Классный час «Молчаливый подвиг блокадного Ленинграда»

13
2
Материал опубликован 17 December 2023 в группе

Тема: "Молчаливый подвиг блокадного Ленинграда"

Длительность: 40 минут

Цель: Познакомить обучающихся с историей блокады Ленинграда, подчеркнуть важность молчаливого подвига горожан и воспитать чувство гордости за национальную историю.

Задачи:

Историческая задача:

Рассказать о главных событиях блокады Ленинграда.

Назвать ключевые факты и даты, связанные с этим периодом.

Указать на важность блокады в ходе Великой Отечественной войны.

Исследовательская задача:

Найти информацию о людях, проявивших героизм во времена блокады, и рассказать о них.

Провести исследование и составить список художественных произведений (фильмов, книг, песен) о блокаде Ленинграда.

Дискуссионная задача:

Обсудить влияние блокады на жизнь и судьбы горожан, включая детей и женщин.

Провести дискуссию о том, какие уроки можно извлечь из молчаливого подвига Ленинграда и как они могут быть применены в современном мире.

Творческая задача:

Попросить учащихся написать свой собственный стих, рассказ или эссе о блокаде Ленинграда.

Памятная задача:

Предложить учащимся внести символический вклад в память о блокаде, например, оставив записи на памятной доске или создав плакат в память о жертвах блокады.

План мероприятия.

Часть 1: История блокады Ленинграда

1.1 Рассказ о начале блокады, о том, как город был отрезан от остального мира.

1.2 Условия жизни в блокаде: голод, холод, болезни.

1.3 Рассказ о том, как Ленинградская оборона держалась, несмотря на все трудности.

Часть 2: Молчаливый подвиг горожан

2.1 Рассказ о том, как горожане делились едой, помогали друг другу и поддерживали духом.

2.2 Упоминание о том, какая роль была отведена детям и женщинам в этом подвиге.

2.3 Примеры героизма и самопожертвования.

Часть 3: Культурное наследие блокады

3.1 Показ короткого фильма о блокаде, фотографиях и художественных произведениях, созданных в те годы.

3.2 Ознакомление с музыкой и стихами, посвященными блокаде.

Часть 4: Вопросы и обсуждение

4.1 Приглашение учащихся задать вопросы и выразить свои мысли о прочитанном и увиденном.

4.2 Обсуждение важности сохранения памяти о блокаде и уроков, которые можно извлечь из этой истории.

Часть 5: Заключение

5.1 Подведение итогов и выражение благодарности всем участникам за участие.

5.2 Просьба сохранять память о блокаде и передавать историю будущим поколениям.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Видеоролик: Отрывок о войне из повести о Папе и Маме. Автор - Ирина Кубанцева. Читает студентка 3 курса - Трофимец Снежана.

https://disk.yandex.ru/i/fWHB8H-XSnitMw

Педагог: Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы собрались, чтобы отметить 80-летие снятия блокады Ленинграда и поговорить о молчаливом подвиге горожан. Наш классный час начался с просмотра видеоролика, это отрывок из повести «О Папе и Маме» Ирины Курбанцевой. Давайте в память о жертвах блокады объявим минуту молчания.

(Минута молчания) (Звучит метроном) https://www.youtube.com/watch?v=jvRO0W8Qi9g

Педагог: Спасибо. Сегодня мы с вами вспомним тяжелые времена блокады Ленинграда и героические усилия его жителей. Для начала, давайте посмотрим короткий видеоролик о блокаде Ленинграда.

(Показ видеоролика) https://www.youtube.com/watch?v=vAPOlL2z3hw&ab_channel=VideoVoiceOfRussia

После видеоролика слова ведущего и на экране идет презентация:

https://disk.yandex.ru/i/bJGWf4oGasitYQ

Ведущий 2. Итак, блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и продолжалась почти 900 дней, став самой длительной в истории блокадой города. Сегодня мы поговорим о том, как горожане справлялись с этим испытанием и какой был их молчаливый подвиг.

Ведущий 1: Дорогие друзья, чтобы понять, как началась блокада Ленинграда, мы должны вернуться к началу Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года нацистская Германия напала на Советский Союз. Это был страшный день для нашей страны. Вскоре после начала войны немецкие войска приблизились к Ленинграду.

Ведущий 2. Осенью 1941 года, город был окружен вражескими войсками, и блокада началась. В этот момент Ленинград был отрезан от остальной части страны. Немцы планировали изолировать город, чтобы вызвать голод и вынудить его капитуляцию.

Ведущий 1. Горожане оказались в ужасной ситуации. Они столкнулись с голодом, холодом и болезнями. Еда была в крайне малом запасе, и жители города вынуждены были экономить каждую крошку. Зимой, к общим бедам добавился холод, который становился смертельным врагом, а болезни распространялись из-за слабого иммунитета.

Ведущий 2. Во время блокады Ленинграда с 1941 по 1944 год, снабжение города продовольствием было сильно ограничено из-за полного блокирования. Норма хлеба, как и других продуктов, была крайне низкой и недостаточной для поддержания нормального питания. Ситуация с продовольствием в Ленинграде была критической, и жители города сталкивались с постоянным голодом.

Ведущий 1. В начале блокады, норма хлеба составляла всего 125 граммов хлеба в день на человека. С течением времени, эта норма снижалась из-за ухудшения снабжения и ухудшения обстановки. В некоторые периоды, жители города получали всего несколько десятков граммов хлеба в день, что далеко не удовлетворяло их потребности в питательных веществах.

Ведущий 2. Голод и недоедание стали страшной реальностью для жителей Ленинграда в блокаду. Люди пытались выживать, находя различные источники питания, такие как камни и кожура деревьев, летом трава и многое другое.

Эта страшная нехватка пищи была одной из наиболее ужасных сторон блокады Ленинграда и стала символом молчаливого подвига и выживания горожан в самых сложных условиях.

Ведущий 1. Несмотря на все трудности и ужасные условия жизни, Ленинградская оборона продолжала сражаться. Город не сдался, его жители стали настоящими героями. Они организовывали ополчение, сражались на фронте и поддерживали друг друга. Ленинград оставался свободным городом хотя находился в полной блокаде. Эти события стали частью молчаливого подвига Ленинграда, и мы должны всегда помнить и уважать тех, кто смог выжить и защищать свой город в эти тяжелые времена.

Ведущий 2: Во времена блокады Ленинграда, горожане проявили невероятную солидарность и героизм. В условиях голода, многие люди делились своими последними запасами продуктов с соседями и незнакомцами. Горожане объединялись в коллективы и помогали друг другу искать еду и давали советы по выживанию. Даже несмотря на страшные трудности, они поддерживали дух и верили в победу.

Давайте рассмотрим, какие удивительные деяния они совершили, чтобы выжить и поддерживать друг друга.

Ведущий 1:

Шахтеры дорог:

Группы шахтеров и рабочих активно участвовали в расчистке и восстановлении дорог в городе, что позволяло гуманитарным грузам достигать блокированной территории. Они работали в экстремальных условиях, рискуя своей жизнью от бомбардировок и голода.

Дети-герои:

Множество детей принимали активное участие в блокадной жизни, выполняя важные задачи. Они доставляли сообщения, сообщали о пожарах, занимались поисками уцелевших в зданиях после бомбардировок и даже работали в больницах.

Медицинский персонал:

Медицинские работники, включая врачей, медсестер и санитаров, продолжали оказывать помощь больным и раненым, несмотря на недостаток медицинских ресурсов. Они выполняли операции и лечили голодных и истощенных пациентов.

Эвакуация детей:

В начале блокады была организована масштабная эвакуация детей из города в безопасные районы. Тысячи детей были отправлены на Урал и в другие регионы, где им предоставили убежище и питание.

Активисты блокады:

Существовали организации, такие как "Ленинградское антифашистское подполье" и "Партизаны блокадного Ленинграда", которые активно собирали продукты, медикаменты и одежду для фронта и мирного населения.

Артиллеристы-герои:

Артиллеристы, оборонявшие Ленинград, часто сражались в экстремальных условиях, близко к линии фронта. Они устойчиво отражали атаки врага и способствовали сохранению города.

Ведущий 2: Эти и многие другие примеры героизма и молчаливого подвига ленинградцев во времена блокады Ленинграда подчеркивают выдающуюся силу духа и сплоченность горожан в условиях страшных испытаний. Они служат вдохновением для нас и напоминают о выдающейся силе человеческой воли в самых тяжелых временах.

Ведущий 1: Культурное наследие блокады Ленинграда — это не менее важная часть истории этого времени. Давайте ознакомимся с ним через различные художественные формы.

Видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=layxCc3VKas&ab_channel=%D0%A4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC

Ведущий 2. Творческая жизнь в Ленинграде во времена блокады не остановилась, несмотря на все тяжелые условия и ограничения. Многие художники, писатели, музыканты и актеры продолжали творить и создавать произведения искусства. Эта несгибаемость духа и творчества стала частью молчаливого подвига Ленинграда. Вот некоторые примеры творческой жизни в городе во времена блокады:

Ведущий 1.

Литература: Несмотря на жуткие условия, писатели и поэты продолжали создавать произведения. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Дмитрий Лихачев и другие авторы писали стихи и прозу, отражающие ужасы войны и блокады.
Ведущий 2.

И не ставший моей могилой

Ты, гранитный, кромешный, милый,

Побледнел, помертвел, затих.

Разлучение наше мнимо:
Я с тобой неразличима,
Тень моя на стенах твоих,
Отраженье мое в каналах,
Звук шагов в Эрмитажных залах,
И на гулких дугах мостов,
И на старом Волковом Поле,
Где могу я рыдать на воле
В чаще новых твоих крестов

Это стихи А.Ахматовой о ее любимом Ленинграде.

Ведущий 1.

Живопись и графика: Художники создавали картины и рисунки, олицетворяющие тяжелые времена. Один из примеров - картины Нины Плисецкой, которая изображала зимние пейзажи Ленинграда в блокаду.

Музыка: Дмитрий Шостакович написал "Ленинградскую симфонию" (Симфония №7), которая стала музыкальным символом города и его сопротивления. Многие другие композиторы также создавали музыку, чтобы поддержать моральный дух горожан.

Театр и кино: В Ленинграде продолжали работать театры и кинематографические студии, хотя в условиях блокады спектакли и съемки были серьезно ограничены. Творческие коллективы адаптировались к сложным условиям и старались поддержать ленинградцев.

Журналистика: Журналисты и публицисты продолжали выпускать газеты и журналы, рассказывая о происходящем в городе и мире. Они передавали важную информацию и поднимали моральный и боевой настрой населения.

Ведущий 1. Эти примеры творческой жизни в Ленинграде свидетельствуют о том, как искусство и культура могут стать инструментами сопротивления и выражения человеческой души в самых тяжелых условиях. Творчество стало одним из способов поддерживать жителей города и сохранять надежду на будущее во времена блокады Ленинграда.

Через эти художественные произведения мы можем лучше понять эмоции и переживания людей, живших в блокаде, а также увидеть, как они нашли в искусстве способ выразить свои чувства и надежды в тяжелые времена.

Педагог: Теперь, уважаемые ребята, приглашаю вас ответить на вопросы и поделиться своими мыслями и эмоциями о том, что вы только что узнали о блокаде Ленинграда.

Какие вопросы у вас возникли после просмотра и прослушивания материалов о блокаде?

Какие эмоции вы испытали, узнав о героизме горожан и их молчаливом подвиге?

Если у вас есть свои истории или рассказы о событиях блокады в вашей семье, поделитесь ими.

Почему вы считаете важным сохранять память о блокаде Ленинграда и подобных событиях в истории?

Какие уроки мы можем извлечь из молчаливого подвига Ленинграда и применить их в современном мире?

Какие действия мы можем предпринять, чтобы сохранить память о блокаде и уважать память о жертвах?

Это обсуждение поможет учащимся лучше понять и оценить значение истории блокады Ленинграда и задуматься о том, какие уроки она может дать нам сегодня.

Ведущий 2.: Подведем итоги нашего классного часа о молчаливом подвиге блокадного Ленинграда.

Мы с вами провели этот классный час, чтобы узнать и отдать дань памяти тем, кто пережил блокаду Ленинграда. Мы рассмотрели историю блокады, молчаливый подвиг горожан, культурное наследие и уроки, которые мы можем извлечь из этой истории. Я хочу поблагодарить каждого из вас за участие в этом классном часе.

Ведущий 1. Память о блокаде Ленинграда должна жить в наших сердцах и передаваться будущим поколениям. Просьба сохранять эту историю в ваших семьях, делиться знаниями и уважением к героическим деяниям тех, кто пережил этот тяжелый период.

Педагог: Сегодня мы говорили подвиге Ленинграда и героизм его жителей во времена блокады. Эта история - не только часть нашего прошлого, но и часть нашего общего национального наследия. Важно, чтобы мы не забывали о об этом и передавали его историю будущим поколениям.

Поэтому я хотел бы предложить вам активно принять участие в сохранении памяти о блокаде Ленинграда. Мы можем сделать это не только, изучая историю, но и выражая свои чувства и мысли через творчество.

Попросил бы каждого из вас написать свой собственный стих, рассказ или эссе о блокаде Ленинграда. Вы можете использовать свой талант и воображение, чтобы олицетворить чувства и мысли, которые вызвала в вас эта история. Ваши слова могут стать важным способом сохранения памяти о прошлом и вдохновения для будущего.

Кроме того, предлагаю создать памятную доску или плакат, где каждый из вас сможет оставить запись, посвященную жертвам блокады. Это будет нашим символическим вкладом в сохранение памяти о тех, кто пережил этот тяжелый период и о тех, кто погиб во время блокады.

Давайте сделаем это вместе, чтобы поколения будущего могли узнать о молчаливом подвиге Ленинграда и ценить мир, который у нас есть сегодня. Спасибо за ваше внимание и участие.

После обсуждения, фоном звучит «Симфония №7» Шостаковича.t1702761051aa.gif


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Сергей Викторович! Очень полезный материал для классного часа!

17 May

Похожие публикации