12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ермолаева Татьяна Валерьевна55826
Работаю в общеобразовательной школе учителем технологии и музыки. Увлекаюсь рукоделием и цветоводством.
Россия, Ярославская обл., Ярославский МР, п. Ивняки
Материал размещён в группе «Учителя технологии»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ивняковская средняя школа»

Ярославского муниципального района




Районная научная конференция школьников «Первые шаги в науку»



«История возникновения и тенденции современного развития лоскутного шитья (на примере изготовления декоративной прихватки техникой лоскутного шитья)»

(по образовательной области «Технология»)






Автор исследования:

Абакумова Мария,

Обучающаяся 5 «В» класса

МОУ Ивняковской СШ

150507 Ярославская область

Ярославский район, п. Ивняки,

Ул. Луговая, 1а

Руководитель:

Ермолаева Татьяна Валерьевна,

Учитель технологии

МОУ Ивняковской СШ ЯМР




п. Ивняки

2022


Содержание


Введение……………………………………………………………………….3

1. Содержание понятия, история возникновения и основные

факторы развития лоскутного шитья…………………………………..

2. История развития лоскутного шитья в России……………………….

3. Первый музей лоскутного шиться в Рязани «Шили-были»…………..

4. Техники лоскутного шитья……………………………………………...

5. Изготовление продукта, выполненного в технике шитья

из лоскутиков……………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………..

Список использованных источников …………………………………



Введение

Работа над проектом предполагает популяризацию применения техник лоскутного шитья в рамках изучения исторических фактов развития мануфактурного производства в России и за рубежом. Лоскутное шитье — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции.

Цель работы - применить полученные в результате выполненного исследования знания и навыки по технике лоскутного шитья в самостоятельном изготовлении предметов интерьера (пошив декоративной прихватки).

Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Изучить историю возникновения лоскутного шитья;

2. Определить, что способствовало развитию лоскутного шитья;

3. Рассмотреть историю развития лоскутного шитья в России;

4. Изучить технологию «деревенских» узоров;

5. Применить приобретенные знания, умения и навыки при изготовлении продукта, выполненного в технике шитья из лоскутиков;

6. Изучить экспонаты первого в России музея лоскутного шитья в Рязани.

История лоскутного шитья прослеживается с давних времен, и с момента своего создания эта техника полюбилась во многих странах и прочно вошла в жизнь людей. Говоря о лоскутном шитье, имеется в виду не только домашнее хобби, покрывала, подушки, коврики, но и коллекции именитых дизайнеров, которые успешно используют пэчворк в своих работах.

В нашей стране вся история лоскутного шитья сводится к появлению промышленного производства в текстильной сфере. Ситцевые рубахи и сарафаны прочно обосновались в обиходе. Украшением их, как правило, служил лоскутный орнамент. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий - и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое другое.

В наши дни лоскутное шитье привлекает как художников-профессионалов, так и мастеров-любителей. Кто-то увлечен пошивом одеял, источником вдохновения сделав национальное искусство, другой выбрал изготовление одежды, обогащенной декоративным многообразием народного русского костюма. В любом из случаев прослеживается переплетение современной техники шитья с народными традициями, а посредством того - проникновение в культурное наследие прошлого. Для лоскутных работ русского стиля характерна особенная яркость, «веселье» красок. В узорах всегда присутствует многоцветие, там непостижимым образом гармонично сочетаются разнообразные пестрые мотивы, ткани нескольких фактур.

В ряде российских городов поклонники этого самобытного замечательного творчества организовали свои клубы. Любители лоскутного шитья проводят совместные акции, встречи, выставки и фестивали, вплоть до реализации международных проектов.

1. Содержание понятия, история возникновения и основные факторы развития лоскутного шитья


Пэчворк, квилтинг, лоскутное шитьё или лоскутная мозаика — это любимый многими вид рукоделия, в котором цельное полотняное изделие создается из маленьких разноцветных кусочков ткани. Лоскуты выкладываются в определенном порядке, как кусочки плитки в мозаике, сшиваются между собой и дополнительно простегиваются на машинке.

Лоскутное шитье — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий и других изделий1.

История лоскутного шитья прослеживается с давних времен, и с момента своего создания эта техника полюбилась во многих странах и прочно вошла в жизнь людей. Говоря о лоскутном шитье, имеется в виду не только домашнее хобби, покрывала, подушки, коврики, но и коллекции именитых дизайнеров, которые успешно используют пэчворк в своих работах 2.

В музеях мира не найти лоскутного одеяла хоть сколько-нибудь солидного возраста – в тысячу или хотя бы пятьсот лет. Но это не потому, что искусство создания изделий из обрезков ткани – молодое, наоборот, оно возникло, скорее всего, тогда же, когда люди научились шить. Но все, что создавалось в результате попыток дать кусочкам материи вторую жизнь, интенсивно использовалось в повседневной жизни, для чего и было создано.

По найденным древнеегипетским изображениям удалось определить, что навыками такого шитья из кусочков кожи владели еще при фараонах, то есть время возникновения этого вида творчества может быть как минимум четвертое тысячелетие до н. э.3

Лоскутное шитье из Египта, XVI век. Музей Оксфорда.

Рис.1. Лоскутное шитье из Египта, XVI век. Музей Оксфорда4

https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 03.11.2021)


В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами.

В Европе лоскутная техника появилась, как отмечается в некоторых источниках5, не позднее V века, но относительно распространенной она стала спустя несколько столетий, когда на Ближний Восток отправились отряды крестоносцев. То есть предполагается, что лоскутная техника шитья могла быть принесена в европейские страны именно из Азии.

Таким образом, история лоскутного шитья достаточно древняя. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества.

При достаточно широкой географии лоскутного шитья следует отметить, что в Новый Свет эта традиция была действительно привезена из Европы. Сначала – колонистами, которым было жизненно важно согреться при минимуме ресурсов, потом – миссионерами. Искусство лоскутного шитья переняли коренные американцы, индейцы, и уже потом включали лоскутные изделия со своими, оригинальными узорами в ритуалы племен.

Период Великой депрессии в Америке тридцатых годов отодвинул уже ставший национальным видом творчества пэчворк на далекий план. Это связано с тем, что ткани почти не поступали в продажу и были не по средствам большинству жителей страны. Популярность в эти годы приобрела одежда, выкроенная из мешков для продуктов.

Получается, что периоды популярности лоскутного шитья совпадали с периодами экономических трудностей в той или иной страны.

Р?Р· лоскутов шили скорее вынужденно - РѕС‚ бедности

Рис. 2. Быт в бедной семье


Действительно, чаще всего, из лоскутов шили скорее вынужденно - от бедности. Стесненность в средствах толкнула рукодельниц на создание этого стиля. Но они в то время и не догадывались, что в будущем возникнет целое искусство, основанное на аккуратном сшивании одежды и предметов быта из маленьких разноцветных кусочков ткани. Тогда бережливые хозяйки годами собирали обрезки тканей, оставшихся после раскроя, или целые фрагменты от износившейся одежды. Таким способом пополняли свой гардероб жители многих стран, возможно, даже независимо друг от друга, то есть каждый народ вполне независимо от других приходил к идее лоскутного шитья просто потому, что при нехватке материалов и средств для их приобретения это было разумным выходом из положения. Из остатков ветхой одежды или из обрезков, которые оставались после шитья, сооружали и одеяла, и новые предметы одежды. Лоскуты, подобранные так, чтобы получился узор, становились украшением рубахи или юбки, часто – единственным.

Западное название такой техники - пэчворк. Этот практичный и недорогой вид декоративно-прикладного творчества первоначально существовал в Англии, куда с XVI века свозили из Индии отличные хлопчатобумажные ткани ярких узоров и расцветок. Характерным признаком достатка в доме служило роскошно декорированное набивным рисунком или вышивкой индийское одеяло. история возникновения лоскутного шитья Англия как родина пэчворка. В Японии XVI ‒ XIX веков носили одежду, украшенную узором из лоскутов. Из этого следует, что техника шитья из лоскутков, вероятно, пришла в Европу с Востока.

Чтобы сделать большое лоскутное одеяло,порой требовалась работа нескольких человек.

Чтобы сделать большое лоскутное одеяло,порой  требовалась работа нескольких человек

Рис. 3. Пример процесса лоскутного шитья


То есть история пэчворка в том виде, который известен сейчас берет свое начало от европейцев, в спешке покинувших свои дома в направлении Северной Америки. Бросив большую часть своего имущества (а многие и вовсе не имея его), переселенцы испытывали острую нужду во всем. Их одежда за время долгого странствия сильно износилась, денег не хватало на еду. Поэтому предприимчивые жены первых американских иммигрантов додумались до таких ухищрений: из 2-х слоев ткани и утепляющей прокладки между ними они шили одеяла. Верхний декорированный слой был выполнен из разноцветных элементов, а нижний — однотонный. Эта техника шитья получило название квилт, который является ближайшим родственником пэчворка.

Позже квилтинг стал традиционным видом искусства в Америке. Согласно обычаю приданое невесты должно было включать в себя тринадцать одеял в стиле квилт, последнее из которых изготавливалось после помолвки девушки и содержало в себе эффектный орнамент из почти семисот разноцветных ромбов.

Постепенно техники пэчворк и квилт совершенствовались, в руках мастериц превращаясь в настоящие шедевры. Рукодельницами были разработаны целые методики и разнообразные приемы в исполнении своих работ. Несмотря на то, что сшивание изделия из лоскутов требовало немало усилий, множество женщин со всего мира творили свои произведения искусства6.

Такое оригинальное и самобытное искусство как пэчворк или квилтинг не могло окончательно остаться в прошлом. В семидесятых годах XX века оно пережило свое второе рождение, став модным досугом среди жительниц Соединенных Штатов Америки. Особенно массово внимание американцев обратилось к лоскутному шитью к годовщине празднования двухсотлетия независимости. Тогда, в 1976 году были найдены и извлечены из чердаков старинные семейные квилты и другие изделия в стиле пэчворк.


2. История развития лоскутного шитья в России


В нашей стране упоминания о данной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в., что связано с началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком.

Таким образом, в нашей стране вся история лоскутного шитья сводится к появлению промышленного производства в текстильной сфере. Ситцевые рубахи и сарафаны прочно обосновались в обиходе. Украшением их, как правило, служил лоскутный орнамент. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий - и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое другое. История лоскутного шитья в нашей стране традиционно сводится к технике «деревенских» узоров - немудреной мозаики из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета. Наиболее интересными и примечательными можно назвать объемные технологии, характерные для русского шитья.

Суть такой технологии заключается в следующем. Все лоскутки вырезаются по лекалу в виде квадрата или круга и складываются треугольничками. Те группируют рядами и по кругу пристрачивают к основе, которой служит плотная ткань.

Другой вариант - ткань разрезается на полосы, из которых скручиваются длинные жгуты. Затем плетется косичка-шнур. Несколько таких косичек разного цвета выкладываются на ткань по кругу и сшиваются друг с другом.

В ХХ веке (а именно в 70-е годы) произошел новый всплеск моды на одежду, украшения и интерьеры в фольклорном стиле, на волне которого возродился интерес к данной технике. Этим видом народного творчества заинтересовались музеи, которые начали собирать образцы изделий. В результате появились целые коллекции шедевров народного прикладного искусства (что неудивительно, ведь история лоскутного шитья насчитывает многие десятилетия). А хранятся они во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее ивановского ситца и множестве городских краеведческих музеев.

Лоскутная техника привлекла огромное число современных художников-профессионалов. Эта техника не так проста, как может показаться на первый взгляд. От художника требуется не только владение навыками шитья, но и тонкое чувство стиля, цвета и, конечно, же, вкус. Хороший результат возможен лишь при высокой точности кроя и сшивания элементов. Разница буквально в несколько миллиметров может привести к перекосу всего изделия. Требуется в совершенстве владеть как ручной, так и машинной стежкой (термин «стегать» означает прошивать насквозь прокладку из ваты, слоя ватина или любого другого материала, помещенную между двумя слоями декоративной ткани). Стежка может иметь различные узоры, которые дополнительно украшают изделие. Чего только не шьют мастерицы из разноцветных лоскутков! Ими создается множество разнообразнейших вещей - от тряпичных кукол, одеял, скатертей, подушек, занавесок, прихваток, ковриков до панно и картин, а также сумок, жакетов и жилетов. Имея развитый вкус, художница обладает полной свободой в выборе тканей и составлении своего собственного, всегда неповторимого рисунка. Овладение тонкостями данного самобытного искусства требует терпения и запаса времени7.

Начинающим рукодельницам можно посоветовать взяться за несложное изделие маленького размера, например, прихватку (что я и реализовала в соем проекте). При изготовлении любого предмета в лоскутной технике прежде всего нужно освоить соединение пары различных по цвету прямоугольных треугольничков одного размера в квадрат, затем составление из подобных квадратов полосы, после чего уже следует сшивание ряда полос в сплошное полотно.

Необходимая составляющая успеха — аккуратность и художественный вкус. Чтобы композиция не рябила в глазах, кусочки ткани обязаны гармонировать друг с другом по цвету. Удачное геометрическое решение может придать композиции поистине неповторимый колорит. Сложность возникает при работе с лоскутками, имеющими, помимо основного узора, множество дополнительных цветов и оттенков. Составляя единое полотно, мастеру приходится ежеминутно проверять достигнутый эффект. И главным в его работе выступает не теория цветовых сочетаний, а собственная интуиция.

t1673253307ad.png

Рис. 4. Кухня в убранстве лоскутного шитья


Поражает и притягивает внимание необычайное разнообразие лоскутных поделок. В убранстве кухни в глаза бросаются скатерти, нарядные салфетки, пестрые прихватки.

t1673253307ae.png

Рис. 5. Спальня в убранстве лоскутного шитья

В спальне — одеяла, всевозможные пледы и наволочки.

t1673253307af.png Рис. 6. Гостиная в убранстве лоскутного шитья


Попадая в гостиную, мы обращаем внимание на декоративные панно, а в гардеробе хранятся аксессуары в виде кошелька, сумки и даже одежды — ею может быть уютный стеганый жилет или летний сарафан в народном стиле.

В наши дни лоскутное шитье привлекает как художников-профессионалов, так и мастеров-любителей. Кто-то увлечен пошивом одеял, источником вдохновения сделав национальное искусство, другой выбрал изготовление одежды, обогащенной декоративным многообразием народного русского костюма. В любом из случаев прослеживается переплетение современной техники шитья с народными традициями, а посредством того - проникновение в культурное наследие прошлого. Для лоскутных работ русского стиля характерна особенная яркость, «веселье» красок. В узорах всегда присутствует многоцветие, там непостижимым образом гармонично сочетаются разнообразные пестрые мотивы, ткани нескольких фактур.

В ряде российских городов поклонники этого самобытного замечательного творчества организовали свои клубы. Любители лоскутного шитья проводят совместные акции, встречи, выставки и фестивали, вплоть до реализации международных проектов.

Заводим в Яндексе поиск и получаем:

t1673253307ag.jpgt1673253307ah.jpg

Рис. 7. Группы в социальных сетях и объединения по использованию в рукоделии техник лоскутного шитья

История развития лоскутного шитья отнюдь не завершена и в наши дни. Во всем мире такое ремесло возрождается заново, многие страны претендуют на приоритет в данной сфере прикладного творчества. Пожалуй, правильнее всего считать его интернациональным искусством - принадлежащим целому миру. Как и прочие способы художественного самовыражения, оно служит доступным и понятным языком взаимодействия представителей разных конфессий и наций.

Таким образом, лоскутное шитье в России стало известно в XVIII веке, но только в кругах старообрядцев. И только в конце XIX века эта техника стала широко известна, но в основном среди крестьян. На Руси, например, после окончания XVII века появились первые тканевые полотна фабричного производства, ширина которых составляла более семидесяти сантиметров. Благодаря такой ширине после раскроя оставались  кусочки тканей, из которых шили одеяла (в Историческом музее Москвы даже хранятся некоторые из них). Большой популярностью в быту пользовались лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани. После 1917 года шитье из лоскутов определили как прикладное искусство.

3. Первый музей лоскутного шиться в Рязани «Шили-были»

В Рязани в сентябре 2021 года появился первый в России музей лоскутного шитья. Он называется Музей-мастерская «Шили-были» , который был создан на средства регионального гранта, предоставленный в рамках создания объектов туристического показа в Рязанской области.

Музей расположен в центре города и включает в себя экспозиционные площади, мастерскую, помещение для обучающих занятий и проведения мастер-классов по лоскутному шитью8.

t1673253307ai.pngРис. 8. Церемония открытия музея «Шили-были»

t1673253307aj.pngРис. 9. Здание музея «Шили-были»

В Правительстве Рязани уверены, что  «Шили-были» станет центром лоскутного шитья для всей страны. Рязанская земля издавна славилась своим народным творчеством и промыслами — это и кадомский вениз, и михайловское кружево, и скопинская керамика. А теперь к ними добавится и замечательное лоскутное шитье, которое обязательно войдет в число брендов Рязанской области.

t1673253307ak.png

Рис. 10. Панно «Город в объективе» (Автор – Маргарита Николаевна Цыганкова)

t1673253307al.png

Рис. 11. Слева панно «Мезенская роспись» (Автор – Татьяна Михайловна Кириллина). Справа панно «Снежные кружева» по картине Анны Силивончик (Автор – Елена Васильевна Венедиктова)

Сегодня в стенах здания проходят обучающие занятия и мастер-классы по набойке рисунка на ткань, рязанской вышивке, основам кройки и шитья. А еще проводят бесплатные курсы по обучению лоскутному шитью для женщин старшего возраста. Проект «Одиночеству – нет!», автором которого стала Елена Венедиктова, выиграл президентский грант, позволив всем желающим бесплатно собираться, постигая азы довольно древнего русского искусства.

t1673253307am.png
Рис. 12. На занятиях в музее «Шили-были»

t1673253307an.png Рис. 13. В музее «Шили-были»

Кроме того что музей станет неким объединяющим центром для всех любителей народного творчества, на его базе планируется проводить многочисленные выставки и фестивали. Здесь же будут продвигаться рязанские народные промыслы, и гости города смогут приобрести продукцию гончаров, керамистов, вышивальщиц, кружевниц, мастеров лозоплетения. А еще со временем, уверен директор музея, в музее удастся собрать и научную базу по тем уникальным техникам, в которых работают рязанские художники.

t1673253307ao.pngРис. 14. В музее «Шили-были»


В 2022-м планируется провести в Рязани Международный фестиваль лоскутного шитья «Душа России». Его организатор Римма Быбина уже заявила о своем желании собрать мастеров со всего мира в стенах музея «Шили-были».


t1673253307ap.png

Рис. 15. Международный фестиваль в Москве

Опыт участия в мероприятиях такого уровня у создателей музея уже есть, они привозили свои коллекции  на Международный фестиваль «Душа России» в Москве.

При этом создателями отмечается, что главная задача музея «Шили-были» – передача уникальных знаний и навыков рукоделия будущим поколениям. Ради этого проект и был задуман.

4. Техники лоскутного шитья

Лоскуток к лоскутку — и на глазах получается изысканный узор, вызывающий умиление и восторг у детей и взрослых. Несмотря на интенсивное развитие современных технологий, именно к этому виду рукоделия снова возвращается былая популярность. Шитье из лоскутков занимает достойное место среди таких видов рукоделия, как шитье, вязание, вышивание.

Раньше использовали домотканое полотно – в ширину оно было около 40 сантиметров, как раз для рубахи или полотенца. Обрезков оставалось мало. А вот фабричные иностранные ситцы оказались намного шире – 75 – 80 сантиметров: лоскутов при шитье получалось гораздо больше.

Занятия лоскутным шитьем значительно упростились в связи с появлением швейных машинок и других приспособлений, облегчающих сборку неповторимых орнаментов. Рукодельницы копировали и преображали старые узоры лоскутной мозаики, создавали новые техники и способы сбора тканевых элементов. Они объединялись в специализированные кружки и группы рукоделия, которые со временем перенеслись в Европу и в другие уголки земного шара.


Это был, пожалуй, самый простой способ украсить жилье, сделать его одновременно нарядным и уютным. Впрочем, почему – был? Сейчас лоскутное шитье зовется модным словом «пэчворк» и пользуется заслуженным вниманием дизайнеров интерьеров и модельеров одежды. Ассоциации с бедностью больше не прослеживаются – теперь создавать что-то из лоскутов ткани значит ценить свои культурные традиции и придерживаться принципов разумного потребления.

Вариант лоскутного шитья. Фото: quiltshow.ru

Рис. 16. Вариант лоскутного шитья


Техника сборки лоскутов могла быть самой разной, продиктованной как традициями определенной местности, так и умением каждой мастерицы. Делали «русский квадрат», «уголки», «шахматки», «бревенчатую избу». Интересным видом лоскутного творчества стал стиль «ляпочиха» - такими делали каргопольские свадебные одеяла.

Лоскутное шитье в стиле «ляпочиха»

Рис. 17. Лоскутное шитье в стиле «ляпочиха»


Русские «кругляки» походили на американские «йо-йо». В свою очередь, мастерицы Нового Света изображали из лоскутов узоры под названием «зуб пилы», «медвежья лапа», «лестница Иакова». А еще Америка дала жизнь удивительной технике «крейзи», то есть «сумасшедшей», придуманной в Англии викторианского периода. В этом случае лоскуты сшивались без какой-либо закономерности, узоры не повторялись.

Пэчворк в стиле «крейзи». Бруклинский музей

Рис. 18. Пэчворк в стиле «крейзи». (Бруклинский музей)

Сами ткани при этом были не простыми – использовались лоскуты из шелка, бархата и других дорогих материалов, остающихся после создания изысканных женских платьев. Техника «крейзи» стала вариантом хобби для обеспеченных молодых дам, а созданные таким образом изделия были призваны украшать интерьер, нисколько не претендуя на практичность. Это модное веяние возникло после Всемирной выставки в Филадельфии 1876 года.

Лоскутное одеяло. Фото: museum59.ru

Рис. 19. Лоскутное одеяло

В настоящее время мир более чем благосклонен к шитью из лоскутов. Тому причиной и интерес к этнографическому наследию, и идеи разумного потребления.

Приехав в любую часть света, можно познакомиться с уникальными традициями местного лоскутного шитья. Пэчворк по-японски, например, предполагает исключительно ручную работу, а лоскуты представляют собой обрезки шелковых тканей.

Демократичность этого вида рукоделия давно осталась в прошлом, теперь лоскутные техники превратились в важную составляющую высокой моды. Это заслуга в первую очередь французской художницы родом из Российской империи, Сони Делоне, которая нашла вдохновение в тех узорах, что видела с детства. В 1911 году она сама сшила лоскутное одеяльце – для своего сына Шарля. А потом придумала и новую технику кубизма, напоминавшую такое шитье, она получила название «симультанизм» или «орфизм»9.

Такое одеяло сшила в 1911 году Соня своему сыну

Рис. 20. Одеяло, сшитое Соней Делоне своему сыну (1911 год)

А в 1920 году в Париже открылось ателье Сони Делоне, в котором продавалась одежда «от кутюр» из лоскутных тканей.


Заключение

Таким образом, цель работы достигнута, а именно:

- изучена история возникновения лоскутного шитья;

- определены факторы, способствовавшие развитию лоскутного шитья;

- рассмотрена история развития лоскутного шитья в России;

- изучены техники лоскутного шитья;

- изучены экспонаты первого в России музея лоскутного шитья в Рязани;

- подготовлена и оформлена брошюра по теме исследования;

- применены приобретенные знания, умения и навыки при изготовлении продукта (прихватка), выполненного в технике шитья из лоскутиков.

Результаты исследования могут быть применены при изучении теории технологии, а так же в элективных курсах по народному творчеству.

Техника сборки лоскутов может быть самой разной, продиктованной как традициями определенной местности, так и умением каждой мастерицы. Делали «русский квадрат», «уголки», «шахматки», «бревенчатую избу». Интересным видом лоскутного творчества стал стиль «ляпочиха».

Лоскутное шитье весьма интересное занятие. При этом следует отметить, что занятия лоскутным шитьем значительно упростились в связи с появлением швейных машинок и других приспособлений, облегчающих сборку неповторимых орнаментов.

Список использованных источников

1. Книги и учебные пособия

1. Алексеева Е.В. 10 уроков пэчворка и квилта.​ / Е. В. Алексеева; Изд-во Феникс, 2006. — 224 с.

2. Брокет Д. Лоскутное одеяло своими руками/ Д.Брокет; Изд-во АСТ, 2014. — 160 с.

3. Домашняя обувь от-кутюр. Модели в стиле «пэчворк»/ под ред. Е. Зеувской; Изд-во Контэент, 2012. — 48 с.

4. Каминская Е. Квилтинг. Создаем уютный текстиль для дома/ Е.Каминская; Изд-во Эксмо, 2012. — 96 с.

5. Карпенко Т. Азбука лоскутного шитья. Иллюстрированный самоучитель с пошаговыми инструкциями/ Т. Карпенко; Изд-во Астрель, 2011. — 112 с.

6. Квилтинг и пэчворк. Большая книга лоскутного шитья. Мотивы, техники, орнаменты/ под ред. Т.Н. Карпенко; Изд-во АСТ, 2011. — 128 с.

7. Крэзи-пэчворк. Новая техника/ под ред. В. Тупаленко; Изд-во Арт-родник, 2008. — 96 с.

8. Кузьмина М. Азбука лоскутного шитья. Пэчворк, квилт, аппликация. /М.Кузьмина, М.Максимова; Изд-во Эксмо, 2008. — 208 с.

9. Кэрол Ф. Квилт, вышитый крестом. Оригинальные проекты и новая техника/ Ф. Кэрол; Изд-во Контэент, 2011. — 96 с.

10. Лоутер Г. Кельтский квилтинг/ Г.Лоутер; Изд-во Арт-родник, 2007. — 121 с.

11. Оуэн Ч. Лоскутное шитье для начинающих/ Ч. Оуэн; Изд-во АСТ, 2010. — 96 с.

12. Ращупкина С.Ю. Лоскутное шитье и аппликация/ С.Ю. Ращупкина; Изд-во Рипол-Классик, 2011. — 256 с.

13. Сьюзан МакНил. Волшебный пэчворк. Стильные проекты/ МакНил Сьюзан; Изд-во Феникс, 2012. — 32 с.

14. Чижик Т.Б., Чижик М.В. Аппликация - лоскутное шитье в стиле квилт/ Т. Б. Чижик, М. В. Чижик; Изд-во Феникс, 2007. — 165 с.

15. Шмидт К. Английская техника пэчворка/ К. Шмидт; Изд-во Контэнт, 2012. — 96 с.

2. Интернет-источники

16. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 03.11.2021)

17. https://fb.ru/article/193932/istoriya-loskutnogo-shitya-kratko-istoriya-loskutnogo-shitya-v-rossii (дата обращения 01.12.2021)

18.https://myloskut.ru/articles/istoriya-loskutnogo-shitiya (дата обращения 12.12.2021)

19. https://kulturologia.ru/blogs/150121/48743/ (дата обращения 12.01.2022)

20. https://selyanka1.livejournal.com/395447.html (дата обращения: 12.02.2022)


3. Виртуальные экскурсии

21. https://vk.com/klub_loskutok (дата обращения: 05.03.2022)

1 https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 03.11.2021)

2https://myloskut.ru/articles/istoriya-loskutnogo-shitiya (дата обращения 12.12.2021)

4https://myloskut.ru/articles/istoriya-loskutnogo-shitiya (дата обращения 12.12.2021)

8https://selyanka1.livejournal.com/395447.html (дата обращения: 12.02.2022)

9 https://kulturologia.ru/blogs/150121/48743/ (дата обращения: 20.01.2022)

Автор материала: М. Абакумова (6 класс)
Опубликовано в группе «Учителя технологии»


Комментарии (1)

Евгения Николаевна Касьянова, 05.02.23 в 19:04 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за прекрасную работу
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.