Эссе «Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе»
Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе.
«Дети нового мира уже с нами… с диаметрально
разными способностями и возможностями»
Фельдштейн Д.И.
В обществе сформировано несколько взглядов на характеристики поколения детей. Как правило, предшествующее поколение не довольно поколением настоящим: несамостоятельные, требовательные, гиперактивные. Однако, существует иная точка зрения. Исследователи считают, что «дети нашего времени» гениальны и способны изменить мир к лучшему. Есть и те, кто убежден, что дети не лучше и не хуже, но они, абсолютно точно, другие. Так, П.П. Блонский еще в 1934 г. писал: "Детство - не вечное неизменное явление: оно иное … на каждой стадии исторического развития человечества".
Динамичность мира определяет изменения детства как социально зависимого явления. Дошкольное детство осталось таким же необычным, особенным, уникальным чрезвычайно сложным и многогранным, но приобрело преимущества и недостатки.
В первую очередь хочется отметить, изменения с позиции биологического развития ребенка. У детей, в целом, ухудшается соматическое и неврологическое развитие. Материалы доклада «Положение детей в Российской Федерации» (2010 г.) говорят об общем ухудшении здоровья в детской популяции: общая заболеваемость детей в 2010 году по сравнению с 2008 годом выросла на 2,7%. Отмечается рост числа детей с понижением остроты слуха остроты зрения, с нарушением осанки. По данным исследования Н.А. Горловой отмечается увеличение количества детей с повышенным тонусом организма, а также возбудимостью и гиперактивностью. Современный ребенок очень восприимчив к внешним раздражителям. У одних детей это может проявляться в форме повышенной чувствительности к температурным изменениям, другие будут чутко реагировать на запахи, третьих могут раздражать звуки, четвертых – яркие цвета и краски. Теперь перед педагогом встает задача создания особой образовательной среды с целью сохранения здоровья детей, развития двигательной сферы, снижения гиперактивности.
Ухудшение соматического здоровья детей ообуславливает рост количества детей с отклонениями в психоречевом развитии. Наиболее ярко речевые нарушения проявляются или в позднем возникновении речи, или в раннем, но своеобразном ее становлении. Проведенные мной наблюдения (с 1996 г. по 2016г.) выявили существенное увеличение количества детей 3-х лет с поздним возникновением речи: с 1995 по 2000г.г. этот показатель составлял от 0% до 4%; в 2016г. вырос до 32%.
Вице-президент Российской академии образования Давид Фельдштейн так же отмечает, что полученные за 15 лет данные показывают значительное (почти в 2 раза) увеличение числа детей 6, 7лет с нарушениями речевого развития от 40 до 60% (варьируясь в разных регионах). Причем современные дошкольники имеют системные некомпенсированные отклонения всех компонентов речи.
Я считаю, здесь, конечно же, не обошлось без негативного влияния передовых информационных технологий. Бездумное и бесконтрольное приобщение детей в возрасте от 1,5 до 3 лет к электронным игрушкам и гаджетам привело к существенным изменениям одной из важнейших функций – коммуникативной.
Показательно увеличение количества детей трех-, пятилетнего возраста с заиканием. Если в середине 90-х годов логопедическое обследование детей детского сада выявляло заикание только у 0,5% детей среднего дошкольного возраста, то сегодня количество детей с заиканием увеличилось в 6 раз и составляет 3%. Причем заикание, как правило, носит нелогопедический характер (отсутствуют судороги в речевой мускулатуре). Такое заикание возникает тогда, когда у ребенка не сформирована программа высказывания. Ребенок спешит высказаться, не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки. Задача воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития речи детей, ее коммуникативной функции.
Современные дети в большей степени пользуются особым видом мышления – интуитивным. Н.А. Горлова отмечает, что дети мыслят «блоками, модулями, квантами». Современные дети выполняют комплексные мыслительные задачи, предназначенные для более старшего возраста, но при этом не могут объяснить, почему они так сделали. У ребенка увеличился объем долговременной памяти и повысилась проходимость оперативной. Теперь ребенок может воспринимать и перерабатывать большой объем информации за короткий промежуток времени. Такая способность воспринимать и обрабатывать информацию появилась у детей в высокотехнологический век и дает возможность им быстро ориентироваться в информационном потоке. Дошкольники более эрудированные, интеллектуальные, с высокой потребностью к восприятию информации. Педагогам необходимо обратить внимание на развитое интуитивное мышление детей. Учитывать его особенности, начиная работу с детьми. Одновременно необходимо активно формировать предпосылки, а затем и само словесно-логическое мышление. Необходимо развивать у детей способность анализировать. Можно предположить, что при значительном развитии этих видов мышления мы можем увидеть совершенно новый тип мышления, которым не обладали прежние поколения – дети смогут очень быстро решать сложнейшие аналитические задачи.
Новое поколение детей – это дети -лидеры, способные влиять на других людей. Много детей двигательно одаренных и обладающих талантами в разных сферах искусства. Тем не менее, у старших дошкольников наблюдается неразвитость мелкой моторики руки, отсутствие графических навыков. А. Рудикевич отмечает, что в детской популяции доля леворуких возрастает до 11%, а амбидекстров - до 35-40%. Всем известен факт, что леворукие дети - это дети талантливые, чувствительные, эмоциональные . Они обладают восприимчивостью, открытостью и способностью тонко чувствовать, при этом более остро реагируют на внешние условия. Больше становится детей с эмоциональными проблемами. У дошкольников отмечается повышенный уровень тревожности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Растет число детей с агрессией. Ребенок становится более требовательным. Для полноценного воспитания таких детей взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение, создать условия для снижения страха и агрессии.
Отмечается снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников. Результаты исследований детских игр (Е.О.Смирнова, О.В.Гударева, О.В.Солнцева и др.) свидетельствуют, что значительная часть детей (приблизительно 40%) в свободное время не играет. Дети играют в игры, характерные для более младшего возраста. Игры с производственной тематикой (в повара, шофера, доктора, космонавта и пр.), которые были популярны 10-20 лет назад, практически отсутствуют в игровой деятельности современных дошкольников. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить взаимоотношения со сверстниками, социальная компетентность.
Педагог в своей деятельности должен ставить задачу создания условий, образовательной среды для полноценного развития игровой деятельности детей. Задача развития волевых качеств ребенка, самоконтроля и саморегуляции встает перед современными педагогами достаточно остро. Отсутствие достаточного количества разработок в этом направлении педагогической деятельности осложняет ее.
Отчетливо прослеживается негативная тенденция увеличения количества детей для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - категория воспитанников, которую по нейропсихологическим показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией». По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья. Беспокойство вызывают дети с синдромом дефицита внимания. Для них характерны эмоциональные расстройства: вспыльчивость, раздражительность, а также импульсивность поведения, когда поступок опережает прогнозирование. Эти дети особенно нуждаются в доброжелательности, внимании и эмоциональной поддержке окружающих ребенка, как родителей, так и педагогов. Также выросло число детей с аутистическими чертами личности. У таких детей выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери. Они очень робкие, пугливые, застенчивые, но способны у общению. Многие из этих детей имеют сохранный интеллект. При подготовке такого ребенка к школе необходимо дать ему некоторый запас знаний и умений с опережением, чтобы помочь ему в процессе адаптации, успех которой зависит от степени выраженности аутистических черт и своевременности психолого-педагогической коррекции.
Дошкольное детство меняется быстрее и значительнее, чем любой другой отрезок жизни человека. Причем мы не видим поступательного движения к одному полюсу – отрицательному, либо положительному. Оно, как цветок раскрывает свои лепестки и расцветает в разных оттенках. И этих оттенков становится все больше.
Психологическая суть развития ребенка-дошкольника исключает движение детской популяции к одному полюсу. Все дошкольное детство само по себе является сензитивным периодом для различных психических функций. Л.С. Выготский писал о сензитивном периоде: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития». Л.С. Выготский считал, что во время этих периодов мы сталкиваемся с чисто социальной природой процессов развития высших психических функций. Причем, сензитивный период является одновременно и оптимальным для направленных воздействий с целью развития психических процессов, и периодом уязвимости системы к повреждающим воздействиям. Следовательно, ребенок в ходе развития приобретает как положительные, так и отрицательные качества под воздействием социальных факторов. Наиболее показательным в этом отношении является влияние информационных технологий. К примеру, огромное количество постоянно сменяющейся информации с экрана современных гаджетов вызвал положительные изменения памяти ребенка и способности воспринимать большой поток информации. В то же время, постоянное бесконтрольное использование ребенком компьютерных средств ограничило коммуникативные функции детей. Можно ли спрогнозировать, предугадать эти изменения, подготовиться к ним, чтобы помочь неадаптированному ребенку войти в сложный мир взрослых? Это еще одна задача, которая стоит перед нами.
Сегодня мы являемся свидетелями непредсказуемой метаморфозы: за относительно короткое время в историческом масштабе, дошкольное детство значительно изменилось. Оно приобрело качественно новые характеристики. Нельзя сказать однозначно отрицательный или положительный эффект они несут для общества. Но точно можно сказать, что дошкольное детство стало другим – более сложным, многогранным, содержательным. Феномен детства стал требовать более глубокого разностороннего изучения. Главный парадокс состоит в том, что мы, взрослые, не успеваем за нашими детьми. Пока изучают детей, создают методики, пишут программы и решают каким же быть дошкольному образованию, дети уже изменились. И мы снова опоздали! А для нас, педагогов, главное продолжать безмерно любить, чувствовать и понимать этих «будущих строителей нового мира» такими, какими они есть и создавать все условия для их совершенствования.
Ларькова Татьяна Сергеевна