12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рожкова Елена Вячеславовна119
Россия, Амурская обл., Благовещенск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №2

города Благовещенска»













ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

по русскому языку


на тему:

«Мертвые языки: Миф или реальность?»









Выполнила:

ученица 11 класса «А»

Суздальцева Дарья Сергеевна


Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Рожкова Елена Вячеславовна










г. Благовещенск

2022


Оглавление


Введение…………………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретическая чать


1.1 Понятие о мертвых языках 4

1.2 Вымирание языка 5

1.3 Возрождение языка 6-7

1.4 Причины вымирания языков 8

1.5 Может ли русский язык стать мертвым? 9-10

1.6 Способы предотвращения вымирания русского языка 11-12

Глава 2. Практическая часть

2.1 Опрос……………………………………………………………………………………..13-14

2.2 Памятка……………………………………………………………………………………….15

Заключение
Список использованных источников



Введение


Я определилась с темой практически сразу, думая о проблемах русского языка, которые в будущем могут служить последствиями того, что русский язык, возможно, станет мертвым.

Актуальность:

Русский язык с каждым годом все больше меняет свой вид. Он больше не порождает новых слов, лишь заимствует их с английского. Носители говорят уже загрязненным языком, с многочисленными ошибками и искажением норм языка. Людям уже стоит задуматься о сохранении русского языка. Ведь такими темпами мы только ускоряем его деградацию и, следовательно, вымирание.

Цель: обратить внима­ние к проблеме безответственного использования русского языка и выяснить как можно уберечь язык от вымирания.

Задачи:

Познакомиться с понятием о «мертвых языках».

Изучить процессы вымирания и возрождения языков.

Рассмотреть причины вымирания языков.

Проанализировать возможное будущее русского языка.

Проблема: можно ли привести обратно к жизни уже мертвый язык, существует ли вероятность того, что русский язык станет мертвым.

Гипотеза: русский язык, как и любой другой, может стать мертвым.











Понятие о мертвых языках


Что же из себя представляет мертвый язык?

Мертвый язык - это язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам, или находящийся в искусственном регламентированном употреблении. Обычно такое происходит, когда один язык полностью заменяется в употреблении другим языком, как, например, коптский язык был заменён арабским, а множество исконных американских языков было вытеснено английским, французским, испанским и португальским языками. При вымирании языка на последних этапах своего существования он становится характерным только для определённых возрастных групп. Мёртвыми языками часто называют формы живых, активно употребляемых языков.

В некоторых случаях мертвые языки переставая служить средством живого общения, сохраняются в письменной форме и используются для нужд науки, культуры и религии. Среди многих мёртвых языков, использующихся подобным образом, — санскрит, латинский, церковнославянский, коптский, авестийский и др.

Чаще всего литературный язык отрывается от разговорного и застывает в каком-то своем классическом облике, далее почти не изменяясь; когда же разговорный язык вырабатывает новую литературную форму, старую можно считать превратившейся в мёртвый язык (примером такой ситуации может быть турецкий язык, сменившийся в 20-х годах XX века).








Вымирание языка


Вымирающий язык - это язык, который находится под угрозой исчезновения, когда его носители вымирают или переходят на другие языки. Смерть языка может повлиять на любую форму языка, включая диалекты. В лингвистике смерть языка происходит, когда язык теряет своего последнего носителя языка. Вымирающий язык или умирающий язык - это язык, который находится под угрозой исчезновения, когда его носители вымирают или переходят на другие языки. 

В современный период языковая смерть, как правило, является результатом процесса культурной ассимиляции, приводящего к языковому сдвигу и постепенному отказу от родного языка в пользу иностранного лингва франка, в основном европейских стран.

Язык часто объявляется мертвым еще до того, как умер последний носитель языка. Если осталось всего несколько пожилых носителей языка, и они больше не используют этот язык для общения, то язык фактически мертв. Язык, который достиг такой ограниченной стадии использования, обычно считается умирающим. Половина разговорных языков мира не преподается новым поколениям детей. Как только язык перестает быть родным, то есть, если дети не социализируются на нем в качестве основного языка, процесс передачи заканчивается, и сам язык не выживет после нынешних поколений.

Смерть языка редко бывает внезапным событием, это медленный процесс, когда каждое поколение изучает все меньше и меньше языка, пока его использование не будет отнесено к области традиционного использования, например, в поэзии и песне. Как правило, передача языка от взрослых к детям становится все более и более ограниченной, вплоть до окончательной установки, что взрослые, говорящие на языке, будут растить детей, которые никогда не овладеют беглым языком. Одним из примеров того, как этот процесс подходит к своему завершению, является далматинский язык.

Возрождение языка


Возрождение языка - это попытка остановить или обратить вспять упадок языка или возродить исчезнувший. В число участников могут входить такие стороны, как лингвисты, культурные или общественные группы, правительства.

Некоторые выступают за различие между возрождением языка (воскрешением мертвого языка без существующих носителей языка) и возрождением языка (спасением «умирающего» языка). Было несколько успешных случаев возрождения языка, это еврейский язык, валлийский, гавайский, баскский и саамские языки. Создавая новое поколение носителей языка без каких-либо ранее существовавших носителей языка в качестве модели. Языки, нацеленные на возрождение языка, включают те, использование и известность которых сильно ограничены. Иногда различные тактики возрождения языка могут даже использоваться, чтобы попытаться возродить вымершие языки.

Хотя цели возрождения языка сильно различаются от случая к случаю, они обычно включают в себя попытку расширить число носителей и использование языка или попытаться сохранить текущий уровень использования, чтобы защитить язык от исчезновения или языковой смерти.

Сообщество часто рассматривает язык как уникальную часть своей культуры, связывающую их со своими предками или землей, составляющую существенную часть их истории и самооценки. Возрождение языка также тесно связано с лингвистической областью языковой документации. В этой области лингвисты пытаются создать полные записи о грамматике, лексике и лингвистических особенностях языка. Эта практика часто может привести к большему беспокойству о возрождении определенного языка в процессе обучения. Кроме того, задача документации часто берется за оживление.



Есть примеры, когда мёртвый язык вновь стал живым, как это произошло с ивритом, мэнским и корнским языками.

Иври́т (еврейский язык) — язык семитской семьи, государственный язык Израиля, язык некоторых еврейских общин и диаспор; древняя форма иврита (иногда называемая древнееврейским языком) — традиционный язык иудаизма. Современный иврит возрождён и адаптирован как разговорный и официальный язык Государства Израиль в XX веке. Обогащение языка происходит также и в настоящее время, усилиями учёных академии языка иврит в Иерусалиме.

Мэ́нский - один из кельтских языков индоевропейской семьи, принадлежащий к гойдельской подгруппе и вместе с шотландским кельтским языком образующий их восточную ветвь, которая отделилась от ирландского языка в XII-XIII веках н. э.

Возрождение мэнского языка было облегчено, потому что язык был хорошо записан: например, Библия и Книга общих молитв были переведены на мэнский язык, а аудиозаписи были сделаны с носителей языка.

Корнский язык - язык корнцев, входящий в бриттскую ветвь кельтской группы индоевропейской языковой семьи. До недавних лет считался вымершим.

В настоящее время предпринимаются попытки его возрождения, и число носителей языка растёт.










Причины вымирания языков


Основной причиной вымирания языков является языковой сдвиг.

Он может проявляться одним из следующих способов:

Постепенная смерть языка: наиболее распространенный способ отмирания языков. Обычно происходит, когда люди, говорящие на этом языке, взаимодействуют с носителями языка более высокого престижа. Эта группа людей сначала становится двуязычной, затем с новыми поколениями уровень владения языком снижается, и, наконец, не существует носителей языка.

Языковая смерть снизу вверх: происходит, когда язык начинает использоваться только для религиозных, литературных, церемониальных целей, но не в случайном контексте. (Как на латыни или авестийском.)

Языковая смерть сверху вниз: происходит, когда языковой сдвиг начинается в среде высокого уровня, такой как правительство, но все еще продолжает использоваться в случайном контексте.

Радикальная смерть языка: исчезновение языка, когда все носители языка перестают говорить на языке из-за угроз, давления, преследования или колонизации.

Лингвоцид(также известный как внезапная смерть, языковой геноцид, физическая смерть языка и биологическая смерть языка): происходит, когда все или почти все носители этого языка умирают из-за стихийных бедствий, войн и т. д.

Языковое истощение: потеря владения языком на индивидуальном уровне.





Может ли русский язык стать мертвым?


Мир вокруг нас стремительно меняется, и язык меняется вместе с ним.

По некоторым оценкам, в наши дни какой-нибудь язык умирает в среднем каждые две недели. Если же язык перестал быть основным средством общения в каком-либо обществе, то его можно считать мертвым.

Русский язык рано или поздно станет мертвым языком. Это неизбежно. Когда-нибудь настанет момент, когда от известного нам русского языка останутся лишь письменные памятники, а знать его будут лишь лингвисты-славянисты.

Вопрос лишь в том, когда это произойдет.

Главными проблемами русского языка, которые необходимо решить, на сегодняшний день являются:

Разрушение норм русского литературного языка

Бездумное использование слов и выражений

Низкий уровень культуры речи

Засорение русского языка жаргонизмами и нецензурными выражениями

Чрезмерное употребление в языке заимствований

Словарь русского почти полностью пополняется за счет заимствований из английского. На данный момент русский стремительно превращается в вульгарную смесь английской лексики и русской грамматики.

А вот сам английский ежегодно изобретает сотни неологизмов, наполняет старые понятия свежим смыслом, тем самым развивая словообразные модели на основе собственной лексики.

Скорее всего русский язык, как мы его знаем, умрет естественной смертью или из-за эволюции. Но никто никогда не узнает, что он умер, не будет человека, которого мы назовем последним носителем, не будет четкого дня, когда он умер. Просто в какой-то момент в будущем лингвисты скажут о том, что существовал такой русский язык и он мертвый. Говорить эти лингвисты будут на неком новом неорусском языке, довольно понятном, но довольно далеком, чтобы считать его и русский язык 21 века одним языком.

Так же произошло и с древнерусским языком, который мы считаем мертвым. На сегодняшний день на нем никто не говорит. Но в истории нет момента, когда перестал существовать древнерусский язык и появился русский. Один перетек в другой. И эти языки уже довольно разные грамматически и лексически, чтобы считать их одним языком.

И такое случается с абсолютно каждым языком. Есть даже лингвистический парадокс: "Латынь - мертвый язык, но он никогда не умирал". Не было момента, когда классическая латынь перестала существовать. Просто в процессе эволюции, живые языки уж слишком далеко от нее ушли. И с русским языком рано или поздно случится то же самое.










Способы предотвращения вымирания русского и остальных языков в целом


1. Преподавание

Эффективный способ сохранить и уберечь язык – это преподавание языка в различных школах, на курсах. Говорить на каком-либо языке вполне достаточно, чтобы придать значение словам и нюансам языка. Учитель передает знания своим ученикам. Особенно заинтересованные ученики передадут свои знания следующему поколению. Преемственность – важный аспект в сохранении языка.

2. Создание материалов

Записанные материалы необходимы для сохранения информации об основах языка, грамматике, структуре предложений. Лингвисты, учителя и другие заинтересованные лица работают над записью и документированием языков. Пособия, учебники могут храниться в библиотеках, культурных центрах, музеях. Кроме того, материалы можно сохранить на электронных носителях. Таким способом можно уберечь исчезновение того или иного редкого языка.

3. Использование социальных сетей

С одной стороны, есть мнение, что соцсети способны вытеснить редкие языки в связи с популяризацией европейских языков. С другой стороны, носители редких и уникальных языков считают, что это основной способ обмена информацией. Благодаря интернет-платформам можно создать канал, группу. С помощью этих групп можно обмениваться выражениями или высказываниями, записывать традиционные песни своего народа и таким образом сохранять свой язык.

4. Общение на своем родном языке

Семья – наиболее важный механизм сохранения своего родного языка. Необходимо настаивать на том, чтобы говорить на своем уникальном языке. Постоянное желание разговаривать на своем родном языке среди членов своей семьи, родственников, друзей убережет его от исчезновения. Каждый язык – это уникальное явление, к которому мы должны относиться с уважением. Язык хранит культуру и память народа. Благодаря современным технологиям мы способны сохранить и уберечь языки племен, общин, коренных народов и передать знания следующим поколениям.
































Опрос


Для того чтобы определить, сколько люди знают о мертвых языках и  может ли русский язык стать мертвым, я провела опрос среди своих друзей и знакомых.

Количество опрошенных составило 56 человек, возрастом от 16 до 18 лет.

Опрос состоял из следующих вопросов и вариантов ответов:

Что такое мертвый язык?

Верное представление

Поверхностное представление

Ошибочное представление

Может ли ожить мертвый язык?

Да

Нет

Может ли русский язык стать мертвым?

Да

Нет

Результаты опроса:


На первый вопрос о том, что такое мертвые языки 12% имеют верное представление, 78% имеют поверхностное представление, и всего 10% имеют ошибочное представление.

t1671711099aa.gif


Может ли ожить мертвый язык? На этот вопрос, как оказалось, 36% ответили «да», а 64% ответили «нет».

t1671711099ab.gif

И на последний, самый важный, вопрос я получила такие результаты: 45% проголосовало за то, что русский язык может стать мертвым, 55% были за то, что русский язык не может стать мертвым.

t1671711099ac.gif

Выводы


На основе этого опроса можно сделать следующие выводы:

Большинство опрошенных знают, что такое мертвые языки, хоть и поверхностно, а также считают, что мертвый язык не может вновь стать живым.

Мнения о том, может ли русский язык стать мертвым разделилось почти поровну.

Из этого следует, что мой проект понесет за собой пользу в виде большей осведомленности людей.


t1671711099ad.gif


Памятка


Берегите русский язык!


Берегите наш язык, наш прекрасный

русский язык – этот клад, это достояние,

переданное нам нашими

предшественниками!

Обращайтесь

почтительно с этим могущественным

орудием; в руках умелых оно в состоянии

совершать чудеса.

И.С. Тургенев


Помните и не забывайте!


Наш язык ещё «живой», но, к сожалению, останавливается в развитии.

Наш язык перегружен жаргонизмами, заимствованными словами, теряет свою

самобытность.

Увеличивается разница между литературным и разговорным стилями нашего языка.

Может случиться так, что будет уничтожен язык великой русской литературы.

Ускоряется распространение тотальной безграмотности среди молодых носителей нашего языка.

Но в наших силах спасти родной язык!

Изучайте родной язык, его прошлое и настоящее, законы его развития!

Следите за тем, что и как вы говорите и пишете!

Помните один из заветов академика Д.С.Лихачёва: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей»!

Помните, что русский язык – это духовное богатство нашей страны! Любить и беречь его – значит любить и беречь Родину!








Заключение


В процессе работы над проектом были изучены процессы жизни, вымирание и возрождение языков, рассмотрены причины, из-за которых происходит вымирание, а также проанализировано возможное будущее русского языка и выявлены способы предотвращения его вымирания. Так же проведен опрос, чтобы выяснить полезность проекта, сделан буклет для осведомления и обучения тому, как спасти русский язык от вымирания, и составлена памятка, для того чтобы люди помнили о том, как важно беречь наш язык.

Мой проект поможет обратить внимание людей на проблемы нашего языка, люди начнут предпринимать действия для решения этих проблем. И тем самым мы продлим жизнь русского языка.

Задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Проект удался.





















Список литературы


Константин Замятин, Анника Пасанен, Янне Саарикиви. Как и зачем сохранять языки народов России. 2012 - с.72-78

Максим Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. АСТ, 2017 - с.42

Нора Галь. Слово живое и мертвое. - с.4-5, с.16,с.18-21


Ссылки на интернет-ресурсы


Дзен - блоги увлеченных людей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/

Новости России и мира - Новостной портал Московский Комсомолец - МК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mk.ru/

Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/151625


Автор материала: Д. Суздальцева (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.