12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шмакова Алена Владимировна209 Россия, Тюменская обл., Ощепково |
Урок «Падение Белогорской крепости»
Технологическая карта урока усвоения новых знаний
24.10.2017 г.
Предмет литература Тема урока: Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав. 8 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
предметные: показать возможности художественного слова; развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь; навыки работы с текстом;
метапредметные: формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала;
Личностные: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского литературного языка
Цели и задачи: формирование навыка анализа художественного текста, работы с текстом; воспитание нравственных качеств личности: верности долгу, слову, гуманности; развитие памяти, речи.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Ресурсы ЦОР (ЭОР) | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
Задания для каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Познавательные | Личностные | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Организационный этап. | Самоопределение к деятельности. | Приветствие, проверка готовности к уроку | Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, фиксирование отсутствующих, проверка готовности к уроку | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Организовать направленное внимание на начало урока, создание положительного настроя учащихся на урок. | Давайте вспомним, как нарастали события в Белогорской крепости. Во время пересказа вашего товарища все должны внимательно слушать и следить за ходом событий, подготовить вопрос. | В начале VI главы А. С. Пушкин дает историческую справку, в которой объясняются причины будущих грозных событий. Их он справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях, самовластии, в политике царского правительства. |
| Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения | Умение слушать товарищей, обобщать, делать выводы. | Развитие умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | |
Актуализация знаний. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Аналитическая беседа. 1. В VI главе еще нет Пугачева, но есть зарницы, которые предвещают его близкое приближение. Какие? 2. О чем думает Петруша? Как это его характеризует? 3. Почему Василиса Егоровна отказывается от возможности уехать? 4. Важное место в VI главе занимает эпизод с изувеченным башкирцем, который вводится для того, чтобы показать, как власти жестоко относятся к национальным меньшинствам. Сцена пытки вызывает в Петруше отвращение к жестокости и бесчеловечию. Какую существенную деталь во внешности башкирца отмечает автор? Над этим вопросом дома размышляла … 5. Но вот мятежники вступили в крепость. О чем мечтает Петруша? | Строит аналитическую беседу. | Построение речевых высказываний в устной форме | Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. | |||
Первичное усвоение новых знаний. | Вызов индивидуальных имеющихся представлений по теме; включение каждого школьника в учебный процесс. | Предлагаю вам посмотреть кинофрагмент «Казнь» и подумать над вопросами в парах: 1) Как удалось актерам и режиссеру передать характеры героев? 2) Какие детали во внешности Пугачева, Василисы Егоровны, Петруши помогают ярче представить их характеры? 3) В чем режиссер идет вслед за автором, а в чем отступает от текста? (просмотр кинофрагмента и обсуждение) | Показывает кинофрагмент, помогает построить обучающимся речевые высказывания. | Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, формирование логических действий. | Умение формулировать собственное мнение и позицию | |||
Первичная проверка понимания | Организовать формирование знаний о нравственности. | К образу вождя крестьянской войны не раз обращались художники. Перед вами репродукции картин А. А. Пластова «Суд Пугачева» и С. В. Иванова «Суд Пугачева». Каким увидели Пугачева художники? Сходны ли трактовки образа художниками и режиссером? Над этим вопросом дома размышляла . К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф? Какие слова из плача жены коменданта в конце главы перекликаются с эпиграфом? Какие - вызывают гнев Пугачева? В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев? По официальному донесению, Пугачев – злодей. Именно такими словами называют его и капитан Миронов, И Василиса Егоровна. Всех ли без разбора казнит Пугачев? | Комментирует доклады учеников. | Формирование логических действий.
| Способность участвовать в речевом общении | |||
Первичное закрепление. | Организовать закрепление знаний содержания повести, умения анализировать данное произведение, поступки героев, делать вывод. | Чтение по ролям эпизода из VIII главы – «Разговор Пугачева и Гринева». 1) Как должен держаться Гринев во время этого разговора? 2) Каким тоном говорит Пугачев? Задание. Слушаем диалог в исполнении двух пар (стр. 165 -166). Кому из чтецов удастся более правильно передать характер своего персонажа? | Координирует деятельность обучающихся. | Способность извлекать информацию из различных источников
| Формирование адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. | Формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного | ||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Разъяснить и проинструктировать домашнее задание. | Главы IX-XI (знать содержание) Индивидуальные задания: 1. Сопоставить сцены военных советов в главе VIII и X. Что дает сопоставление для понимания характера Пугачева? 2. Сопоставить портреты Пугачева в главах «Вожатый», «Незваный гость», «Приступ», «Мятежная слобода». Чем обусловлено сходство и различие между этими портретными описаниями? | Разъясняет домашнее задание. | |||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. | 1) Что двигало защитниками Белогорской крепости в неравной схватке с Пугачевым? 2) Почему Гринев не присягнул на верность Пугачеву? 3) Почему Пугачев, несмотря на идейные разногласия, отпускает Петрушу Гринева?
| Сформировать личную ответственность за результаты деятельности; -формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. |