Статья «Тенденции, противоречия и перспективы развития информатизации образования в современной России»
Направление конференции «Особенности развития и парадоксы современных информационных технологий»
«Тенденции, противоречия и перспективы развития информатизации образования в современной России»
Гильманова О.П., преподаватель экономических дисциплин
Особенностью современного этапа развития российского общества выступает необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Владение и управление информацией на данный момент является одним из приоритетных направлений в постоянно развивающихся информационных технологиях. Решение проблем стоящих перед современным обществом в системе среднего профессионального образования имеет некоторые тенденции. Первая тенденция связана с постепенным переходом к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий, как преподавателями колледжа, так и студентами. Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня обучающихся студентов на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования, реализованных преподавателями на учебных занятиях. Чтобы система образования была готова принять вызовы современности, необходимы определенные преобразования в системе образования, основанные на использовании современных информационных технологий.
Информационная технология — совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.
Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
• формирование виртуальной информационной среды в учебном заведении;
• системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
• построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
• постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информацией;
• создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.
Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Одно из направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Процесс информатизации так же затронул и экономические отрасли. Их радикальное усовершенствование и приспособление к современным условиям стало возможным благодаря массовому использованию новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий.
Современную жизнь человека невозможно представить без информационных технологий. Информационное общество имеет не только положительные черты, но и опасные тенденции:
- возрастающее влияние на общество (и на студентов в целом) средств массовой информации;
- все большее нарушение (или даже разрушение) посредством информационных технологий частной жизни населения и организаций;
- усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации в Интернете;
- увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;
- усиление проблемы адаптации части населения ( в частности и студентов) к среде информационного общества.
Подытоживая полученные на данный момент в индустрии компьютерных информационных систем результаты, можно представить следующие перспективы развития:
компьютерная информационная система будущего - это распределенная по виртуальной сети, интегрированная с Internet система, которая функционирует на основе стандартных интерфейсов, соединяющих как программные продукты для бизнеса, так и их отдельные компоненты;
системы управления большими компаниями, холдингами и корпорациями будут основаны на возможности построения виртуальных предприятий путем объединения бизнесов-систем и компонентов;
системы управления средними компаниями будут базироваться на возможности гибкого управления заказами, поддержке полного жизненного цикла товаров (услуг).
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить студентов к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению ими современными средствами, методами и технологией учебной работы в колледже. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности студентов от информации, приобретенной от преподавателей в колледже. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что индивид должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.