12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Мария Николаевна2792
Люблю поэзию серебряного века.
Россия, Ярославская обл., Углич
Материал размещён в группе «Кабинет»
5

Учебно-исследовательская работа «История и традиции Крестных ходов в Угличском крае в 18-21 веках»

 

История и традиции Крестных ходов в Угличском крае в 18-21 веках

 

Учебно-исследовательская работа 

Автор – Рябов Владислав,

обучающийся 11 класса

средней школы № 7 г. Углича

 

 

Научный руководитель

Кузьмина Мария Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №7;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Углич

 2017

 

 

 

Оглавление:

2

 Введение.

3-4

 

1.     Дореволюционные Крестные ходы в Угличе.

5-6

2.     Современная история Крестных ходов.

7-8

 Заключение.

9

 Библиография.

10

 Приложение.

11-13

     Введение.

Что такое крестные ходы и зачем они нужны? Зачем православные христиане, оставив другие важные дела, идут крестными ходами, молясь и неся кресты, иконы и другие святыни? Какие крестные ходы были в нашем Угличском районе до революции, какие возобновились и появились вновь в настоящее время. Эти вопросы стояли передо мной перед написанием данной работы.

Поэтому цель моего исследования:  узнать историю крестных ходов на моей малой родине – Угличе, составить их классификацию.

Задачи:

- выяснить, что такое Крестный ход;

- узнать, когда появились Крестные ходы и с какой целью они проводились;

- собрать материал о Крестных ходах в Угличском крае до революции и в настоящее время.

Гипотеза: крестный ход в Угличе, как и во всей России, играл важную религиозную, культурную, воспитательную функцию.

Откуда возникло данное понятие? В христианской церкви существует множество символических знаков, которые отражают сущность православной христианской религии. Одним из таких ярчайших символов является КРЕСТ. Что же такое крест? Крест – главный символ Христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Крест является символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающим духовным оружием христиан, основанием и средоточием церковной жизни. Крест — символ победы жертвенной любви над злом и насилием. С крестом связано много действий, происходящих в церковном быте. Одно из них это крестный ход. Что же такое крестный ход? Крестный ход — торжественное церковное шествие с большим крестом в начале  процессии, иконами и хоругвями (флагштоками с изображением Иисуса Христа и  Богородицы), Евангелием и другими святынями. Крестный ход - это не праздное провождение времени. Он считается  литией, то есть усиленным молением. Во время крестного хода читается Евангелие, произносятся ектеньи (молитвенные прошения), поются церковные  песни. Во время крестного хода помолиться может больше людей, чем помещается в  храме. Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий). К прообразам крестных ходов относят ряд описанных в Ветхом Завете историй:

- путь евреев из Египта в Землю Обетованную;

- торжественное семикратное обнесение Ковчегом Завета стен Иерихона;

- торжественные перенесения Ковчега Завета царями Давидом и Соломоном при участии народа.

   В новозаветной истории установителем крестных ходов был сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим — образец крестного хода.       В Новом Завете Иисус Христос вместе с апостолами не раз совершал шествия с пением псалмов. Первые христиане устраивали крестные ходы по святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя.

Так из глубины веков крестные ходы стали традицией для христиан. На всей территории нашей необъятной Родины совершается сотни крестных ходов. А какие же крестные ходы проходят на нашей малой Родине? Давайте постараемся узнать об этом побольше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Дореволюционные Крестные ходы в Угличе.

В России крестные хода были приняты от греческой Церкви и существовали на всем протяжении ее истории. Сама церковная история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Летописцы сохранили многочисленные примеры крестных ходов во все последующее время.

Традиционные крестные ходы  совершаются в определённые дни – в Страстную пятницу, в Пасхальную ночь и последующие дни до Вознесения Господня, в день Крещения Господня при великом освещении воды, в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, в дни престольных праздников, при освещении храмов. Также крестные ходы могут также совершаться в честь святынь, крупных церковных и государственных событиях, при торжественных траурных церемониях, во время бедствий (засуха, эпидемия, пожары).

Не исключением была и древняя угличская земля. В.В.Денисов в своих статьях, посвящённых данной тематике, отмечает три основные причины возникновения Крестных ходов:

1)      Прославление местных святых и угодников Божьих, религиозных святынь, чудотворных и явленных икон.

Ярким примером являлись Крестные ходы с иконами Покровского монастыря, «Покров Богородицы» и «Преподобный Паисий, которые 4 раза в год выносились в Углич и соседние селения.

1.      С 1 мая по 6 июня иконы перемещались по селениям Мышкинского, Угличского и частью по Ростовскому уездам;

2.      В первое воскресенье Петрова поста выносились в Углич, оставались в городе 8 дней;

3.      3-й и 4-й ход совершался в те же уезды; первый из них до 14 сентября, а последний с 1 октября до 1 ноября.

2)      Унитарная причина – чудотворные иконы спасали людей от массовых эпидемий, пожаров, засухи.

Например, в 1848 году по прошению граждан города Углича был совершен ежегодный Крестный ход из Покровского монастыря с чудотворною иконой Покрова Богородицы в Угличский соборный храм по случаю холеры. Ещё более интересной является история, связанная с Богоявленским монастырем. В августе 1871 года в г. Рыбинске свирепствовала холера, а в это время в монастыре строились дом и часовня. Рабочие были из Рыбинска, а потому хотели бежать домой. Игуменья Измарагда по согласованию с монастырским духовенством дала обещание устроить Крестный ход вокруг монастыря в день храмового праздника в честь иконы Фёдоровской Божьей Матери (16 августа). Все монахини и рабочие остались здоровы, а потому в честь спасения от холеры и в благодарность Богу данный крестный ход стал ежегодным. Показательно, но Богоявленский монастырь не получал дохода от ношения иконы. Эта традиция была возобновлена уже в 21 веке настоятельницей Антониной.

3)                 Финансовая. Безусловно, приобщение к святыням приносило пожертвования, необходимые для развития монастыря или церкви. Так, в приходорасходной книге за 1903 год имеются данные о сборе Нефедьевского Крестного хода от 4 августа в размере 252 рублей.

Любой Крестный ход не был желанием одного священника или игумена, всегда спрашивалось разрешение правящего архиерея, и не всегда оно давалось. Например, игумен Алексеевского монастыря Ювеналий, собирая средства на перестройку келейных корпусов, в 1887 году обратился с прошением о разрешении Крестного хода с иконами «Казанская Богоматерь» и «Святитель Алексей», которое было отклонено.

Кроме того, Крестные ходы варьировались по длительности: короткие – от одного до нескольких дней (выше перечисленные Крестные ходы), более длительные – до нескольких недель.

Таким образом, крестный ход представлял собой сложное, многоуровневое явление, целью которого приобщение к святыне как можно большего количества человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Современная история Крестных ходов.

 

С 1918 года крестные ходы в Ярославском крае могли служить также формой выражения активного неприятия советской власти. С колокольного звона и крестного хода начиналось антикоммунистическое выступление в Угличе 17 июня 1918 года. В конце 1920-ых годов властью наложен запрет на проведение крестных ходов, который был снят только во второй половине 1980-ых годов. В конце двадцатого века, когда начался процесс возвращения утраченных святынь, который ознаменовался возвращением исконно угличских Крестных ходов.

1.                  Покровский Паисиев ход (с 13-14 октября 2016 года). Последний подобный крестный ход был 99 лет назад  - в 1917 году. Молитвенное шествие предварила архиерейская литургия в Спасо-Преображенском соборе Углича. Затем от храма начался Покровский Паисиев крестный ход до села Покровские Горки – приблизительного места затопления древней обители. На Угличская ГЭС была совершена панихиду в память о заключенных и массовых жертвах строительства ГЭС и шлюза, находившегося здесь подразделения Волголага. В самих Покровских горках был совершен молебен в честь святого Паисия. Приложение 1.

2.                  Крестный ход в честь празднования чудотворной иконы Божией Матери «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» (Алексеевский женский монастырь) (с 6 июля 2010 года). Крестный ход выходит на улицы Углича, освящая молитвой родной город. На главной площади крестный ход делает первую остановку для совершения молебна. Приложение 2.

После молебна крестный ход направляется за пределы Углича на Учму, где подвизался преподобный Кассиан Угличский. Здесь совершается Всенощное бдение, и участники крестного хода располагаются на ночлег. На следующий день после Божественной литургии крестный ход отправляется в город Мышкин, где также совершаются Всенощное бдение и Литургия. Конечным пунктом движения крестного хода является село Богородское – родина преподобного Паисия Угличского, великого молитвенника и заступника угличской земли. 9 июля после Всенощного бдения и Литургии в Богородском крестный ход возвращается в Углич.

3.                  Традиционный Крестный ход, приуроченный памяти благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского, который совершается вокруг Спасо-Преображенского собора по территории Угличского кремля. Приложение 3.

4.                  Ежегодный Крестный ход в День памяти царственных страстотерпцев (17 июля) в с. Заозерье от храма Казанской иконы Божией Матери к Живоносному Источнику на «Плотнице». Приложение 4.

После Литургии идет Крестный ход к источнику. В крестном ходе активное участие принимают дети. Они несут специально изготовленные для них  хоругви с иконами Господа и Пресвятой Богородицы. У источника служат молебен в честь Царственных Страстотерпцев и  освящается вода. Все желающие смогли набрать воды и искупаться.

История его такова. Местный пастух, придя на источник напиться, увидел икону. Впоследствии над святым источником поставили часовню в память спасения царской семьи при крушении поезда в 1888 году. С давних времен до наших дней на Красную горку (первое воскресенье после Пасхи), жители села приходили умыться и набрать лечебной водицы. Вода из источника снимает сглаз и порчу. Крестный ход был восстановлен в 21 веке.

5.                  Крестный ход в честь святителя Тихона Амафунтского (27 июня) в селе Нефедьево.  Начало Крестного пути в Воскресенском монастыре г. Углича. Протяжённость - 30 километров. Продолжительность – 3 дня.
3 день начинается с  Богослужения с водосвятным молебеном, после которого совершилась праздничная Божественная Литургия с малым Крестным ходом. По окончании службы, всех гостей братия Воскресенского монастыря угощает вкуснейшими рыбными и другими постными блюдами собственного приготовления. Приложение 5.

Кроме того, нередко через наш город проходят общероссийские Крестные ходы, например,  10-17 июля 2014 года с мощами Сергия Радонежского, великого русского святого, или 1-7.07.2013 Всероссийский Крестный ход, посвящённый 1025-летию Крещения Руси. Приложение 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

1)    На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в помощь небесных заступников, чествуемых во время Крестного хода, была безгранична. Но чтобы постичь, что такое Крестный ход, надо самому его пройти - и все станет на свои места.

2)    В Угличском крае традиции Крестных ходов были сильны, совершались традиционные, а также приуроченные местночтимым иконам.

3)    Большинство дореволюционных крестных ходов были восстановлены в наше время.

4)    Потребность в проведении Крестных ходов в настоящее время остается высокой, на что указывает география паломников и постоянное увеличение их количества.

 Библиография:

 

1)      Танаков В. Крестный ход всея Руси / источник: «Русь Державная» № 8 (170) 2008 год

2)      http://uglich.blagochin.ru/2016/07/17/den-pamyati-carstvennyx-strastoterpcev / проверено 16 апреля в 18.21.

3)      http://uglich.blagochin.ru/2015/08/29/krestnyj-xod-s-chudotvornoj-ikonoj-feodorovskoj-bozhiej-materi / проверено 16 апреля в 18.23

4)      http://zaozer- hram.cerkov.ru/category/photo-video / проверено 16 апреля в 18.24

5)      http://uglich.blagochin.ru/2015/06/27/krestnyj-xod-v-chest-svyatitelya-tixona-amafuntskogo/ 16 апреля в 18.47

6)      http://uglichshans.ru/novosti/крестный-ход,-посвящённый-преподобному-паисию-угличскому.html проверено 16 апреля в 18.52.

Автор материала: В. Рябов (11 класс)
Опубликовано в группе «Кабинет»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.