Урок «Падение Белогорской крепости» (Литература, 8 класс)

3
1
Материал опубликован 27 February 2018

Технологическая карта урока усвоения новых знаний

24.10.2017 г.

Предмет литература Тема урока: Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав. 8 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:

предметные: показать возможности художественного слова; развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь; навыки работы с текстом;

метапредметные: формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала;

Личностные: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского литературного языка

Цели и задачи: формирование навыка анализа художественного текста, работы с текстом; воспитание нравственных качеств личности: верности долгу, слову, гуманности; развитие памяти, речи.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Ресурсы

ЦОР (ЭОР)

 

Содержание педагогического взаимодействия

Задания для каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательные

Личностные

Коммуникативная

Регулятивная

Организационный этап.

Самоопределение к деятельности.

 

Приветствие, проверка готовности к уроку

Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, фиксирование отсутствующих, проверка готовности к уроку

   

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организовать направленное внимание на начало урока, создание положительного настроя учащихся на урок.

 

Давайте вспомним, как нарастали события в Белогорской крепости. Во время пересказа вашего товарища все должны внимательно слушать и следить за ходом событий, подготовить вопрос.

В начале VI главы А. С. Пушкин дает историческую справку, в которой

объясняются причины будущих грозных событий. Их он справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях, самовластии, в политике царского правительства.

 

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

Умение слушать товарищей, обобщать, делать выводы.

Развитие умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Актуализация знаний.

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

 

Аналитическая беседа.

1. В VI главе еще нет Пугачева, но есть зарницы, которые предвещают его близкое приближение. Какие?

2. О чем думает Петруша? Как это его характеризует?

3. Почему Василиса Егоровна отказывается от возможности уехать?

4. Важное место в VI главе занимает эпизод с изувеченным башкирцем, который вводится для того, чтобы показать, как власти жестоко относятся к национальным меньшинствам. Сцена пытки вызывает в Петруше отвращение к жестокости и бесчеловечию.

Какую существенную деталь во внешности башкирца отмечает автор? Над этим вопросом дома размышляла …

5. Но вот мятежники вступили в крепость. О чем мечтает Петруша?

Строит аналитическую беседу.

Построение речевых высказываний в устной форме

 

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

 

Первичное усвоение новых знаний.

Вызов индивидуальных имеющихся представлений по теме; включение каждого школьника в учебный процесс.

 

Предлагаю вам посмотреть кинофрагмент «Казнь» и подумать над вопросами в парах:

1) Как удалось актерам и режиссеру передать характеры героев?

2) Какие детали во внешности Пугачева, Василисы Егоровны, Петруши помогают ярче представить их характеры?

3) В чем режиссер идет вслед за автором, а в чем отступает от текста?

(просмотр кинофрагмента и обсуждение)

Показывает кинофрагмент, помогает построить обучающимся речевые высказывания.

Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,

формирование логических действий.

 

Умение формулировать собственное мнение и позицию

 

Первичная проверка понимания

Организовать формирование знаний о нравственности.

 

К образу вождя крестьянской войны не раз обращались художники. Перед вами репродукции картин А. А. Пластова «Суд Пугачева» и С. В. Иванова «Суд Пугачева». Каким увидели Пугачева художники? Сходны ли трактовки образа художниками и режиссером? Над этим вопросом дома размышляла .

К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф? Какие слова из плача жены коменданта в конце главы перекликаются с эпиграфом? Какие - вызывают гнев Пугачева?

В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?

По официальному донесению, Пугачев – злодей. Именно такими словами называют его и капитан Миронов, И Василиса Егоровна. Всех ли без разбора казнит Пугачев?

Комментирует доклады учеников.

Формирование логических действий.

 

 

Способность участвовать в речевом общении

 

Первичное закрепление.

Организовать закрепление знаний содержания повести, умения анализировать данное произведение, поступки героев, делать вывод.

 

Чтение по ролям эпизода

из VIII главы – «Разговор Пугачева и Гринева».

1) Как должен держаться Гринев во время этого разговора?

2) Каким тоном говорит Пугачев?

Задание. Слушаем диалог в исполнении двух пар (стр. 165 -166). Кому из чтецов удастся более правильно передать характер своего персонажа?

Координирует деятельность обучающихся.

Способность извлекать информацию из различных источников

 

 

Формирование адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

Формирование логических действий.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Разъяснить и проинструктировать домашнее задание.

 

Главы IX-XI (знать содержание)

Индивидуальные задания:

1. Сопоставить сцены военных советов в главе VIII и X. Что дает сопоставление для понимания характера Пугачева?

2. Сопоставить портреты Пугачева в главах «Вожатый», «Незваный гость», «Приступ», «Мятежная слобода». Чем обусловлено сходство и различие между этими портретными описаниями?

Разъясняет домашнее задание.

       

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

 

1) Что двигало защитниками Белогорской крепости в неравной схватке с Пугачевым?

2) Почему Гринев не присягнул на верность Пугачеву?

3) Почему Пугачев, несмотря на идейные разногласия, отпускает Петрушу Гринева?

 

   

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности;

-формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении;

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #65531 был удален 27 February 2018

Спасибо! Интересный урок!

27 February 2018