Урок физики в 7 классе по теме «Свободное падение»
Урок физики в 7 класс
УМК авторы А.В.Грачев, В.А.Погожев, А.В.Селиверстов
Тема: Свободное падение
Ковалькова Лариса Павловна
Учитель физики и математики
МКОУ Караваевская ОШ
Сычевского района
Смоленской области
Цели:
1.Способствование усвоению материала о том, что свободное падение является одним из случаев равноускоренного движения, что все тела, независимо от их размеров и массы падают с одинаковым ускорением.
2.Развитие познавательного интереса, умения высказывать свое суждение, анализировать, сопоставлять различные точки зрения.
3.Развитие умения самостоятельно применять знания и практические умения при решении задач
3.Воспитание внимательности, ответственности, взаимовыручки.
Форма урока: комбинированный урок.
Оборудование: Компьютер, экран, проектор, авторская презентация «Свободное падение», учебник физика 7 класс авторы А.В.Грачев, В.А.Погожев, А.В.Селиверстов; 2 одинаковые пластмассовые бутылки, одна заполненная водой, тела одинаковых размеров из различного материала (деревянный, пластмассовый и железный бруски), два листа бмаги.
Организационный момент: приветствие, озвучивание задач урока.
Актуализация знаний:
Сегодня мы с вами продолжаем изучать равноускоренное движение.
1.Какое движение мы называем равноускоренным?
2.Скажите формулу, выражающую Закон прямолинейного равноускоренного движения.
3.Какая из приведенных зависимостей (формул) описывает прямолинейное равноускоренное движение? Слайд 1 (в, г)
4.По графику зависимости скорости от времени определить характер движения каждого тела. Слайд 2 (1,2-равноускоренное, 3- равнозамедленное)
5. По графику зависимости скорости от времени найдите начальную скорость и значение ускорения для каждого тела. Слайд3 (1 - 0, 0,3; 2- 30,-5)
6. Точка движется вдоль оси x согласно закону x(t)=8+2t-4t2 .
1. Найти значение ускорения.
2. Найти значение начальной скорости
3. Записать уравнение скорости.
Слайд 4 (1: -8; 2:2; 3: v(t)=v0 + at)
7. По графику зависимости V(t)
1. Найти проекцию вектора ускорения.
2. Написать уравнение скорости.
3. Зная, что Х0 = 1 м, записать закон движения.
Слайд 5 (1: -2; 2: v(t)=12-2t; 3: x(t)=1+12t-t2)
8.Самостоятельная работа-5минут(приложение1)слайд 6
Изучение нового материала слайд 7,8,9,10
(Падает тело). Упал куб. Ребята, как вы думаете: какой вид движения мы будем изучать сегодня?
Сегодня мы будем рассматривать падение тел.
Запишем тему урока: падение тел. (Я пишу с маленькой буквы, потому что мы с вами уточним тему урока немного позже).
Падение тел изучали Аристотель и Галилео Галилей (презентация ученика).
Повторим опыт (падение куба).
Ребята, как вы думаете, а падение – это какое движение?
Как он падает? (по прямой). Падение - прямолинейное движение.
Как будут падать два тела разные по массе, и по форме?
Ответы:
Посмотрим видеоролик (время падения тел)
Как будут падать два тела одинаковые по массе, но разные по форме?
(Возьмем два листа бумаги: один из них сомнем. А теперь с одной и той же высоты отпустим.)-делают дети.
Ответы:
Как будут падать два тела одинаковые по форме, но разные по массе?
(Возьмем две одинаковые пластиковые бутылки: одна пустая, другая заполненная водой)- учитель.
Ответы:
В конце у них скорости различные. В чем причина? (сопротивление воздуха)
А если воздух откачать?
Посмотрите ролик падение тел.
Опыт мы возьмем два тела, имеющие малые размеры. (скрепка и кнопка)-делают дети. Что наблюдаем?
Ответ:(до пола долетают одновременно)
Почему? (сопротивление воздуха мало).
Молодцы. Падение тел при котором сопротивлением воздуха пренебрегают называется свободным.
Давайте уточним тему урока: свободное падение тел.
Какие же условия должны соблюдаться, чтобы падение было свободным? (слайд №11)
Ответы:
Сравните скорости движения тела в начале и конце?
Оказывается падение тела- это прямолинейное равноускоренное движение. Все тела, свободно падают с одинаковым ускорением. Это ускорение называется ускорением свободного падения. Обозначается буквой g (же). Это ускорение равно 9,81м/с2
При решении задач g=10м/с2.
Задачи о свободном падении тел делятся на 2 вида: подъем и падение слайд 12
Физкультминутка (видеоролик)
Решение задач
Задача1 С крыши дома высотой 45 метров отрывается и летит вниз сосулька.
Определите:
а) время падения;
б) скорость сосульки в момент падения слайд 13,14
Мы определили, что скорость сосульки равна 30 м/с. Как вы думаете это опасно для людей идущих по тротуару?
Задача2 Новогодняя ракета в результате мгновенного сгорания порохового заряда начинает подниматься (взлетать) с Земли вертикально вверх с начальной скоростью, имеющей значение 50м/с. Определить максимальную высоту подъема ракеты слайд15
Домашнее задание: (слайд 16)
§26 упр.2 , 4 стр.114
С каким видом движения познакомились? С каким ускорением падают тела?
Рефлексия:
(приложение №1)
Вариант 1
1. Какая из приведенных зависимостей описывает равноускоренное движение:
а) v(t)=3+2t; в) v(t)=3;
б) x(t)=4+2t2; г) x(t)=8+2t-4t2.
2. Уравнение движения тела x(t)=5t-2t2. Каковы начальная скорость и ускорение тела. Написать уравнение скорости.
Вариант 2
1. Какая из приведенных зависимостей описывает равноускоренное движение:
а) x(t)=4t2+2; в) x(t)=8t;
б) x(t)=3t2; г) v(t)=4-t.
2. Точка движется вдоль оси x согласно закону x(t)=10t-t2. Какова начальная скорость и ускорение. Написать уравнение скорости.
Вариант 3
1. Какая из приведенных зависимостей описывает равноускоренное движение:
а) x(t)=10t+t2; в) v(t)=10-2t;
б) v(t)=6; г) x(t)=2-4t2.
2. Закон движения тела x(t)=4-t+2t2. Каковы начальная скорость и ускорение тела. Запишите уравнение для скорости.
(приложение № 2)
«Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
(приложение №3)
1.Все понял, могу помочь другим
2. Запомню надолго
3. Все понял
4. Могу, но нужна помощь
5. Ничего не понял
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, мобилизация внимания детей. Ребята, поприветствуйте друг друга. Посмотрите на гостей, улыбнитесь |
Приветствуют гостей, друг друга. Включаются в деловой ритм урока, |
Личностные: самоопределение |
2. Рефлексия |
Выяснить, с каким настроением дети пришли на урок |
Вопрос: Ребята, мне хочется узнать, как вас зовут и с каким настроением вы пришли на урок? |
На отдельных листочках пишут свое имя изображают смайликов ( перед каждым учеником листок со смайликами) |
Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание |
3. Актуализация знаний (Фронтальный опрос) |
Актуализация опорных знаний и способов деятельности |
Организует работу (презентация « Свободное падение» - слайды №1-№5) |
Выполняют задание, находят верные ответы, составляют цепочку ответов, проверка по эталону. |
Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения Познавательные: осознанное построение речевого высказывания |
4.Самостоятельная работа |
Актуализация опорных знаний и способов деятельности |
Предлагает класс разделить на три группы, каждая группа получает задание на отдельном листе ( приложение 1) Предлагает задание: Какая зависимость описывает равноускоренное движение. Определить скорость и ускорение тела. Написать уравнение скорости. (презентация « Свободное падение» - слайды №6) |
Работают в парах и группах, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор |
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей , аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласовывание общего решения Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач Личностные: осознание ответственности за общее дело |
5. Сообщение темы урока |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока |
1. Предлагает задание: падает тело. Как вы думаете, а падение – это какое движение? Презентация « Свободное падение» - слайды №7) Падение тел изучали Аристотель и Галилео Галилей (презентация ученика) |
1.Дают ответ. 2. Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. |
Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели |
6. Изучение нового материала |
Приобретение новых знаний |
Опыт (падение куба). Падение – прямолинейное движение. Вопросы к эксперименту: =Как будут падать два тела разные по массе, и по форме? (видеоролик падение тел). Сравните скорости движения тела в начале и в конце. = Как будут падать два тела одинаковые по массе, но разные по форме? (два листа бумаги: скомканный и ровный). =Как будут падать два тела одинаковые по форме, но разные по массе?(две пластиковые бутылки: пустая и полная). =В конце у них скорости различные. В чем причина? (сопротивление воздуха) =А если воздух откачать? Посмотрите ролик падение тел. (ЦОРы физика трубка Ньютона). =Мы будем рассматривать падение только таких тел, для которых сопротивлением воздуха можно пренебречь. =Как вы думаете: какие условия должны выполняться для этого? =Свободное падение. Оказывается падение тела- это прямолинейное равноускоренное движение. Все тела, свободно падают с одинаковым ускорением. Это ускорение называется ускорением свободного падения. Обозначается буквой g (же). Это ускорение равно 9,81м/с2 При решении задач g=10м/с2. Задачи о свободном падении тел делятся на 2 вида: подъем и падение (слайд № ) |
Дают ответ. Выполняют эксперимент, делают выводы, записывают в тетрадь |
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей , аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласовывание общего решения Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач Личностные: осознание ответственности за общее дело |
7. Физкультминутка |
Смена деятельности. |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. (видео) |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
|
8. Работа над задачами. |
Обеспечение мотивации учения детьми |
Работа с учебником. Стр. 110 задача 1. С.112 задача 2. (слайд № 11) |
Читают задачу, выделяют главное 2. Предлагают свои варианты решения 3. Записывают краткое условие в тетрадь. 4. Составляют план решения, записывают решение |
Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач |
10.Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Изучить №26, решить задачи №2,4 с.114 |
Записывают домашнее задание |
|
8.Рефлексия. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми |
1. Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …» 2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке 3. Выставляет оценки |
1. Отвечают на вопросы 2. Отмечают в карточках (приложение №4) 1.Все понял, могу помочь другим 2. Запомню надолго 3. Все понял 4. Могу, но нужна помощь 5. Ничего не понял |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация |
Фортун Ольга Владимировна