Нападение врасплох

2
0
Материал опубликован 17 April 2023 в группе

Автор публикации: Д. Щербинина, ученица 7 класса

Муниципальное казённое образовательное учреждение ЗАТО Солнечный



































Выполнила: Щербинина Д.С.

Руководитель: Седлецкая Л.А.










п.Солнечный

Содержание


Биография Василия Васильевича Верещагина

Художественная композиция В.В. Верещагина – «Нападение врасплох»

Заключение







Биография В.В. Верещагина




Бt1681734325aa.jpg иография Василия Васильевича с детства была связана с военным делом. Мальчик родился в дворянской семье Череповца 14 октября 1842 года. Отец занимал видный государственный пост и со всей серьезностью относился к воспитанию потомков. Василий стал третьим из четырех сыновей. Все они были отправлены в военно-учебные заведения.

Василий же связал свою жизнь с театром военных действий, но отнюдь не так, как предполагал отец. Мальчик поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга.

Педагогов восхищал талант мальчика по памяти делать зарисовки увиденного. В будущем этот дар сыграет немалую роль в становлении Верещагина-творца. Параллельно с учебой в военном заведении ему разрешили посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Пройдя путь от кадета до гардемарина, он отчетливо решил не продолжать военную карьеру. Отбыв непродолжительный срок в ранге мичмана, подал в отставку и уже в 1860-м поступил в Императорскую Академию художеств, где и проучился с перерывами до 1866-го.

Отлучки случались на Кавказ, где писал с натуры, и во Францию, где Василий брал уроки у живописца Жан-Леона Жерома и посещал классы Парижской академии изящных искусств. По возвращении в Петербург окончил Академию художеств и практически сразу отправился в первый творческий поход.

В 1867 году генерал-губернатор Туркестана Константин фон Кауфман пригласил юного Василия сопровождать его в качестве художника. Подобно военным репортерам будущего, Верещагин поступил на службу и скрупулезно документировал пером и кистью окружающие его события. По прибытии в Самарканд попал в осаду. Показав пример всему гарнизону, он бросился с оружием на врага, а солдаты ринулись за ним в атаку.

Художник Василий Верещагин, находясь в 1869 году в Туркестане вблизи русско-китайской границы, оказался участником похода против «степняков». Успешно выполнив задачу похода, на обратном пути отряд оказался окружён, и ему в стороне от основного отряда, подвергся неожиданному нападению множества «степняков». Офицер упал, и Верещагин с револьвером в одиночку начал пришлось пробиваться назад с боями. В это время Верещагин, оставшись с одним офицером отбиваться от врагов. «Как только я не поседел тут, признаюсь, минута была жуткая» — вспоминал об этом Верещагин. Враги норовили «рубнуть шашкою или уколоть пикою» — писал он. «Я решился, коли можно — отстреляться, а коли нельзя — не достаться им легко. Как вдруг все отхлынуло и понеслось прочь. Это подбежали к нам на выручку солдаты…»

Противник затем ещё раз попытался окружить отряд, но был рассеян артиллерийским огнём.


Под впечатлением от этих событий в 1871 году художник написал картину «Нападают врасплох». Верещагин признавался, что изображенный на картине офицер с саблей передает ощущения Верещагина в тот момент.



Композиция картины В.В. Верещагина «Нападают врасплох»

Дата создания – 1871 год

Жанр – Батальный

Направление: Реализм

Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

t1681734325ab.jpg

На картине представлены люди, расположившиеся на горной долине. Совершенно неожиданно появляются враги, которые сплошной линией, уходящей за горизонт, наступают на малочисленный отряд. На первом плане видно сплотившихся людей, готовых биться до последнего, вражеские войска, сидящие на конях и люди, вероятно бегущие за оружием. Несмотря на численное меньшинство, они гордо отстаивают свое право называться солдатом. Хоть и в лицах русских солдат виден неприкрытый страх, но отвага не позволяет разбежаться и прятаться между скал. Мы видим оружие и знамена, которые над головой поднимают отчаянные всадники, так же видно одежду врагов. Одеты они в кафтан цвета охры, поверх одета своеобразная кираса. Русские наоборот одеты в белый кафтан с черным поясом, брюки-карго бардового цвета и болотные сапоги. Русские бойцы бегут из палаток на помощь своим верным товарищам. Уже есть первые жертвы, кто-то в этот самый миг погибает под копытами коня.

Природа в этот день светлая и спокойна. Горные вершины покрыты лёгким дымом, а небеса светло-голубые, без единого облака. Кажется, что вдали только мир и прекрасные пейзажи. Это на первом плане кровопролитный бой и пожелтевшая трава под ногами солдат.

Вершины покрыты снегом и не предвещают ничего плохого, они мирно спят, и их не интересует война, происходящая внизу.

Сюжет не несет какого-то исторического факта. Такие ситуации были повсюду во время того периода.

Для этой картины художник выбрал светлую цветовую гамму. По большей части из желтых, зеленых оттенков. Колорит – классический. Цвета гармонизированы, не утомляют своей яркостью и насыщенностью.

Стилизация не обнаружена.

Формат с преобладанием ширины над высотой, то есть горизонтально-вытянутый, очень удобен для повествовательных эпических произведений, таких как данная картина

Композиционный центр картины — группа мужчин в левом углу-русские солдаты. У них можно наблюдать стойкость и мужество даже в тот момент, когда шансы на победу крайне низки.

Дt1681734325ac.jpgt1681734325ad.jpg оминанта схожа с композиционным центром. Группа, как и другие русские солдаты более проработана, чем другие объекты картины. Светлая одежда, проработанные элементы одежды, шашка у командира, ружье у солдат, складки на одежде, мёртвые и раненые солдаты прорисованы, руки, кепи, пояса-все это чётко можно увидеть и разглядеть. Изображение врага затуманено. Пики и ятаганы едва видны, символику на знамёнах врага едва можно разглядеть. Русские - самый крупный элемент в картине.

Картина ассиметрична, центр картины смещён влево, горы не симметричны, слева чёрная гора, изображение чёткое, справа же горы затуманены.

Контраст заметен в изображении противников. По численности - русских мало, вражеская кавалерия многочисленна. Со стороны русских гора чёрная, её заметно, цвет ярче и насыщеннее, что символизируют нравственную силу и стойкость русского солдата. Контраст присутствует в цвете одежды солдат, он подчёркнут. Чего нельзя сказать о изображении врага, многочисленность вражеской кавалерии стирается падающей пылью.

Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные различия в свойствах цвета имеющих сходство. При первом беглом взгляде на картину мы видим толпу, сильно похожих друг на друга нарядами, вооружением. Начиная вглядываться в отдельные лица, мы понимаем, что все они разные. Мимика различается у каждого русского солдата, наклон головы, движения рук, держащих ружьё. Отдельные элементы одежды, чёрный пояс, чёрный цвет волос. С помощью тщательной проработки деталей художник заставляет всматриваться в свои картины.






Заключение

Историки многократно изучали это полотно, но так и не нашли достоверности в изображенной бойне. Но этого и не стремился передать автор, он хотел изобразить храбрость и патриотизм русского солдата. Что его невозможно сломить, даже когда приближаются тысячные отряды врагов. Эта работа входит в семь этюдов про неравные бои русского отряда с врагами. Это настоящая батальная живопись, передающую атмосферу страха и боли.

Картина входила в серию из семи произведений художника («Высматривают», «Нападают врасплох», «Окружили — преследуют», «Представляют трофеи», «Торжествуют», «У гробницы святого» и «Апофеоз войны»), которые Верещагин назвал своеобразной «эпическою поэмою, в которой картины заменяют главы». На этих полотнах изображена трагическая гибель в неравном бою небольшого отряда русских солдат, а также «жестокое торжество победителей» — войск мира.

Художник лично пережил внезапную атаку врага и был буквально на волосок от смерти.
Полотно отражает любое из множества сражений, в которых погибали русские воины.

Русские исключительно мужественно защищали себя и своих сослуживцев, фактически будучи уже обреченными на смерть. Об этом говорит сплоченная группа солдат, тесно сомкнувших свои ряды и ощетинившаяся ружьями с примкнутыми штыками. На то, что это не одинокие герои, указывает и задний план полотна. На нем видно, что к вооруженной группе на подмогу от шатров бегут еще несколько солдат — не убегают, спасая свои жизни, а присоединяются к тем, кто будет защищаться до последнего. Понятно, что они не смогут противостоять противнику и погибнут, но они не побежали, не дрогнули, а оказали максимально возможный отпор врагу.

   Картина воспевает героизм солдат и офицеров русской армии и подчеркивает бессмысленную жестокость их смерти.
































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.