12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гордиенко Галина Вячеславовна240
0

Научно - исследовательская работа по истории по Теме: "Проблема формирования патриотизма: исторический аспект".

Научно - исследовательская работа.

Тема: «Проблема формирования военно-патриотического воспитания норильской молодежи: исторический аспект».

Автор: Трясугина Надежда,

учащаяся 6 «а» кл. МБОУ

«СШ № 21» г. Норильска.

Научный руководитель:

Гордиенко Галина Вячеславовна,

учитель истории и обществознания.

2018 -2019



Тема работы: «Проблема формирования военно-патриотического воспитания норильской молодежи: исторический аспект».

Объект исследования:

документы и материалы по вопросу основных направлений работы городских властей по формированию военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в изучаемый период.

Предмет исследования:

исторические источники, связанные с воспитательным направлением работы Управления образования г. Норильска в 1960 - 2000гг.

Цели исследования.

1. Определить круг основных материалов по военно - патриотическому воспитанию молодежи в г. Норильске.

2. Изучить приоритетные направления работы образования г. Норильска, касающиеся военно - патриотического содержания в 1960 - 2000гг.

3. Привлечь внимание общественности к данной проблеме.

Гипотеза исследования:

являлась ли качественной работа городских властей в воспитательном направлении 1960 - 2000гг., связанной с формированием военно - патриотического воспитания подрастающего поколения?

Задачи исследования.

1. Проанализировать архивные материалы 10 фонда, исторические источники, содержащие информацию о состоянии образования данного периода, в целях объективного подхода к изучению вопроса.

2. Оценить эффективность проводимых мероприятий в изучаемый период.

3. Провести анкетирование, интервью по изучаемому вопросу.

4. Сформулировать собственный вывод по проблеме.

Методы работы.

Исследовательский, исторического анализа, интервью, анкетирование.

Теоретическое значение работы: теоретическая значимость моего исследования заключается в том, чтобы показать, какие направления воспитательной работы были эффективными в рамках военно - патриоти-ческого воспитания молодежи г. Норильска в данный период.

Практическая значимость работы:

результаты моего исследования, возможно, принесут пользу зам. директора по воспитательной работе школы, старшей вожатой в планировании воспитательных мероприятий по военно - патриотическому воспитанию.

Содержание работы.

1. Уровень патриотизма в стране и городе в 1960 - 2000гг.

2. Основные направления воспитательной работы в г. Норильске по формированию патриотизма у подрастающего поколения в 1960 - 2000гг.

3. Перспективные направления работы по формированию патриотизма у подростков и молодежи в 21 веке.

4. Список литературы.

В современный период, многие отмечают отсутствие патриотизма у подрастающего поколения. На мой взгляд, существует достаточно большое количество причин, связанных с проблемой формирования патриотических чувств у подрастающего поколения.

Вопрос патриотизма молодежи является актуальным и интересным моему поколению в связи с тем, что старшее поколение обвиняет молодежь в безразличии и незнании своей истории, а вместе с тем и отсутствии патриотических чувств. В данной ситуации выявляется противоречие, связанное с тем, что с одной стороны не было заинтересованности в 1990 гг. у государства и общества в этом вопросе, с другой - голословно обвиняют молодежь в отсутствии патриотических чувств. На мой взгляд, необходимо посмотреть на данную проблему с этих двух сторон и сделать объективный вывод по теме.

Думаю, что прежде всего необходимо обратить внимание на военно-патриоти­ческую направленность работы соответствующих органов, потому что она была очень активной.

При изучении проблемы, я обратила внимание на высокий уровень патриотизма людей старшего возраста. Думаю, что это связанно с активной воспитательной политикой, проводимой государством в целом и в Норильске в частности, доказательством служат архивные документы.

На мой взгляд, эта работа будет востребованной: учителем ОБЖ, заместителем директора по воспитательной работе, старшей вожатой, Центром молодежной политики г. Норильска.

Этот вопрос нельзя рассматривать в отрыве от исторической обстановки в стране.

В 1990е годы политическая ситуация в стране была нестабильной. Это было связано с распадом СССР и созданием нового государства - Россия. Вопросы патриотического воспитания были отодвинуты на дальний план действий. В этот период наше поколение было подростками, которые слышали о слетах, «Зарницах» и т.д. только от родителей. Но, на мой взгляд, вспомнив Героев России, участников локальных конфликтов, нельзя говорить о полном отсутствии патриотических чувств у молодежи, как страны, так и города.

В целях решения поставленной мною проблемы, я провела анкетирование жителей города с разными возрастными категориями. Вопросы были связаны с патриотизмом.

Были получены следующие результаты:

1. Почему, на ваш взгляд у современной молодежи отсутствует или практически отсутствует чувство патриотизма?

15-16 лет (20 человек)

30-40 лет (20 человек)

41-50 лет (20 человек)

1. Так как мало знают патриотические страницы истории государства(10).

2. Молодежи это не нужно (4).

3. Не актуально в современный период (6).

1. В связи с тем, что у молодежи другие интересы и нормы поведения (14).

2. Молодежь не понимает ценностей, вкладываемых в это понятие (6).

1. Не воспитывается любовь к Родине с детства (10).

2.Молодежь предпочитает увлекаться новыми средствами информации (10).

2.Что делает государство для воспитания в подрастающем поколении чувства патриотизма?

15-16 лет (20 человек)

30-40 лет (20 человек)

41-50 лет (20 человек)

1. Государство пытается

1. Государство

1. Пытается вернуть

проводить различные

проводит различные

прежний уровень

мероприятия, игры

акции (13).

патриотизма, но

(13).



2. Ничего не делает,

мало, что

2. Практически ничего (4).

потому что эта

получается (10),

3. Государство не сможет

проблема не волнует

2. Государству

ничего сделать, т.к.

государство (3).

сложно с вязи с

молодежь против этого

3. Государство

тем, что

(3).

«закрывает глаза» на эту проблему (4).

патриотизм сейчас «не в моде» (10).



3. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать государству в целом и городской власти г. Норильска в частности для решения проблемы?

15-16 лет (20 человек)

30-40 лет (20 человек)

41-50 лет (20 человек)

1. Больше патриотических игр и соревнований (8).

2. Проведение мероприятий патриотической направ-ленности (9).

3. Постоянная пропаганда и агитация патриотизма (3).

1. Проведение в школах уроков мужества (3).

2. Усилить работу в школах в данном направлении (7).

3.Больше показывать фильмов про войну (10).

1. Больше показывать советских героев и людей, отдавших свою жизнь за Родину (7).

2. Увеличить количество встреч с Героями (6).

3. Ввести курс в школе по изучению Героев страны (7).

Таким образом, результаты анкетирования показывают разный уровень патриотического настроения населения, в зависимости от возраста, а также показывают актуальность поднятой проблемы с вязи с нежеланием подростков восполнять пробелы в своих знаниях по данному вопросу.

Взятое мною интервью у заместителя директора по воспитательной работе СШ № 21 Мирош С.Г., также отмечает, что уровень заинтересованности государства и местных властей по системной работе в рамках патриотического воспитания возрос за последние 7-10лет и подчеркивает необходимость в увеличении финансирования разных проектов, количестве гражданско - патриотических мероприятий на уровне города.

Так, на муниципальном уровне начали свою реализацию следующие проекты: «Споем о войне» (телевизионный фестиваль - конкурс), «Горячий снег» (фотоконкурс), «Необычные люди», краевая акция «Обелиск», российское движение «Чтобы помнили» и другие.

В работе мне хотелось бы с помощью исторических документов увидеть причины низкого уровня патриотизма у подрастающего поколения через уровень воспитательной работы 1960 - 1990х гг. деятельность городских властей в конце 2000- начале 21 века, спрогнозировать результат.

Результаты анкетирования показывают, что подростки и молодежь в г. Норильска в частности, и России в целом, действительно недостаточно патриотичны. Почему же в 1960 -1980 гг. в стране наблюдается патриотический подъем как в СССР, так и городе Норильске?

Для изучения данного вопроса я рассматривала архивные материалы, связанные с образованием г. Норильска в данный период. Мне удалось выяснить следующее.

В 1960 - 1970е гг. одним из основных направлений в воспитательной работе школ являлось военно-патриотическое воспитание. В этот период начальником гарнизона города был издан приказ «О закреплении военных частей за школами и другими учебными заведениями». Представители воинских частей оказывали помощь школам в оборудовании военных кабинетов, организации военных кружков, проведении тематических вечеров, посвященных историческим датам Вооруженных сил СССР. В документе отмечаю особенно хорошую работу в данном направлении в следующих школах: 5, 9, 13, 14, 21, 22.

Особое место уделяется агитации по военно - патриотическому воспитанию в школе. Так, в образовательных учреждениях уделено внимание галереям портретов героев ВОВ, страницам героической летописи советского народа.

В нашей школе № 21 был музей, в котором хранилась частица истории нашей страны, города. В настоящее время разрабатывается план организации музейной экспозиции на 4 этаже. На мой взгляд, это сыграет положительную роль в формировании патриотического воспитания у подрастающего поколения, привлечет интерес к истории наших учащихся.

Патриотическое воспитание в данный период связывали с изучением боевых и трудовых традиций прошлого, примеров героических свершений, трудовых подвигов современников. В г. Норильске работали трудовые отряды старшеклассников на объектах города, а также Комсомольский лагерь «Мальчишки Севера». Сейчас местные органы власти пытаются это все возродить.

Следуя традиции городов-героев ВОВ, в знак глубокого уважения к памяти погибших в годы ВОВ воинов - норильчан, в 1975 г. был открыт комсомольско - пионерский пост № 1 на площади героев. Городским комитетом ВЛКСМ был объявлено соревнование за право стоять в почетном карауле у Вечного Огня Славы среди отрядов всех школ города. Лучшими караульными отрядами являлись представители школ № 3, 4 и 19.

На городском кладбище у обелисков героев ВОВ Давыдова, Ковальчука, Уганина несли вахту пионеры школы № 26, которые взяли шефство над обелиском и проводили там различные военно - патриотические мероприятия.

Введение начальной военной подготовки в школах также положительно повлияло на общий уровень воспитательной работы, связанный с патриотической направленностью. На уроках истории и литературы военно-патриотическая тематика находила отражение в сочинениях при изучении произведений, связанных с историей ВОВ, важных битв и т.д. На уроках музыки и ИЗО также отводилось большое место данной теме. Проходили конкурсы политического плаката под девизом «Мир и солидарность», стихов о Родине в образовательных учреждениях № 5, 8, 10, 13, 17,21, 22, 25. В 28 школе была проведена операция «Комсомолу 60», в ходе которой искали ветеранов - комсомольцев.

В школах № 2, 3, 10 проводились слеты комсомольско-пионерского актива, посвященные годовщине конституции СССР под девизом «Читайте, завидуйте! Я гражданин Советского Союза!» и др.

Эффективной формой военно - патриотического воспитания стал Всесоюзный поход молодежи по местам боевой и трудовой славы советского народа. Так, в школе № 22 состоялся семинар директоров школ, учителей истории и военных руководителей на тему: «Военно - патриотическая и оборонная работа в школе», был проведен урок на тему «Родина - мать зовет!», прошел сбор отрядов под девизом «Этих лет не смолкнет слава». В будущем планировалось открыть музей «Дорогой героев, дорогой отцов».

В 1978 году более 1200 ребят совершили экскурсии в города-герои: Брест, Севастополь, Волгоград, Ленинград, Москву, Киев. Одессу и др.

В школах № 19 и 27 были созданы и оборудованы музеи «Исследователи Севера» и «Малая земля» соответственно. Создание самими школьниками музеев боевой славы укрепляло патриотическую работу. Особую роль в патриотическом воспитании сыграло то, что ребята изучали литературу, устанавливали связь с бывшими партизанами, фронтовиками, организовывали походы и экскурсии по местам боевой славы. По результатам проведенной работы были открыты следующие музеи боевой славы: в школе № 9 имени Н. Кузнецова, в школе № 10 Героев-чекистов, в школе № 12 имени Героев Красного Креста, в школе №17 имени Р. Зорге.

В школе № 10 музей является центром военно-патриотического воспитания учащихся. Совет музея организовывал экскурсии на тему: «Комсомольцы в боях за Родину в годы ВОВ». Они проводили беседу на тему: «Будем достойны поколения старших!». Поисковая группа подготовила материал для передачи в городской музей Ленинского комсомола о молодежи, приехавшей строить заполярный город Норильск.

В других школах были проведены конференции с учащимися 8-10 классов. Тема конференции «Защита Социалистического Отечества - священный долг каждого граж­данина СССР».

В школе № 10 группа «Поиск» вела переписку с героем Советского Союза Лотянским. Комсомольские организации проводили Уроки Мужества: «Людям отдать сердце» и «Дорогой отцов». Пионерские отряды проводили тематические сборы: «Герои не умирают», «Чистое небо над Родиной». На классных часах и общешкольных собраниях уделялось большое внимание следующим темам: «Есть такая профессия Родину защищать», «Офицер - профессия героическая», «Профессии мужественных».

В справке 1979 года о проведении городского смотра военно-патриотической работы в общеобразовательных школах г. Норильска и поселках была поставлена главная задача: воспитать у каждого подростка патриотизм. С этой целью продолжали проводить все указанные выше мероприятия.

В 1980 году продолжили работу музеи в школах № 8, 9, 10, 14,17, 21. Проводились поисковые работы, собраны ценные экспонаты, повествующие о героизме военных и современных дней советских людей.

Практика убедительно свидетельствовала о том, что одним из важных средств военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, а также формирование нравственных качеств является спортивная игра. Так в школах № 4, 10, 13, 21, 22 в системе проводилась игра «Северное Сияние», дан старт военно - спортивным играм «Зарница» и «Орленок». В школе № 10 работала военно-патриотическая организация «Дзержинец». В справке за 1981 год о проведении Всесоюзной пионерской военно - спортивной игре «Зарница» в целях указывается не только физическое воспитание, но и военно-патриотическое.

На мой взгляд, все вышеперечисленные мероприятия, проводимые в комплексе и охватывающие разные возрастные категории детей, формировали чувство патриотизма и гордость за то, что живешь в советской стране. Мне кажется, политическая нестабильность в государстве 1990е гг., связанная с распадом СССР, привела к сбою в отлаженном механизме работы военно-патриотической направленности. Критика всех дел советско – патриоти-ческой пропаганды, изменение идеологии привели к исчезновению общих коллективных дел, работе музеев и т.д. все это привело к негативным последствиям. А именно: подростки и молодежь, в большинстве своем, не испытывали патриотических чувств, потому что не знали истории своей Родины, ее героев.

Отсутствие патриотизма, незнание своей истории, незаинтересованность в каких-либо делах, отсутствия коллективных мероприятий привело к следующему: в целом по России в 1990 годы увеличилось количество преступлений среди подростков. Связи с этим, непродуманная государственная политика в данный период привела к тяжелым последствиям. Думаю, что государство, наблюдая данную картину, начало более активно участвовать в поднятии патриотических чувств подростков и молодежи. Таким образом, в конце 1990 годов городскими властями начали инициироваться разнообразные мероприятия: военно-патриотическая игра «Патриот», слет активов «Школьная пора», Декада Памяти ко Дню Победы, «Мы - верные сыны твои, Отечество, День Репрес ­сированных, движение скаутов, конкурс «Моя малая Родина», организован военно - патриотический лагерь «Мальчишки Севера».

В 1990году губернатор Красноярского края А. Лебедь основал Норильский кадетский корпус под Минусинском.

В 2002 году на склоне горы в районе Комсомольского парка был открыт монумент памяти норильчан, погибших в Афганистане и локальных конфликтах, автором которого является Л. Шайгуллина, «Черный Тюльпан».

В рамках реализации проектов «Мальчишеский спецназ» были проведены соответст­вующие мероприятия в школе № 20.

Городские конкурсы чтецов, поэтов и художников по темам: «Таймыр - мой родной дом», «Тебе, Комбинат, посвящается». Стартовал проект «Гражданское становление и патриотическое воспитание детей и молодежи в ОУ Красноярского края».

В 2006 году государством была принята программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010гг.», основной целью которой является создание условий для совершенствования общественно-государственной системы гражданского патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для формирования социально -активной личности гражданина и патриота. Обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите, выполнению конституционных обязанностей. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. продолжить создание системы патриотического воспитания детей и молодежи;

2. совершенствовать нормативно-правовую и организационно-методическую базу патриотического воспитания;

3. шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;

4. повышать качества патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;

5. проводить научно обоснованную, организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей России.

Современная норильская молодежь в отношении данной проблемы не отличается от других молодых людей нашей страны в целом.

Многие мои сверстники не знают историю нашего города, известных личностей, которые внесли огромный вклад в развитие Норильска, участников ВОВ, тружеников тыла, историю Норильлага.

На мой взгляд, необходимо продолжить работу как со стороны соответствующих органов власти, так в целом по России и в НПР в частности, в следующих направлениях:

1. проводить классные часы на патриотические темы;

2. больше внимания уделять данной тематике на уроках, ввести уроки НВП;

3. продолжать работу по проведению мероприятий ко Дню Победы, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Репрессированных;

4. организовывать военно-спортивные игры «Патриот», «Зарница» и др.;

5. увеличить количество военно-спортивных лагерей;

6. уделять особое внимание созданию детских организаций и объединений;

7. в СМИ пропагандировать патриотическую тематику;

8. проводить больше конкурсов, смотров, слетов;

9. реализовывать в большом количестве акции, проекты (такие как «Моя малая Родина» и др.), так как через семью, школу, город, край формируется патриотизм к Родине в целом;

10. посещать музеи, городской архив, картинные галереи, в целях изучения истории своего края, воспитания любви и уважения к Малой Родине;

11. создание в городе Норильске Центра военно-патриотического воспитания подростков и молодежи;

12. необходимо в системе разработать основные этапы по формированию патриотизма подрастающего поколения с улетом особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений, построить и реализовать новую систему патриотического воспитания для различных категорий российской молодежи.

Для всех данных мероприятий необходимо достаточное количество средств, количество которых зависит от государства в целом и властей города в частности. Хотя конечно многое зависит и от желания самих граждан участвовать в решении этого вопроса.

На данном этапе, как мне кажется, это самая главная проблема. Работа, проводимая отделом воспитания УО в конце 20 - начале 21 веков, показывает достаточно высокий уровень заинтересованности государства и города в данном вопросе.

Главнейшая задача - возродить то, что было, потому что в нем есть много хорошего. На мой взгляд, если городские власти будут продолжать проводить политику, которую начали в 1990 годы, то подрастающее поколение вырастет ответственным за свою семью, за свой город, край, страну. Ему будет чем гордиться и чем заниматься. Я думаю, что государство уже начало в системе проводить различные воспитательные мероприятия по формирование патриотизма у нашего поколения.

Какие бы сложные, противоречивые процессы не происходили в обществе, как бы не складывались отношения между различными социальными слоями, поколениями людей, проблема формирования духовности, нравственности, активной гражданской позиции, патриотизма остается актуальной всегда.

Эффективной работа по воспитанию патриотизма на мой взгляд, должна быть системной, как во второй половине 20 века, тогда она и будет продуктивной.



Литература.

1. Ж. «Отечественные архивы», № 6/2006г.

2. ФР, Р-10 опись № 1, дело № 61 «Документы по проверке учебно-воспитательных работ подведомственных учреждений». (Норильский государственный архив).

3. ФР, Р-10 опись № 1, дело № 280. Документы «О проведении военно - спортивной игры «Зарница» в школах и городах поселка». (Норильский государственный архив).

4. ФР, Р-10 опись № 1, дело № 114. Документы «О военно - патриотическом воспитании учащихся».

5. Л. Д. Пронникова «Планета культуры Норильска». М., 2006г.

6. Л. Н. Овчинникова «Норильская школа в истории города, в истории страны». (Норильск, 2004г.).

7. Ж. «Основы безопасности жизни», № 8/2002г.

8. Ж. «Воспитание школьников», № 3/2000г.

9. Ж. «Образование в современной школе», № 2/2000г.

10. Ж. «Норильский никель», № 1, 5/2004г.

11. Архивный отдел «Норильск и норильчане в Великой Отечественной войне», 2000г.

12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010гг.».

13. Н. И. Дроздов «Красноярье: пять веков истории», (Красноярск, 2004г.).

14. Л. Н. Овчинникова «Норильская школа в истории города, в истории страны», (Норильск, 2005г.).

15. Л. Б. Филатова «От творчества учителя - к успешности ученика», (Норильск, 2001г.).





Автор материала: Н. Трясугина (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.