Исследовательсккая работа "Памятник природы - Христофоровские болота"
Автор публикации: Д. Серасков, ученик 6Г класса
Исследовательская работа. Памятник природы.PPTX / 63.13 Мб
/data/files/q1733649756.pptx (Исследовательская работа. Памятник природы.)Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение “Средняя школа г.Лузы”
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Памятник природы –
Христофоровские болота!»
Выполнил Серасков Данил
ученик 6-г класса
Руководитель
Пластинина Галина Григорьевна
учитель
г.Луза 2024 г.
Содержание:
Введение (актуальность, цель, задачи, гипотеза, практическая значимость)….3-4
Обзор информации: изучение памятника природы «Христофоровские
болота»……4-5
3. Характеристика природного объекта……5
а) Животные, занесённые в красную книгу (пискулька, белая
хохлатка)……5
б) Растения, занесённые в красную книгу (пальчатокоренник
Траунштейнера, водяника обыкновенная …..6
4. Результаты анкетирования…..7
5. Список использованных источников информации…..8
6. Приложения (анкета, фотографии)…..9-11
О, природа! Что может быть прекраснее, чем она?
1. Введение.
Наш мир обширен, и на Земле существует множество необычайно красивых мест, которые мы ещё не посетили. Однако сердце тянется к природе родного края, которая занимает особое место в нашем сердце.
Лузский район является одним из живописнейших уголков региона. Это северная часть Вятского края, характеризующаяся густыми лесами, которые занимают почти 90 процентов его территории, а также высокими увалами и живописными реками, среди которых особое место занимает река Луза, насчитывающая около пятидесяти водных артерий.
Я родился и проживаю в Лузе, расположенной в Кировской области. Мой край поистине удивителен и вызывает глубокие чувства у каждого кто здесь живет, ведь здесь представлена настоящая русская природа!
Здесь произрастают белоствольные берёзы, являющиеся символом России, с небольшими листочками, а также прекрасные рябинки с ярко-красными ягодами, которые осенью сверкают, словно огоньки, напоминающие рубины. Прозрачные сосновые леса манят длительными прогулками и возможностью насладиться чистым, свежим воздухом.
В лесу обитает множество животных — от крошечных полевых мышей до величественных лосей. Лес служит домом для дикой фауны, где важно сохранять тишину, чтобы не испугать птиц и зверей.
Хочу познакомить вас с памятником природы – Христофоровские болота!
Актуальность. Для каждого человека Родина начинается с места его рождения и взросления. Начав свою исследовательскую работу, я поставил перед собой цель изучить природу родного края, в частности памятник природы «Христофоровские болота». Мне необходимо выяснить, какие животные обитают в его лесах и какие редкие растения здесь растут. Чем больше мы будем осведомлены о своих родных местах и крае, тем глубже и ближе станет для нас Родина.
Гипотеза. Природа Лузского района впечатляет своим многообразием и красотой.
Цели работы: познакомиться с природой Христофоровских болот, а также разнообразием флоры и фауны.
Задачи проекта:
- Изучить информацию о памятнике природы Христофоровские болота.
- Собрать данные о животных, обитающих, и растениях, произрастающих в Христофоровских болотах, а также занесённых в Красную книгу.
- Подготовить презентацию «Памятник природы – Христофоровские болота»
Объект исследования: изучение объектов живой природы Христофоровских болот.
Методы и приемы исследования:
сбор информации с интернет-ресурсов,
обработка полученных данных,
практическая работа по созданию презентации,
проведение анкетирования среди учащихся,
публичное выступление перед одноклассниками с демонстрацией презентации, а также обсуждение темы с одноклассниками.
Практическая значимость:
Исследование данной темы предоставляет возможность представить информацию учащимся класса и организовать обсуждения в рамках классного часа. Также мы сможем оценить уровень знаний учащихся о памятниках природы Лузского района с помощью анкетирования.
2. Обзор информации: изучение памятника природы «Христофоровские болота»
Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятниками природы могут быть объявлены природные комплексы и объекты, в том числе:
· места произрастания и обитания ценных, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных;
· лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам.
На территории Лузского района находятся 14 памятников природы:
Озеро и лесопарк «Усталец», Красавинский бор, Сосновый, Потаповский, Даниловский, Васильевский, Сомовский, Романовский, Новолодский, Аникинский, Русиновский, бор «Высота», лесной массив «Заборье», Христофоровские болота.
Особого внимания среди них заслуживает памятник природы «Христофоровские болота».
Христофоровские болота представляют собой один из немногих природных комплексов верховых болот, в центре которого расположено остаточное озеро. Они являются средой обитания редких видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Кировской области.
Согласно постановления правительства Кировской области от 20.09.2010 №69/479 природный комплекс "Христофоровские болота" в Лузском районе объявлен памятником природы регионального значения, а в 2021 году точно установлены его границы.
Территория включает три верховых болота (Тетерье, Озерское, Русиновское) и небольшие участки лесных массивов, окружающие болотные комплексы по периметру. Эти леса выполняют роль защитной зоны верховых болот и поддерживают гидрологический баланс территории. В их состав входят старовозрастные еловые сообщества, которые являются центрами, обеспечивающими высокий уровень биологического разнообразия соседних территорий. В лесах произрастают редкие и подлежащие охране растения, таких как, ладьян трехнадрезный, пальцекорник Траунштейнера, водяника черная пухонос дернистый, пухонос альпийский и других.
«В районе Христофоровских болот (Русиновское, Озерское и Тетерье) зарегистрировано 38 видов позвоночных животных. Наиболее многочисленными в видовом отношении являются представители класса птиц: отряд Воробьинообразных - 10 видов, отряд Гусеобразных - 7 видов, отряд Ржанкообразных - 7 видов, отряд Курообразных - 4 вида. Из них к числу обычных и многочисленных видов Кировской области относятся 26 зарегистрированных видов (68%), к числу немногочисленных и редких - 12 видов (32%).
Характеристика природного объекта
а) Животные Христофоровских болот, занесённые в красную книгу (пискулька, белая хохлатка)
К типично таёжным представителям относятся 18 зарегистрированных видов. Из них, к видам, тесно связанных с верховыми и переходными болотами и имеющих статус редких и немногочисленных - 6 видов (белая куропатка, серый журавль, фифи, большой улит, гаршнеп, средний кроншнеп).
Из числа редких два вида - пискулька и белая куропатка - занесены в Красные книги Российской Федерации и Кировской области, а один вид - серый журавль - в Красную книгу Международного сообщества охраны природы (МСОП).
Пискулька – перелетная птица семейства утиных, отряда гусеобразных, находится на грани исчезновения, занесена в Красную книгу. Кроме того, пискулька внесена в список глобально редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.
Название своё получила за писк, издаваемый в полёте. Своей внешностью пискулька очень напоминает обычного гуся, только более мелкого, с маленькой головой, короткими лапами и клювом. Отличительным признаком пискульки является белое пятно, расположенное на темени.
Несмотря на то, что большую часть дня Пискулька проводит в воде, пищу для себя она находит исключительно на суше. Дважды в день, утром и вечером, стая выбирается из воды в поисках побегов молодой травы, листьев, клевера и люцерны.
Белая куропатка — представитель семейства тетеревиных, причем, довольно редкий. К сожалению, количество особей этой необычайно красивой птицы с каждым годом сокращается на глазах. Зимой эта птица отличается исключительно красивой окраской оперения.
Представьте себе симпатичную курочку небольшого размера, абсолютно белого цвета, с черными глазками и черным клювиком. И, если бы не парочка черных перьев на хвосте, вы бы никогда не заметили ее на фоне снега зимой. Но и это для куропатки не проблема. Она уже давно приспособилась усаживаться в снег таким образом, чтобы полностью прятать выдающее ее на снегу оперение.
б) Растения Христофоровских болот, занесённые в Красную книгу.
«На территории Христофоровских болот произрастают многие редкие и подлежащие охране растения. В первую очередь это орхидеи: пальчатокоренник Траунштейнера - выживает в северных широтах и чувствует себя комфортно, как и её сестры в тропиках., Многолетнее травянистое растение. Растет на болотах, в заболоченных сосновых, еловых и смешанных лесах, на сырых лугах, по берегам ручьев. Предпочитает хорошо освещенные участки. Занесенный в Красные книги РФ и Кировской области, пальчатокоренник пятнистый, пальчатокоренник Фукса (Красная книга Кировской области). Все представители семейства орхидных охраняются во всем мире.
В Красную книгу Кировской области занесена также водяника обыкновенная (вороника, шикша), произрастающая на берегу озера, которое находится в центре болота Озерское.
Водяника — это ягода, растущая на низкорослых кустарничках среди болот и в таежных лесах. Ее особенность заключается в том, что под красивой блестящей оболочкой практические нет мякоти. В основном плод состоит из воды. У этого северного растения множество достоинств. Оно считается лекарственным, так как имеет большое количество ценных микроэлементов. Из него готовят блюда и напитки, используют для омоложения кожи.
Анкетирование. Результаты анкетирования
В целях обеспечения надежности нашего исследования мы приняли решение оценить уровень осведомленности учеников 6 класса о памятниках природы Лузского района. В этой связи была разработана анкета, включающая семь вопросов (Приложение 1). В первую очередь нас заинтересовало, размышляли ли ученики о своем отношении к природе, разделяют ли они природу на красивые и некрасивые объекты, а также знают ли они, что подразумевается под понятием "памятники природы".
Опрос был проведен среди учащихся 6 класса, при этом анкета была составлена анонимной для повышения достоверности результатов. Стоит отметить, что уже на этапе проведения опроса ученики проявили интерес к рассматриваемой теме, активно обсуждали вопросы и свои ответы, а также задумались о своих поступках в отношении природы.
По итогам проведенного анкетирования были подведены результаты
(см. Приложение 2). Из представленной диаграммы следует, что большинство учеников осознают важность природы и понимают, что такое памятник природы. Однако, к сожалению, они недостаточно осведомлены о памятниках природы Лузского района.
После анализа результатов анкеты мы пришли к выводу о необходимости подготовки презентации на тему «Памятники природы Лузского района» и организации классного часа, посвященного данной теме, с целью повышения интереса к природному наследию нашей малой родины.
Заключение.
Природа нашего края действительно удивительна и разнообразна. Я пришли к выводу, что она встречает нас морем звуков и запахов, множеством разных загадок и тайн, побуждая остановиться и вникнуть в происходящее. Также мы осознали, что в природе существует множество взаимосвязей. Люди не могут существовать отдельно от природы, которая окружает нас в любое время года и всегда вызывает восхищение. Особое удивление вызывает её поразительное разнообразие. В настоящее время я значительно больше узнал о природе родного края и стал более внимательно относиться к её деталям, которые ранее не привлекали моего внимания.
Я планирую продолжать свои исследования в этом направлении. В будущем я намерен подробнее ознакомиться с растениями и животными, занесёнными в «Красную книгу» Кировской области, и более детально рассмотреть редкие виды фауны и флоры нашего региона.
Информационные ресурсы:
По материалам статьи А. Абрамова, «Северная правда», 2008, №10 (31 янв.)
https://vk.com/@kirovpress-luzskii-raion-krai-vyatskih-severnyh-chudes
https://dzen.ru/a/XsJIzHJCOm3jjGnp
https://vk.com/video-21290018_456240004?ref_domain=yastatic.net
https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/24-stikhi-o-rodnom-krae.html
Приложение 1
Анкета «Я и природа»
1. Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?
а) да б) нет в) по-разному
2. Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)?
а) да б) нет в) по-разному
3. Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия?
а) да б) нет в) не знаю
Если да, то укажите, по каким именно предметам __________________________________________________________
4.Знаешь ли ты, что называют памятниками природы?
а) да б) нет
5.Известны ли тебе организации, занимающиеся охраной природы?
а) да б) нет
6.Известные тебе какие-либо памятники природы Лузского района?
а) да б) нет
7.Хотел бы ты принять участие в охране природы родного края?
а) да б) нет в) не знаю
Приложение 2
10