12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евстратова Лариса Викторовна229
Учитель, закончила ТГУ им. Державина в г. Тамбове, имею высшую категорию, стаж 28 лет.
Россия, Тамбовская обл., с. Екатеринино
4

Разработка урока на Всероссийский конкурс для учителей истории, правоведения и обществознания на лучшую методическую разработку «Урок-контрольная работа» по теме «История России конца 16-18 в.в.»

Тема урока: «История России к. 16 – 18 в.в.».

Форма проведения: урок – контрольная работа.

Класс: 7

Цель урока: обобщение и повторение пройденного материала, закрепление и контроль полученных знаний путем отработки заданий в системе ОГЭ в групповой форме.

Ход урока:

Организационный момент. Класс делится на 4 команды. 2 - сильные учащиеся, 2- слабые учащиеся. Учитель поясняет форму урока и дает инструктаж выполнения первого задания. Раздаются маршрутные листы.

Выполнение заданий по теме урока.

Задание «Работа с историческим документом». В задании 3 вопроса. Документ у всех групп одинаковый.
Прочитайте отрывок из сочинения С.М. Соловьева, ответьте на вопросы.

« Сиденье Великого Государя с боярами о делах» при царе Михаиле Федоровиче.

(2)Есть у государя важное дело, он призывает на думу или одних ближних, комнатных бояр и окольничих или всех бояр, окольничих, дворян, и это называется сиденьем великого государя с боярами о делах. (1) Бояре, окольничие и думные дворяне садятся по чинам, от царя поодаль, на лавках, бояре под боярами, кто кого породою ниже, окольничие под боярами, думные дворяне под окольничими, также по породе, а не по службе; думные дьяки стоят , но иногда государь прикажет и им сесть.

(3) Когда все усядутся, государь объявляет свою мысль и приказывает, чтоб бояре и думные люди, помысля, к тому делу дали способ. Тут всякий, кто имеет способ в голове, объявляет свою мысль, а иные ничего не отвечают, потому что царь жалует многих в бояре «не по разуму их, но по великой породе и многие грамоте не учены».

Если дела не так важны или по каким – нибудь обстоятельствам государь не может сам присутствовать при совещании о них, то приказывает решать их боярам без себя, приказывает им сидеть о каком – нибудь деле.

Вопросы:

  1. Как историк Соловьев описывает заседание Боярской думы?
  2. Как называлось заседание Боярской думы? Приведите строчки из документа, где об этом сказано.
  3. Как решались дела в Боярской думе? Все ли бояре высказывали свое мнение? Почему? Подтвердите свой ответ текстом документа.

2. Задание Блиц – опрос. Команды выбирают номер вопроса и быстро отвечают устно. Правильный ответ 1 балл. Если команда не справляется ответ может перейти другой команде и соответственно заработанный балл.

Блиц - опрос

1

«Царь думает исключительно о развлечениях и охоте, а сановники о том, как бы сгубить один другого»

(Пётр II)

2

«Сей муж знамениты величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя

всех вельмож, ( … ) не имел только добродетели; хотел, умел благотворить, но единственно из любви к славе и власти; видел в добродетели не цель, а

средство к достижению цели: если бы родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире; но, рожденный подданным, с

необузданною страстью к господству, не мог одолеть искушений там, где зло казалось для него выгодою, и проклятие веков заглушает в истории добрую славу ( его)». Н.М. Карамзин «История государства российского» (Борис Годунов)

3

Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины: не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми общался просто, обходительно, не по – царски… В.О.Ключевский «О русской истории» ( Лжедмитрий 1)

4

Он походил на ребенка, вообразившего себя взрослым; на самом деле это был взрослый человек, навсегда оставшийся ребенком. Уже будучи женат, в России он не мог расстаться со своими любимыми куклами, за которыми его не раз заставали придворные посетители.

Н.М. Карамзин «История государства российского» (Петр3)

5

В российскую историю она вошла не только как императрица, … но и страстная любительница нарядов. Ее гардероб поражал воображение . После ее смерти в Летнем дворце было обнаружено 15 000 платьев, а так же несколько тысяч пар обуви, и два сундука с чулками…

Н.Болотина. Энциклопедия для детей. (Елизавета Петровна)

6

«В Думе говорить по неписанному, дабы дурь каждого видна была».
Чьи это слова? (Петр1)

7

«Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела». Эти слова князя Безбородко были сказаны в период правления какого правителя? (Екатерины Великой)

8

«А не буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской…» Кто автор этих слов? (Анна Иоанновна)


 

Задание на соответствие.

1. Соотнесите термины и их значение. (1 балл)

А. семибоярщина

1. Ни кем и ни чем неограниченная власть монарха

Б. абсолютная монархия

2. Политика поддерживания отечественного производства

В. протекционизм

3. Осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

Г. регентство

4. Правительство в период польской оккупации.

А

Б

В

Г

       

 

2. Соотнесите даты и события. (2 балла)

А. 1696г.

1. Гангутское сражение

Б. 1703

2. Взятие Азова

В. 1721

3. Начало строительства Санкт - Петербурга

Г. 1711

4. Учреждение Сената

Д. 1714

5. Ништадтский мир

А

Б

В

Г

Д

         


3. Соотнесите даты и события. (3 балла)

А. Иван Антонович

1. 1740 – 1741 г.г.

Б. Анна Иоанновна

2. 1761 – 1762 г.г.

В. Елизавета Петровна

3. 1725 – 1727 г.г.

Г. Петр 2

4. 1762 – 1796 г.г.

Д. Петр 3

5. 1727 – 1730 г.г.

Е. Екатерина 1

6. 1741 – 1761 г.г.

Ж. Екатерина 2

7. 1730 – 1740 г.г.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

             

Задания разноуровневого характера соответственно и оцениваются по разному. Проверку осуществляет «внешняя экспертиза» ( по ключам) – присутствующие на уроке.

Ключи к заданию на соответствие

Задание № 1

А

Б

В

Г

4

1

2

3

Задание № 2

А

Б

В

Г

Д

2

3

5

4

1

Задание № 3

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

7

6

5

2

3

4

4. Задание «Исторический портрет». Детям и присутствующим раздают алгоритм написания исторического портрета .

Моя характеристика Бориса Годунова, Петра 1, Елизаветы Петровна, Екатерины Великой, Павла 1 (на выбор учащихся случайного характера)

План:

В какое время жил.

Внешность, черты характера.

Что сделал и кому были полезны его дела.

Какие средства использовал для достижения своих целей.

Ваше отношение к личности Петра 1, его делам и поступкам.

Вывод: оцените вклад Петра 1 в историю России.

Выполнение работы:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Защита исторического портрета проходит устно, оценивается каждый пункт алгоритма присутствующими, учителем а так же оценивают учащиеся других команд. Выставляются баллы на рабочие листы.

5. Интегрированное задание «О ком или о чем говорит литература…». Детям представлены отрывки из стихотворений посвященных повторяемому времени. Прочитав учащиеся должны определить о чем или о ком идет речь. Задания разные для всех команд и также выбираются капитаном. Ответ устный – оценивают учащиеся других команд, учитель, присутствующие.

И в час полночный, судьбоносный, роковой,
Она молилась пылко у иконы,
Гвардейцы к ней вошли Преображенского полка
В мундирах строгих и в блистающих погонах.

И согласились на ее защиту встать,
Просили вмиг отбросить все сомнения,
И на прекрасную наследницу Петра
Смотрели с гордостью и восхищением.

Ольга Ярославская (Елизавета Петровна)

С немецкой кровью, русскою душою
Императрицей много лет была.
Своим правлением славу и величие
Империи Российской принесла.

Хранила свято интерес России,
Ее владения расширяла впрок,
И Турции в войне за побережье
Преподнесла внушительный урок.

При ней в состав России на столетия
Вошли народы горские и Крым,
И важный для России южный берег
Стал крепостью, и стал непобедим.

 

Зоя Воронина (Екатерина Великая)

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

А.С.Пушкин «Стансы» (Петр 1)

Чуть позже, получив прошенья,
   Созрело твёрдое решенье:
   Кондиции – все невпопад,
   Самодержавие – назад.
   И при большом собрании,
   Отдельным в назидание,
   Тот документ «антинародный»
   Разорвала, как непригодный.
   А в марте первого числа
   Вновь присягали, всем хвала,
   Самодержавной, брат, сестрице
   (По третьему) – императрице.

Николай Василенков (Анна Иоанновна)


 


 

Выставляются баллы на рабочие листы.

6.Тестирование. Командам представлены 4 варианта теста с вариантами ответов по следующим периодам « Смутное время», «Петровские времена», « Дворцовые перевороты», «Времена Екатерины Великой и Павла 1». Выбор варианта осуществляется случайным образом, капитаном команды. Выполняют совместно. По окончании работы осуществляется самопроверка по ключам, которые выдает учитель по окончанию работы. Каждая команда получив баллы заносит их в маршрутный лист к заданию с №5.
Тест №1 «Смутное время»

К какому году относятся следующие события «Младший сын Грозного, царевич Дмитрий, погиб в Угличе …»:
а) 1584
б) 1591
в) 1613
 

Интенсивное городское строительство, введение патриаршества, облегчение положения посадских людей - все это связано с именем:
а) Ивана Грозного
б) Василия 3
в) Бориса Годунова

Кто был фактическим правителем при Федоре Иоанновиче?
а) И.П.Шуйский
б)Б.Ф.Годунов
в) Ф.И.Мстиславский

Б. Годунов, мечтавший о власти, несколько раз отказывался от трона:
а) так как он не был прирожденным царем и хотел создать видимость того, что вынужден по воле общества нести эту почетную обязанность;
б) так как боялся ответственности за свою деятельность;
в) так как хотел удалиться в монастырь.

Борис Годунов стал царем:
а) по праву наследства как ближайший родственник царицы
б) по воле Федора Иоанновича, выраженной в завещании
в) будучи избранным Земским собором.

Понятие «урочные лета» - это:
а)запрет на крестьянский переход в Юрьев день
б) ограничение на переход крестьян в Юрьев день
в) срок сыска и возвращение беглых крестьян.

Какой период истории России вошел в историю ка «Смута» или «Смутное время»?
а) 1598-1613
б) 1609-1611
в) 1645-1676

Восстание Хлопка произошло в:
а) 1600
б) 1609
в) 1603

Как звали первого патриарха всея Руси?
а) Гермоген
б) Иов
в) Филарет

Кто организовал заговор против Лжедмитрия 1?
а) Борис Годунов
б) Иван Болотников
в) Василий Шуйский.


 

Тест №2 «Петровские времена»

Для кого из русских правителей был изготовлен специальный двойной трон:
а) для Михаила Федоровича и Филарета
б) для Федора Ивановича и Бориса Годунова
в) для Петра Алексеевича и Ивана Алексеевича

Первые свои батальоны Петр назвал:
а) защитниками отечества
б) потешными полками
в) рыцарями доблести

В истории Московского государства это был первый выезд монарха за границу. Назовите его имя.
а) Борис Годунов
б) Алексей Михайлович
в) Петр Алексеевич
г) Михаил Федорович

Этот сподвижник Петра Алексеевича сделал головокружительную карьеру: начав с должности царского денщика, стал светлейшим князем и богатейшим вельможей. «Полудержавный властелин» назвал его А.С.Пушкин. Это:
а ) А. Д. Меншиков
б) Ф. Лефорт
в) Ф. Ю. Ромодановский

«Сей князь был… собою видом как монстра, нравом злой тиран, превеликий нежелатель добра никому, пьян во все дни, но его величеству верный так был, что никто другой». Кому современник мог дать такую характеристику?
а) А. Меншикову
б) Ф. Ромодановскому
в) Ф. Апраксину

Протекционизм – это:
а) экономическая политика, направленная на поощрение частной собственности
б) ограждение национального производителя от иностранной конкуренции
в) помощь иностранному производителю в проникновении на отечественный рынок

Прутский поход Петра 1 состоялся:
а) в 1709
б) в 1710
в) в 1711

Сражение у мыса Гангут произошло:
а) в 1705
б) в 1714
в)в 1720

Сражение у мыса Гренгам произошло:
а) в 1705
б) в 1714
в) в 1720

Восстание под предводительством К. Булавина произошло:
а) 1703-1707
б) 1707-1708
в)1710-1712


 

Тест № 3 «Дворцовые перевороты»

Сколько лет длились дворцовые перевороты?
а) 32 года
б) 37 лет
в) 38 лет

Какова главная причина частоты дворцовых переворотов?
а) много наследников
б) отсутствие наследников
в) усиление гвардии

Когда умер Петр Первый?
а) январь 1725г.
б) март 1725 г.
в) декабрь 1725 г.

Кто занял престол в 1727 г.?
а) Иоанн Антонович
б) Анна Иоанновна
в) Петр 2

Чье правление было самым коротким?
а) Петра 2
б) «Верховников»
в) Иоанна Антоновича

Кто был фаворитом Анны Иоанновны?
а) Разумовский
б) Бирон
в) Орлов

Кто был фаворитом Елизаветы Петровны?
а) Разумовский
б) Бирон
в) Орлов

Кем дворяне были освобождены от обязательной службы государству?
а) Петром 2
б) Петром 3
в) Елизаветой Петровной

Как изменилось положение крестьян в период дворцовых переворотов?
а) усилилось закрепощение
б) крестьяне получили послабление
в) изменений не произошло

Что было результатом русско – турецкой войны 1735-1739 г.г.?
а) Азов стал российским
б) Азов стал турецким
в) Россия завоевала выход в Черное море.

 

Тест № 4 « Времена Екатерины Великой и Павла 1»

Сколько лет правила Екатерина Великая?
а) 32
б) 34
в) 36

В 1785 г. была издана «Жалованная грамота дворянству», что в ней прописывалось?
а) лишала дворян основных прав
б) особых изменений не внесла
в) соединяла и подтверждала все привилегии

Сколько губерний стало после губернской реформы 1775г.?
а) 23
б) 50
в) 300

За кого выдавал себя Емельян Пугачев?
а) за царевича Дмитрия
б) за Иоанна Антоновича
в) за Петра Федоровича

В каком году Крым был присоединен к России?
а) 1783г.
б) 1785г.
в) 1787г.

Какие страны участвовали в разделе Речи Посполитой?
а) Россия, Англия, Франция
б) Россия, Австрия, Пруссия
в) Россия, Турция, Швеция

С чего начал свое правление Павел 1?
а) продолжил реформы Петра 1
б) продолжил завоевания Екатерины 2
в) изменил порядок престолонаследия

Что сделал Павел 1 в отношении крестьян?
а) ограничил барщину до 3 дней в неделю
б) запретил взимать оброк
в) усилил закрепощение крестьян

Во внешней политике Павел 1 приветствовал только…
а) наступательные войны
б) оборонительные войны
в) сдержанный нейтралитет

Кто был душой и организатором заговора 1801 года?
а) Александр 1
б) Граф Пален
в) князь Лагарп


 

Ключ к тесту №1

б, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – в, 6 – в, 7 – а, 8 – в, 9 – б, 10 – в.

_____________________________________________________________

Ключи к тесту №2:

1 –в, 2- б, 3- в, 4-а, 5-б, 6-б, 7-в, 8-б, 9-в, 10-б.

 

Ключи к тесту № 3

1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – б, 9 – а, 10 – а.

Ключи к тесту № 4

б, 2 – в, 3 – б, 4 – в, 5 – а, 6 – б, 7 – в, 8 – а, 9 – б, 10 – б.

 

7. Подведение итогов. Каждая команда подсчитывает свои баллы. И получает соответствующие оценки. Соответствие баллов оценкам:
0 - 8 баллов – «2»
9 – 16 баллов – «3»
17 – 24 баллов – «4»
25 – 32 баллов – «5»

8. Учитель вносит оценки в журнал. Благодарит всех за работу.

Опубликовано


Комментарии (1)

Милаев Александр Михайлович, 24.01.17 в 17:36 0Ответить Пожаловаться
Замечательный урок -контрольный!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.