«Молчаливый свидетель – блокадный дневник»

20
3
Материал опубликован 19 September в группе

Автор публикации: Ю. Шлык, ученица 6 класса

Сочинение Шлык Юлии Андреевны

Ученица 6 класса

МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия

 

Тема «Молчаливый свидетель – блокадный дневник»

Город Ленинград не случайно стоит первым в списке городов-героев. Ту невероятную стойкость, которую он проявил во время Великой Отечественной войны, трудно переоценить. Этот город был оторван от внешнего мира, со всех сторон окружен фашистами. Единственной дорогой, по которой можно было везти в город хлеб и проводить эвакуацию, было Ладожское озеро, названное за это Дорогой Жизни. Привезенный хлеб раздавали по карточкам. Его было очень мало. Люди умирали от голода.

Этим летом, когда закончилась учеба, я приехала к бабушке. Сначала мне было у нее очень-очень весело, но потом, когда я всё у неё изучила, мне стало скучновато. И тогда я решила исследовать бабушкин дом. В сундуке на чердаке я нашла меленькую, старую серую книжонку. Я взяла ее и стала читать.

5 декабря 1941

5 часов утра. Мама сегодня просила сходить за хлебом. Сама она не может. Она уже несколько дней больна, лежит на полу (кровати мы разломали на дрова, очень холодно).  Мне страшно туда идти. Это далеко, и на дороге лежит много мертвых людей. Но если я не пойду, мы умрем. Как эти люди. Я пойду.

9 утра. Пришёл домой. Замерз. В очереди было очень много людей. А пальто у нас одно – на меня, маму и маленького Васю (Мальчик пяти лет. Его родители были нашими соседями, но умерли, и он пришёл жить к нам). Пальто рваное. Раньше оно было мне впору. А теперь мне можно им несколько раз обернуться. Но это хорошо: так чуть теплее…»

Дальше я пролистала несколько страниц с размазанными, непонятными строчками…

08 декабря 1941

6 утра. Маме лучше, и она вышла на работу.

1 апреля 1942

12 часов дня. Сегодня день смеха. Но никто не смеется. У Васи такое печальное лицо. Может, это потому что у него такие худые, впалые щеки?

- Расскажи мне сказку, Федя! – просит он.

Я сажаю его к себе на колени. С каждым днем он становится все тяжелее и тяжелее. Почему? Ведь он такой маленький и тощий? Я думаю, о чем ему рассказать. И начинаю:

«Когда-то наш город был светлым и радостным. В нем было много-много людей.

Живых! Эти люди были румяными и здоровыми. У них был вкусный-вкусный хлеб, и они ели его, сколько хотели. Они не слышали бомбёжек, не тушили «зажигалки». На клумбах они выращивали цветы, а не овощи. А в их домах было так тепло, что можно было ходить без шуб».

Вася смотрит на меня большими глазами и спрашивает:

- Правда?

- Правда, - говорю я.

Мне стало его очень жалко. Ведь он совсем не помнит такой жизни. Он тогда был совсем маленький. И для него это – сказка…»

Снова размазанные страницы…

27 августа 1942

10 утра. Ходил за хлебом, собирал капусту. У мамы есть маленький огородик на пустыре. По соседству с нашим – лучшие огороды. Нелегко нам было отбить этот крохотный участок земли. Наверное, нашим солдатам еще труднее освобождать наши земли. Где-то освобождает земли и мой папа. А может, его уже нет. Не знаю. Мама говорит, что наш огород – наше спасение. Без него мы давно бы пропали с голоду. Но и с огородом постоянно хочется есть.

9 сентября 1942

Умер Вася. Он куда-то ушел и долго не приходил. Его нашли недалеко от нашего дома. Он бездыханно лежал на земле, держа в руке двух мокрых рыб. Наверное, он поймал их в нашей речке, хотел отнести их мне, маме. Не успел…

Размытые страницы… и дальше без даты:

Мне очень плохо. Не хочу ходить, с трудом говорю. От голода в глазах черные точки. Я скоро умру. Это хорошо…

Дальше – несколько пустых страниц. В самом конце – конверт с письмом:

«Милая мамочка! Пишу тебе с Урала, из колхоза Березовка. У меня все хорошо. Сначала был в больнице, потом в детдоме, сейчас живу у тети Тани. Тут хорошо, но по тебе скучаю. Еды здесь много очень. У тети Тани есть дочка Маша, собака Жучка, куры и корова. И огород.

Я пошел в школу. Должен быть в четвертом классе, но пока только во втором. Ничего, выучусь! Эти банки с овощами дарю тебе к Новому году. Когда кончится война – приезжай к нам! Вместе с папой приезжай. Заживем одной большой семьей. Твой сын Федор. 20 декабря 1944».

Этот дневник я показала бабушке. Та поняла, что это записи ее отца, которому суждено было стать ребенком блокады. Ему повезло, он смог выстоять в то страшное время, смог не сломаться, и его записи в старой книжке стали свидетелями тех событий.

 Многие ленинградцы эту блокаду так и не пережили. Она унесла тысячи невинных жизней. Но мы знаем: хоть эти люди и умерли тогда, но оказались сильнее смерти. Они боролись с ней до последнего. В этой блокаде каждый был солдатом. Все жители города боролись с общим врагом. Боролись – и победили! Победили простые люди, такие как мой прадед. И я горжусь, что живу в России, в стране с великим народом!

Комментарии

Мне очень понравилась работа! Большое спасибо автору.

19 September

Лилия Вильевна, спасибо большое! Девочка очень прониклась темой, бабушка живет в Санкт-Петербурге.

20 September

Спасибо, очень трогательная работа

19 September