Исследовательская работа "Влияние мультфильмов на психику ребенка"

12
7
Материал опубликован 6 December 2019 в группе

Автор публикации: И. Манашкин, ученик 4 класса

Автор публикации: П. Тарасов, ученик 4 класса

Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь!»










Влияние мультфильмов на психику ребенка





Автор: Манашкин Илья Максимович

Тарасов Павел Александрович

п. Восточный

МОУ «Основная  общеобразовательная школа п. Восточный», 4 класс














Классный руководитель:

Панюкова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов МОУ «Основная общеобразовательная школа  п. Восточный Ивантееского района Саратовской области»






п. Восточный, 2019г.

Содержание:


Введение…………………………………………………………………………...3

I. Теоретическая часть.

1.1 Как появилась  мультипликация……………………………..........……..5

1.2 Особенности отечественных мультфильмов.…………………….......….5

1.3 Особенности зарубежных мультфильмов ………………………….........6

1.4Какие опасности скрывают в себе мультфильмы………………..…........7

II. Практическая часть.

2.1 Анкетирование учащихся……………………………………………….11

2.2 Экспериментальное исследование «Влияние просмотра

 разных мультфильмов на частоту сердечных сокращений»………….……...12

Заключение………………………………………………………………………13

Список используемых источников……………………………………………..15

Приложения

Приложение 1 «Опросник «Мультфильмы в моей жизни»…………………16

Приложение 2 «Рисунки детей»……………………………………………….18

Приложение 3 «Результаты анкетирования в диаграммах»…………………20

Приложение 4 «Буклет»………………………………………………………..23














Введение.


Как-то раз играли мы с детьми на детской площадке и стали обсуждать мультфильм «Шрек». Были разные вопросы, например такие как, «Кому нравится этот мультфильм? Чем?», «Какой эпизод больше заинтересовал?, «Какие герои из этого мультфильма нравятся больше и почему?» и т.д. Мнения разошлись. Некоторые даже не знали и не смотрели такого мультфильма. Мне, вообще, стало интересно, смотрят ли дети мультфильмы, какие и для чего. Поэтому я предложил своему однокласснику и классному руководителю поработать над данной темой. Классный руководитель сформулировала тему нашей работы и мы взялись за наше исследование.

Мы спросили мам и бабушек, любили ли они в детстве смотреть мультфильмы. Ответ их был утвердительным. Для них, детей 70-90-х, это было неординарное событие. “Мама! Мультик!” – кричали малыши. И взрослые были вынуждены бросить все дела и, поддаваясь настойчивым требованиям, смотреть вместе с детьми удивительную сказку. Она носила их по разноцветным, искрящимся волнам веселых и грустных, поучительных и загадочных, таинственных и забавных историй…Теперь мы, их дети, смотрим мультфильмы. Это мультфильмы советского и иностранного производства. Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для нас иностранной мультипликационной продукции. Откуда у них гнетущее чувство тревоги, откуда подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое? В своей работе мы попытались разобраться, как влияют мультфильмы на детскую психику школьника.

Актуальность темы: Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Мы тоже очень любим смотреть мультфильмы. Но наши родители не разрешают нам,нашим младшим братьям и сестрам смотреть все мультфильмы подряд.  Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Мы решили изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.


Цель работы – на основе работы с литературой и практических исследований выявить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.



Задачи:

1. Узнать в специальной литературе, как появился жанр-мультипликация.

2. Выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации.

3. Провести анкетирование обучающихся всех классов, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов.

4. Изучить, как влияют иностранные мультфильмы на тревожность и агрессивность школьников.

5. Проанализировать результаты исследований, сделать выводы.

6. Составить рекомендации для родителей «Как правильно выбирать мультфильмы»


Объект исследования: мультфильмы отечественного и иностранного производства.

Предмет: воздействие российских и зарубежных мультфильмов на поведение и психику детей.

Методы исследования:

Беседы со взрослыми.

Анкетирование одноклассников.

Изучение и анализ различных источников информации.

Проведение эксперимента.

Наблюдения.


Гипотеза: мы предполагаем, что дети 7-16 лет любят смотреть американские мультфильмы, так как эти мультфильмы чаще показывают по телевидению и тем самым вытесняют отечественные.











I. Теоретическая часть


1.1. Как появилась  мультипликация


 t1575655550aa.jpg  Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.              

Существует несколько версий появления первого мультфильма.

 Первый мультфильм был создан в 1892 году французским художником (Фото 1).                  

Первые мультфильмы представляли собой рисованные и

Фото 1

раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением.

Позднее, с появлением компьютеров, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время, эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране – «живое» кино или анимированное.

1936 год - открытие студии «Союзмультфильм» в нашей стране.

Большинство мультфильмов выпускается на этой киностудии в Москве. В работе над мультфильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей.  Сначала мультфильмы были черно-белыми, а цветными они стали где-то в 70-е годы.

Мультфильмы бывают: рисованные, кукольные, пластилиновые; отечественные и зарубежные.


1.2 Особенности отечественных мультфильмов


Отечественный  мультик направлен на формирование положительных эмоций, он добрый, спокойный, правильный, учит правильному, идеальному поведению и образу мышления. Там нет насилия, зло имеет  побеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание.   Они хороши тем, что в них отражается нормальная для детей картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Для детей с проблемами общения они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Смысл некоторых отечественных мультфильмов

 Золушка", «Крокодил Гена и Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга.

"Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба.

"Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет".

"Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все".

"Мама для мамонтенка" - любовь к родителям.

«Крошка Енот " – учиться быть смелым, преодоление своего страха.


1.3 Особенности зарубежных мультфильмов


 Зарубежный мультфильм, только с виду кажется весьма безобидным. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.  Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором.      

Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж.У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, дети будут делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители дали такую возможность - смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит, можно бить и шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама и папа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое.

Признаки «неправильных» зарубежных мультфильмов:

Герои мультфильмов агрессивные и жестокие.

Мультфильмы про вредных детей и хулиганов, также же отрицательно влияют, так как часто они являются главными героями и остаются безнаказанными.Сцены, где, например, главные герои падают с огромной высоты, а упав, дальше бегут, осуществляют опасные для жизни и здоровья действия – дети могут попробовать повторить их в реальной жизни.

Уродливые и страшные герои.

Герои мультфильмов только  развлекаются. Никакой полезной деятельности,  в отличии от отечественных мультфильмов.Однако, в защиту могу сказать, что и среди зарубежных мультфильмов есть и исключения – прекрасные анимационные фильмы  такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», несут доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Гибель Льва-отца в «Короле Льве» показана как трагедия, то есть дано верное представление об этом событии, заставляющее задуматься о ценности жизни.


1.4 Какие опасности скрывают в себе мультфильмы


Мы выяснили, что   выдуманный мир мультипликации скрывает в себе опасности.Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство, т.к. является не просто своего рода примером для подражания, но вторым по значимости авторитетом после родителей.А по словам психолога Е.О. Смирновой, «…детям до 3-х лет, вообще, мультфильмы смотреть запрещено, т.к. в этом возрасте у детей восприятие так устроено – они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильм, реклама – все равно! Тут не важен контент – важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием. Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и эта вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Я уже не говорю даже, что нарушается общение, нарушается двигательное развитие и возникает, самое страшное – зависимость. Ребенку обязательно нужно, чтобы что-то мелькало, чтобы что-то показывали и это именно блокирует его собственную активность. Поэтому тут содержание фильма не столь важно – его художественные особенности и т.д. Тут главное дать понять родителям – ЛЮБОЙ просмотр любых мультфильмов ВРЕДНО.»[https://whatisgood.ru/tv/cartoons/razgovor-s-psihologom-o-vliyanii-multfilmov-na-detey/]

В мультсериале «Покемоны», в переводе – карманные чудовища, существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Дети, смотря на это,  сравнивают себя с его героями и постепенно усваивают агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. При  многократном просмотре подобных сцен у детей создается определенная модель поведения, идет вызов агрессии.Из американских мультфильмов ребёнок узнает о том, что сила, это всемогущий аргумент и можно совершенно без последствий ударить человека по голове или убить.

В некоторых мультфильмах можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость   к своей семье, родителям, братьям и сестрам. Например, в «Симпсонах» практически в каждой серии герои бьют друг друга по голове, используют ненормативную лексику. Этот мультфильм направлен на внедрение неправильного поведения в семье.

Безумно популярный среди девочек мультсериал про ведьмочек «Винкс» изображает главных героинь с огромными глазами, ненормально длинными ногами и в очень откровенных нарядах. А если добавить сюда чрезмерно тонкую талию, то начинает казаться, что мультяшные девочки своим неоднозначным внешним видом популяризируют пошлость. Отсюда у маленькой девочки складывается неправильное представление о красоте, что в подростковом возрасте приводит ее к тому что она начинает подражать эталону стоящему перед глазами все детство. Психологи уверены: стереотипы взрослого поведения показывать в детских мультиках нельзя!

В мультфильме  «Шрек» главная героиня из красивой принцессы превращается в зеленое чудище. Да и ведет себя совсем не по-женски: агрессивно и даже жестоко. А этот эпизод с убийством несчастной птички, которая раздувается от пения и потом лопается! Смеяться или плакать над погибшей птахой? Можем ли мы вспомнить хоть одну главную героиню отечественных сказок, которая бы так поступала с лесной живностью? Кроме того, принцесса Фиона делает это очень заразительно и весело, как будто призывая детей следовать ее примеру.

Кстати, как ни странно, но в Интернете можно найти и негативные комментарии родителей на советские мультфильмы, высокое качество и польза которых, казалось бы, ничем уже не могут быть оспорены. Вот некоторые неожиданные высказывания: «…что касается кота Леопольда, то, как мне кажется, в нем пропаганда подлости, вредности, и никак не дружбы»; «… разве в «Ну, погоди»волк не хочет убить зайца? Заяц не устраивает ему подлянки? Волк не тонул в проруби, не падал с высоты, не ломал ноги?»; «… среди старых советских мультиков тоже ерунды полно…», «… в «Ну погоди!»-то вроде бы все Ок, волк похож на волка, и другие животные узнаваемы, но зато весь мультик волк ведет себя безобразно: курит, пинает мусорные бачки, хватает котов за хвост. Это вы считаете хорошим для ребенка мультфильмом?», «…многие считают хорошими все советские мультики, но это далеко не так. «Ну, погоди» — это уже не советский по духу и языку мультфильм, а клон американских мультиков про Тома и Джерри. Самые лучшие мультфильмы в СССР делались в 40-60-хх годах»[http://inseopro.ru/psihologiya/vliyanie-multfilmov-na-psihiku-i-povedenie-detej.html]

Именно пример с культовым мультфильмом советских времен «Ну, погоди» наглядно показывает, как со временем меняются представления о том, что такое хороший или плохой мультфильм. Именно этот мультик едва не подпал под действие цензуры, когда с 1 сентября 2012 года был введен закон о защите детей от вредной информации. Очень многие сцены из этого мультфильма, согласно данному закону, не могут показываться в дневном эфире и в детских программах, но именно для данного мультфильма из-за его высокого статуса и всеобщего признания было сделано исключение..

Часто родители обеспокоены нездоровой зависимостью своего ребенка от мультфильмов. Ребенок у телевизора ест и одевается, проводит перед экраном все вечернее время и отрывается от него только тогда, когда приходит пора ложиться спать. Обвинять ребенка в том, что он слишком много смотрит мультфильмы, попросту нельзя. Вероятно, родители уделяют ребенку слишком мало времени, если он нехватку общения с живыми людьми заменяет мультфильмами.

Итак, важным моментом является длительность просмотра. Но, как же мягко и решительно ограничить время, которое детские мультфильмы занимают в жизни ребенка? Нельзя резко в один день запретить ребенку смотреть мультфильмы. Это может привести к острому конфликту. Просто необходимо обратить внимание на ребенка и попытаться переключить его с поглощения мультфильмов на другие, более интересные занятия, например новые игры.

Большинство детей уже в 4-6 месяцев с удовольствием следят за экраном, но в этом возрасте, когда ребенок не воспринимает сюжет, нахождение у телевизора может привести лишь к перегрузке нервной системы, нарушению сна и аппетита.

Для 1,5 – 2 – летних малышей подходят самые простые и короткие мультики, не более трех-пяти минут. Например, старые советские «Колобок», «Кто сказал мяу», «Два веселых гуся», короткие серии чешского Кротика, новый российский «Лунтик». Короткие, но очень насыщенные мультики типа «Том и Джерри» не подойдут, поскольку будут перевозбуждать нервную систему малыша. В возрасте 3-х лет уже можно добавить 15-20-минутные мультики, но простые и спокойные по изложению: «Мешок яблок», «Лиса и волк», «Приключения Фунтика». В 4-5 лет ребенок в состоянии воспринять длинную сказку, продолжительностью 40-60 минут, а в 6-7 лет интересными для него станут и полнометражные мультипликационные фильмы.

Итак, подводя итоги, следует отметить:

- Во-первых, утверждать, что мультфильм - абсолютное зло неправильно. Хороший мультфильм - это маленькая сказка, где животные умеют говорить, а добро всегда побеждает зло. Хорошие и позитивные истории могут научить ребенка многим добрым и полезным вещам. Родителям в этом случае остается только проследить, чтобы ребенок смотрел только «добрые» мультфильмы, которые несут в себе положительный заряд.

- Во-вторых, существует ряд признаков, которые характеризуют вредные для детской психики мультфильмы. Детям не следует смотреть истории, в которых главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим, калечат или убивают других персонажей. Последствием просмотра подобного мультфильма может стать проявление безжалостности и агрессии ребёнком в реальной жизни. Вредны для малыша и те мультфильмы, в которых отклоняющееся поведение героев никем не наказывается, то есть героя, нарушающего общепринятые правила, не ставят в угол, никто не шлёпает и даже не говорит, что так делать нельзя. В итоге у маленького ребенка расшатываются эталоны допустимого и неприемлемого поведения, хорошего и плохого поступка. Вредно на психику ребенка влияют и мультфильмы, в которых главные герои неуважительно относятся к животным, людям и растениям. Положительные персонажи детских историй должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные персонажи — уродливыми.

- В-третьих, в просмотре ребенком мультфильмов нет ничего ужасного, если время пребывания перед телевизором и сюжет строго контролируется взрослыми. Но следует помнить, что никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка с родителями.

И главное – нельзя показывать ребенку мультфильм, который не видели его родители!

II. Практическая часть


2.1. Анкетирование учащихся


В рамках нашего исследования мы провели анкетирование учащихся и их родителей нашей школы. Были разработаны 2 анкеты по 8 вопросов в каждом, для родителей 6 вопросов (Приложение 1). В исследовании приняли участие 14 детей и 9 родителей. Анализ результатов показал, что дети в основном любят смотреть мультфильмы и большинство голосов отдали предпочтение российским. Одним из часто встречающихся мультфильмов оказался «Ну, погоди!», а также «Каникулы в Простоквашино», «Три богатыря», «Щенячий патруль» и другие. Из арсенала зарубежных мультфильмов дети отдали предпочтение «Скуби-ду», «Черепашки Нидзя» и другие - «объясняют своими поступками, как надо относиться к окружающим, чтобы никого не обижать; интересные и смешные, добрые, герои помогают друг другу, приходят на помощь». Дети подтвердили свои ответы рисунками (Приложение 2).

На вопрос «Назови нелюбимый фильм. Почему?» были такие ответы, как «По дороге с облаками», «Бременские музыканты», «Монстр Хай» - «страшные, герои поступают как злые и грубые персонажи; ничему не учит – из ответов детей.

Подробные ответы на вопросы детей можно проанализировать, рассмотрев диаграммы (Приложение 3)

На вопрос «Какие мультфильмы вы не разрешаете смотреть ребенку и почему?» родители не дали конкретного названия, а обобщили - «страшные, жестокие, японские». А на вопрос «Какие мультфильмы вы могли бы порекомендовать для просмотра детям и почему?» родители назвали такие мультфильмы «Ну, погоди!», «Фиксики», «Волк и теленок», «Как старик корову продавал» и другие, т.к они поучительные и никогда не надоедят.


2.2. Экспериментальное исследование «Влияние просмотра

 разных мультфильмов на частоту сердечных сокращений»

t1575655550ab.jpg

Мы решили на практике проверить влияние просмотра отечественных и американских мультфильмов на состояние психики учащихся нашего класса. Дома включили для просмотра два мультфильма: один отечественный, а другой американский. После просмотра каждого мультфильма мы измеряли пульс сами, а с родителями измерили ещё и  датчиком частоты сердечных сокращений. (Фото 2,3)

t1575655550ac.jpgФото 2

Результаты экспериментального исследования

Оказалось, что после просмотра отечественного мультфильма частота сердечных сокращений сохранилась в норме 75 - 80 ударов в минуту. А после просмотра американского мультфильма частота сердечных сокращений увеличилась до 123 ударов.


Фото 2.

Таблица 1

п/п

ФИ участника

ЧСС после просмотра отечественного мультфильма

ЧСС после просмотра зарубежного мультфильма

1

Манашкин Илья

80

90

2

Тарасов Павел

75

123


Следовательно, можно сделать вывод, что при просмотре американского мультфильма, ребята испытывали больше волнений, эмоций, переживаний.






Заключение


Исходя из поставленных задач, изучена история мультипликации, рассмотрено положительное и негативное влияние на ребенка, как отечественных, так и зарубежных мультфильмов, проведено анкетирование среди учащихся школы и их родителей.

Отечественные мультфильмы — умные, мудрые. Они учат добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь,  а отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.

Мультфильмы российского и иностранного производства,  в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию детей. Мультфильмы, в сюжете которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у детей тревожность, страхи,  неуверенность.

Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания детей.

Результаты анкетирования показали, что практически все дети в возрасте 7-16 лет с одинаковым интересом смотрят и отечественные, и иностранные мультфильмы. К сожалению, 90% детей смотрят мультфильмы без родителей.

Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы: только качественные и добрые сюжеты помогут детям отдохнуть и развлечься, научиться чему-то новому и положительному. Некачественные мультфильмы могут наоборот навредить – стереть границы добра и зла или приучить детей плохому.

Наша гипотеза не подтвердилась, т.к. большинство детей предпочитают смотреть мультфильмы отечественного производства.

Анализ работы показал, что оптимальный возраст, с которого ребенок может начинать смотреть мультики 1,5 – 2 года. Для таких малышей время просмотра не должно превышать 3-5 минут. В возрасте 3-х лет длительность просмотра должна составлять не более 15-20 минут. Для детей 4 – 5 лет – 40-60 минут. И только, начиная, с возраста 6 -7 лет, ребенок может смотреть полнометражные мультфильмы.

Нельзя сказать, что не все иностранные мультфильмы губительны для сознания детей. Среди них можно найти добрые и качественные мультики.

В заключении, хотелось бы сказать, что исследовательская работа помогла нам разобраться, какие мультфильмы можно показывать младшим братьям, чтобы не только не навредить им, а воспитать их добрыми, отзывчивыми и любящими детьми.А главное понять, что никакие мультфильмы не заменят живого общения.

 В целях просветительской работы, нами вместе с классным руководителем  были проведены классный час в школе и родительское собрание на тему: «Влияние мультфильмов на развитие и психику детей»,

Исходя из этого, мы создали и распространили в школе и в садике буклет для родителей «Как с пользой смотреть мультфильмы» (приложение 4), в нем:

приведены рекомендации психологов, как выбрать мультфильмы для просмотра;

перечислены признаки «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребёнка;

предлагается перечень мультфильмов для просмотра, соответственно возрасту.

























Список использованных источников

1.Абраменкова  В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников - 2006 г., с.28 -31

2.Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы» / Практика производства мультфильмов в детском саду, Москва, Чистые пруды, 2006г.

3. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.1434

4. Баркан А. Ю. «Плохие привычки хороших детей» - Издательство: Дрофа Плюс, 2007 г.

5.Волков Б. С., Волкова Н. В. «Детская психология. От рождения до школы» -Спб.: Питер 1-е издание, 2009 г.

6. Гришеева Н.П. «Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника» / Начальная школа, Плюс до и после, №8, 2001г.

7.Гундарева И. «О последствиях восприятия телевизионной информации» / Восп.школа, №9, 2005г.8. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» М. Издательство «Педагогика», 1976г., стр.217-218

9. Капков С. А. «Энциклопедия отечественной мультипликации» - М.: Алгоритм, 2006 г.

10. Шишова Т. Л. «Вред американских мультфильмов».

Интернет-ресурсы:

https://whatisgood.ru/tv/cartoons/razgovor-s-psihologom-o-vliyanii-multfilmov-na-detey/

https://e-koncept.ru/2014/54980.htm

http://inseopro.ru/psihologiya/vliyanie-multfilmov-na-psihiku-i-povedenie-detej.html

https://nauchforum.ru/studconf/gum/9/41636

https://kukuriku.ru/vospitanie/rol-v-vospitanii/vliyanie-multfilmov-na-psixiku-detej/

https://www.b17.ru/article/94283/




Приложения.

Приложение 1

Опросник «Мультфильмы в моей жизни»

втор-составитель: психолог Бондарович А.А.)

Любишь ли ты смотреть мультфильмы?

А) очень

Б) средне

В) не люблю

2.Какие мультфильмы ты предпочитаешь: зарубежные или российские? Почему?

3.Назови любимый мультфильм. Почему он тебе нравится?

4.Назови нелюбимый мультфильм. Почему он тебе не нравится?

5.Как часто ты смотришь мультфильм?

А) каждый день

Б) иногда

В) по выходным

Г) редко

6.Где ты смотришь мультфильм (можно выбрать 2-3 варианта)?

А) по телевизору

Б) по компьютеру/ноутбуку/телефону

В) по DVD

Г) в кинотеатре

7.Если ты начинаешь смотреть мультфильм, то сколько непрерывно по времени ты это делаешь?

А)20-30 мин

Б)30-60 мин

В) час и более

8.После длительного просмотра мультфильмов, наблюдаешь ли ты за собой следующие признаки(обводим при утвердительном ответе)?

А) снижение зрения/усталость глаз

Б) плаксивость

В) раздражительность

Г) сложно заснуть/сонливость

Д) страх, тревога, беспокойство

Е) радость

Ж) бодрость

З)скука

И)навязчивые мысли, образы, воспоминания о том, что впечатлило в мультфильме

Вопросы для родителей:


Какие мультики зарубежные или российский смотрит ваш ребенок?

Какие мультфильмы вы не разрешаете смотреть ребенку? Почему?

Как вы считаете, может ли мультфильм нанести вред психике ребенка? Почему?

Сколько времени ваш ребенок уделяет просмотру мультфильмов?

Как часто ваш ребенок смотрит мультфильмы?

А) каждый день.

Б) иногда.

В) по выходным.

Г) редко.

Какие мультфильмы вы могли бы порекомендовать для просмотра детям? Почему?











Приложение 2

Рисунки детей

t1575655550ad.gif

t1575655550ae.gif





t1575655550af.jpg

t1575655550ag.gif

t1575655550ah.jpg






Приложение 3

Результаты анкетирования

Вопрос 1 «Любишь ли ты смотреть мультфильмы?».



t1575655550ai.gif





Вопрос 2 «Какие мультфильмы ты предпочитаешь?


t1575655550aj.gif



Вопрос 3 «Как часто ты смотришь фильм?»


t1575655550ak.gif







Вопрос 4 «Где ты смотришь мультфильм?» (можно выбрать 2 ответа)


t1575655550al.gif


Вопрос 5 «Если ты начинаешь смотреть мультфильм, то сколько непрерывно по времени ты это делаешь?»


t1575655550am.gif





Вопрос 6. «После длительного просмотра мультфильмов, наблюдаешь ли ты за собой следующие признаки(обводим при утвердительном ответе)?»


t1575655550an.gif


Приложение 4

t1575655550ao.jpg

«Как с пользой

смотреть

мультфильмы»

t1575655550ap.jpg





Учитель начальных классов

Панюкова Ольга Васильевна Ученики 4 класса

Манашкин Илья, Тарасов Павел


МОУ «ООШ п. Восточный

Ивантеевского района Саратовской области»

2019г.

Признаки «вредного мультика»:

- главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёсткого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются».

Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Регулярный просмотр агрессивных телепередач 8-летними детьми является предвестником совершения ими серьёзных уголовных преступлений к 30-летнему возрасту.

- отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя.

В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

- демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно.

Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами.

- транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам.

Помните, что дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребёнка.

- распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.

«Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов почувствуют близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.

- используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот.

В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем — неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша.

t1575655550aq.jpg

Рекомендации.

Во-первых, следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, малышам с нарушениями центральной нервной системы, а также детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.

Во-вторых, при выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

В-третьих, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела, и уделим малышу немного нашего внимания!


t1575655550ar.jpg

1. Первые мультфильмы.

От 2 до 3 лет.

- «В лесной чаще», 1954г. - «Дедушка и внучек», 1950г.

- «Снеговик-почтовик», 1955г.,

«Дед Мороз серый волк», 1971.

- «Кораблик», 1956г.,

«Грибок-теремок», 1958г.

- «Храбрый олененок», 1957.

- «Машенькин концерт», 1949г. - «Мойдодыр», 1954г.

- «Кем быть», 1948.

- «Чудесный колокольчик», 1949г

- «Три мешка хитростей», 1954г.

- «Соломенный бычок», 1954г.

- «Винни-Пух и все, все, все…», 3 серии, нач.1970х годов.

- «Мама для мамонтенка», 1981г.

- «Как львенок и черепаха песню пели», 1976г. Песня «Я на солнышке лежу».

- «Умка», 1969г. Песня «Колыбельная медведицы».

- «Песенка мышонка», 1967. Песенка «Какой чудесный день».

- «Паровозик из Ромашкова», 1967г. Песенка «Поле большое, зеленый лесок».

- «Палочка-выручалочка», 1962г., «Мешок яблок», 1974г.

- «Котенок по имени гав», 5 выпусков, 1976-1982г., по сценарию Г. Остера.

- «Хвосты», 1966 г. Сказка о том, как звери хвостами менялись.

- «Заяц Коська и родничок», 1974. По мотивам сказки Н. Грибачева.

- «Живая игрушка», 1982. Однажды одна маленькая девочка решила поиграть с зайчонком вместо куклы, и зайчик заболел.

- «Мороз Иванович», 1981г. По мотивам русской народной сказки о прилежной и о ленивой сестрах.

- «Одуванчик – толстые щеки», 1971. Как одуванчик рассмеялся.

- «Беги ручеек», 1963г. История о том, как лесные обитатели спасли ручеек от жабы.

- «Крошка енот», 1976г. Песенка «Улыбка».

- «Муравьишка-хвастунишка», 1961г.,

«Путешествие муравья», 1983.

- «Он попался!», 1981 г.

- «Попался, который кусался», 1983г.

- «Кубик и Тобик», 1984.

- «Птичка Тари», 1976г.

2. Вторая мультступенька.

От 3 до 5 лет.

- мультсериал «Смешарики».

- «Трям! Здравствуйте!», 1980г. Песня «Облака, белогривые лошадки». И другие приключения медвежонка и ежика: «Зимняя сказка», «Осенние корабли», «Удивительная бочка».

 - серия «Обезьянки»: «Гирлянда из малышей», «Как обезьянки обедали» и другие, 1980-90х годов.

- «По дороге с облаками», «Клад», «Подарок для слона», 1984г.

- «Ушастик и его друзья», 6 серий, кукольный, 1979-1982г. О приключениях зайчонка Ушастика.

- серия фильмов «38 попугаев», кукольный, 1976-1991 г.

- «Кто сказал мяу», кукольный, 1962г.

- «Приключения Хомы», 1978 г., «Раз горох, два горох», 1981.

- «Цветик-семицветик», 1948г. По мотивам сказки В.Катаева.

- «Гадкий утенок», 1956. Экранизация сказки Г.-Х. Андерсена.

- «Варежка», кукольный, 1967г.

- «Топчумба», кукольный, 1980г.

- «Необыкновенный матч», 1955г., «Старые знакомые», 1956.

- «Малыш и Карлсон», 1968г.,

«Карлсон вернулся», 1970г.

- «Маугли», 1973г. (5 частей)

- серия фильмов «Трое из Простоквашино», 1978-1984г.

- «Бременские музыканты», 1969г.

«По следам бременских музыкантов», 1973 г. Песня «Ничего на свете лучше нету» и другие.


t1575655550as.jpg

Третья мультступенька.

От 5 лет.

Когда ребенку начинают нравиться полнометражные сказки.

«Приключения Буратино», 1959г.. Экранизация сказки А. Толстого.

- «Дюймовочка», 1964г. Экранизация сказки Г.-Х. Андерсена.

- «Снегурочка», 1952г. По мотивам пьесы А. Островского.

- «Двенадцать месяцев», 1956. По пьесе-сказке С. Маршака.

- «Снежная королева», 1957г. Экранизация сказки Г.-Х. Андерсена.

- «Царевна-лягушка», 1954г. По мотивам русской народной сказки.

- «Тайна третьей планеты», 1981г. По мотивам повести К. Булычева «Путешествие Алисы».

- художественные фильмы-сказки.

 

            4. Другие

- «Ну, погоди!», 1989-1993г.

- Сказки Уолта Диснея: «Принцесса-Лебедь», «Барби и Щелкунчик», «Барби и Лебединое озеро» «Король лев», «Русалочка», «Красавица и чудовище».

- Циклы классических мультфильмов Уолта Диснея: Том и Джерри, Микки Маус, пес Плуто, Гуффи и Дональд Дак.




t1575655550ao.jpg



Презентация
PPTX / 5.11 Мб
​​​​​​​


Работа
DOCX / 1.37 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень качественный ресурс!!! Полезная информация! Благодарю!

6 December 2019

Спасибо за положительный отзыв.

7 December 2019

Отличный проект! Благодарю учеников и преподавателя!!!

7 December 2019

Спасибо. Этот моя методическая тема и кружок с детьми провожу по проектной деятельности. Люблю свою работу. Спасибо большое за положительный отзыв.

7 December 2019

Понравилась работа! Спасибо, Ольга Васильевна!

3 January 2020

С удовольствием прочитала, спасибо!

5 February 2021