История создания конституции РФ.
Автор публикации: Р. Мажиров, ученик 10 класса
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский»
Свердловской области.
Итоговый индивидуальный проект
на тему:
История создания конституции РФ.
Выполнил:
учащийся 9 класса
МОУ «СОШ пос. Уральский»
Мажиров Родион
Руководитель:
Фалёва Анна Сергеевна
учитель истории и обществознания.
пос. Уральский
2021
Оглавление
Введение..............................................................................................................2
Глава I «История развития Конституции Российской Федерации»..............4
Глава II «Правовые и Юридические особенности Конституции Российской Федерации».........................................................................................................7
Глава III «Поправки в Конституции Российской Федерации в 2020 году»……………………………………….......................................................11
Заключение........................................................................................................12
Список литературы................. .........................................................................14
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.
Конституции подстраивались под определенный этап жизни общества постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся «правящей верхушкой» такого общества.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что Конституция РФ является главным источником национальной системы права, которая провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина и определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти. Знание основных вех, связанных с появлением в нашей стране Конституции, важно для любого гражданина нашей страны и лично для меня, так как позволит разбираться в устройстве государства и общества, позволит знать свой правовой статус.
Цель исследования : изучить историю Конституции Российской Федерации.
Задачи:
Рассмотреть этапы становления Конституции России;
Собрать материал об истории Конституции РФ;
Установить правовые особенности Конституции РФ;
Определить основные понятия Конституции Российской Федерации;
Рассмотреть конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.
Объект исследования: теоретические положения о конституционализме, как учении о Конституции.
Предмет исследования: общетеоретические, исторические положения о Конституции, сущность и содержание Конституции РФ как основного закона Российского государства в разный период времени.
Глава I. История развития Конституции Российской Федерации.
История Конституции России берет свои истоки в начале XIX векa. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны.
План государственного преобразования М.М.Сперанского 1809 года и Государственную уставную грамоту Российской империи Н.Н. Новосильцева 1818 года, можно отнести к числу первых в России конституционных проектов. В проекте М.М. Сперанского были идеи конституционной монархии ограниченной парламентом, и поэтапной отменой крепостного права. 1
К числу первых конституционных проектов в России можно отнести План государственного преобразования графа М.М. Сперанского (1809) и Государственную уставную грамоту Российской империи Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права.
Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в Русской правде П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также Манифесте к русскому народу Северного общества (Х1Х). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу.2
Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.
Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок.
В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций - 1918, 1925, 1937, 1978 годов и действующая ныне 1993 года.
В российском государстве основы конституционного строя и первые законодательные акты, ограничивающие самодержавную власть монарха, которые носили конституционный характер, возникли только в начале XX века - в дореволюционный период.
Первая советская Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 года Пятым Всероссийским Съездом Советов вскоре после октябрьского переворота и имела свои особенности. Во-первых, она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития и определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, во-вторых, была в наибольшей степени идеологизирована и имела классовый характер. Она закрепила создание новой системы государственных органов и принципов их организации и деятельности. В конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата, полновластия и равноправия трудящихся. В-третьих, она отличалась от последующих конституций значительным числом программных положений и, наконец, она включала установления, ориентированные на всё мировое сообщество, при этом чисто политического характера.
После образования СССР в 1922 году (по причине объединения РСФСР с другими независимыми республиками) была принята первая общесоюзная Конституция СССР 1924 года, а на ее основе в 1925 году - новая Конституция РСФСР, которая не включала в свой текст Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа, однако записала, что придерживается основных её положений. Дальнейшее развитие российской Конституции шло на основе общесоюзной Конституции и в строгом соответствии с нею. Вторая Конституция РСФСР характеризуется следующими особенностями: во-первых, в ней закреплён факт вхождения РСФСР в СССР, во-вторых, в связи с появлением субъектов РСФСР в Конституцию были включены положения, определяющие статус и полномочия Федерации в отношении их.
Принятие Конституции РСФСР 1937 года было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Ее основными отличительными особенностями были, во-первых, впервые введенные главы об основных правах и обязанностях граждан. Например, право на труд. Во-вторых, конституция этого этапа по своей юридической форме приобрела более совершенный вид. В-третьих, в конституции 1937 года впервые был закреплено право выхода из Союза ССР. Эта Конституция отразила победу социализма, установила конституционный принцип равенства граждан, отменила ограничения прав избирателей, ввела новую систему представительных органов власти.3
Конституция РСФСР 1978 года, принятая на основе Конституции СССР в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства, на всём протяжении своего срока действия (до 1993 года) претерпевала значительные изменения. В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной и характеризуется следующими особенностями, во-первых, в ней впервые введено понятие "народ" и именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть. Во-вторых, она носила классовый характер. Это подчёркивалось тем, что она ещё более откровенно и прямо отражала роль коммунистической партии, которая является "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций" Конституция РСФСР 1978 г. Ст. 6.. В-третьих, в отличие от Конституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы, т.е. она стала более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. В-четвёртых, она впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством. предусматривалась обязательная альтернативность выборов, но создавалась возможность ее реализации, что и было приведено в жизнь на первых свободных выборах. Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.4
Далее была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая и занялась этой проблемой. Однако разногласия в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в результате противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, результатом которой и стали события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В таких условиях принятие новой Конституции должно было явиться основой, способствующей установлению стабильности в обществе и государстве. Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии, образованной Съездом народных депутатов, и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.
Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.
Глава II Правовые и Юридические особенности Конституции Российской Федерации.
Во-первых, начнем с того, что конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 г. принята на референдуме, конституция РФ имеет прямое действие. Благодаря прямому непосредственному действию конституционных норм граждане имеют возможность опираться на них в процессе осуществления своих прав. Конституция РФ обладает верховенством. Все акты, от кого бы они ни исходили, не могут быть приняты, если они противоречат Конституции. Если же акт противоречит Конституции, но он был принят до ее вступления в действие, то его необходимо привести в соответствие с Конституцией. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Из этого следует, что при столкновении конституционной нормы с другими правовыми нормами всегда должна быть применена конституционная норма.
Еще одной особенностью Конституции является особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Но в нашей стране учрежден специальный орган для осуществления конституционного контроля —Конституционный суд РФ . Его исключительной компетенцией является толкование Конституции, а также соответствие конституционности действующего законодательства и не вступивших в законную силу международных договоров. 5
Другой особенностью Конституции Российской Федерации является порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное голосование, причем решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15.10.1993 г. В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. Голосование проводилось на основе Положения о всенародном голосовании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета голосов и определения результатов всенародного голосования.
Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет, ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация есть «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», она обходит молчанием вопрос о разновидности российской республики.
Конституция - это акт долговременного действия. Одним из важнейших свойств конституции - стабильность. Стабильность —важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти. Изменения не должны быть частыми, так как это разрушит стабильность. Жесткий порядок пересмотра и внесение в нее поправок является гарантией стабильности Конституции РФ.
Для установления положений конституции нет правовых ограничений. Нет такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.
Принципы и положения конституции важны для законодательной деятельности. Законодательство может усовершенствовать конституционные предписания, и устанавливать дополнительные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также организации и деятельности государственных институтов. Конституция стимулирует создание новых норм права, создает предпосылки для принятия новых правовых актов. Статьи Конституции часто сформулированы так, что из них очевидна обязательность принятия акта текущего законодательства, с помощью которого конституционная норма будет реализована наилучшим образом, либо будут установлены дополнительные гарантии ее реализации.
Свойство Конституции, как юридической базы действующего законодательства проявляется в том, что именно она определяет весь процесс правотворчества, устанавливая, какие нормативно-правовые акты принимают различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, определяя их юридическую силу. Конституция устанавливает общие правила законодательного процесса, называя субъектов права законодательной инициативы, регулируя в самом общем виде порядок принятия различных видов законов РФ, порядок их обнародования.
Конституция России относится к числу жестких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок ее принятия, изменения и внесения дополнений. Применительно к порядку принятия Конституции он заключается, во-первых, в том, что для разработки проекта Конституции создается специальная Конституционная комиссия, от участников которой требуется высокая степень квалификации в самых разных отраслях знаний, прежде всего юриспруденции, практический опыт, юридические и законодательные навыки. Во-вторых, особый порядок принятия Конституции заключается в возможности вынесения ее проекта на всенародное голосование (референдум) либо в утверждении ее специально создаваемым органом типа Учредительного собрания —Конституционным Собранием. Само принятие конституции проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества. Первоначальные проекты конституций публикуются на страницах газет с большим тиражом и издаются отдельными брошюрами.6
Особый порядок внесения изменений и дополнений к Конституции предусмотрен в главе 9 — специально усложненная процедура внесения и принятия предложений о пересмотре или изменении различных частей Конституции требуется для правомерного соблюдения интересов большинства субъектов федерации, выраженное в обязательности утверждения таких изменений путем принятия соответствующих законов представительными органами государственной власти субъектов РФ. Конституция РФ предусматривает четыре способа ее изменения: внесения поправок; включение названия нового субъекта (субъектов) РФ, принятого в состав Федерации на основе добровольного присоединения территории зарубежного государства или в результате образования нового субъекта РФ на ее территории; изменение названия субъекта РФ, уже состоящего в Федерации; общий пересмотр Конституции.
Глава III. Поправки в Конституции Российской Федерации в 2020 году.
О необходимости внести поправки в некоторые положения Конституции Российской Федерации глава государства Владимир Владимирович Путин заявил 15 января 2020 года во время послания Федеральному собранию. Первую версию поправок приняли 23 января. Позже к ней поступило около 400 поправок, из которых в финальную часть документа вошла половина. С 25 июня по 1 июля 2020 года прошло общероссийское голосование по поправкам к Конституции. В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, граждане России голосовали за 22 поправки списком (приложение).
Список основных к Конституции РФ 2020 года:7
1) Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны
2) Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост
3) Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти
4) Изменение статуса и полномочий Госсовета и усиление позиций губернаторов.
5) Изменение роли парламента. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата.
6) Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.
7) Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий
8) Усиление роли Конституционного суда
9) Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ
10) Закрепление принципов единой системы власти.
Заключение
Конституция РФ – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно – правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.
В ходе проведенного исследования мне удалось достигнуть поставленной цели.
При изучении теоретических основ мы узнали:
Значение, история развития конституции.
Отличительные особенности содержания конституций с периода РСФСР и до 1993 года, нынешней конституции.
Правовые особенности конституции РФ
Поправки в конституции 2020 года.
В заключении хочу сказать, что конституция в разных странах кардинально отличается друг от друга, и законы, чуждые для нас, допустимы в этой стране – это нормально. Конституции всех стран мира имеют свою не менее интересную историю становления до современного варианта. Конституция РФ прошла огромный путь от идеи Александра II и до сегодняшней редакции. Без конституции у нас в стране произошел бы полный хаос, да и не только у нас, а во всех странах. Конституция играет важную роль в регулировании жизни каждого человека и гражданина.
Конституция – это основной и необходимый документ каждого государства, регламентирующий основы государственного устройства и положение человека в той или иной стране.
В большей мере история Конституции изучена. В результате проделанной работы на основе официальных документов:
дополнена и проанализирована история создания Конституции РФ;
систематизированы знания;
В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки.
Приложение
к главе III
Таблица основных поправок в Конституции РФ 2020 года
1. Судебная система | Добавили в систему судебной власти арбитражное судопроизводство. Раньше указывали только конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство | Ч. 2 cт. 118 |
Перечислили суды, которые составляют судебную систему, например, Верховный суд, арбитражные и мировые суды. Раньше суды не перечисляли | Ч. 3 ст. 118 | |
Снизили состав Конституционного суда с 19 до 11 судей | Ч. 1 ст. 125 | |
Ввели дополнительные обязанности для Конституционного суда, например, должен проверять конституционность законов по запросу Президента | Ч. 5.1 ст. 125 | |
Разрешили сенаторам увольнять судей Конституционного и Верховного судов. Президент вправе предложить сенаторам отстранить от должности судей Конституционного и Верховного судов за поступки, порочащие честь и достоинство судьи. Сенаторы будут вправе прекратить полномочия судей | п. «е.3» ст. 83, п. «л» ч. 1 ст. 102 | |
Разрешили Президенту обращаться в Конституционный суд до того, как подпишет закон, который одобрила Госдума. Если суд не подтвердит конституционность закона, то Президент возвращает его в парламент | Ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108 | |
2. Президент | Ограничили возможность занимать должность Президента в принципе более двух сроков – убрали слово «подряд». Правило не распространяется на действующего Президента. Конституционный суд согласился, что эта норма законна (заключение Конституционного суда от 16.03.2020 № 1-З) | Ч. 3 и 3.1 ст. 81 |
| Ужесточили требования к кандидату в Президенты. Занимать должность Президента вправе человек, который прожил в России не менее 25 лет и не имеет иностранного гражданства | Ч. 2 ст. 81 |
3. Госсовет | Положения о Госсовете внесли в Конституцию. Госсовет станет конституционным органом. Должны издать федеральный закон, который будет регулировать работу Госсовета. Президент образовал Госсовет Указом от 01.09.2000 № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации». Сейчас это неконституционный совещательный орган при Президенте. Председателем Госсовета выступает Президент, а членами – высшие чиновники, к примеру, председатели обеих палат, полпреды Президента в федеральных округах | П. «е.5» ст. 83 |
4. Правительство | Обязали Госдуму утверждать заместителей премьера и федеральных министров. После этого Президент назначает их на должность. Одновременно разрешили Президенту распустить Госдуму, если три раза отклонит кандидатуры заместителей премьера и федеральных министров | Ст. 112 |
Ввели персональную ответственность премьера перед Президентом | Ст. 113 |
Список литературы.
Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918г. – : ГАРАНТ – справочная правовая система.
Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11.05.1925г. – ГАРАНТ – справочная правовая система.
Конституция (Основной Закон) СССР от 31.01.1924г. – : ГАРАНТ – справочная правовая система.
Конституция СССР от 05.12.1936г. – ГАРАНТ – справочная правовая система.
Конституция РСФСР от 21.01.1937г. – : ГАРАНТ – справочная правовая система.
Конституция СССР от 7.10.1977г. – : ГАРАНТ – справочная правовая система.
Конституция РСФСР от 12.04.78г. – : ГАРАНТ – справочная правовая система.
Конституция РФ от 12.12.1993г. – : ГАРАНТ – справочная правовая система.
Авакьян, С.А. Основные вехи конституционного развития России // С.А. Авакьян. Конституция России: природа, эволюция, современность: монография. – М.: Издательство «Сашко», 2010. – 512 с.
Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник /М.В. Баглай. – М.: НОРМА, 2011. – 784 с.
. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие. — М.: Юстицинформ, 2015. – 608 с.
Богданова, Н.А. Конституционное право. Общая часть /Н.А. Богданова. – Зерцало-М., 2016. – 144 с.
Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии: сборник документов / Под ред. А.В. Гоголевского, Б.Н. Коваля. – М.: Гардарики, 2012. – С. 10-17.
Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. — М.: Проспект, 2015. — Т. 2. — 704 с.
Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / под ред. С.И. Носов. — М.: Статут, 2014. – 698 с.
Консьтитуционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. –Проспект,2016. — 588 с.
Кутафин, О.Е. Избранные труды в 7 томах. Т. 7. Российский конституционализм: монография / О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2011. – 412 с.
Мамонов В. В. Конституция СССР 1977 года: этап развития или основа «застоя»? // Ленинградский юридический журнал.- 2014. — № 4 (38). — С.185-188.
Тищенко Е. В., Тищенко В. Г. Конституционное развитие России в ХIХ в. // Вестник культуры и искусств. – 2013. — № 4 (36). – С.145-148.
1 Авакьян, С.А. Основные вехи конституционного развития России // С.А. Авакьян. Конституция России: природа, эволюция, современность: монография. – М.: Издательство «Сашко», 2010. – С. 225-230.
2 Там же.
3 Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник /М.В. Баглай. – М.: НОРМА, 2011. – с.23-33.
4 Мамонов В. В. Конституция СССР 1977 года: этап развития или основа «застоя»? // Ленинградский юридический журнал.- 2014. — № 4 (38). — С.185-188.
5 Богданова, Н.А. Конституционное право. Общая часть /Н.А. Богданова. – Зерцало-М., 2016. – С. 98-100.
6 Богданова, Н.А. Конституционное право. Общая часть /Н.А. Богданова. – Зерцало-М., 2016. – С.122.
7 Конституция РФ от 12.12.1993г. – : ГАРАНТ – справочная правовая система.