Разработка ситуационных задачи по географии для 9 класса «Города – призраки: реальность или миф»

2
0
Материал опубликован 27 April 2016

Ситуационные задачи

Аляшева Р.А., учитель географии

МБОУ «СОШ №12» НМР РТ, Нижнекамск

Ситуационные задачи (СЗ) - это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка.

Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи учитель и учащиеся преследуют разные цели: для учащихся — найти решение, соответствующее данной ситуации; для учителя — освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом: название задания - личностно-значимый познавательный вопрос - информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т. д.) - задания на работу с данной информацией.

В силу своей межпредметности, интегративности, ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда ученики, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Поэтому ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности.

Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики. Это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, направленный на освоение социокультурной среды, или установить взаимодействие с индивидуальными или коллективными субъектами вне школы (родители, органы управления, власти и т. д.), то есть создаются условия включения учащихся в активную общественную деятельность.

Этот тип задач имеет «родословную» от методов кейс-технологий, связанных общим подходом к использованию «ситуационного анализа», который существует в образовательной практике в следующих разновидностях:

как анализ конкретных ситуаций (метод анализа конкретных ситуаций, или «гарвардский метод»);

как анализ ситуационных задач и упражнений (методы решения СЗ).

Часто эти методы объединяют общим понятием «кейс-стади», название которого можно перевести как «обучение на случае», происшедшей возможной ситуации в социальном пространстве жизни, в основе которой лежат реальные учебные проблемы.

Модель СЗ выглядит следующим образом:

Название СЗ (задача должна иметь привлекательное название).

Личностно-значимый познавательный вопрос (особенность СЗ в том, что её главный вопрос формулируется впереди текстов задачи и должен быть обращён непосредственно к личности ученика; часто перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение, которое помогает заострить личностное обращение).

Набор текстов, предназначенный для ответа на личностно - значимый вопрос, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные и т.д.).

Далее следуют шесть заданий по работе с текстом СЗ (по таксономии полного усвоения знаний Б. Блума: на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку). Они выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос СЗ. При формулировании шести заданий СЗ целесообразно применять конструктор задач петербургского ученого Л. С. Илюшина (Приложение – таблица 1).

Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ. Он часто предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса в пространство социальной практики: это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, включающий их в активную деятельность.

Практически все задания в СЗ должны работать на освоение учащимися социальной роли «созидателя». Ученик должен научиться не только критиковать и потреблять, но и создавать нечто новое, отличное от уже существующего. Ппоэтому в СЗ учащимся часто предлагается разработать и презентовать (реализовать) какой-либо проект, проявив тем самым знания и практические умения и действия, то есть свою компетентность в решении той или иной проблемы.

Итак, в основе ресурсов повышения качества нового образования лежит известный психологический закон усвоения знаний: знания формируются в сознании субъекта учения не до, а в процессе применения их на практике. Поэтому представляется возможным оптимизировать процесс обучения путём включения в его структуру ситуационных задач, построенных с учётом этого закона.

СЗ не являются ежедневным инструментом обучения: как указано выше, достаточно 5-6 задач на одном предмете в учебном году. Как разместить СЗ в годовом курсе предмета?

Первая задача должна быть мотивационной, привлекающей внимание, интерес ко всему годовому курсу преподаваемого предмета, и её желательно провести на первом уроке в сентябре.

Вторая, третья, четвертая задачи – обучающие методу решения СЗ, должны базироваться на «крепких» практических темах курса.

Пятая – оценочная, показывающая сформированность стержневой компетенции современного образования: способности школьника решать задачи в реальных жизненных ситуациях.

Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в ходе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать расширение (амплификацию) образовательного пространства ребёнка. Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении школьников к активному разрешению учебных проблем, тождественным реальным/жизненным, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, отыскивать информацию, необходимую для решения проблемы, и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

Литература:

Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008.

Илюшин Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. В кн. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ / Сост. О. Е. Лебедев. – СПб.: «Бизнес-пресса», 2006.

Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989.

Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно-методическое пособие / сост.: Слобожанинов Ю. В. – Киров, 2012.

Проектные задачи в начальной школе: пособие дл учителей / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011.

Приложения

Таблица №1.

Конструктор ситуационных задач Л.С. Илюшина

Ознакомление


Понимание


Применение


Анализ


Синтез


Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… (графически)

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и обоснуйте…

2.Сгруппи

руйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработай

те план, позволяющий (препятствующий)…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…

3.Составьте список понятий,
касающих

ся…

10.Покажите связи, которые, на
ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите
необычный способ, 
позволяющий…

38.Оцените значимость…
для...

4.Расположите в определён

ном
порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме 
текста…

12.Прокомментируйте
положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)
то, что…

33.Предложите новую (свою) 
классификацию…

40.Выскажите критические
суждения о…

6.Вспомни

те и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее
вероятный) сценарий развития…

41.Оцените возможности…
для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…


Таблица №1.


Технологическая карта ситуационной задачи

Название ситуационной задачи (СЗ)

Города – призраки: реальность или миф.

Предмет

География на предметном поле истории, краеведения, обществознания.

Класс

9

Подход к

проектированию СЗ

На основе материала учебника географии (В.П.Дронов, 9 класс), дополнительных источников информации

Цель

- Освоение метода решения ситуационных задач по таксономии целей Б. Блума (шесть шагов критического мышления);

- Формирование представления о причинах возникновения обезлюдевших городов.

Задачи

- познакомить учащихся с методом решения ситуационных задач , показать его отличие от метода решения предметных задач

- продолжить формирование умения перерабатывать и структурировать информацию на учебном предмете «География»

- продолжить формирование умения переносить географическую информацию в новую ситуацию, жизненный контекст

Знания, умения и способы действий, на которые опирается СЗ

Предметные умения:

География:

умение составлять причинно-следственные связи между причинами появления городов - призраков;

умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с картами

умение анализировать добытую информацию, выявлять зависимости и делать выводы.

История:

умение анализировать исторические события и факты;

умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями.

Краеведение:

выявление наличия исчезнувших городов на территории Татарстана и установление причин появления;

Прогнозирование возможности появления городов – призраков на территории Татарстана в будущем.

Математика

умение строить графики.

Универсальные умения:

продолжить формирование навыка устной коммуникативной деятельности в малой группе;

умения организовать групповую работу и распределять задания между участниками группы, предъявлять индивидуальные цели;

навыка аргументированного рассуждения;

навыка работы с разными видами текстов, умения выделять необходимую для целей решения задачи информацию и «информационные шумы»;

навыка работать по инструкции.

Планируемый педагогический результат

овладение методом решения (как последовательности действий, «шести шагов по Блуму») ситуационной задачи и отличия его от методов решения традиционных предметных задач;

сформированность первоначального умения поиска и выделения необходимой информации из нескольких неструктурированных текстов на основе организации смыслового чтения как выбора вида чтения в зависимости от поставленной цели (оценка по Блуму, шаг 2 – «понимание»);

сформированность первоначальных аналитико – синтетических умений в решении СЗ на основании выполнения задания на «анализ» и задания на «синтез»;

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности

Способ и форма оценивания результатов работы

Идентификационная оценка на основе «матрицы оценивания выполнения ситуационной задачи»

Название задачи

Города – призраки: реальность или миф.

Личностно-значимый познавательный вопрос

Города почти всегда возникали исходя из экономической целесообразности. Перекрестки торговых дорог, перевалочные пункты на водных путях становились центрами зарождения городской жизни. Не зря когда-то одним из названий Руси было Гардарика, то есть "страна городов". И уже тогда города с завидной регулярностью запустевали и, в конце концов, исчезали с лица земли и из народной памяти. Кто, кроме профессиональных археологов, помнит сегодня о таких городах, как Ярополк-Залесский или Перевитеск?

Что-то похожее происходит с городами и сегодня. Они вырастали из маленьких поселений или отстраиваются с нуля согласно Госпланам. С их развитием всегда связаны большие надежды, и кажется, что их история будет не короче римской. Однако долгая судьба уготована не для всех. Города, еще вчера населенные тысячами людей, сегодня пустуют, словно декорации. И лишь мародерам и сталкерам есть до них дело.

Большой бурно развивающийся город может превратиться в покинутую всеми пустыню. Таких случаев в мире происходило немало. Но почему вдруг бурлящий жизнью город становиться призраком?

Информация по данному вопросу

Текст №1. По утверждению некоторых историков Россия впервые столкнулись с этой проблемой после революции 1917 года. Люди покидали города и ехали в деревни. Даже Москва и Санкт-Петербург потеряли треть своих жителей. По-настоящему же феномен вымирания городов проявился уже после Второй мировой войны, сначала - в государствах «большой семерки». 80% умирающих городов до 1989-го были именно в этих индустриальных государствах. А конец социализма привел к тому, что в Восточной Европе уменьшился каждый второй город, а часть из них совсем обезлюдела.

Текст №2. Понятие «город-призрак»

Термин "города - призраки" обозначает населенные пункты, которые отличаются от селений в привычном ощущении понятия этого слова или обладают оригинальными свойствами. «Города-призраки» можно условно разделить на несколько категорий:

Умирающие города.

Населенные пункты, находящиеся на этапе вымирания и опустения. По сути, это населенные пункты, где в активной стадии процессы, ведущие к упадку и разрушению. Основные признаки: уменьшение населения, разрушение инфраструктуры, изменение облика населенного пункта, говорящие об упадке, наличие покинутых районов или объектов

Покинутые города.

Населенные пункты, полностью или практически полностью опустевшие. Основные признаки таких городов: сохранившийся облик и инфраструктура, максимально близкие к тому времени, когда жили люди. Население либо совсем покинуло постоянное место обитания, либо сократилось до ничтожного количества. Покинутые города, как правило, молоды, их возраст на этом этапе - от силы несколько десятилетий.

Исчезнувшие города.

Населенные пункты, очень давно покинутые людьми. Как правило, они вернулись к "жизни" после археологических раскопок и поисков. Основные признаки таких городов: утраченный за много веков облик, разрушенная инфраструктура. Исчезнувшие города, как правило, древние, их возраст исчисляется столетиями.

Текст №3. Типы классификаций городов - призраков

Почему города, села и деревни иногда вымирают? У каждого города своя история, своя печаль и беда. И все же основные причины и факторы известны, которые условно можно разделить на несколько групп.

Стихийные бедствия и катаклизмы:

Города и посёлки, пострадавшие от пожаров - Курша

Исчезнувшие города и посёлки, разрушенные наводнениями или изменением береговой линии – Ленск (Якутия)

Города и посёлки, полностью или частично разрушенные землетрясениями – Нефтегорск (Сахалин)

Объекты, брошенные в результате техногенных катастроф (классические города-призраки) – Муслюмово (Россия, Челябинская обл), Острогляды (Беларусь, Гомельская обл.), Припять (Украина, Киевская обл.), Чаган (Казахстан, Восточно-Казахстанская область), Чернобыль (Украина).

Мёртвые посёлки, уничтоженные сходом ледника, лавины или селя – населенные пункты, оставшиеся под ледником в Ковдорском ущелье Северной Осетии.

Истощение ранее изобилующих различными богатствами природных источников:

Рабочие посёлки, заброшенные после прекращения добычи природных ископаемых – Кадыкчан, Хальмер-Ю, Колендо.

Лесные посёлки, закрытые в связи с прекращением вырубки леса или добычи торфа – Пермская край, Коми, Карелия, Архангельская область.

Закрытие стратегических объектов:

Заброшенные города и посёлки, пришедшие в упадок в результате военных действий; Калининградская область – 10 пунктов, Борисо-Глебск (Рязанская обл., Булгар (Республика Татарстан), Вержавск (Смоленская обл.), Кызыл-Тура (Омская обл.) и др.

Современные посёлки, пришедшие в упадок из-за расформирования военных гарнизонов – военные городки на Курильских островах, в странах СНГ- Казахстане, Прибалтике, архипелаге Шпицберген;

Расформирование исправительно-трудовых лагерей – Чукотка, Магаданская область, Коми, Архангельская область..

Политико-административные и социально- экономические причины:

Разрушенные деревни и города, население которых было насильственно перемещено в результате репрессий;

Бывшие города и поселки, вошедшие в состав других населенных пунктов – Коломна, Фили, Сходня, Тропарево;

Города и посёлки, обезлюдевшие из-за расцвета новых центров производства и культуры;

Посёлки, пришедшие в упадок из-за ликвидации традиционного транспортного (дорожного) сообщения - Амдерма

Временные посёлки строителей и геологоразведчиков, исследователей Севера – Северная Земля, Новая Земля;

Города и посёлки, обезлюдевшие из-за расцвета новых центров производства и культуры.

(Приложение - таблица 1)

Рисунок 1. Численность исчезнувших городов по времени исчезновения

Рисунок 2. Субъекты России – лидеры по количеству исчезнувших городов

Текст №4. Города строят для жизни, но жизнь нередко уходит из них прежде, чем ветшают их стены. К «затуханию» небольших городов – экономических центров в преобладающем большинстве случаев приводит экономическая причина, которую сейчас принято называть «проблемой моногородов». В 2009 году Министерство регионального развития РФ составило список из 19 городов, находящихся на грани выживания. А в Постановлении Правительства РФ от 29 июля 2014 года №709 «О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (с изменениями на 24 ноября 2015 года» в список вошли уже более 300 населенных пунктов городского типа.

Для решения их проблем разработаны программы, обеспечивается финансирование. Среди моногородов есть очень крупные – это Тольятти и Набережные Челны с их предприятиями – автогигантами ВАЗ и КамАЗ. К разряду моногородов отнесен и ПГТ Камские Поляны, в котором до сих пор нет градообразующего предприятия.

Но есть в истории примеры, когда древние города начинают восстанавливать. В нашей республике под руководством первого президента Татарстана М. Шаймиева осуществляется проект возрождения культурного наследия древнего города Болгар и острова-града Свияжск. Много уже сделано, в результате чего Болгар и Свияжск становятся популярными туристическими объектами.

Задания на работу с данной информацией

Ознакомление

1. Используя текст, найдите ответы на следующие вопросы:

какие города можно отнести к городам – призракам?

каковы главные причины появления городов - призраков?

Понимание

2.Приведите примеры городов на территории России и Татарстана: а) исчезнувших, б) покинутых, в) умирающих.

3. Как вы думаете, могут ли быть восстановлены исчезнувшие города»? Если да, то каковы факторы восстановления?

4. По рис. 1и рис.2 установите, исторические периоды и географию размещения городов –призраков.

Применение

5. Рассмотрев и проанализировав карту «Направления миграции в России» к параграфу «Миграция населения в России», скажите, в каких регионах России могут появиться новые города – призраки? Почему?

6. Используя приведённую таблицу 1 приложения, постройте столбиковую диаграмму « Наиболее распространенные причины исчезновения городов России»

Инструкция

Из данных таблицы 1 Приложения выявите семь наиболее распространенных причин исчезновения городов.

Подберите масштаб и начертите систему координат, в которой основные оси будут отражать причины исчезновения городов (горизонтальная ось) и численность исчезнувших городов по этой причине (вертикальная ось).

Затем по масштабу нанесите данные и начертите столбики.

Столбики можно выделить различными цветами или штриховкой, указав в легенде соответствие.

Сделайте вывод по построенной диаграмме.

Анализ

7. Проанализировав карту «Направления миграции в России» к параграфу «Миграция населения в России», установите, в каких регионах России могут появиться новые города – призраки? Почему?

8. Текст № 5 .

В 2009 году Министерство регионального развития РФ составило список из 19 городов, находящихся на грани выживания. А в Постановлении Правительства РФ от 29 июля 2014 года №709 «О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (с изменениями на 24 ноября 2015 года» в список вошли уже более 300 населенных пунктов городского типа.

Для решения их проблем разработаны программы, обеспечивается финансирование. Среди моногородов есть очень крупные – это Тольятти и Набережные Челны с их предприятиями – автогигантами ВАЗ и КамАЗ. К разряду моногородов отнесен и ПГТ Камские Поляны, в котором до сих пор нет градообразующего предприятия.

Как вы думаете, почему второй по величине город Татарстана Набережные Челны отнесен к разряду моногородов?

Почему ПГТ «Камские Поляны» не имеет градообразующего предприятия?

Поможет ли этим городам государственная программа избежать участи превратиться в «город-призрак»?

Синтез

9. Предложите свою программу вывода ПГТ Камские Поляны из списка населенных пунктов, находящихся на грани выживания. Изложите мнение о возобновлении строительства Татарской АЭС, для строительства которой изначально создавался ПГТ Камские Поляны, но после аварии на Чернобыльской АЭС строительство было остановлено.

Оценка

9. Оцените возможные способы и пути использования строений, объектов инфраструктуры исчезнувших городов или их восстановления.

Приложение.

Таблица 1.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАБРОШЕННЫХ ГОРОДОВ

ПО ПРИЧИНАМ ГИБЕЛИ [5]

Причины гибели городов

Кол-во

Примеры

1

Прекращения добычи природных ископаемых

68

Кадыкчан, Колендо, Ленинградский , Комсомольский

(в основном расположены в Чукотском А.О., Магаданской области, Якутии, Коми, ЯНАО, Пермский край, Сахалинская обл.

2

Города и посёлки, пострадавшие от пожаров

11

Курша

3

Наводнениями или изменением береговой линии

7

Ленск

4

Полностью или частично разрушенные землетрясениями

6

Нефтегорск

5

После массовых эпидемий

3

Зашиверск (Республика Саха (Якутия))

Гижигинск (Камчатский край)

Норденбург (Калининградская обл.

6

Засухи или осушения местности

4

 

7

Техногенные катастрофы (классические города-призраки)

6

Муслюмово (Россия, Челябинская обл.)

Острогляды (Беларусь, Гомельская обл.)

Припять (Украина, Киевская обл.)

Чаган (Казахстан, Восточно-Казахстанская область)Чернобыль (Украина, )

8

На месте которых построены водохранилища

15

Балаганск (Иркутская обл.)

Дедюхин (Пермский край)

Жарки (Костромская обл.)

Илимск (Иркутская обл.)

Корчева (Тверская обл.)

Молога (Ярославская обл.)

Подужемье (Республика Карелия)

Саркел (Волгоградская обл.)

Скнятин (Тверская обл.)

Ставрополь-на-Волге (Самарская обл.)

Фомин (Смоленская обл.)

9

Пришедшие в упадок в результате военных действий

51

Калининградская область- 10,

Борисо-Глебск (Рязанская обл.)

Булгар (Республика Татарстан)

Вержавск (Смоленская обл.)

Воронич (Псковская обл.)

Вырь (Курская обл.)

Гледен (Вологодская обл.)

Жабачев (Тверская обл.)

Кызыл-Тура (Омская обл.) и др

10

Пришедшие в упадок после технического устаревания или утраты военного значения

60

23 – Калинниградская область

7 - Московская область

3 – Республика Крым

Керменчук (Республика Татарстан)

и др.

11

Насильственное перемещение в результате репрессий или политико-административного произвола

14

Аргуново (Владимирская обл.)

Архангельское (Тверская обл.)

Атаманская (Ростовская обл.)

Варандей (Ненецкий автономный округ)

Весёлый (г. Санкт-Петербург)

Захарьево (Ярославская обл.)

Зелёный остров (Ростовская обл.)

Гижигинск (Камчатский край)

Каменка (г. Санкт-Петербург)

Наукан (Чукотский автономный округ)

Новое Парголово (г. Санкт-Петербург) Попово (Смоленская обл.)

Чекуровка (Республика Саха (Якутия))

12

Крепости, уничтоженные или разоружённые по условиям мирного договора

6

Албазин (Амурская обл.)

Кодак (Украина, Днепропетровская обл.)

Палдиски (Эстония)

Суурпеа (Эстония)

Чаган (Казахстан, Восточно-Казахстанская область)

Эмба-5 (Казахстан, Актюбинская область

13

Обезлюдевшие из-за расцвета новых центров производства и культуры

19

Акланск (Камчатский край), Арыково (Челябинская обл.), Бухта Тихая Архангельская обл.), Калантырь (Алтайский край), Кашлык (Искер, Сибир) (Тюменская обл.), Клещин ( Владимирская обл.), Шатура (Россия, Московская обл.)и др.

14

Посёлки, пришедшие в упадок из-за ликвидации традиционного транспортного (дорожного) сообщения

13

Дешкино (Орловская обл.)

Долгое (ЯМАО)

Жиганск (Республика Саха (Якутия))

Лемъю (Республика Коми)

Лось (Новосибирская обл.)

Окунёво (Свердловская обл.)и др.

15

Временные посёлки строителей и геологоразведчиков

19

Саха Якутия - 5, ХМАО и ЯНАО – 3,

Бурятия – 2 и др.

16

Посёлки, оставленные из-за трудностей снабжения и дороговизны инфраструктуры

5

Алыкель, Водино, Царёв-Борисов 

17

Современные посёлки, пришедшие в упадок из-за расфомирования военных гарнизонов

14

Африканда (Мурманская обл.)

ВКИУ (Пермский край)

Гранитный (Мурманская обл.)

Житкур (Волгоградская обл.)

Кедровый (Красноярск-66) (Красноярский край)

Корзуново (Мурманская обл.)

Косистый (Красноярский край) Харловка (Россия, Мурманская обл.)

Чаган (Казахстан, Восточно-Казахстанская область)

Эмба-5 (Казахстан, Актюбинская область)

Юрья-3 (Россия, Кировская обл.) 

18

Лесные посёлки, закрытые в связи с прекращением вырубки леса или добычи торфа

22

Архангельская обл. – 6

Свердловская обл. – 3

Республика Коми – 3

Ленинградская область – 1

Вологодская область -1

Ярославская область-1

Костромская область-1

Республика Саха Якутия -2

19

Архитектурные памятники старины, пришедшие в упадок в результате хозяйственной деятельности в советское время

16

 Калининградская обл.-10

Быково (Московская обл.)

Куммолово (Ленинградская обл.)

Оржицы (Ленинградская обл.) и др.

20

Разрушенные города древности

54

Сувар, Болгар (Республика Татарстан)

Комментарии
Комментариев пока нет.