Исследовательская работ «Война миров: фантастика или реальность?»
ВОЙНА МИРОВ: ФАНТАСТИКА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ
(ПО РОМАНУ Г.УЭЛЛСА «ВОЙНА МИРОВ»)
Исследовательская работа Выполнил: ученик 7 «Б» класс МБОУ «Образовательный центр № 11» г. Череповца Кондрашин Артём Валерьевич. Научный руководитель учитель русского языка и литературы Алешина Ольга Николаевна
Введение
Глава 1. Герберт Уэллс и его произведения
Глава 2. Творческая история романа «Война миров»
Глава 3. Научная фантастика как вид художественной фантастики
Глава 4. «Война миров» как научно-фантастический роман
Глава 5. Реальное и фантастическое в романе «Война миров»
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Тема нашей работы - «Война миров, фантастика или реальность?», объектом исследования является роман Г.Уэллса «Война миров».
Своей целью мы видим установление степени реалистичности описываемых событий в произведении Г.Уэллса.
Задачи:
раскрыть понятие «научная фантастика»;
определить особенности жанра произведения Г.Уэллса «Война миров»;
установить границы вымысел-реальность в произведении с точки зрения автора и с точки зрения современного читателя.
Гипотеза: в романе «Война миров», как и в других научно-фантастических произведениях, автор выступает в роли провидца, рассказывает о фантастических с его точки зрения событиях, которые в будущем становятся реальными.
При написании работы нами применялся описательный метод. Мы последовательно описывали выбранный текстовый материал, систематизируя его в соответствии с поставленной исследовательской задачей.
Выбор темы исследования обусловлен личным интересом к творчеству Г.Уэллса, жанру, в котором работал писатель, а также проблеме, поднятой в романе «Война миров», и её актуальностью. Популярность произведений Г.Уэллса в современном мире, на наш взгляд, в том, что до сих пор людям очень интересна «марсианская» тема, всех без исключения волнуют вопросы: «Есть ли жизнь вне земной цивилизации? Как выглядят инопланетяне? Каково их отношение к землянам?» Особенную актуальность приобретает фантастическая проблема войны миров в современном обществе, которое подвергается нефантастическим угрозам войны между жителями Земли.
Глава 1.
Герберт Уэллс и его произведения
Герберт Джордж Уэллс - английский писатель и публицист, автор известных во всем мире научно-фантастических романов. Родился 21 сентября 1866 года в Великобритании, а умер 13 августа 1946 года.
Семья, в которой рос Уэллс, была небогатой, поэтому уже в 13 лет ему пришлось начинать самостоятельную жизнь. Образование получил в Кингс-колледже Лондонского университета, который окончил в 1888 году. К 1891 году получил два учёных звания по биологии, с 1942 года Уэллс - доктор биологии.
За свою жизнь Уэллс занимался разными видами деятельности: был торговцем мануфактурой, работал в аптеке, в школе учил детей точным наукам, а с 1893 года стал профессиональным журналистом. Все это помогло в последствии Уэллсу как писателю.
Интересен и тот факт, что Уэллс трижды посетил Россию, встречался и с Лениным, и со Сталиным.
На протяжении творческой жизни (с 1895) Уэллс написал около сорока романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества. Он автор двух всемирных историй, около тридцати томов с политическими и социальными прогнозами, более тридцати брошюр на темы вооружения, национализма; им написаны три книги для детей и автобиография.
Произведения Уэллса переведены на болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, румынский, русский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский, украинский языки. Известны произведения Герберта Уэллса не только по многочисленным печатным изданиям, но и по кинолентам: «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Колёса фортуны», «Человек-невидимка», «Когда Спящий проснётся», «Первые люди на Луне» и многие другие.
Для детального изучения нами выбран роман «Война миров», в котором на первое место выдвинута проблема военного вмешательства, актуальная в нашем современном обществе.
Глава 2.
Творческая история романа «Война миров»
«Война миров» — четвёртый роман Герберта Уэллса и относится к его ранним произведениям. Сюжет романа был подсказан братом писателя — ему и посвящена «Война миров».
Как признают исследователи творчества, идея книги носилась в воздухе, и Уэллс был вдохновлён несколькими обстоятельствами, совпавшими в конце XIX века. В 1877 и в 1892 году астрономы имели возможность детально наблюдать Марс во время его великого противостояния. Именно тогда были открыты спутники Марса, достаточно детально изучены полярные шапки и система так называемых каналов на поверхности планеты. В 1896 году известный астроном Персиваль Ловелл опубликовал книгу, где высказал предположение о возможности существования жизни на Марсе. [2]
В 1894 году французский астроном Жавель наблюдал некую вспышку на поверхности Марса, что прямо отражено в книге. [3]
Исследования астрономов произвели большое впечатление на Уэллса и серьёзно повлияли на сюжет будущей книги. Впоследствии Уэллс продолжал интересоваться темой Красной планеты и в 1908 году даже опубликовал статью «Существа, которые живут на Марсе».
Другое обстоятельство, повлиявшее на автора романа «Война миров», — это изменения в мировой геополитике, объединение и милитаризация Германии.
Также следует отметить, что в конце XIX века люди по существу впервые стали замечать последствия деструктивного воздействия на биосферу: к 1898 году популяция американского бизона была почти полностью истреблена человеком. Эти настроения также нашли своё отражение в романе. [4]
Книга Уэллса считается первой, где была открыта тема вторжения пришельцев с другой планеты, которая стала чрезвычайно популярна в мировой научной фантастике XX века
Сразу после первого издания книга Уэллса произвела большое впечатление на читающую общественность. Роман был воспринят как жёсткая критика имперской колонизаторской политики Великобритании
В произведении мастерски рисуется панорама характеров и реакции человеческого индивидуума на холодную и бесчувственную угрозу инопланетного вторжения. Писатель ставит фундаментальные вопросы о том, куда может завести однобокая технологическая эволюция разума.
Глава 3.
Научная фантастика как вид художественной фантастики
Научная фантастика - вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием - мысленный эксперимент. [5]
Расцвет научной фантастики в 20 веке связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются следующие жанры научной фантастики:
социальная утопия;
'антиутопия'';
философская научная фантастика;
''бытовая'' научная фантастика;
юмористическая научная фантастика;
''техническая'' научная фантастика.
К самым известным писателям-фантастам относятся Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк, Р. Шекли, О. Хаксли, А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие.
Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом. Рассматривается возможное будущее или альтернативный ход истории, влияние этих допущений на человеческое общество и личность.
Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией. Направление «антиутопия» отличается широкой интерпретацией в кино и художественной литературе. В таких произведениях описывается квазиидеальное общество, к примеру, тоталитарное.
В таком жанре научной фантастики как постапокалиптика все события происходят в мире, который пережил какую-либо глобальную катастрофу. Это может быть третья мировая война, где имело место использование ядерного, химического либо биологического оружия. Также популярным сюжетом выступает вторжение инопланетных существ, пандемия, возрождение динозавров, падение метеорита или восстание машин под предводительством роботов.
Одним из направлений приключенческой научной фантастики является космоопера. Этот жанр определяется по формальным признакам. Все события в таких произведениях разворачиваются в космическом пространстве или же на других планетах в условном антураже. Масштаб действий героичных персонажей определяется фантазией авторов. Отличительной особенностью «космической оперы» выступает сочетание архаических и футуристических деталей антуража. В частности, могут иметь место поединки на мечах и одновременно полеты на космических кораблях, а также использование ядерных технологий наряду с присутствием феодальной социальной структуры.
Будучи подвидом научной фантастики, киберпанк изображает мир недалёкого будущего. Наряду с высоким технологическим развитием в нем присутствует глубокое социальное расслоение, нищета и бесправие, а также уличная анархия в городских трущобах. Зачастую сутью киберпанковых сюжетов является конфликт между мегакорпорациями, хакерами и искусственным интеллектом.
Нанопанк представляет собой направление в научной фантастике, в котором рассматриваются социальные и психологические аспекты применения биологического оружия, нанотехнологий и генной инженерии.
Многочисленные жанры фантастики включают такое направление как стимпанк. В нем показывается мир, где ключевое место отводится паровым машинам. В таких произведениях стилизация выстроена под викторианскую Англию и период раннего капитализма. Здесь присутствуют характерные городские пейзажи и существенное социальное расслоение.
Такой жанр фантастики как дизельпанк демонстрирует технологический мир времен 20-50-х годов XX века. В этот период вся жизнь вращается вокруг дизельных двигателей внутреннего сгорания. Данный агрегат используется в качестве мотора для автомобилей, дирижаблей, подводных лодок и аэропланов.
Существует социальная фантастика, которая специализируется на раскрытии законов развития общества, оказавшегося в новых для человечества условиях.
В альтернативной истории как жанре фантастики изображается реальность, которая могла бы происходить в том случае, если бы сама история в какой-то переломный момент пошла по иному пути. [6]
После изучения жанровых признаков разных видов научной фантастики мы пришли к выводу, что роман «Война миров» отчасти относится к социальной фантастике, а также напоминает стимпанк. Почему мы так считаем, расскажем в следующей главе.
Глава 4.
«Война миров» как научно-фантастический роман
Роман Г.Уэллса можно отнести к такому виду научной фантастики, как социальная фантастика. Наше мнение опирается на сюжет произведения. С появлением пришельцев, человечество оказывается в новых социальных условиях. Признаки стимпанка тоже присутствуют: показывается мир, где ключевое место отводится машинам-пришельцам; присутствуют характерные городские пейзажи.
Повествование ведётся от первого лица безымянного главного героя, жителя викторианской Англии начала XX-го века.
События разворачиваются в Лондоне и его окрестностях: городках Хорселл и Уокинг графства Суррей. Всё начинается с повышения интереса общественности к Марсу. За несколько лет до начала событий астрономы зарегистрировали на поверхности Марса сильную вспышку. Главный герой посещает обсерваторию и наблюдает приближающиеся со стороны Марса небесные тела. Далее многочисленные наблюдатели в Англии замечают падение небесных тел на поверхность Земли, которые большинство принимает за метеориты.
Первым, кто обнаружил и приблизился к воронке, образовавшейся на месте падения на Хорселлской пустоши, и упавшему телу, был астроном Оджилви. Несомненно, объект имел искусственное происхождение, поскольку был правильной цилиндрической формы. После охлаждения снаряда из него выбрались разумные существа — пришельцы с Марса. Несколько сотен собравшихся землян в страхе разбежались. Марсиане, едва выбравшись из летательного аппарата, начали сборку неких устройств. Дальнейшие события показали их враждебные намерения. Подоспевшие парламентёры и ближайшие зрители приготовлений марсиан были уничтожены неведомым для землян оружием — Тепловым лучом. Общественное мнение не оценило серьёзность угрозы: марсиане начали захват Англии. Их межпланетные аппараты падали на её поверхность один за другим. Безымянный рассказчик, главный герой, спасается бегством, но очень скоро практически вся южная Англия и предместья Лондона оказываются под контролем захватчиков. Оружие военных оказывается бессильным против них, удаётся уничтожить лишь один треножник орудийным выстрелом прямой наводкой, ещё несколько гибнут на морскому берегу в бою с миноносцем. Пришельцы, передвигаясь на треножниках, пользуясь тепловыми лучами и чёрным дымом (химическим оружием), обращают в бегство и уничтожают правительственные войска и захватывают Лондон.
Рассказчик пробирается по оккупированной стране. Марсианский летательный снаряд падает рядом с домом, где он остановился на ночлег, и ему приходится две недели прятаться в погребе. Чудом избежав столкновения с пришельцами, главный герой покидает убежище и добирается до Лондона.
Город опустел, на улицах лежат тела погибших, которые никто не убирает. Здесь герой обнаруживает, что марсиане остановили свой захват страны и всего мира. Как показали дальнейшие исследования, инопланетных захватчиков поразили земные болезнетворные микроорганизмы, против которых у марсиан не было иммунитета. Война окончилась. С момента приземления первого цилиндра марсиан до их гибели на улицах Лондона согласно сюжету книги проходит 21 день. [7]
Итак, нет сомнения, «Война миров» - научно-фантастический роман. Но все ли вымышленные автором факты являются фантастическими с современной точки зрения? Попробуем в этом разобраться.
Глава 5
Реальное и фантастическое в романе «Война миров»
В произведении Герберта Уэллса «Война миров», как научно-фантастическом произведении, несомненно, присутствует вымысел, основанный на научных данных, известных в 19 веке, но наукой не доказанный. Нам стало интересно, насколько фантастично выглядят некоторые образы и детали романа с точки зрения современности.
Результаты исследования мы поместили в таблицу.
Фантастические образы и детали романа «Война миров» |
Описание в романе |
Современный комментарий |
Жизнь на Марсе |
Герой-рассказчик уверяет читателя в том, что на Марсе есть и уже близится к концу: «.... человек так тщеславен и так ослеплен своим тщеславием, что никто из писателей до самого конца девятнадцатого века не высказывал мысли о том, что на этой планете могут обитать разумные существа, вероятно, даже опередившие в своем развитии людей. Также никто не подумал о том, что так как Марс старше Земли, обладает поверхностью, равной четвертой части земной, и дальше отстоит от Солнца, то, следовательно, и жизнь на нем не только началась гораздо раньше, но уже близится к концу» [1] |
На протяжении веков люди размышляли о возможности жизни на Марсе, из-за близости планеты и из-за её сходства с Землей. Серьезный поиск признаков жизни начался в XIX веке и продолжается по настоящее время. На смену телескопическим наблюдениям сначала пришла отправка автоматических зондов к поверхности планеты, а затем и отправка на поверхность Марса управляемых с Земли планетоходов (марсоходов). Современные научные исследования сосредоточены на поиске химических следов жизни в почве и горных породах планеты, а также поиске биомаркеровв атмосфере планеты. Вопрос о существовании в настоящее время или же в прошлом жизни на Марсе остаётся открытым. [8] |
Вспышки на Марсе |
Герой рассказчик сообщает: «В эту ночь снова наблюдался взрыв на Марсе. Я сам видел его. Появился красноватый блеск и чуть заметное вздутие на краю в то самое мгновение, когда хронометр показывал полночь» [1]. |
В 1894 году французский астроном Жавель наблюдал некую вспышку на поверхности Марса. [9]
|
Марсиане |
В романе представлен «портрет» типичного пришельца с Марса: «Большая сероватая круглая туша, величиной, пожалуй, с медведя, медленно, с трудом вылезала из цилиндра. Высунувшись на свет, она залоснилась, точно мокрый ремень. Два больших темных глаза пристально смотрели на меня. У чудовища была круглая голова и, если можно так выразиться, лицо. Под глазами находился рот, края которого двигались и дрожали, выпуская слюну. Чудовище тяжело дышало, и все его тело судорожно пульсировало. Одно его тонкое щупальце упиралось в край цилиндра, другим оно размахивало в воздухе» [1] |
Согласно современной точке зрения, марсиане — вымышленные разумные обитатели планеты Марс. Упоминаются в многочисленных научно-фантастических произведе-ниях начиная с XIX века. Авторы расходятся в описании внешнего вида и строения марсиан. [10] |
Треножники |
Марсиане, прибыв на нашу планету передвигались с помощью своеобразных механизмов. Так их описывает очевидец: "Но что я увидел! Как мне это описать? Громадный, выше домов треножник, шагавший по молодой сосновой поросли и ломавший на своём пути сосны; машину из блестящего металла, топтавшую вереск; стальные, спускавшиеся с неё тросы; производимый ею грохот; сливавшийся с раскатами грома... Можете вы себе представить складной стул, который, покачиваясь, переступает по земле? Таково было это видение при мимолетных вспышках молнии. Но вместо стула представьте себе громадную машину, установленную на треножнике...» [1]. |
В романе Уэллса треножники - вымысел, но мы знаем, что подобные установки стали реальностью. МАРСИАНСКИЙ ТРЕНОЖНИК - экспериментальный марсианский шагоход, созданный в первые годы Советской власти в рамках программы советизации ближних планет Солнечной системы. В создании использовались наиболее передовые секретные разработки отечественного треногостроения, позже обнародованные в трудах академика А.Д. Цеплише. Строительство советского марсианского шагохода-треножника осуществлялось на Одесском судоремонтном заводе с 1924 по 1937 гг. К сожалению, из-за проблем с финансированием проекта и возникших в ходе его реализации технических трудностей первые и единственные полевые испытания были проведены на тайном полигоне под местечком Татарбунары лишь в 1938 г. Несмотря на повышенные меры безопасности, факт испытаний стал известен агентам иностранных разведок, а также просочился в мировые СМИ, породив кратковременную волну ничем не подтвержденных слухов о планах СССР завоевать Европу с помощью боевых треножников (См. Приложение 1). [11] |
Оружие марсиан |
Марсиане прибыли на планету не с мирной миссией и, естественно применяли оружие для уничтожения землян: «Эта огненная смерть, этот невидимый неотвратимый пылающий меч наносил мгновенные, меткие удары. По вспыхнувшему кустарнику я понял, что он приближается ко мне, но я был слишком поражен и ошеломлен, чтобы спасаться бегством... Как- будто чей-то невидимый раскаленный палец двигался по пустоши между мной и марсианами, вычерчивая огненную кривую, и повсюду кругом темная земля дымилась и шипела... Через несколько минут на пустоши, насколько он мог видеть, не осталось ни одного живого существа; кусты и деревья, еще не обратившиеся в обугленные остовы, горели» [1]. Но это не единственное оружие марсиан. Читаем также: «Еще раньше, чем заговорили орудия на холмах у Ричмонда и Кингстона, откуда-то с юго-запада слышалась беспорядочная канонада; вероятно, орудия стреляли наугад, пока черный газ не умертвил артиллеристов» [1]. |
Описание действия оружия, несущего «огненную смерть» очень напоминает огнемет. Огнеметом называется прибор, выбрасывающий струю горящей жидкости. На рубеже XIX и XX веков развитие техники позволило создать приборы для огнеметания, которые обеспечивали достаточную дальность действия, безопасность и надежность в работе. Огнеметы предназначены для поражения в обороне с целью нанесения непосредственных потерь в живой силе атакующему противнику или при наступлении для уничтожения обороняющегося неприятеля, особенно засевшего в долговременных оборонительных сооружениях. Огнемет является, пожалуй, самым эффективным оружием ближнего боя. [12] Мы прочитали в романе Уэллса о гибельной силе «черного газа». На наш взгляд, это не что иное как химическое оружие, которое было впервые применено во время Первой мировой войны. Такой вид оружия использовали для прорыва обороны противника. Применение ядовитых газов в Первой мировой войне было крупной военной инновацией. Диапазон действия отравляющих веществ шёл от просто вредоносных до смертельно ядовитых. Доля смертельных случаев была высокой, и газ оставался одной из главных опасностей для солдат. [13] |
Причины гибели марсиан |
Долго марсиане не смогли продержаться на Земле. Причину гибели герой-рассказчик объясняет так: «И среди этого хаоса на опрокинутых треножниках, на недвижных многоруких машинах и прямо на земле лежали марсиане, окоченелые и безмолвные, - мертвые! - уничтоженные какой-то пагубной бактерией, к борьбе с которой их организм не был приспособлен... На Марсе, очевидно, не существует бактерий, и как только явившиеся на Землю пришельцы начали питаться, наши микроскопические союзники принялись за работу, готовя им гибель». |
Гибель марсиан от земных бактерий - предположение Г.Уэллса. Хотя современные исследования показывают, что вполне вероятно, что жители одной планеты, например, Земли, могут погибнуть от действия инопланетных микроорганизмов. Некоторые бактерии с Марса могут быть смертельно опасны для землян. Все дело в том, что наличие воды и элементарных бактерий, различного рода организмов фактически гарантирует опасность для человечества со стороны новых организмов и паразитов с Марса. Одним словом, Красная планета потенциально несет невероятную угрозу, — уверяет сайт Joinfo. Согласно данным Joinfo.com, первыми забили тревогу в НАСА, а после и в остальных ведомствах. [14] |
Итак, в ходе исследования фантастических образов и деталей в романе Герберта Уэллса мы увидели, что некоторые из них за истекшее столетие потеряли свою «фантастичность».
Заключение
Работая над нашей темой исследования, мы пришли к следующим выводам:
- Герберт Уэллс - английский писатель-фантаст, создавший ряд научно-фантастических романов, известных читателям всего мира.
- «Война миров» - роман, относящийся к социальной фантастике, поскольку изображает общество в изменившихся социальных условиях, и симпанку, так как нем показывается мир, где ключевое место отводится машинам. В романе Уэллса присутствует стилизация под викторианскую Англию и период раннего капитализма.
- В романе «Война миров» фантастические образы и детали с течением времени приобрели реальные черты.
- Гипотеза, сформулированная нами в начале исследования, подтвердилась: в романе «Война миров», как и в других научно-фантастических произведениях, автор выступает в роли провидца, рассказывает о фантастических с его точки зрения событиях, которые в будущем становятся реальными.
Литература
Уэллс Г. Война миров. М., 1998
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=553174
http://samlib.ru/w/wladimir_kasxjanow/issledovanie_marsa.shtml
http://postapokalipsis.at.ua/publ/literatura/vojna_mirov/4-1-0-23
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2
http://www.38rus.com/more/38929/
http://samlib.ru/w/wladimir_kasxjanow/ issledovanie_marsa.shtml)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B5
http://vagonka-man.livejournal.com/3093.html
http://www.plam.ru/transportavi/tehnika_i_vooruzhenie_2002_12/p8.php
http://globalist.org.ua/shorts/106698.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
К единственному действующему образцу марсианского треножника была приделана четвертая нога, и замаскированный таким образом боевой механизм был установлен на Одесском судоремонтном заводе в качестве памятника В.И.Ленину [11].