"История конституционализма в России"

3
0
Материал опубликован 1 February 2022

Автор публикации: Е. Кузнецов, ученик 11 класса

МКОУ «Тагайская средняя школа имени Ю. Ф. Горячева»









Исследовательская работа на тему:

«История конституционализма в России».







Автор: Кузнецов Егор,

учащийся 11 класса

Руководитель работы:

Мухина Ирина Геннадьевна,

учитель истории и

обществознания












Тагай, 2021 год.

ВВЕДЕНИЕ


Конституция любого государства представляет собой нормативный правовой акт высшего учредительного порядка, закладывающий фундамент общественно-политической жизни страны, закрепляющий основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, основы организации и функционирования властного механизма в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления. Бесспорными столпами современного конституционализма выступают народовластие, государственный и народный суверенитет, парламентаризм, политический и общественный плюрализм, система многопартийности, собственность в разнообразных формах и иные демократические основы.

Конституционализм ведет начало от древнегреческих конституций, действовавших за несколько столетий до нашей эры, о которых известно лишь из работ Аристотеля. В период принципата Древнего Рима появляются вместе с актами римского сената императорские предписания различных видов, которые получили наименование. Их содержание и место в развитии правовой системы Рима имеет интерес прежде всего как экскурс в этимологию понятия.

Ближе к современному представлению о конституционных актах являются английские Великая хартия вольностей (1215 год), «Форма правления государства Англии, Шотландии, Ирландии и владениями, которые к ним относятся» («Орудие управления») (1653 год), Билль о правах 1689 года, в которых уже просматриваются конституционные идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 года о том, в частности, что права человека должны признаваться «естественными, неотчуждаемыми, священными».

Современный конституционализм связан с первыми конституционными актами Северной Америки 70-х — 80-х годов XVIII века и, прежде всего, Конституции США (1787), которая имеет наиболее длительную историю существования. К этому же периоду развития конституционализма относятся Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789), Конституции Франции и Польши, а также первый конституционный акт на Украине — «Правовой строй и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского», известный как Конституция П. Орлика (1710).

Термин конституционализм, по мнению Г. Дж. Бермана, был введен в научный оборот в конце XVIII — начале XIX в. для обозначения главным образом американской доктрины верховенства писаной конституции над обычными законами. Однако реальность этого феномена впервые проявилась ещё в городских правовых системах Западной Европы в XI—XII веках.

В современной зарубежной юридической литературе конституционализм рассматривается в неразрывной связи с ограничением власти государства как «вера в существование конституционных способов по установлению государственных ограничений», «юридическое ограничение государства и полная противоположность произвольному правлению».

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере конституционного строительства в России.

Предметом исследования являются теоретические и практические конституционные аспекты формирования, становления и развития конституционализма в Российской Федерации, проблемы изучения и использования российского и зарубежного опыта в условиях современной России.

Цель исследования заключается в проведении комплексного анализа идей российского конституционализма.

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические аспекты российского конституционализма;

- провести анализ содержания Конституций и конституционных проектов, разработанных в истории России, с учётом конкретных общественно-политических факторов, оказывавших влияние на правовую мысль на определённых исторических этапах развития российского государства;

- сформировать целостное представление о постепенном развитии конституционализма в России;

- систематизировать и обобщить собранный материал.

Гипотеза: конституционализм появился в России еще до принятия полноценных конституций, но окончательно сформировался после принятия конституции 1993 года.

Актуальность: необходимость ознакомления более широкого круга лиц с подобными материалами для полноценного осознания и формирования собственных направлений политического мышления.

Новизна: возможность сравнения предыдущих документов, содержащих основы конституционализма России с Конституцией РФ, учитывая поправки, внесенные в 2020 году.

Научная значимость: в этой работе я имею возможность сравнить этапы развития Конституции РФ, проследить наличие той или иной тенденции, определить основные направления изменений положений документа.

Обзор научной литературы:

В современной науке конституционного (государственного) права мало внимания уделяется изучению основ конституционализма, процессам зарождения и поэтапного исторического развития основных конституционно- правовых институтов, анализу традиций и обычаев государственного строительства и ментальности русских народностей. При этом всё же существуют отдельные труды, затрагивающие напрямую или косвенно, обозначенные выше аспекты. В их числе работы В. А. Лихобабина и А. Г. Пархоменко Российский конституционализм. История. Современность. Перспективы / В. А. Лихобабин, А. Г. Пархоменко. – М.: Молодая гвардия, 2000 – 189 с.

Ю. А. Тихомирова Действие закона / Ю. А. Тихомиров. – М.: Известия, 1992 – 163 с.

Б. Н. Топорнина Разделение властей и государственная организация / Б. Н. Топорнин // Разделение властей и парламентаризм. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1992 - С. 3-49.

Ю. А. Шульженко Конституционный строй России / Отв. ред. Ю. Л. Шульженко. – М.: Институт государства и права РАН, 2006 – 262 с.

М. Степанова, Степанов, И. М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. Очерк-эссе / И. М. Степанов. — М.: Манускрипт, 1996 — 108 с.

В. Е. Чиркина Конституционализм и современная цивилизация / В. Е. Чиркин // Труды института государства и права Российской академии наук. – 2006 - № 3 – Вып. V. – С. 121 – 130

Т. А. Васильевой XX лет Конституции Российской Федерации. Конституционализм в теории и практике отечественной государственности. История и современность: материалы III Конституционных чтений / Т. А. Васильева [и др.]. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2014 – 264 с.

В. В. Комаровой Доктрина и правовое оформление российской государственности / В. В. Комарова //Ленинградский юридический журнал. – 2014 - № 2 (36). – С. 31 – 39

А. А. Клишаса , С.М.Шахрай Конституция 1993 года как план будущего для России / А. А. Клишас, С. М. Шахрай // Вестник Российской академии наук. – 2008 - № 12 – Том 78 – С. 1059 – 1064

Л. Ю. Грудцыной, А.В. Лагуткина Конституция как правовой инструмент управления обществом: проблемы и тенденции / Л. Ю. Грудцына, А. В. Лагуткин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2015 - № 3 - С. 80-85. и других исследователей.

В данных работах отражены различные аспекты формирования, становления и развития основных идей конституционализма, пути и методы их претворения жизнь в конституционном праве России.
















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Первым шагом к конституционализму стал проект Сперанского «Введение к уложению государственных законов». В декабре 1808 года Александр I, уже несколько раз пытавшийся подступиться к реформированию империи, поручает своему помощнику М. М. Сперанскому составить план государственных преобразований. Для работы император предоставил все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. Каждый пункт этого плана Сперанский оговаривал с императором. В октябре 1809 года проект был полностью готов и представлен Александру I. Император признал его «удовлетворительным и полезным». Помимо этого, Сперанский составил календарный план, в котором в течение 1810—1811 годов предполагалось ввести все меры, изложенные в проекте. «Введение к уложению государственных законов» получил резкую критику в высших кругах, поэтому императору пришлось отклонить ранее одобренный проект.

Содержание:

Отделение первое: о плане уложения.

1.О свойстве законов государственных.

2.О свойстве государственных коренных законов.

3.Предметы коренных законов.

4.Законы органические

Отделение второе. О разуме государственного уложения.

1.Об общем разуме преобразования.

2.О разуме законов в державной власти.

3.О разуме государственного уложения в составлении закона.

4.О разуме законов в правах подданных.

5.О разуме законов органических.

Основные положения.

Основой государственного устройства должен был стать принцип разделения властей, то есть вся власть в Российской империи должна была делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Но несмотря на это, абсолютная власть императора оставалась в неприкосновенности.

Должна была быть определенная структура в законодательной, исполнительной и судебной власти. Предлагалось сделать следующую структуру: волость — округ — губерния — государство. Например, в некой волости собиралась Волостная дума, состоящая из собственников любого имущества. Некоторые депутаты Волостной думы избирались в Окружную думу. Из Окружной думы избирались в Губернскую думу, и по такому же принципу в Государственную думу. Все вышеуказанные органы должны были собираться раз в три года. На этих заседаниях выбирали председателя (кроме Государственной думы, так как его назначал император), главного секретаря, совет и суд.

Государственная дума по положению в государстве должна была приравняться Сенату. На заседаниях должны были обсуждаться проекты императора, но дума не могла предлагать свои реформы.

Высшей исполнительной властью обладали министры и их заместители. Причём они назначались лично императором. А высшая судебная власть принадлежала Сенату Судебному, контролируемому императором.

Предлагалось создать три инстанции исполнительной и законодательной власти: волостные, окружные и губернские — избиравшиеся на волостных, окружных и губернских собраниях соответственно.

Координация законодательной власти принадлежала Государственному совету. Председателем являлся сам император. Законопроекты считались недействительными без обсуждения в Государственном совете и одобрения императора.

Населению предполагалось даровать гражданские (личная свобода для всех граждан) и политические права (участие в государственном управлении для обладателей какой-либо собственности).

Предлагалось разделить все население на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (государственные крестьяне, купцы, мещане) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, ремесленники, слуги и т. п.). Причём любой гражданин мог подняться на ступень выше при приобретении какого-либо имущества.

Парламентские проекты декабристов.

Прогрессивные идеи государственного переустройства собственно России были подхвачены и развиты декабристами. Хорошее образование, полученное молодыми дворянами, способствовало их знакомству с идеями европейского Просвещения. Участие в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годов почти всех основателей и многих активных членов будущего дворянского революционного движения позволило им увидеть общественно-политический уклад нескольких европейских государств. Все это привело декабристов к одной из основных идей - народ, одержавший победу над сильнейшей в Европе армией Наполеона, должен быть освобожден от крепостнического рабства. Между тем император Александр I не только отказался от проведения дальнейших либеральных преобразований, которые были предприняты им в начале правления, но и принял ряд мер явно консервативного характера (так, например, резко активизировалось создание военных поселений, существенно утяжеливших положение государственных крестьян). В этих условиях ставка делается на военно-революционный переворот.

В 1816 году группа молодых офицеров - подполковник Генерального штаба Александр Муравьев, князь, подполковник Сергей Трубецкой, капитан Иван Якушкин, братья подполковники Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, капитан Никита Муравьев - основали первое тайное политическое общество - «Союз спасения» (или «Общество истинных и верных сынов Отечества»). Позже в него вступил полковник Павел Пестель и др. - всего около 30 человек. Основными программными требованиями «Союза спасения» являлись ликвидация абсолютизма в России и отмена крепостного права. В 1818 году, после ликвидации общества царским правительством, ими была создана новая, более широкая декабристская организация - «Союз благоденствия», насчитывавшая в своих рядах около 200 человек. Его программа была более радикальной: по инициативе П. Пестеля в качестве модели политического переустройства России вместо парламентской монархии стала республика. Однако по этому вопросу среди декабристов начались острые дискуссии, в ходе которых в 1821 году «Союз благоденствия» распался на две организации: Южное общество декабристов (в Тульчине, близ Киева), которое возглавил П. Пестель, и Северное общество во главе с Н. Муравьевым (в Санкт-Петербурге).

Программный документ Южного общества - «Русская правда». После успешного революционного переворота предусматривались превращение России в республику с конституционным устройством и немедленная ликвидация крепостного права. Помимо этого, планировалось полное уничтожение сословного строя, равенство всех граждан перед законом и право каждого мужчины, достигшего 20 лет, участвовать в политической жизни страны, то есть избирать и быть избранным в органы власти, без какого бы то ни было имущественного или образовательного ценза (женщины избирательными правами не наделялись). Предусматривалось создание местных и региональных представительных органов власти: ежегодно в каждой волости должно было собираться Земское народное собрание, избиравшее депутатов в три постоянно действующих представительных органа власти: в наместные волостное и уездное собрания и наместное губернское окружное собрание. В России предполагался созыв однопалатного парламента - Народного веча, которое наделялось бы всей полнотой законодательной власти в стране. Исполнительная власть в республике должна была принадлежать Державной думе, состоящей из 5 членов, избираемых Народным вече на 5 лет. Каждый год один из членов Державной думы выбывал, и на его место избирался новый - этим обеспечивались непрерывность и преемственность власти и ее постоянное обновление. Тот член Державной думы, который пребывал в ее составе последний год, становился ее председателем, фактически президентом республики. Этим обеспечивалась невозможность узурпации верховной власти: каждый президент занимал свой пост лишь один год. Третьим верховным государственным органом республики предполагалось учредить Верховный собор, состоящий из 120 человек, избираемых пожизненно с пожизненным материальным обеспечением. Единственной функцией Верховного собора была контрольная: он должен был следить за точным соблюдением всеми гражданами и должностными лицами конституции. При этом демократическое устройство должно было одинаково распространяться на всей территории, независимо от того, какими народами она заселены. Однако П. Пестель был противником федеративного устройства, так как видел в нем опасность сепаратизма и возможность распада страны: вся Россия по его проекту должна была представлять собой единое и неделимое унитарное государство (исключение делалось только для Польши, которой предоставлялось право отделения).

В конституционном проекте, разработанном Н. Муравьевым, - «Конституции», - предусматривался созыв Учредительного собрания. Лишь оно могло, по мнению членов Северного общества, составить конституцию или утвердить голосованием какой-либо из предложенных ему конституционных проектов. Таким образом, Н. Муравьев выступал против реализации популярной среди части декабристов идеи диктатуры временного революционного правительства и введения им заранее одобренной тайным обществом революционной конституции. В соответствии с проектом, предложенным Н. Муравьевым и одобренным «Северным обществом» будущая, Россия должна была стать конституционной монархией с федеративным устройством, с преобладанием не национальной, а территориальной составляющей. Россия делилась бы на 15 федеративных территориально-административных единиц - «держав» (областей). Крепостное право безоговорочно отменялось; сословия уничтожались. Устанавливалось равенство всех граждан перед законом, равный для всех суд. Политическое устройство федерации, по Муравьеву, предполагало создание двухпалатной парламентской системы в каждой «державе». Верхней палатой в «державе» была Державная дума, нижней - Палата выборных депутатов “державы”. Федерацию в целом объединяло бы Народное вече, тоже двухпалатный парламент. Его верхняя палата называлась бы Верховной думой, нижняя - Палатой народных представителей. Народному вече должна была принадлежать законодательная власть в стране. Выборы во все представительные учреждения были бы обусловлены высоким имущественным цензом. Исполнительная власть принадлежала императору - верховному чиновнику Российского государства, получавшему большое жалованье. Законодательной власти император не имел, однако имел право «суспенсивного вето», то есть мог на определенный срок задержать принятие закона и вернуть его в парламент для вторичного обсуждения, однако совсем отклонить закон он не мог.

Единственным условием, дававшим возможность реализации революционных проектов декабристов (и «Конституции» Н. Муравьева, и «Русской правды» П. Пестеля), было победоносное антиправительственное восстание. Однако восстание декабристов потерпело поражение. К следствию и суду по делу декабристов было привлечено 579 человек. По степени виновности пять наиболее активных его руководителей были приговорены к смертной казни через повешение, 121 декабриста сослали в Сибирь на каторгу и поселение. Попытки введения парламентской формы правления вновь не увенчались успехом. В России установился жесткий, консервативный самодержавно-крепостнический, деспотический режим, началась «николаевская» эпоха.

«Конституция Лорис-Меликова».

«Конституция Лорис-Меликова» — условное название нереализованного проекта политической реформы, предложенного министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым на рассмотрение императора Александра II в январе 1881 года, на исходе эпохи великих преобразований.

Несмотря на позднее данное ему громкое имя конституции, проект Лорис-Меликова предусматривал лишь самые робкие шаги к конституционному ограничению самодержавия. Основная идея состояла в привлечении общественности к сотрудничеству с правительством, а представителей третьего сословия (крупных городов и земства) — к законотворческой деятельности путём разового созыва представительного органа с законосовещательными правами. Право законодательной инициативы при этом сохранялось за монархом.

По образу и подобию Редакционных комиссий 1858 года, трудившихся над проектом крестьянской реформы, император должен был назначить (на временной основе) две комиссии — финансовую и административную. На их рассмотрение предполагалось представить проекты реформы губернского управления (пересмотр земского и городового положений) и продолжения крестьянской реформы (перевод бывших крепостных на обязательный выкуп со снижением выкупных платежей).

На следующем этапе планировалось обсуждение этих законопроектов комиссиями с участием выборных представителей значительных городов и земского управления. И лишь на последнем этапе самых «опытных» из этих представителей (числом от 10-ти до 15-ти), отобранных самим государем, предполагалось допустить в постоянно действующий законосовещательный орган — Государственный совет Российской империи — для выработки окончательной редакции законопроектов.

Согласно дневнику генеральши Богданович, конституционный проект был разработан в петербургском салоне Елены Нелидовой. «Всеподданнейший доклад» с изложением этого плана был подан Лорис-Меликовым императору 28 января 1881 года. Он был единогласно одобрен 16 февраля Особым совещанием (в присутствии будущего Александра III). 1 марта император сообщил Лорис-Меликову, что через четыре дня проект будет вынесен на обсуждение Совета министров. В тот же день, через 2 часа, император погиб в результате террористического акта.

Новый император Александр III по совету К. П. Победоносцева немедленно отправил Лорис-Меликова в отставку и приступил к реализации консервативно-охранительной политики контрреформ.

Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка».

17 (30) октября 1905 года император Николай II подписал Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровавший свободы гражданам России. Это была первая победа революции 1905-1907 годов. Текст манифеста вошедшего в историю под названием Манифеста 17 октября 1905 года был подготовлен А. Д. Оболенским и Н. И. Вуичем под руководством С. Ю. Витте.

Манифест провозглашал «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Расширялись избирательные права граждан, учреждался новый представительный орган власти с законодательными правами — Государственная Дума. Документ завершался призывом «ко всем верным сынам России помочь прекращению... неслыханной смуты» и вместе с государем «напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

Прямым следствием выхода манифеста 17 (30) октября 1905 года стало появление легальных политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, а также легальной оппозиционной печати.

С самого первого дня, как содержание Манифеста, так и сам факт его появления оценивались самым различным образом. Одни полагали, что принятие Манифеста стало началом ограничения самодержавия в России, другие, напротив, считали, что основы самодержавия этим актом не затрагивались.

Из числа тех, кто расценил Манифест как победу революции, сформировались две правые политические партии — партия либерально-монархической буржуазии (конституционные демократы, или кадеты) и партия чиновников, помещиков и крупной буржуазии — «Союз 17 октября» (или октябристы). Но многомиллионные массы крестьян и рабочих продолжали революционные выступления разной степени интенсивности до середины 1907 года.

Конституция РСФСР 1918 года — конституция России в 1918—1925 годов, первая российская конституция. Принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Российская Советская Республика (РСР) стала называться Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР).

III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции в качестве одного из приоритетов Советской власти.

Государственное устройство.

Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов (СРККиКД), не являвшийся постоянным органом и созывавшийся Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов (ВЦИК) не реже двух раз в год на сравнительно небольшой период.

Всё остальное время ВЦИК съезда советов работал без контроля со стороны представительных органов, что создавало возможности для злоупотребления им властью вплоть до превращения его в «коллективного монарха» — это особенно ярко выразилось ещё до принятия конституции в июле 1918 года, когда ВЦИК (состоявший преимущественно из членов и сторонников РКП(б)) в мае-июне 1918 года признал недействительными выборы в советы рабочих и крестьянских депутатов, на которых побеждали РСДРП и ПСР, а позже (14 июня 1918 года) аннулировал мандаты всех членов и сторонников этих партий в действующих советах рабочих и крестьянских депутатов. Постоянный всероссийский совет рабочих и крестьянских депутатов, который РСДРП(б) призывала создать в марте-октябре, так и не был создан, а СРККиКД был провозглашен в конституции полновластным органом — он мог принимать законы, бюджет, устанавливать налоги, ратифицировать международные договоры.

Выборы во Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов не были всеобщими — от выборов были отстранены лица, живущие на нетрудовые доходы; не были равными — городские советы и сельские советы посылали разное число делегатов; не были прямыми — делегаты во Всероссийский съезд избирались городскими советами и губернскими съездами советов.

Правительством был Совет народных комиссаров РСФСР. Образование Совета народных комиссаров РСФСР являлось прерогативой ВЦИК.

Местное самоуправление.

Местными органами государственной власти являлись местные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые также не являлись постоянными органами и созывались местными исполнительными комитетами. Постоянные губернские советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в тех губерниях, в которых они были, распускались и заменялись непостоянными съездами советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Местными органами государственной власти в городах и сёлах являлись городские советы рабочих и красноармейских депутатов и сельские советы крестьянских депутатов, которые являлись постоянными органами. Они избирались рабочими и крестьянами сроком на 3 месяца. При этом члены этих советов могли быть отозваны избирателями.

Конституция СССР 1924 года.

Конституция СССР 1924 года — первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза. Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами.

Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

-внешние отношения и торговля;

-решение вопросов о войне и мире;

-организация и руководство вооруженными силами;

-общее руководство и планирование экономики и бюджета;

-разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда. В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик). В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями. По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры — «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

Конституция СССР 1936 года — основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года и действовавший (с изменениями и дополнениями) до 1977 года.

XVII съезд ВКП(б) (1934 год) провозгласил, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и, следовательно, диктатура пролетариата — пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. В новой Конституции экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

-всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

-право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки. Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование. В статье 126 раздела «Основные права и обязанности граждан» Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций трудящихся (в Конституции 1924 года партия не упоминалась). Высшим органом законодательной власти становился Верховный Совет СССР, состоявший из Совета национальностей и Совета союза. Совет национальностей состоявший из 750 депутатов, избиравшийся народом по мажоритарной системе в 1 тур по одномандатным округам, образуемых следующим образом: вся территория любой союзной республики делилась на 25 примерно равных по численности населения избирательных округов, АССР — на 11, автономная область на 5, и каждый национальный округ образовывал 1 отдельный избирательный округ. Совета союза, состоял также из 750 депутатов, избиравшихся народом по мажоритарной системе в 1 тур по одномандатным округам образованных пропорционально численности населения той или иной административно-территориальной единицы (АССР, области, края, автономной области, национального округа, союзной республики не имевшей областного деления). Коллективным главой государства являлся — Президиум Верховного Совета СССР, избиравшийся Верховным Советом на срок полномочий последнего. Высшим органом исполнительной власти оставался Совет народных комиссаров СССР (в 1946 году переименованный в Совет Министров СССР), состав которого утверждался Верховным Советом, и он нёс ответственность перед его обеими палатами.

Конституция СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года — принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва.

Первая редакция существенно не изменила государственного строя — наряду с КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, ВСК, ВЦСПО, КСЖ, творческими союзами, легальными общественными организациями были признаны трудовые коллективы с предоставлением им формального права выдвижения кандидатов (при этом более полно деятельность трудовых коллективов была описана в законе «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», принятом в 1983 году). Из менее значимых изменений — переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов и увеличение срока полномочий Верховного Совета до 5 лет, советов народных депутатов до 2,5 лет. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма». Редакция Конституции от 1988 года внесла изменения в существовавшую в СССР систему органов государственной власти: объявила высшим органом государственной власти СССР вместо Верховного Совета Съезд народных депутатов, число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться; между съездами народных депутатов действовал постоянно действующий законодательный и контрольный орган, который получал название «Верховный Совет СССР» и состоял из двух палат — Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Этими же поправками создавался Комитет конституционного надзора СССР. Наиболее существенные поправки в Конституцию, фактически утвердившие изменение общественного и экономического строя, были внесены редакцией 1990 года. Исключалось упоминание о руководящей и направляющей роли КПСС, легализовывалась частная собственность, вводилась должность Президента СССР.

Конституция РФ.

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов.

Основу конституционного строя Российской Федерации составляют идеи и концепции великих мыслителей-гуманистов и философов-правоведов, определивших и разъяснивших наиболее значимые демократические устои, жизнеспособные для любой исторической эпохи, неотъемлемые для любого правового государства и не утрачивающие ценность для народа. Это – народовластие, высшая ценность прав и свобод, разделение властей, верховенство права, государственный суверенитет, федерализм, политический и идеологический плюрализм, многообразие форм экономической деятельности, социальный и светский характер государства.

Эти принципы легли в основу российского конституционного строя:

1.Народовластие. Согласно ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, реализующий эту власть или непосредственно (путём выборов и референдумов) или опосредованно (через своих представителей в органах государственной власти) согласно нормам действующего российского законодательства. Народ РФ обладает суверенитетом, выраженный в праве народа на создание независимого суверенного государства, свободное присоединение к другому государству, либо объединение с другим государством и т. д. Народный суверенитет обладает свойствами единства (невозможности дробления на части и составные элементы), верховенства воли (народ самостоятельно путём принятия Конституции определяет конституционный строй, форму государства, формирует органы власти и контролирует их деятельность), полноты власти (народ обладает необходимым объёмом суверенных прав, необходимых для осуществления реального верховенства), неограниченности (охват всех сфер жизни общества) и неотчуждаемости (невозможность кому-либо передать суверенитет в пользование).

2.Высшая ценность прав и свобод. Ст. 2 Конституции РФ указывает на права и свободы человека как на высшую ценность, подлежащую приоритетной обязательной защитой со стороны государства. Для осуществления этой защиты государству необходимо создать действенную систему гарантий и механизмов защиты. В зависимости от реальных обстоятельств и уровня защищённости прав и свобод человека и гражданина зависит место человека в системе государственных ценностей и его положение во взаимоотношениях с государственными структурами.

3.Верховенство права. Ст. 1 Конституции РФ закрепляет существование в России правового государства. Говоря о верховенстве права, мы подразумеваем верховенство закона (при этом подчёркивая не идентичность данных понятий). Все без исключения органы государственной и муниципальной власти, общественные объединения, юридические лица (независимо от формы собственности и целей деятельности), граждане (как российские, так и иностранные, а также лица без гражданства) обязаны сообразовывать свою деятельность в соответствии с правовыми нормами. В государстве безраздельно господствует право, независимо от источника и формы закрепления.

4.Государственный суверенитет. Суверенитет (от фр. souveraineté) — верховная власть, верховенство, господство. Закрепление государственный суверенитет получил в ст. 4 Конституции РФ. Государственный суверенитет, в сущности, означает независимость государства во внутренних и внешних делах. В пределах своей территории государство самостоятельно решает вопросы осуществления государственной власти, а реализуя внешний суверенитет, государство независимо от других субъектов международного права взаимодействует с ними в соответствии с собственными целями и задачами. При этом стоить отметить, что государственный суверенитет не является безграничным. В правовых конституционных государствах он всегда ограничен правовыми нормами. Кроме того, согласно правилу равенства суверенитетов, РФ обязана с уважением относится к суверенитету других государств.

5.Разделение властей. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Подобное разделение необходимо для того, чтобы избежать диктаторского сосредоточения власти в руках одного лица или элитарной группы лиц. При разделении три ветви власти являются независимыми при исполнении своих полномочий и решении поставленных задач. Но невозможно говорить о фактическом возведении границ между ветвями, потому что в процессе государственного функционирования ветви власти должны взаимно контролировать друг друга и осуществлять общее взаимодействие в рамках очерченных возможностей. Для более рациональной реализации таких возможностей в государстве создаётся специализированная система сдержек и противовесов, гарантирующая предотвращение узурпаторского вмешательства одной власти в деятельность другой или исполнение несвойственных этой ветви полномочий.

6.Федерализм. Ст. 1 Конституции РФ закрепляет форму государственного устройства России как федеративного государства, территория которого состоит из территорий её субъектов. РФ на данный момент состоит из 85 субъектов РФ: 22 республик (Адыгея, Алтай, Ингушетия, Крым, Чечня и т. д.), 9 краёв (Алтайский, Камчатский, Хабаровский и т. д.), 46 областей (Амурская, Курганская, Челябинская и т. д.), 4 автономных округов (Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО – Югра, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО), 1 автономной области (Еврейская Автономная область) и 3 городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург, Севастополь). При этом Конституция РФ отмечает, что субъекты РФ обладают равным статусом. Российский федерализм выстроен на принципах государственной целостности территории России, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий, равноправия, самоопределения народов.

7.Политический и идеологический плюрализм. Возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций идеологий, политических партий и общественных объединений предусмотрена ст. 13 Конституции РФ. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или главенствующей. Это подразумевает практическую свободу граждан реализовывать свою свободу слова, мысли, право на объединение. По сути, это проявление свободы личности, её право на инакомыслие. Но государство всё же, закрепляя плюрализм, защищает себя запретами на создание объединений и политических партий, выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства и подрыв его безопасности, разжигающих расовую, национальную, социальную, религиозную и иную рознь, а кроме того вооружённых формирований.

8.Многообразие форм экономической деятельности. Экономическая деятельность – это участие людей в производстве, распределении, перераспределении материальных и иных благ для удовлетворения своих потребностей. Под свободой экономической деятельности, закреплённой в ст. 8 Конституции РФ, понимается возможность каждого беспрепятственно вступать в неё, выбирать её вид, характер, распоряжаться продуктами своей деятельности. Государство в качестве гарантии этого принципа обязано обеспечить единство экономического пространства, возможность свободного перемещения товаров и услуг, денежных средств и денежных инструментов, а также поддержку конкуренции. Хотелось бы отметить, что свобода экономической деятельности невозможна без признания и защиты на равных основаниях частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности.

9.Социальный характер государства. Деятельность РФ как социального государства, согласна ст. 7 Конституции РФ, должна быть направлена на достижение цели предоставления гражданину комфортного существования при достойном уровне благосостояния, при котором он может удовлетворять не только низменные потребности, но и получать доступ к иным материальным и духовным благам. Подобная деятельность государства выражается в его политике по охране труда и здоровья, установления гарантированного размера оплаты труда, государственной поддержке семьи, детства, материнства и отцовства, пожилых людей и инвалидов, развитии системы социальных служб, включая бесплатное образование и медицинскую помощь, установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты граждан.

10.Светский характер государства. Светским признаётся такое государство, в котором религия, религиозные объединения не связаны с государством, не могут императивным образом влиять на проводимую им политику, не вмешиваются в деятельность органов государственной власти, систему образования. В РФ согласно ст. 14 Конституции РФ церковь отделена от государства, ни одна религия не может быть установлена как государственная или общеобязательная, а религиозные объединения равны перед законом. При этом подобные нормы действуют и в обратную сторону. Государство также не может вмешиваться в дела церкви, диктовать правила назначения духовных лиц, правила проведения церковных обрядов,церемоний, постов, священных действий, если эти действия не противоречат закону. Государство не может использовать церковь, как инструмент своей идеологической пропаганды, поручать ей выполнение каких-либо государственных функций. При этом государственные органы берут на себя обязательства по охране законной деятельности религиозных общественных объединений.

Государство, которое полностью подчинено праву, несомненно, является конституционным, правовым государством. При этом государство должно подчиняться праву не только на формальном уровне, создавая законодательные веления и иные правовые нормы, призывая, а в случае необходимости, и принуждая своих граждан к следованию этим нормам, но и само подчиняется этому праву, само в конкретных случаях следует за его нормами. «Практическое разрешение этой проблемы даёт разделение властей, благодаря которому государство в качестве законодателя, правителя и судьи выступает в лице различных независимых друг от друга органов».

Кроме того, в конституционном государстве безоговорочно признаются, защищаются и исполняются принципы правового положения человека и гражданина. Как правило, к таковым относят:

1.Всеобщность и неотчуждаемость прав и свобод. Целый комплекс прав и свобод принадлежат человеку от рождения, т. е. носят естественный характер (например, право на жизнь, неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной жизни, свобода мысли и слова и т. п.). Права и свободы обладают признаком первичности по отношению к институтам государства, являются высшей ценностью правовых конституционных государств, подлежат всеобъемлющей защите со стороны государства. При этом закрепление прав и свобод в Конституции государства не является обязательным условием для предоставления защиты от нарушений. Будучи определёнными самой природой человека, его сущностью, права не зависят от формы политического устройства государства, и государство не вправе их отнять.

2.Законная свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод. Человек не может требовать от общества и государства предоставления ему безграничной свободы. Личность, для которой государством не установлены рамки, рано или поздно, реализуя своё право, умышленно или неосторожно начинает нарушать права других субъектов, что неизбежно приведёт к беспорядкам, конфликтам, анархии, а позднее, возможно, и к прямому отказу подчиняться государственным велениям, «повреждению» или краху государственной системы. Примеры такого исхода можно наблюдать в различных регионах современной цивилизации. Поэтому государство, отказываясь регулировать все поступки человека, всё же устанавливает разумные ограничения, указывая на запрещённые на его территории действия. А после введения подобных ограничений, государственные органы и должностные лица следят за соблюдением в обществе этих границ, наказывая тех субъектов, кто пренебрёг ими. Всякое право и всякая обязанность человека и гражданина должны регулироваться законом или на основании закона.

3.Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Государство не может следовать по пути формального провозглашения основных прав и свобод. Человек должен получить реальный механизм для реализации этих провозглашённых основ, должен фактически обладать ими. Кроме того, государство обязано предоставить гарантии, согласно которым человек не будет лишён своих прав и свобод, кроме как на законных основаниях, а при необходимости и с соответствующей компенсацией.

4.Равноправие. Фактического равенства между людьми установить не может ни одно государство, даже если оно является правовым. Данный принцип подразумевает равенство правовое – равенство перед законом и судом. Закон распространяет своё влияние на каждого члена общества, порождая абсолютно равные права и равные обязанности для них, если нормативные акты не предусматривают обоснованных исключений. В равной мере не допустимы ущемления прав и свобод или предоставление каких-либо привилегий отдельным лицам, группам лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, либо должностного положения, места жительства, отношения к религии, идеологических или политических предпочтений и т. д.

5.Взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Человек, проживая в условиях взаимодействия с обществом, не может пользоваться только производимыми этим обществом благами. От каждого субъекта требуется совершение определённых действий для поддержания общего уровня благосостояния данного общества и его защиты, т. е. с правовой точки зрения, совершения определённых юридических обязанностей. В конституционном государстве у любого субъекта существуют корреспондирующие права и обязанности, нарушение или неисполнение которых равнозначно губительно как для человека, так и для общества и государства.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На современном этапе жизни общества конституционализм стал повседневным явлением правовой реальности. Конституционализм – это целенаправленное движение к конституционному правовому государству, Конституция в котором формирует и представляет фундаментальные принципы конституционного правового демократического строя:

- народовластие;

- верховенство права в общественной жизни;

- государственная деятельность, регламентированная и осуществляемая только на основе закона;

- неприкосновенность и реализация прав и свобод человека и гражданина;

-система разделения властей и система «сдержек и противовесов»;

- суверенитет государства;

- федерализм;

- политический плюрализм;

- экономическая деятельность во всём многообразии своих форм;

- светский характер государства;

- развитое и независимое местное самоуправление.

Истинная Конституция должна быть инструментом достижения и поддержания социального, национального, гражданского консенсуса, единства и согласия, закрепления действительного гражданского мира.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась.

А принятые в 2020 году поправки к действующей Конституции сделали ее эффективным стабильным документом, рассчитанным на длительный период «правового властвования».






























ЛИТЕРАТУРА


1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12.12.2020 г. – СПС Консультант Плюс.

2. Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма. - М., 1998. С.40

3. Система государственной власти в России: история, традиции и современность. - СПб, 2004

4.Степанов. И.М. «Уроки и парадоксы российского конституционализма». - М. 1998.

5. Теоретические вопросы реализации Советской Конституции. М., 1982.














































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.