Урок «Национально-освободительное движение в Казахстане 18–21 вв.»

1
0
Материал опубликован 22 June 2016

Задачи:

  • Образовательная: раскрыть причины восстаний 18-21 вв., охарактеризовать движущие силы восстания, в ходе урока доказать национально-освободительный характер восстания, общие черты и отличия восстания.
  • Воспитательная: воспитание чувства уважения к Родине, её истории.
  • Развивающая: доказывать, обосновывать свою точку зрения, формулировать выводы, знать фактический материал, определить причинно-следственные связи.

Тип урока: КП ЗУН

Методы: интерактивный, частично-поисковый.

Оборудование урока: высказывания о деятелях, схемы и таблицы.

 

Ход урока.

Организационный момент.

Вводное слово учителя: Мы изучили ряд тем, связанных с восстанием казахского народа и, поводя итоги изученного, нам нужно определить:

В каждой группе есть координатор, который будет оценивать вашу работу.

Работа по заданиям.

Первое задание: «Определите, кто эти люди?»

А) Старшина Байбактинского рода, проявил себя как активный участник Пугачевского восстания. / С. Датов/

Б) В 1785г. Старшины принимают решение об отстранении этого человека от ханской власти. /хан Нуралы/

В) Когда он захватил кокандские крепости, слава о нем разнеслась по всей степи. /К. Касымов/

Г) Главные цели восстания мы узнали из его стихов. /М. Утемисов/

Д) В 1823 г. по наговору Оренбургского генерал-губернатора он был заточен в тюрьму. /И. Тайманов/

Е) Феодальная аристократия подняла его на белой кошме, однако царская администрация ханом его не признала /султан Каратай/

Ж) Сын Нуралы хана, он был убит во время нападения на ханскую ставку/Есим/

 

Группы обсуждают, затем дают ответ.

В связи с чем мы затрагиваем этих личностей? (все они – участники событий вв.)

Задание №2. «Историческая разминка»

Где находилось Букеевское ханство?

Что доказывало, что в Младшем жузе проводится колониальная политика?

Указом какого царя создано Букеевское ханство?

Кто такие «колодники»?

Руководитель восстания в низовьях Сырдарьи?

Начало присоединения Казахстана к России?

Восстание, в котором впервые участвуют наёмные рабочие.

«Воин степей», последний хан избранный в 1841 г. ?

Руководители этого центра восстания – Сеил Туркебайулы и Беркин Оспанулы.

Задание №3 Обсудить в группах и дать характеристику политической, экономической и социальной ситуации в крае накануне восстаний. Каждая группа выбирает одно из восстаний (С. Датова, К. Касымова, И. Тайманова и М. Утемисова). Подготовившись, учащиеся отвечают.

Задание №4. Поставить в хронологической последовательности:

Избрание ханом Абылая.

Поход К. Касымова на Ташкент.

Восстание Е. Пугачева.

Принятие подданства Младшим жузом.

Указ Павла 1 о разрешении переходить на правый берег Яика.

Избрание Айшуака во главе ханского совета.

Указ о запрете пасти скот на правом берегу Яика.

Смерть И. Тайманова.

Создание Сырдарьинской военной линии.

(Ответы: 471365829)

(учащиеся пишут на листах ответы и вывешивают на доске)

Задание №5. Определить хронограф событий:

А) С. Датов /1778, 1783, 1784, 1785, 1791, 1794, 1797, 1801, 1802 г./

Б) К. Касымов / 1836, 1841, 1844, 1845, 1847г./

В) И. Тайманов и М. Утемисов /1833, 1836, 1837, 1838, 1842г./

Задание №6. Дайте определение терминам:

Антифеодальный – выступление против гнета господствующих классов

Антиколониальный – движение, направленное на освобождение от колониального гнета.

Прогрессивный – движение, приводящее к продвижению общества вперед.

Реакционный – активное сопротивление общественному прогрессу, и укрепление от живших порядков в обществе.

Задание №7. « О ком идет речь?»

«Ты не хан – змеиное отродье,

Всей нечисти змеиной плодородье,

Ты гад, ползущий вперед раком

И солнца свет гасящим мраком»

Жангир

«Этот человек прожил всего 42 года. Получил блестящее мусульманское образование, знал несколько языков, в том числе и русский, был воспитателем ханского наследника. Был поэтом и батыром, пером и копьем вел за собой боевые дружины. /М. Утемисов/

«Его называли гением степной войны. Сочетал в себе талант воина и государственного деятеля, стратега и полководца. О нем писали: «Он был человек решительный, энергичный, был жесток с побежденным врагом. Так всесильно обаяние этого человека, что стоило ему клич кликнуть, как тысячи джигитов готовы были встать в ряды, чтобы сражаться. После захвата в плен, у этого деятеля была снята голова, которая совершила долгий путь до Петербурга, где хранится до сих пор». /К. Касымов/

Его друг писал о нем: «Он был нашим вождем. Я же подручным был при нем». В одном из сражений его сарбазы, испытав на себе артиллерию, разошлись по своим аулам. /И. Тайманов/

С ним пытался договориться барон Игельстром, понимая, что он противник Абулхаировой ветви. Прожил яркую жизнь, однако погиб на территории Хивы, даже не зная того, чего он сумел добиться своими действиями.

Задание №8. Определить причины поражения восстания и историческое значение. Каждая группа даёт оценку /На доске характеристика восстаний. К. Касымова, для того, чтобы учащиеся могли проверить правильность данных ими ответов/ (использовать интерактивную доску).

Задание №9. 3 задания из электронного учебника по восстанию. С. Датова. /9 класс/ Участникам даются вопросы логического характера. Например: «Какое событие происходило в Европе во время восстания С. Датова» /Великая Французская революция/ / использовать интерактивную доску, компьютер /.

Задание №10. Итак подведите итоги, какими по характеру были выступления 18-21вв. учащиеся определяют характер восстаний.

 

Итоги.

Комментарии
Комментариев пока нет.