Исследовательский проект «Герои мифов и преданий коми пермяков»
Автор публикации: В. Буров, ученик 8 класса
РФ, Пермский край, город Губаха
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
Исследовательский проект
«Герои мифов и преданий коми-пермяков»
Направление: краеведение
Работу выполнил:
Буров Василий
ученик 8 класса
Руководитель:
Мазурова Александра Алексеевна
учитель географии
Губаха 2019/2020 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………….…….……………………...……… 2
Легенда и миф ……………………………….……….……………………………. 3
Пера-богатырь …………………………….……….…………………………….. 4
Богатырь Кудым-Ош ……………………….……….…………………………….6
Луншӧрика (Полудница)……………………………….……………………7
Вӧрись (Лесной)………………………………..………………………………..8
Ваись (Водяной)…………………………………..………………………………..9
Суседко (Домовой)………………………......…………………………………11
Баняись (Банник)…………………..………..………………………………….12
Заключение……………………….………..……………………………………….14
Список литературы…………….………….…………………………………15
Приложение……………………….……………………………………………….16
Презентация
Презентация
PPT / 2.24 Мб
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении веков многие поколения людей пытались понять и дать объяснение тому, как устроен мир. Как и откуда появились люди? Есть ли жизнь после смерти? Почему вода родниковая одних лечит, другим помогает, а на третьих никак не действует. Вопросы, на которые человек не мог дать ответа, обрастали тайной, загадкой, люди фантазировали, так появились легенды: легенды о жизни и смерти, легенды о чудодейственных деревьях, реках, о людях, творящих чудеса. Они передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней, обрастая всё новыми подробностями.
На уроках краеведения я узнал, что у коренных жителей Пермского края, коми-пермяков, есть свои легенды, мифы, героями которых являются Пера-богатырь и Кудым – Ош. Мне захотелось узнать о этих героях, выяснить есть ли какие –то еще герои.
Цель: изучение материала по теме.
Задачи:
изучение и систематизация материала о героях преданий, легенд и мифов коми-пермяков;
создание методического материала «Герои легенд и мифов коми-пермяков». Гипотеза исследования: мифы и предания коми – пермяков показывают верования в леших, духов деревьев, животных, огня.
Предметом настоящей работы являются легенды и мифы коми-пермяков.
Методы исследований: проведение учебно-исследовательской деятельности, связанной с подбором и анализом источников информации, обобщением, систематизацией и анализом собранного материала.
Практическая значимость: данный материал можно использовать как на уроках краеведения, географии, истории Пермского края, так и на заседаниях кружка, классных часах, тематических вечерах.
ЛЕГЕНДА И МИФ
Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — жанр несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях.
Отличия легенды от иных жанров:
от мифов — легенды независимы от ритуала;
от преданий — события могут относиться как к прошлому, так и к настоящему и будущему;
от волшебной сказки — легенда рассказывает о чуде как о достоверном событии.
Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.
Миф (др.-греч. μῦθος — «речь, слово; сказание, предание») — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Иногда сложно провести границу между мифом, легендой, преданием. Так, мифы о Троянской войне и подобные им, впоследствии обработанные в форме эпоса, являются мифологизированными историческими преданиями, в которых действуют не только имеющие божественное происхождение герои, но и сами боги. Священная история типа библейских повествований складывается также на стыке подлинного мифа (в узком значении) и исторического предания. «Раннее время» растягивается: включает события, находящиеся на значительной хронологической дистанции друг от друга, а исторические воспоминания мифологизируются. Предания воспроизводят мифологические схемы, прикрепляя их к историческим событиям. То же относится и к легендам, трудноотделимым от преданий. Легенды в большей мере склонны к фантастике, к описанию чудес.
Мифы и легенды дают представление об основных этических и моральных нормах коми-пермяков. Сохранились верования в леших, духов деревьев, животных, огня.
ПЕРА-БОГАТЫРЬ
Пе́ра (Пе́ля, Пе́ря; коми-перм. Пера) — легендарный богатырь, персонаж коми-пермяцкого прозаического эпоса. В эпосе коми-пермяков Пера — охотник-богатырь: он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов.
Родился в семье князя-жреца иньвенских коми-пермяков, легендарного богатыря Кудым-Оша и мансийской княжны Костэ около реки Лупья. По другим верованиям, он был сыном тайги Парма.
Его жена — красавица Зарни-ань (Зарань), дочь Шонди или Солнца, была воплощением зари, добродетельной хозяйкой: вставала раньше и ложилась позже мужа. Она присматривала за тем, чтобы солнечный огонь не сжег все живое.
Шонди не стерпело брака дочери с земным человеком. Наступили лютые морозы, но Парма, мать-тайга, укрыла сына и невестку в себе. Долго прожили они в укрытии, пока Шонди не вернулось вновь. Тогда оно послало на землю нестерпимую жару и Зарни-ань вынуждена была вернуться домой. Она хотела с собой забрать и детей, но Парма создала эхо и Зарни-ань не могла докричаться до них. От детей Перы и Зарни-ань и произошли люди.
Когда дети подросли, Пера поднялся с сыновьями на гору. Они стали стрелять из луков в Шонди. Наконец, огромный кусок солнца упал в тайгу. Так люди получили огонь.
Главным соперником Перы — хозяина тайги — оказывается злой лесной дух, леший — ворса. Пера состязается с лешим и обманывает глупого духа: когда соперники перетягивают палку, Пера привязывает себя ремнем к пню, на ночлеге подкладывает вместо себя дерево, чтобы ворса не убил его. В конце концов Пера ранит ворсу стрелой, преследует его до Урала, где леший умирает у входа в свое пещерное жилище. Там Пера находит красавицу-жену лешего, но красавица сама не чужда нечистой силы — может снимать с себя скальп и искать вшей в волосах, и Пера убивает ее.
Пера и Кудым-Ош уходят под землю (по другим вариантам, превращаются в камни или оказываются заточенными в Уральских горах) после распространения новой христианской веры.
Сказания о Пере:
1. Неожиданно на царя нападают иноземцы, владеющие чудовищным колесом. По зову царя коми богатырь идет на битву с чудовищем, побивает его. Русский царь хочет наградить Перу золотом-серебром, но тот от награды отказывается, принимает лишь грамоту на лесные угодья и шелковые сети.
2.Завоеванные в битве с иноземцем-чудовищем права на свободный промысел дичи в родной тайге-парме Пере приходится утверждать в схватке с Лешим-Вöрса, который не признает дарованных царем прав, хочет извести Перу, убить его сонного.
3. Поединок Перы с графом Строгановым и его приближенными: завоеванные в битве с иноземцами и в поединке с Вöрса права богатырь вынужден отстаивать на этот раз от «злющих слуг Строгановых», «от злющего графа». Враги хотят «замежить» железной цепью земли Перы и его народа, хотят присоединить их земли к усадьбе Строгановых, людей обратить в крепостное состояние.
В 1988 году киностудией Пермьтелефильм снят мультфильм «Сказ о Пере-богатыре»
БОГАТЫРЬ КУДЫМ-ОШ Другой богатырь коми-пермяцких преданий Кудым-Ош (Кудын-Ош; коми-перм. Кудін Ош букв. Медведь с устья реки Ку) — легендарный богатырь, культурный герой, персонаж коми-пермяцкого национального эпоса, а также вождь и жрец, наделённый сверхъестественной силой.Родился в семье чудского вождя-жреца иньвенских пама. Его мать Повсин — могучая одноглазая ведунья, зачала сына от медведя. После гибели отца Кудым-Оша в военном походе, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырёхугольное изображение медведя, которое постоянно носил на груди. Юноша стал жрецом, наделенным сверхъестественными способностями, — памом. Он разъезжал верхом на лосе и был неуязвим для оружия. А если в него все же попадала стрела, он мог излечить рану, прижавшись к земле. Чтобы отразить нападение врагов, Ош мог чарами вызвать бурю на реке. Рассказывают о его чудесной женитьбе на обско-угорской (манси) красавице княжне Косто (Хэстэ): мать заставляла ее носить на лице маску из коровьей или лосиной шкуры, чтобы отец не выдал ее насильно замуж. Отец красавицы казнил женихов, испугавшихся страшной маски. Злобная колдунья отправила Кудым-Оша свататься к красавице, чтобы погубить его, но Косто полюбила его с первого взгляда и показала ему свой истинный облик из-под маски — тогда герой женился на девушке. У Кудым-Оша был сын, также национальный герой коми-пермяков, богатырь Пера.
Кудым-Ош прославился как культурный герой — в дальних странствиях он научился выращивать хлеб; он первым отыскал залежи руды и научился выплавлять железо. Кудым-Ош научил людей делать долбленые челны — раньше коми плавали на плотах. Как многие культурные герои, он перед смертью пообещал, что еще вернется на землю. Имя Кудым-Оша носит центр его легендарных родовых земель — Кудымкар.
В 2008 году в Кудымкаре открыт памятник национальному герою. На монументе Кудым-Ош изображен выходящим из гигантской книги в сопровождении медведя и филина. Памятник сделан пермским скульптором Валентиной Ракишевой.
Коми-пермяцкий писатель В. В. Климов написал пьесу «Легенда о Кудым-Оше», по которой режиссёр Коми-пермяцкого национального драматического театра С. Андреев поставил одноимённый спектакль.
В 1988 году киностудией Пермь-телефильм снят мультфильм «Сказание о Кудым-Оше».
ПОЛУДНИЦА
Луншӧрика или Полудница — хранительница поля, покровительница посевов. Она появляется на межах во время цветения ржи и созревания хлебов и охраняет посевы от палящих лучей полуденного солнца. Иногда полагали, что есть добрая и злая полудницы. Они активизируется в полдень во время сева, цветения ржи и жатвы. Добрая в полдень своей огромной сковородой прикрывает хлеб и травы от жаркого солнца, злая, наоборот, раскаленной добела сковородой прижигает верхушки колосьев и цветы.
Этот персонаж в большинстве случаев невидим для человека. Одним из его проявлений считается дуновение ветра на поле, копна катится. Отмечают также глаза василькового цвета, длинные светлые волочы, напоминающие солому, железные пальцы. большей частью покровитель посевов представляется в виде женщины, реже его описывают как мужчину (ыб дядь), либо ребенка. Он может быть ростом с колосок или, наоборот, очень высоким. Отмечается уродливость или, напротив, красота персонажа. Из предметов одежды луншӧрики называют светлое платье, дубас, шамшуру, соломенные лапти, надетую навыворот шубу. Обязательным атрибутом луншӧрики является каленая сковорода.
Луншӧрика опасна для людей, особенно для детей, она следит за тем, чтобы они не ходили в поле и не мяли хлебов. Детей она заманивает в гущу хлебов и заставляет долго блуждать. В деревнях малышей пугали: «Не ходи в рожь, полудница тебя обожжет» или: «Полудница тебя съест». Часто полагали, что полудница обитает не только в ржаном поле, но и в гороховом, а также на огороде и охраняет свои владения от набегов детей.
Особенно сурово поступает полудница со жнецами, если они, пренебрегая запретом, работают в полдень: она насылает на них солнечный удар или хватает их за голову и начинает вертеть, пока не натрет шею до жгучей боли, а то и вовсе оторвет голову или защекочет до смерти.
ВОРИСЬ
В повседневной жизни коми-пермяков наблюдается разное отношение к духу леса и его имени. Часть названий отражает привязанность духа к лесу – вӧрись (лесной), вӧрдядь (лесной дядя), лесной царь. Также называют его просто дядя, дяденька, дедушко, начальник, медыджытыс вӧрас (самый большой в лесу). Чаще всего предстает в образе обычного человека. На ногах носит лапти, кирзовые или лаковые сапоги, может оказаться босоногим. В цветовой характеристике одежды, волос и общего образа лесного духа преобладает белый цвет. Также цветовое описание одежды обычно совпадает с цветовыми характеристиками крестьянской одежды коми-пермяков, тогда как части тела и силуэта (белый, серый или темный) отражают ощущение прозрачности образа. В описаниях образа вӧрись обращается внимание на головной убор: пеля шапка (ушанка), необычно большая шляпа, четырехугольная шапка, уздечка на голове. Редко обозначаются атрибуты, которые имеет вӧрись, он может опираться на палку, иметь топор за поясом, плести лапти, носит сумку за плечами, лешачиха ходит с прялкой. Спутником вӧрись называется большая собака. Передвигаться он может верхом на лошади, конь, как правило, белого или синего окраса, что указывает на его призрачность.
Знаком лесного считается дым, регулярно поднимающийся в лесу, на болоте или холме. Предполагают, что именно в этих местах находится его жилище. Разного рода звуки в лесу считаются проявлением лесного духа – звук шагов, топот лошади, уханье и оханье. Ему приписывается стук топора в лесу, бренчание ведра. С ним связывают звук кашля, плача, музыки, крика и хохота. Характерным звуком для лесного считается вой ветра, подражание животным и птицам. Необычность их выражается в громкости, таинственность – в копировании голосов тех людей, которых в данный момент нет в лесу. В большинстве случаев подобные звуки в лесу воспринимаются как знак, предупреждение о беде, о перемене в жизни. Реже встречается их понимание как выражение недовольства вöрись и способ напугать человека.
В представлениях коми-пермяков лесные живут, как обычные люди: они плетут лапти, выращивают хлеб, держат скотину, занимаются торговлей, воюют друг с другом. Следами их битв считаются поваленные деревья. У них рождаются дети и играются свадьбы. Дома лесных всегда крепкие, богатые. Верят, что лесной забирает, крадет, уводит к себе людей. Вера в силу «лесного хозяина» у коми-пермяков наиболее устойчива и несравнима с другими духами. Его почитают и боятся. Кажется, что он вездесущ, может появиться где угодно, все слышит и знает.
ВОИСЬ
Наименования духов водоемов разнообразны. Прежде всего, называют его ваись – «водяной». Также таких духов называют вакуль («кривой») , вакулись, кульшун, кульпиян (пиян – «ребенок, дитя»), ичетики (учӧтик – «маленький»), кузьюрсиа (длинноволосый), сорваись (путальщик), вабес (водяной бес), вагӧг (водяная пуповина). Вакуль— злой водяной дух, чье имя — Куль — напоминает об имени противника богов Ена и Инмара. Он живет со своей семьей в водоемах. Представляется коми-пермякам в виде человека или щуки. Щука выделяется большим размером или поведением: лежит на берегу и говорит человеческим голосом. Часто водяной представляется получеловеком, полурыбой, вместо ног он имеет рыбный хвост. Водяной чаще выглядит как взрослый человек или ребенок, может иметь длинную бороду, уши большие, длинные и лохматые руки. Характерным признаком считается отсутствие бровей и ресниц, они имеют четыре или шесть пальцев или вовсе не имеют рук. Вакуль, как многие водяные духи, любит расчесывать свои длинные зеленые волосы, в которых запутался ил. Водяной, как и леший, может появляться в облике вихря. Вакуль враждует с лешим ворсой: особенно опасным для людей считается полдень, когда нечистая сила выходит из своих обителей, чтобы бороться друг с другом.
Русалка в виде утопленницы описывается с тремя золотыми зубами, водяной – рогатым. Они имеют стеклянные глаза, похожие на глаза рыб. Ваись держит при себе щеть для волос, которой расчесывает волосы, прялку, за которую садится прясть.
Вакуль топит одиноких путников, идущих через мост, опасен для рыбаков. Он может напасть на человека на водяных мельницах, распугать его рыбу. Считалось, что утонувшие дети становятся детьми вакуля. Вакуль продолжает козни против небесного бога. Один охотник отправился к реке пострелять уток. В это время разразилась гроза. Видит охотник, как из тучи молнии бьют в вакуля, который вышел из воды и показывает небу зад. Водяной успевал каждый раз спрятаться от молнии в воду, но тут подоспел охотник и так ударил его ружьем, что тот не успел опомниться, как молния его настигла. Бог спалил водяного, а ружье охотника после этого стало необычайно метким, так что он приносил много дичи.
У вакуля большие богатства и стада в подводном мире, но он требует от человека новых и новых приношений. Когда люди переплывали водоем, положено было бросать хлеб в воду. Яйца, деньги, кусочки ткани — это жертвовали васе, когда собирались ловить рыбу. Первую пойманную рыбу принято было отпускать в воду; иногда из нее готовили обрядовую трапезу, приглашая и водяных духов. Когда скот водяного выходит пастись на берега водоемов, его коров сразу можно отличить — они не оставляют следов. Если накинуть крест-тельник на такую корову, она не успеет скрыться в воде и останется у земного хозяина, принося большие удои.
Как и все природные духи, водяной может помочь человеку в обмен за оказанную услугу. Однажды вакуль мешал рыбаку рыбачить, и тот ударил его острогой. Тогда из воды вышел водяной и потребовал, чтобы рыбак пошел за ним, закрыв глаза. Пришел рыбак в подводный дом, а там сидит вакуль с острогой в теле. Рыбак вынул острогу, и водяные дали ему за это денег и проводили на берег. Рассказывают, что водяной дерется с лешим, которого не любит из-за того, что в водоемы попадают бревна и коряги.
СУСЕДКО
Духа дома коми-пермяки повсеместно называют суседко (соседко), кроме того известны наименования домовик и домовник, дед-домовик, домовой. Когда его призывают, то кличут батюшкой, братанушкой, дедком, хозяином, что отражает его близость к семье, к домашнему очагу. Суседко считается невидимым для человека, но иногда он показывается людям, или человек ощущает его прикосновение. Суседко может иметь длинные жесткие волосы, бороду, железные пальцы, длинные ногти, невысокий рост. Одежда ничем не отличается от одежды человека. Он появляется в рубашке, подпоясанной кушаком, в платье, дубасе или сарафане, в шапке или фуражке.
Считается, что суседко есть в каждом доме. Знаком присутствия домового является неяркий голубоватый огонек. Синий огонек в коми-пермяцких поверьях сопровождает домового в ночное время при занятии прядением. Занятиями суседко называют прядение, приготовление хлеба, просеивание муки, забота о домашних животных, охрана дома, плетение кос животным и человеку. Спряденные им нити выделяются грубостью работы.
Суседко редко наделяется каким-либо дополнительными атрибутами, не считая прялки, которую обычно не видят, а только слышат звук работы с ней.
Необычные явления, коми-пермяки объясняют присутствием домового духа. Например, считают, что он прячет вещи, может потушить свет, двигает предметы.
Различные звуки в доме (шорох, стук, скрип, звук дыхания) коми-пермяки приписывают суседко. Характерными звуками при ночном прядении суседко являются кручение веретена и шуршание нити.
Речь домового неясная, имеет форму междометных возгласов, бормотания, рева, слова произносятся невнятно или искажаются: Суседко одновременно говорит на коми-пермяцком и на русском языках. Он редко вступает в длительные диалоги с человеком. Его ответы кратки, но отличаются многократным повторением. Домовой окликает жителей дома по имени, выкрикивает сообщения, удивления, отвечает на вопросы. Его ответы бывают зашифрованными, с помощью которых он заблаговременно оповещает жильцам об изменениях. Его предупреждения связаны с ведением домашнего хозяйства, с жизнью семьи и отдельных ее членов.
БАНЯИСЬ ИЛИ БАННИК
В жизни крестьян баня всегда занимала очень важное место. В ней не только мылись и парились, знахари в ней лечили людей от простуды, вывихов и разных других болезней, там появлялись на свет дети. В натопленной бане пряли зимними вечерами. При всем этом баня, в отличие от дома, осознавалась как «нечистое», не освященное строение — «хоромина погана», «без креста», а значит, идеальное убежище для нечистой силы. Именно в бане совершали разные не одобряемые православием обряды и действия — там гадали, колдовали, играли в карты, вызывали нечистую силу. В бане же в некоторых местностях посвящали в колдуны. Там, говорили в народе, собираются на посиделки проклятые люди и коротают время, плетя лапти.
Персонажи, живущие в бане, в коми-пермяцкой традиции имеют названия банячуд, чуд, баняись (банник), банница, банягӧг (банная пуповина), баня-бабушка, банный домовик, банный староста, суседку, кулюшун, колян, кульпиян, кузьюрсия (длинноволосый), шулекун, силегун, каляки, шиши, бесы, черти. Банных духов распознают по особым чертам, присущим потустороннему миру – копыта вместо ног, волчьи глаза.
Банника представляли то черным здоровенным мужиком, всегда босым, с железными руками, длинными волосами и огненными глазами, то маленьким старичком с длинной бородой. Живет он в бане за печкой или под полком. Однако некоторые поверья рисуют банника в виде собаки, кошки, белого зайчика и даже конской головы.
Банник — злобный дух, он очень опасен, особенно для тех, кто нарушает правила поведения в бане. Ему ничего не стоит запарить человека до смерти, содрать с живого кожу, задавить его, задушить, затащить под горячую каменку, затолкать в бочку из-под воды, не дать ему выйти из бани. Об этом рассказывают довольно
Банник пугает моющихся стуком в стенку, хохотом, окликает людей по имени, бросает в них мусор и камни. Он любит подшутить над моющимися женщинами, храпя и воя за каменкой. Если баннику не хочется пускать людей в баню, он может вылить всю воду из бочек.
Вредить банник обычно начинает в ответ на нарушение человеком запретов. Нельзя, например, топить баню и ходить в нее в праздники, на Святки, ночью, особенно в полночь, потому что в это время там моются черти или сам банник.
По этой же причине нельзя ходить в баню «в третий пар» (т. е. в третью смену), мыться без молитвы, а после мытья спать в бане. Нельзя в последний пар ходить в баню одному.
Перед тем как зайти в баню, нужно «попроситься» у банника, перед уходом из бани — оставить ему горячей и холодной воды и кусочек мыла, чтобы он тоже мог помыться. Тот, кто моется последним, не должен ничего крестить, а все сосуды с водой нужно оставить нараспашку и сказать: «Мойся, хозяин!» Считалось, что если подойти к бане ночью или после того, как вымоются люди, можно услышать, как там парится банник — слышно хлопанье веника, плеск воды и стук шаек. Чтобы задобрить банника, ему приносили в дар кусок ржаного хлеба, посыпанного солью, или черную курицу. А если строили новую баню, нужно было принести жертву: задушить (а не зарезать) черную курицу и, не ощипывая, закопать под банным порогом. Закопав курицу, пятились от бани задом, отвешивая поклоны баннику. Банник также не любит, когда баню используют для сушки льна и пеньки.
Согласно поверьям, у банника есть шапка-невидимка, и раз в год он кладет ее на каменку сушить. Если тщательно подкараулить, то тогда ее можно стащить. Завладеть шапкой-невидимкой можно и другим способом. На Пасху во время заутрени надо прийти в баню; банник в это время всегда спит. Сдернув с его головы шапку, надо как можно быстрее бежать в церковь. Если успеешь добежать прежде, чем он проснется, значит, шапка-невидимка останется у тебя, если нет — банник догонит и убьет. Смельчак, сумевший украсть у банника эту шапку, становится колдуном.
У банника есть и еще одна волшебная вещь — «беспереводный целковый», неразменный рубль, который всякий раз возвращается к своему хозяину. Чтобы заполучить такой рубль, нужно в полночь бросить внутрь бани спеленутую черную кошку и сказать: «На тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый».
На святках девушки ходили к бане гадать о женихах. Делалось это следующим образом: та, что гадала, поднимала юбку и просовывала заднюю часть тела в приоткрытую дверь. Считалось, что банник должен дотронуться до нее своей лапой. Если лапа была голая и когтистая, это означало, что ее жизнь в замужестве будет бедная, а свекровь лютая. Если банник гладил девушку мохнатой лапой, она верила, что брак будет счастливым, а муж богатым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Земная красота, загадочный мир воды, леса, необозримые просторы земли всегда прельщали и будут притягивать людей своим таинством, рождая в народе свое восприятие этих удивительных вещей.
У всякого мифа и легенды, как и у всякого человека, есть своя правда и тайна. Работая над данной исследовательской работой, я изучил материал о легендах и преданиях коми-пермяков, раскрыл для себя много тайн своего края, скрытых в найденных, собранных и затем изученных, систематизировал материалы и составил толковый словарь «Герои мифов, легенды и предания коми-пермяков».
Результаты работы обобщены и позволяют сделать выводы:
1. С помощью легенд и преданий можно изучить свой край, который после этого станет для нас ещё понятнее и ближе.
2. Знакомство с легендами и преданиями вызывает чувство сопричастности к тем событиям и историям, о которых повествуется в них, возникает чувство гордости за своих предков и любви к каждому уголку родного села и района.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что я достиг цели своей работы: познакомился с одним из видов фольклора – легендами, преданиями, собрал некоторые доступные легенды и предания, систематизировал материал, написал исследовательскую работу, систематизировал и составил толковый словарь «Герои мифов, легенд и преданий коми-пермяков» (приложение 1), разработал кроссворд «Герои мифов, легенд и преданий коми-пермяков» (приложение 2).
ЛИТЕРАТУРА
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B4%D1%8B%D0%BC-%D0%9E%D1%88
http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/Folklor.Geroi_komi_legend_i_predanii.Pera/
https://culture.wikireading.ru/2412
https://studopedia.org/14-53431.html
https://culture.wikireading.ru/4098
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Толковый словарь «Герои легенд, мифов, преданий коми-пермяков».
Баняись – банный дух.
Ваись или Вакуль - дух водоемов, Водяной.
Вӧрись (Лесной) – дух леса.
Кудым-Ош — легендарный богатырь, культурный герой, персонаж коми-пермяцкого национального эпоса, а также вождь и жрец, наделённый сверхъестественной силой. Луншӧрика (Полудница) — хранительница поля, покровительница посевов.Пе́ра — легендарный богатырь, персонаж коми-пермяцкого прозаического эпоса. В эпосе коми-пермяков Пера — охотник-богатырь: он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов.
Полудница — хранительница поля, покровительница посевов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Кроссворд «Герои легенд, мифов, преданий коми-пермяков».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
| | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
| з |
|
|
| | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| с |
|
|
|
| п |
|
| 6 | в | а | и | с | ь | | |||||||||||||||||||
|
|
|
| 1 | к | у | д | ы | м | к | а | р |
|
|
| р |
|
|
| | |||||||||||||||||||
|
| 9 |
|
|
| с |
|
|
|
| р |
|
| 8 |
| а |
|
|
| | |||||||||||||||||||
|
| п |
|
|
| е |
|
|
|
| м |
|
| м |
| н |
|
|
| | |||||||||||||||||||
7 | л | е | г | е | н | д | а |
| 4 | б | а | н | я | и | с | ь |
|
|
| | |||||||||||||||||||
|
| р |
|
|
| к |
|
|
|
|
|
|
| ф |
|
|
|
|
| | |||||||||||||||||||
|
| а |
|
|
| о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1.Центр легендарных родовых земель Кудым-Оша
2.Матерью Пера-богатыря была тайга, которую называют …
3. Домовой или …
4. Банник или …
5. Жена Пера-богатыря
6. Дух водоема
7. Жанр несказочного прозаического фольклора.
8. повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
9. охотник-богатырь: он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов.