Урок «Падение Белогорской крепости» (Литература, 8 класс)
Технологическая карта урока усвоения новых знаний
24.10.2017 г.
Предмет литература Тема урока: Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав. 8 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
предметные: показать возможности художественного слова; развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь; навыки работы с текстом;
метапредметные: формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала;
Личностные: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского литературного языка
Цели и задачи: формирование навыка анализа художественного текста, работы с текстом; воспитание нравственных качеств личности: верности долгу, слову, гуманности; развитие памяти, речи.
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Ресурсы ЦОР (ЭОР) |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||||
Задания для каждого этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
Познавательные |
Личностные |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Организационный этап. |
Самоопределение к деятельности. |
Приветствие, проверка готовности к уроку |
Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, фиксирование отсутствующих, проверка готовности к уроку |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||||
Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Организовать направленное внимание на начало урока, создание положительного настроя учащихся на урок. |
Давайте вспомним, как нарастали события в Белогорской крепости. Во время пересказа вашего товарища все должны внимательно слушать и следить за ходом событий, подготовить вопрос. |
В начале VI главы А. С. Пушкин дает историческую справку, в которой объясняются причины будущих грозных событий. Их он справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях, самовластии, в политике царского правительства. |
|
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения |
Умение слушать товарищей, обобщать, делать выводы. |
Развитие умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
|
Актуализация знаний. |
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Аналитическая беседа. 1. В VI главе еще нет Пугачева, но есть зарницы, которые предвещают его близкое приближение. Какие? 2. О чем думает Петруша? Как это его характеризует? 3. Почему Василиса Егоровна отказывается от возможности уехать? 4. Важное место в VI главе занимает эпизод с изувеченным башкирцем, который вводится для того, чтобы показать, как власти жестоко относятся к национальным меньшинствам. Сцена пытки вызывает в Петруше отвращение к жестокости и бесчеловечию. Какую существенную деталь во внешности башкирца отмечает автор? Над этим вопросом дома размышляла … 5. Но вот мятежники вступили в крепость. О чем мечтает Петруша? |
Строит аналитическую беседу. |
Построение речевых высказываний в устной форме |
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. |
|||
Первичное усвоение новых знаний. |
Вызов индивидуальных имеющихся представлений по теме; включение каждого школьника в учебный процесс. |
Предлагаю вам посмотреть кинофрагмент «Казнь» и подумать над вопросами в парах: 1) Как удалось актерам и режиссеру передать характеры героев? 2) Какие детали во внешности Пугачева, Василисы Егоровны, Петруши помогают ярче представить их характеры? 3) В чем режиссер идет вслед за автором, а в чем отступает от текста? (просмотр кинофрагмента и обсуждение) |
Показывает кинофрагмент, помогает построить обучающимся речевые высказывания. |
Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, формирование логических действий. |
Умение формулировать собственное мнение и позицию |
|||
Первичная проверка понимания |
Организовать формирование знаний о нравственности. |
К образу вождя крестьянской войны не раз обращались художники. Перед вами репродукции картин А. А. Пластова «Суд Пугачева» и С. В. Иванова «Суд Пугачева». Каким увидели Пугачева художники? Сходны ли трактовки образа художниками и режиссером? Над этим вопросом дома размышляла . К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф? Какие слова из плача жены коменданта в конце главы перекликаются с эпиграфом? Какие - вызывают гнев Пугачева? В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев? По официальному донесению, Пугачев – злодей. Именно такими словами называют его и капитан Миронов, И Василиса Егоровна. Всех ли без разбора казнит Пугачев? |
Комментирует доклады учеников. |
Формирование логических действий.
|
Способность участвовать в речевом общении |
|||
Первичное закрепление. |
Организовать закрепление знаний содержания повести, умения анализировать данное произведение, поступки героев, делать вывод. |
Чтение по ролям эпизода из VIII главы – «Разговор Пугачева и Гринева». 1) Как должен держаться Гринев во время этого разговора? 2) Каким тоном говорит Пугачев? Задание. Слушаем диалог в исполнении двух пар (стр. 165 -166). Кому из чтецов удастся более правильно передать характер своего персонажа? |
Координирует деятельность обучающихся. |
Способность извлекать информацию из различных источников
|
Формирование адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. |
Формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного |
||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Разъяснить и проинструктировать домашнее задание. |
Главы IX-XI (знать содержание) Индивидуальные задания: 1. Сопоставить сцены военных советов в главе VIII и X. Что дает сопоставление для понимания характера Пугачева? 2. Сопоставить портреты Пугачева в главах «Вожатый», «Незваный гость», «Приступ», «Мятежная слобода». Чем обусловлено сходство и различие между этими портретными описаниями? |
Разъясняет домашнее задание. |
|||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. |
1) Что двигало защитниками Белогорской крепости в неравной схватке с Пугачевым? 2) Почему Гринев не присягнул на верность Пугачеву? 3) Почему Пугачев, несмотря на идейные разногласия, отпускает Петрушу Гринева?
|
Сформировать личную ответственность за результаты деятельности; -формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Белкина Надежда Владимировна