Проект «Народы Прикамья: коми-пермяки»

3
0
Материал опубликован 2 January 2021 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №8» г. Перми











ПРОЕКТ

«Народы Прикамья: коми-пермяки»






















Выполнила: Митюшева Е.В.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории





2020 г.

Проект «Народы Прикамья: коми-пермяки»

Тип проекта:

Информационно - практико - ориентированный

Продолжительность: среднесрочный

Сроки реализации: 2ая четверть (9 ноября 2020 - 12 декабря 2020)

Участники проекта:

Учитель начальных классов, учитель музыки, учащиеся 4 класса, родители.

Актуальность.

В начале декабря празднуется День Пермского края. В 2020 году исполнилось 15 лет с того дня, когда были объединены Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. В современном мире теряется связь народов, забываются корни. Важно, чтобы дети знали историю своей малой родины, проявляли толерантность к народам родной земли.

Одним из первых народов на пермской земле были коми-пермяки. К сожалению, дети мало что знают о жизни этого народа, об их истории и культуре. Культура коми-пермяцкого народа богата своими обычаями, традициями и обрядами. Изучение истоков народной культуры способствует нравственному воспитанию школьников. Поэтому приобщение детей к культуре народов Прикамья становится актуальным.

Цель: познакомить обучающихся с историей и культурой коми-пермяцкого народа.

Задачи:

- формирование знаний об истории и культуре коми-пермяков

- развитие познавательного интереса к изучению истории родной страны, родного края.

- создание условий для самостоятельной деятельности обучающихся по приобретению новых знаний о культурном наследии коми-пермяцкого народа.

Планируемый результат:

Предметные результаты:

- приобретение новых знаний о коми-пермяцкой истории и культуре.

Метапредметные:

-познавательные: развитие у обучающихся компетентностных навыков, связанных с историей коми-пермяцкого народа

- регулятивные: понимание учебной задачи мероприятия, осуществление самоконтроля и самооценки.

- коммуникативные: овладение навыками сотрудничества с учителями, одноклассниками, родителями.

Личностные:

- обогащения нравственного опыта обучающихся, развитие их нравственных чувств, формирование уважительного отношения к истории своей страны и края, стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (9.11.20 – 16.11.20):

Орг.момент (деление обучающихся на группы, распределение тем).

Целеполагание. Обсуждение сроков выполнения проектов.

Инструктаж о работе в группе.

Консультации для родителей.

Практический этап (16.11.20 - 5.12.20):

Работа над мини – проектами в группах.

Защита мини-проектов.

Разработка сценария творческой презентации «Народы Прикамья: коми-пермяки».

Подготовка творческой презентации.

Заключительный этап (7.12.20-12.12.20):

Презентация и защита проекта.

Рефлексия. Самооценка.



Формы реализации проекта:

Консультации.

Беседы.

Видеозанятие.

Встречи с интересными людьми.

Прослушивание аудиозаписей песен, стихов, сказаний.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Подвижные коми-пермяцкие игры.

Экскурсии в краеведческий музей, в театр, на концерт, на выставку и др.

Творческая деятельность.

Выставки творческих работ.

Работа с родителями, детьми, учителями.



Оборудование:

Компьютер, проектор, видео- и аудиозаписи, подключение к интернету, предметы быта коми-пермяков, национальные костюмы для обучающихся.

Ресурсы:

Информационные ресурсы (художественная, научно-популярная, справочная литература)

Горбацевич Н.П., Перевозникова Н.Ю. Учебное пособие «Маленький пермяк. Традиции народов Прикамья» Пермь: Книжный мир, 2019,

Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Рабочие тетради 1-4 класс, авторы, «РОСТкнига», 2014г. (в двух частях)

Интернет ресурсы:

- Группа МБУК Центр национальной культуры «Ассяма горт» https://vk.com/club42625877

- Пермский дом народного творчества «Губерния» http://www.permdnt.ru/

- Видеозанятия Детский просветительский тв-проект о народах Пермского края https://pkvm59.ru/collection/perm1-iskateli

- Песня «Бабушка-баба» сл.и муз. Н. Пахоруков https://vk.com/wall-4221871_5057

- Коми-пермяки http://uralistica.com/m/group/discussion?id=2161342:Topic:190352

https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly95YXJvZG9tLmxpdmVqb3VybmFsLmNvbS8xMTQ5ODYzLmh0bWw%3D

2. Наглядные ресурсы:

Мультимедийные презентации, фотографии, рисунки, картины

Материальные ресурсы:

Оборудование для рисования, аппликации, дидактические игры, предметы быта коми-пермяков, коми-пермяцкие костюмы.













Приложение 1.



Задание для первой группы

Изучить литературу, просмотреть видеоматериалы о культуре и быте коми-пермяков

Подобрать и распечатать материал для изготовления стенгазеты по теме «Коми-пермяки»

Оформить стенгазету

Презентовать и защитить проект.

Провести рефлексию и самооценку


Задание для второй группы

Познакомиться с фольклором коми-пермяков (изучить литературу, просмотреть видеоматериалы, прослушать аудиофайлы, провести беседы с представителями коми-пермяцкого народа, посетить выступления коми-пермяков)

Подобрать коми-пермяцкие игры, песни, считалки, танцы, стихи и др.

Подготовить творческие номера по мотивам коми-пермяцкого фольклора

Презентовать и защитить проект.

Провести рефлексию и самооценку


Задание для третьей группы

Изучить национальный костюм коми-пермяков (чтение литературы, просмотр видеоматериалы, беседы с представителями коми-пермяков, посещение краеведческого музея)

Подготовить презентацию /показ коми-пермяцкого мужского и женского костюма

Презентовать и защитить проект.

Провести рефлексию и самооценку



Задание для четвёртой группы

Изучить национальные блюда коми-пермяков (чтение литературы, просмотр видеоматериалов, беседы с представителями коми-пермяков, посещение краеведческого музея)

Подготовить рассказ и презентацию (мастер-класс) по приготовлению блюд коми-пермяцкой кухни

Презентовать и защитить проект.

Провести рефлексию и самооценку



Задание для пятой группы

Познакомиться с культурой коми-пермяков (изучить литературу, просмотреть видеоматериалы, прослушать аудиофайлы, провести беседы с представителями коми-пермяцкого народа, посетить краеведческий музей)

Подобрать материал для создания презентации по теме «Коми-пермяки»

Оформить презентацию

Презентовать и защитить проект.

Провести рефлексию и самооценку



Приложение 2.

Лист планирования и продвижения по заданию

Номер группы _________

Тема, выбранная группой __________________________________________

запишите выбранную вами тему

Форма представления проекта.

Отметьте выбранную вами форму:

А. Стенгазета

Б. Компьютерная презентация

t1609559366aa.gif

В. Творческий номер

t1609559366aa.gif

Г. Мастер-класс

t1609559366aa.gif

Д. Рассказ и демонстрация продукта.

Что делаем

Кто делает

Отметка о выполнении

(+ или –)























Приложение 3.

Лист самооценки

Номер группы _________Название _______________________________

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).



Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.



t1609559366ab.gif

Я сделал (а) очень много, без меня работа бы не получилась.



t1609559366ac.gif

Почти все сделали без меня.



t1609559366ad.gift1609559366ae.gift1609559366ae.gift1609559366af.gift1609559366af.gift1609559366af.gift1609559366af.gift1609559366ae.gift1609559366af.gift1609559366af.gift1609559366af.gift1609559366af.gif

Приложение 4 Народы Прикамья: коми-пермяки

Гостей встречают учащиеся в коми-пермяцких народных костюмах.

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.


При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.


Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки!

Для друзей и для гостей!


Бур лун! Здравствуйте! Добро пожаловать, дорогие гости! Сегодня приглашаем вас на коми-пермяцкие посиделки. Мы расскажем вам о коми-пермяках. Дети коми-пермяков любят играть в игру «Ткачиха». Перед вами стоят ребята – это ткацкий станок, а вы - челноки. Задача «челноков» - быстро пробежать между рядами ткацкого станка, чтобы вас не «заткали», т.е. не поймали.

Кто будет сейчас играть, коми - считалкой будем выбирать:

Ёкута-мокута, чукота-ма,

Явися, павися, чур-чурима,

Криво да косо, ёрш да голец,

Голо да босо, вот и конец.


Выбираются 5-8 человек с помощью считалки.


Игра «Ткачиха» Ребята класса выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, скрепившись локтями – это «ткацкий станок», то есть его боковины. Шеренги сближаются и расходятся, произнося хором слова:

«Я весёлая ткачиха, я умею ткать, пинч-понч, клёпа-клёпа, я умею ткать».

Челноки бегают между рядами, пока их не поймают.

После игры гости присаживаются на скамейки. Рассказ учащихся о коми-пермяках продолжается с презентацией.



(Слайд 3-5) Сегодня мы в Кудымкаре, в прекрасном коми-крае,

Где все народы дружно живут одной семьёй.

Здесь улицы широкие, дома стоят высокие

Берёзы белоствольные мелькают за окном.

Здесь театры, парки, скверы

Школы, улицы, цветы - ну, а знаешь его ты?

Кудымкар – это столица коми--пермяцкого округа, который соединяет города Гайны, Коса, Кочёво, Юрла, Юсьва,.. Давным-давно на Руси-матушке, на Уральской стороне живёт коми-пермяцкий приветливый народ. Коми-пермяки – коренное население Пермского края.

(Слайд 6-7) Вдоль по улице красавицы идут,

Вдоль по улице девицы идут,

Сарафаны-то нарядные,

А сапожки-то сафьяновы.

Национальным костюмом женщины был сарафан - дубас, который надевали с длинными рубахами. Подол рубахи, ворот украшали вышивкой с коми-пермяцким орнаментом, в котором изображены символы растений, животных и орудий труда. Поверх сарафана пермячка надевала поясок, называемый покромкой, завязывался узел сзади или правом боку. На голову женщины надевали шамшуры, самшуру, ленты или кокошник.

(Слайд 8)Вдоль по улице молодчики идут,

Вдоль по улице удаленьки идут,

Вот идут они поглядывают,

Красным девицам подмаргивают.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и полосатых штанов широкого покроя. Рубаха из белого холста была длинной; ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Наиболее распространёнными мужскими головными уборами были валяные шляпы и колпаки, шапки-ушанки. На зиму из овчины шили шубы и тулупы.

9. (Слайд 9-10) Самой распространённой мужской и женской обувью были лапти - нинком. Лапти в холодное время носили мужчины и женщины с вязаными шерстяными чулками - онучи. Привязывались к ноге шерстяными белыми, чёрными или красными повязками. В северных районах распространённой обувью были также и кожаные коты.





10. (Слайд 11) Понял я с годами,

Понял, наконец:

Кама нам, как мама,

А Урал – отец!

У себя мы - дома!

Все мы земляки.

Русские и коми

По Пере – пермяки.

(Виталий Жикин «Пермяки»)

(Слайд 12) Название нашего города Пермь произошло от Пера маа – дальняя земля. В старинных легендах коми-пермяков есть Пера-богатырь – защитник своего народа от врагов. Главный город коми-пермяцкого округа - Кудымкар называется так по имени героя коми-пермяцких сказаний Кудым-Оша.

11. (Слайд 13) Коми-пермяки устраивали свои первые поселения у рек, ключей. Место для дома выбирали светлое, сухое, возвышенное. Русские называли свое жилище изба, коми – пермяки – керка, что означало «жилище из бревен». Традиционным жилищем у коми-пермяков является рубленная изба из различных пород хвойных деревьев. Дом был трехраздельным: две избы разделялись сенями. Входили в избу по высокому крыльцу, которое называлось посодз. Строили дом по строгим правилам. Окна прорубали на солнечной стороне. Подальше от жилья и ближе к водному источнику строились бани.

12. Продолжаем мы играть, с мест своих мы просим встать.

Слова, движенья повторять и лучше их запоминать.

Гости встают, выполняют физ.минутку, повторяя движения и слова за учащимися. Игру можно провести 2-3 раза, увеличивая скорость выполнения движений.

Керка, керка, коми-дом, (шаг на месте, руки скрещены вверху)

Побывайте в доме том! (наклон вперёд, руки развести в стороны и поставить на пояс)

Гости явятся едва, (повороты влево вправо)

В печку прыгают дрова. (прыжки на месте)

Печка жарко топится, (удары в ладони скользящими движениями сверху и снизу)

Угостить торопится. (наклон вперёд, руки развести в стороны)

Ладушки-ладушки, (хлопки в ладоши)

Пекутся коми-шанежки. (хлопки, в конце руки вперёд ладонями вверх)

13. (Слайд 14-16) Особенности питания коми-пермяков сформировались благодаря их занятиям земледелием, животноводством, охотой, собирательством и рыболовством. Основу составляли хлебные изделия, мучные и крупяные блюда - хлеб, разборники, сочни, парёнки. шаньги с различными начинками. Каши из ячменной крупы, гороховой муки, а так же кисели разные – молочный, из клюквы, брусники. Пироги - с рыбой, рябиной, редькой, грибами, пистиками. Одним из символом коми-пермяцкой кухни считаются пельмени, название произошло от слов пель – ухо, нянь – хлеб – «хлебное ушко».

14. (Слайд 17-18) А лучше всего во всех народах готовит, конечно же, бабушка! Эту песню мы посвящаем им. Коми – пермяки имеют свой алфавит и родной коми-пермяцкий язык. Мы исполняем песню «Бабушка - баба» на коми-пермяцком языке.

(Слайд 19) Обучающиеся исполняется песня «Бабушка-баба» слова и музыка Н.Пахорукова

Коми-пермяцкий язык (транскрипция)

Бабушка-баба, мЕнам дОна баба,

ТЭщщя, нАттьте, Абу бУржыкыс некИн.


Ащ тэ и кэсЫник,

Но зато рамЫник,

бАсэк чужэнбАна, сэтэрщИн.


Бабушка-баба, пым щэлЭма баба.

Ыджыт вэлэтЫщ тэ, зАрнилэн торОк.


КУжан тэ пэжАщны,

СкАскаэс вищтАщны.

Кэр тэ мЕкэт Орччон - Эшэ шог.

Русский язык

Бабушка – баба, бабушка родная,

Очень, очень, очень я люблю тебя.

Пусть ты и седая, чуточку худая,

Но зато не злая и добра.


Бабушкак-баба, сказочница- баба,

Ты умеешь стряпать, петь и вышивать.

Травы собираешь, сушишь, выбираешь.

Знаешь, как отвары принимать.


Бабушка-баба, бабушка родная.

Для меня нет в мире бабушки родней,

Зоренька с росою, ты всегда со мною,

Будь всегда такою, не болей.



15.(Слайд 20-21) Я люблю тебя, милая Родина,

Из пиканов и пистиков край.

Из купальниц вся солнечных соткана,

Ты и впредь, словно солнце, сияй.

Своим дедам и прадедам верная,

Здесь и внукам и правнукам жить.

Славься, Парма, стихами воспетая,

Лишь тебя буду вечно любить. (Елена Коньшина «Парме»)


(Слайды 22-28) Звучит гимн Пермского края, слайды о знаменитых и известных коми-пермяках.

Выводы

В ходе работы над проектом выяснилось, что знаний по данной теме у обучающихся было недостаточно. В начале работы некоторые дети неохотно включались в исследовательскую работу. Тема стала интереснее для ребят, когда они стали выполнять совместную исследовательскую и творческую работу. Это значит, что для развития познавательного интереса обучающихся стоит больше времени уделять творческим занятиям, коллективным играм, беседам, связанным с культурой народов.

Обучающиеся под контролем учителя смогли распределить обязанности и договориться. Творческая работа сплотила членов группы. Каждая группа представила результат своей работы, защита мини-проектов прошла успешно. От каждой группы были взяты самые интересные и важные данные, которые были соединены для коллективной творческой презентации.

При организации совместной деятельности между педагогами и родителями установились партнёрские отношения. Родители активно включились в работу, предлагали свои идеи, оказывали помощь в организации творческой презентации класса. Работа объединила детей и взрослых.

t1609559366ag.jpgt1609559366ah.jpg



t1609559366ai.jpgt1609559366aj.jpg


t1609559366ak.jpgt1609559366al.jpg



t1609559366am.jpgt1609559366an.jpg


Презентация по теме "Народы Прикамья: коми-пермяки"
PPT / 26.41 Мб


Гимн Пермского края
MP3 / 3.74 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.