №6 , в котором жила семья Черкасовых (Черкасов Андрей Иванович был начальником уголовного розыска), а через год дом №2, трехквартирник. В квартире №1 много лет жил местный участковый – Рыбаков Владимир Васильевич. Он пользовался огромным уважением у жителей улицы. Ответственный, принципиальный. Он уже умер, в квартире проживает его жена.
Дом №10 строился на одного хозяина. Туда заселился главный врач больницы - Долгополов. В семье было трое или четверо детей и две бабушки. Семья была хорошая, дети закончили школу с медалями, потом семья уехала. Тогда дом разделили на две части. В большую часть заселилась семья Князьковых. Они тоже работали в больнице. Но потом семья распалась и эту часть дома заселила сестра Князьковых с мужем. А во второй маленькой половине вначале 70-х проживала молодая семья Вдовушкиных - Василий, Анна и две их дочери - Ольга и Галина. Анна Ивановна работала в райкоме комсомола и эту квартиру получила она.
В доме №7 проживала семья Афанасьевых. Анна Николаевна работала старшей хирургической сестрой, а ее муж дядя Гоша водителем скорой помощи. А потом в этом доме поселилась семья Раевич, тетя Зина тоже работала в больнице.
Дом №9 построила семья Артамоновых. Трофим Терентьевич. Был начальником узла связи, а его супруга Елизавета Михайловна работала в торговле. Они сами строили этот дом. Сейчас в нем проживает семья их дочери Валентины (ныне Автухова). Валентина Трофимовна была знаменитой вязальщицей на улице, ее свитера, шали, кофточки вызывали восхищение и вдохновляли девочек на занятия рукоделием. А ее супруг дядя Леня –золотые руки, мастер строительных работ.
В доме №13 проживала семья Селивановых. Дядя Саша работал в энергосети и был знатным рыбаком, продал рыбу соседям очень дешево. Тетя Маша (Мария Игнатьевна) работала в сфере торговли. В семье было двое детей Сергей и Люда. Даже когда семья уже не жила в этом доме, Сергей долго поддерживал дружеские отношения с соседями и иногда приезжал их навестить.
Таким образом, на улице жили милиционеры, работники больницы, руководители разных организаций.
В каждой усадьбе был огород, многие выращивали ранетки, смородину, крыжовник. Воду брали из колодцев. Так как частных машин не было, вся улица была зеленая! Многие держали коров, и утром, летом хозяйки дружно выгоняли их в стадо. А те, кто не имели коров, покупали молоко у соседей. Также люди держали свиней, кур, гусей, кроликов.
Так как рядом был пляж, дети купались целыми днями, а взрослые по утрам и вечерам. В 60-е годы на пляже были раздевалки, вышки, дощатый павильон, где продавали мороженое, пирожки, беляши, газировку. Одно время пляж пытались отгородить штакетником, чтобы по нему не ходил скот и гуси. Песок завозили и на дно реки и на пляж. Вода в реке была чистая и местные жители рыбачили. Только чаще это делали не на пляже, а за огородами, которые выходили на сторону реки.
Все жители в 60-е годы были очень дружными, отмечали вместе праздники, в горе поддерживали друг друга. В 70-е годы эти традиции сохранялись. Дни рождения взрослых, детей, государственные праздники отмечали по очереди в домах жителей. Вместе ходили на работу, вместе ездили за грибами и ягодами, вместе рыбачили.
3.Сравнение внешнего облика улицы.
В презентации-приложении представлены фотографии улицы и ее жителей в 70-е годы и современный вид улицы. Очевидно, место сильно изменилось. Улица стала уже, проведены газопровод и водопровод. До этого долгое время жителя брали воду в колодцах и топили сами печи. Почти все дома отделаны с помощью современных материалов (кирпич, сайтинг). Жители перекрыли крыши, пристроили целые комнаты, веранды. С помощью новых заборов расширили усадьбы. Каждое отдельное домовладение стало краше, комфортнее. Но в целом улица потеряла свою прежнюю привлекательность. Она стала очень узкой, нет ковра из зеленой травы, трубы газопровода тянуться вдоль улицы, напоминая о достижениях цивилизации. Старые жители улицы с ностальгией вспоминают, какой уютной она была прежде.
4.Воспоминания жителей улицы.
Вдовушкины Ольга и Галина выросли на этой улице. Все их детство прошло здесь. Они вспоминают, что всегда на улице было много детей, в каждом доме по 2-3 ребенка. Большую часть времени дети проводили на улице, особенно летом. В 9-10 часов утра все встречались на улице и начинались игры: «Догоняшки», «Выше ноги от земли», «Снайпер» и другие. Чаще всего играли в подвижные игры, поэтому все ребята на улице были ловкие, быстрые, спортивные, редко болели. Домой возвращались поздно вечером, родителям приходилось заставлять детей идти домой. На обед и ужин мамы звали ребят, они прибегали, ели и бежали опять на улицу. События, происходившие в стране, находили отражение и в детских играх. Например, в 1980 году в Москве прошли олимпийские игры, и ребята на улице играли в олимпиаду. Сначала девочки придумали для мальчиков соревнования (бег, прыжки, езда на велосипеде), они соревновались, а девочки судили, а потом мальчики проводили соревнования для девочек. Каждое лето на улице дети устраивали концерт для родителей. Программу всю составляли сами - пели песни, читали стихи, разыгрывали сценки. Особенно запомнились номера: песня «Мы давно блинов не ели», к которой специально дети пекли блины и во время исполнения раздавали зрителям. И номер «Бониэм», пародируя чернокожих зарубежных исполнителей, ребята выкрасили лица черной краской, а руки накрасить забыли. Родителям очень нравились эти концерты. Ребята все делали сами: сценарии, костюмы, реквизит, это развивало самостоятельность и чувство ответственности. Летом иногда старались приучить себя к режиму дня. Утром рано выходили на зарядку, а в обед ложились спать. Девочки собирались у Вдовушкиных, укладывались спать, а мальчишки стучали им в окна и двери, мешая соблюдать режим дня.
Девочки еще очень любили играть в бумажные куклы, рисовали им платья, шили маленьким резиновым медвежатам одежду, играли в дом. Осенью, когда выкапывали картофель, на огороде из сухой ботвы делали шалаши и сидели там, пока не стемнеет, в этом была своя романтика.
Зимой на улице были огромные сугробы, в которых рыли ходы, а затем бегали, прятались. На берегу реки, рядом с пляжем были горки: ледяные, для катания на лыжах, на санках. Все выходные дети пропадали там. Когда приходили домой, вся одежда была в снегу, промокшие, но счастливые!
Хотя взрослые все были заняты на работе, при любой возможности они участвовали в уличной жизни детей. Валентина Фрелих учила играть в городки. Некоторые папы играли с детьми в футбол и «вышебала». Все родители приходили на концерты. Тетя Валя Автухова учила вязать, а тетя Зина Кузьмина готовить и давала полезные советы. На Новый Год Анна Ивановна Вдовушкина одевалась в Деда Мороза, а тетя Валя Борисова в цыганку и ходили, поздравляли всех детей на улице.
Отмечались и дни рождения всех детей на улице. Родители старались, чтобы у каждого ребенка были свои угощения и развлечения. Например, у Ларисы Автуховой всегда угощали свежей ягодой и медом, у Кузьминых тетя Зина пекла большой торт с ягодой. У Раевич Иры угощали заварными пирожными. Лучшим подарком на день рождения считалась книга (они были в большом дефиците). И поэтому чаще всего дарили книги, а именинники с благодарностью их принимали.
В каждом доме были настольные игры «Вокруг света», «Лото», «Настольный бильярд», «Настольный хоккей». Играли бесконечно! А как любили слушать грампластинки на проигрывателе. Рисуешь кукле платье и слушаешь сказку или песенку. Десятки сказок знали наизусть! Бегали и в кино. На индийский фильм «Танцор диско» ходили по 9 раз. Очень любили индийское кино. Появились у детей и велосипеды, жизнь стала еще интереснее. Никогда дети не скучали, не было драк или конфликтов, жизнь маленьких жителей улицы была заполнена событиями, они могла сами себя развлечь. Все выросли самостоятельными, ответственными и успешными людьми. Был на улице ребенок-инвалид Борисов Володя. К нему относились очень дружелюбно, он участвовал в детских играх, никто и никогда не обидел и не оскорбил особенного ребенка. Дружили с ребятами с соседней улице Трудовой. Все, кто вырос на улице Красноармейской, считают, что у них было прекрасное, счастливое детство!
III. Заключение.
Рассмотрев тему исследования, можно сделать следующие выводы:
Улица Красноармейская (рассматриваемый участок) сравнительно молодая, ее возраст чуть более 50 лет.
Многие жители живут здесь с основания улицы, или в домах живут дети основателей.
За 40 лет улица изменилась: краше и комфортнее стали отдельные домовладения, провели газопровод и водопровод. Визуально улица стала уже.
В советский период истории жители улицы дружили, тесно общались, здесь были традиции, взаимопомощь, поддержка. Жили как одна семья.
Дети, выросшие на улице, отличались самостоятельностью, инициативой, ответственностью. Все они стали успешными в жизни людьми.
Я подумала, это какой-то особенный феномен улицы - такая дружба и взаимопонимание между жителями - или характерная черта советского времени? Спросила у своей мамы, а как было в ее детстве? Она выросла на другой улице. И она рассказала, что и на ее улице дети играли целыми днями, лазали по сугробам и катались с горки, жили весело. Очень много было похожего. По-моему, в советское время (60-80-е годы) люди все были дружнее и добрее друг к другу.
Сегодня улица живет разобщено, у каждого свои проблемы. Люди старшего поколения общаются больше между собой. Молодым некогда, они спешат. На улице с ребятами я не играю. Все меняется. Но как хорошо знать, что были и другие времена!
IV.Список литературы.
Всероссийский исторический конкурс для старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век. Материалы в помощь участником конкурса». М. 2006.
Бражникова Р. и Бражников М.Краеведение на карте и в реальности. Фили: дачное место-рабочий пригород - городской район. // «История» №10, 2014г.
Щеглова Т.К.. Устная история и краеведческая работа. //ПИШ №5, 1998г.
13