12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31832
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»
21

Технологическая карта урока «Свободное падение тел. Решение задач»



Технологическая карта урока «Свободное падение тел. Решение задач». 10 класс.

Тема

« Свободное падение тел. Решение задач».

Тип урока:

урок комплексного применения знаний и умений.

Цель

отработать умения применять полученные знания по теме в условиях решения физических задач.

Задачи

Образовательные:

1. углубить теоретические знания, полученные при изучении темы «Свободное падение тел».

2.продолжить формирование умений решать задачи по теме.

3.обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной информации.

Воспитания:

1.в ходе проведения урока вовлекать обучающихся в активную практическую деятельность;

2.продолжить развитие такие качества, психических свойств учащихся, как память, внимание, эмпатия, коммуникативность, ясность речи.

Развития:

1. способствовать развитию у обучающихся любознательности и инициативы, устойчивого познавательного интереса к предмету;

2.обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

Планируемый результат.

Предметные:

овладеть опытом решения задачи экспериментальным и расчетным способом.

Метапредметные:

1. формировать умения высказывать свою точку зрения и принимать альтернативную информацию по данной проблеме;

2. умение выбрать методы решения данной проблемы;

3.постановка цели, планирование и оценка результатов своей деятельности;

4. формирование умений работать в группе.

 

УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.

Основные понятия темы

Ускорение свободного падения, свободное падение, сила тяжести, механическое движение, неравномерное движение.

 

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы Оборудование

1.Слушание учителя.

2.Самостоятельная работа с источниками информации.

3.Работа с раздаточным материалом.

4.Решение задач.

Технология: проблемное обучение и КСО.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.

Оборудование:

1) мел, доска; 2)мультимедийный проектор, 3) презентация;

4) листы бумаги; 5) диск деревянный и картонный.


 

Структура урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

             

2.

Этап мотивации. Создание положительного эмоционального настроения учеников.

Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока.

Фронтальная беседа. Читает стихотворение.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Определяют тему и задачи урока.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

             

Операционно – исполнительный компонент

3.

Закрепление изученного материала. Поддержание делового настроя учащихся.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям:

1. история изучения явления;

2. экспериментальные задачи;

3. расчетные задачи.

Выполняют. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. Выступают.

Личностные, познавательные, регулятивные

30 мин.

Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает решить задачу.

Решают. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

5.

Домашнее задание.

Закрепление изученного материала.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Решают. Обсуждают. Записывают.

Личностные, познавательные

1 мин.

6.

Рефлексия.

Подведение итогов занятия.

Учитель организует беседу о достижении поставленных целей урока по вопросам.

Отвечают.

Личностные, познавательные

3 мин.


 

Мотивационный этап.

Здравствуйте! Какой чудесный день! Сегодня на улице тепло и солнечно. Я шла в школу и любовалась осенними красками. С деревьев слетали желтые листья и падали мне под ноги. Один из них я принесла для вас. Посмотрите, какой он красивый!

Лист оторвался от берёзы -

Полёту и свободе рад!

И мир поэзии – не прозы

Теперь его духовный клад.

Достиг свободного паденья,

Он независим без сомненья!

От счастья лист слегка забылся

И на земле вдруг очутился…

1) Почему лист упал на землю? (Действует сила тяжести.)

2) В чем причина такого движения? (Земля притягивает к себе все тела).

3) Как автор стихотворения назвал этот вид механического движения? (Свободное падение).

Молодцы! Сформулируйте тему урока. Определите задачи, которые нам предстоит сегодня решить. Обсуждение.

2. Актуализация знаний.

Прошлое и настоящее, далекое и близкое …Тайны истории великих открытий и современные достижения науки…Разные области применения физических знаний.… Все хочется увидеть и узнать. Я предлагаю вам совершить небольшое историческое путешествие в прошлое. В ваших учебных картах есть несколько цитат. Вы должны, используя их завершить предложение. Я начинаю, вы продолжаете.

Древняя Греция…. Великий ученый Аристотель утверждал: “Падение куска золота, или свинца, или любого другого тела, наделенного весом, происходит тем быстрее, чем больше его вес…”.

Взгляды Аристотеля господствовали в науке почти двадцать веков, вплоть до XVII столетия. Но пришло время, и сторонники Аристотеля были возмущены. Почему? «Он осмеливается критиковать Аристотеля. Невежда! Мальчишка! Вот уже два тысячелетия все величайшие умы человечества почитают Аристотеля как мудрейшего из людей. Все сказанное Аристотелем — великая истина! И только безнадежный глупец осмелится это оспаривать»! Кто он?

Что утверждал Галилей? Как объяснял ошибку Аристотеля? «Свяжите два камня одинакового веса и уроните их с одной и той же высоты. Если верить вам, то в связанном виде они будут падать вдвое быстрее, чем поодиночке. Словом, если одна лошадь пробегает расстояние между двумя городами за два часа, то вы, наверно, скажете, что две такие лошади, запряженные в повозку, пробегут это же расстояние за один час. Сеньоры, где вы видели таких удивительных лошадей»?

Двадцатипятилетний ученый понял, что рассуждениями и доводами перипатетиков не проймешь. Нужен был смелый и решительный опыт.

Италия… На городской площади в Пизе стоит знаменитая наклонная башня-колокольня, построенная еще в 1174 году. Чем она знаменита?

На площадку Пизанской башни затащили два железных ядра: одно весом в сто фунтов, а другое, маленькое, в один фунт. У башни собрался народ, пришли профессора-перипатетики, стремившиеся подловить Галилея на какой-нибудь оплошности, собрались студенты, заинтересованные спором, и просто любопытные. Один старый профессор, в темной профессорской шапочке, ревностный сторонник Аристотеля, подошел почти вплотную к тому месту, куда должны были упасть ядра, и, задрав бороду, смотрел наверх, ожидая начала опыта. Галилей одним толчком сбросил ядра. Раздался глухой удар. Перипатетик вскочил и, забывая почтенный свой возраст и профессорское звание, закричал, как мальчишка: «Отстало»! — и показал два пальца.

Перелистывая страницы истории, вы узнали, каким сложным был путь понимания этого явления. Наблюдения привели к неверной гипотезе. Эксперимент доказал несостоятельность гипотезы, существовавшей несколько столетий. Так развивается наука и мы с вами на этом интересной и увлекательной дороги познания мира.

Вернемся из прошлого в настоящее, от истории к физике, от теории к эксперименту. Свободное падение тел является примером ускоренного движения.  Как ведут себя падающие тела в реальных условиях?

Экспериментальные задачи. 10 минут.

Опыт 1.


Я возьму небольшой диск из толстого картона или фанеры. Подниму их на одинаковую высоту и одновременно отпущу. Тяжелый диск упадет быстрее, чем легкий. Почему?


 

Ответ. На каждый диск действует при падении одновременно две силы: сила тяжести и сила сопротивления воздуха. В начале падения равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления воздуха будет больше у тела с большей массой и ускорение более тяжелого тела будет больше. По мере увеличения скорости тела сила сопротивления воздуха увеличивается и постепенно сравнивается по величине с силой тяжести, падающие тела начинают двигаться равномерно, но с разной скоростью.

Опыт 2.

Положу легкий бумажный диск на фанерный. Подниму их на высоту и одновременно отпущу. В этом случае они будут падать одновременно. Почему?

Ответ. Здесь сопротивление воздуха действует только на тяжёлый нижний диск, а сила тяжести сообщает телам равные ускорения в независимости от их масс.

Опыт 3

Отпущу лист бумаги скомканный и ровный. Массы одинаковые, а время падения разное. Почему?

Ответ. Наблюдаем падение разных тел.

Свободное падение - это движение тел под действием притяжения Земли. В условиях Земли падение тел считается условно свободным, т.к. при падении тела в воздушной среде всегда возникает еще и сила сопротивления воздуха.

Идеальное свободное падение возможно лишь в вакууме, где нет силы сопротивления воздуха, и независимо от массы, плотности и формы все тела падают одинаково быстро, т. е. в любой момент времени тела имеют одинаковые мгновенные скорости и ускорения.

При свободном падении все тела вблизи поверхности Земли независимо от их массы приобретают одинаковое ускорение, называемое ускорением свободного падения.

Повторите основные формулы для определения кинематических величин при свободном падении (вертикальный бросок).

Задачи на тему «Свободное падение тел». Работа в парах сменного состава.

Смена в парах происходит согласно маршруту, по указанному цвету. На столах стоят цветные маячки.

Маршрут.

Ф.И.

Маршрут №1

Маршрут №2

Маршрут №3

Долгих А.

синий

красный

зеленый

Карташова В.

зеленый

синий

красный

Ермолаев Д.

красный

синий

зеленый

Шишкина А.

зеленый

красный

синий

Бочкина С.

синий

зеленый

красный

Бутрин А.

красный

зеленый

синий

 

Тема№1 

Задача№1

Какой путь пролетит свободно падающее тело за шестую секунду? Начальная скорость тела равна нулю.

Задача№2

Тело свободно падает с высоты 80 метров. Какой путь оно пройдет в последнюю секунду падения?

Задачи на тему «Свободное падение тел».

Тема№2 

Задача№1

Камень свободно падает без начальной скорости. За какое время он пролетит третий метр своего пути?

Задача№2

С какой высоты падало тело, если в последнюю секунду падения оно прошло путь 45 метров?

Задачи на тему «Свободное падение тел». Тема№3

Задача №1

Определите, на сколько метров путь, пройденный свободно падающим телом в десятую секунду, больше пути, пройденного в предыдущую секунду. Начальная скорость тела равна нулю.

Задача№2

Сосулька упала с крыши и долетела до земли за 3 секунды. Определите высоту здания.

Проверка!!!

Какой путь пролетит свободно падающее тело за пятую секунду? Начальная скорость тела равна нулю.

Подведем итоги нашего урока.

Как вы думаете, кто был прав Аристотель или Галилей?

Самооценивание. Оцените свою работу.

Оцениваемые виды деятельности

Ф.И.

участника

________________________

Активно участвую в обсуждении вопросов и задач.

 

Ясно и кратко формулирую свою позицию.

 

Решаю задачи быстро и правильно.

 

Могу объяснить решение задачи и помочь одноклассникам.

 

Знаю все формулы и единицы измерения.

 

Могу работать самостоятельно и в группе.

 

Могу правильно оценить свою работу и работу одноклассников.

 

Участвую в подведении итогов урока.

 

Система оценивания: оценить каждый вид деятельности

«2» - согласен,

«1» - не совсем так,

«0» -не согласен

Расшифровка:

0-4  Минимальный, или не вносил вклад;

5-8 Ниже среднего числа;

9-12  Среднее число;

13-14  Выше среднего числа;

15-16   Выдающийся.

Источники

https://www.sunhome.ru/poetry/Свободное%20падение

https://libtime.ru/physicist/galiley-o-svobodnom-padenii-tel.html

http://sci-world.ru/planeta/svobodnoe-padenie-na-drugih-planetah.html

https://youtu.be/e2Fd64B9FeU


Приложение.

Учебная карта.

1. «Обмен информацией».

1. «Свяжите два камня одинакового веса и уроните их с одной и той же высоты. Если верить вам, то в связанном виде они будут падать вдвое быстрее, чем поодиночке. Словом, если одна лошадь пробегает расстояние между двумя городами за два часа, то вы, наверно, скажете, что две такие лошади, запряженные в повозку, пробегут это же расстояние за один час. Сеньоры, где вы видели таких удивительных лошадей»?

2. «Падение куска золота, или свинца, или любого другого тела, наделенного весом, происходит тем быстрее, чем больше его вес…».

3. «На площадку башни затащили два железных ядра: одно весом в сто фунтов, а другое, маленькое, в один фунт. У башни собрался народ, пришли профессора-перипатетики, стремившиеся подловить Галилея на какой-нибудь оплошности, собрались студенты, заинтересованные спором, и просто любопытные. Один старый профессор, в темной профессорской шапочке, ревностный сторонник Аристотеля, подошел почти вплотную к тому месту, куда должны были упасть ядра, и, задрав бороду, смотрел наверх, ожидая начала опыта. Галилей одним толчком сбросил ядра».

Раздался глухой удар. Перипатетик вскочил и, забывая почтенный свой возраст и профессорское звание, закричал, как мальчишка: «Отстало»! — и показал два пальца».

4. «Он осмеливается критиковать Аристотеля. Невежда! Мальчишка! Вот уже два тысячелетия все величайшие умы человечества почитают Аристотеля как мудрейшего из людей. Все сказанное Аристотелем — великая истина! И только безнадежный глупец осмелится это оспаривать»!

2. Основные формулы для определения кинематических величин при свободном падении (вертикальный бросок).

1) Перемещение, высота.

h = V0t+gt 2 /2

h = g 2 /2

h = V2 - V02 /2g

2) Скорость.

V = V0 + gt

Перемещение в n-ю секунду свободного падения. (При V0=0)

S (n) = g n/2

S (n-1) = g (n-1)/2

S= S (n) - S (n-1)

Советы. Знаки перед ускорением учитывать ТОЛЬКО в формуле («+» движение вниз и « - » при движении вверх) Помните, что время всегда положительно.



Презентация к уроку.
PPTX / 1.27 Мб

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Евгений Алексеевич, 11.10.18 в 15:04 3Ответить Пожаловаться
Отличнооооо!!! Маргарита Владимировна! Просто здорово! Урок на одном дыхании поиска...
Забелина Маргарита Владимировна, 11.10.18 в 17:35 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Евгений Алексеевич!!!!
Евгений Алексеевич, 11.10.18 в 20:27 1Ответить Пожаловаться
Я не принимаю технологические карты, есть прекрасный конспект, который обойдётся и без ненужных дополнений. Горжусь, что в далёкой глубинке работают такие профи!!!!!!!
Елена Вениаминовна Чурина, 11.10.18 в 15:50 2Ответить Пожаловаться
Отличный урок, Маргарита Владимировна!
Синяк Татьяна Ивановна, 12.10.18 в 16:42 1Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна, очень интересный урок! Беру себе в копилку, спасибо!
Забелина Маргарита Владимировна, 13.10.18 в 08:23 0Ответить Пожаловаться
И Вам спасибо, Татьяна Ивановна, за внимание к работе и оценку!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.