Исследовательская работа «Жизнь и достижения Алексея Константиновича Власова».

1
0
Материал опубликован 27 January 2023

Автор публикации: З. Красовская, ученица 10 класса

Автор публикации: Д. Таранкова, ученица 10 класса

МБОУ «Анопинская средняя общеобразовательная школа»

Гусь-Хрустального района Владимирской области




Научно-практическая конференция обучающихся,

посвящённая 150-летию со дня рождения

русского математика А.К. Власова





Исследовательская работа


ЖИЗНЬ И ДОСТИЖЕНИЯ

АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ВЛАСОВА”







Автор-Красовская Зинаида,

Таранкова Диана,

обучающиеся 10 класса

МБОУ «Анопинская СОШ»



Руководитель-

Лычагина Лариса Николаевна,

учитель математики

МБОУ «Анопинская СОШ»

Гусь-Хрустального района





п. Анопино, 2018 год

Оглавление

1.Введение  ___________________________________________________стр.3

2.Жизненный путь Алексея Константиновича ______________________ стр.4

3. Личная жизнь А.К. Власова____________________________________стр.8

4.Научные труды А. К. Власова __________________________________стр. 9

5.Основное предложение проективной геометрии__________­_________стр.10

6. Математики-современники А. К. Власова________________________стр.13

7. Наследие потомкам___________________________________________стр.13

8. Благодарность Родины________________________________________стр.17

9. Заключение__________________________________________________стр.18

10. Выводы____________________________________________________стр.19

11. Список используемой литературы и интернет-источников _________стр.19

12. Приложения________________________________________________стр. 20






























 Введение.

Жизнь украшается двумя вещами:

занятием математикой и её преподаванием”.

(Н.Д.Пуассон).

В данной исследовательской работе нами делается попытка рассказать об одном из известнейших и талантливейших ученых XIX - XX веков - Алексее Константиновиче Власове, нашем земляке. Хотим осветить не только поистине грандиозную научную деятельность А.К. Власова, но и рассказать о талантливом профессоре, авторе “Курса высшей математики”, статском советнике, неординарной, высокоразвитой личности; умном, высоконравственном человеке.

Один из крупнейших математиков XIX-XX столетий, достойно признанный чуть ли не всеми авторитетными мировыми сообществами ученых.

По роли  истории математики данного периода он несколько уступает таким классикам науки, как Лобачевский, Остроградский и Чебышев.

Исследовать жизнь и деятельность этого поистине гениального человека мы и пытаемся.

Актуальности данного исследования способствовало желание принять участие в научно-практической конференции для школьников, посвященной 150-летию со дня рождения русского математика А.К. Власова.

Итак, цель данной работы заключается в том, чтоб создать хронологию жизни математика, нашего земляка Алексея Константиновича Власова и выявить степень вклада в науку “Математика”.

Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

1.     Собрать информацию, изучить и проанализировать материал о жизни и деятельности А.К. Власова;

2.              Получить представление о работах А.К. Власова и его вклада в развитие науки.

Таким образом, объект данного исследования - математик Алексей Константинович Власов; предмет исследования-этапы жизни и деятельности  Алексея Константиновича.

В данной работе описываются жизненный путь и достижения великого русского математика Алексея Константиновича Власова. Его роль в воспитании молодого поколения с точки зрения науки и нравственности.


2.   Жизненный путь Алексея Константиновича


Алексей Константинович Власов родился 28(16)января 1856 года  в крестьянской семье, в селе Власовское (Власовка) Покровского уезда Владимирской губернии1 [приложение 1; 2].

В семье Константина и Неонилы Власовых было пятеро сыновей: Александр, Петр, Василий, Иван, Алексей и две дочери Прасковья и Мария. Алексей с самого раннего детства отличался любознательностью, хорошей памятью, проявлял интерес к математике. Учился в земском народном училище Далее продолжал обучение во Владимире, в духовном училище и семинарии, после чего поступил в 6-й класс Владимирской гимназии. После её окончания в 1888 году поступил на физико-математический факультет Московского Университета. Семья поддерживала Алексея в стремлении учиться. Помогали ему братья Петр и Василий, поддерживали Алексея материально, он же стремился как можно меньше за­висеть от их помощи. Благодаря своему трудолю­бию, успешности в обучении, он получал течение двух лет стипендию Министерства народного. По окончании которого, он должен был прослужить в должности учи­теля три года.

С большим интересом на третьем курсе Алексей слушал лекции В.Я. Цингера по высшей геометрии и выбрал в качестве своей специальности проективную геометрию2 [приложение 3].

В 1892 году Алексей окончил Университет с дипломом-I степени3 и он был оставлен на кафедре чистой математики для подготовки к профессорскому званию4, а через три года был уже приват-доцентом5. Далее утверждён в 1898-м в чине коллежского секретаря. В 1901-м году Алексей Константинович защитил магистерскую диссертацию6 степени магистра чистой математики на тему «Линейные системы конических сечений в их проектив­ном и метрическом строении». В студенческие годы Алексей в математическом обществе выступает как член физико-математического кружка, препода­ватель и секретарь. Находится у истоков создания студенческого кружка. В конце октября 1902 г., по математической аудитории был пущен листок: «В ближайшем будущем предполага­ется открытие студенческого общества при факультете: цель его — занятия по всем отделам теоретической и прикладной математики (механики, астрономии, физики и т.п.). Посещать собрания общества могут студенты всех факультетов, условием скорейшего открытия общества

является наличность известного количества рефератов (около семи), все, надеющиеся в скором времени представить сообщения, приглашаются подписываться и обозначать крайний срок, когда они могут сделать сообщения. За справками обращаться к студентам 3-го курса Флоренскому и Успенскому»7.

В 1900-е годы на этом же факультете обучался будущий богослов и религи­озный философ Павел Флоренский (1882-1937), который обратился к Алексею Константиновичу за помощью по написанию реферата. О своем визите к Власову Флоренский сообщает в письме к матери от 24 ноября 1902 г.: «Он предложил мне несколько книжек, а кроме того с ним надо было поговорить относительно самого общества, так как оно функ­ционировало, как раскрылось теперь, когда он был студентом. У Власова я просидел часа два, и болта­ли мы сначала о математике, а потом о разных раз­ностях. Он очень молод, так что с ним почти как с товарищем, держит себя просто. Думаю, что у него… есть интерес и широкое отношение к математике. Между прочим, он предложил мне на Святки, если я останусь, заняться вместе с ним изготовлением од­ной геометрической модели» [приложение 4].

С 1897 по 1911 год, Алексей Константинович работает в университете и преподаёт математику в Училище живописи, ваяния и зодчества, а также в Московском инженерном училище (с 1898 по 1908), в ноябре 1900 года защищает магистерскую диссертацию.

В 1903 году «С высочайшего соизволения» Министра народного просвещения с 1 июня 1903 г. по 1 июня 1904 г. А.К. Власов был «командирован в Германию с назначением на время командировки содержа­ния в 1500 руб. из сумм Министерства народного просвещения»8, где постигал искусство преподавания в Университете и сделал несколько сообщений в геттингенском математическом обществе.

Вернувшись в Москву, в 1906 году вместе с Б.К. Млодзиевским по образцу Геттингенского университета организовал на Высших Женских Курсах первый в России «семинарий».
Далее в 1910 году Власов защищает докторскую диссертацию на тему «Полярные системы высших порядков в формах первой ступени». Совет Университета ут­верждает его в степени доктора чистой математики и, в соответствии с профессорским званием, предста­вляет его к повышению в чине на статского советни­ка со старшинством9. А.К. Власов был утверждён в этом чине в 1915 г. Высочайшим приказом по граж­данскому ведомству от 4 марта 1915 г. за № 1210. Год спустя, Власову предло­жили занять место заведующего кафедрой. В 1911 году, после защиты докторской диссертации, должен был занять место заведующего кафедры, но после студенческих волнений, вместе со многими другими профессорами, уволился в знак протеста против политики руководства университета.

В 1914 году опубликовано двухтомное учебное пособие для высших учебных заведений — «Курс высшей математики», которое после этого многократно переиздавалось (5-е издание — в 1952 году).

До 1917 года преподавал в Московском коммерческом институте в качестве ординарного профессора, а затем в 1917 году вернулся в университет в качестве экстраординарного профессора. С 1920 года читал лекции в Высшей аэрофотограмметрической школе Красного Воздушного Флота [приложение 5].  

Профессор математики Л.А. Люстерник (1899-1981) в воспоминаниях о своей студенческой жизни «Молодость Московской математической школы» пишет: «Как известно, первым декретом Совнаркома о высшей школе в 1918 г. были ликви­дированы все учёные степени и звания. Это ничуть не помешало развитию науки, и Москва в период отсутствия степеней и званий стала в математике крупнейшим научным центром международного значения. Наши профессора любили свое дело, уни­верситет и работу в нем, не мыслили своей жизни без нее. В МГУ было пять профессоров-математи­ков: А.К. Власов, Д.Ф. Егоров, Л.К. Лахтин, Н.Н. Лузин, Б.К. Млодзеевский. Из математических курсов по выбору (полагалось сдать два) читались теория функций комплексного переменного (Б.К. Млодзеевский), проективная геометрия (А.К. Власов). … Лекции читались на третьем этаже МГУ на Моховой. А.К. Власов был человек невысокого роста с неболь­шой бородкой и блестящей лысиной. Неоднократно он выступал с докладами на заседании общества. Его курс соперничал с курсом Н.Н. Лузина по тео­рии функций, и среди студентов шли горячие спо­ры, кому отдать предпочтение»11.

В 1921 году А.К. Власов прочёл факультативный курс «Геометрические основы изобразительных искусств».        

Вывод: Алексей Константинович был разносторонним, начитанным, умным человеком, который имел за спиной не только большой жизненный опыт, но и многочисленные знания в разных сферах науки, которыми он делился со своими студентами. А.К.Власов проявил себя преданным делу и дружбе человеком.

Личная жизнь А.К. Власова.

Алексей Константинович Власов был женат с 1900 г. на своей ученице Александре-Терезии Иосифовне фон Котц, лютеран­ского вероисповедания [приложение 6].

Повенчались они во Владимире тайно от родителей и от матери невесты Марии Карловны, которая приняла брак дочери и семью её мужа благожелательно. Алексей Константинович любил слушать музыку, посещал консерваторию, играл на скрипке. Он много читал, коллекционировал книги по литературе, истории, искусству. Алексей Константинович и Александра Иосифовна вместе отдыхали в Кисловодске и в Крыму. На отдыхе Власовы помнили о родных, со­хранилось открытое письмо Алексея, адресованное брату Василию в Гусь-Хрустальный. Александра Иосифовна также испытывала тесную привязан­ность к родственникам мужа, и они отвечали ей тем же, называя её «тетя Саша». Юлия, старшая дочь Василия, брата Алексея Константиновича, и крестница Александры Иосифовны, воспитывалась ими как родная дочь. Она обучалась на Высших женских курсах и проживала вместе с ними в доме на Пятницкой. Сохранилась фотография семьи, сде­ланная в 1905 г. [приложение 7].

Власовы имели дачу в Царицыно. Теща Алексея Константиновича, Мария Карловна фон Котц, вдова австрийского подданного, приобрела участок земли в аренду у Удельного ведомства в Царицыно в 1891 г. К 1895-му году она отстроила большой двухэтажный дом и продлила аренду участ­ка на 25 лет, а в 1915-м передала право владения до­мом и участком своей дочери Александре Иосифовне Власовой. В большом доме в Царицыне постоянно гостили братья Алексея Константиновича: Василий (1869-1930) и Петр (1876-1929) с женами и детьми.

Вывод: Семья Алексея Константиновича была достаточно велика. Там царили Любовь и Забота о близких.

4.Научные труды А. К. Власова.


Алексей Константинович Власов автор многочисленных научных работ и учебных пособий по математике. Доктор чистой математики, профессор Московского университета, Московского Коммерческого института, Архитектурного отделения училища Живописи, Ваяния и Зодчества.

Известным трудом А.К. Власова стал «Курс высшей математики», изданный им в 1914 году и переиздаваемый  вплоть до 1946 года.

Алексей Константинович читал курсы:

«Аналитическая геометрия на плоскости»,

«Аналитическая геометрия в пространстве»,

«Проективная геометрия»,   

«Начертательная геометрия для математиков»,

«Элементы высшей алгебры. Дифференциальное и интегральное исчисление».

       Основные труды:

учебник «Курс высшей математики. В 2-х т.» (1914–1916),

«Сокращённый курс высшей математики. Лекции» (1907),

«Теория вероятностей. Лекции» (1909),

«Собрание задач по высшей математике» (1914),

Приведём список печатных трудов А.К.Власова, которых нам удалось найти.

Линейные системы конических сечений в их проективном и метрическом строении. — М., 1901.

Polarograph und Konikograph // Zeitschrift für Mathematik und Physik, Bd. 54, 1906.

Полярные системы высших порядков в формах первой ступени. — М., 1909. 

Новый способ построения поверхности 2-го порядка по 9-ти точкам // Математический сборник, т. 26. 

О новых и старых фактах неевклидовых геометрий. 

Основное предложение проективной геометрии. 

Развитие Штаудтовой теории мнимых элементов.

Отражение во вращающемся зеркале. 

Об особенностях в расположении паскалевых линий для данных шести точек конического сечения. // Математический сборник, 1925, т. 32, вып. 4. 

Курс высшей математики, т. 1—2. — 1 изд. — М. — 1914-16; 4 изд. — М.—Л., 1946; 5 изд. — М., 1952;

По написанным учебникам А.К.Власова изучали математику несколько поколений студентов [приложения 11-14].

Вывод: Работая по материалам данного раздела, мы увидели, что А.К. Власов автор многочисленных научных работ и учебных пособий по математике.


Основное предложение проективной геометрии.

«Прошли века, но роль геометрии

не изменилась. Она по-прежнему

остается грамматикой архитектора»

Ле Корбюзье

А.К. Власов внес большой вклад в развитие проективной геометрии. Проективная геометрия развилась и выделилась в особую ветвь геометрических знаний в первые десятилетия 19 века. Источником этого явились потребности графики и архитектуры, развитие теории изображений в перспективе.

Истоки проективной геометрии относятся к ХV веку. Расцвет живописи в эпоху Возрождения вызвал появление теоретических исследований правил перспективы. Требования техники в XVI веке были ограниченными, нужды в точном техническом черчении не было, тем более в его теоретическом обосновании.

Возьмем любую точку М, лежащую на плоскости p. Проведем прямую ОМ М´- проекция М (из центра О). Точке М поставим в соответствие ее проекцию из центра О. Между плоскостями p и s устанавливается соответствие, которое называется центральным проектированием.

Если на плоскости p будет задана фигура F, то множество проекций всех точек фигуры F на плоскости s называется проекцией фигуры F. Принимая за центр проектирования различные точки и меняя положение плоскости s, мы будем получать различные проекции фигуры F. Например, проекцией отрезка АВ может быть отрезок А´В´ (рис. 2), луч А´В´ (рис. 3), два луча А´В´ и А´С´ (рис. 4). Значит, понятие отрезка не сохраняется при центральных проектированиях. Понятие лежать «между», простое отношение трех точек не сохраняется при центральных проектированиях [приложение 8].

Проектируя правильный треугольник, можно получить треугольник произвольной формы. Таким образом, многие свойства фигуры не переносятся на ее проекцию. Точно также многие величины, связанные с фигурами, будут при проектировании, вообще говоря, меняться (длина отрезка, величина угла, простое отношение трех точек прямой и т.д.). С другой стороны, фигуры обладают свойствами, которые сохраняются при любом центральном проектировании и с фигурами можно связать величины, сохраняющиеся при любом проектировании. Такие свойства и величины называют инвариантами проектирования. Именно эти свойства фигур, инвариантные при любом центральном проектировании, французский геометр Ж. Понселе (1788–1867) назвал проективными свойствами и рассматривал их как объекты исследования в проективной геометрии. Например, прямая при центральном проектировании переходит в прямую (рис.8). Итак, «прямая» – объект изучения проективной геометрии. Есть и величины, сохраняющиеся при центральном проектировании [приложение 9].

Проективная геометрия превратилась в самостоятельную дисциплину, имеющую свою собственную аксиоматику и собственную совокупность объектов12

Основы Проективной геометрии были заложены в 17 в. Ж. Дезаргом и Б. Паскалем. Дальнейшее развитие получила в трудах швейцарского математика Я. Штейнера и французского математика М. Шаля. Большую роль в развитии сыграли работы немецкого математика К. Штаудта. Его работами были намечены также контуры аксиоматического построения. Все эти геометры стремились доказывать теоремы синтетическим методом, положив в основу изложения проективные свойства фигур. Влияние на развитие проективной геометрии оказали работы Н. И. Лобачевского по созданию неевклидовой геометрии, позволившие в дальнейшем А. Кэли и Ф. Клейну рассмотреть различные геометрические системы. Развитие аналитических методов обычной проективной геометрии и построение на этой базе комплексной немецкие математики Э. Штуди, Э. Картан поставили задачу о зависимости тех или иных проективных свойств от того тела, над которым построена геометрия. В решении этого вопроса больших успехов добились А. Н. Колмогоров и Л. С. Понтрягин.

Практическая ценность проективной геометрии не только в ее применении для нужд архитекторов [приложение 10], фотографов, а в том, влиянии, которое она оказывает на другие области математики.

Некоторые положения и факты Проективной геометрии применяются в номографии, в теории статистических решений, в квантовой теории поля и в конструировании печатных схем (через теорию графов).

Вывод: изучая данный вопрос нам бы хотелось выразить свои мысли высказыванием американского инженера Вейдлингера: «Красота форм достигается не средствами «косметики», а вытекает из сущности конструкции. Сама по себе форма является почти законом усилий, которые она должна воспринять» [приложение 10].

6. Математики-современники А. К. Власова

t1651392008aa.png

t1651392008ab.png

t1651392008ac.jpg

Рис.11.Пафнутий Львович Чебышев

Рис. 12 Владимир Андреевич Стеклов

Рис.13.Георг Фридрих Бернхард Риман

t1651392008ad.jpg

t1651392008ae.jpg

t1651392008af.jpg

Рис.14 Михаил Васильевич Остроградский

(12.09.1801 — 20.12.1861)

Рис. 15 Андрей Андреевич Марков

(02.06.1856 — 20.07.1922)

Рис.16 Александр Михайлович Ляпунов

(25.05.1857 — 03.11.1918)



Вывод: на развитие науки влияла целая плеяда учёных. В таблице приведён далеко не весь ряд единомышленников. Их совместный труд продвигал науку.

7. Наследие потомкам.

Последние годы жизни Алексей Константинович страдал болезнью сердца, он скончался 21 мая 1922 г. похоронен на кладбище у Донского монастыря рядом с могилой С.А. Муромцева, также цари­цынского дачника. Александра Иосифовна сохраняла в неприкосновенности личные вещи и кабинет Алексея Константиновича и в доме на Пятницкой, и на даче в Воздушном саду в Царицыно. «Дверь кабинета и окна закрывали плюшевые темно-красные шторы. Между окон стоял письменный стол на гнутых нож­ках с растительным резным орнаментом, с одним выдвижным ящиком. На столе — лампа с абажу­ром кремового цвета с бледно-зеленым и бежевым узором, основание ее выполнено в виде фигуры вос­точного божка. У стены — ломберный столик. Три мягких кресла, обитых светлой штофной тканью, два глубоких с подлокотниками и третье маленькое, как пуфик, но со спинкой. У стены — большой диван красного дерева. Над диваном — узкая деревянная полочка. Рядом с диваном — круглый столик крас­ного дерева на одной ножке с деревянной резной подставкой для вазы на столешнице. Бамбуковая этажерка с книгами находилась ближе к двери око­ло дивана. Скрипка в деревянном футляре. Здесь же — два летних зонтика белые с кружевами, с ручками из слоновой кости. Вторая комната была обставлена плетеной мебелью, в ней также стоял двустворчатый шкаф темного цвета»13. Александра Иосифовна и Мария Карловна в летнее время проживали в комнатах нижнего этажа. Комната, кабинет Алексея Константиновича на первом эта­же и веранда оставались в пользовании Александры Иосифовны вплоть до её кончины в 1951 г. Так как детей у Александры Иосифовны не было, то дом и участок перешел по наследству к семьям братьев её мужа, Петру и Василию Власовым. Мемориальные вещи, предметы мебели, фотографии продолжают свое существование в семьях потомков. В семей­ном архиве Зинаиды Васильевны Власовой, вну­чатой племянницы Алексея Константиновича Власова, хранится также значок «200 лет МГУ» и пригласительный билет студенту МГУ Власову Василию Васильевичу на открытие 1 сентября 1953 г. нового здания Университета на Ленинских (ныне Воробьевых) горах. К 200-летию Московского Государственного университета в музее Землеведения была открыта экспозиция по истории Университета, один из ее разделов посвящен преподава­телям. На одном из стендов экспонировались пор­трет и книги Алексея Константиновича Власова: «Сокращённый курс высшей математики. Лекции» (1907); «Теория вероятностей. Лекции» (1909); «Собрание задач по высшей математике»; «Курс чистой математики» (1914); «Теория вероятностей. С приложением к математической статистике. Курс лекций» (1916).

Вывод: мы видим, что очень важно, чтобы потомки ценили и сохраняли наследие наших предков. В результате исследования мы составили следующую хронологическую таблицу.

Временной период

Событие

28 января 1868 год

В селе Власовское (ныне Власово) Селищенской волости Покровского уезда Владимирской губернии родился А.К.Власов

Учился:

в земском народном училище,

в духовном училище и семинарии во Владимире,

поступил в 6-й класс Владимирской гимназии.

1888 год

поступил на физико-математический факультет Московского Университета.

1890 год

На втором курсе Университета Власов А.К. представил конкурсное сочинение на соискание стипендии на тему «Об особенностях в расположении Паскалевых линий для шести точек конического сечения» и получил эту стипендию.

1890 год

А.К.Власов член физико-математического кружка, созданного при Математическом обществе.

1891 год

Благодаря положительному влиянию В.Я.Цингера - российского математика, доктора чистой математики, заслуженного профессора Императорского Московского университета, уже на третьем курсе Университета Власов А.К. выбирает себе специальность — проективную геометрию, в которой работает до конца жизни.

1892 год

окончил Московский университет с дипломом I степени и оставлен при университете для подготовки к профессорской работе

1897 -1911 год

работая в Университете, преподавал математику в Училище живописи, ваяния и зодчества.

1898- 1908

Работая в Университете, преподавал в Московском инженерном училище.

1898-1908

А.К.Власов работает одновременно В Университете, в Московском инженерном училище и в Училище живописи, ваяния и зодчества.

1901 год

защитил магистерскую диссертацию на тему «Линейные системы конических сечений в их проективном и метрическом строении».

1903 год

совершил поездку в Геттингенский университет, где изучал постановку преподавания, а также сделал несколько сообщений в Геттингенском математическом обществе.

1905 год

организовал на Высших Женских Курсах первый в России «семинарий» по образцу Геттингенского университета.

1910 год

защитил докторскую диссертацию на тему «Полярные системы высших порядков в формах первой ступени».

1905-1911 гг.

А.К.Власов работает особенно плодотворно и завершает свои исследования защитой докторской диссертации, после чего получает звание профессора.

1911 год

Освобождалась кафедра в Московском Университете и А.К. Власов должен был получить приглашение на эту кафедру.

должен был занять место заведующего кафедры, но уволился в знак протеста против политики руководства университета.

1911-1917 г.г.

А.К.Власов преподавал в Московском коммерческом институте в качестве ординарного профессора на Архитектурном отделении Училища Живописи, Ваяния и Зодчества.

27 декабря 1913 год

А.К.Власов выступил на II Всероссийском съезде преподавателей математики в Москве с докладом на тему: "Какие стороны элементарной математики представляют ценность для общего образования?».

1914 год

опубликовано написанное Власовым двухтомное учебное пособие для высших учебных заведений — «Курс высшей математики», которое после этого многократно переиздавалось (5-е издание — в 1952 году).

1915 год

Совет Университета утвердил А.К. Власова в степени доктора чистой математики и, в соответствии с профессорским званием, представил его к повышению в чине на статского советника со старшинством. (А.К.Власов был утверждён в этом чине в 1915 году Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 4 марта 1915 года за №12).

1916 год

А.К. Власову предложили занять место заведующего кафедрой.

1917 год

После революции вернулся в Московский университет в качестве экстраординарного профессора.

С 1920 года

читал лекции в Высшей аэрофотограмметрической школе Красного Воздушного Флота.

1921 год

А.К.Власов прочёл факультативный курс «Геометрические основы изобразительных искусств».

1921 год

А.К. Власов был избран секретарём Математического общества.

21 мая 1922 года

А.К.Власов скончался. Похоронен на Донском кладбище в Москве.



8. Благодарность Родины.

За время своего служения науке Алексей Константинович был отмечен наградами:

Орден Святого Станислава III степени (1903)

Орден Святой Анны 3 степени (1909)

Орден Святой Анныстепени (1916)С 21 февраля 1913 г. Алексею Константиновичу было предоставлено право ношения светло-брон­зовой медали, высочайше утвержденной в память 300- летия Дома Романовых14.

t1651392008ag.jpg

t1651392008ah.jpg

t1651392008ai.jpg

t1651392008aj.jpg



Вывод: В течение всей жизни Алексей Константинович занимался педагогической и научной деятельностью, старался передать свои знания. А.К. Власов внес большой вклад в развитие математики и за заслуги перед отечеством А.К. Власов по праву был награждён орденами и медалями.



9. Заключение.

Мы ценим выдающиеся достижения Отечественных математиков XIX- XX столетия.

Стремительно увеличивающаяся временная дистанция позволяет нам лучше понять масштабы личности Алексея Константиновича, оценить его стратегию курса математического образования, его демократизм, глубину педагогического мышления.

Гениальный Математик, великий Просветитель, замечательный Человек – имя Алексея Константиновича золотыми буквами вписано в плеяду  величайших людей.

На основании проведённого исследования, ещё раз хочется подчеркнуть, что этот человек отличался высокими нравственными качествами, и уважение, которым он пользовался, имело причины не только его громкой славы великого математика, но и в личных достоинствах, чему хочется подражать и есть с кого брать пример, нам – жителям XXI века.

А.К.Власов занимался не только вопросами математики и ее преподавания. Он принимал участие в методических совещаниях и был участником съездов математиков, где выступал с докладами. Вся его кипучая деятельность была подчинена одной мысли – дать родине все то, что он знает.  Приведённые результаты исследований указывают на большую положительную роль работ А.К. Власова. Свою деятельную, скромную жизнь А.К. Власов посвятил всецело математической науке и её распространению в нашей стране. Это был учитель в самом высоком значении этого слова. Его труды повлияли на методику преподавания и способы решения задач. Талантливый педагог, замечательный лектор, отзывчивый, внимательный и чуткий наставник, доброжелательный, снисходительный и деликатный человек – таким был живой Власов. Данную работу планируем использовать на факультативных занятиях в 8-9 классах и рекомендуем к использованию ученикам неравнодушных к математике. История математики по достоинству оценила математические труды Власова. Мы также должны принести дань уважения и глубокой признательности Алексею Константиновичу Власову за его работы, сыгравшие исключительную роль в развитии математики. Благодаря сохранившимся материалам появилась возможность отдать дань уважения профессору математики, посвятившему свою жизнь служению науке.


10. Выводы:

Изучение различных источников о жизни и деятельности нашего поистине великого, хоть и скромного земляка (судя по небольшой информации в различных источниках) Алексея Константиновича позволяет утверждать о большом положительном значении его трудов в развитии математики.

Приведены в соответствие этапы жизни и деятельности учёного.

Подробно рассмотрели один из вопросов, которым занимался А.К. Власов

Мы считаем, что цели, стоявшие перед нами в начале работы, достигнуты. В результате исследований мы выяснили, что Владимирская земля подарила миру  прекрасного математика, который оставил неизгладимый след в науке. Жизненный путь, достижения и душевные качества этого человека нас поразили до глубины души.

11. Список используемой литературы и интернет-источников

Н. А. Глаголев, А. К. Власов (1868–1922) (некролог), Матем.
сб., 1925, том 32, номер 2, 273–276;

Личность в истории Е.Д. Кокорева «Памяти профессора математики А.К. Власова»

Гнеденко Б.В., Лупанов О.Б., Рыбников К.А.  Математика в Московском университете // Математика в Московском университете. Под ред. К.А. Рыбникова. М.: Изд-во МГУ. 1992.

Юшкевич А.П.  История математики в России. М.: Наука. 1968 [приложение 15].

«Зарисовки по истории математического образования России

со второй половины XVIII века до 1917 года» Учебное пособие.

https://cyberleninka.ru/article/n/pamyati-professora-matematiki-a-k-vlasova

https://forum.svrt.ru/topic/5728-свласовское/

Математика. Сб. под ред. П. С. Александрова [и др.], М.-Л., 1932, (Наука в СССР за 15 лет);

Математика в СССР за тридцать лет, 1917-1947. Сб. статей, под ред. А. Г. Куроша [и др.], М.-Л., 1948.

Приложения.

Приложение 1

t1651392008ak.jpg

28 января 1868-21 мая 1922

Рис.1.А.К.Власов


Приложение 2

t1651392008al.jpg

Рис.2.село Власовское  в 1868 году.

Приложение 3

t1651392008am.png

Рис.4.В.Я.Цингер

Приложение 4

t1651392008an.png

Рис.5.Московское инженерное училище

Приложение 5

t1651392008ao.png

Рис.6.Школа Красного Воздушного Флота

Приложение 6

t1651392008ap.jpg


Рис.7 Александра-Терезия Иосифовна фон Котц (1880-1951) ,

Приложение 7

t1651392008aq.jpg

Рис. 8 Власовы (слева направо): Алексей Константинович, Мария Константиновна Ундол (урожденная Власова), Василий Константинович, Евдокия Васильевна (жена Ивана Константиновича) , Евдокия Алексеевна (жена Василия Константиновича), Николай Иванович Ундол, Иван Константинович. Москва, 1905 г.

Приложение 8

t1651392008ar.png

Рис.9 примеры проектирования

Приложение 9

t1651392008as.png

Рис. 10 Центральное проектирование прямой.

Приложение 10

t1651392008at.jpg

Рис. 11 Практическое применение в архитектуре

Приложение 11

t1651392008au.png

Рис.12.Полярные системы высших порядков в формах первой степени

Автор:Власов А.К.Заглавие:Полярные системы высших порядков в формах первой ступени Опыт построения геометр. теории, соответствующей теории алгебраич. уравнений и форм Место издания:Москва Издательство:тип. Имп. Моск. ун-та Год издания:1909

Приложение 12

t1651392008av.png

Рис.13.Математический сборник Власова

Приложение 13

t1651392008aw.png

Рис.14.”Курс высшей математики А.К.Власова”

Книга профессора Власова в простой и ясной форме знакомит читателя с основами высшей математики. Книга предназначена, главным образом, для студентов высших технических заведений. Однако она будет полезной и в качестве пособия и для других вузов, в которых математика не является основным предметом, а также для учительских институтов.

Значение математики и предварительный обзор ее основных понятий.


Приложение 14

t1651392008ax.jpg

Рис.15.Титульный лист журнала «Математическое образование»

Приложение 15

t1651392008ay.jpg

Рис. 16 «История математики в России»

1 Власов Алексей Константинович — математик, первый при­менивший методы проективной геометрии к начертательной гео­метрии и номографии. См.: ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 418. Оп. 487. Д. 66. Л. 1(об).

2 Проективная геометрия - раздел геометрии, изучающий свойства фигур, не меняющихся при проективных преобразованиях, например при проектировании. Такие свойства называются проективными. Параллельность и перпендикулярность прямых, равенство отрезков и углов — непроективные свойства, т.к. пересекающиеся прямые / и m могут спроектироваться в параллельные, равные отрезки AB и BC — в неравные A`B` и B`C` (рис. 2), и т.д.

3 Высочайший приказ по гражданскому ведомству № 85 от 4 декабря 1898 г. ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 418. Оп. 487. Д. 66. Л. 2 (об.).

4 Разрешение № 340 от 13 января 1893 года с содержанием 600 рублей из сумм Министерства народного просвещения. ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 418. Оп. 487. Д. 66. Л. 1 (об).

5 приват-доцент, м. (латин. privatim docens - обучающий частным образом) (дореволюц.). Ученое звание нештатного преподавателя высшей школы, равное званию доцента.

6 Магистерская диссертация - это самостоятельная научно-исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию. Она выполняется с целью публичной защиты и получения академической степени магистра. Основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

7 Флоренский П.В. Связь времен. Истоки // Вестник Уральского отделения РАН. — 2010. — № 2 (32). — С. 122-123.)

8 ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 418. Оп. 487. Д. 66. Л. 3(об). Постановлением попечителя Училища живописи, ваяния и зодчества определен в должности преподавателя математики по вольному найму с 1 сентября 1897 г, утвержден в штате преподавателя с 1 сентября 1898 г. Штатный преподаватель Московского инженерного училища ведомства Министерства Путей Сообщения с 1 января 1902 г. — прослужил до 1906 г. (приказ № 141 от 13 октября 1906 г.).

9 Статский советник в России, гражданский чин 5-го класса по Табели о рангах, соответствовал должности вице-директора департамента, вице-губернатора, председателя казённой палаты и др. С 1856 давал право на личное дворянство, ранее — на потомственное. Титуловался "ваше высокородие".

10 Приказ по гражданскому ведомству от 4 марта 1915 г. за № 12. ГБУ «ЦГА Москвы» Ф. 418, оп. 487, д. 66, Л. 13 (об).

11 Люстерник Л.А. Молодость Московской математи­ческой школы. Адрес доступа: http://modernproblems. org.ru/

12 Горшкова Л.С., Паньженский В.И., Марина Е.В. Проективная геометрия: Учебное пособие для студентов и преподавателей педагогических вузов/ Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г.Белинского.- Пенза, 2003.–164с.


13 Описание кабинета сделано со слов З.В. Власовой — внучатой племянницы А.К. Власова.

14 ГБУ «ЦГА Москвы» Ф. 418, Оп. 487, Д. 66. Л.1 (об).

23


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.