Исследовательская работа "Вклад деда в дело Победы"
Автор публикации: И. Белоусов, ученик 4Б класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г. Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Исследовательская работа
Вклад деда в дело Победы
Выполнил:
Белоусов Илья Дмитриевич,
ученик 4 «Б» класса,
МБОУ «СОШ №18»
Руководитель:
Бушкина Марина Юрьевна,
учитель начальных классов
г. Абакан, 2020
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I…………………………………………………………….…………...5
Глава II………………………………………………………………..……….8
Заключение……………………………………………………………...…...11
Введение
Для жителей нашей страны слово «Победа» исполнено глубочайшим смыслом. В нем смешались память о выживших и погибших, слезы радости и скорби. Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно предать забвению подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание человека, которое хотел растоптать фашизм.
Великая Отечественная война – одно из тех редких исторических событий, память о которых не стирается со временем. Все дальше и дальше уходят от нас эти страшные и в тоже время героические дни 1941-1945 годов; все меньше становится среди нас победивших в той войне ветеранов. Однако память о событиях семидесятилетней давности никуда не ушла; она остаётся с нами. Но для нынешнего подрастающего поколения ВОВ - это далекое прошлое, событие, которое по мировосприятию не имеет для них прямого отношения к современной жизни. Поэтому очень важно, чтобы дети из первых уст, от живых участников тех событий узнали правду о войне, прониклись уважением и гордостью к ветеранам войны и труженикам тыла. Сегодня особенно важно вернуться к истокам нашей Великой победы, осмыслить уроки и ценности этого величайшего события века, что имеет огромное значение как для сохранения памяти о легендарных защитниках Родины, так и для воспитания молодого поколения в деле беззаветного служения Родине и своему народу.
Мой проект называется «Вклад деда в дело Победы». Я его выбрал, потому что хочу напомнить детям, что наши деды воевали для того, чтобы создать нам такое мирное будущее.
Объект исследования: события Великой Отечественной войны в судьбе моего дедушки Харитонова Валерия Федоровича.
Предмет исследования: судьба моего прадедушки.
Гипотеза: выяснив жизнь ветерана, мы узнаем больше о годах Великой Отечественной войны и какой вклад они внесли в победу.
Цель: изучить биографию моего деда – ветерана Великой Отечественной войны Харитонова Валерия Федоровича.
Задачи, которые предстоит исследовать:
1. Исследовать путь деда на фронте.
2. Расширить знания о Великой Отечественной войне, найти информацию о фронте, на котором воевал дед.
3. Найти исторические карты военных лет, где видно движение полка.
4. Рассказать о вкладе деда в дело Победы и рассказать о наградах и подвигах.
Методы исследования: анкетирование, анализ литературы.
Мы свято чтим память о них: устанавливаем обелиски, стелы памяти погибшим землякам, создаём сотни музеев и комнат Боевой Славы в школах и учебных заведениях. В нашей школе тоже есть стенд ветеранов Великой Отечественной войны.
С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.
В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны. Но ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории.
Глава 1. Военный путь I и II Белорусского фронта
Харитонов Валерий Федорович служил в 771 пушечно-артиллерийском полку. Полк входил в состав 137 стрелковой дивизии. В первых числах сентября 1939 года в Арзамас стали прибывать первые командиры и политработники нового соединения. 771-й стрелковый полк начал формироваться в г. Горьком в школе на улице Баррикад в Сормове, затем его перевели в Арзамас. Командиром полка был назначен полковник Малинов. В 771-й стрелковый полк пришли служить много молодых рабочих из Сормова, Горьковского автозавода, с муромских заводов. Затем, после учений 1940 года его рядовой состав отправили на формирование одной из частей Московского гарнизона. Новый состав полка был снова набран из горьковчан, призывников из Выксы, Городца, Кулебак, Павлова, Богородска, Шахуньи.
771 пушечно-артиллерийский полк сражался на Первом и Втором Белорусском фронте.
Пе́рвый Белору́сский фро́нт — формирование (объединение) РККА, один из фронтов Красной Армии, на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Образован 24 февраля 1944, упразднён 5 апреля, но уже 16 апреля восстановлен и просуществовал до конца войны. Освобождал Белоруссию, Польшу, принимал решающее участие в Битве за Берлин.
Второй Белорусский Фронт образован 24 февраля 1944 на основании директивы Ставки ВГК от 17 февраля 1944 с целью наступления в Белоруссии. Во Второй Белорусский фронт вошли 47-я армия, 61-я армия, 70-я армия и Днепровская военная флотилия. Авиационные силы фронта составила 6-я воздушная армия.
15 марта фронт перешёл в наступление, нанося главный удар в тыл немецким группам армий «Центр» и «Юг». 70-я и 47-я армии наступали на ковельском направлении, 61-я армия наступала на север с целью занять южный берег Припяти. Войскам фронта сначала удалось блокировать Ковель, однако после упорных боёв они были оттеснены немцами. Из-за недостатка сил советское командование вынуждено было остановить наступление фронта. В ходе Полесской операции фронт не смог выполнить поставленных задач, однако сковал крупные немецкие силы и создал благоприятные условия для дальнейшего наступления в Белоруссии. 5 апреля 1944 на основании директивы Ставки ВГК от 2 апреля 1944 фронт был расформирован, его войска переданы в состав 1-го Белорусского фронта.
Второе формирование фронта было образовано 24 апреля 1944 на основании директивы Ставки ВГК от 19 апреля 1944 в связи с планировавшимся крупным наступлением в Белоруссии.
14 января войска фронта перешли в наступление в Восточной Пруссии. К 26 января они продвинулись на глубину 230 км, захватили в районе Бромберга плацдарм на левом берегу Вислы, в дальнейшем вышли на побережье Балтийского моря в районе Толькемита и блокировали восточно-прусскую группировку противника с запада и юго-запада, отрезав её от внутренних районов Германии (См. Млавско-Эльбингская операция).
10 февраля фронт перешёл в наступление в Восточной Померании. В ходе 10-дневных тяжёлых и упорных боёв, войска фронта смогли продвинуться лишь на 40-60 км, и были вынуждены прекратить наступление. 24 февраля войска 2-го Белорусского фронта, усиленные 19-й армией и 2-й ударной армией, нанесли удар на Кёслин. Одновременно перешли в наступление войска 1-го Белорусского фронта. К 5 марта войска двух фронтов, действуя совместно, рассекли восточно-померанскую группировку, и вышли на побережье Балтийского моря. После этого 2-й Белорусский фронт начал наступать на северо-восток, овладел городами Гдыня и Данциг.
После окончания Восточно-Померанской операции войска фронта были привлечены для решающего сражения за Берлин. 16 апреля они перешли в наступление, форсировали Одер в её нижнем течении и, продвинувшись на глубину 200 км, разгромили штеттинскую группировку немцев, обеспечив с севера наступление 1-го Белорусского фронта на Берлин. Части 19-й армии 9 мая выбросили десант и освободили датский остров Борнхольм.
10 июня 1945 на основании директивы Ставки ВГК от 29 мая 1945 фронт преобразован в Северную группу войск.
Глава 2. Вклад деда в дело Победы
Харитонов Валерий Федорович 28.02.1926-24.09.2004 уроженец с. Ермаковское. Воевал в составе Первого Белорусского фронта с марта 1944 года. После Победы проходил службу в составе советских войск в Германии до 1947 года.
Валерий Федорович Харитонов - был одним из тех, кто прошел войну с первого дня и до последнего. 17-летним юношей он ушел на фронт.
Когда началась война, работал трактористом, а в то самое утро, 22 июня 1941 года, чинил железного коня на одном из станов в поле.
После обучения в Горьковском учебном центре начал свой боевой путь артиллеристом. Лично подбил четыре немецких танка. Дошел до Берлина. Участвовал во взятии Рейхстага, где оставил свою роспись у бункера Гитлера, освобождал узников концлагеря Бухенвальд. Был контужен и в мае 1945 года попал в госпиталь, но Победу встретил в строю.
За время войны он награжден медалями «За отвагу», «За Победу в великой отечественной войне 1941-1945», «За освобождение Варшавы», Орденом отечественной войны и другими орденами и медалями.
Анкетирование
Анкетирование проводилось в 3, 4 классах, в котором приняло участие 170 человек. Цель анкетирования: узнать о том, какими сведениями владеют ученики о Великой Отечественной войне. Отвечая на вопросы анкеты, мы выяснили, в 3 классах 36% знают годы ВОВ, в 4 классе – 80%; знают какого числа наш народ празднует День Победы: 3 кл. – 85%, 4 кл. – 100%. На вопрос о том, как они относятся к войне, ребята дали такие ответы: в 3 и 4 классах 100%- отрицательно. Учащиеся 3 кл. – 60%, 4 кл. – 86% знают, кто такие ветераны. А вот вопрос о том, кто из ваших прадедушек и прабабушек воевал или работал в тылу в годы ВОВ поставил многих ребят в затруднение: в 3 кл. только 30% знают своих родных-ветеранов, в 4 кл. – 40%.
Таким образом, выяснилось, что большинство из опрошенных детей знают, что такое Великая Отечественная война, когда она началась и когда закончилась, какого числа наш народ празднует День Победы. Но родных - ветеранов не все знают. Почти все ученики отрицательно относятся к войне.
Некоторые ребята подходили к нам после анкетирования и говорили, что они обязательно будут расспрашивать своих родных о том, кто воевал в годы ВОВ, а есть ли среди них те, кто работал в тылу, помогая фронту.
Заключение
Память о войне – живая и нетленная память народа, и пусть ни одно звено не выпадет из общей цепи. Так будем же помнить и героев фронта, и героев тыла. И самое главное, постараемся воздать должное тем, кому мы обязаны этой Великой Победой!
Всем нам важно помнить о войне и о подвиге советского народа, благодаря которому мы живем в мире. Эти страницы нашей истории уже давно в прошлом и с каждым годом остается все меньше свидетелей тех лет, однако нам, детям, важно не забывать об этих страшных временах, чтобы не допустить в будущем такую великую ошибку для всего мира.
Мой дед Валерий Федорович Харитонов всегда будет примером для всех нас. Я горжусь им! И, конечно, горжусь этой Великой Победой!
Цель, которая была поставлена перед этой работой, достигнута: я познакомился с жизнью моего дедушки - ветерана Великой Отечественной войны. Узнал, какая тяжёлая доля выпала на его молодые плечи.
Основные выводы: материал, который я собрал, был представлен перед ребятами нашего класса. Они с большим интересом слушали моё выступление. Многие задумались о том, а кто из их родных участвовал в Великой Отечественной войне, как их зовут, а на каких фронтах они сражались?
Я достиг цели, думаю, что рассказав своим одноклассникам о своем деде, я напомнил им, что их деды воевали для нас, чтобы у нас было такое прекрасное будущее.
Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Люди. События. Фанты. Справочник /Под ред. О.А. Ржешевского.-2-е изд., доп.- М.: Республика, 2000.- 431с. ил.
Энциклопедия для детей: Т.Б. История России и ее ближайших соседей. Ч.З. ХХ век.- 3-е изд. перераб. и испр. /Глав. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта +, 1999.-704с.: ил.
Куликов К.И. Грани победы: очерки. Ижевск, 2005. 437 с.+ вкл.
Карта из Истории Второй Мировой войны 1939-1945гг. М.: Воениздат. 1973-1982 гг., в 12 томах.
Сайт «Бессмертный полк» из архива Министерства обороны: http://ministerstvo-oborony.ru/arhiv-ministerstva-oborony-poisk-po-familii-archive-mil-ru/
11
Бушкина Марина Юрьевна