Разработка ситуационных задачи по географии для 9 класса «Города – призраки: реальность или миф»
Ситуационные задачи
Аляшева Р.А., учитель географии
МБОУ «СОШ №12» НМР РТ, Нижнекамск
Ситуационные задачи (СЗ) - это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка.
Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи учитель и учащиеся преследуют разные цели: для учащихся — найти решение, соответствующее данной ситуации; для учителя — освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.
Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом: название задания - личностно-значимый познавательный вопрос - информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т. д.) - задания на работу с данной информацией.
В силу своей межпредметности, интегративности, ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда ученики, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Поэтому ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности.
Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики. Это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, направленный на освоение социокультурной среды, или установить взаимодействие с индивидуальными или коллективными субъектами вне школы (родители, органы управления, власти и т. д.), то есть создаются условия включения учащихся в активную общественную деятельность.
Этот тип задач имеет «родословную» от методов кейс-технологий, связанных общим подходом к использованию «ситуационного анализа», который существует в образовательной практике в следующих разновидностях:
как анализ конкретных ситуаций (метод анализа конкретных ситуаций, или «гарвардский метод»);
как анализ ситуационных задач и упражнений (методы решения СЗ).
Часто эти методы объединяют общим понятием «кейс-стади», название которого можно перевести как «обучение на случае», происшедшей возможной ситуации в социальном пространстве жизни, в основе которой лежат реальные учебные проблемы.
Модель СЗ выглядит следующим образом:
Название СЗ (задача должна иметь привлекательное название).
Личностно-значимый познавательный вопрос (особенность СЗ в том, что её главный вопрос формулируется впереди текстов задачи и должен быть обращён непосредственно к личности ученика; часто перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение, которое помогает заострить личностное обращение).
Набор текстов, предназначенный для ответа на личностно - значимый вопрос, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные и т.д.).
Далее следуют шесть заданий по работе с текстом СЗ (по таксономии полного усвоения знаний Б. Блума: на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку). Они выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос СЗ. При формулировании шести заданий СЗ целесообразно применять конструктор задач петербургского ученого Л. С. Илюшина (Приложение – таблица 1).
Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ. Он часто предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса в пространство социальной практики: это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, включающий их в активную деятельность.
Практически все задания в СЗ должны работать на освоение учащимися социальной роли «созидателя». Ученик должен научиться не только критиковать и потреблять, но и создавать нечто новое, отличное от уже существующего. Ппоэтому в СЗ учащимся часто предлагается разработать и презентовать (реализовать) какой-либо проект, проявив тем самым знания и практические умения и действия, то есть свою компетентность в решении той или иной проблемы.
Итак, в основе ресурсов повышения качества нового образования лежит известный психологический закон усвоения знаний: знания формируются в сознании субъекта учения не до, а в процессе применения их на практике. Поэтому представляется возможным оптимизировать процесс обучения путём включения в его структуру ситуационных задач, построенных с учётом этого закона.
СЗ не являются ежедневным инструментом обучения: как указано выше, достаточно 5-6 задач на одном предмете в учебном году. Как разместить СЗ в годовом курсе предмета?
Первая задача должна быть мотивационной, привлекающей внимание, интерес ко всему годовому курсу преподаваемого предмета, и её желательно провести на первом уроке в сентябре.
Вторая, третья, четвертая задачи – обучающие методу решения СЗ, должны базироваться на «крепких» практических темах курса.
Пятая – оценочная, показывающая сформированность стержневой компетенции современного образования: способности школьника решать задачи в реальных жизненных ситуациях.
Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в ходе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать расширение (амплификацию) образовательного пространства ребёнка. Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении школьников к активному разрешению учебных проблем, тождественным реальным/жизненным, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, отыскивать информацию, необходимую для решения проблемы, и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.
Литература:
Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008.
Илюшин Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. В кн. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ / Сост. О. Е. Лебедев. – СПб.: «Бизнес-пресса», 2006.
Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989.
Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно-методическое пособие / сост.: Слобожанинов Ю. В. – Киров, 2012.
Проектные задачи в начальной школе: пособие дл учителей / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011.
Приложения
Таблица №1.
Конструктор ситуационных задач Л.С. Илюшина
Ознакомление |
|
|
|
|
|
1.Назовите основные части… |
8.Объясните причины того, что… |
15. Изобразите информацию о… (графически) |
22.Раскройте особенности… |
29.Предложите новый (иной) вариант… |
36.Ранжируйте… и обоснуйте… |
2.Сгруппи руйте вместе все… |
9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… |
16.Предложите способ, позволяющий… |
23.Проанализируйте структуру… с точки зрения… |
30.Разработай те план, позволяющий (препятствующий)… |
37.Определите, какое из решений является оптимальным для… |
3.Составьте список понятий, ся… |
10.Покажите связи, которые, на |
17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… |
24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… |
31.Найдите |
38.Оцените значимость… |
4.Расположите в определён
ном |
11.Постройте прогноз развития… |
18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… |
25.Постройте классификацию… на основании… |
32.Придумайте игру, которая… |
39.Определите возможные критерии оценки… |
5.Изложите в форме |
12.Прокомментируйте |
19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… |
26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) |
33.Предложите новую (свою) |
40.Выскажите критические |
6.Вспомни те и напишите… |
13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… |
20.Проведите презентацию… |
27.Сравните точки зрения… и … на… |
34.Напишите возможный (наиболее |
41.Оцените возможности… |
7. Прочитайте самостоятельно… |
14. Приведите пример того, что (как, где)… |
21. Рассчитайте на основании данных о… |
28. Выявите принципы, лежащие в основе… |
35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… |
42. Проведите экспертизу состояния… |
Таблица №1.
Технологическая карта ситуационной задачи
Название ситуационной задачи (СЗ) |
Города – призраки: реальность или миф. |
Предмет |
География на предметном поле истории, краеведения, обществознания. |
Класс |
9 |
Подход к проектированию СЗ |
На основе материала учебника географии (В.П.Дронов, 9 класс), дополнительных источников информации |
Цель |
- Освоение метода решения ситуационных задач по таксономии целей Б. Блума (шесть шагов критического мышления); - Формирование представления о причинах возникновения обезлюдевших городов. |
Задачи |
- познакомить учащихся с методом решения ситуационных задач , показать его отличие от метода решения предметных задач - продолжить формирование умения перерабатывать и структурировать информацию на учебном предмете «География» - продолжить формирование умения переносить географическую информацию в новую ситуацию, жизненный контекст |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается СЗ |
Предметные умения: География: умение составлять причинно-следственные связи между причинами появления городов - призраков; умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с картами умение анализировать добытую информацию, выявлять зависимости и делать выводы. История: умение анализировать исторические события и факты; умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями. Краеведение: выявление наличия исчезнувших городов на территории Татарстана и установление причин появления; Прогнозирование возможности появления городов – призраков на территории Татарстана в будущем. Математика умение строить графики. Универсальные умения: продолжить формирование навыка устной коммуникативной деятельности в малой группе; умения организовать групповую работу и распределять задания между участниками группы, предъявлять индивидуальные цели; навыка аргументированного рассуждения; навыка работы с разными видами текстов, умения выделять необходимую для целей решения задачи информацию и «информационные шумы»; навыка работать по инструкции. |
Планируемый педагогический результат |
овладение методом решения (как последовательности действий, «шести шагов по Блуму») ситуационной задачи и отличия его от методов решения традиционных предметных задач; сформированность первоначального умения поиска и выделения необходимой информации из нескольких неструктурированных текстов на основе организации смыслового чтения как выбора вида чтения в зависимости от поставленной цели (оценка по Блуму, шаг 2 – «понимание»); сформированность первоначальных аналитико – синтетических умений в решении СЗ на основании выполнения задания на «анализ» и задания на «синтез»; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности |
Способ и форма оценивания результатов работы |
Идентификационная оценка на основе «матрицы оценивания выполнения ситуационной задачи» |
Название задачи |
Города – призраки: реальность или миф. |
|
Личностно-значимый познавательный вопрос |
Города почти всегда возникали исходя из экономической целесообразности. Перекрестки торговых дорог, перевалочные пункты на водных путях становились центрами зарождения городской жизни. Не зря когда-то одним из названий Руси было Гардарика, то есть "страна городов". И уже тогда города с завидной регулярностью запустевали и, в конце концов, исчезали с лица земли и из народной памяти. Кто, кроме профессиональных археологов, помнит сегодня о таких городах, как Ярополк-Залесский или Перевитеск? Что-то похожее происходит с городами и сегодня. Они вырастали из маленьких поселений или отстраиваются с нуля согласно Госпланам. С их развитием всегда связаны большие надежды, и кажется, что их история будет не короче римской. Однако долгая судьба уготована не для всех. Города, еще вчера населенные тысячами людей, сегодня пустуют, словно декорации. И лишь мародерам и сталкерам есть до них дело. Большой бурно развивающийся город может превратиться в покинутую всеми пустыню. Таких случаев в мире происходило немало. Но почему вдруг бурлящий жизнью город становиться призраком? |
|
Информация по данному вопросу |
Текст №1. По утверждению некоторых историков Россия впервые столкнулись с этой проблемой после революции 1917 года. Люди покидали города и ехали в деревни. Даже Москва и Санкт-Петербург потеряли треть своих жителей. По-настоящему же феномен вымирания городов проявился уже после Второй мировой войны, сначала - в государствах «большой семерки». 80% умирающих городов до 1989-го были именно в этих индустриальных государствах. А конец социализма привел к тому, что в Восточной Европе уменьшился каждый второй город, а часть из них совсем обезлюдела. Текст №2. Понятие «город-призрак» Термин "города - призраки" обозначает населенные пункты, которые отличаются от селений в привычном ощущении понятия этого слова или обладают оригинальными свойствами. «Города-призраки» можно условно разделить на несколько категорий: Умирающие города. Населенные пункты, находящиеся на этапе вымирания и опустения. По сути, это населенные пункты, где в активной стадии процессы, ведущие к упадку и разрушению. Основные признаки: уменьшение населения, разрушение инфраструктуры, изменение облика населенного пункта, говорящие об упадке, наличие покинутых районов или объектов Покинутые города. Населенные пункты, полностью или практически полностью опустевшие. Основные признаки таких городов: сохранившийся облик и инфраструктура, максимально близкие к тому времени, когда жили люди. Население либо совсем покинуло постоянное место обитания, либо сократилось до ничтожного количества. Покинутые города, как правило, молоды, их возраст на этом этапе - от силы несколько десятилетий. Исчезнувшие города. Населенные пункты, очень давно покинутые людьми. Как правило, они вернулись к "жизни" после археологических раскопок и поисков. Основные признаки таких городов: утраченный за много веков облик, разрушенная инфраструктура. Исчезнувшие города, как правило, древние, их возраст исчисляется столетиями. Текст №3. Типы классификаций городов - призраков Почему города, села и деревни иногда вымирают? У каждого города своя история, своя печаль и беда. И все же основные причины и факторы известны, которые условно можно разделить на несколько групп. Стихийные бедствия и катаклизмы: Города и посёлки, пострадавшие от пожаров - Курша Исчезнувшие города и посёлки, разрушенные наводнениями или изменением береговой линии – Ленск (Якутия) Города и посёлки, полностью или частично разрушенные землетрясениями – Нефтегорск (Сахалин) Объекты, брошенные в результате техногенных катастроф (классические города-призраки) – Муслюмово (Россия, Челябинская обл), Острогляды (Беларусь, Гомельская обл.), Припять (Украина, Киевская обл.), Чаган (Казахстан, Восточно-Казахстанская область), Чернобыль (Украина). Мёртвые посёлки, уничтоженные сходом ледника, лавины или селя – населенные пункты, оставшиеся под ледником в Ковдорском ущелье Северной Осетии. Истощение ранее изобилующих различными богатствами природных источников: Рабочие посёлки, заброшенные после прекращения добычи природных ископаемых – Кадыкчан, Хальмер-Ю, Колендо. Лесные посёлки, закрытые в связи с прекращением вырубки леса или добычи торфа – Пермская край, Коми, Карелия, Архангельская область. Закрытие стратегических объектов: Заброшенные города и посёлки, пришедшие в упадок в результате военных действий; Калининградская область – 10 пунктов, Борисо-Глебск (Рязанская обл., Булгар (Республика Татарстан), Вержавск (Смоленская обл.), Кызыл-Тура (Омская обл.) и др. Современные посёлки, пришедшие в упадок из-за расформирования военных гарнизонов – военные городки на Курильских островах, в странах СНГ- Казахстане, Прибалтике, архипелаге Шпицберген; Расформирование исправительно-трудовых лагерей – Чукотка, Магаданская область, Коми, Архангельская область.. Политико-административные и социально- экономические причины: Разрушенные деревни и города, население которых было насильственно перемещено в результате репрессий; Бывшие города и поселки, вошедшие в состав других населенных пунктов – Коломна, Фили, Сходня, Тропарево; Города и посёлки, обезлюдевшие из-за расцвета новых центров производства и культуры; Посёлки, пришедшие в упадок из-за ликвидации традиционного транспортного (дорожного) сообщения - Амдерма Временные посёлки строителей и геологоразведчиков, исследователей Севера – Северная Земля, Новая Земля; Города и посёлки, обезлюдевшие из-за расцвета новых центров производства и культуры. (Приложение - таблица 1)
Рисунок 1. Численность исчезнувших городов по времени исчезновения
Рисунок 2. Субъекты России – лидеры по количеству исчезнувших городов Текст №4. Города строят для жизни, но жизнь нередко уходит из них прежде, чем ветшают их стены. К «затуханию» небольших городов – экономических центров в преобладающем большинстве случаев приводит экономическая причина, которую сейчас принято называть «проблемой моногородов». В 2009 году Министерство регионального развития РФ составило список из 19 городов, находящихся на грани выживания. А в Постановлении Правительства РФ от 29 июля 2014 года №709 «О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (с изменениями на 24 ноября 2015 года» в список вошли уже более 300 населенных пунктов городского типа. Для решения их проблем разработаны программы, обеспечивается финансирование. Среди моногородов есть очень крупные – это Тольятти и Набережные Челны с их предприятиями – автогигантами ВАЗ и КамАЗ. К разряду моногородов отнесен и ПГТ Камские Поляны, в котором до сих пор нет градообразующего предприятия. Но есть в истории примеры, когда древние города начинают восстанавливать. В нашей республике под руководством первого президента Татарстана М. Шаймиева осуществляется проект возрождения культурного наследия древнего города Болгар и острова-града Свияжск. Много уже сделано, в результате чего Болгар и Свияжск становятся популярными туристическими объектами. |
|
Задания на работу с данной информацией |
||
Ознакомление |
1. Используя текст, найдите ответы на следующие вопросы: какие города можно отнести к городам – призракам? каковы главные причины появления городов - призраков? |
|
Понимание |
2.Приведите примеры городов на территории России и Татарстана: а) исчезнувших, б) покинутых, в) умирающих. 3. Как вы думаете, могут ли быть восстановлены исчезнувшие города»? Если да, то каковы факторы восстановления? 4. По рис. 1и рис.2 установите, исторические периоды и географию размещения городов –призраков. |
|
Применение |
5. Рассмотрев и проанализировав карту «Направления миграции в России» к параграфу «Миграция населения в России», скажите, в каких регионах России могут появиться новые города – призраки? Почему? 6. Используя приведённую таблицу 1 приложения, постройте столбиковую диаграмму « Наиболее распространенные причины исчезновения городов России» Инструкция Из данных таблицы 1 Приложения выявите семь наиболее распространенных причин исчезновения городов. Подберите масштаб и начертите систему координат, в которой основные оси будут отражать причины исчезновения городов (горизонтальная ось) и численность исчезнувших городов по этой причине (вертикальная ось). Затем по масштабу нанесите данные и начертите столбики. Столбики можно выделить различными цветами или штриховкой, указав в легенде соответствие. Сделайте вывод по построенной диаграмме. |
|
Анализ |
7. Проанализировав карту «Направления миграции в России» к параграфу «Миграция населения в России», установите, в каких регионах России могут появиться новые города – призраки? Почему? 8. Текст № 5 . В 2009 году Министерство регионального развития РФ составило список из 19 городов, находящихся на грани выживания. А в Постановлении Правительства РФ от 29 июля 2014 года №709 «О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (с изменениями на 24 ноября 2015 года» в список вошли уже более 300 населенных пунктов городского типа. Для решения их проблем разработаны программы, обеспечивается финансирование. Среди моногородов есть очень крупные – это Тольятти и Набережные Челны с их предприятиями – автогигантами ВАЗ и КамАЗ. К разряду моногородов отнесен и ПГТ Камские Поляны, в котором до сих пор нет градообразующего предприятия. Как вы думаете, почему второй по величине город Татарстана Набережные Челны отнесен к разряду моногородов? Почему ПГТ «Камские Поляны» не имеет градообразующего предприятия? Поможет ли этим городам государственная программа избежать участи превратиться в «город-призрак»? |
|
Синтез |
9. Предложите свою программу вывода ПГТ Камские Поляны из списка населенных пунктов, находящихся на грани выживания. Изложите мнение о возобновлении строительства Татарской АЭС, для строительства которой изначально создавался ПГТ Камские Поляны, но после аварии на Чернобыльской АЭС строительство было остановлено. |
|
Оценка |
9. Оцените возможные способы и пути использования строений, объектов инфраструктуры исчезнувших городов или их восстановления. |
Приложение.
Таблица 1.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАБРОШЕННЫХ ГОРОДОВ
ПО ПРИЧИНАМ ГИБЕЛИ [5]
№ |
Причины гибели городов |
Кол-во |
Примеры |
1 |
Прекращения добычи природных ископаемых |
68 |
Кадыкчан, Колендо, Ленинградский , Комсомольский (в основном расположены в Чукотском А.О., Магаданской области, Якутии, Коми, ЯНАО, Пермский край, Сахалинская обл. |
2 |
Города и посёлки, пострадавшие от пожаров |
11 |
Курша |
3 |
Наводнениями или изменением береговой линии |
7 |
Ленск |
4 |
Полностью или частично разрушенные землетрясениями |
6 |
Нефтегорск |
5 |
После массовых эпидемий |
3 |
|
6 |
Засухи или осушения местности |
4 |
|
7 |
Техногенные катастрофы (классические города-призраки) |
6 |
Муслюмово (Россия, Челябинская обл.) Острогляды (Беларусь, Гомельская обл.) Припять (Украина, Киевская обл.) Чаган (Казахстан, Восточно-Казахстанская область)Чернобыль (Украина, ) |
8 |
На месте которых построены водохранилища |
15 |
Подужемье (Республика Карелия) |
9 |
Пришедшие в упадок в результате военных действий |
51 |
Калининградская область- 10, Борисо-Глебск (Рязанская обл.) Кызыл-Тура (Омская обл.) и др |
10 |
Пришедшие в упадок после технического устаревания или утраты военного значения |
60 |
23 – Калинниградская область 7 - Московская область 3 – Республика Крым Керменчук (Республика Татарстан) и др. |
11 |
Насильственное перемещение в результате репрессий или политико-административного произвола |
14 |
Варандей (Ненецкий автономный округ) Зелёный остров (Ростовская обл.) Наукан (Чукотский автономный округ) Новое Парголово (г. Санкт-Петербург) Попово (Смоленская обл.) |
12 |
Крепости, уничтоженные или разоружённые по условиям мирного договора |
6 |
Кодак (Украина, Днепропетровская обл.) |
13 |
Обезлюдевшие из-за расцвета новых центров производства и культуры |
19 |
Акланск (Камчатский край), Арыково (Челябинская обл.), Бухта Тихая Архангельская обл.), Калантырь (Алтайский край), Кашлык (Искер, Сибир) (Тюменская обл.), Клещин ( Владимирская обл.), Шатура (Россия, Московская обл.)и др. |
14 |
Посёлки, пришедшие в упадок из-за ликвидации традиционного транспортного (дорожного) сообщения |
13 |
Долгое (ЯМАО) Жиганск (Республика Саха (Якутия)) Окунёво (Свердловская обл.)и др. |
15 |
Временные посёлки строителей и геологоразведчиков |
19 |
Саха Якутия - 5, ХМАО и ЯНАО – 3, Бурятия – 2 и др. |
16 |
Посёлки, оставленные из-за трудностей снабжения и дороговизны инфраструктуры |
5 |
Алыкель, Водино, Царёв-Борисов |
17 |
Современные посёлки, пришедшие в упадок из-за расфомирования военных гарнизонов |
14 |
Кедровый (Красноярск-66) (Красноярский край) Косистый (Красноярский край) Харловка (Россия, Мурманская обл.) Чаган (Казахстан, Восточно-Казахстанская область) |
18 |
Лесные посёлки, закрытые в связи с прекращением вырубки леса или добычи торфа |
22 |
Республика Коми – 3 Ленинградская область – 1 Вологодская область -1 Ярославская область-1 Костромская область-1 Республика Саха Якутия -2 |
19 |
Архитектурные памятники старины, пришедшие в упадок в результате хозяйственной деятельности в советское время |
16 |
Куммолово (Ленинградская обл.) Оржицы (Ленинградская обл.) и др. |
20 |
Разрушенные города древности |
54 |
Сувар, Болгар (Республика Татарстан) |